Об исповеди и покаянии

Священнослужитель и исповедь: внимательно слушать и ничего не бояться

– Отец Алексей, все-таки кто такой священнослужитель в таинстве исповеди?

Об этом говорит сам священник, когда он читает молитву перед исповедью. Он говорит: «Я ведь только свидетель. Засвидетельствую перед Богом все, что ты там скажешь мне. Если что скроешь от меня, сугубо грех иметь будешь, потому что ты пришел во врачебницу, да не отойдешь не исцеленным».

Если вы помните и знаете, что таинство исповеди в древности часто носило публичный характер, исповедь была общей, исповедовался согрешивший перед епископом и перед всей общиной, которую возглавлял епископ, и получал разрешение грехов от имени Церкви, Церковь прощала.

Очевидно, что в древности предметом такого публичного покаяния были сверхординарные грехи. Никто не каялся публично, скажем, в раздражительности, осуждении, лени, каких-то грехах, которые совершает человек повседневно.

Основными причинами такого покаяния были грехи, о которых пишет Иоанн Богослов: «Если грехи к смерти, есть грехи не к смерти, есть грехи, которые отлучают человека от Церкви». В древности такими грехами были — отречение от Бога, это был грех прелюбодеяния, и это тяжкие грехи, такие как убийство и грабеж, действительно которые отождествляются с преступлениями. Эти грехи исповедовались перед всей общиной публично, и человек нес именно публичное покаяние перед всей общиной.

Все видели этого человека, как человека кающегося, потому что он проходил разные этапы покаяния: он сначала стоял у храма и не мог туда войти, потом был вместе с оглашенными, потом был вместе со слушающими, потом был вместе с верными, но не причащался. И такая покаянная практика могла быть достаточно долгой. Например, грех убийства – 20 лет отлучения от причастия, значит, 20-летнее публичное покаяние человека.

Со временем, когда христианство стало главенствующей верой империи, и количество христиан приблизительно стало равняться количеству граждан империи, исповедь перестала носить публичный характер, она стала индивидуальной — перед священником, такой, какой она является на сегодняшний момент. И тогда священник стал тем представителем Церкви, от лица Которой он дает разрешение грехов. Он есть Церковь в едином лице, он есть община, которую он представляет, как священник, как свидетель этого покаяния.

– Отец Алексей, у меня вопрос оригинальный, я знаю, что в этой аудитории есть ребята, которых готовят стать священниками, и поэтому подскажите, пожалуйста, как подготовиться исповедовать, а не исповедоваться, потому что хочется что-то почитать, посмотреть.

– Тут вопрос очень серьезный на самом деле. Я вспоминаю свою такую священническую молодость, и я помню шок от первых исповедей. Как-то для меня было… Я не мог себе представить таких вещей, просто не мог себе представить

И поэтому, конечно, мне кажется, что здесь для молодого священника, который начинает принимать исповедь, очень важно просто внимательно слушать человека, ничего не бояться услышать и во время принятия таинства исповеди совершать лучше всего Иисусову молитву, и ни в коем случае: а) ничего не советовать первые несколько лет, б) не назначать епитимии, при возможности, не отлучать от причастия на какое-то время

То есть понятно, что человек может услышать какие-то такие вещи, что трудно сразу человека допустить до причастия. Но в таком случае все-таки не говорить о том, что «вы год не причащаетесь», а сказать лучше: «Знаете, давайте две-три неделечки вы ко мне походите еще раз на исповедь, а через две-три недели, если вы будете сейчас эти три недели молиться утром и вечером, прочтете внимательно Евангелие, за это время вы еще и еще раз ко мне придете на исповедь, мы с вами поговорим, я тогда подумаю, когда вас допустить на причастие». Чтобы это не выглядело, как запрещение до причастия, а скорее выглядело, как настоящая подготовка к достойному причащению.

Мне кажется, что священнику шока не избежать никогда, но надо быть к этому готовым, потому что бывают исповеди просто сногсшибательные в дурном смысле этого слова, конечно, после которых не знаешь, за что тебе схватиться, когда ты слышишь такие вещи. Но если такое происходит, это означает, что человек приходит с очень серьезным намерением исправиться.

Детская исповедь

— А детская исповедь с какого возраста?

— Кто определяет возраст, что пора? Я думаю, что родители, прежде всего, должны это понять. Считается, что ребенок становится отроком с семилетнего возраста. Но все дети разные. И очень многие дети к семи годам не созревают еще для того, чтобы исповедоваться. Более того, переживают исповедь как стресс. Есть дети, которые, вообще, боятся признаваться в своих плохих поступках, потому что, может быть, они запуганы дома родителями.

Может быть, в какой-то момент родители вместо того, чтобы правильным образом ответить на проступок ребенка, их наказывали очень сильно, кричали на них. И момент прихода ребенка к большому дяде с бородой у них ассоциируется с наказанием. Значит, не надо его, бедненького, толкать. Дети не должны испытывать стресс от церкви, не должны быть испуганы церковью. Не готов он в 8 лет исповедоваться? Значит, пусть не исповедуется до того времени, пока не будет готов. Ребенка к исповеди надо по-настоящему готовить. И готовить его как-то очень по-доброму и вместе со священником. Первая исповедь ребенка должна быть радостным событием. Вот через это он входит в какую-то настоящую церковную жизнь. И, конечно, маленьких бедных детей исповедовать уже перед каждым причастием точно не надо. Потому что у них это тогда будет игра в эту исповедь. И они никогда не научатся всерьез переживать то, что происходит. А детское покаянное чувство гораздо более живое, чем чувство взрослого.

Покаяние врачует грех

Чтобы покаяние имело пользу, необходимо осознать, насколько тяжки и многочисленны наши грехи. Также нужно понять, что является причиной греха. Любой поступок — следствие неких внутренних причин. Подчас внутренние причины греха — греховные страсти, которые человек не видит, не осознает и которые как раз и приводят его к грехам. Все множество грехов может быть сведено к перечню греховных страстей, таких как: гордость, блуд, сребролюбие, чревоугодие, гнев, ненависть, уныние. Нужно различать грехи и греховные страсти. Как поясняет авва Дорофей:

Так, воровство происходит от сребролюбия, леность и пьянство — от чревоугодия, убийство и всякая жестокость — от ненависти или гнева и т.д. У каждой страсти есть противоположность — добродетель, которой и врачуется страсть. Например, гордость врачуется смиренномудрием и самоуничижением, гнев — кротостью и  милосердием, сребролюбие — милосердием и милостыней, малодушие — терпением, тщеславие — самоуничижением и т.д.  

К прочтению  Российские церкви

Как происходит исповедь

Обычно Таинство совершается в храме, но если человек тяжело болен, или находится в местности, где храмов нет, но желает исповедоваться, священник выезжает к нему на дом и принимает его исповедание.

В храме священники обычно исповедуют во время всенощной или литургии. Если священник один служит в храме, то служба прерывается. Батюшка выносит на аналой крест и евангелие, читает положенные молитвы.

В чине есть обращение к кающимся, в котором находятся такие слова: «не убойся, да не скроешь что от меня, пойми, что пришел во врачебницу (больницу), да не исцелен отыйдешь (да не уйдешь неисцеленным).» Это очень важно, Церковь предупреждает, что скрывать грехи нельзя, иначе не будет никакой пользы. После чтения молитвы, во время которых кающиеся называют вслух свои имена, все подходят по очереди к аналою и начинают негромко каяться

Остальные люди стоят чуть подальше и ждут. Ни в коем случае нельзя из-за любопытства подслушивать чужие грехи, а тем более рассказывать о них, осуждая человека

После чтения молитвы, во время которых кающиеся называют вслух свои имена, все подходят по очереди к аналою и начинают негромко каяться. Остальные люди стоят чуть подальше и ждут. Ни в коем случае нельзя из-за любопытства подслушивать чужие грехи, а тем более рассказывать о них, осуждая человека.

После того, как все грехи названы, священник накрывает кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, совершая над его головой крестное знамение. В этот момент грехи прощаются кающемуся. Он должен поцеловать крест и Евангелие в знак обещания, что не будет возвращаться к прежним грехам, ведь покаяние есть исправление. Надо стараться больше не повторять названные на исповеди грехи.

Как часто надо исповедоваться

В идеале надо исповедоваться сразу же, как почувствуешь тяжесть греха на душе. Но понятно, что это практически невозможно. Древние христиане в обязательном порядке исповедовались и причащались каждое воскресенье. Конечно, надо по возможности чаще приступать к этому Таинству, ведь никто из нас не застрахован от болезни или внезапной смерти. А это как раз бывает наказанием за содеянные грехи.Обычно Таинство исповеди бывает соединено с причастием. Но можно исповедоваться и отдельно от евхаристии, т.е. не идя после исповеди на причастие.

Бухгалтерия души

Отец Алексей, расскажите, как готовиться к исповеди, как исповедоваться. Как избавиться от ставшего бухгалтерией процесса в душе?

— Ну, знаете, к исповеди, мне кажется, специально никак готовиться не надо.

Тем, кто в церкви уже достаточно давно, мне кажется, что самое главное чувство, которое вы должны в себе сохранить, — живое ощущение нашей связи с Богом. И всякий раз, когда нас обличает наша совесть, и всякий раз, когда мы чувствуем прикосновение Божье к нашей душе, такое болезненное, вот это и есть знак того, что нам надо исповедоваться, что нам необходимо от чего-то избавиться. Когда грех переживается как боль, как болезнь, как заноза, как язва, это и есть знак для того, что надо идти исповедь.

У отца Александра Ельчанинова, в его записях, есть замечательное замечание. Он говорит о том, что многие жалуются на то, что они забывают грехи на исповеди. И он пишет: «Грех, который по-настоящему тебя тревожит, ты не забудешь никогда». Если ты понимаешь, что это грех, не обязательно там на исповеди надо исповедовать 15-20-30-40 грехов. Ты приди с одним, ты расскажи про себя что-нибудь одно на исповеди, и это будет исповедь.

И не надо думать: «Как же я это не сказал, как же я это не сказал, вот это ведь тоже я же…». Не имеет значения, потому что все остальные, если ты их не сказал, они тебя не тревожат, значит, бессмысленно их исповедовать. А вот ты исповедовал один грех, по-настоящему, это значит, что ты не просто один грех исповедовал. Это, значит, что ты себя освободил от множества разных уз. Ты стал свободным во Христе, значит, все остальное уже как-то потом наладится постепенно.

Стакан с мутью

— Как справиться с гневом и обидой, если это полностью поглощает меня?

— Здесь у нас есть Евангелие, которое дает нам не очень много вариантов, как можно справляться с этими чувствами и, прежде всего, самый главный, первый вариант – это молиться за того, на кого ты гневаешься и прощать, несмотря ни на что.

Гневливость наша часто бывает свойством нашего характера, нашего строения души, но, тем не менее, мне кажется, что здесь очень важно понять, что источник гнева для тебя — это человек, который послан тебе Богом для того, чтобы в тебе что-то произошло. Например, если у нас есть стакан с водой, и в этой воде есть песок, предположим, то понятно, что, когда вода отстоится, песок будет на самом дне, и вода будет казаться чистой

А когда эту воду размешать, то вода снова станет грязной. Так вот, наше возмущение и наш гнев очень часто связаны с этой мутью, потому что в слове «возмущение» корень «муть», которая находится на глубине нашей души и, которую мы в себе бередить не хотим. И когда нам встречается человек, который может нас возмутить, тогда вот эта вся муть со дна начинает подниматься наверх и затмевает наши мозги гневом, раздражением, обидой, чем угодно

И в этот момент очень важно понять, если это случилось, у нас есть замечательная возможность посмотреть на себя, какие мы на самом деле

— Какой смысл исповедоваться, если после исповеди люди продолжают грешить?

— Зачем исповедовать свои грехи? Чтобы твоя душа не смердела, чтобы ты был перед Богом и перед людьми, в общем, в каком-то достаточном свежем таком состоянии, и с тем, чтобы ты все-таки от своих грехов избавлялся, не повторял их просто так. Потому что ведь исповедь нужна не просто, как такая, знаете, духовная химчистка: сдал грязное – получил чистое, а с тем, чтобы мы избавлялись от грехов, чтобы мы исцелялись от грехов. Мы с вами прекрасно знаем, как тяжело жить с хронической болезнью.

К прочтению  В реформировании школы должны участвовать на равных все участники процесса

Вот грехи человека во многом – это такие хронические заболевания. И эти хронические заболевания могут человека сопровождать всю его жизнь. Вот так и грех человека может сопровождать всю его жизнь, даже, если человек с ним активно и серьезно борется. Ведь на самом деле исповедовать еженедельно один и тот же грех – не значит с ним бороться. Потому что нельзя к исповеди так относиться, что вот я просто исповедаю грехи так, как я моюсь каждый день-два. А грехи все-таки исповедаются так, как лечатся болезни. С болезнью жить тяжело, и от болезни человек хочет избавиться. И человек эту болезнь старается как-то лечить все время, ему тяжело с этой болезнью жить. Эта болезнь его пришибает, но он хочет, очень хочет от нее избавиться. И вот, когда есть горячее желание от чего-то избавиться, то в конечном итоге это случается.

Что такое исповедь

После Таинства крещения, в котором человеку отпускаются все грехи прежней жизни, множество соблазнов ожидают душу. Возвышенное состояние чистоты вскоре сменяется на тягость вследствие совершенных грехов. Дело в том, что после крещения, где оглашенный отрекается сатаны, всех дел его, плюет на него. Диавол, как существо крайне гордое, не может простить такого оскорбления человеку и начинает  мстить ему. Таким образом, начинается настоящая война между диаволом и человеком, если, конечно, он имеет намерение служить Богу.

После грехопадения человека Господь послал Своего Единородного Сына для того, чтобы Он распявшись на кресте, искупил человеческие грехи. После этого мы можем смело каяться Богу и получать от Него прощение своих грехов, ведь Он принес Себя в жертву за наши грехи.

В Евангелии сказано не раз, как Господь прощал некоторым людям грехи:

  • блуднице, которая слезами омыла Ему ноги и волосами своими вытерла их;
  • расслабленному, которого внесли четыре человека через крышу в горницу, где сидел Христос;
  • женщине, схваченной во время прелюбодения;
  • Матфею-мытарю;
  • Закхею, начальнику мытарей и др.

В Деяниях апостольских рассказано подробно, как Господь позвал самого жесткого фарисея, и тот, покаявшись, стал великим апостолом (св. Павел). Сам Христос не раз говорил в Евангелии: «Прощайте, и прощено будет вам». Мысль о прощении пронизывает весь Новый Завет. Если в Ветхом было сказано: «око за око, зуб за зуб», в Новом – Благодать покрывает все грехи кающегося человека.

Следуя слову Христа, мы прощаем друг другу плохие поступки, и Господь тогда прощает нас. Это – одно из условий покаяния. Если мы не прощаем человека, то и Бог не простит нам грехи. Т.е., идя на Таинство исповеди, надо всем простить плохие действия против нас, будь то поступок, злое слово и даже взгляд осуждающий и помысел. Тогда только мы можем надеяться, что покаяние наше будет принято Богом.

Для чего нужна исповедь

Некоторые говорят, зачем нужно каяться перед священником, ведь можно покаяться Богу. Священник, специально поставленный от Бога человек, имеющий Благодать отпускать людям грехи. В Евангелии сказано: «кому оставите грехи, тому оставятся». Это и было прообразом Таинства исповеди. Священники имеют право от Бога вязать и решить грехи людские.

Священник, как свидетель покаяния человека, посредник между Богом и человеком, нотариус, который ставит печать: «прощено». Можно, конечно, и нужно каяться дома перед Богом, но исповедь нужна для окончательного прощения и получения уверенности в том, что Бог простил грехи, названные на исповеди.

Стоит заметить, что на Таинстве прощаются только те грехи, которые человек назвал священнику на Таинстве, в которых он искренне покаялся. Если он постеснялся сказать какой-либо грех, пусть даже он в нем раскаялся, то он не будет прощен Богом. Поэтому нельзя утаивать из-за стыда свои грехи. Священник не заругает, не осудит, а будет только рад искреннему покаянию. К тому же есть тайна исповеди, согласно которой священник не имеет права разглашать грехи после исповеди. Если он даже просто намекнет кому-то об услышанном грехе, то будет отдан под запрещение.

Чувство стыда – это основа и смысл исповеди, благодаря этому человек откупается в этой жизни от своего греха, и на Страшном суде ему уже не будет стыдно за свои злодеяния. Раньше покаяние было всенародным, когда человек говорил перед скоплением людей о своих грехах. Была также епитимия, когда человек стоял при входе в храм и всем сообщал подробно, в чем он согрешил.

Сейчас времена изменились, мало кто способен на всенародное покаяние. И епитимии священник все реже дает кающимся грешникам, вследствие ослабления природы человека. Поэтому хотя бы перед священником на тайной исповеди не надо утаивать свои грехи из-за ложного стыда. Если сумели сотворить грех, надо иметь мужество рассказать о нем на исповеди.

После исповеди надо быть уверенным, что Господь простил названные грехи, если, конечно, покаяние истинное. Не стоит потом вспоминать, если грехи были отпущены на исповеди. Если же грех продолжает отягощать, можно повторно назвать его на Таинстве. Если грех был повторен после исповеди снова, то в нем надо каяться снова. И так до полного искоренения греха. Господь даст силы победить страсти человеку, если он искренне кается.

Игра «Принесение детей к причастию»

— Как часто следует причащать ребенка до 7 лет? Имеет ли смысл еженедельное причастие?

— Причастие не является терапией. Я и в своем приходе это замечаю, как-то у меня уже и сил не хватает об этом говорить, но все-таки я сейчас скажу. Кто-то записывает, может, наши прихожане прочтут.

Когда дети причащаются, а родители не причащаются, я не понимаю, что происходит. Что это за игра такая странная – принесение детей к причастию? Для чего это делается, если родители не причащаются? Это, чтобы ребеночек не болел, что ли? Это что такое происходит? Чтобы все было хорошо? Когда родители не причащаются, а ребенок это видит в течение какого-то периода: его причащают каждое воскресенье, его причащают каждый праздник, а родители не причащаются – это значит, что родителям это не ценно.

И, прежде всего, это ребенок понимает, когда его причащают, а родители не причащаются. Прежде всего, это оно замечает подспудно. Прежде всего, он видит, что это им, родителям, которых он любит, которым он пытается подражать, слова которых он ловит, чувства, которые он оценивает, видит, что это хорошо, хорошо, но не для них.

К прочтению  Святая равноапостольная нина, просветительница грузии

А для него, маленького ребенка? Что сегодня хорошо для него, завтра будет не хорошо. Поэтому давайте так перестанем относиться к детскому причастию, как к делу наших детей. Или как к такой лукавой заботе родителей о детях. Если дети причащаются, а родители нет – я не понимаю, где тогда эта ценность встречи со Христом всей семьи? Где эта церковь малая?

Священник меня не дослушал

— Что делать, если на исповеди меня не дослушали? Как же причащаться? Я давно хожу в церковь, но даже меня это удивило. Как же тем, кто только начал ходить в церковь?

— Знаете, ничего страшного, если вас на исповеди по какой-то причине не дослушали. Мы все живем в таких условиях, когда священник, который принимает исповедь, находится в очень странном положении. Сама исповедь у нас проходит, чаще всего, во время какого-то другого богослужения. Идет Всенощное бдение вечером или идет Божественная литургия с утра, и кто-то из священников в этот момент совершает таинство. Само по себе это, конечно, грустно, потому что сам священник непонятно где находится в этот момент.

Для меня самого это тоже большая проблема, потому что прихожан достаточно много, желающих исповедаться, и мне приходиться часть Всенощного бдения посвящать исповеди

Я уже в богослужении в этот момент не участвую и, если священник может не дослушать богослужение, и это воспринимается прихожанами нормально, то в какой-то момент священник может также не дослушать кого-то из людей, потому что он человек, и я вам хочу сказать, что на 20-м человеке внимание кончается. Как ни старайся…

Если мы боимся того, что какой-то грех мы до конца не назвали, в этом есть глубокое непонимание того, что происходит во время исповеди и глубокое недоверие самому Богу. Если вы пришли на таинство исповеди, то Христос невидимо стоит и приемлет ваши исповедания. Он примет ваши исповедания не только потому, что вы писали это на бумажке и даже не потому, что вы уже это произнесли или вас не дослушали, а вы хотели произнести, а потому что он видит устроение вашего сердца. Он видит глубокую серьезность вашего отношения к себе и желание избавиться от грехов. Очевидно, что на исповеди человек никогда в жизни не сможет перечислить своих грехов до конца.

Поэтому, если вы пришли на исповедь и вас не дослушали, вашу записку даже не прочли, а просто разорвали, то это нечего не значит, и это не значит, что это не исповедь, и это не состоялось, потому что вы пришли к живому Богу. Священник свидетельствует о вашем покаянии настолько, насколько ему хватает его физических сил. Может со временем так случиться, что в храмах будет выделен специальный день или специальный вечер, когда будет только исповедь. Во все остальные дни исповедь будет только для тех, кто по инвалидности, по многодетности, по каким-то другим причинам не смог присутствовать в эти дни, для которых приехать лишний раз в храм, составляет большую проблему. Тогда сама по себе исповедь будет по-другому осмысляться. Мы сегодня привыкли к какой-то бухгалтерии. Если я все грехи перечислил, значит, все в порядке, значит, они мне прощены. А если не перечислил, значит, не прощены. Это не так. Это никакого отношения, серьезного отношения к таинству не имеет.

Грех шпионажа

Как в начале встречи отметил о. Алексий, тема исповеди у нас «почти не отрефлексирована, не продумана, не взвешена и на сегодняшний день у нас есть очень мало литературы, которая бы всерьез эту тему поднимала».

— Несмотря на огромное количество книг, посвященных исповеди, многие были скорее вредными, нежели помогающими. Например, одна из них, особо популярная книга «Исповедаю грех, батюшка» священника Алексея Мороза из Питера. Мне кажется, что эта книга не просто душевредная, а книга просто катастрофически извращающая само понятие исповеди и подготовки к этому великому таинству. Я помню, что в этой книге, например, только одно оглавление, перечисляющие грехи, занимает порядка 50 страниц.

Там встречаются такие вещи, которые, конечно, могут как карикатуры, как пародии восприниматься. Например, грех шпионажа против своей Родины. Грех не принятия на работу людей своей национальности, предпочтение людей другой национальности. Какие-то нелепейшие вещи.

Например, меня очень удивило, что там есть такой грех – дружба с лицом другого пола. Мне даже страшно было себе представить, что батюшке пришло в голову написать, какая же страшная дружба может быть между людьми одного пола.

Над этим всем можно, конечно, сейчас иронизировать, но это совсем не смешно, потому что эта книга,  в отличие от «Тайна примирения», переиздавалась раз сто и тиражи были, конечно, значительно более серьезные.

Тем не менее, этот вопрос об исповеди сегодня в приходской общине, он с новой какой-то остротой возник. Появились некоторые замечательные публикации в «Журнале Московской Патриархии». Отец Павел Великанов опубликовал замечательное эссе об исповеди. Очень многие священники начинают серьезно задумываться о том, насколько уместна постоянная исповедь перед каждым причастием, каким образом это покаяние становится действенной живой силой в жизни христианина.

Подготовка к исповеди

Перед исповедью необязательно поститься, как это положено перед причастием. Но надо к этому Таинству готовиться душевно. Надо сесть и вспомнить все свои грехи, лучше записать их на бумаге, потому что память может подвести. Можно прочесть на исповеди этот список грехов, а можно отдать его священнику, он сам прочтет и разорвет бумагу в знак того, то грех простился.

Некоторые люди говорят, что не знают, в чем каяться и какие грехи называть. В пособие можно взять книги с напоминанием грехов. Например, святителя Игнатия Брянчанинова «В помощь кающимся». Но не стоит читать и списывать грехи из новоиспеченных книг, которые кроме горького смеха ничего не вызывают, настолько нелепые «грехи» там перечисляются.

Исповедь – это серьезное Таинство, на котором присутствует невидимо Сам Христос и ангел-хранитель человека. Поэтому надо относиться к нему со всей ответственностью, не стоит называть мелкие промашки, которые кажутся грехами. А только те, которые действительно отягощают душу и являются препятствием соединению со Христом.

Митрополит Иларион о Таинстве покаяния, исповеди

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: