Святейший патриарх алексий ii: «молиться можно всегда!»

Обращения

Да пребывает над всеми нами благословение Господне — проповедь в день интронизации

«Нас почитают обманщиками, но мы верны; нас почитают умершими, но вот, мы живы…». — Обращение Патриарха Алексия II к молодежи

Крест пастырства – крест голгофский. Слово митрополита Антония Сурожского на интронизацию Патриарха Алексия

На долгие годы нашей молитвой должна стать молитва мытаря: Боже, милостив буди нам грешным — Обращение Патриарха в сентябре 1991 года

Патриарх Алексий: Причина кризиса семьи — не в кошельках, а в душах людей — из доклада на Архиерейском Соборе 2008г.

Патриарх Алексий вновь заявил о недопустимости торговли благодатью из доклада на Архиерейском Соборе 2008 г.

Воспоминания

«Было сделано самое важное — Церковь вышла за свою ограду»  — Митрополит, ныне Святейший Патриарх, Кирилл

«Патриаршество — это ядро, объединяющее всю Церковь» — Митрополит Климент

Ответственный за целую Церковь — Протоиерей Валериан Кречетов

«Его любовь вдохновляла многих» —Епископ Аркадий Шатов

Святейший Патриарх Алексий: пятнадцатый всероссийский, первый зарубежный — Протоиерей Петр Перекрестов

«Господь руками Патриарха Алексия восстановил нашу Церковь в ее величии» — Протоиерей Владимир Воробьев

Великий Господин, великий отец, великий человек — Протоиерей Александр Ильяшенко

Он в одночасье стал ближе своей пастве — Священник Димитрий Струев

«Я все-таки поеду, потому что это необходимо для единства Церкви» — о самой сложной поездке Патриарха

«Никто не отходил от него нерадостным» — Протоиерей Всеволод Чаплин

Он утешил нас навсегда — Протоиерей Николай Артемов

Осиротевшие — Редакция портала «Православие и мир»

Последний русский европеец Алексий Второй — Андрей Золотов

Отслужил — Борис Клин

Наш Патриарх — Татьяна Любимова

Патриарх Алексий. Начало пути в фотографиях

«Я единственный сын у родителей. У нас была очень дружная семья, которую объединял особый дух православной церковности… это когда жизнь неотделима от храма Божия, и сама семья, говоря словами апостола Павла, становится домашней церковью. Помню не испытываемое доселе волнение… и восторг, которые овладели мной однажды зимой в храме, когда мне доверили разливать крещенскую воду. Это стало первым моим послушанием… в шесть лет. С тех пор я твердо знал: стану священником и никем иным! К такому выбору подвели меня мои бесценные родители», — так вспоминал о своем детстве Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Публикуем фотографии Святейшего 1930-1950-х годов.

Интервью

Интервью в Чистом переулкеодно из первых интервью Святейшего Патриарха

«Я стараюсь не прилепляться к земным вещам» : интервью газете «Газета»

«Уныние — это грех…» — интервью «Комсомольской правде» о буднях и праздниках.

«Духовное возрождение России — это задача и Церкви, и власти, и всего народа» — интервью «Российской газете», январь 2007 г.

«Пришло время собирать камни, бездумно разбросанные … — интервью телеканалу Вести в преддверии восстановления единства Русской Православной Церкви

Вера и наука помогают друг другу — интервью газете «Татьянин День»

Последнее интервью Патриарха Алексия II — фильм Первого канала

Трудная дорога епископства

60-е годы стали новой волной мракобесия, когда людей преследовали за посещение церковных богослужений, совершение Таинства крещения и Исповеди. Пионерия, комсомол, партия были обязательными дорогами к успешной жизни, за посещения церкви могли уволить с работы, унижать в прессе. Массово закрывались духовные образовательные заведения.

Благодаря ревностному служению верных пастырей Церковь продолжала жить, международное и межконфессионное служение Преосвященнейшего Алексия принесло свои плоды.

В 1964 году архипастырь принимает сан архиепископа, занимая вскоре пост первого заместителя Патриарха Московского. Рукоположенный в сан митрополита Ленинградского и Новгородского, владыка переводится в Ленинград, где, как и сейчас, сосредоточена церковная наука и молитвенная жизнь.


Святейший Патриарх Алексий ІІ

Митрополит Алексий приложил немало трудов для возрождения православной веры, по его настойчивым просьбам:

  • в Валаам возвращаются монахи;
  • возрождается Иоанновский женский монастырь;
  • обретаются святые мощи святого Иоанна Кронштадтского;
  • восстанавливается часовня святой Ксении Петербургской;
  • возвращаются обители, храмы и святые мощи.

Правление нового митрополита в корне изменило церковную жизнь Ленинградской кафедры. Городские власти, прежде игнорировавшие всякое общение со священнослужителями, открыли для нового владыки все двери. Правящий архиерей сломал все советские стереотипы, государственные деятели неоднократно записывались к Митрополиту Ленинградскому.

К прочтению  Святой преподобный феодосий великий

1989 год стал годом признания владыки активным государственным деятелем, народ выбрал его в народные депутаты Советского Союза.

Наряду с активной государственной деятельностью, Преосвященнейший Митрополит находит время для научной богословской деятельности, пишет и защищает докторскую диссертацию «Исследование православия в Эстонии», за что получил 12 апреля 1984 года докторский крест.

Архиерейское служение митрополита Алексия наполнено международной деятельностью, посещением конференций, он участвует, как член делегации, в Ассамблее Всемирного совета церквей. За время своего архиерейства посещает Америку, Швейцарию, Германию, Финляндию и другие страны.

Труды митрополита Алексия, посвященные работе КЕЦ, несут историческую ценность для последующих поколений.

Архиерей избирается председателем нескольких семинаров Церквей СССР, которые проходили в Пюхтицкой женской обители, он член многих миротворческих фондов, возглавляет Общество советско-индийской дружбы, член Фонда славянских культур.

В 1990 году после смерти Святейшего Патриарха Пимена Русская православная церковь встречает нового Пастыря — Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.

Протоиерей Алексий Уминский

Большое видится на расстоянии; и в эти дни всё время вспоминаются эти слова. Наверное, масштаб личности Святейшего Патриарха Алексия с годами будет всё больше и больше возрастать в наших глазах, истинное значение для Русской Церкви и для страны его жизненного подвига будет становиться всё очевиднее. Но уже сейчас, когда я вспоминаю его и как-то пытаюсь осознать свои чувства, которые, конечно, не сегодня зародились, но сегодня получили печальную возможность для того, чтобы проявиться, что-то вырисовывается…

Я сослужил Святейшему, приглашавшему московских священников на сослужение с собой в соборах и храмах Москвы, в храме Христа Спасителя и, конечно, в соборах Кремля, где службы были наиболее торжественными и прочувствованными, потому что молиться среди гробниц московских святителей, в таких местах, где всё дышит историей нашего отечества, нашего Православия, всегда очень важно. При этом я наблюдал за тем, как Святейший служит, и меня всегда вдохновляла его манера служить Божественную литургию, строгая с одной стороны, с другой — конечно, очень торжественная, но одновременно и глубоко интимная, то есть и уставная, и личностная

Такое удивительное сочетание внутренней сосредоточенности, торжественности и трепета было в молитве Святейшего. У него голос прерывался, я помню эти моменты; он прерывался во время Евхаристического канона, потому что Патриарх всегда служил Божественную Литургию с глубоким чувством священнического восторга.

И конечно же, для меня Святейший останется ещё и тем человеком, при котором — и без всякого сомнения усилиями которого, его личной инициативой и глубокой молитвенностью — было совершено прославление новомучеников и исповедников Российских. Было понятно и очевидно, что этот человек всегда и глубоко почитал подвиг новомучеников и нёс его в своём сердце. Те прославления и те акты памяти, которые совершил Святейший, говорят о его глубокой молитвенной связи с его святыми предшественниками, священномучениками и Патриархом Тихоном, которого он очень любил и почитал. А его особенное служение в Бутове, среди сонма всего духовенства Москвы и Московской области, прямо на полигоне, на поле, — это всегда было действительно торжеством, и не зря он любил туда приезжать именно в Пасхальные дни.

Служение Патриарха Алексия Второго

Цель Патриаршего служения новый Предстоятель РПЦ видит в объединении всех славянских церквей и широком общественном служении.

Его святейшее служение началось с обретения мощей и перенос их на новое место святых:

  • Серафима Саровского;
  • святителя Иоасафа Белгородского;
  • Патриарха Тихона:
  • святителя Филарета Московского;
  • преподобного Максима Грека;
  • святителя Александра Свирского.

С благословением на Патриарший престол Алексия Второго Православная Церковь вступила в новый период своего развития. Деятельность Святейшего Патриарха затрагивает все сферы жизни в России и постсоветском пространстве. Он участвует в подготовке встречи нового тысячелетия и 2000-летия христианства, проводит конференции и миротворческие форумы.


Служение Алексия ІІ в храме Христа Спасителя, Москва

Помимо посещения церкви и монастыри в русской епархии и за границей, Святейший Алексий ІІ возглавляет выпуск «Православной энциклопедии», благотворительный фонд примирения и согласия, участвует в попечительном совете военного фонда.

Многие страны мира публикуют его работы на самые разнообразные темы, как богословские, так исторические и миротворческие.

Пять раз он был председателем заседания Священного синода. В открытии духовных семинарий, академий, церковноприходских школ Патриарх видел необходимость формирования нового поколения священнослужителей для укрепления православной веры на Руси.

Важно! Придерживаясь принципа невмешательства власти и Церкви, патриарх выступал за новые взаимоотношения между ними на основах душеспасительства. Благодаря кропотливой работе Святейшего Алексия Второго Церкви вернули возможность проводить благотворительную работу, помогая нищим и малоимущим, открывать больницы и приюты. Множество монастырей приобрели статус национальных памятников, что дало им право начать новую жизнь

Благодаря кропотливой работе Святейшего Алексия Второго Церкви вернули возможность проводить благотворительную работу, помогая нищим и малоимущим, открывать больницы и приюты. Множество монастырей приобрели статус национальных памятников, что дало им право начать новую жизнь.

Патриарх Алексий на государственном уровне доказывал, что невозможно возрождение нравственности вне Церкви, и духовная культура может возрастать в тесном сотрудничестве со светской. Как миротворец, святой отец едет на Балканы и Северный Кавказ, его видят на Ближнем Востоке и Южной Осетии. Возникают новые епархии и центры духовного руководства, в отдаленные районы приходит оживленная церковная жизнь.

Трудно найти сферу человеческой и церковной деятельности, в которой не оставил бы своего наследия Светлейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, сохранивший до конца своих дней простоту, терпение, смирение и доступность для всех людей.

Детские годы

23 февраля 1929 года в семье Михаила Александровича Ридигера и Елены Иосифовны Писаревой в столице Эстонии Таллине появился на свет мальчик Алеша. Его потомками были обрусевшие немецкие дворяне и эстонцы. Семья Ридигеров в свое время эмигрировала из Санкт-Петербурга в Эстонию. Михаил Александрович был священнослужителем. Семья славилась глубокой верой и благочестием, которое пустило глубокие корни в душу Алеши.


Патриарх Алексий II

Семейная жизнь четы Ридигеров была неотделима от церковного служения. В возрасте 6 лет маленький Алеша впервые участвовал в богослужении в качестве помощника, он разливал для прихожан святую воду во время празднования Крещения Господнего.

Стремление мальчика служить в храме, выучившего к 9-ти годам Литургию, вызывало смущение у родителей, которые успокоились после посещение Валаамских монахов. Старцы посоветовали не сдерживать мальчика в стремлении служить, если он относится к церковному служению серьезно, со всем пониманием.

Во время семейных паломнических поездок в монастыри, Псково-Печерский, Свято-Успенский, Свято-Преображенский на Валааме, Алеше Богом была дарована встреча с благословенными монахами. Особое влияние на дальнейшую жизнь отрока оказали старцы:

  • схиигумен Иоанн (Алексеев);
  • иеросхимонах Ефрем (Хробостов);
  • монах Иувиан (Красноперов).

Святые отшельника сразу почувствовали в отроке родную душу, они с радостью беседовали с ним во время паломнических поездок семьи. Через родник русской святости Валаам юный Ридигер узнал о преподобном Иоанне Кронштадтском, который был причислен к лику святых во время патриаршего служения Алексия ІІ. Допущенный прислуживать в алтаре Валаамских святынь, юноша принимает решение посвятить себя Богу и служению людям.

Церковное служение в молодости

Служение в храме стало основной частью жизни подростка. 15-летний иподиакон прислуживает во время богослужений архидиакону. Епископ Исидор и архиепископ Павел Эстонский и Таллиннский доверяют сопроводительную миссию Алексею Ридигеру.

По достижении 16 лет он назначается алтарником, ризничим в Кафедральном Таллинском храме, где служит до 1946 года

По достижении 18-летия Ленинградская православная духовная семинария, Духовная Академия в Ленинграде стали ступенями для принятия сана иерея. Священник — целибат не принял еще монашеский постриг, но дал обет безбрачия.


Алексей Ридигер, фото 1954 года

Городок Йыхвы в 1950 году стал первым местом служения рукоположенного иерея, хотя он еще заочно учился в Духовной академии, которую оканчивает в 1953 году в степени кандидата богословия.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин

Для каждого из нас, верующих, православных людей кончина Святейшего стала большой личной потерей. Не случайно в потоке публикаций, воспоминаний о Патриархе рефреном звучали слова: “Мы осиротели”. Но в то же время нет никакого сомнения, что смерть Патриарха стала одним из самых заметных, самых значимых событий за последние годы в жизни всей нашей страны — страны, в которой, как известно, Церковь отделена от государства и атеизм, несколько завуалированный и видоизменённый, остаётся основной идеологией.

Почему так произошло? Можно без малейшего преувеличения говорить об исторических заслугах Патриарха Алексия. Всё это — подлинная правда, подтверждённая объективными данными, впечатляющей статистикой: количество открытых за 18 лет храмов, монастырей, духовных школ… Но есть и ещё одна причина — самая важная. Она не вписывается в рамки отчётов, её никогда не признают светские публицисты, аналитики, историки… Истина заключается в том, что мы видели действие Духа Божия, духовных законов: в жизни конкретного человека — нашего Патриарха — и всей нашей Церкви. Главным в его жизни было его служение и молитва, внутренняя, сокровенная жизнь, которую мир не понимает и не замечает. А видимый итог этой жизни — всё то, о чём говорили по кончине Святейшего Патриарха.

К прочтению  Неделя 1-я великого поста. торжество православия

За два десятилетия огромное количество политических деятелей ушло в тень, порой — в небытиё. И не было ни одного человека, который сохранил бы своё лидерство все эти годы (до распада великой державы, и во время этого распада, и после). Не было за этот период ни одного лидера, деятельность которого оценивалась бы как благо без всяких оговорок, с какой позиции её ни рассматривай. Не было человека, который бы оставил по себе столь же добрую память и попрощаться с которым стремилось бы столь же большое количество наших соотечественников.

Кончина Святейшего Патриарха стала такой шокирующей неожиданной именно потому, что для множества людей он был тем Предстоятелем, при котором Церковь вернулась в мир. При нём большинство из наших прихожан и даже клириков вошли в Церковь, родились и выросли во Христе. В этом — его заслуга, сознаём мы это сейчас или нет. И он действительно был Великим Господином и Отцом, как именует его Церковь за богослужением, для всех нас — от архиереев до мирян. И та сыновняя скорбь, которую все мы почувствовали при известии о его кончине, стала ответом на его поистине отцовскую первосвятительскую молитву, которой он молился за свою паству.

Молодые священнослужители и архиереи, и я в том числе, всегда удивлялись, как мог этот немощный, даже смертельно больной человек все эти годы нести своё служение: делать всё, что он делал, как мог он так часто совершать богослужения? А когда его спрашивали, не тяжело ли ему служить, он всегда с улыбкой отвечал, что только на службах и отдыхает…

Есть понятия, которые считаются основополагающими для правильной духовной жизни христианина. Это своего рода аксиомы, но как часто они кажутся нам такими трудновыполнимыми! Мы оправдываемся, что живём в очень сложном мире, в котором налицо оскудение духа, оскудение веры, угашение христианской ревности… Всё так, не зря же со скорбью сказал Господь: Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк 18:8).

Но теперь очень сложно было бы оправдываться: мы видели пример жизни Святейшего Патриарха. Этот пример в том, что самоотверженное служение на благо Церкви и сегодня, в этом мире, возможно; что если человек живёт верой и молитвой, возлагая всё своё упование на Бога, его надежды не будут посрамлены, Господь благословит его труды. Вот почему на наших глазах из маленького зерна, чудом сохранившегося, возродилась и выросла наша Церковь. Совершилось нечто невозможное по человеческим меркам, но вполне объяснимое апостольскими словами: здесь действовала сила Божия, которая совершается в немощи человеческой (ср. 2 Кор 12:9).

Вот почему похороны Святейшего Патриарха превратились в настоящее торжество Православия. Сотни тысяч людей шли в храм Христа Спасителя, а затем в Богоявленский собор, стояли вдоль дороги, по которой двигался погребальный кортеж. Они готовы были провести по пять-восемь часов под проливным дождём, на холоде, чтобы поклониться памяти Святейшего Патриарха, а это говорит о том, что все они испытывали к нему глубоко личные чувства любви и признательности.

Начало священнического пути

В 1957 году отец Алексей — настоятель Богоявленской обители собора Успения Богородицы. В 1958 году руководившего двумя монастырями протоиерея Ридигера назначают благочинным над несколькими приходами.

После смерти матери, отошедшей к Господу в светлый праздник Преображения Господнего, в 1959 году Алексей Ридигер принимает монашеский постриг с именем Алексий.

В то же год будущий Патриарх принимает постриг в мантию, принимая малую схиму, отказ от мирской жизни при полном послушании епископу и нестяжании, которое подразумевает отсутствие собственного имущества.

Интересно! В 1961 году 32-летний отец Алексий стал самым молодым архипастырем Русской Церкви, приняв рукоположение в сан епископа.

Епископ Эстонский и Таллиннский назначается в Рижскую епархию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: