Приход храма богоявления п. усть-уда

Зачем нам нужен храм

Представим себе ситуацию, что человек открыл для себя существование Бога, решил начать христианскую жизнь. Что ему делать с этим решением? Конечно, можно начать с того, что по максимуму отказаться от греховных привычек, которые были в жизни. Это очень важный и нужный этап, но недостаточный.

Посещение храма и богослужений нужно не Господу, а самому человекуВажно! Нужно понимать разницу между церковью, как зданием, где собираются верующие люди, и Церковью, как Домом Божиим. Последнее понятие установлено самим Иисусом Христом, о чем мы видим подтверждение в Евангелии от Матфея, где говорится о том, что на камне будет основана Церковь Христова и врата ада не одолеют ее

В этом тексте речь идет не о здании храма, а о Церкви как собрании верующих, как хранительнице христианства, Доме Божьем. Если в самом Евангелии сказано, что Церковь основана Господом, то почему верующие люди допускают сомнения в этом?

Последнее понятие установлено самим Иисусом Христом, о чем мы видим подтверждение в Евангелии от Матфея, где говорится о том, что на камне будет основана Церковь Христова и врата ада не одолеют ее. В этом тексте речь идет не о здании храма, а о Церкви как собрании верующих, как хранительнице христианства, Доме Божьем. Если в самом Евангелии сказано, что Церковь основана Господом, то почему верующие люди допускают сомнения в этом?

Многих новоначальных христиан отпугивает сложность и непонятность всего происходящего на церковных богослужениях. Церковнословянский язык кажется совершенно неразборчивым, а смысл следования службы — неясным. Но стоит человеку влиться в церковную жизнь, как от раза к разу он начнет все больше понимать происходящее. К тому же сейчас доступно множество литературы, поясняющей суть богослужения и вообще внешней атрибутики православной веры.

Что же касается внутреннего наполнения, то главное, что дарит нам церковь — это Святое Причастие. Невозможно, будучи вне храма, приобщаться Святых Христовых Тайн. А ведь в то же время мы четко видим в Евангелии от Иоанна прямой призыв делать это постоянно — «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Суть этих слов в том, что соединиться с Господом можно только через установленную им же Евхаристию, Святое Причастие. А оно невозможно вне церкви.

Почему Причастие имеет такое большое значение? Потому что Господь не только Создатель и Творец всего, но он еще и Спаситель. И пришел он спасти людей путем вочеловечевания, то есть, приняв в Себя человеческий лик и плоть. И Евхаристия — это то Таинство, которое позволяет нам физически соприкоснуться с тем самым Богом, который 2000 лет назад ходил по нашей земле.


В церкви верующие люди причащаются Тела и Крови Христовых

Духовное значение Причастия огромно и переоценить его сложно. Как еда является пищей для нашего тела, так и Причастие является пищей для нашей души. Если мы перестанем кормить тело, оно будет болеть и усыхать. То же самое происходит и с нашей душой, когда мы лишаем ее духовной пищи.

Важно! Нужно помнить, что преемственность благодати православная церковь несет от самих апостолов. Это означает, что за все 2000 лет христианства можно проследить, как передавалась благодать через рукоположение от апостолов до нынешних предстоятелей нашей церкви

Отрицая церковь, человек отрицает и само христианство, потому что Господь входит в наши души не просто так, а через принятие Таинств, через исповедь и покаяние.

Зачем нужны посредники?

Количество верующих и церковных людей не одинаково. Ведь церковная жизнь включает в себя правила, обязанности, ограничения. Не говорю, что она состоит только из ограничений и обязанностей, но они есть. Эти-то ограничения и останавливают немалое число верующих на пороге Церкви. Таинство Крещения да маленький нательный крестик на шнурке или цепочке остаются для них единственной связью с православием.

Есть люди добрые, трудолюбивые, порядочные от природы или благодаря воспитанию. Казалось бы, зачем им нужна Церковь? Может они могли бы достичь Царства Небесного и без нее?

Человеку, никогда не совершавшему дурных поступков, трудно поверить, что его душа может погибнуть, что и ей нужна помощь. Однако попробуйте спросить такого, во всем порядочного, человека, откуда у него взялось мнение о своей порядочности? Отсутствие упреков совести? Но есть люди, у которых совесть вообще молчит. У нас немалая часть преступников считают себя невинно пострадавшими.

Может быть, это мнение других людей? Но, если это друзья или знакомые, где уверенность, что они объективны? Личное мнение? Но можно привести множество примеров, когда человек рассматривает свою порядочность просто на фоне непорядочности других. «Пью, но на свои», «часто упрекаю, но не бью», «беру взятки, но борзыми щенками».

Грех познается лишь на фоне отсутствия греха, то есть Истины. А это возможно только в Церкви, где пребывает эта Истина, которая есть Христос.

Прожить жизнь порядочным, честным человеком можно, но спастись без Церкви нельзя.

К прочтению  Православные заключенные в ливии обратились с письмом к патриарху кириллу

«Невидимая» вера

О вере также можно услышать: «Он очень верующий человек, но верит в душе. Без всяких внешних атрибутов». Говорят, полагая, что вера в Бога, как явление духовное, должна быть невидимой.

На самом деле вера всего лишь отчасти невидима, потому что живая вера непременно выразит себя внешним образом. Так же, как Бог, Который есть Всесовершенный Дух, невидим, но проявления Его могут быть видны. Тому пример – весь наш сотворенный Господом видимый мир.

О вере в душе, или, еще усугубляя – вере в глубине души, обычно говорят с оттенком некоторого превосходства перед верой видимой, с внешними атрибутами. Еще бы! Ведь внешнее так легко подделать, а в глубине души нет надобности фальшивить. Все равно никому не видно, что там, на донышке, находится. Поэтому считается, что вера-невидимка – более настоящая и заслуживает большего уважения. Правда, чем отличается глубинно-верующий человек от неверующего не совсем понятно…

Да мы и не станем сравнивать, а лучше предоставим слово святителю Феофану Затворнику:

В доказательство того, что истинная вера выражает себя и во взоре, и в движении, приведу некоторое воспоминание.

Это сейчас в церковные праздники все могут беспрепятственно посещать храм. И верующие, и просто любопытные. Лет сорок назад попасть на пасхальную службу просто так, поглазеть, было не так-то просто. Перед церковными калитками и дверями стоял кордон из дружинников-комсомольцев. Они должны были пропускать в церковь верующих и не пускать – любопытствующих.

Задание деликатное и на первый взгляд – трудное. Ладно еще, если лишний десяток случайных зевак проглядишь и пустишь на службу, а если верующему человеку вход преградишь? Ведь вся эта пропускная кампания была устроена якобы исключительно в интересах верующих.

Частично оно, конечно, так и было. Но что интересно, сколько я ни наблюдал за дружинниками, не помню, чтобы они хоть раз ошиблись именно в отношении верующих и кого-то из них не пустили. Хотя они не спрашивали: верит человек в Бога или просто посмотреть пришел. Верующих они сразу определяли. Значит, невидимая вера как-то видимым образом проявлялась «и во взоре, и в движении».

Вера непременно выражает себя и в образе жизни, а именно – в благочестии, то есть в благом почитании Бога, в устроении своей жизни по Божиему закону.

К сожалению, сегодня расхожее понятие духовной жизни несколько иное, чем в Церкви. Сегодня духовной жизнью принято называть чтение журналов, посещение театров, концертов, выставок, клубов, светских тусовок. В этом смысле самые духовные люди в нашем обществе это артисты, художники, телеведущие. Попробуйте сказать, что художник такой-то или артист сякой-то не живет духовной жизнью. Вас засмеют. В духовности слесаря или повара еще могут усомниться, но в духовности артиста или модельера – никогда.

Правда, такая духовность ни к чему не обязывает и благочестие ей не к чему. Она вполне совместима и с самой грубой лексикой, и с участием в развращающих нравы телепроектах, и с грехами против естества. Но речь не о ней.

Вера в Бога подразумевает стремление к праведности, то есть к состоянию правоты перед Богом. Не некое сердечное стремление, не видимое постороннему оку, а вполне конкретное, проявляющееся в делах, поступках, словах. Вера человека усматривается не из его заявления о ней, не из его душевного устроения и интеллекта, а из его действий, поведения, отношений с другими людьми, из его оценки своих поступков.

Веришь в душе? Но во что? Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением, – говорит Апостол (1 Пет. 3, 15). Веруя, мы непременно должны знать, во что веруем. Именно поэтому при крещении взрослого человека от него требуется прочтение Символа веры, то есть молитвы, где последовательно перечисляются объекты его веры, понятия и явления составляющие ее. А как же иначе?

Когда о своей вере говорят: «Верю, но в душе» – чаще всего лукавят. Лукавят из боязни жизненных изменений, боясь духовной жизни, как лишней нагрузки. Так проще – верить в глубине души, не давая воли своей вере, никак не обозначая ее. Но есть ли смысл в такой законсервированной вере? Приближает ли она к спасению? Дает ли надежду на жизнь вечную?

К прочтению  Канон святому великомученику георгию победоносцу на обновление храма в лидде

Блудный сын

Созданный по образу и подобию Божьему, человек изначально является носителем истинного богоподобия, но его высокое царственное достоинство находится после изгнания Адама из рая под знаком морального и физического унижения; человек жалок в своей физической обреченности и в своей моральной подверженности страстям.

Каждый потомок ветхого Адама, в силу того, что он не приобщен и не освящен Божественной благодатью, есть по своему состоянию блудный сын. Описанное в Евангелии от Луки обращение блудного сына есть образ обретения человеком истинной религиозности, актуально воплощенной через вступление человека в благодатный союз с Богом.

Евангельская притча о блудном сыне содержит глубокий и ясный ответ на предложенный в заглавии вопрос. Блудному сыну, вспомнившему в горестных обстоятельствах своего отца, вовсе не достаточно было иметь отца «в душе», – несчастному молодому человеку, чтобы избежать неминуемой гибели от голода, было необходимо пойти в дом отца своего.

Только в доме могла произойти встреча с отцом, только в доме он мог оказаться в восторженных и сердечных отеческих объятиях, и только в доме, являющемся символическим обозначением храма, он мог облечься в новую одежду – символ крещения, получить драгоценный перстень – символ миропомазания и стать участником торжественной праздничной трапезы – символ Божественной евхаристии.

Каждый человек, чтобы избежать вечной духовной погибели, чтобы облечься в потерянное прежнее богоподобное достоинство, чтобы в постоянном духовном обновлении украшаться драгоценными добродетелями, чтобы иметь во Христе общение с Отцом в благодати Святого Духа, чтобы быть наследником воскресения и вечной жизни, должен обязательно находиться в спасительной и живоносной ограде Церкви, в доме Бога Живого, то есть должен всегда ходить в храм Божий.

Почему многие христиане сегодня не хотят ходить в храм

Еще столетие назад ходить в храм в воскресные и праздничные дни было абсолютно естественным занятием, не вызывавшим множества вопросов. Помимо веры, в народе существовала еще и традиция, которая приучала всех чтить основы христианства.

Годы советской власти и безбожия не прошли даром, и наш народ отвык от походов в храм. Там остались самые стойкие и те, кто точно понимали, зачем пришли. Но общая масса людей потеряла навык хождения в храм, а следом за этим потеряла и веру.


Божественная литургия в православном храме

Сегодня ситуация меняется и храмы заполняются людьми, которые уже осознанно приходят к Богу. Но к сожалению, далеко не все там остаются.

Многих отталкивает внешний формализм, который действительно присутствует в современных храмах. Это беда нашего времени, но не это суть христианства. И если вы идете именно к Богу, вам будет все равно, на какой машине приехал священник и какие он носит часы.

А если уж это так принципиально важно — можно поехать в глубинку, в маленький поселковый храм, куда батюшка приезжает на велосипеде. Эти внешние вещи вообще не играют никакой роли для спасения души конкретного человека, но могут очень отвлекать и затмевать главное

Более того, начинающие христиане часто думают, что вот они придут в храм и встретят там только хороших, светлых, ласковых и добрых людей. А на практике выходит, что там тебя толкнут, там обругают, там замечание какое-то сделают. И человек уходит, разобидевшись на весь мир.

Важно! По словам святых отцов, храм — это место сборища не святых людей, а кающихся грешников. Нужно различать грехи каждого отдельного человека и учение Православной Церкви

Когда кто-то грешит (будь то злобная старушка со свечами или нерадивый священник), ответ за это будет держать только он сам. Точно так же и мы должны приходить в храм и смотреть на себя, на свои грехи, а не на марку автомобиля настоятеля. Каждый будет держать ответ перед Господом только за свои поступки и мысли, поэтому совершенно бессмысленно пенять на других, когда свои грехи терзают душу

Нужно различать грехи каждого отдельного человека и учение Православной Церкви. Когда кто-то грешит (будь то злобная старушка со свечами или нерадивый священник), ответ за это будет держать только он сам. Точно так же и мы должны приходить в храм и смотреть на себя, на свои грехи, а не на марку автомобиля настоятеля. Каждый будет держать ответ перед Господом только за свои поступки и мысли, поэтому совершенно бессмысленно пенять на других, когда свои грехи терзают душу.

Один московский священник привел такую аналогию: если вам нагрубили в булочной, вы же не перестанете в принципе покупать хлеб? Вы просто найдете другую булочную. Этот простой пример применим и к церкви — в ней мы можем приобщиться Хлеба вечной жизни, которым является Христос. И если мы по своей глупости лишаем себя такого великого Дара, потому что кто-то в храме ведет себя неподобающим образом, то кому хуже мы делаем? Только себе.

Если Бог в сердце, зачем ходить в Церковь? Протоиерей Андрей Ткачев

К прочтению  Архиепископ иларион (алфеев) совершил визит в китай

Храм в домостроительстве человеческого спасения

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

Бог сотворил человека с присущей ему способностью к трансценденции, определяющей символический характер его духовной деятельности, которая распространяется на область его религиозной жизни и на другие области его символической деятельности – искусство и науку. В религиозной жизни храм является необходимой институциональной формой символической деятельности человека, подобно тому, как в сфере искусства такой институциональной формой являются театр и музей, а в сфере науки – школа и университет.

Реализуя себя в сфере религиозной жизни как в одной из сфер символической деятельности через свою причастность к соборному религиозному опыту всего собрания народа Божия в храме, человек становится способным преодолевать инертность и косность природного, стихийного начала своего бытия и восходить в область трансцендентного смысла и высших духовных ценностей.

Подготовила Мария Строганова

***

Протоиерей Сергий Николаев

Обращаясь к христианам греческого города Коринфа, апостол Павел писал: «…к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор. 15, 34). Апостол упрекает не язычников, действительно не знавших истинного Бога, а своих же братьев по вере. Почему же? За что?

Да потому, что представление о Боге у немалой части христиан коринфской общины не выходило за рамки: «Он существует». Дальше начиналось неведение. Неведомы были ни свойства Божии, ни дела Его. Вера жила сама по себе, не имея плода, не имея практики, не воплощая себя в делах и стремлениях.

Каким был человек до просвещения словом Христовым, таким и оставался.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: