Икона никиты новгородского

Святитель иона, архиепископ новгородский

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Наслади́вся, богому́дре, воздержа́ния/ и жела́ние пло́ти твоея́ обузда́в,/ на престо́ле святи́тельства се́л еси́/ и, я́ко звезда́ многосве́тлая,/ просвеща́я ве́рных сердца́/ заря́ми чуде́с твои́х,/ о́тче на́ш святи́телю Ники́то,/ и ны́не моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 2

Небе́снаго простра́нства жела́я,/ от ю́ности в те́сне ме́сте затвори́лся еси́,/ в не́мже прельще́н бы́в от врага́,/ па́ки смире́нием и послуша́нием/ победи́л еси́ преле́стника кре́пце, Ники́то,/ и ны́не, предстоя́ Христо́ви,// моли́ спасти́ся все́м на́м.

Кондак, глас 6

Архиере́йства са́ном почти́вся/ и чи́сте Чисте́йшему предстоя́,/ приле́жно моле́ние за лю́ди твоя́ приноси́л еси́,/ я́ко и до́ждь моли́твою све́л еси́,/ овогда́ же и гра́да запале́ния угаси́л еси́./ И ны́не, святи́телю Ники́то,/ моли́ Христа́ Бо́га/ спасти́ лю́ди твоя́ моля́щияся,/ да вси́ вопие́м ти:// ра́дуйся, святи́телю, о́тче преди́вный.

Житие святителя Никиты, епископа Новгородского

Будущий святитель Никита, епископ Новгородский, был родом из Киева. В юности он принял иноческий постриг в Киево-Печерской обители и вскоре, несмотря на возражения игумена Никона, пожелал уйти в затвор. В затворе святой Никита впал в искушение, поскольку не послушал игумена Никона, а понадеялся на себя, взяв трудный для молодого инока подвиг. Киево-Печерский патериксообщает, что он был повергнут искушению от дьявола и не выдержал его:

Инок Никита прельстился, оставил молитву и занялся чтением и книжной премудростью. Он превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские монахи явились к нему и, помолившись, прогнали от него беса. После этого инок Никита, оставив по благословению иноков затвор, стал проводить жизнь в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Бог, по Своему милосердию и молитвам монахов, возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.

В 1096 году Никита был поставлен митрополитом Киевским Ефремом (XI век) в епископский сан и назначен на новгородскую кафедру; в «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» Никита называется шестым Новгородским епископом. За время епископства Никиты было построено несколько храмов (Спасо-Преображенский храм на Ильине улице (перестроен в 1374 году), Благовещенский храм на Городище, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре). Епископ Никита за свою благочестивую жизнь был удостоен от Бога дара чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. В 1108 году епископ Никита преставился и был погребен в новгородском Софийском соборе.  

Чудеса святителя Ионы, архиепископа Новгородского

После смерти святителя произошло три чуда, которые описаны в его житии и имеют прямое отношение к памяти великого русского святого. Первое случилось спустя 100 лет, при Иване Грозном. В Отней обители однажды загорелась пекарня. Огонь быстро распространялся и охватил множество монастырских построек. Сильный ветер этому способствовал. Пожар настиг все храмы, бывшие в обители и уже подбирался к церкви Иоанна Предотечи, в которой была гробница св. Ионы. В это время два человека, решив спасти мощи архиепископа, кинулись вытаскивать тяжелый дубовый гроб, который показался им необычайно легким. Вытащив его на безопасное место, они наблюдали, как огонь окружил деревянную гробницу, но нисколько ее не повредил и не опалил.

Второе чудо произошло через некоторое время, когда монах Отней обители Силивестр отправился с послушником Климом в Москву, чтобы подтвердить некие данные ранее царские грамоты. Часть пути пришлось плыть на лодке. С ними был очень богатый купец. Хозяин лодки, зная это, направил судно на камень, с целью умертвить купца и забрать его деньги. Но вышло так, что после крушения на берег выбрались все, кроме хозяина лодки и инока Силивестра. Его послушник Клим долго сокрушался, потому что знал, что Силивестр не умеет плавать. Все думали, что он погиб, когда внезапно к берегу пристала другая лодка с иноком Силивестром внутри и целыми, не пострадавшими от воды во время крушения лодки царскими грамотами.

Третье же чудо было в Смутное время, когда по реке Волхов плыли казаки, опустошающие деревни и грабящие жителей. Они приблизились к Отней обители и намеревались разорить ее. Но в последний момент атаман спросил местного жителя о том, кому принадлежит это селение, и, получив ответ, приказал казакам ничего не трогать в этом монастырском селении. Объяснил это тем, что, когда однажды его поймали власти и приговорили к смерти, он взмолился и стал просить помощи у святителя и чудотворца Ионы, архиепископа Новгородского. И в тот же момент пришла грамота об отмене казни. С тех пор атаман постоянно благодарит и чтит своего заступника.

Таким образом, святитель Иона, архиепископ Новгородский, и после своей смерти творит чудеса, защищает и покровительствует чтущим его святую память, которая совершается 5 (18) ноября. 

Молитвы

Тропарь святителя Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского
глас 4
Насладився, богомудре, воздержания / и желание плоти твоея обуздав, / на престоле святительства сел еси, / и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца / зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито, / и ныне моли Христа Бога, / да спасет души наша.

Ин тропарь святителя Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского
глас 2
Небеснаго пространства желая,/ от юности в тесне месте затворился еси,/ в немже прельщен быв от врага,/ паки смирением и послушанием/ победил еси прелестника крепце, Никито,/ и ныне, предстоя Христови,/ моли спастися всем нам.

Кондак святителя Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского
глас 6
Архиерейства саном почтився/ и чисте Чистейшему предстоя,/ прилежно моление за люди твоя приносил еси,/ яко и дождь молитвою свел еси,/ овогда же и града запаления угасил еси./ И ныне, святителю Никито,/ моли Христа Бога/ спасти люди твоя молящияся,/ да вси вопием ти:/ радуйся, святителю отче предивный.

Ин кондак святителя Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского
глас 1
Победив вражия лести добле и светло добротедельми просияв, святительства одеждою облеклся еси, преславне Никито, в немже светом жития твоего и чудесы сияя паче солнца, многих просветив, привел еси Христови, Егоже моли о нас, поющих тя.

Молитва святителю Никите, затворнику Печерскому, еп. Новгородскому
О архиерею Божий, святителю Никито, услыши нас, грешных раб твоих, стекшихся днесь в священный храм сей, молящихся тебе и к священной твоей раце притекающих и умиленно вопиющих: якоже седя на престоле святительства в Великом Новеграде сем, и единою нале­жащею бездождию дождь молитвами свел еси и паки граду сему, огненным пламенем обшедшему, молитвою пламень огненный угасил еси, и ныне молим тя, о святителю Христов Никито, молися ко Господу, еже избавити Великий Новград сей и вся грады и страны христианския от труса, потопа, глада, огня, града, меча и от всех вра­­гов, видимых и невидимых, Яко да избранных молитв твоих ради спасаеми, славим Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Ду­ха, и твое милостивное предстательство ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского
глас 4
Насладився, богомудре, воздержания / и желание плоти твоея обуздав, / на престоле святительства сел еси, / и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца / зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито, / и ныне моли Христа Бога, / да спасет души наша.

Кондак святителя Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского
глас 6
Архиерейства саном почтився/ и чисте Чистейшему предстоя,/ прилежно моление за люди твоя приносил еси,/ яко и дождь молитвою свел еси,/ овогда же и града запаления угасил еси./ И ныне, святителю Никито,/ моли Христа Бога/ спасти люди твоя молящияся,/ да вси вопием ти:/ радуйся, святителю отче предивный.

Тропарь святителя Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского
глас 2
Небеснаго пространства желая,/ от юности в тесне месте затворился еси,/ в немже прельщен быв от врага,/ паки смирением и послушанием/ победил еси прелестника крепце, Никито,/ и ныне, предстоя Христови,/ моли спастися всем нам.

Кондак святителя Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского
глас 1
Победив вражия лести добле и светло добротедельми просияв, святительства одеждою облеклся еси, преславне Никито, в немже светом жития твоего и чудесы сияя паче солнца, многих просветив, привел еси Христови, Егоже моли о нас, поющих тя.

Почитание святителя Никиты, епископа Новгородского

В 1547 году на первом Макарьевском соборе епископ Никита был канонизирован Русской Православной Церковью. 30 апреля 1558 года архиепископом Пименом были обретены нетленные мощи святителя Никиты. Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, а сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию, чтобы уточнить иконописную традицию. Ф.Г. Солнцев в своем труде «Древности Российского государства» отметил:

Фелонь и шапка епископа Никиты. Рисунок Ф.Г. Солнцева

В 1956 году мощи святителя Никиты были перенесены епископом Сергием (Голубцовым; 1906-1982 гг.) из Софийского собора в Никольский собор, а в 1962 году — в храм во имя апостола Филиппа. В 1993 году мощи святителя Никиты были возвращены в Софийский собор. Первое Житие святителя Никиты встречается в послании Поликарпа к Акиндину XIII века. В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. Осенью того же года в литовский городок Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привёз пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты. Все мощи сразу же были перевезены в церковь, и митрополит Литовский Сергий (Воскресенский) в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Архимандрит пишет:

После этих слов святитель стал невидим. Узнав об этом, митрополит Сергий установил правило, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию.  

Мощи Святого Никиты Столпника

Неведомая сила привели старца Симеона Петропавловской обители в Ярославле на берег реки для молитвы, как вдруг он увидел три светящихся луча, побежал в монастырь и сообщил о чуде игумену. Настоятель монастыря, священство, все насельники, городские старейшины и горожане вышли к реке и стали свидетелями явления трех крестов с веригами над водной гладью.

Под молитвенные песнопения святые предметы были вынесены на берег и доставлены в обитель Петра и Павла. Все присутствующие при явлении чуда получили исцеления, которые не прекращались при перенесении вериг с крестами к гробу Никиты.

По благословению святителя митрополита Московского Фотия в 1425 году было решено вскрыть мощи святого.

После молебна могилу Никиты Столпника раскопали, достали завернутое в бересту нетленное тело, как вдруг яму с телом накрыл земляной вал, над присутствующими разразился настоящий ураган, раскидавший копавших от могилы. Многие присутствующие были травмированы, некоторые потеряли рассудок.


Рака с мощами Никиты Столпника

До начала третьего тысячелетия святые мощи не трогали. В 2000 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил обретение святых мощей преподобного Никиты, которые и поныне хранятся в храме Благовещения Богородицы и открыты для поклонения прихожан. Рядом с раком преподобного находятся кресты и цепи Столпника.

В 2004 году при поддержке благотворителей и прихожан был восстановлен собор великомученика Никиты Столпника, радуя окружающих сиянием золотых крестов.

Святителю Никите, затворнику Печерскому, епископу Новгородскому (тропари, кондаки и молитва)

Тропарь, глас 2:

Небе́снаго простра́нства жела́я, / от ю́ности в те́сне ме́сте затвори́лся еси́, / в не́мже прельще́н быв от врага́, / па́ки смире́нием и послуша́нием победи́л еси́ преле́стника кре́пце, Ники́то, / и ны́не, предстоя́ Христо́ви, // моли́ спасти́ся всем нам.

Ин тропарь, глас 4:

Наслади́вся, Богому́дpе, воздеpжа́ния/ и жела́ние пло́ти твоея́ обузда́в,/ на пpесто́ле святи́тельства сел еси́,/ и я́ко звезда́ многосве́тлая, пpосвеща́я ве́pных сеpдца́/ заpя́ми чуде́с твои́х,/ о́тче наш, святи́телю Ники́то,/ и ны́не моли́ Хpиста́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 1:

Победи́в вра́жия ле́сти до́бле / и све́тло доброде́тельми просия́в, / святи́тельства оде́ждою обле́клся еси́, пресла́вне Ники́то, / в не́мже све́том жития́ твоего́ и чудесы́ сия́я па́че со́лнца, / мно́гих просвети́в, приве́л еси́ Христо́ви, // Его́же моли́ о нас, пою́щих тя.

Ин кондак, глас 6:

Архиере́йства са́ном почти́вся/ и чи́сте Чисте́йшему предстоя́,/ приле́жно моле́ние за лю́ди твоя́ приноси́л еси́,/ я́ко и дождь моли́твою све́л еси́,/ овогда́ же и гра́да запале́ния угаси́л еси́./ И ны́не, святи́телю Ники́то,/ моли́ Христа́ Бо́га,/ спасти́ лю́ди твоя́ моля́щияся,/ да вси́ вопие́м ти́:// ра́дуйся, святи́телю, о́тче преди́вный.

Молитва

О, архиере́ю Бо́жий, святи́телю Ники́то! Услы́ши нас гре́шных, днесь во свяще́нный храм сей сте́кшихся, и честно́му о́бразу твоему́ поклоня́ющихся, и ко свяще́нней твое́й ра́це припа́дающих, и умиле́нно вопию́щих: я́коже си́дя на престо́ле святи́тельства в Вели́ком Но́вегра́де сем, и еди́ною належа́щу бездо́ждию, дождь моли́твами свел еси́, и па́ки гра́ду сему́ о́гненным пла́менем обстои́му, моли́твою пла́мень о́гненный угаси́л еси́. И ны́не мо́лим тя, о святи́телю Христо́в Ники́то: моли́ся ко Го́споду, е́же изба́вити Вели́кий Но́вград сей и вся гра́ды и страны́ христиа́нские от тру́са, пото́па, гла́да, огня́, гра́да, меча́ и от всех враго́в ви́димых к неви́димых, я́ко да изря́дных ра́ди моли́тв твои́х спаса́еми, сла́вим Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Икосъ 5

Ви́дяще и́ноцы стра́нную ве́щь на тебѣ́ явля́емую, я́ко отъ ве́тхихъ то́кмо Боже́ственныхъ Писа́ній къ тебѣ́ приходя́щихъ поуча́еши, отъ Но́ваго же Завѣ́та ничесо́же глаго́ля, уразумѣ́ша прельще́на бы́ти тя́, преподо́бне, сего́ ра́ди о́бщую о тебѣ́ моли́тву сотво́рше, діа́вола отгоня́ютъ и изъ затво́ра изво́дятъ тя́. Мы́ же тебѣ́, я́ко самому́ искуше́ну бы́вшу и на́мъ искуша́емымъ помога́ти могу́щу, не престае́мъ зва́ти:

Ра́дуйся, отъ врага́ человѣкоубíйцы лю́тѣ пострада́вый.

Ра́дуйся, всю́ глубину́ бѣсо́вкія ле́сти на себѣ́ испыта́вый.

Ра́дуйся, моли́твами подви́жниковъ отъ ро́ва поги́бели восхище́нный.

Ра́дуйся, отъ рабо́ты діа́воли Го́сподемъ освобожде́нный.

Ра́дуйся, на неви́димыя враги́ и на́мъ крѣ́пкій помо́щниче.

Ра́дуйся, во искуше́ніихъ жите́йскихъ всегда́шній на́мъ посо́бниче.

Ра́дуйся, прило́гъ вся́каго зла́ отъ чту́щихъ тя́ отража́яй.

Ра́дуйся, всѣму́ благо́му вхо́дъ отверза́яй.

Ра́дуйся, бѣсо́вскія си́лы крѣ́пкое низложе́ніе.

Ра́дуйся, грѣхми́ пове́рженныхъ тве́рдое возведе́ніе.

Ра́дуйся, те́плый засту́пниче на́шъ Ники́то, святи́телю преди́вный.

Чудеса исцелений

Преподобный Столпник, житие которого складывалось от греховного времяпровождения до полного покаяния и подвига столпничества, стал местной достопримечательностью. Молва об исцеляющих способностях Столпника достигла владений великого князя черниговского Михаила Всеволодовича, страдающего болезнью ног от рождения.

Князь принял решение отправиться к преподобному за исцелением. По пути к Переславлю княжеская свита остановилась для отдыха, разбив походные палатки.  Вскоре к палаточному городку подошел инок из близлежащей обители, и опечалил князя своим высказыванием, о том, что Никита простой льстец и обманщик, и помощи ждать от него напрасно.

После ушедшего инока появился следующий, он снова повторил слова предыдущего странника, но князь продолжил путь, следующий привал был перед самым Переславлем, к Столпнику отправился боярин Феодор, но перед этим к княжьей палатке подошел немолодой крестьянин с лопатой, сообщивший, что старец умер, и он лично похоронил его, так сатана останавливал паломников.

Чтобы лично увидеть могилу Столпника боярин Феодор поспешил в монастырь, где был встречен преподобным в столпе, с металлическими цепями и в каменной шапке, пребывающим в молитве.


Житийная икона Никиты Переславского (столпника)

Последующие действия преподобного Столпника удивили боярина, ибо старец передал для немощного ногами князя собственный посох, наказав тому лично явиться в монастырь.

Радость и удивление наполнили палатку в тот момент, когда князь, взяв в руки посох, в тот же час сделал первые шаги, и сам смог дойти до обители. Историки запечатлели чудо исцеления князя Михаила Всеволодовича от 16 мая 1186 года.

В 1702 году на месте княжеской палатки недалеко от Чернигова, в которой тот получил исцеление, возвели часовню.

Тропари, кондак и канон святому Иоанну Новгородскому

Тропарей в службе свт. Иоанну два; первый — тропарь Господу, его основу составляет «типовой» византийский, на глас четвертый, тропарь Господу Всемилостивому, небольшой по объему:

Господи Боже наш, Творяи присно с нами по Твоему Смотрению, не отстави Милости Твоея от нас, но молитвами святителя Твоего Иоанна в мире устрой живот наш.

Второй тропарь — на глас восьмой, русского происхождения и тоже по-своему «типичный»: он начинается, как и множество ему подобных, словами «Днесь красуется град …»; при этом он имеет достаточно большой объем:

Днесь светло красуется славнейшии Великии Нов град, имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне, яко солнечныя лучи испущая. И подаваеши исцеления притекающим с верою к раце мощей твоих. Молися Христу Богу избавити град сей невредим от варварскаго пленения и междоусобныя брани, и огненаго запаления, святителю Иоанне Богомудре чюдоносче, Небесныи человече, земныи ангеле. Тем сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем, в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, Иже тебе таковую благодать Даровавшаго, исцелением и Великому Нову граду заступление и утвержение.

Кондак, глас 4.

Возвеселися явленно честная церкви Христова, в память днесь приснословущаго святителя Иоанна, от Великаго Нова града восиявшаго, и всю тварь удивившаго преславными чудодеянии, и всеми добродетельми украсившагося. Его же и по преставлении честное тело обретеся нетленно, источая велия чудеса. Святителю Иоанне, моли Христа Бога о всех нас.

Библиотека Русской верыКанон святителю Иоанну Новгородскому  →

Читать онлайн

Краткое житие святителя Никиты, затворника Печерского

Святитель Никита родился в XI веке. Он начал монашескую жизнь в Киево-Печерской лавре. Будучи совсем молодым и пылая рвением, но не обладая еще даром духовного рассуждения, он затворился в пещере вопреки воле игумена, преподобного Никона. Старцы, имеющие опыт духовной брани, вскоре поняли, что послушник заблуждается, и усердно молились о нем. Вскоре пещеру затворника наполнило необыкновенное благоухание. Он услышал голос и, думая, что удостоился Божественного откровения, воскликнул: «Господи, явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя!» Таинственный голос ответил ему: «Я посылаю к тебе ангела, а ты исполняй все, что он тебе скажет».
Тогда под видом ангела Божия явился бес. Неразумный послушник, не раздумывая, пал на землю и поклонился ему. Бес приказал ему перестать молиться, говоря, что отныне сам будет молить о нем Господа, и велел посвятить все свое время только чтению Ветхого Завета. Несчастный бездумно повиновался. Он оставил молитву и, утешаемый постоянным присутствием ангела, стал учить наизусть Ветхий Завет.

Через некоторое время бес стал открывать Никите события, происходившие в миру, так что казалось, будто затворник получил дар пророчества. Все большее число мирян стало приходить к нему, чтобы услышать предсказания. Однако старцы заметили, что Никита никогда не говорит своим посетителям ничего о Новом Завете. Уразумев, что он пребывает в бесовской прелести, они решили вмешаться, чтобы вывести его из заблуждения. Иноки взломали дверь его пещеры, изгнали своими молитвами лжеангела и вынудили затворника выйти наружу.

Никита был спасен от наваждения, но казалось, что он впал в детство. Он вдруг не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился читать, так что ему снова пришлось учиться, как школьнику. Так, постепенно придя в себя, он понял, в чем была его ошибка, искренне покаялся, проливая обильные слезы, и стал жить в полном послушании и смирении. Он возрастал в святых добродетелях, так что впоследствии был удостоен сана епископа Новгорода Великого. И после блаженной кончины в 1108 году святитель Никита продолжал творить многочисленные чудеса, в особенности исцеления слепых.

Житие преподобного Никиты Столпника

Преподобный Никита жил в XII веке и являлся уроженцем города Переславля-Залесского. В юности он вступил в брак. Никита руководил сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переяславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет.

Однажды Никита пришел в церковь, где в это время читалось при Богослужении из пророка Исайи следующее: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:16-17). Никита хотел поскорее забыть слова пророка и решил пригласить друзей для веселья. Но когда жена принялась готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе она позвала мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он совершает преступление. И воскликнув: «Увы мне, много я согрешил! Господи, настави меня на путь Твой!», он выбежал из дома.

В трех верстах от Переяславля находился монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезным покаянием он припал к ногам игумена. Тогда игумен решил испытать искренность покаяния Никиты и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! что ты делаешь с собой?» «Отец! Спаси погибающую душу», — отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и совершил над ним иноческий постриг.

С тех пор инок Никита проводил дни и ночи в молитве, чтении Псалтыри и житий великих подвижников. По благословению настоятеля Никита возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих иноческих трудов ископал два глубоких колодца. Спустя некоторое время инок Никита выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву.

Так, подвизаясь в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники инока, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали.

Перед утренним богослужением пономарь, пришедший за благословением к иноку Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу преподобного и увидел убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Убийцы инока Никиты остановились на берегу реки Волги, чтобы поделить украденное, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо, и бросили вериги в Волгу. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». С благоговением и молитвами вериги перенесли в обитель великомученика Никиты и положили на гроб преподобного Никиты Столпника.

Чудеса преподобного Никиты Столпника

За свою подвижническую жизнь и искреннее раскаяние Никита получил от Бога дар чудотворений. Слух о необычайном подвижничестве преподобного Никиты, а равно и о его чудотворениях прошел по всей русской земле. Отовсюду стали приходить к нему недужные, среди них был  черниговский князь Михаил Всеволодович (1179-1246 гг.), впоследствии прославившийся как мученик и исповедник. С юного возраста он был слаб и никто из врачей не могли ему помочь укрепить здоровье. Узнав про Никиту, князь прибыл из Чернигова в Переславль-Залесский. Князь Михаил остановился неподалеку от Никитской обители и послал одного из своих бояр к иноку Никите с просьбой исцелить князя. Инок Никита, видя искреннюю веру и усердие князя, дал посланнику жезл, сказав, что отправляет его как врачевство для недужного князя Михаила; пусть возьмет его в руки и получит исцеление. Боярин вернулся, вручил князю жезл, и только он принял его в свои руки, как почувствовал себя совершенно здоровым. В память о чудесном исцелении князь Михаил Черниговский тогда же повелел водрузить крест на том самом месте, где исцелился, с указанием года: «лета 6694» (1186 год). Об этом чудесном исцелении сказано в Степенной книге и, по свидетельству ее автора, крест тот был еще цел в конце XVI века. Позднее на этом месте была построена часовня, названная Черниговскою по имени князя Михаила Черниговского.

Около 1515 года переславский дьякон Евстафий лишился рассудка, но сразу исцелился, когда на него возложили железные вериги святого Никиты столпника. В 1884 году Иван Федорович Турков после молитвы преподобному Никите получил исцеление от телесной слабости.

Храмы

До нашего времени на территории России можно найти места, где почитают данного представителя православия. В одних можно найти изображение, а в других – мощи. Вот те, в которых можно увидеть икону. С ним тесно соединен Софиевский собор Новгорода. Там есть останки, к которым все желающие могут преклонится.

Следующими местами, которые стоит посетить паломнику в последнем пристанище, есть:

  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре;
  • Церковь Спаса на улице Ильина;
  • храм назван на честь святого в микрорайоне Волховский.

Помимо Новгорода, лики есть и в Санкт- Петербурге в храме святой мученицы Татианы. Есть еще церковь свт. Никиты Новгородского в Москве за Яузой. Он был построен в первой трети 16 века. В нем размещается большое количество других святынь, которые не менее почитаемы.

Особенно интересной считается икона святого, которая находится в Музее Андрея Врублева. Он изображен там вместе с Сергием Радонежским. Отличительной чертой  есть то, что только тут он изображен с бородой, в отличии от прочих. Еще расхождения отмечаются на Древе Киево-Печерских святых, которая размещена в Угличском монастыре. Подлинник ее есть в Третьяковской галерее.

Не зависимо от того, куда отправится для преклонения, стоит помнить, что важно в этом деле вера. Храни Вас Господи!

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Никите Печерском:

Иконы

Мученическая смерть

Чудо исцеления князя стало известно по всей округе, к столпу потянулись больные, немощные и страдающие припадками люди. Преподобный монах никому не отказывал в просимом. В одну из ночей к столпу за помощью обратились родственники, но прельстившись сиянием вытертых до блеска о кожу святого цепей, приняв их за серебро, решили убить монаха.

Убийцы, гонимые страхом и радостью от приобретения добычи, добежали до берега реки, где решили осмотреть «богатство», их ужасу и разочарованию не было предела, когда при открытии было обнаружено железо вместо серебра. Со злостью и отчаянием убийцы выбросили добычу, цена которой была смерть преподобного, в реку.

24 мая 1186 года пономарь с игуменом нашли тело сподвижника, завернутое в грубый холст, но при нем не было цепей, крестов и посоха. Пролежавшее ночь мертвое тело не имело запаха тления, оно благоухало.

Пение и горение множества свечей сопровождало захоронение честного тела столпника около храма святого Никиты. Все присутствующие на похоронах были исцелены.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: