Собор трех святителей

Храмы на Руси в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго

В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста освящен храм в Спасо-Елеазаровском монастыре (Псковская область). Монастырь был основан в 1425 году преподобным Ефросином Псковским (в миру Елеазар; 1386-1481 гг.).

Спасо-Елеазаров монастырь

В честь трех вселенских святителей освящен храм в Кулишках в Москве. В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церковью во имя святого равноапостольного князя Владимира. Неподалеку были разбиты княжеские сады, а рядом с ними расположены конюшни. На конном дворе была сооружена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. По соседству был пристроен домовый митрополичий храм во имя трех святителей вселенских. В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. В 1674 году был построен каменный трехсвятительский храм.

Храм трех святителей на Кулишках в Москве. Современный вид

В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго был освящен придел Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного Преображенского монастыря на о. Каменный в Вологодской области. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всем русском Севере — Спасо-Преображенского собора, который был  освящен в 1481 году.  В своем первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая — в центре и маленькая — над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. В 1925 году в монастырских помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства.

Спасо-Каменный монастырь в 1909 г.

В честь трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, был освящен придел церкви Богоявления с Запсковья (г. Псков). Храм впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца на Запсковье.  Интерьер церкви четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик».

Церковь Богоявления с Запсковья

Священное Писание

Евр., 334 зач., XIII, 7-16

7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- 12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Мф., 11 зач., V, 14-19

14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

К прочтению  Церковь отмечает память 40 мучеников севастийских

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

О Святой Троице

Однажды магометанские или сарацинские учёные спросили святого Кирилла, брата святого Мефодия, кои братья были просветителями славян и изобретателями славянской азбуки — кириллицы:

— Как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога? У вас есть Отец, Сын и Дух Святой?

— Не злословьте против Пресвятой Троицы, — отвечал святой Кирилл. — Отец, и Сын, и Дух Святой суть три Лица — Существо же едино. Посмотрите на солнце, от Бога в образе Святой Троицы на небе поставленное; в нём три вещи: круг, сияние и теплота; также и в Пресвятой Троице — Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог есть безначален; и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Сияние — подобие Бога Сына, от Отца рождённого и весь мир Евангелием просветившего; а теплота солнечная, происходящая от того же круга вместе с сиянием, есть подобие Бога Духа Святого, который от того же Отца исходит предвечно.

Вселенские учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Учители Церкви Василий, Григорий и Иоанн, жившие в IV-V веках, стали великими продолжателями   первоапостольского просветительского поприща, за что каждый из них получил от народа имя-звание, запечатлевшее их подвиг. Василий – Великий,  столп, опора вероучения. Много ли таких великих? Одной руки хватит перечесть. Григорий – Богослов, превзошедший все эллинское учение, поэт, мыслитель, ставший светильником Божиего слова.  Иоанн – Златоуст, блестящий оратор, горячий проповедник, мудрый наставник, нелицеприятный обличитель всякой неправды.

О, как нуждалась, да и сейчас нуждается Церковь в мудрых, образованных и талантливых просветителях, в тех, кто может словом, знанием, верой противостоять языческому суемудрию и ветийству, обличить ложь и всяческую ересь, рассеять сомнения и заблуждения.

И тогда только что обретшая свободу Церковь остро нуждалась в просветителях, т.к. без обучения и воспитания народа невозможно было очиститься от внутреннего язычества, глубоко вкоренившегося в сознание и поразившего насквозь среду народной бытовой жизни. Еще стояли идолы, на улицах сидели гадатели, смущали народ всякие колдуны и волхователи, а философы до хрипоты спорили друг с другом, блуждая в поисках умственной истины.

Чем не наше время?.. И тогда, как и сейчас кто половчей извлекает выгоду из состояния    человеческой  темноты и сомнений, страхов и заблуждений. А они, просветители – Василий, Григорий и Иоанн, каждый по-своему, противостали тьме, ересям, хаосу в мыслях и делах. Заступили людей от зла, за что и потерпели наветы, прещения, зависть, оговоры, были гонимы, осуждаемы, заключаемы под стражу. Однако, истина все побеждает: 

«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин1:5). 

Житие в эпоху рождения нового мира

Святителя жили в IV-V веках на стыке двух культур языческой и христианской, античной и византийской. Тогда в смуте и борениях перерождался старый мир. Сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь. В ней все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей. Пышным цветом процветали и восточные мистические культы орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков. И тут же чистая умозрительная неоплатоническая философия! А рядом с ней — религия гедонизма — плотского наслаждения без границ. Это была эпоха, во многом схожая с современной.

Вклад Трёх Святителей в религию

Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности. Им принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века. А также толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников. Они устанавливали церковные праздники, активно занимались общественной деятельностью, возглавляли епископские кафедры Византийской империи.

Почитание Трех Святителей

Авторитет Святых был настолько глубоким в народе, что среди христиан произошло разделение. Они группировались на враждующих друг с другом василиан, григориан и иоаннитов. Василия Великого почитали как мужа твердого нрава, замечающего и искореняющего все согрешения. А также и как аскета в личной жизни, чуждого всего земного. Чуть ниже его ставили Иоанна Златоуста как имевшего отличные от указанных качества. Он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию.

К прочтению  Православная церковь в годы великой отечественной войны

Другие, наоборот, возвышали Иоанна Златоуста как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества. А также и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние. Но в то же время отделявшего грех от грешника и неустанного боровшегося с грехом. Именно поэтому и почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова.

Почитатели же святого Григория Богослова имели другое мнение. Они утверждали, что он своим искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости. Как ранее живших, так и современных ему.

О равенстве Святителей перед Богом

Церковное предание гласит. Чтобы положить конец спорам, Три Святителя явились в 1084 году Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому. Представ перед выдающемся песнописцем того времени, они заявили о своем равенстве пред Господом. Поэтому повелели установить общий день празднования их памяти.

После видения Владыка Иоанн Мавропод тут же примирил враждующих. Он повелел установить новый праздник на 30 января. Все трое Святителей вспоминались именно в этом месяце. Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01. Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.

Так три великих столпа Церкви преподали нам необходимый урок любви и единомыслия в вере. Ведь у каждого из нас возможно наличие своих особых даров, талантов, способностей. Эти дары Божии должны сочетаться и слагаться воедино на благо Церкви. Они не могут быть предметами абсолютизации, гордыни, разрывов и расколов.

Статьи на Православие.Ru

Один из парадоксов гимна – молчаливая песнь, которую воспевает Богу все творение.

Глубокий мыслитель и тонкий теолог, святитель Григорий Богослов известен и как выдающийся церковный поэт. Предлагаем читателям перевод «Вечернего гимна» святителя. По свидетельству святого Иоанна Златоуста, этот гимн пелся за вечерним богослужением.

В ответ на требование императора передать храм арианам святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Император в Церкви, а не выше Церкви».

Дорогие мои, други наши, три события, три памяти должны одновременно воскреснуть сегодня в нашем сердце и уме. “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…” — зазвучало вновь во всеуслышание в храмах Божиих. И повеяло тихим покаянным временем поста. Евангельские фарисей и мытарь заставляют нас сегодня заглянуть в свое сердце и увидеть в нем или фарисейское:“…я не таков, как прочие человецы…” — или, узрев там бездну греха, склониться перед Богом с мытаревым смирением в покаянии (Лк. 18, 11).

Статьи на Православие.Ru

29 января / 11 февраля 2017 г. Суббота 34-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:54:40 мин. Размер 125.8 Mb)

30 января / 12 февраля 2015 г. Четверг. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 1:07:19 мин. Размер 48.5 Mb)

29 января / 11 февраля 2015 г. Среда. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии.

30 января / 12 февраля 2014 г. Среда. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 59:21 мин. Размер 42.8 Mb)

29 января / 11 февраля 2014 г. Вторник. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:20:43 мин. Размер 101.4 Mb)

Пристальнее всмотримся в жизнь семей, в которых родились и воспитывались святители Василий, Григорий и Иоанн.

При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г. в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте.

У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. В обновлении памяти относительно этой истины, быть может, и заключается главный смысл совместного почитания Церковью Василия, Григория и Иоанна. И всякий муж, поставленный Богом на священную степень, должен испытать себя на предмет того, какой из этих трех талантов более соответствует его душевному складу и опыту. Что-нибудь одно, пусть в самом скромном количестве, должно быть у каждого.

К прочтению  "бурановских бабушек" наградили орденами "за труды на благо рпц"

30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.

Молитвословия

Тропарь великих святителей

глас 4

Яко апостолов единонравнии/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей

глас 2

Священныя и боговещанныя проповедники,/ верх учителей, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение:/ труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине прославляяй святыя Твоя.

Молитва трем великим святителям

О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагаете, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь Свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых; правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцем утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити пресвятое и великолепое имя Отца, и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Дни празднования

Собор вселенских учителей и святителей

Особенности иконографии 

На Руси иконы трех святителей также получили распространение. Известны, например, «троицкие» иконы-таблетки  XV века (Сергиево-Посадский Государственный музей-заповедник), или «софийские» из Великого  Новгорода (кон. XVв.).

Собор вселенских учителей и святителей Васи́лия Великого, Григо́рия Богослова и Иоа́нна Златоустого

Изображение каждого из святых на общей иконе сохраняло свои  особенности. Так, согласно иконописному подлиннику из собрания Большакова С.Т. (XVI в.), Василий Великий изображался с длинной  черной  бородой,  сужающейся к концу. Облачен в светлую «крещатую» фелонь, с Евангелием в левой руке (либо свиток), и с благословляющей правой рукой.  Лицо писалось удлиненное, смуглое, как сказано: 

Григория  Богослова изображают седовласым старцем с большими залысинами на лбу, борода у него широкая средней длины. Святитель облачен в фелонь также «крещатую» (с крестами) и омофор, в руках — Евангелие или развернутый свиток.

Иоанн младше других, поэтому и на иконах его изображают моложе Василия и Григория, однако, на лице всегда следы пощений и утомления плоти. В Руководстве к писанию икон В. Д. Фартусова (с.73-74) об облике Иоанна Златоустого сказано:

На иконе каждого из святителей можно отличить по особенностям письма их образов. Эти особенности  восходят к подлинному облику каждого, сохранившемуся на века в церковном предании.

Сайты приходов:

Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы с. Фроловское (Козельская епархия)

Воскресенский храм с. Вятское (Ярославская епархия)

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Елец (Елецкая епархия)

Храм свт. Григория Богослова г. Тампа (Патриаршие приходы в США)

Храм в честь «Смоленской» иконы Божией Матери (Одигитрия) с. Выездное (Нижегородская епархия)

Храм Святителя Григория Богослова и Мученицы Зои г. Одесса (Одесская епархия)

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Елец (Елецкая епархия)

Храм Николая Чудотворца с. Николо-Крутины (Московская епархия (областная))

Храм Григория Неокесарийского в Дербицах г. Москва (Московская епархия (городская))

Храм Воскресения на Дебре г. Кострома (Костромская епархия)

Храм Иоанна Златоуста г. Кинешма (Кинешемская епархия)

Храм Григория Богослова с. Верхняя Любовша (Ливенская епархия)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: