Протоиерей валентин амфитеатров

Канонизация[править]

Вопрос о прославлении прот. Валентина Амфитеатрова в лике святых был поднят во второй половине 1990-х годов. Принципиальное решение о канонизации было принято в 1998 году:

Тем не менее, канонизация до сих пор не состоялась. Причины этого неясны. Возможно, эта задержка связана с предсказаниями отца Валентина касательно будущего России.[источник не указан 2930 дней]

В 1999 году лицами Московской Патриархии и людьми, которые называют себя родственниками отца Валентина, на территории Братских могил Ваганьковского кладбища, где погребен протоиерей Валентин Амфитеатров, были совершены несанкционированные работы с целью обнаружения его святых останков. Была нарушена статья № 22 Федерального закона «О погребении». Мощи протоиерея Валентина могли быть повреждены шурфовальными работами на данном участке.

Очевидно, Московская Патриархия хотела обрести мощи Угодника Божия и прославить его подобно блаженной Матроны Московской, мощи которой были обретены прежде прославления. Но на территории Братских могил, где захоронен протоиерей Валентин, для произведения любых работ необходимо было получить разрешение государственных инстанций, курирующих кладбище. Этого правила не было соблюдено. Нарушение закона усугубилось ещё и тем, что обретение мощей святого решили совершить кощунственным образом, используя шурфы глубиной более 3 метров.

Преступники были остановлены, им не дали развернуться. Этим вопросом многие годы занимались заинтересованные лица, ревнующие о святости протоиерея Валентина и было собрано много документов государственной значимости. На патриархию не подали в суд, чтобы не подорвать авторитет патриарха Алексия Второго.

Основным нарушителем федерального закона «о погребении» явился первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, который в течение 14 лет не может официально заявить о своем правонарушении. Дело в том, что Патриарх Московский и всея Руси в 1998 благословил его заниматься прославлением местночтимых святых. Документы, необходимые для прославления протоиерея Валентина, как известно, были оформлены священником Афанасием Гумеровым и переданы через первого викария Его Святейшеству. (Это не касалось обретения, а только прославления). Далее последовало решение Синодальной комиссии, потом шурфование и первый викарий решил не открывать своего правонарушения Его святейшеству, после чего, вероятно, на стол патриарху не легли документы о том, что Синодальная Комиссия признала достойным прославление протоиерея Валентина, иначе бы Патриарх Московский и всея Руси должен был собрать Синод и назначить день прославления святого.

Прославление может произойти без обретения останков. Основной причиной непрославления является грубая попытка обретения мощей святого.

С 2005-го года в секретариате Московской Патриархии лежит прошение на имя Святейшего Патриарха Кирилла с перечнем всех документов касательно этой грубой истории с шурфованием , но ответа нет, потому что первый викарий остаётся на своем месте. Таким образом задерживается и прославление.

В любом случае, если государственные инстанции или церковные археологи вернутся к вопросу об обретении мощей святого праведного Валентина Московского, всплывут все документы и факты шурфования 1999 года.

Очевидные причины непрославления

В 1999 году лицами Московской Патриархии и людьми, которые называют себя родственниками отца Валентина, на территории Братских могил Ваганьковского кладбища, где погребен протоиерей Валентин Амфитеатров, были совершены несанкционированные работы с целью обнаружения его святых останков. Была нарушена статья № 22 Федерального закона «О погребении». Мощи протоиерея Валентина могли быть повреждены шурфовальными работами на данном участке.

Очевидно, Московская Патриархия хотела обрести мощи Угодника Божия и прославить его подобно блаженной Матроне Московской, мощи которой были обретены прежде прославления. Но на территории Братских могил, где захоронен протоиерей Валентин, для произведения любых работ необходимо было получить разрешение государственных инстанций, курирующих кладбище. Это правило не было соблюдено. Нарушение закона усугубилось ещё и тем, что обретение мощей святого решили совершить кощунственным образом, используя шурфы глубиной более 3 метров.

Преступники были остановлены, им не дали развернуться. Этим вопросом многие годы занимались заинтересованные лица, ревнующие о святости протоиерея Валентина и было собрано много документов государственной значимости. На патриархию не подали в суд, чтобы не подорвать авторитет патриарха Алексия Второго.

Основным нарушителем федерального закона «о погребении» явился первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, который в течение многих лет не мог официально заявить о своем правонарушении. Дело в том, что Патриарх Московский и всея Руси в 1998 благословил его заниматься прославлением местночтимых святых. Документы, необходимые для прославления протоиерея Валентина, как известно, были оформлены священником Афанасием Гумеровым и переданы через первого викария Его Святейшеству. (Это не касалось обретения, а только прославления). Далее последовало решение Синодальной комиссии, потом шурфование и первый викарий решил не открывать своего правонарушения Его святейшеству, после чего, вероятно, на стол патриарху не легли документы о том, что Синодальная Комиссия признала достойным прославление протоиерея Валентина, иначе бы Патриарх Московский и всея Руси должен был собрать Синод и назначить день прославления святого.

Прославление может произойти без обретения останков. Основной причиной непрославления является кощунственная попытка обретения мощей святого.

С 2005-го года в секретариате Московской Патриархии лежит прошение на имя Святейшего Патриарха Кирилла с перечнем всех документов касательно этой грубой истории с шурфованием, но ответа нет, потому что первый викарий остаётся на своем месте. Таким образом задерживается и прославление.

В любом случае, если государственные инстанции или церковные археологи вернутся к вопросу об обретении мощей святого праведного Валентина Московского, всплывут все документы и факты шурфования 1999 года.

Подвижник и молитвенник

«Основой его служения была необыкновенная любовь к людям и к Богу, — рассказывает правнучка Валентина Амфитеатрова Евгения Николаевна Викторова. — Он приходил в храм рано утром и уходил поздно, как он сам пишет, «голодный, но радостный». Ежедневное продолжительное служение Литургии, — на протяжении восемнадцати лет без диакона, совершение моления с акафистом Божией Матери «Нечаянная Радость», затем панихида — часто несколько… После службы с каждым остановится, поговорит, утешит, даст совет. За эту любовь, полную самоотдачу Господь даровал ему особые духовные дары» Все чувствовали недоступную высоту и благоговейность его служения, и конечно,  действие особой благодати Божией. Присутствовавшие отмечали, что никогда не слышали ничего подобного: казалось, что все святые, к которым он обращается, здесь, в храме, а батюшка как бы действительно разговаривал с ними и Божией Матерью.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» в храме Илии Обыденного

«Нет слов передать то благоговейное настроение, которое охватывало человека дивной силой батюшкиного служения, — вспоминает его духовная дочь и жизнеописательница новомученица Анна Зерцалова. Записки собирал бережно, с величайшим чувством сострадания, — то охотно, то — с тяжелым вздохом, и нес их в алтарь. Когда читал он эти сотни имен, — все чувствовали, как горячо он молится за каждого человека, его служение было настолько истовым и благодатным, что плоды молитвенной помощи во всех скорбях являлись незамедлительно. Если он провидел, что кто-либо имеет особую неотложную нужду, он властно раздвигал толпу и подходил к страдающему, утешал, разрешал вопросы и помогал, чем мог. Так возиться с каждым человеком, как возился батюшка, вряд ли кто сможет»…

В 1892 году о. Валентин был переведен в Кремлёвский Архангельский собор и назначен там настоятелем.

Духовник

Батюшка являлся ревнителем частого причащения, в некоторых случаях даже ежедневного. При устоявшейся практике «раз в год», — это было делом неслыханным. Таинство покаяния и освобождения от греха считал главным средством исцеления души и тела.

К прочтению  День святого апостола андрея первозванного

К подготовке к Святым Таинствам относился очень строго. Причащал не всех, бывало уже у Чаши некоторым говорил: «Потом, потом, потом» и просил отойти в сторону. Потом подходил к каждому и напоминал о грехе, в котором тот забыл покаяться на исповеди у другого священника.

Требовал правды и искренности, христианского поведения, полного покаяния во всех грехах, даже давних. Часто подвергал приходящих испытанию временем: не брал на исповедь иногда более года, особенно если видел немирное и сварливое устроение души. Первым его вопросом кающемуся был вопрос «Всех любишь? Всех прощаешь?».  Когда приходилось обличать упорствующих во грехе, — становился грозным и непреклонным: горе тому, в ком он замечал своеволие и упорство. «Батюшка мог горячо разгневаться в исповедальне и даже прогнать оттуда иного непокорного, запрещая показываться на глаза. Ничего не было тяжелее такого изгнания. Это было сильнейшим средством привести человека в покаяние и сокрушение. Видя смирение человека, батюшка прощал его».

Исповедников было так много, что порой исповедовать приходилось с утра до  глубокой ночи, — иногда по 17 часов подряд! Из огромной толпы он сам вызывал на исповедь того, кого считал нужным: «Я тех беру, кого мне Сам Господь велит взять», — эти слова батюшки наводили такой трепет на собравшихся, что они невольно начинали каяться и с самым искренним сокрушением обращались к Господу.

Подобно многим прославленным старцам, отец Валентин на исповеди часто вообще не расспрашивал о грехах, но сам перечислял все грехи человека, которого видел впервые, говорил: «Я знаю день твоего рождения и кончины». Некоторым описывал их жизнь с самого их детства, притом так верно и подробно, что те в остолбенении не могли выговорить ни слова, пораженные дивным провидением пастыря. Бывало обличал сокровенные помыслы человека не «в лоб», а как бы невзначай, обращаясь к стоявшему рядом. Часто заранее отвечал на еще не поставленные вопросы, а искренне кающихся утешал: «Не плачь, деточка, я твои грехи на себя приму».

Чудотворец

При жизни о. Валентин говорил, что если Господь не благословит, то он не сможет совершить, помочь. Обладая дарами прозорливости и исцеления, он всячески старался это скрывать, за исключением, когда это было необходимо для укрепления в вере и добродетелях. Не хотел приписывать силе своих молитв чудесные исцеления от болезней, а больше посылал больных к докторам, чтобы тихо, незаметно совершать свою подвижническую миссию. «Деточка, я молюсь за всех вас», — бывало только и скажет батюшка. Новомученица Анна констатирует, что случаев благодатных исцелений отцом Валентином от самых тяжелых и смертельных недугов были тысячи. Благодаря ей изданы замечательные собрания этих случаев, которые пополняются все новыми и не менее удивительными…

Хорошо известен предсмертный завет батюшки: «Когда умру, идите на мою могилку и поведайте мне все, что вам нужно, и я услышу вас, и не успеете еще вы отойти от нее, как я все исполню и дам вам. Если кто и за версту от моей могилки обратится ко мне, то и тому я отзовусь».

И о. Валентин держит своё слово, по вере молящихся эти слова всегда подтверждались и сбываются доныне.

Есть традиция сначала зайти поклониться на могилу к его дочери Вере, которая после смерти старшей сестры Любови особенно много труждалась, принимая посетителей пастыря. «По сути Вера Валентиновна отказалась от всего в жизни: сначала она всю себя посвятила служению больному и слепому отцу, а после его кончины отдала всю свою жизнь помощи всем, кто нуждался в укреплении, совете и поддержке», — вспоминает правнучка о. Валентина Любовь Николаевна Викторова.

Постоянные панихиды, огромное количество почитателей раздражало советские власти: сначала они пытались просто отгонять народ, приставляя к могиле охранников, а потом вообще решили уничтожить. Место погребения батюшки и соседние могилы кощунственным образом снесли бульдозером, а после войны устроили братское захоронение, — как и предсказывал о. Валентин, что будет лежать с воинами, и просил закопать его поглубже.

Прекратить посещение почившего праведника не удалось: народ продолжал приходить на развалины и хотя бы издали поклоняться им. В наши дни поток почитателей по-прежнему не иссякает: с верой и надеждой люди идут к о. Валентину, а в дни его особого поминовения на панихиды собираются сотни верующих (14 сентября — день рождения, 7 мая — день Ангела, 2 августа — день блаженной кончины). 

Благодетель

Батюшка считал своим долгом заботиться не только о духовных нуждах своих чад, но и телесных: нуждающимся помогал всем чем только мог. «Кого наставит, кому поможет деньгами, кого устроит, даст приют и убежище, этого исцелит, того исправит, вразумит. С утра до ночи трудился пастырь, ни в церкви, ни дома не зная покоя и отдохновения.» Часто приняв человека под свое руководство, отец Валентин продолжал заботиться о нем до самой своей смерти: устраивая его жизнь, подбирая подходящий род занятий и следя за успехами в труде. И даже начинал заботиться о родных, близких и знакомых этого человека. Сам лично кормил тысячи сирот и вдов, давая им ежемесячные пособия. Но старался, чтобы никто из посторонних не знал о его милостынях, и больше действовал через других людей. 

Он организовал среди своих пасомых целую четко продуманную и отлаженную систему оказания разносторонней помощи нуждающимся. Вся паства представляла собой как бы одну большую семью, в которой каждый по мере сил и возможностей вносил свою лепту в дело материальной взаимопомощи. Сироты устраивались в добрые верующие семьи, бездомные — на фабрики и предприятия, тяжелобольные — в больницы. Болящим посылали опытных врачей и сиделок, беззащитным перед законом — лучших адвокатов, детям со сложностями в обучении — хороших репетиторов.  Все это делалось исключительно добровольно и бесплатно. Милостыня служила благодеянием и для тех, кто ее подавал, деятельно уча их чуткости и состраданию. Под влиянием мудрого слова, искреннего внимания батюшки к каждому человеку, при помощи Божией Благодати людям открывалось богатство духовной жизни и они становились ревностными христианами.

Духовная и благотворительная деятельность батюшки продолжалась до последнего дня жизни. Когда он был уже совсем слепой и больной, дочери выносили его к посетителям на руках. Ему зачитывали все записки, все просьбы, — до самой последней минуты он продолжал помогать всем, материально устраивать сотни людей, а после его кончины святое дело продолжили многочисленные духовные дети.

Проповедник

Прежде всего, отец Валентин проповедовал истинную и незыблемую Христову веру, был великим учителем благочестия.  «Чудные проповеди говорил батюшка, — это была такая живая речь поучения и наставления, такая мольба о покаянии и исправлении, такая красота выражений и сравнений, что великое умиление и потрясение охватывало души слышавших». Неустанно говорил о добродетелях, любви к ближнему, беспощадно бичевал лень, жадность, зависть, недоброжелательство и равнодушие. Сердцем христианства называл человеколюбие во всех проявлениях: «Но как многие лишены этого чувства!», — сетовал он. Предупреждал об опасности внешнего благочестия: «Не животом, не едой спасайте свои души. Господу нужно наше горячее сердце, а не наружное пощение и лицемерное хождение по церквам, это все ханжество и заблуждение. Пусть в тебе любовь будет да милосердие, а не пустая набожность» Давал глубокие аскетические наставления о хранении ума и сердца, трезвении, отсечении воли, всемогуществе молитвы, тщательному исполнению заповедей, настоящему, не поверхностному послушанию: «У каждого из нас гордый дух и своенравный характер — это страшная закваска зла для всей жизни человека. Ее нельзя уничтожить ничем иным, как послушанием.» Наставлял: «Будьте правомыслящие, правоверные и православные, и Господь мало чем умалит вас от Ангелов».

К прочтению  Православие в мире

Биография Валентина Амфитеатрова

Род, из которого происходил будущий настоятель московского Архангельского собора, дал России немало талантливых священнослужителей. Отец его, Николай, был протоиереем в с. Высокое Кромского уезда Орловской губернии. Мать Анна – благочестивая христианка.

Дом семьи Амфитеатровых-Викторовых в Очаково

Родным дядькой Валентину Николаевичу приходился архиепископ Казанский Антоний, а двоюродным дедом – митрополит Киевский Филарет. Биография самого духовника берет свое начало от даты его рождения – 1 сентября 1836 г.

Ранние годы

Когда мальчику исполнилось 11 лет, он стал учеником Орловской духовной семинарии. Проучившись там 7 классов, юноша попросил перевести его в Киев, где через год успешной учебы получил аттестат. Следующим этапом его образования стала Московская духовная академия, где Валентин получил кандидатскую степень по богословию. По окончании учебного заведения молодой человек преподавал юным семинаристам Калужской семинарии греческий язык и историю.

Женитьба

Брачными узами Амфитеатров связал себя, когда ему было 24 года. С будущей женой преподаватель духовной школы встретился благодаря своему ученику. На одном из обедов в кругу семьи Чупровых, куда тот его пригласил, Валентин Николаевич познакомился с братьями и сестрами Александра. Среди них он заметил юную Елизавету Ивановну, на которой вскоре и женился.

Начало священнослужения

Тесть молодого учителя был протоиереем, и по рассказам сына отца Валентина, именно он настоял на принятии священного сана. Как вспоминает Александр Валентинович, это было условием женитьбы на его дочери. Однако биографы склонны верить, что решение будущий святой принял добровольно.

В июне 1866 г. Амфитеатрову был пожалован сан протоиерея

За три дня до свадьбы Валентин Николаевич получил сан диакона, а еще через день – священника Калужского собора, став членом местной консистории. Спустя 4 года духовника перевели в Лихвинский Троицкий храм на должность цензора проповедей, а вскоре он начал преподавать Законы Слова Божьего для учеников уездного училища города Лихвина. Чуть позже будущий чудотворец был назначен смотрителем Мещовской духовной семинарии.

В июне 1866 г. Амфитеатрову был пожалован сан протоиерея. Через 5 лет он сменил Калужскую губернию на Москву, где стал преподавать законоучение семинаристам Московской школы, а затем – столичного казенного реального училища.

В «Нечаянной радости»

1874 год принес отцу Валентину новые жизненные перемены. Московский митрополит Иннокентий походатайствовал назначить протоиерея в Кремлевский собор св. Константина и Елены. Ранее церковь не отличалась большим количеством прихожан и была не сильно популярна среди православных христиан. Амфитеатров же сумел создать общину, которая со временем стала самой многочисленной, а здание храма оказалось слишком мало для желающих послушать ежедневную литургию святого отца.

Настоятель Архангельского собора

Настоятелем знаменитого Кремлевского собора Валентин Николаевич стал в 1892 году. На тот момент духовник был известен далеко за пределами столицы. Будучи талантливым проповедником, он быстро привлек прихожан в московские храмы. Священник первым ввел практику частого причащения и был отмечен самим Иоанном Кронштадтским. Тот любил говорить обратившимся к нему московским жителям: «У вас есть отец Валентин. Зачем я вам?».

Последние годы

Когда Амфитеатрову было 64 года, он ослеп. Однако стать затворником ему не удалось. Поток людей, льющийся к нему в московскую, а позже очаковскую, квартиру не иссякал. Полагаясь на помощь своих дочерей, духовник ежедневно принимал десятки верующих, которые приходили к нему за советом или причащением.

Всю свою жизнь чудотворец занимался писательской деятельностью

Кончина и погребение

Скончался Валентин Николаевич спустя 6 лет (20 июля 1908 г.). Через три дня он был погребен на Ваганьковском кладбище, рядом со своей женой, которой не стало гораздо раньше. В 30-х годах ХХ века участок №21 был уничтожен, а на месте могил возведен братский памятник участникам Великой Отечественной войны.

Однако верующие не переставали приходить к месту захоронения святого отца, приносить цветы, молиться и просить о помощи. Осенью 90-го года поблизости мемориала был воздвигнут крест в честь духовника, а спустя 11 лет могилу зарегистрировали, как ту, где покоятся останки священника.

Литературная деятельность

Помимо пасторского служения и самосовершенствования, Валентин Амфитеатров занимался сочинительством. К числу опубликованных при жизни работ относятся:

  • Библейская история Ветхого и Нового Завета;
  • Очерки из библейской истории Ветхого Завета.


Книга Валентина Амфитеатрова

Но большинство написанных им трудов были опубликованы уже после кончины проповедника. К ним относятся:

  • Духовные беседы, произнесённые в Московском Архангельском соборе в 1899-1902 гг.;
  • Великий пост. Духовные поучения;
  • Воскресные Евангелия. Сборник проповедей.

Протоиерей Валентин Амфитеатров — один из русских проповедников, деятельность которого приближала его духовных детей к Господу. Его духовные качества и ниспосланные ему Отцом Небесным дары прозрения и исцеления и сегодня помогают людям, обращающимся к нему со смиренной молитвой.

Я спала под иконами

– Мое детство прошло в нашем родовом доме, построенном в подмосковном селе Очакове моим дедом Василием Петровичем Викторовым 110 лет тому назад – в 1907 году. Здесь провел последний год своей жизни ослепший отец Валентин. Специально для него построили довольно длинную комнату, расставив вдоль стен стулья. Он передвигался, держась за эти стулья. К сожалению, 6 мая 1970 года дом в Очакове дотла сгорел вместе с рукописями отца Валентина. И папа, и мы все просили о помощи отца Валентина. И именно в день его рождения по его молитвам мы получили бумагу о том, что нам выдается ордер на двухкомнатную квартиру, в которой мы живем в Москве уже 46 лет, хотя нам собирались дать после пожара две комнаты в трехкомнатной квартире. Отец Валентин всегда с нами, помогает нам, любит нас.

Вообще 6 мая – праздник великомученика Георгия Победоносца – это очень памятный день в нашей семье, когда происходили и трагические события, и счастливые. 6 мая 1947 года умерла моя сестра-двойняшка Машенька. Но 6 мая – это и день Ангела Александры Валентиновны – старшей дочери отца Валентина, и день свадьбы ее дочери Марии Евгеньевны.

– В книге вы воссоздали удивительную атмосферу любви и дружбы, которая царила в мире старой московской интеллигенции – священников, ученых, художников, музыкантов. Перечислить всех невозможно, назовите хотя бы несколько имен.

– У отца Валентина был сын Александр (1862-1938) и три дочери. С них мы и начали свой рассказ. Это старшая дочь Александра (в замужестве Пассек; 1864–1942), средняя Любовь – моя бабушка (в замужестве Викторова; 1869–1932) и младшая Вера (1876–1948), которая не была замужем. Верочка всю жизнь была при отце. Когда он начал болеть и ослеп, Верочка стала его глазами и руками. Отдельная глава книги посвящена сыну Александру – прозаику, публицисту, литературному и театральному критику. В 1921 году он покинул Россию. Хотя Александр жил за границей и написал очень жесткое открытое письмо Ленину, милостью Божией, по молитвам отца Валентина, в нашей семье никто не был арестован. Господь сохранил нашу семью от репрессий, хотя в очаковском доме всегда открыто висели иконы. Я спала под иконами. Все знали, что мы верующие. Стоящий на горке вдали от деревни дом был неким оазисом веры посреди безбожного мира, от которого детей ограждали глубоко верующие взрослые.

К прочтению  Церковь как школа любви

После кончины батюшки Валентина в очаковский дом, где жила семья моей бабушки Любови Валентиновны, вышедшей замуж в 1902 году за Василия Петровича Викторова, переехала и младшая дочь батюшки, Вера Валентиновна. В конце жизни она болела теми же болезнями, что ее отец – у нее болели ноги, она страдала сердечными приступами и слепотой. Но она не унывала, была очень добрым и мудрым человеком. Ее мудрость покоилась на твердой вере и уповании на милосердие Спасителя и Матери Божией. Мои брат и сестра хорошо помнили Веру Валентиновну и звали ее баба Вава. Она учила с детьми молитвы и духовные стихи. И взрослые, и дети много молились, обязательно утром и вечером. Вера Валентиновна носила на груди деревянный крест отца Валентина.

Дом семьи Амфитеатровых-Викторовых в Очаково

Для нас, его потомков, очаковский дом – не только название или географическая точка на карте. Это целый мир нескольких поколений людей, которые исповеднически прошли через все скорби XX столетия. В доме царила атмосфера веры, любви и труда, к которому приучали и детей. Быт в доме был довольно скромный, а распорядок – строгий. В доме всегда любили поэзию, особенно Пушкина, Апухтина, Мея, Фета, Алексея Константиновича Толстого, Гейне, баллады Вальтера Скотта.

После революции, в тяжелые годы гражданской войны, мой дед Василий Петрович кормил 11 человек – свою семью и семью погибшего брата. Землю и прекрасный сад он передал колхозу, а дом удалось отстоять. Здесь в самые голодные годы царил дух бодрости и веры в Промысл Божий. В очаковском доме приветливо встречали, угощали и давали приют всем, кто к нам приезжал. В доме долго жила княгиня Шаховская, приезжала сюда и духовная дочь отца Валентина Анна Ивановна Зерцалова, скрывались здесь от гонений и другие христиане. После смерти батюшки Валентина моя бабушка продолжала вести обширную переписку с его духовными чадами, ставшими ее друзьями. Когда они приезжали, сестры Любовь Валентиновна и Вера Валентиновна старались духовно поддержать их и помочь им. Не раз бабушке приходилось примирять враждующих супругов, устраивать жизнь сирот. Она умерла 26 сентября 1932 года в 63 года. Дед умер 28 января 1947 года от воспаления легких. Их могилы тоже находятся на Ваганьковском кладбище.

Чудеса прозрения слепых

– Меня поразил ваш рассказ о том, как Анна Зерцалова начала терять зрение, а по молитвам батюшки выздоровела.

– Анна Ивановна не обращалась к врачу, надеясь, что Бог исцелит ее Сам, если захочет. Отец Валентин грозно потребовал начать лечение, доктор ужаснулся, но из уважения к батюшке взялся лечить Анну Ивановну. Удалось спасти один глаз, а на зрачке другого появилось пятно, и читать ей было очень трудно – буквы прыгали во все стороны. Когда батюшка поручил Анне Ивановне прочитать молитвы из своего молитвенника, произошло чудо: буквы встали на место, и по благодати Божией болезнь была побеждена!

Анна Зерцалова

Хотя сам отец Валентин в конце жизни ослеп, на его могилке исцелялись слепые. В книге мы приводим такой случай: когда священник Димитрий служил панихиду, мать принесла и положила на могилку слепого малыша. Младенец ворочался и стонал, но вдруг раскрыл глазки и начал озираться кругом. Мать рыдала и рассказала всем, что сын родился слепым. Ей посоветовали отнести его на могилку отца Валентина и попросить отслужить панихиду. Все были поражены таким чудом!

Анна Зерцалова описывает и случай с 12-летней девочкой, отец которой случайно попал в глаз дочери ножницами. Девочка быстро ослепла, и отец в ужасе бросился в глазную клинику, но врач не дал никакой надежды на исцеление. Безутешный отец дважды так рыдал на могилке отца Валентина, попросив отслужить по нему панихиду, что и священник не мог удержаться от слез. Врачи в больнице сказали, что сделали все возможное, но медицина не в силах помочь. Отец и дочь долго плакали на могилке и молили почившего праведника о помощи, и вдруг девочка закричала: «Папа, я вижу!». Все были потрясены, узнав о чуде, и отец с дочерью поехали в больницу, чтобы засвидетельствовать о чуде докторам.

– 3 января нынешнего года я стала свидетелем еще одного чуда по молитвам батюшки. У моей знакомой Ирины очень болела нога. Обследование МРТ показало, что у нее грыжа позвоночника. Ирина – католичка. На Ваганьковское кладбище она впервые приехала на панихиду. После ее молитвы на могиле отца Валентина боль прошла очень быстро, так что в тот вечер Ирина впервые не пила таблетки. А на следующий день врач сказала, что у нее нет никакой грыжи. Так что отец Валентин помогает не только православным! Верю, что по милости Божией тысячи верующих скоро смогут молиться ему перед его иконой, читая акафист ему. Слава Богу за все!

– Этого ждут тысячи верующих. Хочется верить, что это произойдет уже в следующем году, ведь 2 августа 2018 года, в день памяти пророка Божия Илии, исполнится 110 лет со дня кончины протоиерея Валентина Амфитеатрова. Будем молиться, чтобы он был причислен к лику святых, как и его духовная дочь Анна Зерцалова, которая в 2000 году была прославлена в лике новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе. Очень горько, что до сих пор не причислен к лику святых ее духовный отец. Надо молиться об этом всем миром.

Оплот всенародной любви

Паства не поддавалась исчислению: к нему стекалось огромное количество народа, тысячи людей всех сословий, возрастов и состояний, со всей России и даже из-за границы. Историк С.П. Мельгунов вспоминал: «В Москве он слыл чуть ли не за святого. Церковь всегда была полна народа, приезда пастыря ждала толпа жаждущих его благословения. За извозчиком его бежали десятки женщин. Одним словом, это был пастырь, которому поклонялись».  Новомученица Анна Зерцалова несколько раз была свидетелем, как восторженная толпа выпрягала лошадь и везла на себе о. Валентина до его квартиры. Но излишняя восторженность, фанатичность и некая экзальтация не приветствовались ни батюшкой, ни его близкими, — только трезвый духовный настрой и искренняя вера. Сын Александр Амфитеатров отмечал, что отец был высокообразованным человеком, владел более чем десятью иностранными языками, не считая древних. Всю жизнь собирал библиотеку, которую завещал после своей смерти университету Шанявского. С любым человеком, даже царской династии, он мог общаться на должном уровне. А русская интеллигенция всегда сильно нуждалась в духовном врачевании… Выдающиеся ученые и общественные деятели, знатные господа и дамы, духовенство,  купеческое сословие, лавочники, ремесленники и, конечно, простой народ, — все стремились к батюшке… Трудно переоценить степень его влияния на русское общество вцелом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: