Святой алексий, человек божий

Где почтить память преподобного алексия, человек божия –  в москве?

Времена СССР

Но и в последующие годы имя Алексей было прославлено. Например, во времена Советского Союза героев с именем Алексей было достаточное число. Была даже написана известная песня «Алеша», авторами которой стали Константин Ваншенкин и Эдуард Колмановский. Алеша – это был собирательный образ, национальный герой не только для русских, но и для болгар. Песня «Алеша» стала гимном города Пловдива, а рядовой Алексей Скурлатов стал прототипом для одиннадцатиметрового монумента. Он был участником военной операции 1944 года в Болгарии, разведчиком и связистом телефонной линии между Софией и Пловдивом.

Молитвы

О великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостивно на предстоящий святей иконе твоей люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнеи руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, святче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим Человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

Кондак, глас 2

Дом родителей твоих, яко чужд, имев, водворился еси в нем нищеобразно и, по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий, Ангелом и человеком радование.

Тропарь преподобному Алексию

Тропарь, глас 4

Возвысився на добродетель и ум очистив, к Желанному и Крайнему достигл еси, безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Ин тропарь, глас 4

Яко чистоты светильник пресветел показася, дивный Алексие, ибо тленный чертог на нетленное Божие Царствие пременив, яко целомудрил делатель преизряден. Сего ради предстоиши Господеви, всех Царю. Егоже моли, даровати нам мир и велию милость.

Молитва

О великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостивно на предстоящий святей иконе твоей люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнеи руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утеше-ние, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, святче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

Смерть

Почувствовав приближение смерти, святой Алексей, человек Божий, описал подробно свою жизнь. А в это же самое время народ услышал глас Бога в самом соборе Святого Петра, который призывал найти человека Божия, способного помолиться о Риме. Люди были в недоумении, как услышали второй раз призыв Бога. Это произошло уже в присутствии самого императора Гонория. Голос указал на дом господина Евфимиана, где слуги подтвердили о присутствии в нем нищего, который творит непрестанную молитву и смиренно сносит все унижения. Придя в дом к Евфимиану, люди увидели почившего смертью праведника Алексея, лицо которого сияло, а в руках был свиток с описанием всей его жизни.

В чем помогает святой Алексий, человек Божий

Часто в сложных ситуациях мы просим помощи у Высших сил. Стоит запомнить о том, что благодать снизойдет только в том случае, когда человек искренне верит в Господа. Не нужно полагаться только на лик святого. Это просто изображение, которое помогает нам сосредоточится на прошении. Истинный ответ на наши молитвы будет заключаться в искренности того, что мы произносим.

  • Чаще всего к нему обращаются за помощью в:
  • выздоровлении от недугов, как тела, так и души;
  • наставлении и выборе жизненного пути;
  • устранении последствий сложных недугов;
  • переменах в жизни;
  • избавлении от страха перед тяготами.
К прочтению  Загадка царской семьи

Почитание и мощи

Если на Востоке почитание преподобного
Алексия стало распространятся уже с V-VI века, то на
Западе почитание Алексия человека Божия не
засвидетельствовано в древних агиографических и
литургических памятниках, но, несомненно, уже
существовало к X веку. Его широкое распространение
связывают с приездом в 977 году в Рим изгнанного со
своей кафедры митрополита Дамасского Сергия. Получив от
папы храм святого Вонифатия на Авентинском холме (где,
согласно одной из версий жития, Алексий человек Божий
венчался накануне своего бегства из дома), митрополит
Сергий основал там монастырь для греческих и латинских
иноков, с 987 года упоминающийся в источниках под именем
святых Вонифатия и Алексия человека Божия . В 1216
году здесь было объявлено об обретении мощей Алексия
человека Божия и состоялось их торжественное перенесение
в верхний храм, из-за чего возник спор с канониками
собора святого Петра, где, по одной из версий жития,
святой был погребен.

В средневековом Риме паломникам
показывали «палаты Евфимиана», о чем сообщает в «Заметке
о Риме» неизвестный участник русской делегации на
Ферраро-Флорентийском Соборе (здание не
сохранилось).

В монастыре Святая Лавра в Калаврите
(Пелопоннес) хранится глава Алексия человека Божия, по
преданию подаренная этой обители императором Мануилом II
Палеологом в 1414 году. Алексий человек Божий почитался
здесь как защитник от эпидемий. В 1773 году албанцы
разграбили монастырь и продали святую главу в Ларису,
где по прошествии нескольких лет ее нашел игумен Лавры
Анфим и вернул в обитель.

На Руси, в новгородском соборе Св.
Софии, находилась рука Алексия человека Божия,
похищенная из Рима новгородским купцом, согласно
сказанию XVII века. В описи Софийского собора 1749 года
значится серебряный позолоченный ковчег с мощами Алексия
человека Божия, находившийся перед главным иконостасом
собора, по левую сторону от царских врат . В
настоящее время мощей Алексия человека Божия в Софийском
соборе нет.

Как и в Европе, на Руси Алексий человек
Божий стал героем многочисленных духовных стихов.
Почитание святого было особенно заметным в царствование
Алексея Михайловича, небесным покровителем которого был
Алексий человек Божий. В 1662 году к дню памяти святого
был приурочен выпуск в свет четвертого издания Пролога,
в послесловии к которому об Алексее Михайловиче
говорилось как о подражателе Алексию человеку Божию. В
правление Алексея Михайловича была написана и издана в
1671-1674 годах служба Алексию человеку Божию .

Однако, несмотря на широкое почитание
Алексия человека Божия на Руси, известно не столь много
храмов, освященных в его честь. В Москве около 1358 года
был основан женский монастырь во имя Алексия, человека
Божия, который первоначально находился на Остоженке, в
1547 году переведен «на Чертолье» (где сейчас находится
храм Христа Спасителя), в 1837 году — в Красное Село
(здание церкви во имя Алексия человека Божия 1853-1858
годов сохранилось, в нем находился Дом детского
творчества, в 2000-м году церковь была передана
верующим, восстановительные работы начались лишь спустя
два года ).

В 1642 году в подмосковном селе
Алексеевском (ныне в черте Москвы, рядом со станциями
метро «ВДНХ» и «Алексеевская») был воздвигнут храм во
имя Алексия человека Божия; там же по повелению Алексея
Михайловича построили путевой дворец, в котором царь
останавливался по дороге на богомолье в Троице-Сергиев
монастырь. В 1682 году рядом с путевым дворцом был
поставлен храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
Впоследствии обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали,
ее престол в 1824 году перенесли в Тихвинский храм, в
котором и сейчас находится чтимый образ Алексия человека
Божия (кон. XIX-нач. XX в.).

В 1855 году на втором ярусе колокольни
московского Страстного монастыря была освящена церковь
во имя Алексия человека Божия. В настоящее время в
нескольких московских храмах существуют приделы во имя
Алексия человека Божия. В Новгороде известны придел вмц.
Екатерины и Алексия человека Божия при церкви Успения на
Торгу (1399) и Алексеевский храм за валом Окольного
города близ Людина (Гончарного) конца в Тонной слободе,
упоминающийся в летописях с 1340 года ; во Пскове —
храм во имя Алексия человека Божия в Среднем городе
(построен до 1697 года); в Твери — надвратный храм
Желтикова в честь Успения Богородицы монастыря (1609); в
Вологде — надвратный храм Горнего Успенского женского
монастыря (не позднее нач. XVIII в.); в Суздале — придел
Петропавловской церкви близ Покровского монастыря,
построенный на средства опальной царицы Евдокии
Лопухиной. В Курской епархии существует женский
монастырь Алексия, человека Божия.

Прославление образа

В России образ святого, его жизнь и подвижничество вдохновили художников и писателей на создание различного рода произведений. Его почитание пришло из Византии. В Средние века приобрела большую популярность книга «Святые сказания», автором которой был Иаков Варагинский. В народе это сочинение известно больше под названием «Золотая легенда». По всей Европе было известно об этих легендах. В книге было описано двести житий святых, среди которых был и праведник святой Алексей. Сочинения были переписаны в монастырях на разные языки: от каталонского, немецкого до польского.

«Золотая легенда» не раз подвергалась критике во времена Реформации, но при этом по популярности она уступала только Библии. Вплоть до семнадцатого века на основе сказаний из «Золотой легенды» было созданы множество икон, картин, гравюр, фресок, ораторий, опер и других произведений искусства. Среди них весомое место занимает святой Алексей. На Руси в это самое время, при царствовании Алексея Михайловича, было сложено множество песен, стихов и сказаний, посвященных праведнику.

Иконография и церковные службы

Касательно иконографии можно сказать, что первая икона Святого Алексея относится ко временам восьмого века. Он был изображен на фресках Римского храма Святых Вонифатия и Алексея на Авентинском холме. Русская иконопись характеризуется некоторым сходством в образах святого Иоанна Предтечи и праведника Алексея. В Европе иконопись в основном изображает сцены из жизни богомольца, согласно сказаниям, описанным в разных источниках. Чаще всего изображаются римский папа с преклоненными коленями перед почившим святым и слуги, выливающие грязную воду на нищего Алексея.

На службах в церкви православный святой Алексей упоминается в студийной редакции миней и при чтении специального канона, составленного Иосифом Песнописцем. В отличие от православной церкви, католическая исключила празднование святого из нового календаря.

Это произошло в ходе реформаторского движения. Теперь этот день необязателен для празднования, но стал памятным и торжественным для монастырей и орденов, носящих имя праведника. Однако святой Алексей житие свое прожил так не для прославления себя, а для возможности соединиться со своим Небесным Отцом, творцом всего видимого и невидимого, даятелем жизни и света, любви и добра.

Молитвенные воздыхания

По всему христианскому миру слышны воздыхания к Богу и просьбы, обращенные ко святому. В православии это особенный праведник, к которому ежедневно обращаются верующие. Известно множество случаев исцеления и других чудес, которые проявляет Бог по отношению к людям, в сердцах и устах которых звучит молитва святому Алексею, просьбы помочь, обращенные к праведнику, стяжавшему у Бога великую благодать своей подвижнической жизнью.

Эта молитва описана во многих православных молитвословах и других источниках. Их можно приобрести в церковных лавках, православных храмах, можно найти на электронных ресурсах в интернете. Однако, даже если у вас нет ее под рукой, вы всегда можете в глубине своей души в сердечной молитве обратиться к святому за помощью. Скажите своими словами все то, что наболело, обратитесь к нему как к другу и живому предстоятелю пред Всевышним. Будьте уверены: ваша просьба будет обязательно услышана, и, если она не противоречит Божьему закону, если она не будет направлена во вред другим или самому себе, Бог обязательно ответит на просьбу святого Алексея о вашей нужде.

Литература

на русском языке
  • Ад­риа­но­ва В. П. Жи­тие Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия, в древ­ней рус­ской ли­те­ра­ту­ре и на­род­ной сло­вес­но­сти. П., 1917
  • Бе­не­вич Г. И. Жи­тие пре­по­доб­но­го Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия (пре­одо­ле­ние чу­ж­до­сти в кон­тек­сте цер­ков­но­го пре­да­ния) // Чу­жое: опы­ты пре­одо­ле­ния. М., 1999.
  • Алексей святой, покровитель лоллгардов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Жи­тие и дея­ния че­ло­ве­ка Бо­жия Алек­сия // Ви­зан­тий­ские ле­ген­ды / Вступ. ст., пер., прим. С. В. По­ля­ко­вой. М., 1994.
на других языках
  • St. Alexius // Catholic Encyclopedia  (англ.)
  • «Basilica of the saints Boniface and Alexis, Rome» — Roma, 2007
  • Sto­rey Ch. An an­no­tated bib­li­og­ra­phy and guide to Alexis stud­ies (La Vie de Saint Alexis). Gen., 1990

Первые чудеса

Долго рыдали родители и жена у тела святого. Они были поражены его праведностью. А свиток в руках Алексея был так зажат, что никто не мог его взять. И только после того, как сам император смиренно встал на колени перед телом праведника и просил его разжать руки, дабы взять написанное, свиток стал доступен для прочтения.

После того как тело подвижника было перенесено на соборную площадь, к нему потекли потоки паломников, многие из которых получили чудесные исцеления. Останки святого нес даже сам император. Погребен богомолец был тридцатого марта в церкви Святого Вонифатия. Теперь это День святого Алексея. Именно здесь он когда-то венчался со своей женой. Так святой Алексей, не приняв монашеского пострига, достиг праведности и почитается как великий подвижник, получивший лик преподобного.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к
похвалению тебе, святе Алексие, свыше похваленному
гласом Божественным, Егоже извещением людие римстии
обретоша тя, мертва лежаща на одре, с хартиею на лице,
еже сияше солнцеподобными лучами, и благоухание велие
исхождаше от многоподвижнаго твоего телесе. Темже
обретением твоим обрадовани, царь, святитель и весь
народ возгласиша тебе:

Радуйся, светлый луче Трисолнечнаго
Света, оживляющаго весь мир.

Радуйся, деннице, возшедшая просвещати
Церковь Христову многими чудесы.

Радуйся, святости и чистоты крине
благоуханный.

Радуйся, дарований Божественных
сокровище.

Радуйся, родителем твоим хартиею себе
явивый.

Радуйся, плач их горестный на сладостный
преложивый.

Радуйся, седины отца твоего
прославлением твоим прославивый.

Радуйся, слезы матере твоея благодатно
вознаградивый.

Радуйся, честную обручницу твою,
верность тебе сохраншую, духовно утешивый.

Радуйся, весь народ римский обретением
твоим зело возвеселивый.

Радуйся, исцеления чудесная от святых
мощей твоих обильно источивый.

Радуйся, на небеси и на земли почесть
посмертную достойно восприявый.

Радуйся, человече Божий Алексие,
молитвенниче о душах наших.

Корни

Сам святой Алексей имеет римские корни. Его родители были благочестивы, имели знатное происхождение. Отца звали Евфимиан, а мать – Аглаидой. Рождение долгожданного сына римской четы пришлось на 5-й век. Алексей воспитывался в христианских традициях, на примере родителей, которые постоянно помогали нищим, вдовам, странникам, сиротам и всем, кто нуждался в их помощи. С юных лет он хотел служить только одному Богу, однако, когда достиг возраста совершеннолетия, вынужден был обручиться с молодой девушкой из знатных.

Но не прожив с ней, сразу молодой жених отдал невесте свое кольцо. «Пусть между нами будет Господь…» — сказал Алексей, дав понять жене, чтобы она хранила кольцо, пока Бог не обновит их своей благодатью. Сказав сие, он отправился в Азию, где раздал все, что у него было, и принял облик нищего.

Теперь Алексей, святой человек, стал простым нищим, просящим возле храма подаяния. Ночи он отвел для горячей молитвы к Богу. Так длилось на протяжении семнадцати лет. Едой преподобному служили только вода с хлебушком. Нельзя описать радость, испытанную им при принятии милостыни от собственных слуг, которые находились в поисках пропавшего господского сына и промыслом Бога оказались в этих местах.

К прочтению  Церковь чтит память иконы божией матери, именуемой югской

Слуги не узнали хозяина в исхудавшем нищем, просящем подаяния у храма. Алексей прослыл человеком Божиим и праведником среди местного населения. Дабы слава не зацепила его сердце, он решил покинуть это место и отправился из Эдессы, города, где провел все это время (сегодня это современная Турция), куда глаза глядят, сев на первый попавшийся корабль, который направлялся в Тарс (на родину апостола Павла).

Житие

Родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды — и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого «защитник»). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились, и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Уникальный храм

Другая икона с частицей мощей находится в храме преподобного Алексия, человека Божия, в Красном Селе (2-й Красносельский пер., 3 – добираться пешком от ст. метро Красносельская).

Храм преподобного Алексия, человека Божия, в Красном селе

История этого храма уникальна: он относился к монастырю, который трижды менял «место жительства». В XIV веке Алексеевский Зачатьевский монастырь стоял на Остоженке. В 1547 году, после очередного пожара, обитель была переведена в урочище Чертолье – ныне улица Волхонка.

В 1633-1634 гг. в честь рождения цесаревича Алексия, чьим небесным покровителем был преподобный Алексий, человек Божий, была выстроена посвященная святому одна из последних двухшатровых церквей. Позже указом Патриарха Никона строительство на Руси шатровых храмов было запрещено – предписывался повсеместный переход к крестово-купольному зодчеству, как более древнему.

В 1838 году монастырские постройки были уничтожены. На их месте начал строиться храм Христа Спасителя. Обитель перевели в окраинное Красное Село.

В 30-х годах XX столетия монастырь повторил судьбу большинства обителей русской земли – был закрыт. В храме преподобного Алексия создали дом пионеров.

Только в 2000-м году церковь была передана верующим, причем восстановительные работы начались лишь спустя два года. А главная святыня – образ Алексия, человека Божьего, с частицей мощей – была пожертвована храму неизвестным коллекционером в 2001 году.

Преподобный Алексий, человек Божий

Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих.

Современный взгляд Католической церкви[править | править код]

В ходе литургической реформы, предпринятой после Второго Ватиканского собора, праздник святого Алексия человека Божия был исключён из нового издания Общего Римского календаря (1969). Таким образом, воспоминание святого Алексия 17 июля на мессе и литургии часов более не является обязательным для всех епархий Католической церкви, оно совершается лишь в странах и монашеских орденах, связанных со святым. В католическом ордене алексиан, чьим покровителем является святой Алексий, его память совершается с особой торжественностью. Основанием для исключения из Общего календаря послужил легендарный характер его жития, не подтверждаемый современными источниками. В «Католической энциклопедии» житие святого Алексия излагается, но с комментарием: «Вероятно, единственным основанием для этой истории является то, что некий благочестивый аскет жил в Эдессе как нищий и впоследствии был почитаем как святой».

Святой Алексий является святым покровителем католического ордена алексиан (или целлитов), возникшего в Европе в XIV веке для помощи больным (особенно, душевнобольным) и борьбы с эпидемиями чумы. По данным Annuario Pontificio на 1997 год, в составе ордена было 124 человека.

Имя

Защита, отражение, предотвращение – все эти слова характеризуют Алексея. Это имя занимает особенное положение на Руси. В православном календаре день святого Алексея встречается не один раз, есть несколько святых с таким именем. Православные верующие особо почитают сына Романовых – царевича Алексея. Царевича Алексея и преподобного связывает невидимая нить. Ведь только при нем стали служить в храмах специальную службу и строится храмы с именем святого.

Например, по приказу царя Михаила Романова, в селе, входящем в собственность княжны Трубецкой, был построен храм имени преподобного. Это село носило название Копытово, а позже переименовано в Алексеевское. Здесь царь проводил достаточно времени, охотясь и просто отдыхая с семьей. Именно из этого места он отправлялся на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. Со временем деревянная церковь обветшала, и ее разобрали. Престол же перенесли в построенный каменный храм Тихвинской Божией Матери, где теперь есть Алексеевский придел.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: