О таинстве евхаристии (причащения)

Число и перечень таинств

В Православной Церкви ныне обыкновенно признается семь таинств, в которых, по выражению святителя Филарета Московского в Пространном Христианском Кетехизисе, человек:

  1. В крещении таинственно рождается в духовную жизнь
  2. В миропомазании получает благодать возвращающую и укрепляющую
  3. В причащении питается духовно
  4. В покаянии врачуется от духовных болезней (от грехов)
  5. В священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения, молитвы и таинств
  6. В браке получает благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей
  7. В елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от духовных

Для жизни Церкви на главном месте стоит таинство Тела и Крови Христовых, которые собственно и называются Святые Тайны. Само таинство также именуется Евхаристией, т.е. «благодарением» – главным делом Церкви. Главным богослужением Церкви соответственно является Божественная литургия – чинопоследование таинства Евхаристии

Далее, чрезвычайно важно в жизни Церкви таинство священства – посвящения избранных лиц для служения Церкви на иерархических ступенях через рукоположение (хиротонию), дающее необходимую структуру Церкви. Три ступени священства различаются их отношению к таинствам – диаконы сослужит при таинствах не совершая их; священники совершают таинства пребывая в подчинении епископу; епископы не только совершают таинства, но и другим через рукоположение преподают благодатный дар совершать их

Наконец, особо важно таинство крещения, пополняющее состав Церкви. Остальные таинства, предназначенные для получения благодати отдельными верующими, необходимы для полноты жизни и святости Церкви. В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати, свойственный именно данному таинству. Ряд таинств, таких как крещение, священство и миропомазание — являются неповторимыми.

Так как в узком смысле слова таинства есть «как бы высоты в длинной цепи холмов остальных богослужебных чинов и молитвословий» , они являются лишь наиболее явными выражениями полноты скрытой жизни Церкви, почему их категоризация и исчисление не абсолютизируются Православной Церковью. Исторически, разграничение таинственных священнодействий не всегда соответствовало принятому ныне, а в число таинств включались такие как:

  1. Монашество

История определения

Первые попытки систематизации учения о самых важнейших священнодействиях Церкви связаны с именем святого Дионисия Ареопагита. В «Церковной иерархии» он указывает на 6 таинств: 1) Крещение и Миропомазание (как одно целое); 2) Евхаристия; 3) Таинство Мира (освящение мира для употребления его в «святейших» священнодействиях); 4) Священство; 5) Монашество; 6) Погребение. В IX веке преподобный Феодор Студит также говорит о шести основных священнодействиях: 1) Просвещение (Крещение); 2) Собрание (Евхаристия); 3) Миропомазание; 4) Священство; 5) Монашеское пострижение; 6) Погребение.

Тем временем, Римо-католическая церковь формально утвердила седмеричное число таинств на Тридентском Соборе — года. С уселнием влияния западных учений в православной среде, эта формула постепенно становится общепринятой в Православной Церкви к концу XVI – началу XVII веков, попав в Кормчую Книгу и в «Исповедание» митрополита Петра (Могилы). Седмеричное число таинств утвердилось также у несториан и монофизитов. При этом, упоминание о таинстве монашества встречается в греческих источниках вплоть до XVIII века, например, у блаженного патриарха Иеремии II . В самом чинопоследовании монашеского пострига оно неизменно называется таинством и в наши дни.

Таинство Крещения:

  • Таинство Крещения — протоиерей Михаил Помазанский
  • Без Крещения нельзя войти в Царствие Божие — мнение Святых Отцов
  • Крестить или не крестить? — иерей Димитрий Фетисов
  • Увещание о правильном и достойном совершении величайшего и святейшего Таинства крещения (из официальных архиерейских указов) — святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • Святитель Лука против Патриарха и архиереев — На злобу дня
  • Почему в России 70% православных и только 3% церковных людей? На что это влияет и как изменить ситуацию — протоиерей Николай Емельянов
  • Специальное предложение: крещение за тридцать тысяч рублей — протоиерей Алексий Уминский
  • Почему ты еще не крестился? (Ответы на 15 возражений) — иерей Даниил Сысоев
  • Недопустимо людей крестить через обливание — иерей Даниил Сысоев
  • О обязательном полном троекратном погружении при Крещении — Игнатий Лапкин
  • Учение Восточной Православной Церкви о крещении, второкрещенстве, перекрещивании и обливанстве — Владимир Смирнов
  • О таинстве крещения — Противосектантский катехизис 
  • О крещении младенцев — Противосектантский катехизис
  • О сути Таинства Крещения — Тропинка к храму
  • О крещении без веры — иерей Олег Булычев
  • Крещение: Таинство без секретов — протоиерей Максим Козлов
  • Диалог с протестантом о крещении младенцев — Диалоги с иноверцами в защиту Православия
  • Иже веру имет и крестится… — иерей Андрей Спиридонов
  • О крещении младенцев — иерей Даниил Сысоев
  • Следует ли сейчас крестить младенцев? (Ответы на вопросы) Максим Степаненко
  • Крестные и крестники: неформальные отношения — Ярослав Зверев, Вероника Бузынкина
  • Что значит быть крестной? — Инна Стромилова
  • О крестных родителях — протоиерей Максим Козлов
  • Открывая дверь: Крещение — протоиерей Михаил Шполянский
  • Царство Небесное силою берется (об обязательности оглашение для всех желающих принять Таинство Святого Крещения) — игумен Феодор Прокопов
  • Школьник не учится, больной не лечится, крещеный не ходит в церковь — протоиерей Вячеслав Перевезенцев
К прочтению  Икона феодора стратилата

Что освящается на литургии?

Преображенная плоть Христова входит в жизнь каждого христианина через причастие, наполняя его Своим животворным присутствием, Божественной энергией. Она онтологически воздействует на человека изнутри, подталкивая его совесть к доброму выбору. И это не насилие. Апостол Павел однажды заметил: «Бедный я человек!.. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:24, 15–19). И это замечание апостола может повторить любой христианин! Человек пленен своим грехом. В каждом из нас живет огромная инерция греха, которая подталкивает нас именно к злому выбору. Человек, участвующий в Евхаристии, имеет возможность более свободно действовать при выборе «добра» или «зла», чем тот, кто не принимает участия в таинстве (вот каким образом Христос сделал нас свободными — ср. Гал. 5:1).

Именно вследствие этого важнейшим элементом, который подлежит освящению на литургии, является не вино и не хлеб, а мы с вами. Не случайно, когда священник взывает к Богу о том, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Христа, он произносит: «Ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия». Святой Дух должен сойти не только на святые дары, чтобы их сделать Телом и Кровью Христа, но и на нас, чтобы сделать нас, по выражению Святых Отцов, «сотелесными» Христу, сделать частью Его Пречистого Тела.

Каждый священнослужитель по-разному переживает этот особый и трепетный момент в литургии, когда время как бы останавливается и реальность иного мира входит в нашу повседневную жизнь, когда Святой Дух ощутимым образом касается нашего человеческого естества, преображая его изнутри. Материальное естество хлеба и вина остается перед нашими очами и не меняется в момент преложения их в Тело и Кровь Христа. И наше человеческое материальное естество внешне не меняется, когда мы причащаемся. Но происходит внутренняя радикальная трансформация и того и другого: и святых даров, стоящих на престоле, и людей, стоящих перед престолом.

Вот почему никакой человек, приступающий к таинству, никогда не сможет так к нему подготовиться, чтобы стать достойным принять в себя Бога, стать «сотелесным» Ему. Только сознание своего всецелого недостоинства, своей греховности и чувство глубокого покаяния может и должно быть пропуском к таинству таинств.

Сокрушение от сознания собственной греховности, однако, не должно препятствовать христианину воспринимать Евхаристию как праздник и радость. По своей природе Евхаристия является торжественным благодарением, основное настроение которого — хвала Богу. В этом парадокс и тайна Евхаристии: к ней нужно приступать с покаянием и одновременно с радостью — с покаянием от сознания своего недостоинства и радостью от того, что Господь в Евхаристии очищает, освящает и обоготворяет человека, делает его достойным, невзирая на недостоинства, дает незримую благодатную силу. Каждый причастник Евхаристической трапезе несет Христа в себе.

Таинство Причащения (Евхаристии):

Тайная Вечеря. Икона, конец XIV в. Иконописец Андрей Рублёв

Об участии верных в Евхаристии — правила, регламентирующие причастие в Русской Православной Церкви — одобрены на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2 — 3 февраля 2015 года

К прочтению  Учение святых отцов и подвижников православной церкви о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях

Таинство Евхаристии — протоиерей Михаил Помазанский

Заключение Синодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» — Theolcom.Ru

О частоте Причащения — епископ Венский и Австрийский Илларион Алфеев

Причастие — это благодатное приобщение души к к вечной жизнипротоиерей — протоиерей Михаил Шполянский

Причастие – радостная весть для плоти — диакон Андрей Кураев

Магия вместо Причастия? — иерей Андрей Дудченко

О том, как мы должны причащаться, и о плодах этого великого Таинства, когда мы причащаемся в любви ко Христу — архиепископ Серафим Соболев

Важно разделять подготовку к причащению прихожан и «захожан» — протоиерей Павел Великанов

Причастие младенцев превращается в профанирование Таинства — митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Пустите детей приходить ко Мне… Часть первая: причащение детей до семи лет — протоиерей Георгий Крылов

Пустите детей приходить ко Мне..

Часть вторая: от 7 до 17 лет (исповедь и причащение)  — протоиерей Георгий Крылов

Подготовка детей к причастию. Часть I — Анна Гальперина

Подготовка детей к причастию. Часть II — Анна Гальперина

Подготовка детей к причастию. Часть III — Анна Гальперина

После Причастия — протоиерей Андрей Ткачев

Почему не допускают к Причастию? — протоиерей Константин Островский

Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений — Николай Успенский

Защита термина «пресуществление» патриархом Сергием Страгородским — Богослов.Ru

Тело Христово в таинстве Евхаристии — Алексей Зайцев

Выдумали ли православные Таинство Причащения? — Андрей Десницкий

Литургия и подвиг — митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий Радович

О причащении тяжелобольных или когда Бог не цель жизни, а средство — протоиерей Александр Стрижак

Новая практика Причащения? — протоиерей Константин Буфеев

Миропомазание.

По канонам (правилам) Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания. В этом таинстве верующие получают дары Святого Духа, сообщающие им силы быть твердыми в православной вере и хранении чистоты души. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам. Отдельно от крещения оно совершается при помазании царей на царство, а также в случаях, когда к православию присоединяются иноверцы, которые были крещены по обряду, соответствующему правилам Православной церкви, но не были миропомазаны. Миропомазание после крещения происходит следующим образом. После облачения крестившегося в белые одежды священник произносит молитву, в которой просит Бога даровать новому члену церкви печать дара Духа Святого, и наносит знаки креста миром на его лбу, глазах, ноздрях, ушах, груди, руках и ногах. Затем пресвитер и новокрещенный вместе трижды обходят со свечами в руках вокруг купели при пении стиха: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Этот ритуал символизирует вступление крестившегося человека в вечный союз со Христом. За ним следует чтение Апостола и Евангелия, после чего происходит т.н. омовение. Омочив губу в теплой воде, священник отирает места, которые были помазаны миром, со словами: «Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси…» Миропомазание, совершаемое при венчании царей на царство, не является ни особым таинством, ни повторением прежде совершенного. Священное помазание государя означает лишь более высокую степень сообщения даров Святого Духа, необходимых ему для выполнения служения, на которое он призван Богом. Ритуал коронования и миропомазания царя представляет собой торжественное действо, завершаемое введением государя в алтарь, где у престола он принимает причастие как помазанник Божий, покровитель и защитник церкви. См. КОНФИРМАЦИЯ.

Таинство священства.

Все таинства, за исключением крещения, может совершать только законным образом (т.е. в соответствии с канонами Православной церкви) поставленный священник, поскольку он при посвящении в сан получает это право через таинство священства. Таинство священства состоит в том, что через святительское рукоположение (хиротонию) на поставляемого в иерархическую степень нисходит Святой Дух. Благодать Святого Духа облекает посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим, дает ему право руководить паствой, наставлять их в вере и совершенствовании духовной жизни, также совершать для нее церковные таинства. Степени священства следующие: диакон, священник (пресвитер) и епископ. Другие лица клира, т.н. церковнослужители, посвящаются не через рукоположение, а лишь благословением епископа. В высшие степени иерархии посвящаются только после последовательного прохождения низших. Способ поставления на ту или иную степень священства указан в наставлениях апостолов, в свидетельствах отцов церкви и в правилах вселенских соборов. Каждой степени благодать дается не в равной мере: в меньшей – диакону, большей – пресвитеру и в наибольшей – епископу. Соответственно данной благодати диакон выполняет роль сослужителя епископа и пресвитера при совершении таинств и богослужений. Пресвитер через рукоположение от епископа получает право совершать все таинства, кроме таинства священства, и все богослужения в своем приходе. Епископ – главный учитель и первый священнослужитель, главный управитель делами церкви в своей епархии. В епископы может рукополагать только собор епископов числом не менее двух. Таинство священства совершается в алтаре храма на литургии, чтобы новопоставленный мог принять участие со всем клиром в освящении Святых Даров. На литургии рукоположение совершается только над одним епископом, одним пресвитером и одним диаконом. Посвящаемый в диаконы приводится к царским вратам, где его встречают диаконы, которые вводят его в алтарь. В алтаре он кланяется престолу, трижды обходит вокруг него и целует углы престола, как бы принося присягу благоговейно чтить святость алтаря и престола. В знак смирения перед посвящающим его епископом он после каждого обхода целует руку и колено архиерея, затем трижды кланяется престолу и становится на одно правое колено, поскольку на диакона возлагается неполное священнослужение. В ознаменование того, что он посвящает все силы души служению у престола, он возлагает на престол руки и прикладывается к нему челом. Посвящению предшествует удостоверение, что не только посвящаемый, но и все члены его семьи – православные христиане. Православная церковь придерживается правила не повторять рукоположения, если оно было совершено правильно, хотя бы и в обществах неправославных. См. также ДИАКОН; ЕПИСКОП; ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ; КЛИР; ПРЕСВИТЕР; СВЯЩЕННИК.

К прочтению  Архиепископ иларион (алфеев) совершил визит в китай

Венчание

Низшим церковным чинам (чтецам и иподиаконам) можно вступать в брак, а диаконам, иереям и архиереям нельзя (последние принимают монашество). Человек, принимающий чин диакона или иерея, должен уже состоять в браке или уже никогда не вступать в брак.

Брак в церкви – соединение двух людей противоположного пола по собственному желанию и любви. Таинство называется «венчанием», потому что во время него на головы пары возлагаются венцы, похожие на царские. Это – как бы награда за целомудрие до брака.

После совершения Таинства венчания двое уже считаются мужем и женой. Развод церковью запрещен, поэтому подходить к этому надо со всей серьезностью, выбирая спутника на всю жизнь.

На венчании читаются молитвы о благословении супружеской жизни, успешном чадородии, здравии членов новой семьи, семейном мире и взаимопонимании.

В этом Таинстве людям дается Благодать сохранения семейного мира, рождения и воспитания детей. Брак имеет прообразом союз Христа с Церковью.

Инославные взгляды на таинства

По учению римо-католиков, от достоинства и качества лиц, совершающих таинства, не только не зависит действительность таинств, но не зависит и спасительное действие их. Эта теория таинств известна под латинским термином «opus operatum».

Лютеране утверждают, что таинства — только внешние знаки или символы союза верующих со Христом и пребывания в церкви Христовой; цель их и существо состоят в напоминании людям дела спасения, совершенного Христом, и через то в возбуждении и укреплении в них веры в Него. По их учению действительность каждого таинства зависит от веры лиц, его приемлющих.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: