История христианства в сирии

Религия в сирии — википедия с видео // wiki 2

Иудаизм

Еврейская семья в собственном доме. Дамаск, 1910 год

Евреи присутствовали на территории современной Сирии на протяжении всей своей истории, с XVIII века до н. э. В начале н. э. крупные еврейские общины существовали практически во всех крупных городах страны — в Антиохии, Дамаске, Алеппо, Латакии, Хомсе, Тадморе и других. После превращения христианства в государственную религию Римской империей положение евреев ухудшилось; различные христианские правители Сирии пытались обратить евреев в христианство насильно. В период правления династии Омейядов права и свободы еврейского населения были увеличены; среди приближенных к власти были христиане и евреи. В конце IX — первой половине X века еврейская община страны численно возросла, благодоря притоку беженцев из Вавилонии. В годы правления Салах ад-Дина и его преемников из династии Айюбидов еврейская община Сирии процветает, немало евреев занимает высокие государственные посты.

В конце XV — начале XVI веков в страну массово переселяются сефарды, изгнанные из Испании и Португалии. Вплоть до конца XVIII века численность иудеев в Сирии возрастала. Со второй половины XIX века евреи Сирии начинают переселяться в Израиль, а также в страны Латинской Америки и Ливан.

К моменту провозглашения независимости государства Израиль в Сирии проживало 15-16 тыс. евреев. В течение последующего десятилетия ок. 10 тыс. евреев покинуло страну, переселившись в Израиль, страны Западной Европы и Америку. По состоянию на 2010 год в Сирии проживало 90 иудеев. В основном это были люди преклонного возраста, проживающие в Дамаске и Алеппо.

Конфессиональная политика государства

Конфессиональную политику в Сирии определяет Министерство по делам религии. Государство декларирует равенство всех граждан перед законом. При этом юридически признанными являются лишь три религии: ислам, христианство и иудаизм. Религиозная принадлежность граждан Сирии документируется в свидетельстве о рождении и указывается в юридической документации при вступлении в брак. Все религиозные группы должны регистрироваться в правительстве; специального разрешения от правительства также требуют любые религиозные собрания, за исключением регулярных богослужений.

До начала гражданской войны режим Асада в целом допускал свободу вероисповедания, следя за тем, чтобы религиозная деятельность не перетекала в политическую сферу. По этому принципу в Сирии была запрещена любая организация, которая считалась салафитской. При том, что правительство не определяло точные параметры того, что понимается под «салафитской деятельностью», под этим термином обычно обозначался суннитский фундаментализм. Согласно Закону 49, присоединение к сирийскому отделению организации «Братья-мусульмане» наказуемо смертью. До 2012 года приговор обычно заменялся на 12 лет тюрьмы. Однако в дальнейшем приговоры варьировались от длительного тюремного заключения до смертной казни.

К прочтению  Преподобный серафим саровский. житие. наставления (а. и. плюснин, 2014)

Правительство Сирии также старается ограничивать прозелитизм и переход из одной религии в другую. При этом запрещается обращение мусульман в другие религии, как нарушение шариата. Однако переход христиан в ислам допускается. Также женщина-мусульманка не может на законных основаниях выйти замуж за мужчину-христианина, в то время как христианка может законно выйти замуж за мусульманина.

Примечания

  1. ↑  (англ.) (pdf) (недоступная ссылка). Pew Research Center (December 2012). Дата обращения 29 мая 2017.
  2.  (англ.) (недоступная ссылка). Pew Research Center (January 2011). Дата обращения 29 мая 2017.
  3. Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor.  (англ.) (недоступная ссылка). 2015 Report on International Religious Freedom. U.S. State Department. Дата обращения 29 мая 2017.
  4. J. Gordon Melton. Syria // Religions of the World, Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton, Martin Baumann (нем.)русск.. — 2-е. — Santa Barbara, California: ABC-CLIO, 2010. — P. 2788—2793. — 3200 p. — ISBN 978-1-59884-203-6.
  5. Ruth Sherlock.  (англ.). The Daily Telegraph (7 April 2015). Дата обращения 23 мая 2017.
  6.  (англ.). The World Factbook. Central Intelligence Agency. Дата обращения 29 мая 2017.
  7.  (англ.). The Pew Research Center’s Religion and Public Life Project (12-19-2011). Дата обращения 29 мая 2017.
  8. Jason Mandryk. Syria // Operation World: The Definitive Prayer Guide to Every Nation. — 7-е изд. — InterVarsity Press, 2010. — P. 802—803. — 978 p. — (Operation World Set). — ISBN 0-8308-5724-9.
  9. . Кругосвет. Дата обращения 23 мая 2017.
  10. Michael W. Chapman. . CNSNews.com. Media Research Center (31 октября 2016). Дата обращения 17 января 2017.
  11. . Дата обращения 23 мая 2017.
  12. ↑  (англ.). The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2011). Дата обращения 13 мая 2013.
  13. David Stewart and Matt Martinich.  (англ.). The Cumorah Project (2010). Дата обращения 23 мая 2017.
  14. . Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (2013). Дата обращения 23 мая 2017.
  15. Йезиды // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А.Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 928. — ISBN 5-85270-155-6.
  16.  (англ.). Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Дата обращения 23 мая 2017.
  17. Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor.  (англ.). 2013 Report on International Religious Freedom. U.S. State Department. Дата обращения 1 июня 2017.
  18. Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor.  (англ.). 2013 Report on International Religious Freedom. U.S. State Department. Дата обращения 1 июня 2017.

Христианская церковь

Основная христианская церковь в Сирии — Восточная православная, но христианство в Сирии не является монолитным, а представлено разными церквями, в том числе:

  • православными,
  • яковитами,
  • сиро-католиками,
  • армяно-григорианами,
  • армяно-католиками,
  • маронитами,
  • протестантами,
  • католиками латинского обряда,
  • грекокатоликами.
К прочтению  Сегодня православная церковь празднует память святого серафима саровского

Протестанты

Богослужение в протестантской церкви в Алеппо, 2016 год

Основная статья: Протестантизм в Сирии

Первые протестантские миссии обосновались в Сирии в XIX веке. Это были преимущественно американские реформаты. После Первой мировой войны из соседней Турции в Сирию бежали значительное число армян, среди которых были протестанты-реформаты. Ими был создан Союз армянских евангельских церквей Ближнего Востока. После Второй мировой войны в Сирии начали деятельность баптисты, пятидесятники и др.

В 2010 году в стране проживали 40 тыс. протестантов. Свыше половины из них являлись прихожанами церквей реформатской традиции. Общины перфекционистов, баптистов, пятидесятников и др. евангельских христиан были относительно немногочисленными. Помимо духовной работы, сирийские протестанты вовлечены в социальное служение, включая ряд медицинских и общеобразовательных проектов. Так, с 1855 года в Хомсе действует частная Национальная евангелическая школа (англ.)русск., в которой одновременно обучается более 2 тыс. детей разной религиозной принадлежности.

Быть или не быть христианам на Ближнем Востоке?

«Сирия — страна многолетнего мирного и плодотворного взаимодействия ислама и христианства, — отметил Олег Фомин. — Она внесла огромный вклад в культуру человечества, всегда была примером межконфессионального единства, и можно только как подлость рассматривать политику западных держав, которые поддерживают вооруженную оппозицию, науськивают суннитские монархии на Сирию.

Это последний очаг веротерпимости на Ближнем Востоке, последнее светское государство на Ближнем Востоке, один из последних форпостов арабского христианства».

Фомин также сказал, что если христиане исчезнут с Ближнего Востока (а такая опасность есть — триста тысяч христиан уже бежали из Сирии), христианские святыни там превратятся в духовный диснейленд.

В то же время конфликт в Сирии скорее политический, чем религиозный. Год назад террористы убили сына верховного муфтия Сирии, охотятся и за самим муфтием. И отдельные христиане входят в оппозицию, например, председатель Сирийского национального совета Джордж Сабра. Это тоже говорит о том, что нельзя рассматривать события в Сирии как чисто религиозный конфликт.

Но Олег Фомин подчеркнул, что непримиримых оппозиционеров среди сирийских христиан мало. Большинство выступает против внешнего вмешательства — информационного, культурного, экономического и особенно военного — во внутренние дела Сирии. Если кто-то из них встал в ряды оппозиции, то оппозиции, готовой к диалогу с властью и совместному с ней реформированию страны.

«Враги Сирии стараются превратить текущую ситуацию в религиозный конфликт. Но даже если это им удастся, я уверен, что нелегко будет уничтожить достижения 1000-летнего религиозного соработничества и терпимости в этой стране», — сказал Олег Фомин.

Подготовил Леонид Виноградов

Сирийские христиане всегда были со своим народом

«Нынешний политический режим в Сирии — последний истинный представитель светского арабского национализма», — считает Олег Фомин. Он отметил, что концепция этого национализма разработана христианами, которые, не будучи большинством населения, всегда участвовали в формировании арабо-исламской цивилизации и внесли большой вклад в развитие культуры и науки.

Патриарх Антиохийский Игнатий IV

Незадолго до своей кончины Патриарх Антиохийский Игнатий IV (1921-2012) принимал делегацию общественных деятелей и журналистов, среди которых был и Олег Фомин. «Он заверил нас, что как христиане, так и мусульмане Сирии ощущают себя единым народом, а сирийское правительство и президент одинаково хорошо относятся к представителям обеих религий и поэтому пользуются полной поддержкой православной и других христианских общин, — вспоминает Фомин. — Он рассказывал, что христиане считают себя коренными жителями этой страны, и чувствуют себя в полной безопасности. „Я уже 33 года возглавляю Патриарший престол, и за это время ни разу никто мне не указал, что мне следует говорить, а что не следует“, — сказал Патриарх Игнатий».

Опасность безвластия

Патриарх Греко-Католической Церкви Григорий III Лахам еще два года назад в интервью радио «Ватикан» говорил, что если система власти в стране рухнет из-за массовых беспорядков, первыми жертвами безвластия в Сирии станут христиане. Он выразил уверенность, что если президент Сирии Башар Асад под давлением Запада и США уйдет в отставку, это приведет к нападению исламских радикалов на христиан, которые станут беззащитны перед экстремистами, как христиане в Иране.

Олег Фомин напомнил, что совсем недавно Сирия приняла около миллиона христиан, которые вынуждены были бежать из Ирака, где их преследовали. Сегодня они вновь становятся беженцами — уже из Сирии.

Фомин процитировал французского писателя Жан Пьера Валоньеза, дипломата, много лет работавшего  на Ближнем Востоке:  «Будущее христиан в Сирии отнюдь не выглядит надежным. Падение алавитского режима и приход к власти суннитов проникнутых идеей своей исламской идентичности и рассматривающих свои отношения с другими верованиями в соответствие с положениями Корана, может значительно осложнить их (христиан — ред.) положение. С другой стороны, нынешняя власть может укрепиться и расширить свою политическую и социальную базу, улучшая позиции правоверных мусульман», — писал Валоньез.

Олег Фомин отметил, что то, о чем писал Валоньез, теоретически могло произойти, но не произошло. 90 процентов сирийцев ощущают ислам как важнейшую составляющую своей идентичности, гордятся своей историей. Но еще в 1930-е гг. 98 процентов алавитов были неграмотны, а 50 лет назад бедные алавитские семьи отдавали своих детей с шести лет в слуги к суннитам.

«Возможно, на подсознательном уровне не любя христиан как часть прошлого истеблишмента, основными соперниками алавиты считают суннитов, и понимают, как важна сплоченность и солидарность религиозных меньшинств в стране», — сказал Фомин.

По его словам, проблему сосуществования христиан и мусульман в Сирии упрощает тот факт, что большинство сирийских христиан принадлежат арабской культуре. Разумные сунниты и христиане говорят, что делить им нечего, наоборот, есть много общих духовных ценностей: вера в Творца, в загробную жизнь, ответственность перед Богом за свои дела и т.д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: