Святитель тихон, патриарх московский

ПОЧИТАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА

Проститься со святителем пришло более миллиона человек не только из Москвы, но и со всей России. Собор Донского монастыря был переполнен на протяжении ста часов — столько длилось прощание с Его Святейшеством. По свидетельствам очевидцев, уже в часы прощания люди, прикладываясь ко гробу с телом Патриарха — а ведь это были мощи, то есть тело святого — получали исцеления от тяжелых заболеваний, слепоты, глухоты, психических болезней, хромоты… Не верится, что происходило это в годы гонений на Церковь, еще живы некоторые люди, слышавшие сами это от очевидцев. Говорили, что это было не просто прощание, но и народное прославление святого.

Уже в 1981 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви Заграницей Патриарх Тихон был прославлен в лике исповедников, а в 1989 его прославила и Русская Православная Церковь, до того не имевшая возможности канонизировать святителя, вероятно, из-за продолжавшихся притеснений со стороны советской власти.

В 1992 году после поджога некими хулиганами Малого собора Донского монастыря почти случайно были обнаружены нетленные мощи святителя Тихона. С тех пор множество людей приходит помолиться святому и приложиться к святыне — его мощам, специально совершая паломничества в Москву.

Память святителя Тихона отмечается всей Православной Церковью несколько раз в год:

5 февраля — (переходящий праздник первой недели февраля) — в день Собора новомучеников и исповедников Российских. 25 июня — Собор Санкт-Петербургских святых. 7 апреля — в день преставления святителя ко Господу. 5 июня — Собор Ростово-Ярославских святых. 9 октября — деньпрославления святителя Тихона. 18 октября — Собор Московских святителей. 18 ноября — Избрание святителя Тихона на Патриарший престол и память всех святых, участвовавших в Поместного Соборе Русской Церкви 1917–1918 гг.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти. Пастырь народный не оставляет всех людей и по своей смерти. Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти также в любой трудный жизненный момент, при обострении болезни, при боли:

В тяжелую годину избранный Богом, в совершенной святости и любви прославился и Господа прославил ты, показал в смирении величие, а в простоте и кротости явил силу Божию, за Церковь и людей своих претерпел мучения, арест, беды, о исповедник святой, Патриарх Тихон, молись ко Христу Богу, с Которым распялся, и сегодня спасти землю Русскую и людей православных. Апостольских заветов хранителя, Христовой Церкви пастыря доброго, жизнь свою за людей отдавшего, жребием Божиим избранного, прославим святого Патриарха Тихона и к нему с верой, любовью и надеждой помолимся: ходатайством ко Господу Церковь Русскую сохрани в тишине, членов Церкви, рассеянных по лицу Земли, собери в одно стадо, отошедших от Православия к покаянию обрати, Российскую страну нашу от междоусобиц сохрани и подай молитвами твоими людям мир Божий.

Начало жизненного пути угодника Божьего

Васий Иванович Белавин (именно так звали в миру будущего патриарха) родился в потомственной священнической семье под Псковом в 1865 году. Практически весь род Белавиных состоял из священства, поэтому с самого рождения Василий рос в атмосфере православия и любви к Богу.

Семья, как водится в то время, была многодетной — кроме Василия родители воспитывали еще троих сыновей. Несмотря на явную религиозную ориентацию, Василий рос простым и общительным, по определению многих его современников даже «светским» юношей.

Тихон Московский

Поскольку положение духовенства в конце ХІХ века было довольно тяжелым, единственным путем улучшить жизнь семьи было получение образования. И Василий успешно заканчивает духовное училище и семинарию в Псковской губернии, после чего благополучно поступает в знаменитую на всю Россию Санкт-Петербуржскую духовную академию.

Годы учебы не знаменуются какими-либо особо выдающимися происшествиями в жизни будущего патриарха. Учеба давалась ему ровно, без резких подъемов и спадов. Миновали его и серьезные духовные кризисы и испытания веры в этот период.

Интересно. Еще задолго до определения своего пути, во время учебы в академии, Василий получает от однокурсников прозвище «Патриарх».

Учитывая тот факт, что в те годы института патриаршества в царской России не было, никто в академии не мог и подумать, насколько пророческим станет подобное прозвище. По мнению его друзей из академии, в поведении Василия вовсе не было ничего сверх набожного или нарочито духовного. Наоборот, он всегда был общительным, простым молодым человеком, который легко шел на контакт практически с каждым. Этими качествами он и снискал уважение и признание среди других учащихся. Однако никто не ожидал, что после окончания курса Василий выберет монашеский путь.

Не определился до конца и сам выпускник, о чем честно признался по окончании духовной академии. Ближайшие три года, в раздумьях о своем будущем пути, Василий преподает в семинарии Пскова. Наконец, сделав свой выбор, в декабре 1891 года он принимает постриг под именем Тихон.

Первые труды архипастыря

После рукоположения в сан, иеромонах Тихон начитает трудиться в Холмской Духовной семинарии, где вскоре становится ректором. Следом за тем он рукополагается в епископа Люблинского. Проработав всего лишь год в семинарии, будущий патриарх заслужил глубокое уважение и любовь среди всех, кто его окружал. Провожало его на новую должность епископа множество людей, из которых большинство плакали и не хотели отпускать полюбившегося монаха. Архипастыря пытались удержать, используя силу. Люди блокировали отправление поезда, в котором он должен быть ехать. И только лишь увещевание самого епископа смогло остановить расстроенную толпу.

Фото Патриарха Тихона Московского

Пришлось потрудиться в окормлении паствы будущему патриарху и за пределами Родины. В 1989 году он был назначен викарием в Северной Америке. Большое количество людей из местного населения были обращены им в православие. Везде, где приходилось трудиться святителю Тихону, множество людей проникались искренней любовью и привязанностью к архипастырю. Он умел расположить к себе любого благодаря своей простоте и искренней вере в Бога.

Читайте о духовной жизни:

Важно. Православная миссия в Америке значительно расширилась благодаря деятельности епископа Тихона. Были освящены новые православные храмы, создано множество православных приходов

Нередкими были случаи перехода американцев из других конфессий и вероисповеданий в православие. Кроме того, именно во время служения епископа Тихона в Америке были переведены на английский язык многие богослужебные тексты

Были освящены новые православные храмы, создано множество православных приходов. Нередкими были случаи перехода американцев из других конфессий и вероисповеданий в православие. Кроме того, именно во время служения епископа Тихона в Америке были переведены на английский язык многие богослужебные тексты.

Это интересно: Житие святого великомученика Иоанна Нового, Сочавского: разбираемся обстоятельно

«Он же антисоветчик!»

Архиерейский собор 9—11 октября 1989 года, проходивший в московском Даниловом монастыре, был приурочен к празднованию 400-летия установления патриаршества в Русской Церкви. Именно на этом соборе было принято решение о канонизации Патриарха Иова — первого русского патриарха, избранного в 1589 году, и Патриарха Тихона — первого предстоятеля Церкви после восстановления патриаршества Поместным собором 1917 /18 годов.

Для большинства верующих людей Советского Союза канонизация Патриарха Тихона была актом смелым и чрезвычайно прогрессивным. Если личность Патриарха Иова для большинства советских граждан была на тот момент малоизвестным «преданьем старины глубокой», то фигура Патриарха Тихона была, в общем-то, широко известной. И канонизация его была шагом, как сейчас говорят, «неполиткорректным».

Журнал «Красная деревня», 1923 год, публикация о Патриархе Тихоне

Почитание

Св. патриарх Тихон заточённый в Донском монастыре. 7-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Московском Донском монастыре

Иконостас на могиле патриарха Тихона. Фото 7 апреля 1965 г., архив Церковно-археологического кабинета МДА

Русская Православная Церковь Заграницейисповедникалике святых новомучеников РоссийскихАрхиерейском Соборе Московского ПатриархатаДонского монастыряДонском монастыре

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Апо́стольских преда́ний ревни́теля/ и Христо́вы Це́ркве па́стыря до́браго,/ ду́шу свою́ за о́вцы положи́вшаго,/ жре́бием Бо́жиим и́збранного/ Всеросси́йскаго Патриа́рха Ти́хона восхва́лим/ и к нему́ с ве́рою и упова́нием возопии́м:/ предста́тельством святи́тельским ко Го́споду/ Це́рковь Ру́сскую в тишине́ соблюди́,/ расточе́нная ча́да ея́ во еди́но ста́до собери́,/ отступи́вшия от пра́выя ве́ры к покая́нию обрати́,/ страну́ на́шу от междоусо́бныя бра́ни сохрани́/ и мир Бо́жий лю́дем испроси́.

Ин тропарь, глас 3

В годи́ну тя́жкую Бо́гом и́збранный/ в соверше́нной свя́тости и любви́ Бо́га просла́вил еси́,/ во смире́нии вели́чие, в простоте́ и кро́тости си́лу Бо́жию явля́я,/ положи́л ду́шу за Це́рковь, за лю́ди своя́,/ испове́дниче патриа́рше свя́те Ти́хоне,/ моли́ Христа́ Бо́га,/ Ему́же сораспя́лся еси́,/ и ны́не спасти́ зе́млю Ру́сскую и па́ству Твою́.

К прочтению  Праздники 14 сентября 2020 года

Кондак, глас 2

Ти́хостию нра́ва укра́шен,/ кро́тость и милосе́рдие ка́ющимся явля́яй,/ во испове́дании Правосла́вныя ве́ры и любве́ ко Го́споду/ тверд и непрекло́нен пребы́л еси́,/ святи́телю Христо́в Ти́хоне./ Моли́ся о нас, да не разлучи́мся от любве́ Бо́жия,/ я́же о Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем.

Патриарх Тихон, биография

Родился будущий патриарх (в миру Василий Белавин) 19 января 1865 года в семье священнослужителя, которая отличалась твёрдым патриархальным укладом, благочестием и огромной любовью к труду.

В девятилетнем возрасте святитель поступил Духовное училище, а после его окончания покинул родительский дом и продолжил образование в семинарии. Василий с детства был очень добрый, да и учёба давалась ему достаточно легко. Поэтому и семинарию он закончил одним из лучших учеников. На этом его духовное учение не прекратилось – далее ждала учёба в Духовной академии. А уже в 23 года он стал кандидатом богословия.

Краткое житие его детства и юности имело своё духовное продолжение уже в более взрослом возрасте. В 26 лет он сделал свой первый шаг, дабы приблизиться к Учителю и его великим деяниям – преклоняет волю перед Господом и даёт три самых высоких обета:

  • нищеты;
  • девства;
  • послушания.

После принимает постриг и именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского), уже на следующий день его посвящают в иеродиакона, а вскоре – в иеромонаха.

Краткая биография деяний патриарха Тихона

С 1892-1899 год святитель прошёл сложный духовный путь становления:

  • инспектор Духовной семинарии;
  • ректор в сане архимандрита;
  • епископ Люблинский с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии.

Всего год провёл Тихон на первой в своей церковной жизни кафедре. А когда пришел указ о его переводе, все верующие Холмщины плакали дни и ночи. Со слезами его провожал весь город, и это свидетельство того, настолько любим и уважаем был этот человек.

И так было всю его жизнь: где бы он ни находился, люди не хотели отпускать его. Даже в православной Америке, где он в течении 7 лет мудро руководил паствой, и доныне именуют его Апостолом Православия.

Тихон делал все возможное для развития духовности:

  • возводил храмы;
  • открывал библиотеки;
  • приводил в порядок заброшенные церкви;
  • вёл педагогическую деятельность как среди простого народа, так и среди представителей духовенства;
  • лично ездил в глухие сёла и города, дабы привести там духовную жизнь в состояние сплочённости.

Во время Первой мировой войны он смог уберечь от посягательств врага мощи Виленских мучеников и другие великие святыни, верно служил в переполненных храмах, обходил лазареты и благословлял уходящих на войну защищать своё Отечество.

Сложный вопрос

С 1922 года Патриарх Тихон находился под домашним арестом. Ему ставили в вину контакты с Западом (призывы патриарха Тихона к христианам Запада о помощи голодающим) и антибольшевистские воззвания (анафема тем, кто грабит и убивает (а вовсе не только большевикам), защита священных церковных ценностей и т. д.)).

Обстановку вокруг патриарх узнает лишь из советских газет, где пишется о создании обновленческой, «прогрессивной» «народной» церкви, уже «низложившей» патриарха Тихона.

Но одновременно становится ясно, что народ, призываемый своим патриархом к отказу от братоубийственной войны и хранении веры, заповедей Христовых, в массе своей, не услышал его призывов. И надежда на скорое поражение большевиков не оправдалась.

Патриарх решает пожертвовать своим авторитетом ради облегчения дел в Церкви и подписывает «покаянное» заявление со словами «отныне я советской власти не враг», поставившее под сомнение в глазах ревнителей чистоты церковной позиции стойкость святителя.

Впервые в истории Русской Церкви ее предстоятель пытается найти формы жизни Церкви в окружении враждебной ей власти и решать вопросы: допустим ли вообще такой компромисс? Если да, где его границы?

В какой форме возможна жизнь и организация Церкви в государстве, где Церковь на словах «отделена», а в реальности уничтожается? Именно в этом было одно из главных отличий гонений первых христиан от христиан 20 века в России: в Риме закон отражал реальность, христиане были врагами и их убивали. В Советской России закон провозглашал «свободу совести», а на деле была диктатура атеизма.

И это был не только «головной» вопрос, который решался бы напряжением ума. От этого вопроса недоумевало и разрывалось сердце, страшась греха не различить правды, выбрать не тот путь и так погубить или соблазнить многих верных, повредить Церкви.

Решительно отказаться от компромисса с властью — значит погубить, послать на смерть не одного себя (как это решали святые мученики), а, возможно, всех верующих людей, и уж точно — всех своих священнослужителей с их семьями, их детьми.

Сделать уступки — как знать, сколько придется уступать и сдержат ли власти свое слово (опыт показал — не сдержали).

Недаром в этом вопросе у патриарха было два советника с противоположными мнениями: архиепископ Илларион (Троицкий), священномученик, считавший, что нужно идти на компромисс с властью, лишь бы Церковь выжила.

И архиепископ Феодор (Поздеевский), мученик, погибший на Лубянке, убежденный, что никакой альянс с богопротивной властью недопустим, а Церковь хранима не людьми, а Богом и видевший (как и митрополит, священномученик Кирилл Смирнов) варианты  катакомбного существования Церкви во времена гонений.

Имеет ли вообще предстоятель посылать на смерть своих чад, или это дело совести каждого? Прошел бы в такой стране, как Россия, вариант «катакомбной» Церкви?

В любом случае российская история свидетельствует: во многом отступление от веры уже произошло и «православные» разных сословий в большинстве от веры отказались «по умолчанию», во всяком случае, не защищали ее.

Например, из офицерского состава Царской армии, после отмененного в 1916 году обязательного Причащения Великим постом продолжали причащаться лишь 10%. Не говоря уже о солдатах (из рабочих, крестьян, мещан), участвующих в революционных бунтах, и, конечно, части интеллигенции, приветствующей революцию.

Такая логика событий, скорее, обращена на то, чтобы Церковь могла увидеть истинное состояние души народа, своей паствы, отношение к вере, и понять, в чем причины такого состояния.

Но с тех пор перед епископами Русской Церкви будет постоянно стоять вопрос, что лучше: сохранить неповрежденным свое свидетельство об Истине перед лицом пыток и смерти или путем компромисса постараться получить свободу и на свободе еще послужить Церкви.

Святитель патриарх Гермоген (16 в.) во времена Смуты призвал народ созывать ополчение и бороться с захватчиками (поляками и теми русскими, кто их  поддерживал).

Панагия патриарха Тихона. Изображение с сайта wikipedia.org

Святитель патриарх Тихон поступил иначе. И сделал это, стремясь сохранить Церковь и жизни христиан: «Я не могу дать благословения на гражданскую войну. И «красные», и «белые», все чада моей Церкви, кто-то верный, кто-то заблудший. Я могу молиться только о примирении народа».

Молитвы

Тропарь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление)
глас 1
Апостольских преданий ревнителя / и Христовы Церкве пастыря добраго, / душу свою за овцы положившаго, / жребием Божиим избранного / Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим / и к нему с верою и упованием возопиим: / предстательством святительским ко Господу / Церковь Русскую в тишине соблюди, / расточенная чада ея во едино стадо собери, / отступившия от правыя веры к покаянию обрати, / страну нашу от междоусобныя брани сохрани / и мир Божий людем испроси.

Ин тропарь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси
глас 3
В годину тяжкую Богом избранный / в совершенной святости и любви Бога прославил еси, / во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, / положил душу за Церковь, за люди своя, / исповедниче патриарше святе Тихоне, / моли Христа Бога, / Емуже сораспялся еси, / и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.

Кондак святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси
глас 2
Тихостию нрава украшен,/ кротость и милосердие кающимся являяй,/ во исповедании православныя веры и любве ко ГосподУ/ тверд и непреклонен пребыл еси,/ святителю Христов Тихоне./ Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия,/ яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

К прочтению  Рекомендации роспотребнадзора для органов, организаций и специалистов

Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси
О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси — добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжать благочестие отцев наших, его же ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблемо соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежной мудростию человеческой, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицом лютых врагов Христовых Ис­тинного Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любви просим, дабы переносить оные напасти, восстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земле Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да сохранит ю от междуусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Право­славную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делателями, право правящими слово евангельской Истины. Упаси и за­блуд­шие овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит Дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь святителей Московских
глас 4
Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских
глас 3
Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

Величание
Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Арест патриарха Тихона за неповиновение

Святейший принимал активное участие в грандиозных крестовых походах, какие устраивались по его благословению для подъёма в умах и сердцах народа религиозных чувств. Также он безбоязненно проводил службы в храмах многих городов, чем укреплял духовную паству. Рьяно выступал патриарх и против разгрома Церкви.

Результатом всех этих действий стал арест Тихона и его заточение больше чем на один год. Власти, не сумевшие сломить волю и дух святителя, были вынуждены отпустить его, но стали тщательно следить за каждым его шагом. Дважды даже были предприняты попытки убить патриарха. При втором покушении был трагически погиб сподвижник святого. Но несмотря на страшные гонения, Тихон продолжал жить и действовать во имя Церкви и народа.

«Горько»

В один из многочисленных объездов Ярославской епархии будущий патриарх посетил приходской храм в глуши, где священником был семинарист, недавно женившийся. Осмотрев храм, владыка, по обычаю, зашел в дом батюшки.

Когда епископ уже стал собираться и вышел в сени, появилась молодая матушка со стопкой на тарелке в дрожащих руках: «Посошок – на дорогу!» И батюшка, и матушка, низко кланяясь, просили владыку «не побрезговать». Епископ пригубил, поморщился и произнес, не сдержавшись: «Горько».

Услыхав это слово, молодая матушка, приняв его за известный символический призыв, радостно кинулась к своему молодому мужу и, крепко обняв, поцеловала его, оторопевшего от неожиданности. Оторопели и все присутствующие.

Не смутился только епископ: «Вот так и живите», — произнес он при виде нежной пары, поцеловал их сам, благословил и уехал.

Американский епископ

Епископ Тихон (Беллавин) в Америке. Изображение с сайта wikipedia.org

В 1898 году епископа Тихона направили в Америку, где он пробыл почти 10 лет

За это время будущий патриарх научился важному: жизни в стране, где Православие не имеет никаких привилегий и любая Церковь отделена от государства, что промыслительно готовило его к служению в стране Советов

И демократическому поведению, несмотря на епископский сан. Недаром позже, в Ярославской епархии, его назовут «странным епископом  из Америки», который не по владычному себя ведет: почему-то запретил священнослужителям полагать перед ним три земных поклона при входе в кабинет.

В Америке епископ Тихон начинает решать проблему, которую потом решал протопресвитер Александр Шмеман: должна ли Православная церковь Америки быть Церковью русской традиции или это должна быть Церковь православных американцев?

Американская епархия Русской церкви делилась на две части: Алеутские острова и Аляску. Паства состояла из алеутов, эскимосов и индейцев, а также выходцев из Старого Света – славян, греков, румынов, арабов, сирийцев. Послужив и посмотрев, епископ Тихон предложил изменить статус миссионерской епархии так, что больше бы учитывались интересы людей:

«Северо-Американскую епархию, — писал он в Святейший Синод, — следует преобразовать в экзархат Российской Церкви в Северной Америке, — писал он, — в состав епархии входят не только разные народности, но разные православные Церкви, каждая из которых имеет свои особенности в каноническом строе, в богослужебном чине, в приходской жизни.

Особенности эти дороги для них и вполне терпимы с общеправославной точки зрения. Посему мы не считаем себя вправе посягать на национальный характер здешних Церквей, напротив – стараемся сохранить таковой за ними, предоставляя им возможность быть непосредственно подчиненными  начальникам их же национальности».

Так за полвека до о. А.Шмемана святитель поступил вполне «по-Шмемановски». А годы в Америке называл «лучшим временем своей жизни».

КАК МОЛИТЬСЯ ПАТРИАРХУ ТИХОНУ МОСКОВСКОМУ, СВЯТИТЕЛЮ И ПОМОЩНИКУ В СКОРБЯХ

В непростые моменты жизни мы понимаем: наша судьба во многом зависит от воли Божией, Господь являет ее в обстоятельствах и случайностях. Часто мы сами уже не можем повлиять а свою жизнь — например, не можем сами избавиться от алкоголизма, не можем сами найти хорошую работу — и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.

Святитель Тихон заботился о целой стране при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смертно почитается как добрый заступник, целитель и помощи — и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.

Патриарх Тихон Московский, по свидетельствам молящихся ему, имеет особую благодать помощи

В книгах Донского монастыря сохраняются свидетельства о чудесах от мощей святителя Тихона. Так, по молитве к нему люди исцелялись от множества заболеваний:

Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин.

Молитву святителю Тихону, Патриарху Московскому можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О великий угодник Божий и славный чудотворец, святитель и отец отче наш Тихон! С умилением преклоняем колени и поклоняемся раке честных и целебных мощей твоих, хвалим и прославляем Бога, тебя прославившего многими чудесами, и нам, рабам Его, давшим великую милость благодати Своей через иконы и мощи твои. Усердно, с верой и любовью почитая святую память твою, молимся тебе: принеси молитву нашу к Спасителю и Вседержителю Господу нашему Иисусу Христу, Которому ты и сейчас с ликами Ангелов и со всеми святыми предстоишь, чтобы утвердил Он во Святой Церкви Православной дух живой и сильной веры и благочестия, чтобы все члены ее избавились от неразумных суеверий, в духе и истине поклонялись Ему, усердно стараясь соблюдать заповеди Божии. Да подаст Господь священству святую ревность и заботу о спасении вверенных людей: православным верующим помогать, слабых в вере укреплять, незначащих наставлять, противников веры обличать. И снова молясь, с надеждой, словно дети отца прося, умоляем тебя, святитель Тихон и верим, что ты, живой на небесах, любишь нас той же же любовью, которой любил все ближних твоих, когда ты жил земной жизнью: попроси у милосердного Бога и нам всем подать все, что нужно каждому, все, полезное для жизни временной и вечной, миру успокоение, городов сохранение, урожайность земле, от голода и погибели избавление, от нашествия врагов сохранение, помощь в скорбях всем, благословение родителям, детям воспитание в страхе Божием и в учебе помощь, наставникам и учителям знания и благочестие, неразумным наставление, сиротам и бедным заступничество и помощь, умирающим и тяжелобольным людям спокойствие и напутствие в вечную жизнь, ушедшим же покой в Царствии Небесном.  Святитель Тихон, проси у щедрого Бога, имея особую силу молиться Ему, помощи нам во всем: имеем тебя всегдашним заступником и теплым молитвенником о нас перед Господом Славы, Которому все мы славу и честь да воздаем вечно, Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь.

К прочтению  «театр вовсе не безделица, не пустая вещь. есть много в мире такого, что для отдалившихся от христианства служит незримой ступенью к христианству. в том числе и театр, если будет он обращен к своему высшему предназначению».н.в.гоголь

Молитвами святителя Тихона Московского да хранит вас Господь!

«Всё хи-хи, ха-ха и гладит кота»

Личность Патриарха Тихона не укладывается в рамки традиционного житийного стиля. В образе святителя нет гладкости и сусальности, присущих многим дореволюционным архиереям. Патриарх был выходцем из духовного сословия – то есть был священником далеко не в первом и не во втором поколении, — однако многие из сохранившихся свидетельств о нем резко контрастируют с рассказами о «кастовом» духовенстве старой России. Выражение архимандрита Тихона (Шевкунова), использованное применительно к подвижникам веры нашего века, — «несвятой святой», — вполне можно было бы отнести и к святителю Тихону.

По словам современника, с детства Тихон был «богобоязненным без лукавства и святошества». Его однокурсник, впоследствии протопресвитер Константин Изразцов, миссионер в Южной Америке, вспоминал о нем:

Подчас Тихон легче находил общий язык со светскими людьми, нежели с монашеством. Выпущенный в 2007 году издательством ПСТГУ двухтомник «Современники о Патриархе Тихоне» содержит много свидетельств того, как Святейший легко устанавливал контакт даже с теми людьми, кто плохо знал церковный этикет и побаивался иерархии. Так, И. И. Василевский рассказывает о духовном концерте, на котором должна была выступать светская актриса — О. Л. Книппер-Чехова.

Ольга Леонардовна очень волновалось, так как выступать нужно было в храме, а в числе присутствующих был сам Патриарх. Устроитель концерта разыскал Святейшего перед началом и, рассказав о том, как нервничает актриса, просил его разрешения представить ее. Патриарх согласился, и когда актриса подошла к Святейшему, он «благословив, сказал ей тут же, без предисловий: „Ну вот, говорят, вы что-то пугаетесь нас. Не пугайтесь. Мы не очень-то уж страшные. Успокойтесь, все пройдет хорошо“, — и он с разговорами увлек ее в зал, где предложил ей место рядом с собою, так что она, сидя рядом с Патриархом и беседуя с ним, прослушала все первое отделение концерта».

Есть свидетельства о том, что Патриарх Тихон был страстным «кошатником».

Патриарх Тихон служит молебен у Никольских ворот, Москва, 1918 год. Фото: oldmos.ru

Святейший, в свою очередь, сам подшучивал над лукавством монашеской братии. Сергей Волков оставил любопытную зарисовку о том, как он ходил к Патриарху хлопотать об устройстве академического храма:

Сапоги от рабочих

Пожалуй, самые пронзительные воспоминания о Патриархе Тихоне составлены теми его современниками, кто не был посвящен в тонкости церковно-государственных отношений тех лет и просто видел в Святейшем гонимого пастыря Церкви Христовой.

Анастасия Цветаева в своих воспоминаниях («О чудесах и чудесном») уже в 1990 году вспоминала, как они с сыном ходили к Донскому монастырю — поддержать заключенного Патриарха Тихона.

Врач Бакунина рассказывает, что, когда Патриарх был в больнице на Остоженке, верующие люди со всей Москвы выражали ему свою поддержку:

По словам врача, по смерти Тихона сотрудники ГПУ изъяли из его палаты многочисленные подарки от верующих:

Как вспоминает Бакунина, в день похорон Патриарха Тихона, несмотря на опасность преследований, люди нескончаемым потоком шли проститься со Святейшим, причем среди них были представители всех сословий:

В то же время, по словам Бакуниной, в советской печати была представлена совершенно обратная картина: «В газетах о смерти Патриарха была напечатана маленькая заметка петитом среди остальной хроники. Было сказано, что похороны Патриарха привлекли мало публики, причем бросилось в глаза „полное отсутствие среди этой публики рабочих и крестьян“».

Воспоминания

Из воспоминаний Ольги Ильиничны Подобедовой, которая в то время была членом сестричества в храме Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище:

«В храме на Лазаревском кладбище любил бывать Патриарх-исповедник Тихон. Он довольно часто служил там в 1920-х годах. Резиденция Святейшего помещалась недалеко, на Троицкой горке, где находилось подворье Троице-Сергиевой лавры. Святейший очень любил детей. Бывало, после службы выйдет на амвон (а летом — на паперть), уже разоблачившись, стоит на нижней ступеньке амвона, широко раскинув руки, и подзывает к себе деток.

Когда их наберется довольно много, снимает панагию и благословляет ею каждого, и целовать дает, а потом подзывает посошника с большой корзинкой, в которой лежат или яблоки, или карамельки в бумажках, или благословленные хлебцы, — и раздает всем деткам скромные гостинцы, улыбаясь своей добрейшей улыбкой. Время было тяжелое, 1924 год, начало. Иного он гладит по голове, кому-то серьезно возлагает руку на голову и держит дольше, кому-то говорит веселую прибаутку. Все это делается в краткие мгновения, пока не подъехал извозчик… «

Возвращение на Родину и революция

В 1907 году в сане архиепископа будущий патриарх возвращается в Россию. Служит сначала в Ярославльской епархии, с которой переводится в Виленскую. На новом месте местный предстоятель завоевывает большое уважение и любовь среди всего коренного населения, которое состоит преимущественно из староверов и католиков. Как и прежде, по его святым молитвам множество людей переходят в православную веру.

Гражданская война, которая предшествовала революции, принесла много забот архипастырю. Он помогал беженцам, эвакуировал мощи святых из местного монастыря, спасал другие святыни и иконы. Пришлось побывать и на линии фронта, за что архиепископ Тихон был награжден орденом.


Икона Патриарха Тихона Московского

Февральская революция 1917 года застает будущего патриарха в Москве. Россия вступает в крайне тяжелый период, который характеризуется политическими интригами. В частности, новые представители власти и новые правила делают возможным выборное назначение предстоятеля в Москве. Предыдущие годы кандидаты на эту должность назначались правительством.

Несмотря на то что епископ Виленский был не в чести у представителей общественной власти, народный выбор пал именно на него. Так святитель Тихон возводится в сан митрополита Московского. Учитывая то, в какое непростое время заступил архипастырь на новое служение, перед ним появилось множество труднейших задач. В числе прочих, ему предстояло организовать новый Поместный Собор, который не собирался больше двух столетий.

Следует отметить, что всю свою жизнь, на каком бы уровне церковной иерархии не приходилось служить владыке Тихону, он никогда не призывал свою паству бунтовать против имеющейся власти. Его недовольство и несогласие с проводимой политикой (в частности, по отношению к Церкви) всегда носило адресный характер и было направлено на определенные действия конкретных людей.

Владыка Тихон всегда считал, что в любой системе человек может и должен спасать свою душу, и ничто внешнее не может человеку помешать, если он искренне стремиться к Богу. Заботясь о Церкви и о вверенной ему пастве, предстоятелю не раз приходилось вступать в конфликты с властью. И каждый раз он отстаивал свою позицию с точки зрения христианской веры, ни в чем при этом не уменьшая значимости правящей власти в стране. Но несмотря на это, неоднократно был осуждаем за проведение антисоветской агитации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: