Программа паломнического отдела ташкентской и узбекистанской епархии

Православие в узбекистане

История

В июне 1865 года отрядом генерала Михаила Черняева был захвачен Ташкент.

В 1868 году Туркестанский генерал-губернатор Константин Петрович фон Кауфман возбудил ходатайство об учреждении в областях Туркестанского Генерал-губернаторства особой епархии (ввиду отдалённости Оренбургского и Томского епархиальных управлений, к ведению которых относились церкви и духовенство вверенного ему края); однако, категорически не желая нахождения епархиального архиерея в Ташкенте, просил назначить местопребывание последнего в областном городе Семиреченской области — городе Верном. Ходатайство Кауфмана было «уважено по Высочайше утверждённому 1 мая 1871 года мнению Государственного Совета».

12 ноября 1871 года на новоучреждённую Туркестанскую кафедру был назначен епископ Софония (Сокольский) (ранее епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии; † 26 ноября 1877) с титулом «Ташкентский и Туркестанский».

C 1896 года епархиальное начальство возбуждало ходатайства о переносе (или образовании отдельной) кафедры в Ташкенте.

В 1900 году к епархии из состава Грузинской епархии была перечислена Закаспийская область.

Ввиду огромности территории Туркестана и малого числа приходских церквей, большинство православного населения было приписано к военным «неподвижным» церквам, которые в 1900 году перешли из ведения епархиального управление в ведомство протопресвитера военного и морского духовенства; в 1911 году епископ Димитрий (Абашидзе) ходатайствовал перед Святейшим синодом о их возвращении в ведение епархиального управления, что отчасти было удовлетворено.

16 декабря 1916 года был Высочайше утверждён доклад Святейшего синода о переводе кафедры Преосвященного Вернинского из Верного в Ташкент (в Верном учреждалось викариатство).

Весной 1923 года в Туркестанской епархии бо́льшая часть духовенства и приходов признали власть обновленческого Синода (епархия перешла под управление обновленческого епископа Николая (Коблова)); управлявший епархией архиепископ Иннокентий (Пустынский) после ареста ряда «староцерковных» священнослужителей самовольно покинул епархию.

В период 1927—1929 годов Ташкентской епархией («староцерковной») управлял возвратившийся из сибирской ссылки епископ Лука (Войно-Ясенецкий). До 1933 года во главе епархии стоял митрополит Никандр (Феноменов), затем бывший здесь в ссылке митрополит Арсений (Стадницкий); единственным храмом в их ведении была церковь «Всех скорбящих Радость» на кладбище.

По смерти митрополита Арсения в 1936 году епархия была разделена на «Ташкентскую и Среднеазиатскую» и «Алма-Атинскую и Казахстанскую». После ареста и расстрела в 1937 году архиепископа Тихона (Шарапова) обе епархии пребывали вдовствующими до 1945 года.

В 1943 году был вновь открыт единственный православный храм — Успенский госпитальный, впоследствии ставший кафедральным собором.

При епископе Гурии (Егорове) (1946—1953) число приходов в епархии достигло 66-и. Епископ Ермоген (Голубев) (1953—1960) сумел в период новой антирелигиозной кампании не допустить закрытия ни одного храма; более того, он перестроил и расширил Успенский собор.

12 октября 2007 года Туркменистанское благочиние было выведено из состава епархии.

27 июля 2011 года был образован Среднеазиатский митрополичий округ, в состав которого вошли Ташкентская и выделенные из её состава Бишкекская и Душанбинская епархии, а также опять возвращены Патриаршие приходы в Туркменистане.

6 ноября 2017 года Священный Синод Русской православной церпкви утвердил устав Ташкентско-Узбекистанской епархии.

История[ | код]

Основная статья: Христианство в Узбекистане

Начало возникновение христианства в Средней Азии по преданию связывают с именами апостолов Фомы и Андрея Первозванного, которые, как считается, проповедовали на этой территории. Сведения об этом содержатся в житиях этих апостолов, а также косвенным подтверждением может служить тот факт, что христианские общины в Индии до новейших времен носят названия — «христиан апостола Фомы».

К прочтению  В беларуси вынесены два новых смертных приговора

Также предание сохранило сведения о почитании еще со времен вавилонского плена целой общиной иудеев могилы ветхозаветного Патриарха Иова Многострадального, которая находилась в Ургенче. До современных времен на территории Узбекистана существует почитаемых как христианами, так и мусульманами «родники Иова», самый известный из которых находится в Бухаре. Предание о том, что именно Хорезм был местом жития праведного Иова Многострадального, косвенно подтверждается предположениями ученых о единстве древнейшего Хорезма с месопотамской цивилизацией Ур (Шумера и Аккада).

После того, как христианство было принято Римскими Императорами и стало официальной государственной религией, в Персии началось гонение на христиан, что и привело их к переселению в Центрально-Азиатский регион. Уже с 334 года упоминается христианский епископ в Мерве.

Начиная с V века, после того, как большинство христиан из персов приняли несторианство и разорвали свои отношения с Константинополем, несториане становятся основными распространителями христианства в Средней Азии. Православными оставалось Хорезмийское (Хвалисское) архиепископство, входившее в состав Антиохийского Патриархата.

После завоевания Среднеазиатского региона арабами, начиная с VIII века наибольшее распространение в регионе приобретает ислам. Несторианскому католикосу удалось стать придворным халифа и основать свою резиденцию в Багдаде. При содействии властей несториане сумели объединиться с яковитами и организовать крупную церковную общину в регионе.

Дальнейшее распространение ислама и буддизма в XIV веке и начавшиеся гонения на христиан в регионе, привели к постепенному прекращению деятельности как несторианских, так и других христианских общин.

Новое появление христианских общин начинается только с XIX века. К концу 1840-х годов в регионе начинают появляться первые русские поселенцы, в основном из сибирских казаков. Они начинают основывать станицы и создавать первые постоянные храмы. Первый такой храм был построен в станице Копальской (ныне город Копал) в 1850 году. Осуществлявшаяся после аннексии региона Россией (1867) переселенческая программа, которая обеспечивала переезд из центральной части России в Туркестан русских крестьянских семей для освоения пустующих земель, привела к тому, что к 1897 году русское население в регионе уже составляло почти 10 %.

В выстроенных русскими укреплениях, возникающих русских пригородах местных городов, казачьих станицах открываются православные приходы: В 1860-х годах — городские в Ташкенте, Джизаке, Самарканде, Чимкенте, а также ряд в совсем небольших поселках и станицах. В 1871 году был учрежден приход и основан храм при Ташкентском госпитале. В 1950-х гг. архиепископом Ермогеном (Голубевым) этот скромный храм был расширен и перестроен в современный Успенский собор.

Самостоятельная епархия в российской Средней Азии (на территории Туркестанского генерал-губернаторства России) появилась 4 мая 1871 года, когда императорским указом было утверждено решение об открытии Ташкентской и Туркестанской епархии. По настоянию туркестанского генерал-губернатора Кауфмана, архиерейская кафедра вплоть до 1916 года располагалась не в Ташкенте, а в г. Верном.

Islamsng.com

Новый сайт
Islamsng.com должен стать
проводником в мусульманском пространстве Содружества Независимых государств. В
настоящее время страны, где члены уммы являются историческим большинством,
численно преобладают в СНГ. Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан,
Таджикистан и Туркменистан составляют 6 из 11 государств СНГ. И в самой России
существуют регионы с мусульманским большинством в лице Татарстана,
Башкортостана, республик Северного Кавказа; семизначной цифрой выражается
численность мусульман в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири. Исторически
большая часть Украины и Молдова входили в состав Золотой Орды, а крымские
татары, несмотря на все трагедии, вновь вернулись на родной полуостров. К
Средневековью относится и формирование общины белорусских татар. Нельзя не
упомянуть о массовом и не всегда добровольном перемещении мусульман в результате
процессов индустриализации в Российской империи, а затем в СССР, миграций после
распада СССР.

К прочтению  Последние новости

Миллионы
людей передвигаются в странах СНГ в рамках безвизового режима. Кто-то из них
осуществляет краткие поездки с целью туризма или посещения друзей и
родственников, кто-то отправляется на учебу и работу, часть из них оседает в
новом месте, происходит воссоединение семей. Стабильный процесс сокращения
российского населения требует все большего количества мигрантов для нашего
Отечества. При этом выходцы их стран СНГ, по причине близости языка и религии,
общего опыта проживания в российском имперском и советском пространстве являются
предпочтительным вариантом.

Изучение
ситуации в странах СНГ не должно ограничиваться только проблемами миграции и
отношений между гражданами. В силу своих природных богатств и выгоды
географического положения страны СНГ, особенно с мусульманским большинством,
являются в настоящее время важным фактором мировой политики и глобальной
экономики. Место «Великого шелкового пути» и «Великого волжского пути» заняли
магистральные газо- и нефтепроводы, соединяющие их с Россией, Западной Европой,
Китаем, Ираном. Однако наличие нестабильных соседей, прежде всего в лице
Афганистана, местами внутренняя нестабильность, неурегулированность ряда
международных споров и вмешательство иностранных государств, не дают возможности
для использования всего потенциала. В свою очередь, это приводит к бедности
граждан, росту среди них чувства ущемленности и радикальных настроений.

Поэтому ради
общего блага необходимо продолжение и расширение стабильного сотрудничества на
евразийском пространстве СНГ. «Великий шелковый путь» от Китая до Черноморья и
«Великий волжский путь» от Балтийского до Каспийского морей сложились уже более,
чем тысячелетие назад. Здесь государства гуннов, Великий Тюркский каганат,
Хазарский каганат, Золотая Орда, Казанское ханство, российское государство
осуществляли связующую роль по обеспечению взаимовыгодных связей между Западом и
Востоком. Ярмарки в Итиле, Сарае, Казани и Нижнем Новгороде были в свое время
важнейшим барометром развития евразийской экономики. Теперь интегрирующая роль
переходит к СНГ в рамках складывающегося единого таможенного пространства. Наш
сайт постарается осветить исторические корни, современное состояние и
перспективы развития мусульманского, да и всего общего пространства в странах
СНГ.

Благочиннические округа епархии

Список благочиннических округов епархии
Название Благочинный Центральный храм Территория
Узбекистан
Ташкентское протоиерей Игорь Балухатин Храм святого равноапостольного великого князя Владимира (Ташкент) Ташкент и Ташкентская область
Самаркандское протоиерей Роман Загребельный Храм святого великомученика Георгия Победоносца Самаркандская область, Сурхандарьинская область и Кашкадарьинская область
Гулистанское протоиерей Андрей Тугушев Храм святого Николая Сырдарьинская область, Джизакская область
Ферганское протоиерей Владислав Чеченов Храм преподобного Сергия Радонежского Ферганская область, Наманганская область, Андижанская область
Бухарское протоиерей Леонид Козин Храм преподобного Сергия Радонежского Бухарская область, Навоийская область, Хорезмская область, Республика Каракалпакстан

Отделы Епархии

  • Просветительский отдел — руководитель протоиерей Сергий Стаценко
  • Отдел по взаимодействию Церкви и общества — руководитель протоиерей Сергий Стаценко
  • Отдел по катехизации — председатель иерей Сергий Алахтаев
  • Отдел по делам молодежи — Председатель священник Владимир Платонов
  • Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями — Председатель протоиерей Игорь Балухатин
  • Отдел по тюремному служению — Председатель протоиерей Игорь Балухатин
  • Паломнический отдел — Председатель Саркисянц Елена Васильевна
  • Культурно-образовательный отдел «Сретенье» — заслуженный работник культуры Республики Узбекистан Андрей Слоним
  • Отдел социальной благотворительности во имя святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой — Председатель иерей Алексей Назаров.
  • Служба по научной работе — Флыгин Юрий Степанович
  • Апологетическая служба — Шковородюк Олег Степанович
  • Православная творческая группа «5 Элемент» — руководитель Кокин Олег Павлович (преподаватель ТДС).
К прочтению  Неопубликованные воспоминания об отце иоанне (крестьянкине)

Комиссии Епархии

  • Комиссия по издательству и духовной цензуре — Председатель Протоиерей Игорь Балухатин
  • Комиссия по канонизации святых — Председатель игумен Нектарий Блинов
  • Богослужебная комиссия — Председатель Протоиерей Игорь Балухатин
  • Комиссия по делам монастырей — Председатель игумен Нектарий Блинов
  • Комиссия по делам кандидатов на посвящение в священный сан — Председатель Протоиерей Игорь Балухатин

Храмы

Кафедральный собор: Успенский в Ташкенте.

В Узбекистане расположено около 35 храмов и молельных домов; построены новые храмы в городах Навои, Зарафшан, Учкудук, Карши; строится храм в Ургенче (Хорезмская область).

Монастыри

  • Свято-Троице-Георгиевский монастырь (мужской; город Чирчик, Ташкентская область)
  • Свято-Троицкий Никольский (женский; Ташкент)
  • Покровский монастырь (женский; Дустабад)

Святыни епархии

1. В Успенском соборе города Ташкента имеется копия Иверской иконы Божией Матери, которая была написана на Святой горе Афон и доставлена в епархию архиепископом Димитрием (Абашидзе) в начале XIX века.

2. Под Самаркандом хранится рука пророка Даниила, перенесенная Амиром Тимуром из Месопотамии в XIV веке: эту святыню почитают как православные христиане, так и мусульмане.

СМИ

  • Начальник Пресс Службы Ташкентской и Узбекистанской епархии — иеромонах Михаил (Столяров)
  • Газета «Слово жизни», выходит с 7 апреля 1991 года (с февраля 1993 года, ежемесячная) в Узбекистане (Ташкент), тираж — 1500, главный редактор — Надежда Исаева.
  • Журнал «Восток свыше» главный редактор: Евгений Абдуллаев (Сухбат Афлатуни).
  • «5 элемент» с интернет версией (журнал православной творческой группы 5 элемент).

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:

  • Страница сайта Русское Православие:

  • Страница портала Иерархия церквей:

  • Страницы официального сайта Ташкентской епархии:
    • — «Приходы Ташкентской и Узбекистанской епархии»
    • (недейств.) — «История Христианства в Средней Азии. Исторический очерк», гл. 9

  Синодальное определение датируется 2 марта года. См.

  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

  «В Узбекистане построят новый православный храм», портал Православие.Ru, 21 мая 2015,

  Как указано на странице о святителе, по другой версии — с 30 марта 1923. По — одна из двух версий приводится как 25 марта.

  Параллельное управление им епархии вместе со свт. Лукой указывается на

  Так по . По — до 26 января 1953.

Примечания

  1. Краткая справка о церквахъ Туркестанской Епархіи подвѣдомыхъ Епархіальному Начальству. // «Туркестанскія Епархіальныя Вѣдомости». 1916, № 24, Часть Офиціальная, стр. 326.
  2. «Туркестанскія Епархіальныя Вѣдомости». 1910, № 4, Часть Неофиціальная, стр. 76.
  3. «Туркестанскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911, № 14, стр. 289—292.
  4. «Правительственный Вѣстникъ». 25 декабря 1916 (7 января ), № 277, стр. 1.
  5. Доклад Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского на епархиальном собрании 26.05.2010 года
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 сентября 2011.

  7. Церковные ведомости. — № 28. — 12.07.1897; № 46. — 15.11.1897.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: