Пророчество отца Бориса (Холчева) стало сбываться еще в Кузнецах
— Когда ваш отец узнал, что ему предстоит восстанавливать храм на Маросейке, он сразу вспомнил пророчество отца Бориса (Холчева)?
— Это пророчество стало сбываться еще в Кузнецах. Многие члены общины на Маросейке после закрытия храма разбрелись по московским приходам, и часть из них была в Николо-Кузнецком храме. И некоторые стали ходить к отцу, в том числе две дочери священномученика Сергия Мечева. Они бывали у нас дома.
Так получилось, что еще при жизни отца Всеволода и к его глубокому сожалению отца перевели сначала в Крестовоздвиженский храм в Лианозово, через год вернули в Кузнецы, но незадолго до кончины отца Всеволода опять перевели — в храм Адриана и Наталии. Там он служил несколько лет, венчал нас с женой, а после 1000-летия Крещения Руси Церкви начали возвращать храмы, и возникла община, которая ходатайствовала об открытии храма на Маросейке и рекомендовала назначить настоятелем отца.
В 1990 году началось возрождение храма Николая в Кленниках. До этого в здании размещался ЦК ВЛКСМ.
Потихонечку стала восстанавливаться община. Поскольку отец Всеволод очень любил творческих людей, еще при нем в Николо-Кузнецком храме зарождалась иконописная школа. Возможности открывать школу, преподавать в ней в советские годы не было, но люди собирались, обсуждали, что-то делали. Среди прихожан храма было несколько сотрудников музея Андрея Рублева, в том числе и заслуженный реставратор Ирина Васильевна Ватагина — многие ее ученики сейчас преподают на факультете церковного искусства в Свято-Тихоновском университете.
Храм на Маросейке требовалось расписывать полностью, но отцу не пришлось искать иконописцев — они уже были.
— О кончине вашего отца я узнал на собрании епархиальной комиссии по социальной деятельности. Пропели «Вечную память», а потом отец Аркадий Шатов рассказал, что когда в 1992 году скончалась ваша мама, Святейший Патриарх Алексий предложил отцу Александру принять монашество, так как хотел рукоположить его в архиереи. Но ваш отец отказался, сказал, что недостоин.
— Думаю, как отец Аркадий рассказал, так и было. Мне папа ничего об этом не говорил, я позже узнал от владыки Арсения. «И я, и Святейший Патриарх, — сказал владыка — были поражены смирением твоего отца, который пал на колени и просил, чтобы его, косноязычного, недостойного, Святейший не брал, не имел видов на него». Он действительно считал себя недостойным, что говорит о его скромности. И никогда он с нами даже не обсуждал это.
Надо просто продолжать дело отцов
— Просто часто приходится слышать, что в советское время прихожан было меньше, но вера у них — крепче, а сегодня многие в храм ходят регулярно, а относятся к вере поверхностно.
— Я не могу судить, глубока или поверхностна вера другого человека. Но вся история христианства показывает… В первые века — время гонений — было огромное количество мучеников. А когда государство повернулось лицом к Церкви, провозгласило себя христианским, многие люди просто по своему положению принимали христианство, но это не значит, что они жили им.
Всегда наиболее прессингующие христиан времена были временами очищающими. И благодаря этим временам, когда они в конце XX века закончились, Церковь смогла за 25 лет принести громадные плоды — восстановлены десятки тысяч храмов. Если разделить эту цифру на количество дней, получается, что в среднем каждый день в стране воздвигалось по три храма.
Никогда в истории христианства восстановление храмов и церковных институтов не шло так быстро, как это было на наших глазах в современной истории Русской Православной Церкви. Потому и нападают на нее со всех сторон, что видны реальные плоды. Конечно, в полном объеме Церковь еще не восстановилась — ведь почти целый век ее уничтожали. Храмы сносились до восьмидесятых годов! А последние 25 лет восстанавливаются, возводятся новые. По милости Божьей, но и благодаря людям, которые под прессингом шестидесятых-семидесятых-восьмидесятых годов хранили веру, передавали ее своим детям. Нам надо просто продолжать их дело.
Беседовал Леонид Виноградов
Фото Анны Гальпериной
Матушками становились женщины образованные
— Расскажите, пожалуйста, о маме. Быть матушкой — всегда подвиг, но сегодня многие жены священников, как и вся Церковь, активно участвуют в общественной жизни, есть среди них врачи, педагоги, музыканты. А тогда, видимо, женщина, выходя замуж за будущего священника, не имела в социуме никаких перспектив?
— Тогда к этому совершенно по-другому относились. Чем занималась женщина испокон веков? Хранила домашний очаг и воспитывала детей — это ее первейшая обязанность
И это такое важное и нужное дело, такое ответственное! Даже странно слышать модные разговоры о том, что если женщина не делает карьеру, не получает примерно столько же, сколько муж, а то и больше, она не реализована. Воспитать детей, дать им образование — не реализация?!
Поэтому матушками, по моим наблюдениям, становились женщины образованные. Да, в советское время они были исключены из общественной жизни, но вовсе не чувствовали себя из-за этого ущербными.
Семью моей мамы война застала на западных границах, потом их эвакуировали в Ленинград, где вскоре началась блокада, и часть блокады они были там, потом чудесным образом вывезены. Это постоянное перемещение привело к тому, что мама не успевала вовремя учиться. «Мне приходилось наверстывать упущенное и догонять своих сверстников, от которых отставала на год и на два», — говорила она.
Училась мама хорошо, окончила бухгалтерские курсы — бабушка работала бухгалтером, и мама ей помогала. Но в первую очередь она занималась нами, всегда мы чувствовали мамину поддержку. При этом она всегда была в тени.
Матушка — тыл священника, его поддержка, друг и советчик. Многие матушки помогали батюшкам — пели на клиросе, читали, особенно в сельской местности, где порой ни пономаря, ни чтеца не найти было. Я уже вспоминал своего дядю отца Трофима. Тетя Зина всю жизнь с ним: он в алтаре, она на клиросе.
— И ваша матушка, я знаю, регент?
— Да, в прошлом году было 35 лет ее регентства.
— Она тоже из верующей семьи?
— У нее отец тоже священник.
биография
В конце октября года участвовал в боях в Киеве на стороне правительственных войск против красногвардейцев. Был ранен. Вступил добровольцем в Белую Армию, в — участвовал в Гражданской войне в составе Добровольческой армии, был произведен в офицеры.
Эмигрировал в с армией генерала П. Н. Врангеля, жил в Константинополе, Галлиполи, в конце года переехал в Болгарию. Как и многие русские офицеры, в эмиграции бедствовал, был вынужден поступить на работу в компанию, занимавшуюся извлечением и разрядкой снарядов, находившихся на затонувших близ болгарского побережья морских судах. Рисковал жизнью, занимаясь этой опасной работой. Предложил способ, облегчивший разрядку, после чего получил ответственный пост в данной компании. Заработанные деньги дали ему возможность получить высшее образование, поступив в университет в году.
«Саша, ты будешь нашей сменой»
— Отец Сергий, ваш отец не был из семьи священника, но он выбрал это служение в очень трудные для Церкви времена.
— В нашем роду было духовенство, и монахи были, но в XIX веке и раньше. Отец родился в крестьянской семье в Тверской губернии. Многие дальние родственники — тетушки — стали потом монахинями, а он избрал для себя священническое служение. В этом, я думаю, есть и заслуга моей бабушки, которая воспитала своих детей в вере. Мой дедушка и старший брат отца погибли на фронте, а бабушка во время войны возила детей в храм за десятки километров. В громадной Тверской области тогда оставалось всего несколько действующих храмов. Так и привилась любовь к Богу.
Еще, конечно, большую роль сыграло то, что в три года отец упал и сильно ударился животом. Врачи отказывались чем-либо помочь, тогда мама понесла его в храм, где служил священномученик епископ Фаддей (Успенский), вскоре, в 1937, расстрелянный. Он сказал: «Не бойся», — и дал масло от лампады. Мама помазала, и на следующий день к изумлению врачей ребенок исцелился. Может быть, именно этот случай, о котором в семье часто вспоминали, определил папин выбор.
В юношеском возрасте папа стал прислуживать в алтаре. Он рассказывал о владыке Арсении (Крылове), который в послевоенные годы служил в Твери (тогда город назывался Калинин). Потом его перевели в Уфу, и папа поехал за ним. Из Уфы папу забрали в армию, три года он отслужил в Средней Азии: в Фергане и Ташкенте. В армии папа готовился к поступлению в семинарию.
Когда их отпускали в увольнение, все ребята бежали на танцы, а он нашел в городе храм, стал ходить туда и познакомился с архимандритом Борисом (Холчевым) — одним из последних священников с Маросейки. Отец Борис, рассказывал папа, приметил его — солдат стоит в притворе, прячется за колонну (пятидесятые годы, непросто всё было тогда), — и через своего послушника передал, чтобы он, когда идет в храм, заходил к нему домой и переодевался в гражданскую одежду, а уже потом шел в храм.
Так папа и делал. Отец Борис называл его Саша-солдатик. Когда срок службы закончился, он попрощался с батюшкой, а отец Борис сказал: «Саша, ты будешь нашей сменой». Папа говорил ему о своем желании поступить в семинарию, но он не думал, что отец Борис говорит о более глубоком преемстве — о том, что Саша-солдатик, став священником, через много лет будет открывать тот храм, в котором до его закрытия служил отец Борис, то есть храм святителя Николая на Маросейке.
Публикации
- статьи
- Болгарская Церковь и Московское Совещание // Журнал Московской Патриархии. М., 1948. № 11. стр. 5-9.
- Римско-католический догмат о главенстве папы в Церкви (критика в русской богословской литературе) // Журнал Московской Патриархии. М., 1950. № 12. стр. 44-53
- К первой годовщине патриаршества в Болгарии // Журнал Московской Патриархии. М., 1954. № 5. стр. 69-73.
- Болгарский Патриарх Кирилл как писатель-богослов // Журнал Московской Патриархии. М., 1954. № 8. стр. 54-58.
- Желанные гости (о пребывании в СССР Болгарской церковной делегации) // Журнал Московской Патриархии. М., 1954. № 10. стр. 13-17.
- «Църковен Вестник» (орган на Българската Православна Църква), 27.XI 1954, ь 43, 44 // Журнал Московской Патриархии. М., 1955. № 2. стр. 93-94.
- К кончине Его Блаженства б. Митрополита Софийского и Экзарха Болгарского Стефана // Журнал Московской Патриархии. М., 1957. № 7. стр. 66-70.
- «Годишник на духовната академия св. Климент Охридски». Т. II (XXVIII), год 1951—1952, София (стр. 487) // Журнал Московской Патриархии. М., 1956. № 2. стр. 76-79.
- Ежегодник Софийской духовной академии св. Климента Охридского, т. III (XXIX), 1953—1954 год // Журнал Московской Патриархии. М., 1956. № 10. стр. 75-79.
- К 75-летию протопресвитера Стефана Цанкова // Журнал Московской Патриархии. М., 1956. № 11. стр. 71-75.
- Пребывание группы деятелей Государственной Церкви Швеции в СССР // Журнал Московской Патриархии. М., 1959. № 7. стр. 17-20.
- Делегация Старокатолической Церкви Германии в гостях у Московской Патриархии // Журнал Московской Патриархии. М., 1959. № 9. стр. 41-45.
- Визит деятелей Реформатской Церкви Франции // Журнал Московской Патриархии. М., 1960. № 9. стр. 14-18.
- Ответный визит Национальному Совету Церквей Христа в США // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. № 11. стр. 54-69.
- Ответный визит Национальному Совету Церквей Христа в США // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. № 12. стр. 28-40.
- Письмо архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1967. № 58. стр. 107—109.
- При свете Вифлеемской Звезды // Журнал Московской Патриархии. М., 1954. № 1. стр. 46-51.
- Пасха Господня // Журнал Московской Патриархии. М., 1961. № 4. стр. 33-35.
- Письмо (архиеп. Брюссельскому Василию) от 30.12.1971 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1972. № 77. стр. 95-96.
- В день празднования иконе Божией Матери «Утоли моя печали» // Журнал Московской Патриархии. М., 1975. № 1. стр. 38-39.
- Праздник в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Николо-Кузнецком храме в Москве // Журнал Московской Патриархии. М., 1979. № 5. стр. 18-20.
- «Воздержания учитель» // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. № 7. стр. 46.
- От земли к Небу… // Журнал Московской Патриархии. М., 1994. № 3. стр. 46-49.
- Из доклада министру иностранных дел и вероисповеданий Болгарии по вопросу об отделении Церкви от государства (авг. 1945). Докл. Комиссии по отделению Церкви от государства по вопросу гражданского брака. К вопросу о брачно-правовой реформе // Богословский сборник. М., 1997. № 1. стр. 79-141.
- Набросок предисловия к «Богословскому сборнику». О своеобразии и особенностях рус. церк. богословствования // Богословский сборник. М., 1999. № 2. стр. 5-8.
- Суд над Церковью: (По поводу одной статьи). О возможности достижения добра в реальной церк. жизни // Богословский сборник. М., 1999. № 3. стр. 21-23.
- О современной организации и жизни наших православных церковных приходов: (К предстоящим собеседованиям с деятелями христианских церквей США во время ответного визита делегации РПЦ, февр. 1963 г.) // Богословский сборник. М., 1999. № 4. стр. 303—317.
- При свете Вифлеемской звезды (1954 г.) // Богословский сборник. М., 2000. № 5. стр. 51-60.
- книги
- Слово крестное: Беседы, прочитанные во время пассий в Николо-Кузнецком храме в Москве. — М., 1993.
- Проповеди. Прощальные слова. Цикл бесед об евхаристии. Приветственные слова. — Красноярск: Енисейский благовест, 2002.
- Страницы жизни в сохранившихся письмах. — Красноярск: Енисейский благовест, 2002.
- Страницы жизни в сохранившихся письмах. — М., 2004.
организации
С года жил в Софии, по приглашению министра иностранных дел и культов Болгарии Петко Стайнова работал в комиссии по выработке проекта законодательства об отделении церкви от государства, оставаясь клириком Болгарской православной церкви.
Летом года посетил Москву в составе делегации Болгарской Церкви, участвовавшей в Совещании глав и представителей Автокефальных православных церквей; из делегации, по настоянию правительства СССР, были исключены все нежелательные для Советского руководства и Московского Патриархата кандидаты.
В начале года был «восстановлен» в советском гражданстве в соответствии с указом «О восстановлении в гражданстве СССР бывших подданных Российской империи» от 14 июня года, который предполагал рассмотрение личного дела специальной комиссией.
Из секретных донесений советских официальных лиц в Болгарии явствует, что, как советский гражданин, Шпиллер встречал враждебное отношение к себе со стороны руководящего духовенства в экзаршество антикоммунистически настроенного экзарха Стефана (Шокова); так в письме от 7 мая года поверенного в делах СССР в Болгарии Климента Левычкина заместителю министра иностранных дел Вышинскому упоминался как симптоматичный инцидент в январе того же года, когда Шпиллер был демонстративно удален с собрания священников как «чужеродный пришелец».
В апреле года ответственный сотрудник Совета по делам РПЦ В. С. Карпович в записке председателю Совета Г. Г. Карпову докладывал о «нецелесообразности переезда из Болгарии в СССР протоиерея В. Д. Шпиллера» в виду того, что тот являлся «аккуратным поставщиком Московской патриархии информации о положении в Болгарской церкви»; Карпович также отмечал в порядке разъяснения, что архиепископ Серафим (Соболев) (также тогда в юрисдикции РПЦ) «чрезвычайно скуп на посылку информации и ограничивает интересы рамками своей епархии (благочиния)»; предлагал разрешить выезд Шпиллеру в СССР «позже, когда определится расстановка сил внутри епископата Болгарской церкви в пользу твердого курса на Московскую патриархию».
Прибыл в СССР на постоянное жительство 5 февраля года. Уже 7 февраля имел беседу, по его личной просьбе, с заместителем председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР Сергеем Белышевым, в ходе которой подробно рассказал о ситуации в Болгарской церкви
Сумел создать многочисленный приход, его духовными чадами были многие представители интеллигенции. Много проповедовал, его проповеди записывались на магнитофон, и пленки расходились по стране среди верующих.
Ему приходилось давать личные и письменные объяснения церковному начальству по поводу поступавших на него доносов.
Был снят с прихода указом нового патриарха Пимена и отправлен «на покой» — в отставку без пенсии и средств к существованию, а настоятелем Николо-Кузнецкого храма был назначен обновленческий протоиерей Константин Мещерский, активно сотрудничавший с властями. Однако он умер 13 августа 1966 года, когда должен был вступить в исполнение обязанностей настоятеля. Новых попыток снять отца Всеволода не последовало, и он оставался настоятелем храма вплоть до кончины, когда его сменил Владимир Рожков.
В году отец Всеволод в интервью, опубликованном советским Агентством печати «Новости», подверг жесткой критике Александра Солженицына, высланного из страны, обвинив писателя в нехристианских взглядах и в стремлении расколоть Церковь.