Вопрос священнику

Вопросы священнику

Всех ли прощает Бог

Апостол Павел подчеркивает, что нераскаянное сердце собирает гнев на голову грешника. (Рим.2:5-6)

Дьявол всеми силами будет препятствовать раскаянию, показывая, что грех не так страшен, стыдится нечего и все пройдет само собой.

При покаянии христиане должны не только мысленно раскаяться в совершенном грехе, но при этом простить людей, которые содействовали нечестивым проступкам.

Покаяние в храме

Закоренелые грешники сами обкрадывают себя, поставив на своем прощении крест из-за множества злодеяний. Некоторые из них впадают в отчаяние и уныние, что является недоверием Творцу и новым прегрешением.

Падшие люди даже не догадываются, как милостив Отец на Небесах, который готов принять в Свои объятья всех, кто раскается в грехах. Господь прощает всякий грех, в котором человек искренне покаялся.

Другой частью людей, которые редко каются, являются самоправедные христиане. Они уже надели на головы венки святости, забыв слова Иисуса, что на земле все грешники.

В социальной сфере нет такого слова, как «покаяние», человек, совершивший нехороший поступок, раскаивается и просит прощение. Но здесь нет присутствия Святого Духа и осознания своего прегрешения перед Богом. С точки зрения православия раскаяние и покаяние имеют одинаковый смысл, когда грешник не только осознает свой грех, он его начинает ненавидеть.

В случае обмана, кражи, убийства падший христианин переступает через гордость, стыд, малодушие и просит прощение у тех, кто пострадал, старается возместить убытки, а только потом идет на исповедь и приносит свой грех перед престолом Творца.

Иисус знает падшую природу сего мира, но человек, созданный по образу и подобию Творца, призван жить в Царстве мира, покоя, благосостояния в любви и здоровье уже на земле. Царство Небесное сходит на землю по воле Божьей, по Его благодати для тех православных верующих, которые осознают силу раскаяния и исповедания.

Для некрещеного человека нет покаяния в православии, нет Бога, не открываются врата благодати. Как больному трудно излечиться от страшной болезни без помощи врачей, так и неверующему человеку невозможно познать милость и прощение Всевышнего без православного крещения.

Те люди, которым не открыта благодать понимания Исповеди и Причастия, говорят, что православным христианам хорошо жить, каются и грешат, и снова каются.

Важно! Во время покаяния, которое по-гречески означает изменение, приходит страх Божий, наступает ощущение своей нечистоты перед Богом. Любая вызывает отвращение к самому себе и желание поскорее отмыться перед лицом Творца

Искренне покаявшись, люди уже никогда не вернуться к прежнему греху, они постоянно контролируют свои слова, эмоции, действия, сообразуя их с заповедями Господними.

Прощение в христианстве

Не надо обольщаться, порой и самые верные дети Творца падают морально, душевно, физически, но у них есть всегда рядом Божья рука, благословенная помощь, приходящая через раскаяние и исповедание.

Зачем каяться, если Богу известны все грехи человека

Творец создал на земле не роботов, а людей, у которых есть чувства, эмоции, дух, душа и тело. Вседержитель видит все прегрешения человека, совершенные не по Его воле, а при пособничестве бесов.

Пока человек не покается, дьявол имеет над ним силу, Создатель не касается к нечистой, грешной душе.

Только по воле православного верующего Спаситель дарует ему спасение и благодать в земной жизни, но для этого человеку нужно признаться в своих грехах, очиститься от них, как от сорняков и покаяться. Искреннее раскаяние слышит Бог и дьявол, перед которым захлопываются все двери и он лишается всех прав на кающегося некогда грешника, а после покаяния — и праведника.

Приходам не хватает средств, которые жертвуют прихожане

— Как отразятся изоляционные меры на экономике прихода?

— Вот я пришел в храм на службу, нас всего трое — алтарник, певчая и я. Уж какая здесь экономика. 

Да, есть такое понятие, как экономика прихода. Она в это время будет подорвана. Но и до этого была не очень: растут коммунальные платежи, всякого рода отчисления — и все это на фоне обнищания народа. Сейчас еще каждый приход как юридическое лицо обязан заключить договор с региональным оператором на вывоз мусора. Причем даже те приходы, которые не производят никаких коммунальных отходов.  

Вернемся к экономике. Понятно, что количество пожертвований напрямую связано с числом пришедших в храм, но я же не могу рисковать жизнью людей и писать объявления: «Приходите — каждый день у нас будут проводиться соборования». Зачем? Для повышения сбора пожертвований? Когда я слышу в таких случаях о маловерии, я понимаю, что имею дело с очень безответственными людьми, которые не слышат ни Патриарха, ни власти, ни голоса разума.

— Да, приходам без пожертвований — тяжело. Где проходит грань, после которой экономическая составляющая начинает доминировать?

— Эту грань мы уже давно переступили. Подавляющее число приходов не живет на средства, пожертвованные своими прихожанами. 

Каждый священник стоит перед выбором — превращаться ли ему в требоисполнителя, которому, чтобы прокормить свою семью, нужно все время держать ухо востро и не пропустить желания людей — освятить квартиру, автомобиль и так далее. Если в древней Церкви все было связано с литургией: была крещальная литургия, во время венчания супруги причащались вместе, то сейчас очень многое существует в отрыве от Евхаристии.

А священникам нужно жить, причем порой они служат в таких приходах, где мало прихожан, а значит, мало средств. Если даже в храм приходят люди, кто они — ответственные постоянные прихожане, понимающие, что приход нужно содержать, платить за коммунальные услуги, или просто «захожане», которые зашли в один храм, потом через пару месяцев — в другой и никакого понимания того, что такое ТВОЙ приход, не имеют.

Священник вынужден сейчас думать не только о том, как прокормить свою семью, содержать приход, но и как найти деньги для епархии. И тогда он из священника превращается в «добытчика».

Понятно, что всегда были благотворители, которые помогали конкретному храму. Но как только меняется экономическая ситуация в худшую сторону — кризис и так далее, сразу становится меньше людей, которые жертвовали на какие-то благотворительные программы при храмах, на реставрацию, на украшения храмов и так далее. Для священника сейчас актуальным становится вопрос не как найти средства на роспись храма, а чем заплатить за отопление и свет. Причем коммунальные расходы растут. И какой выход из этой ситуации — я не знаю.

• Богословие

» постоянная ссылка

— Добрый день, батюшка.
Читал Евангелие и, последнее время, святоотеческую литературу.
Не могли бы Вы прояснить мне ряд возникших вопросов.
1. Как правильно понять фразу «Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» из Мф19-17? И правильно ли трактовать Мк 9.1 » И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» как предсказание о Преображении ?
2. Ещё недавно прочитал книгу иеромонаха Анатолия Берестова «Чёрные тучи над Россией, или бал колдунов», в которой он повествует об опасности связи с нечистыми духами, в т.ч. используя свой опыт работы в реабилитационном центре, занимавшимся лечением жертв оккультных сект. На стр.2 он приводит такой тезис: «Магия … есть именно сознательная связь с миром духов,… т.е. бесовским,… В данном случае под экстрасенсорикой мы понимаем именно то определение, которое дали в начале этой главы: экстрасенсорика есть внечувственное восприятие мира и воздействие на него. Другие проявления экстрасенсорики, как то: телепатия… гипноз и пр., вероятно, могут быть естественного происхождения — врожденного или приобретенного специальным обучением. Так, по крайней мере, считают некоторые святые отцы православия (св.преп. Силуан Афонский и др.) и так нам свидетельствуют … . На какие именно труды прп. Силуана Афонского и св. отцов ссылается автор в этом абзаце?
3. Святой Иоанн Лествичник в своём труде «Лествица», говоря о гордыне, писал: «Если от одной этой страсти, безо всякой другой, некто ниспал с неба: то должно исследовать, не возможно ли смирением, и без других добродетелей, взойти на небо?». Есть ли какие-то книги других старцев, где можно почитать рассуждения на данную тему?
Заранее спасибо за ответ, храни Вас Господь.

К прочтению  Православная церковь в россии: слишком много или слишком мало? прот. всеволод чаплин vs дмитрий лурье (+ видео)

—1. Юноша не знал и не считал, что Христос Бог, поэтому и получил замечание. Да, конечно, о Преображении.
2. Думаю, Вам стоит самому поискать. Я без такого же поиска ничего сказать не могу.
3. Да, конечно, очень много. Прочтите авву Дорофея. Помоги Господь!

Пример исповедальной речи

Дома, готовясь к исповеди, надо правильно выявить грехи и подготовиться к оглашению.

Люди, редко подходящие к таинству, испытывают чувства стыда и стеснения.

Чтобы подавить смущение в душе, они выдумывают высокопарную речь, приукрашивая сказанное и включая церковные выражения.

Это неправильно и не полезно; готовя исповедальную речь, помните, что это – разговор с Богом, ведущим человека изнутри, а чрезмерная напыщенность или самоедство заглушают истинные чувства.

Подготавливаясь к таинству и анализируя поступки, руководствуйтесь примерами грехов, описанных в таблице:

Группы грехов
Название
Описание
Против Бога
Хула на Бога
Недовольство жизнью, человек жалуется, ропщет, считает себя несчастнее других
Кощунство
Насмешки над церковными таинствами, обрядами, обычаями; анекдоты и юмор, церковной направленности, не важно, слушает человек или рассказывает
Клятвопреступления
Дающий клятвы согрешает пред Богом
Недержание слова
Любое данное слово или обет должны исполняться
Несовершение ежедневной молитвы, нерадение о душе
В молитве человек общается с Богом, без ее ежедневного совершения он отдаляется от Небесного Отца
Суеверие, обращение к гадалкам, шептухам
Это мерзость пред Господом
Против ближнего
Неуважение к родителям, старшим
Несоблюдение заповеди, данной Богом
Причинение обиды, осквернение ближнего
Обижая ближнего, наносится вред собственной душе
Клевета
Ложь наносит непоправимый вред
Ненависть, издевательство, унижение
Приравнивается к человекоубийству
Злопамятство
Свидетельствует о себялюбии, высокомерии
Осуждение
Кто осуждает ближнего, будет осуждаем Богом
Против себя
Лень, празднословие
Развращает душу
Ложь
Смертный грех
Лесть
То же, что и ложь
Нетерпение, маловерие
Слабая вера
Отчаянье, мысли о самоубийстве
Приравнивается к убийству

Приведенные в таблице грехи ежедневно совершает каждый человек, они вошли в обыденную жизнь, стали нормой, губя и развращая душу.

Но борьба с пороками – ежедневный подвиг, требующий огромного внимания и желания исправиться.

В одиночку человек не в силах возобладать с грехами, но заручившись помощью Создателя, под силу многое.

Более подробный перечень грехов и образец правильно составленной исповедальной речи представлен в православном молитвослове.

Совместимо ли смирение и защита своих прав?

Здравствуйте! Мне интересно ваше мнение относительно понятия «смирения». Ведь, чтобы быть настоящим мужчиной, нужно быть решительным, инициативным, твердым. Закрывание глаз на чье-то беззаконие, бескультурье или неуважение лишь порождает безнаказанность. Понятно, что есть исключения, когда нужно проявлять снисхождение – члены семьи, дети, пожилые люди, неопытные, случайно допустившие оплошность. Но в остальном смирение мало полезно в достижении целей.

Считаю, что нужно действовать спокойно без эмоций, призывая Божью помощь, но жестко и решительно. Просто в Евангелии в основном говорится о «…блаженны вы, егда поносят вам…», «блаженны кротции…». Да, Христос выгнал торгующих из храма. Но во многом проповедь Евангелия, а также предание святых отцов акцентируется именно на позиции непротивления и изолированного спасения своей души.

А я уверен, что настоящий мужчина должен: служить в армии – и, если требуется, воевать, защищая Родину. На гражданке – быть готовым защитить, если видишь насилие над беззащитным. Иметь активную гражданскую позицию – протестовать и бороться против насаждения мерзостей: кощунственных фильмов, однополых браков, абортов, ювенальных юстиций и пр. Выходить на митинги, на пикеты. Отвечать за поведение членов своей семьи и наставлять – жена и дети отражение главы семьи.

По мере сил пресекать и бескультурье – «гаркнуть» на любителя покурить в подъезде или посреди переполненной остановки, сделать замечание коллеге женского пола, у которой полушария выпадают из мини-шортиков, отбить у молодежи желание громко включать музыку посреди двора ночью, соседей научить, как это – не мусорить в подъезде.

Всегда и везде требовать к себе подобающего уважительного отношения, требовать надлежащего качества товаров и услуг, за которые платишь. Следом «подтянется» и персонал, когда на горизонте требовательный человек – они «включают голову». Быть юридически подкованным и уметь отстаивать свои права с административными структурами – ЖКХ, управы районов, инспекции и прочее. Будет тогда и свет во дворе, и экономия, и штрафы несправедливые платить не нужно. Петр.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Петр!

Смирение прежде всего – не считать себя выше других и не быть о себе высокого мнения. Не молиться, например, и не относиться к окружающим, как делал фарисей: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи» и далее по тексту (Лк. 18: 9-14). В общем, не считать себя лучше других, а скорее других почитать выше себя. Но это совсем не исключает того, что написали Вы дальше!

Апостол Павел по всем подобным ситуациям как раз призывает почитать существующие власти, поскольку именно для этих целей они и установлены: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13: 4). Для этих целей как раз и армия, и полиция существует, и суды, и прочие установления. Если же сама власть плохо выполняет свое предназначение, естественно, приходится объединяться снизу и отстаивать свои права, никуда не денешься.

Предание святых отцов весьма многообразное, но каждая эпоха и в том числе каждый из нас может выбрать из этого многообразия то, что ему ближе и что больше нравится, тем самым невольно искажая общую картину. Сейчас господствует индивидуализм, к сожалению, в том числе среди верующих, поэтому и любят делать акцент на «изолированное спасение своей души». Хотя в одиночку как раз никто спастись не может, не выполнив заповеди о любви к ближним.

Три возможных пути покаяния

Только ангелы не падают, а бесы не могут подняться перед Творцом, а человеку дано как падать, так и пониматься. Человеческое падение не является приговором на всю жизнь. Иисус через прегрешения воспитывает христианский характер, которому свойственны:

  • покаяние;
  • послушание;
  • терпимость;
  • поклонению Богу;
  • любовь к ближнему.

Не родился еще на земле, кроме Спасителя Иисуса Христа, человек, который бы прожил свою жизнь в полной святости, не согрешая.

Ярким примером может быть жизнь апостола Петра, в гневе отрубившего воину ухо, преступив через повеления Иисуса, которого потом трижды отрекся. Христос, видя искреннее раскаяние Своего учения, сделал его краеугольным камнем христианской церкви.

Почему Иуда предал и повесился, совесть замучила, а покаяния и веры не было, неужели бы Господь не простил ему искреннего покаяния?

Важно! Раскаяние перед Богом в уединении может исправить многие прегрешения, отпустить всякий стыд, который держит и не дает прийти на исповедь. Только в мертвых сердцам не живет стыд, сожаление о содеянном, раскаяние и понимание тяжести проступка

Как только человек кается, на Небесах поют ангелы. (Луки 15:7)

Только в мертвых сердцам не живет стыд, сожаление о содеянном, раскаяние и понимание тяжести проступка. Как только человек кается, на Небесах поют ангелы. (Луки 15:7)

Нераскаянный грех подобен болезни, если сразу не избавится от пагубных привычек, то со временем сгниет все тело. Поэтому откладывать раскаяние на потом очень опасно.

В течение дня Вседержитель много раз дает человеку возможность покаяться в совершенном проступке:

  • сразу после содеянного греха;
  • во время утреннего и вечернего правила;
  • во время исповедания.

При раскаянии читается молитва каждый раз, когда христианин вспоминает о каком-то прегрешении, совершенном в течение дня.

Как православие относится к киберспорту и компьютерным играм вообще, если им уделяется немного времени?

Как православие относится к киберспорту и компьютерным играм вообще, если им уделяется немного времени, это не вредит семейным отношениям человека и он умеет отделять реальное от виртуального? Георгий.

Отвечает священник Игорь Дудко:

Здравствуйте, Георгий!

«Немного времени» – понятие относительное. Для кого-то это означает час в день, а для кого-то и 3 часов бывает недостаточно. В данной ситуации человек должен сам иметь для себя мерило, достаточно ли он совершенен духовно, интеллектуально и физически, чтобы посвящать свободное время компьютерным играм. Решение остается только за Вами.

Как подходить к батюшке для исповеди

Приняв решение исповедаться, отнеситесь к нему со всей ответственностью:

  • Подумайте о прегрешениях.
  • Примиритесь с близкими.
  • Простите обиды.
  • Попросите прощения.

Люди, впервые пришедшие на исповедь, затрудняются обратиться к священнику, не зная:

  • С какими словами правильно подойти к архиерею.
  • Что говорить на исповеди.
  • Какие вопросы задает священник и др.

Многие теряются и боятся выглядеть нелепо.

На сайте «Азбука веры» подробно объясняется данный вопрос, где онлайн любой желающий узнает основные правила:

  1. Готовясь дома к исповеди, обратитесь с молитвой к Богу с просьбой открыть содеянные грехи.
  2. Идя в церковь, не надейтесь на память, а запишите свои грехи на бумажке. Многие, подходя к аналою, где происходит исповедь, от переживания забывают о чем сказать.
  3. Подойдя к батюшке, выполняется поклон головой и, сложив руки крестообразно перед собой, просится о благословении.
  4. Затем положить два пальца правой руки на Святое Распятие, голову – на Библию.
  5. Священник покрывает кающегося частью одеяния (епитрахилью), спрашивает имя и просит назвать грехи, совершенные человеком.
  6. Если обратившийся затрудняется сказать необходимые слова, духовник задает некоторые наводящие вопросы.
  7. После окончания таинства, над кающимся произносится разрешительная молитва и снимается с головы покрывало.
  8. Кающийся крестится, целует Распятие и Библию.
  9. Священник дает поцеловать руку и благословляет совершившего покаяние.

Обратите внимание! В таинстве исповеди человек остается один на один с Богом, а священник – лишь свидетель примирения

В некоторых приходах причащают так, как и до пандемии

— Почему возникло столько споров, разногласий вокруг рекомендации протирать лжицу салфеткой со спиртом?

— Потому, что многие воспринимают лжицу как святыню. Да, с одной стороны, лжица — особый предмет богослужебного обихода, мы их освящаем, как и другие предметы Евхаристического набора. С другой — нельзя же путать Тело и Кровь Христовы с теми предметами, которые к ним прикасаются. 

Здесь уместно вспомнить, что послужило причиной возникновения иконоборческой ереси — это, в том числе, и почитание икон, граничащее с идолопоклонством. Не напоминает вам, хоть отчасти, это сегодняшнюю нашу ситуацию?

Коронавирус и причастие. Почему очищение лжицы ради каждого стало проблемой

Вообще сейчас возникают вопросы, о которых мы раньше не задумывались. Мирянину нельзя прикасаться к дискосу, потиру, но причащаться нам всем из одной Чаши можно…

Многие думают, что Тело и Кровь Христовы являются дезинфицирующим средством. Именно так считают утверждающие, что через прикосновение к Чаше нельзя заразиться. Отец Стефан Домусчи недавно написал в фейсбуке об этом целую статью, где, в частности, говорит о том, что странно думать, будто кусочек мела, отвалившийся от потолка и упавший в Чашу, перестанет быть мелом, и соответственно вирус от прикосновения больного человека к Чаше останется вирусом. Можно вспомнить и указания учительного известия, как нужно поступить с попавшим в Чашу насекомым.

Вирус — это то самое инородное тело, «насекомое», только невидимое глазу. И через необработанную антисептиком лжицу он спокойно может передаться другому.

И лжица — это предмет обихода, а не «волшебная палочка».

Но почему-то многие этот вопрос переводят в плоскость маловерия… Конечно, Господу все возможно, но зачем искушать Его.

И получается, что форма обряда становится важнее самого таинства.  

Один священник рассказал мне, что человек, который был в храме, где соблюдались меры предосторожности, предписанные священноначалием, сказал: «Мы что, уже не православные, если лжицы спиртом протираем?!» Если из-за такой незначительной, временной меры возникают споры, то что будет, если возникнет разговор на более серьезные темы?

Конечно, есть много вопросов, на которые невозможно дать четкого определения. Поэтому и существуют разные богословские мнения. Но в большинстве случаев такая упертость, непреклонность, агрессивность со стороны прихожан держится на невежестве. А оно возникает как раз тогда, когда акценты делают исключительно на обрядовых формах благочестия. На внешнем, а не на содержании.

Со всем спорным нужно разбираться и давать четкие установки, именно этого сейчас ждет духовенство от своего священноначалия. Раньше такой острой необходимости в этом не было, церковная жизнь двигалась по привычной колее, а сейчас — появились вопросы, которые нужно решать очень быстро.

— Священники — служат, приходят домой причастить тех, кто их просит. То есть в сегодняшней обстановке они подвергаются риску?

Прихожане «геройствуют», а храмы могут остаться без Евхаристии

— Да, серьезнейшему. Сейчас уже есть рекомендации по мерам защиты для священников, приехавших на дом к пожилым людям. 

Но и сами священники, того не подозревая, могут быть инфицированными. Мне кажется, что прежде чем исполнять инструкции об особенностях служения священников во время пандемии, нужно организовывать для духовенства медицинские осмотры, с тем, чтобы мы сами и прихожане были уверены в том, что здоровы.

Но ничего подобного нет

Зато, опять же к сожалению, я знаю немало историй, когда, вопреки благословению священноначалия, в некоторых приходах ничего не изменилось, как причащали народ несколько месяцев назад, так и продолжают причащать без всяких мер предосторожности. 

Хочу ли я этого?

Однако, чаще всего нас интересует то, где и как именно проявляется Божий замысел в ситуациях, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Встречается девушка с молодым человеком, они общаются, дружат. Естественно, она хочет знать, есть ли Его воля на то, чтобы они были вместе, вступили в брак? Или же подает вчерашний школьник документы в ВУЗ, о котором мечтал и о поступлении в который молился: получится или нет? Или, например, юноша учится в семинарии и искренне желает принять священнический сан. Будет ли воля Божия на это, пошлет ли Он ему хорошую жену или сподобит стать монахом, чтобы тот смог рукоположиться, или, может, дальнейшая деятельность этого юноши никогда не будет напрямую связана с Церковью?

Когда мы задаемся подобными вопросами, то прежде чем в молитве испрашивать Его волю, необходимо честно спросить самого себя: а действительно ли я желаю знать ответ Бога? Доверяю ли я Ему настолько, что даже если обстоятельства сложатся вопреки моему желанию, я не испугаюсь и не буду роптать? Или же, повторяя слова «Да будет Воля твоя», на самом деле очень хочу, чтобы была моя воля, но чтобы в этот момент она совпала с волей Бога, о чем много говорил митрополит Антоний Сурожский?

Как часто, желая услышать Его ответ, мы боимся, что он будет не таким, как нам хочется. Очень страшно положиться на Небесного Отца и довериться Ему, потому что это кажется шагом в неизвестность. Однако, находясь в таком состоянии, человек не сможет услышать то, что говорит Господь. Бог очень тактичен, Он никогда не навязывает Свою волю, особенно если знание о ней принесет страдание. К тому же, Господь есть любовь, а в недоверии и страхе любви нет.

Поэтому, когда мы хотим узнать Божий замысел о нас в какой-то определенной ситуации, сначала нам необходимо открыть сердце для Бога: говорить с Ним, молиться о том, чтобы Он сам научил нас доверять Ему, и таким образом перестать Его бояться. Ведь словосочетание «Не бойтесь» — это как будто еще одна заповедь, иначе оно бы не встречалось в речах Спасителя чаще остальных. А дальше необходимо действовать в соответствии с желаниями, будь то создание семьи, поступление в институт, устройство на работу и т.д. При этом нужно слушать сердце и разум, не забывая молиться о том, чтобы не отпасть от Господа в своих поисках. Как говорится, у Бога нет рук, кроме наших; но и губ, чтобы молиться и просить, кроме наших, у Него тоже нет. Ведь если не просить явить Его волю, Господь не станет этого делать, иначе Он нарушит нашу свободу. А свобода, данная человеку — это проявление Божией воли о нем.

К прочтению  Русская церковь не претендует на территорию нового донского кладбища - патриархия

Как покаяться в своих грехах

Покаяние предполагает изменение образа мыслей и образа жизни. Согласно православному пониманию, словесная исповедь – лишь один из этапов покаяния. Сама «метанойя» — процесс, в котором выделяют:

  • раскаяние, то есть осознание своего падения. Этот этап необходим, но «застревание» на нем может привести к отчаянию от зрелища своих грехов. Самый яркий пример раскаяния без покаяния – Иуда, предавший Христа и от отчаяния совершивший самоубийство;
  • обращение к Богу, то есть поиск помощи Господа в преодолении своего падения;
  • собственно словесное исповедание грехов перед священником;
  • разрешение грехов, исходящее через священника от Самого Бога;
  • освобождение от грехов, укрепление в доброделании, то есть собственно изменение жизни. Этот этап требует постоянной помощи Божией, многие опытные духовники говорят, что человеку необходимо не столько своими силами пытаться справиться с грехом, сколько показать желание, произволение измениться.

    Аналой, Евангелие и Крест

Как соотносятся понятия «душа», «совесть» и «покаяние»

«Душа живая», дыхание жизни – дар Бога человеку, сотворенному «из праха земного» (Быт.1:7). Голос души – совесть человека. Как писал апостол Иоанн Богослов, «если сердце наше осуждает нас, кольми паче Бог? потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (Ин.3:20).

Подобно телу, требующему пищи и одежды, душе также необходимо удовлетворять ее потребности. Основная из них – потребность в общении со своим Творцом, Богом. Если человек удаляется от этого общения, он чувствует обличения совести – образа Божия в душе. Тогда человеку необходимо покаяние. Св. отцы советуют при подготовке к нему руководствоваться именно обличениями совести, но предостерегают, что совесть может умереть у человека, подавленная множеством мирских попечений.

Каждодневное исповедание грехов в домашней молитве

В молитвословах в числе вечерних молитв есть «Исповедание грехов повседневное». Кроме того, опытные духовники советуют проверять свою совесть по 3 молитве вечернего правила, 4 молитве перед Причащением.

Может ли покаяние исправить прошлое

Покаяние, конечно, не изменяет события прошлой жизни человека – «сделанного не воротишь». Но оно меняет отношение к этим событиям и, при помощи Божией, дарует силы на преодоление последствий сделанных грехов.

Как принести покаяние

Зачастую само Таинство Исповеди называют молитвой покаяния, ведь священник молится, чтобы Господь принял наше покаяние. Вот, как это происходит

  • Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме.

  • В храме нужно находиться в соответствующей одежде: мужчинам в брюках и рубашках хотя бы с коротким рукавом(не в шортах и майках), без головных уборов; женщинам в юбке ниже колена и платке (косынке, шарфе) — кстати, юбки и косынки можно бесплатно взять на время пребывания в храме.

  • На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).

  • Священник выйдет к месту исповеди — обычно там собирается группа исповедующихся, оно находится слева или справа у алтаря — и прочитает молитвы, начинающие Таинство. Затем в некоторых храмах, по традиции, прочитывается перечень грехов — на случай, если вы забыли некоторые грехи — священник призывает к покаянию в них (тех, которые совершили вы) и назвать свое имя. Это называется общая исповедь.

  • Затем в порядке очереди вы подходите к исповедальному столику. Священник может (это зависит от практики) взять листок с грехами у вас из рук, чтобы прочитать самому, или тогда читаете вслух вы сами. Если вы хотите рассказать ситуацию и покаяться в ней более подробно, или у вас есть вопрос по этой ситуации, по духовной жизни в целом — задайте его после перечисления грехов, до отпущения. После того, как вы завершили диалог со священником: просто перечислили грехи и сказали: «Каюсь», — или задали вопрос, получили на него ответ и поблагодарили, — назовите свое имя. Затем священник совершает отпущение грехов: вы наклоняетесь чуть ниже (некоторые люди встают на колени), накладывает вам на голову епитрахиль (кусок вышитой ткани с прорезью для шеи, означает пастырство священника), читает краткую молитву и крестит вашу голову поверх епитрахили.

  • Когда священник снимет епитрахиль с вашей головы, нужно сразу перекреститься, поцеловать сначала Крест, затем Евангелие, которые лежат перед вами на исповедальном аналое (высоком столике).

  • Если вы собираетесь на Причастие, возьмите благословение у священника: сложите перед ним ладони «лодочкой», правую на левую, скажите: «Благословите причаститься, я готовился (готовилась)». Во многих храмах священники просто благословляют всех после исповеди: поэтому, поцеловав Евангелие, посмотрите на священника — подзывает ли он следующего исповедника или ждет, когда вы закончите целование и возьмете благословение.

Накануне Исповеди или при тягости сердечной вы можете прочитать молитву покаяния онлайн на русском языке — это исповедание грехов ежедневное, которое читается в составе православного вечернего молитвенного правила:

«Исповедаю Тебе, Единому Господу Богу моему и Творцу, прославляемой всеми Святой Троице, Которому поклоняются все люди: Отцу, Сыну, и Святому Духу все мои грехи, которые я сделал во все дни жизни моей, которыми грешил каждый час, во время сегодняшнего дня и в прошедшие дни и ночи: делом, словом, мыслями, обжорством, пьянством, едой втайне от других, праздным обсуждением людей и вещей, унынием, ленью, спорами, непослушанием и обманом начальства, клеветой, осуждением, небрежным и невнимательным отношением к делам и людям, самолюбием и эгоизмом, жадностью, воровством, ложью, преступным получением прибыли, желанием легкой выгоды, ревностью, завистью, гневом, памятозлобием, злопамятством, ненавистью, взяточничеством или вымогательством и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, другими грехами душевными и телесными, которыми Тебя, моего Бога и Творца прогневал и причинил зло моему ближнему; обо всем этом жалея, виновным себя перед Тобой, Богом моим признаю и сам раскаиваюсь: только, Господи Боже мой, помоги мне, смиренно умоляю тебя со слезами: все совершенные грехи мои по милосердию Твоему прости мне, и избавь меня от всех, которые я перечислил в молитве Тебе, по Твоей Благой воле и любви ко всем людям. Аминь».

Да примет Господь ваше покаяние и поможет вам во всех делах!

С каких слов начать называть свои грехи и как правильно закончить

Многие не понимают грехов, не видя ничего предосудительного в содеянном, потому для совершения таинства примирения с Богом называют первые понравившиеся слова из общей памятки идущему на исповедь.

Это в корне неверно и не приносит пользы. Чтобы осмысленно подготовиться к таинству, детально воссоздайте в уме собственную жизнь, подмечая поступки, вызывающие чувство сожаления и раскаяния за содеянное.

Такие деяния необходимо называть при исповеди, ничего не приукрашивая и не приуменьшая.

Приступая к таинству, скажите Богу, что согрешили пред ним и начните перечислять совершенные неблаговидные поступки.   Во время разговора с Богом не надо во всех подробностях описывать содеянное, достаточно кратко произнести суть.

Окончив диалог скажите, что раскаиваетесь в содеянном и просите Господа простить грехи.

Священник, находясь рядом и являясь свидетелем произошедшего диалога, даст совет, как правильно себя вести в дальнейшей жизни, чтобы избавиться от подобных поступков.

Это интересно: Польза и вред поста для здоровья и организма

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: