Паломничество за границу

Ни мышонок, ни лягушка…

Отдельная проблема заключается в том, что поле, на котором работают большинство современных паломнических служб, находится как раз посередине между указанными явлениями.

С одной стороны, предлагаемые ими поездки заявлены как «паломнические», а потому большинство участников настроены на две вещи: 1) доехать до места; 2) за максимально небольшие деньги. Особенно возмущаться уровнем комфорта и качеством обслуживания в такой компании как-то «не комильфо». С другой, отпустить группу на неделю в какое-нибудь Дальнее Зарубежье совсем без удобств и документов тоже нереально.

В итоге термины вроде «договор обслуживания», «трансфер», «бронь отеля» и подобные начинают мелькать на горизонте лишь при дальних, тем более, зарубежных путешествиях. В случае же недалёких внутренних поездок сплошь и рядом бывает так, что никаких вообще бумаг с путешественником не подписывают, предлагая «передать деньги прямо экскурсоводу в автобусе».

В худшем случае, даже если количество групп на маршруте ограничено, а их расписание определено на полгода вперёд, персонал этот может оказаться разово-наёмным.

Кроме того, нередко, паломническая служба (туристическая компания) выступает в роли посредника между заказчиками услуг (паломниками) и многочисленными продавцами их на местах – перевозчиками, отелями, экскурсоводами или же бабушкой из частного сектора в окрестностях Дивеево, которая сдаёт угол на ночь.

Так что вполне возможен вариант дважды поехать по одному маршруту с одной и той же службой – и получить при этом совершенно разный набор информации, услуг и впечатлений.

И, правда, договора на руках у вас нет, а во всех рекламных проспектах из услуг, предоставляемых собственно агентством, прописан обычно лишь «комфортабельный автобус».

Паломничество на Руси

Паломничество на Руси было в древности делом очень опасным и потому, особо почитаемым. Дело в том, что верующие шли пешком на Святую Землю. Путь был нелегкий и опасный для жизни. Иногда провизия заканчивалась слишком рано. Многие погибали в пути от голода и холода, иногда от переутомления. Иногда они становились жертвой разбойников, злых людей.

Верующие иногда давали обет – совершить паломничество на Святую Землю при исполнении просимого у Бога. Занятие это считалось «святым», паломников, или иначе «странников», уважали, принимали в каждый дом. Считалось особым делом принять и накормить странников. Паломники собирались в группы (дюжины) и вместе путешествовали. Так было безопаснее.

Иногда иноземные церковные власти неодобрительно относились к паломникам, принимали меры на сдерживание паломничества. Но русские странники одержали победу на этот счет.

Во времена правления Екатерины Второй паломничество на Святую Землю было приостановлено из-за войн с Турцией. Но уже в девятнадцатом веке оно снова стало свободно распространяться.

К прочтению  Церковь чтит память преподобномученицы евдокии илиопольской

Было создано даже Православное Палестинское Общество.

Православное паломничество и православный туризм

С точки зрения специалистов, обслуживанием второго занимается персонал, подготовленный по специальности «гостиничный бизнес». То есть, изучаются все обычные дисциплины – маркетинг, менеджмент, основы pr. Просто деятельность потом получается «тематической».

Для пользователя же главное отличие – в другом. Паломничество – это подвиг, где главная цель – посетить службы и святыни. Вопрос о том, где вы будете есть/спать, и насколько вам будет интересно, в поездке с такой целью решается во вторую очередь. (Помню, как в той же Оптиной группы паломников ночевали на ковриках прямо на солее Введенского храма).

Православный туризм, помимо некоторой доли комфорта, предполагает привычную познавательно-ознакомительную программу. То есть, «посмотрите направо, посмотрите налево», хоть и с особой тематикой.

Паломничество в наше время

В наши дни паломничество не потеряло своей значимости. И хотя путь стал намного легче благодаря развитию транспорта, цель его осталась той же. Некоторые храмы устраивают паломнические поездки верующих на собственном транспорте, собирают группы паломников. Это происходит регулярно. По дороге верующие читают акафисты, поют тропари святым, молятся.

В настоящее время совершаются паломничества по святым местам России и за рубежом.

Излюбленным местом, помимо Святой Земли, являются:

  • итальянский город Бари, где покоятся мироточивые мощи святителя Николая;
  • остров Корфу, где лежат нетленные мощи святого Спиридона Тримифунтского и др.

Там верующие молятся, набирают и увозят с собой по благословению святое миро от мощей. Некоторые получают там исцеление от болезней.

Также мужское население России стремится, конечно, побывать на Святой Горе Афон, где побывала Сама Матерь Божия. Своими глазами верующие видят чудотворные иконы Божией Матери («Отрада и Утешение», например), прикладываются к мощам святого целителя Пантелеимона в русском монастыре, названном в его честь.

Кроме того, многие пытаются увидеть своими глазами Туринскую Плащаницу, которая хранится в Соборе Рима.

Святые места в России

В России тоже немало святых мест, к которым стремятся православные. Это:

  • Толгский женский монастырь с чудотворной иконой Божией Матери и мощами св. Игнатия Брянчанинова;
  • Серафимо-Дивеевская обитель с мощами пр. Серафима Саровского;
  • Троице-Сергиева Лавра с мощами пр. Сергия Радонежского;
  • Оптина Пустынь, где покоятся мощи святых старцев;
  • Никитский монастырь в Переяславле Залесском с мощами, столпом и веригами пр. Никиты Столпника.

Этот список можно продолжать долго. Главное – то, что народ русский до сих пор живет верою во Христа, продолжает хранить древние традиции предков. Вера русская живая и по сей день. Поэтому и происходят обильно чудеса на святых местах.

К прочтению  Церковь отмечает третье обретение честной главы святого пророка, предтечи и крестителя господня иоанна

прот. Алексей Ладыгин отвечает на вопросы о паломничестве

Что делать?

  • Перво-наперво, определитесь с целями. Начинать искать поездку, вбивая в поисковик слово «паломничество», можно, если вы действительно готовы на подвиг. То есть, ваша цель – посетить святыни и ночь, проведённая на солее храма или двухэтажных нарах гостиницы для трудников, вас не смутит.
  • В любом случае, об условиях проезда-проживания-размещения надо спрашивать заранее. Истерики людей, которые, как им казалось, покупали просто «дешёвую экскурсию», при заселении в монастырскую гостиницу видеть тоже приходилось.
  • Практика показала, что лучшие поездки в монастыри организуются от их подворий. Да, в этом случае вы тоже не получите на руки никаких бумаг, потому что формально группа будет добровольной, а стоимость поездки считаться пожертвованием. Зато люди, которые вас повезут, – это не персонал, разово набранный на одну поездку. Вероятнее всего, они много лет работают при храме именно на этом одном маршруте (а не на сорока разных). Более того, сами не раз бывали в монастыре как паломники и поэтому в курсе не только расписания служб, но расскажут всё о местных святынях, расположении свечных и иконных лавок и даже подскажут время, когда в них меньше всего народу. Кроме того, подворские группы, чаще других селят в монастырских гостиницах и кормят в трапезных.
  • Совершенно идеальный вариант паломничества – группа прихожан, которая отправляется в поездку вместе со священником. Конечно, такое мероприятие может оказаться не самым дешёвым, не регулярным и довольно хлопотным в устройстве. Но все неудобства компенсируются ситуацией, когда путешествие устраивается со своими, для своих и именно туда, куда хочется. Вообще вариант, когда паломников сопровождает священник (ныне практикуемый для зарубежных поездок и некоторыми паломническими службами) имеет массу преимуществ. На месте группу «с батюшкой» могут без очереди пропустить к святыне. Да и молебен или литию можно отслужить, не дожидаясь заявленного в монастырском расписании.
  • Вообще к расписанию на месте нужно прислушиваться внимательнее всего. Ещё удобнее – поискать в автобусе попутчиков, которые едут на место не в первый раз. Разумеется, ходить от двух дней до двух недель за своей группой строем вы не обязаны. Чёткое понимание того, где и когда что служится и когда отходит автобус, обеспечит вам оптимальную долю свободы.

И удачного паломничества.

  • Оптина пустынь
  • Дивеево: по святым местам
  • Святитель Спиридон Тримифунтский

Кошмар обыкновенный

Из личного. 2003 год. Десятилетие гибели иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. Вся Москва снимается с места и едет в Оптину Пустынь. Пришлого народу в монастыре столько, что некоторые ставят палатки прямо на площади перед воротами.

Решение ехать принимается спонтанно, когда в руки попадает листок с расписанием поездок паломнической службы с благообразным названием. Звонок:

– Да, конечно, места есть.

И мы едем.

По-хорошему, насторожиться надо было сразу, как только выяснилось, что автобус отходит из центра Москвы в 22:00 в субботу. Тем более, что возможность уехать на все выходные была.

Теоретически такое время отправления побывать на вечерне позволяло. Практически – мы как раз добирались через весь город к месту посадки. Чтобы потом…ехать обратно.

Третьего кольца тогда не существовало, и водителю ничего не оставалось, как выбираться из города по радиусам. Что он и делал примерно до часу ночи. Так коммерческий расчёт собрать путешественников из всех районов помноженный на вечерний «час пик» стоил нам трёх-четырёх лишних часов дороги.

Пять утра. Автобус, наконец, подруливает к монастырю. По словам экскурсовода, до начала ранней литургии остаётся час. Кто-то пытается подремать в кресле. Самые бывалые вспоминают, что погружаться в источники после причастия обычно не благословляется.

Услышав вопрос: «Где тут источник?» – сопровождающая девочка откровенно пугается. На этом маршруте она впервые, какой-то информацией о храмах и расписании служб её снабдили, но за всем остальным приставать к ней просто бесполезно.

Группа самых проснувшихся шеренгой выходит из автобуса и растягивается по дороге, ведущей прочь от ворот. Очертания монастыря медленно тают в густом предутреннем тумане. По счастью, в этот ранний час навстречу попадается кто-то из местных и, откровенно обалдев от вида процессии из двадцати пяти человек, протопавших к тому времени добрых полпути до Козельска, задаёт вопрос: «А вы куда,…люди добрые?»…

Та самая дорога

Потом мы бесконечно стоим в очередях – сначала на исповедь. (Вообще-то утренняя исповедь в монастыре рассчитана на тех, кто идёт на позднюю литургию, но на неё мы не успеем – уйдёт автобус. По счастью, очередь нас пропускает).

Потом – во время самой литургии – за свечами, записками и просфорами. Если бы сопровождающая и знала о существовании лавки в подклети Казанского собора, в пять утра нам это едва ли помогло бы.

Ближе к полудню, галопом осмотрев Оптину и, кажется, Скит, группа совершенно обессиленных и голодных людей (о том, что в монастыре кормить нас не будут и еду надо брать с собой, предупреждали) отбывает в Шамордино…

Шамордино. Госпожин луг

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: