Священник-модернист алексий уминский выступил с атеистическими заявлениями

Как научиться любить?

Как научиться любить постоянно хотя бы самых родных? Как научиться жить так, чтобы любить постоянно даже своего собственного ребенка или родителя? Только у Бога. Но ведь это наука, которую не изучишь по книгам, и никто не скажет, каким способом это можно сделать. Да, существует масса психологических методик, которые позволяют человеку внутри себя сохранять спокойствие, все время улыбаться, но есть вещи настоящие. Оказывается, по-настоящему это можно сделать только тогда, когда ты и Бог очень близки друг к другу.

У нас есть таинство Причащения. Для чего человек причащается? Обычный ответ: чтобы соединиться с Богом. А что это значит? Очень многими христианами причастие осознается как приобщение к некой великой, но безличностной благодати, которая исцеляет, укрепляет, оживотворяет, очищает, милует и прощает грехи. И каким-то образом помимо самого человека дает ему “путевку” в вечную жизнь. В последнее время люди стали чаще причащаться, чем это было в прошлые десятилетия, и частое причащение, к сожалению, стало восприниматься как накопление благодати: чем чаще причащаешься. тем лучше, тем больше у тебя благодати. Но если само понимание, осознание участия в таинстве у человека не поменялось, а он просто стал причащаться чаще — то в чем разница, что изменилось? Так зачем же мы причащаемся? И что это значит для нас?

Однажды, когда я говорил о смысле таинства Евхаристии, передо мной сидела молодая женщина с младенцем на руках. Я спросил: “Кого вы держите?” Она ответила: “Это мой ребенок”, — “А что это значит для вас?”. Она посмотрела на меня с недоумением и сказала очень просто: это моя плоть и моя кровь. И все стало на свои места в объяснении таинства.

Через это таинство человек и Бог становятся друг другу родными, и смысл нашей жизни в Церкви именно в этом и заключен, чтобы человек и Бог стали друг другу родными, а это значит, никогда не расставались, нуждались друг в друге не время от времени, а всегда были вместе. И образ этого соединения — это образ соединения в Троице Отца, Сына и Святого Духа.

Мы слышим эту молитву на тайной вечере, когда Господь установил таинство Тела и Крови (Ин.17:10). Он говорит Своему Отцу: Отче, все Твое – Мое, а все Мое – Твое. Это и есть главное свойство любви, главное свойство настоящего и глубокого родства, когда все мое принадлежит тебе, когда все твое принадлежит мне, и Бог приходит к человеку не для того, чтобы дать ему что-то отдельное, какую-то маленькую часть благодати, счастья, здоровья, какую-то часть любви — нет, Он отдает всего Себя. Отец отдает Своего Сына нам, а Сын отдает Самого Себя.

Потом к нам приходит Дух Святой, отдавая всего Себя, и этот Дух живет с нами и сейчас, присутствует в Церкви, чтобы каждый из нас научился постепенно и потихонечку, в течение всей своей церковной жизни отдавать себя Богу, открывать себя Богу, искать все возможности, открывать все двери, снять все замки для того, чтобы у Бога было место, где пребывать в нас. Господь не ломится в двери силой, Он говорит: Я стою и стучу, кто откроет Мне, с тем Я и буду пребывать.

Протоиерей Алексий Уминский. Фото: Михаил Терещенко

О Церкви в условиях карантина

Врачи-эпидемиологи дают сегодня очень трезвые рекомендации, к ним надо прислушаться. В храмах мы вводим образ нового поведения по отношению к иконам, по отношению к благословению священников. К этому надо отнестись хорошо.

Конечно, это бьет по привычному народному благочестию

Людям кажется, что многое из внешнего важно. Как же так, мы не будет целовать иконы! Но сегодня, например, в странах Западной Европы храмы вообще закрыли, богослужения не совершаются, если и совершаются, то за закрытыми дверями, идет трансляция онлайн

Что может дать это нам сегодня? Возможность пересмотреть наши нормы привычности, которые мы считаем незыблемыми традициями. Увидеть, что можно изменить.

Привычное приходское благочестие можно перевести сегодня в другой план понимания святыни. И Церковь меняет свое богослужение и образ причащения мирян, преподания евхаристии. Можно вспомнить опыт ранней Церкви, когда христиане могли получать от священника Святые Дары в руки, приносить их домой для домашнего причащения. 

В христианстве за историю нашей Церкви сложилось огромное количество образов и практик духовной жизни, которые могут быть применены и сегодня, в XXI веке.

Сегодня можно пересмотреть все наши прежние взгляды для того, чтобы понять, как в условиях карантина и эпидемии Церковь может быть свободна от вещей, которые наросли на нее как форма народной веры, народного благочестия. От которой вполне можно отказываться и искать другие формы.

И это может стать важным для сегодняшней Церкви — как образ освобождения от застывших и омертвевших форм. Сегодня обнажается суть, хоть и на фоне опасных событий.

 Записала Екатерина Баранова

О пандемии коронавируса в телеграм-канале «Правмира» @pravmirru: каждое утро — актуальная и достоверная информация из СМИ и блогов. Подписывайтесь!

Детская исповедь

— А детская исповедь с какого возраста?

— Кто определяет возраст, что пора? Я думаю, что родители, прежде всего, должны это понять. Считается, что ребенок становится отроком с семилетнего возраста. Но все дети разные. И очень многие дети к семи годам не созревают еще для того, чтобы исповедоваться. Более того, переживают исповедь как стресс. Есть дети, которые, вообще, боятся признаваться в своих плохих поступках, потому что, может быть, они запуганы дома родителями.

Может быть, в какой-то момент родители вместо того, чтобы правильным образом ответить на проступок ребенка, их наказывали очень сильно, кричали на них. И момент прихода ребенка к большому дяде с бородой у них ассоциируется с наказанием. Значит, не надо его, бедненького, толкать. Дети не должны испытывать стресс от церкви, не должны быть испуганы церковью. Не готов он в 8 лет исповедоваться? Значит, пусть не исповедуется до того времени, пока не будет готов. Ребенка к исповеди надо по-настоящему готовить. И готовить его как-то очень по-доброму и вместе со священником. Первая исповедь ребенка должна быть радостным событием. Вот через это он входит в какую-то настоящую церковную жизнь. И, конечно, маленьких бедных детей исповедовать уже перед каждым причастием точно не надо. Потому что у них это тогда будет игра в эту исповедь. И они никогда не научатся всерьез переживать то, что происходит. А детское покаянное чувство гораздо более живое, чем чувство взрослого.

Простить другого, по большому счету, невозможно

— Как попросить прощения, если человека нет рядом?

У нас сегодня с вами, кроме встречи, есть масса возможностей общаться — через скайпы, смс, Facebook, социальные сети, е-мейл. Мне кажется, что если нет прямого контакта с человеком, а есть глубокое желание примирения, то человек… всегда такую возможность найдет.

— Что делать, если простить другого человека сложно? Как простить?

— Простить другого человека не просто сложно. По большому счету простить другого человека невозможно. По-настоящему, если что-то такое, не на ногу тебе наступили, предположим, а нанесли тебе действительно какой-то смертельный ущерб. Настоящие вещи, серьезные вещи простить невозможно.

Тем не менее, Евангелие не дает нам такой возможности. Никакого ухищрения сделать так, чтобы найти себе возможность кого-то не простить, у нас нет. Простить очень тяжело. Простить – это в какой-то момент стать Христом, это, значит, взять на себя грех этого человека. Простить большое, большую ненависть, большую обиду, большое зло, большое преступление, совершенное против себя – простить можно только в таком состоянии, когда ты, как Христос.

К прочтению  День святых апостолов петра и павла у западных христиан

Тогда это, значит, взять на себя этот грех, его так пережить, как Христос взял на себя грехи этого мира. Только через это по большому счету мы и уподобляемся Христу, только через это. Все другие способы – посты, долгие бдения, молитвы ровно ничего не значат, если ты не умеешь прощать. Поэтому это большой труд, но это тот труд, по которому мы согласились взять на себя крест.

— Как понять, что ты простил? Например, человек — жертва насилия. В сердце даже не злость, а только страх и боль. Как в этом случае быть?

— Жертва насилия может простить того, кто это сделал, если тот человек по-настоящему просит. А, если он не просит, то, как можно давать прощение? Мы не обязаны. Мы можем, но не обязаны. Мы можем прощать того, кто не просит нашего прощения. Мы имеем такое право от Бога прощать даже тех, которые об этом не просят. Но обязанности такой нет. У нас есть обязанность просить прощения тех, кто просит нашего прощения, кто действительно ощущает перед нами свой долг, что он нам обязан этим.

Прощение – это великий подвиг. Когда человек не просит прощения, то, тем не менее, он все равно остается тем, с которым пострадавшего связывает огромная серьезная жесткая связь. Такая отвратительная мерзкая связь насилия, греха и уничижения. С этой связью человеку жить бесконечно тяжело, потому что он не может жить в состоянии непрощения, а простить он тоже не может. Потому что это простить, я еще раз сказал, невозможно. Когда просят о прощении, тут очевидно, что уже понятно, что можно трудиться над своим сердцем. Но, когда не просят, что же делать?

Мне приходилось общаться с родителями, которые потеряли своих детей на «Норд-Осте». Как можно просить этих людей простить? Я немел перед этим вопросом всегда, потому что как ответить на этот вопрос? Мне всегда было очень сложно. Можно, конечно, сказать какую-нибудь такую записную фразу. Но это не то, он это не поймет.

Я однажды спросил одного отца: «Ты бы хотел, чтобы тот человек, который такую вам нанес рану, понял, что он сделал, и он почувствовал, как ты сейчас чувствуешь, то же, что чувствуешь ты?» Он говорит: «Я бы этого очень хотел, чтобы он оказался в моей шкуре». В смысле, чтобы он почувствовал бы все это.

«Тогда – говорю – молись, чтобы он это почувствовал, чтобы он это понял, чтобы он через это попросил у Бога прощения. Тогда проси именно об этом, о чем ты можешь просить. Тогда это путь». Потому что, если мы понимаем, что мы готовы, чтобы для него открылась эта боль, чтобы он также пережил, как пережил человек, который это испытал на себе, то это путь к спасению того человека. Об этом можно просить, и об этом, мне кажется, необходимо просить тем людям, которые на себе испытали подобные вещи.

— Как простить себя?

— Вы знаете, тут вопрос такой… Простить себя… Человек не должен заниматься, во-первых, самоедством, конечно.

Прощать себя – в этом смысле у него нет какой-то обязанности специальной. Поэтому существует таинство исповеди, на котором не сам человек себя прощает, а на котором человека прощает его Отец. Если человек осознает этот грех, но не может его себе простить, в этом есть какая-то досада, а не покаяние: «все было хорошо, а тут, видишь, как получилось, все стало плохо». Здесь вопрос в том, что человек должен понять, кто он такой.

Если человек знает, кто он такой, то, что ему себя прощать? Тогда он должен искать прощения у Бога. Если человек хочет сам себя прощать, значит, он, наверное, о себе не очень правильного мнения. Наверное, себя не совсем правильно понимает. Тут, мне кажется, надо себя понять сначала.

Научиться разговаривать

Вот этот разговор с Богом для человека всегда является проблемой, потому что научиться говорить человеку с Богом очень нелегко. Мы – люди, и друг с другом учимся разговаривать для того, чтобы понять, услышать друг друга. Поэтому мы по-разному говорим с разными людьми: определенным образом – с детьми, подчиненными, начальством, друзьями и так далее. У нас для каждого человека свой собственный язык, своя собственная интонация, мы даже выбираем определенные слова для того, чтобы говорить с разными людьми.

В этом смысле, конечно, разговор человека – грешного и ограниченного, немощного и много чего не знающего и не понимающего, но стремящегося к Богу с Самим Богом: недоступным, невидимым, непостижимым, – вещь крайне непростая. Если человек об этом не задумывается, а просто уверен: «Вот я взял в руки молитвослов, сейчас прочту утренние и вечерние молитвы, и все хорошо», – это, я бы сказал, даже опасно.

Потому что молитвенное правило, прежде всего, учит настраивать свое сердце для того, чтобы человек правильно смог поговорить с Богом, смог к Богу как-то себя донести, чтобы человек мог быть Богом понят, услышан. А Сам Бог мог быть услышан и понят человеком. Именно поэтому молитвенное правило можно назвать камертоном.

Человек очень похож на некий музыкальный инструмент

Важное внутреннее, что в нем есть, должно звучать чисто, не фальшивить. Когда мы повторяем молитвенное правило, мы через него учимся молиться, оно приводит нас к чистому звучанию нашего сердца, наших мыслей, наших чувств, нашего ума по отношению к Богу

Это первое задание молитвенного правила, через которое человек учится молиться.

Если правило выбрано – или даже не выбрано, а просто воспринято без всякого рассуждения, автоматически, не понято, не разобрано, не воспринято, в этом правиле у человека даже нет любимой молитвы, а просто есть все молитвы, которые надо прочитать, не очень понимая, о чем я в этих молитвах к Богу обращаюсь, то, конечно, со временем оно станет обузой, кандалами. Человек может вообще перестать молиться.

Это как раз знак того, что он просто изначально неправильно отнесся к правилу. К сожалению, очень часто слышу от священников жесткое вопрошание: «А вы правило вычитали? А вы все правило почитали? А вы утренние, вечерние молитвы читаете полностью?» Такое законническое отношение никак не может человеку помочь в его духовном росте.

Когда мы говорим о молитвенном правиле, мы помним, что оно должно быть выбрано самим человеком, возможно, вместе с духовником. И, опять-таки, это не мои слова, а святителя Игнатия (Брянчанинова), человека, который прошел долгий аскетический путь познания Бога. Молитвенное правило не должно быть над тобой, выше тебя. Оно дано тебе как помощь, а не ты его раб, и не ты ему служишь, и не ты ради молитвенного правила утром встаешь, а вечером ложишься спать. Оно должно быть посильным и очень хорошо понято тобой.

Если у человека сейчас есть проблема с молитвенным правилом, он «вычитывает» его, пусть он еще раз посмотрит на эти молитвы, отбросит все, что в этих молитвах не понятно, и оставит то, что его вдохновляет. Через это он сможет найти самого себя в этих молитвах, на самом деле очень глубоких и замечательных. Тогда это молитвенное правило поможет ему снова начать свой путь к Богу.

К прочтению  Церковь не будет существовать изолированно от народа, заявил патриарх кирилл

Фото: orthphoto.net

Воля Божья на страдания?

– Апостол Павел говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фес. 5:18) Значит, все, что совершается с нами – по Его воле. Или мы действуем сами?

– Думаю, корректно привести всю цитату: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес. 5:16-18).

Воля Божья для нас в том, чтобы мы жили в состоянии молитвы, радости и благодарения. Чтобы наше состояние, наша полнота заключались в этих трех важных действах христианской жизни.

– Болезни, беды человек себе явно не желает. Но все это случается. По чьей воле?

– Если даже человек не хочет, чтобы в его жизни совершались беды, болезни, он не всегда может их избежать. Но нет воли Божьей на страдания. Нет воли Божьей на горе. Нет воли Божьей на смерть и мучения детей. Нет воли Божьей на то, чтобы шли войны или бомбили Донецк и Луганск, на то, чтобы христиане в том страшном конфликте, находящиеся по разные стороны линии фронта, причащаясь в православных храмах, после этого шли убивать друг друга.

Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: «Бог послал болезнь», то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни.

Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле.

– Трудно все это понять человеку, особенно когда он оказывается в беде…

– Мы много чего не понимаем в жизни, надеясь на Бога. Но если мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), нам не должно быть страшно. Причем не просто знаем из книг, а понимаем своим опытом жизни по Евангелию, то тогда мы можем Бога не понимать, в какой-то момент даже не слышим Его, но мы можем Ему доверять и не бояться.

Потому что, если Бог есть любовь, даже что-то происходящее с нами на сегодняшний момент кажется совершенно странным и необъяснимым, мы можем понимать и доверять Богу, знать, что с Ним никакой катастрофы быть не может.

Вспомним, как апостолы, видя, что они тонут в лодке во время бури, и думая, что Христос спит, ужасались, что все, уже конец и сейчас они утонут, и никто их не спасет. Христос сказал им: «что вы так боязливы, маловерные!» (Мф. 8:26) И – остановил бурю.

То же самое, что происходит с апостолами, происходит и с нами. Нам кажется, что Богу до нас нет дела. А на самом деле мы до конца должны пройти путем доверия к Богу, если мы знаем, что Он есть любовь.

– Но вот все-таки, если взять нашу повседневную жизнь. Хочется понять, где Его замысел о нас, в чем заключается. Вот поступает человек упорно в вуз, с пятого раза его принимают. А может, надо было остановиться и выбрать другую профессию? Или бездетные супруги лечатся, тратят много усилий, чтобы стать родителями, а может, по замыслу Бога, им не нужно этого делать? А бывает, через годы лечения бездетности супруги вдруг рожают тройню…

– Мне кажется, что, наверное, у Бога может быть много замыслов о человеке. Человек может выбирать разные жизненные пути, и это не значит, что он нарушает волю Божью или живет по ней. Потому, что воля Божья может быть на разные вещи для одного конкретного человека, причем в разные периоды его жизни. И иногда бывает воля Божья на то, чтобы человек плутал, через неудачу познавал какие-то важные для себя вещи.

Воля Божья – она воспитывающая. Она не является тестом по ЕГЭ, где надо заполнить нужную клеточку галочкой: заполнил – узнал, не заполнил – ошибся, и тогда у тебя вся жизнь наперекосяк. Неправда. Воля Божья с нами свершается постоянно, как некое движение нас в этой жизни на пути к Богу, по которому мы плутаем, падаем, заблуждаемся, уходим не туда, выходим на чистый путь.

И весь путь нашей жизни – потрясающее воспитание нас Богом. Это не значит, что если я поступил куда-то или не поступил – это уже воля Божья обо мне навсегда или отсутствие таковой. Этого не надо бояться, вот и все. Потому что воля Божья – это проявление любви Божьей к нам, к нашей жизни, это путь к спасению. А не путь поступления или не поступления в институт…

Нужно довериться Богу и перестать воли Божьей бояться, потому что, человеку кажется, что воля Божья – это такая неприятная, невыносимая вещь, когда надо забыть обо всем, все бросить, всего себя переломать, всего себя перекроить и лишиться свободы прежде всего.

А человеку очень хочется быть свободным. И вот ему кажется, что если воля Божья, то это как раз лишение свободы, такая мука, невероятный подвиг.

А на самом деле воля Божья, она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

Что такое богопознание и как оно совершается?

Собственно говоря, любовь человеческая осуществляется через познание. Наиболее полно это выражается в плотском познании мужа и жены — в плотском соединении, которое мы тоже называем познанием: «и познал Адам Еву, и она родила ему сына». Познание – это взаимопроникновение. Когда мы узнаем друг друга, мы пронзаем друг друга самими собой.

Соединение с Богом, в первую очередь в таинстве Евхаристии, дает нам возможность познать Бога, Царство Небесное, открывает нам удивительные вещи. Апостол Павел говорит: я познаю Бога, подобно тому, как я сам познан. Бог каждого из нас знает до конца, Он пронзает нас своей заветной любовью – это и есть знание, и Он ищет от нас ответа — такого же пронзительного желания узнать Его. Богопознание – это путь желания познать Бога.

Дети сатанистов

Это отношение к таинству, к причастию в том числе, как к самодействующему какому-то процессу — ложное, не христианское. Мы крестим детей потому, что мы верим, что их родители христиане, и что этот ребенок научится говорить на христианском языке, что родители – это малая церковь, что в этой церкви ребенок будет расти. Раз он уже в церкви, мы его водим и в большую Церковь.

А если семья — не церковь, если родителям все равно, если родители о Боге ничего не слышали и слышать не хотят, Евангелие в руки не брали — зачем тогда крестить ребенка? Они ему никакого примера христианского не подадут никогда, и он ничего о Боге от родителей не узнает. Даже если бабушка с дедушкой время от времени, раз или два раза в году украдут ребенка, принесут в храм, причастят, а потом обратно вернут родителям, ничего не будет. Причастие – это таинство Церкви, и когда семья – церковь, тогда все должны причащаться — это знак родства в том числе.

К прочтению  День памяти преподобного макария великого 1 февраля 2017 года

Несколько лет назад в России одна молодая семья назвала своего ребенка Люцифером, потому что они сатанисты. У этой истории оказалось продолжение: бабушка и дедушка украли этого ребенка на какое-то время, пока не было родителей, и крестили его с именем Вячеслав, а второго ребенка, которого родители назвали Вольдемаром, они крестили с именем Владимир. И вот, когда эта молодая семья сатанистов об этом узнала, парень с девушкой сказали, что они обязательно будут судиться с Церковью за то, что те совершили таинство без согласия родителей. Я считаю, что они абсолютно правы.

Понимаете, эти бабушка с дедушкой, которые воспитали сатанистов, решили снять с себя ответственность таким простым способом и вернуть детей в семью сатанистов уже крещеными. Вы представляете, какой кошмар? А есть люди, которые не называют себя сатанистами, но жизнь их — бесовская. Они крестят своих детей, и эти дети вырастают в совершенно безобразном пространстве ненависти, лжи, обмана. Разница в чем?

Архивы

  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Ноябрь 2017
  • Октябрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Сентябрь 2015
  • Август 2015
  • Июль 2015
  • Июнь 2015
  • Май 2015
  • Апрель 2015
  • Март 2015
  • Февраль 2015
  • Январь 2015
  • Декабрь 2014
  • Ноябрь 2014
  • Октябрь 2014
  • Сентябрь 2014
  • Август 2014
  • Июль 2014
  • Июнь 2014
  • Май 2014
  • Апрель 2014
  • Март 2014
  • Февраль 2014
  • Январь 2014
  • Декабрь 2013
  • Ноябрь 2013
  • Октябрь 2013
  • Сентябрь 2013
  • Август 2013
  • Июль 2013
  • Июнь 2013
  • Май 2013
  • Апрель 2013
  • Март 2013
  • Февраль 2013
  • Январь 2013
  • Декабрь 2012
  • Ноябрь 2012
  • Октябрь 2012
  • Сентябрь 2012
  • Август 2012
  • Июль 2012
  • Июнь 2012
  • Май 2012
  • Апрель 2012
  • Март 2012
  • Февраль 2012

Что говорится в Катехизисе святителя Филарета Московского о таких как у отца Алексия Уминского лжеучениях

А там говорится следующее: «Важное преимущество Кафолической Церкви в том, что ей, собственно, принадлежат высокие обетования (обещания), что врата адова не одолеют ей, что Господь пребудет с ней до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века, что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешитъ в истине веры или впасть в заблуждение. “Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины, ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякаго заблуждения” (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл.12)»

Из этого следует, что учение Церкви – истина. Отдельные люди и группы людей, вступающие в противоречие с этим учением, отраженным в Катехизисе, называются у православных еретиками. У святителя Филарета написано, что ересь – это когда люди «к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной Истине».

А апостол Павел говорит в послании апостолу Титу: «Еретика, после первого и второго вразумления отвращайся». 

Благодатный Огонь

Поддержка сайта «Благодатный Огонь»:Карта Cбербанка: 6390 0238 9085 1967 80Яндекс-Деньги: 410012614780266

О воле Божией и недовольстве

— При этом очень хочется поступить так, чтобы это было не противно Воле Божьей. Даже в вопросе покупки квартиры, смены работы и так далее, — ведь очень хочется сделать все-таки правильно, без ошибки…

— Правильно и без ошибки — это к Воле Божьей может не иметь отношения. Понимаете, Воля Божия говорит о том, насколько человек Богу сродни. Насколько человек Бога воспринимает глубоко внутренне как своего Отца. Насколько человек Богу вообще свою жизнь доверяет. Какое имеет отношение Воля Божия к покупке или продаже квартиры? Никакого. Для этого человеку дан ум, житейский опыт, риэлторские фирмы. Воля Божия тут при чем? Очень часто приводят пример старца Амвросия и женщины, которая спрашивала, как индюков кормить — с тех пор у нас нет никакой другой заботы как спрашивать, как кормить индюков. Как будто только за этим и существуют духоносные отцы, чтобы нас научить кормить наших индюков.

— И еще один вопрос о человеке современном… Когда думаешь над тем, что сегодня объединяет большинство людей, причем и в самых обычных бытовых разговорах, и в записях на Facebook — самая такая общая для нас всех эмоция — это постоянное недовольство.

— Да, это похоже на правду.

— Что с ним делать и насколько оно вообще приемлемо для христианина?

— Это касается всех нас.

Со многим это связано.

Очень часто это связано с боязнью жить. Человек бывает очень часто не уверен в себе, боится, что что-то у него не выйдет, что он не справится, что у него не получится, что все наперекосяк…

Когда человек боится ответственности, боится жизни, этот страх подогревает чувство недовольства. Недовольство — ведь это недостаточность. Слово «довольность» и «достаточность»… Чувство неполноты — недовольство.

«Я доволен» по церковнославянски — значит, я «под завязочку» полон чем-то. А недовольство — это чувство внутренней бессодержательности, чувство внутренней пустоты. И эта пустота всем нам характерна, к сожалению.

Мы говорим о Великом посте. Пост ведь как раз должен быть тем временем полноты, когда человек доходит до Страстной недели, и эта Страстная неделя переживается как огромное, огромное пространство времени. Каждый день, как почти что целая жизнь.

Одного богослужения этого дня оказывается так много, что тебе кажется, что ты прожил за этот день очень, очень большую жизнь. Что ты за этот день очень-очень долго жил. А недовольство, неполнота — это когда на самом деле  этой жизни в человеке не хватает. Человек уходит от этой жизни, потому что жить тяжело. А с другой стороны, ему все время этой жизни не хватает, и он мучается, он недоволен.

Пусть и выход здесь — открытие себя для жизни. Как у Достоевского, Маркел перед смертью говорит: «И одного дня достаточно, чтобы счастливым быть».

Надо учиться жить. Учиться жить надо всем нам. Учиться жить. Пост – это как раз такая прекрасная наука, которая дает нам возможность почувствовать, как можно жить. Особенно Страстная неделя — когда ты можешь за один день так много жить, так глубоко жить, так по-настоящему жить.

Поэтому-то и кажется, что когда проходит Великий пост, что ты чего-то не успеваешь, что так мало тебе этого поста оказывается. Ты еще хочешь этого поста, потому что ты только-только научился жить, тебе бы хотелось это состояние в себе долго, долго хранить. Мы не умеем хранить. Но учимся.

Записала Анна Данилова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: