Таинство крещения

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро — это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.

Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.

Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.

Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши — чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста — чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.

Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги — для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь — чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).

Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.

Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание — новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша — Святая Церковь — без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.

Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Как надо готовиться к Таинству крещения: правила

Взрослый человек, собирающийся принять крещение, (или крестные) должен знать основы православной веры. Для этого проводятся специальные беседы накануне крещения. Также человек должен уметь прочесть Символ веры наизусть (Верую во Единого…)

С собой на Таинство крещения надо иметь:

  • нательный крестик,
  • крещальную рубаху белого цвета (этот цвет символизирует Божественную Благодать и чистоту души),
  • большое полотенце.

Обычно принято, что крестные дарят икону святого.

Имя оглашенного должно соответствовать святцам, никаких «Анжел», «Альбертов» и т.д. быть не должно. Иногда младенцу выбирают имя святого, который празднуется в день его рождения.

Нельзя подходить к Таинству крещения:

  • в состоянии алкогольного опьянения;
  • в плотской нечистоте;
  • женщинам – с ярким макияжем;
  • в безверии (просто потому что все крестятся, и мне надо).

Крестные должны быть:

  • православными верующими;
  • трезвыми;
  • в плотской чистоте.

К выбору крестных надо подойти со всей серьезностью, это должны быть верующие, надежные люди, а не первые встречные.

Профессор А.И. Осипов о Таинстве крещения

Как происходит обряд и его негласные правила

После приобретения всех необходимых атрибутов и освящения нательных крестиков, естественно, начинается само таинство обряда. Оно проходит в таком порядке:

  1. Оглашение, состоящее из чтения ряда специальных коротких молитв-«запрещений».
  2. Отречение от Сатаны и сочетание Христу. Все ответы на заданные священником вопросы должны дать крестные родители вместо крестника.
  3. Крещение в купели с такими словам…
  4. Принятие ребенка крестным (девочки – женщиной, мальчика – мужчиной).
  5. Миропомазание. Проводится с использованием освященного елея.
  6. Тройной обход вокруг купели.
  7. Чтение отрывка из послания апостола Павла Римлянам.
  8. Смывание масла с тела ребенка со словами…
  9. Постриг. Крестообразно выстригаются пучки волос со словами…
  10. Прошение о крестных родителях и завершение таинства.
  11. Воцерковление. Девочку священник проносит по храму, при этом для мальчика производится и вхождение в алтарь.

Крестные

Кто может и не может быть крестным — это самый частый вопрос. Можно ли беременной/незамужней/неверующей/бездетной крестить девочку и т.д. — количество вариаций бесконечно.

Ответ простой: крестный должны быть человеком

— православным и церковным (ОН отвечает за воспитание ребенка в вере);

— не родителем ребенка (крестные должны в случае чего родителей заменить);

— нельзя быть мужу и жене крестными одного малыша (или тем, кто собирается пожениться);

— крестным не может быть монашествующий.

ВСЕ.

Вопреки распространенному мнению, совсем не обязательно, чтоб крестных было двое. Достаточно и одного: женщины — для девочек и мужчины — для мальчиков. Подробнее про крестных, их права-обязанности итд можно прочитать тут.

Чин крещения

Таинство Крещения у старообрядцев-поповцев совершается как в естественных водоёмах, так и в купели. Крещение производится священником, и лишь в исключительных случаях, когда в данной местности старообрядческий священник отсутствует, а человек сильно болеет и существует угроза его смерти некрещёным, крещение совершается мирянами. На восьмой день над новокрещённым производится миропомазание.

Правило св. Никифора Исповедника:

Присоединение погружательно крещеных у старообрядцев-поповцев происходит без дополнительного крещения, посредством Таинства Миропомазания. Не имеющие же канонического крещения (прошедшие обряды обливания, окропления) получают полное трехпогружательное крещение.

Крещаемый три раза погружается в воду. Вода должна быть чистой, без примеси. И здесь строго требуется, чтобы при первом погружении священник говорил: «Крещается раб Божий или раба Божия (имя рек) во имя Отца, аминь»; при втором погружении: «и Сына, аминь»; при третьем: «и Святого Духа, аминь». Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11, Кол. 2,12-13). Это самое главное в Таинстве Крещения.

Трехпогружательное крещение священником РПсЦ в Суздале на речке Каменке

Крещеный облекается в белую одежду в знак полученной им душевной чистоты и в напоминание о том, что теперь он должен вести жизнь в христианском обществе светлую, святую, чистую. Эту белую одежду крещеные в древности носили целых семь дней и благоговейно проводили все это время, сохраняя под нею помазание святым миром. Вместе с белою одеждою возлагается на новокрещеного крест в знак того, что теперь крещеный должен исполнять волю Распятого за нас на кресте Господа нашего Исуса Христа, хотя бы верующему пришлось нести крест страданий и скорби. Далее крещеный крестообразно постригается на голове, что значит полное послушание Исусу Христу. Затем крещеный младенец обносится восприемниками, а взрослый сам обходит вокруг купели трижды с зажженными свечами, выражая тем свою духовную радость, что он из чада гнева соделался возлюбленным сыном Отца небесного, из мертвого прегрешениями стал живым для Бога, из погибшего — спасенным.

Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека.

Чинопоследования Таинства Крещения старообрядцы-поповцы соблюдают строго. Интересно, что в начале прошлого века известный старообрядческий деятель святитель Арсений (Швецов), епископ Уральский, изучив «Чин крещения», произвел в нем изменения, сделав перестановки, казавшиеся ему более логичными. Были переставлены очистительные молитвы, изменены глаголы и отложены некоторые слова в молитвах, также произведены вставки в чине младенческого погребения, великой ектении, пении трисвятого пред Апостолом и прочие изменения. 29 июля 1908 года Освященный Собор РПсЦ рассмотрел вопросы о некоторых несоответствиях составленного епископом Арсением Уральским «Чина крещения» со старопечатными Потребниками и о расхождениях составленного им «Руководства о сродствах, возбраняющих брак» со старопечатными книгами. Собор незамедлительно вынес постановление, разъяснив, какими книгами можно пользоваться:

К прочтению  5 июня - день памяти прп. евфросинии, игумении полоцкой (1173 год)

Среди подписавших соборное постановление был и епископ Арсений. Но его письменное обращение Антонию, епископу Тобольскому и Пермскому, говорит о том, что он все же не был согласен с Постановлением Собора.

Святитель Арсений (Швецов), епископ Уральский

Важно отношение к таинству

Для многих Крещение остается секретным, волнительным обрядом, где ничего непонятно и каждый участник в ходе процесса думает о своем. Крестные — как бы не ошибиться в чтении Символа веры, который, возможно, придется прочитать, мама переживает за ребенка — как бы тот много не кричал, и не замерз, да еще и не захлебнулся бы водой, бабушки думают, как бы свечка не потухла, остальные всматриваются в храмовую роспись с мыслями: «Священника не слышно, ну, ничего, сейчас он отработает свое действие, так и покрестим». Специально описал ситуацию иронически, с юмором, но такое действительно бывает часто.

В данном разделе постараюсь раскрыть Вам максимально важную информацию по Крещению, в результате чего таинство для Вас станет понятным.

Если Вас интересуют практические вопросы по Крещению: что взять на Крещение, кто может быть крестным, какие требования к крестным, необходимо обратиться к разделу «Беседа о крещении»

Таинство Крещения — это не обряд, не церемония, не заклинание, прежде всего, это таинство, в котором по молитвам священника невидимо сходит на крещающегося Благодать Пресвятого Духа.

Крещение ребенка

Когда крестить – разные семьи решают этот вопрос по-разному.

Чаще всего крестят на +/- 40-й день после родов. 40-й день – и с религиозной точки зрения значим (в ветхозаветной церкви на 40-й день ребенка приносили в храм, на 40 день читается молитва над родившей женщиной)

40 дней после родов женщина не участвует в таинствах Церкви: это связано и с физиологией послеродового периода, и в целом весьма разумно – в это время все внимание и силы женщины должны быть сосредоточены на ребенке и своем здоровье.

После истечения этого срока над ней необходимо прочитать особую молитву, что священник и сделает до или после крещения.Совсем маленькие дети гораздо спокойнее ведут себя на крещении и не пугаются, когда их на руки берет кто-то чужой (крестные или священник). Ну и не стоит забывать, что до трех месяцев дети легче переносят окунания с головой, потому что у них сохраняются внутриутробные рефлексы, помогающие задерживать дыхание.

В любом случае, выбор момента остается за родителями и зависит от обстоятельств и состоянии здоровья ребенка.Если малыш в реанимации и есть проблемы со здоровьем, можно малыша крестить в реанимации

Для этого можно пригласить священника или МАМА МОЖЕТ КРЕСТИТЬ РЕБЕНКА САМА.

Можно крестить и после 40 дня.

Крестить ли ребенка или ждать, пока он вырастет – это вопрос для отдельной дискуссии, лучше всего, по-моему, этот вопрос разобран у протодиакона Андрея Кураева.

Возраст крещаемых

Многие сектанты (баптисты, анабаптисты, молокане и др.) придерживаются правила крестить только взрослых. Они основываются на нескольких сентенциях. Мол, Иисус Христос крестился не в младенческом, а в 30-летнем возрасте; далее — что в древности некоторые цари и сановники крестились в зрелом возрасте, а некоторые (к примеру, Константин Великий) перед самой смертью; и что Сам Спаситель сказал: «…кто будет веровать и креститься, спасен будет», — следовательно, крещению должна предшествовать вера, а дети еще не имеют сознательной веры, т.е. не понимают ее…
Православная Церковь никогда не ставила «понимание» условием для совершения Таинства Крещения. Более того, по святоотеческим традициям, она считает, что истинное понимание возможно только благодаря Крещению и является его плодом и следствием, а не условием. Высшим проявлением благодати Крещения является как раз то, что оно превращает и взрослого в младенца, без чего, по словам Христа, невозможно войти в Царствие Божие.
Иисус Христос крестился в 30 лет потому, что именно в это время дано было Богом повеление крестить иудеев.
А, если некоторые цари и сановники крестились перед смертью, то это допускалось ими вот почему: они верили, что крещение очищает от всех грехов, совершенных перед ним, а не только от первородного греха. Это совершенно правильно, но это был, конечно, риск с их стороны: ведь они хотели при сравнительно малых подвигах перейти в жизнь будущую чистыми и безгрешными, но как говорят? «Человек — смертен, и, как правило, внезапно!» Смерть не обязана ждать времени их крещения: они могли умереть и до крещения, — и тогда, естественно, должны были исполниться над ними слова Христовы: «… если кто не родится от воды и Духа, не увидит Царствия Божия…»
Итак, по учению Православной Церкви, крещаются младенцы, родившиеся от христианских родителей, и взрослые, из нехристиан, пожелавших принять христианство.
Взрослый крещаемый должен осознавать, что, принимая крещение, он принимает на себя труды и подвиги благочестивой жизни, принимает каждодневную борьбу со страстями. Он должен знать, понимать и принимать основы православия. Взрослый крещаемый может подготовить себя к Таинству Крещения добровольным постом с полным отказом от всех вредных привычек: употребления спиртного, курения, грубости, а также примирением с людьми, находящимися с ним в ссоре. Это очень трудно, тем более, если предшествующая жизнь очень мало соприкасалась с добродетелями. Но как приятна будет награда!
Но как же младенцы? Некоторые спросят: не лучше ли отложить крещение до того момента, когда ребенок сам скажет, что он верит в Бога?
Но, во-первых, в Таинстве Крещения ребенок получает особую благодать, которая однозначно поможет ему в жизни, а что касается веры — она есть даже у самых маленьких детей. Вера рождается раньше, чем мы можем выразить ее словами, а детская вера крепче и непосредственней, чем у взрослых, отягощенных грехами. Вера есть у всех младенцев, и главная задача родителей и крестных — не воспитать ее, а не дать ей погаснуть под дурным влиянием! Вспомните: «Если … не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18, 3). А тем, кто запрещал детям приходить к Нему, Господь напоминал слова пророка: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс.8, 3) . Даже грудные дети хвалят Бога, и Бог принимает их хвалу, как же не принимать ее нам?
Но кто может поручиться, вырастут ли они верующими? Для этого и существуют восприемники, или, в простонародье — крестные. Они-то и должны вести ребенка по стезе добродетелей до тех пор, пока ребенок сам не поймет, что такое «вера».

Таинство Крещения у старообрядцев

Итак, в древности обливательное крещение было крайней редкостью. Оно существовало в большинстве случаев как клиническая форма крещения. Нельзя утверждать, что в древности были случаи обливательного крещения и не в клинической ситуации. Но и эти случаи были довольно редкими, и они остаются на совести священнослужителей, допустивших такие факты. И в древности, и сегодня встречаются священнослужители, способные на самые разные отступления от канонов и чудачества.

К прочтению  Церковь почтила память священномученика илариона, архиепископа верейского

Когда же обливательное крещение в XV веке поразило всю западную церковь, а в начале XVII века к военной агрессии против Руси присоединилась и религиозная агрессия, а обливательная ересь стала угрожать целостности российского православия, то потребовались более радикальные меры. И на Соборе 1620 года было принято решение совершенно крестить всех чад западной церкви как облитых, не имеющих подлинного крещения. Это решение было подобно решениям седьмого Вселенского Собора, наконец осудившего крайне распространившуюся иконоборческую ересь.

Чаще всего в защиту употребления обливательного или окропительного крещения новообрядцы указывают на случаи обливания в древности, которые якобы оправдывают повсеместное обливание сегодня. Но эти случаи имели место в связи с невозможностью совершить крещение посредством трехкратного погружения. Также не надо забывать, что кроме обливания существуют и другие «клинические» формы таинств: исповедь перед мирянином, причащение мирянина мирянином, мирянское крещение, приобщение вместо Тела и Крови Богоявленской водой. Каждый человек тогда может истинно любить Бога, когда будет стремиться исполнять все евангельские заповеди, но никто не может быть осужден за то, на совершение чего он не имел силы и возможности. С него спросится только за неисполнение тех заповедей, которые он не исполнил по собственной воле.   

И только в старообрядческой Церкви продолжает соблюдаться традиция дониконовской Церкви — крещение новорождённых в естественных водоемах или в купели, причем обязательно с троекратным полным погружением. 50-ое Апостольское правило, придавая первостепенное значение погружательному Крещению, гласит:

Из Катехизиса Большого, глава 73, лист 364 оборот:

Евангельския Беседы, на Иоанна, часть 1, Беседа 25, стр. 293:

Старообрядцы крестят в три погружения и детей, и взрослых

Архидиакон Павел Алеппский, посетивший Русь в XVII веке, писал о проникающем в Русскую Церковь латинском влиянии, о небрежении украинцев и белорусов к таинствам и их склонности к унии с католиками, о том, что из этих западных областей латинская зараза стала проникать на всю Русскую Церковь. А вот как Павел Алеппский описывает благочестивый обряд крещения на Руси:

Крещение до Христа

Крещение, по-гречески «баптисма», означает – « погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний – гораздо древнее христианского крещения. Еще в Ветохозаветной Церкви существовала практика водных погружений, хотя в ней они имели совсем иной, чем в Новом Завете, смысл. По ветхозаветному установлению любой иудей после всякого случившегося с ним осквернения должен был совершить особое водное омовение – «микву». Кроме того, когда язычники , уверовавшие в истинного Бога, хотели присоединиться к ветхозаветной Церкви, над ними не было принято совершать обрезание ; для них существовал иной, особый способ присоединения к Церкви. Ветхозаветная Церковь исповедовала национальную исключительность, богоизбранность евреев, и потому в полноте не дозволяла присоединиться к себе никому, кроме сынов богоизбранного народа. Для уверовавших же из язычников как раз и существовали водные погружения, которые являлись для них путем вхождения в Церковь . Такие люди назывались «прозелитами врат», или еще – «боящимися Бога».

Проблема Крещения младенцев

Одна из древних православных традиций обычай крестить людей в младенческом возрасте. Благодаря Крещению человек вступает в абсолютно иные, чем прежде, глубокие и личные отношения с Богом – отношения верности, послушания и любви. Все это, безусловно, требует от человека его свободного усилия. Бог никогда не спасает человека   без свободного изволения самого человека. При этом человек имеет право даже на страшный и ответственный выбор: жить ему с Богом или вне Бога.

Но не является ли Крещение младенцев , еще не способных к осмысленным поступкам, к свободному выбору, к логическим решениям, нарушением свободы выбора, дарованной человеку Самим Творцом? Маленький человек вступает в союз со Христом, вступает в Церковь , и при этом, с точки зрения протестантов, получается, что родители, крестные ему все это насильно навязывают помимо его воли – ведь он еще совсем неразумен. Протестанты возмущаются таким подходом; они считают, что Крещение должно быть осознанным.

Православный взгляд отличается от баптистского прежде всего тем, что,   младенцев можно крестить и по вере родителей. В Новом Завете есть упоминания о Крещении целых домов: дома сотника Корнилия, дома темничного стража. Все эти Крещения совершались по воле главы дома. Дом – это семья, и, скорее всего, там могли быть и маленькие дети. Протестанты возражают на этот новозаветный аргумент, говоря, что дети в этих домах могли быть, а могли и не быть: ведь в древнее понятие «дома» входили даже и рабы.

Также можно сказать и о том, что в Ветхом Завете прообразом Крещения служило обрезание , которое как раз и совершалось над младенцами.

Строго говоря, возражения протестантов против Крещения младенцев сводятся к двум утверждениям: Бог спасает человека только по свободной воле и устремлению самого человека, а младенец не может принять самостоятельного решения; человек может приобщиться к Божественной благодати лишь сделав осознанный, разумный выбор жизни во Христе, а младенец еще мал и потому лишен разума.

Протестанты не допускают мысли о том, что Бог может простить грехи человека по молитве его братьев во Христе, спасти его по вере других: исцелить – да, оказать благодатную поддержку – да, но – не спасти, не простить ему грехи. Здесь вопрос, строго говоря, заключается даже не в том, можно ли крестить младенцев. Он формулируется протестантами гораздо шире: а могут ли вообще грехи одного человека проститься по вере другого? И если действительно могут проститься, как утверждают православные, то это и будет означать, что совершаемое по вере родителей Крещение младенцев может быть допущено в Церкви, и что в этом Крещении младенец, так же, как и любой другой взрослый человек, освобождается от первородного греха.

Эпизод с исцелением расслабленного, которого близкие ему люди, разобрав кровлю дома, где в то время находился Спаситель, спустили к Господу на веревках, вот Христос, видя их веру, не только исцеляет расслабленного от его физического недуга, но и прощает ему совершенные им в прошлом грехи, ясно нам показывает, что именно по вере других людей, а не только по вере одного расслабленного, Господь простил ему грехи. Значит, Господь может освободить от грехов по вере близких не только этого евангельского расслабленного, но и многих других людей, в том числе – очистить от первородного греха по вере родителей и крещаемых младенцев.

Как уже упоминалось, протестанты также говорят и о том, что человек должен принять Христа свободно и осознанно, сделав свой последовательный и разумный выбор. И здесь возникает еще один вопрос: а может ли ребенок почувствовать благодать Божью и каким-либо образом ее воспринять, будучи из-за своего возраста еще лишенным способности логических суждений, соединиться со Христом, не делая при этом разумно-осознанного выбора пути христианской жизни? В связи с этой проблемой есть в Священном Писании еще один очень важный эпизод: посещение Божией Матерью Своей родственницы Елизаветы. Именно тогда еще не рожденный младенец Иоанн – будущий Иоанн Предтеча, ощутив присутствие пребывавшего в утробе Марии Господа, взыграл во чреве своей матери. Этот младенец еще не был способен разумно осмыслить, осознать происходящее, но он уже воспринял, ощутил присутствие и действие Божественной благодати. То же самое мы можем сказать и о любом крещаемом младенце: пусть он еще не может понять Христа, усвоить Его учение, но он в силах с радостной простотой принять Его благодатные дары; ведь душа всякого человека уже с самого его рождения по своей природе – христианка.

К прочтению  Как правильно поститься? советы от экспертов

Установление Таинства Крещения

В Священном Писании упоминаются три события, которые указывают на начало христианского крещения: Святой Иоанн, Предтеча Господень, крестил иудеев в реке Иордан (Мк.1, 4.5); Сам Господь Иисус Христос крестился от Иоанна в Иордане (Мф.3, 13-17); и, наконец, Господь дал апостолам повеление: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Мф.28, 19).
Крещение Иоанново стало как бы приготовлением людей к принятию христианского крещения. Перерождение человека не происходит, если он не отрекся от прежних грехов и злых дел, если он не раскаялся. Поэтому, крещение Иоанново — есть крещение покаяния. А христианское крещение, т.е. то, которое установил Господь — есть крещение, ИСТРЕБЛЯЮЩЕЕ, как огнем, грехи людей благодатию Святого Духа. (Мф.3, 11).
Господь, по силе Своего Божества, не нуждался в покаянии и возникает вопрос: зачем Он благоволил принять крещение от Иоанна?.. На это ответил Сам Христос: «…оставь теперь: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду…» (Мф.3, 15). Что это за «правда»? Бог заповедал крестить в Иордане всех иудеев, которые будут приходить с раскаянием в грехах, и эту «правду» должен исполнить Иоанн. Иисус Христос по земному рождению — иудей и потому, как иудей, должен принять это крещение. И это — Его «правда».
Началом христианского крещения остается принять момент, когда Господь указал на это апостолам (Мф.3, 15). И именно с этой поры Святые Апостолы, а потом и их преемники, священнослужители, начали крестить людей не крещением (погружением. — см. начало) Иоанновым, т.е. крещением покаяния; а крещением Христовым, или крещением «во оставление грехов».

Крещение — радость для всей Церкви

Крещение не зря называют также Таинством Просвещения. Оно именуется так потому, что в Крещении человеку даруется свет Божественной благодати, делающий его способным к Богопознанию. Не крещен — значит не просвещен, как слепой не видит ни солнца, ни окружающих предметов, так и слепая, непросвещенная душа не способна к созерцанию Бога.

Крещение нового христианина — это праздник и великая радость для всей Церкви. Когда в семье рождается ребенок, то не только родители, но и вся семья, и ближние, и дальние родственники, и друзья, и просто знакомые радуются и поздравляют родителей с таким важным событием в их жизни, а новорожденному желают здоровья и всех благ

Но вот в святой Церкви совершается не менее важное событие — рождается во Христе новый человек. Однако все ли мы испытываем то же чувство ликования?

В древней Церкви крестили в самые торжественные дни года, в самые значимые христианские праздники. И само по себе крещение было тогда для верующих людей настоящим всеобщим церковным Праздником. Новокрещенные люди, облаченные в белые одежды, торжественно шли в главный Собор, при этом вся община молилась и ждала, когда они придут из крестильного храма. Только подумайте, вся община молилась и ждала! К сожалению, сегодня мы практически лишены этого ощущения всеобщего ликования, той радости, которая охватывала древних христиан только от осознания того, что к единому Телу Христову, ко Святой Церкви присоединился новый её член…

Как выбрать крестных

Делая выбор посаженных родителей, необходимо учитывать такие правила:

Крестные нового христианина должны перейти грань от детства к взрослой жизни, при этом быть совершеннолетними, осознавать всю важность взятой на свою душу ответственности. Проведение обряда с детьми в статусе крестных невозможно.
Те, кто проживает в христианском браке или только собирается вступить в него, могут стать крестными родителями для ребенка

Их праведная жизнь в супружестве может стать одним из основных движителей веры нового христианина.
Тем, кто проживает в гражданском браке, стать крестными ребенку нельзя. Их жизнь во грехе будет негативно влиять на психику малыша-христианина, растлевая его душу.
Бабушки, дедушки, тети, дяди и другие родственники тоже могут быть крестными для ребенка.
Ни в коем случае нельзя брать в крестные приемного родителя. Отчим или мачеха становятся ему родными, что не даст дополнительной поддержки духу, но лишит ее.
Выбрав своих кумовьев для крещения ребенка, родители не сделают ошибки. Если люди взаимно уважают друг друга и считают образцами истинной веры, то это станет лишь дополнительной защитой дитяти от внешних негативных воздействий.
Если прихожане желают взять крестным отцом ребенка священника, это приветствуется. Именно в семье православного священнослужителя ребенок может научиться истинному восприятию веры.
Выбирайте в крестные тех людей, которые могут присутствовать во время обряда лично. Записать в крестные заочно невозможно, поскольку присутствие при крещении гарантирует принятие ответственности за судьбу чада.
Монашествующие не могут быть избранными крестными. Если же православный постриг принимается после принятия обязательств, то обязанности заботы о душе крестника не только не уменьшаются, но и становятся более объемными.
Крестить ребенка можно лишь с крестными-христианами, которые тоже прошли обряд крещения.

Если вы считаете, что кто-то в вашем окружении достоин чести стать одним из родителей вашего младенца (а ведь это и в самом деле так, недаром их называют крестной матерью и крестным отцом), то смело обращайтесь к нему с этим предложением. Непременно следите за тем, чтобы они соответствовали вышеназванным правилам.

Правила проведения церемонии для крестных

Посаженые родители в православном обряде имеют свою особенную роль. При этом необходимо помнить правила, которые заключаются в том, что:

  • крестная мать приобретает облачение и крыжму;
  • на принимающего обет посаженого отца возлагаются траты за крещение;
  • каждый участник церемонии должен иметь нательный крестик;
  • крестным необходимо знать наизусть молитву «Верую».

Приносят ребенка в церковь крестные, стараясь сделать это пораньше. При крещении девочки крестному отцу необходимо лишь присутствовать на обряде, а также оплатить все расходы. При крещении мальчика именно он принимает ребенка и делает все необходимые манипуляции.

В процессе обряда крестным родителям по возможности надо озвучивать все молитвы и произносить вовремя «Аминь».

Подарки можно дарить после таинства.

Обязанности крестных родителей

К обязанностям посаженых родителей относятся:

  • обучение ребенка основам христианства;
  • обучение малыша молитвам;
  • быть примером милосердия, любви и добра.

При этом для посаженных родителей есть четкие правила: постоянно носить нательный крестик, знать все необходимые молитвы и уметь правильно накладывать крестное знамение.

Все Таинства основаны на трех важных аспектах:

  1. Вера в Благодать Пресвятого Духа обращающегося к таинству при Крещении, если крестят младенца, то важна вера и молитва крестных и родных родителей.
  2. Покаяния
  3. Молитва священника и предстоящих людей

При Крещении в человеке совершаются важнейшие перемены вне зависимости от возраста: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца. Возможность искушения от диавола остается, но крещаемый обладает большими возможностями делать добро, при этом ответственность перед Богом у верующего человека больше.

Крестные, участвуя в таинстве, принимают на себя ответственность за нового маленького члена Церкви. В их обязанности входит: способствовать воспитанию ребенка в вере, благочестии и чистоте, заботиться о восприемнике и оберегать его от всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в детском и юношеском возрасте. Если человек решить креститься взрослым, то следует изучить заповеди Христовы, основные грехи, понять свою греховность, ознакомиться с Символом веры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: