Иерусалимская православная церковь

Раздел иерусалима: что ждет христианские святыни?

Иерусалимская Церковь в XIII-XX вв.

С падением Византии () положение православных в Палестине резко ухудшилось. В Иерусалиме вспыхнуло невиданное до сих пор кровавое гонение, в считанные дни были опустошены множество храмов, монастырей, осквернены христианские кладбища, причем восстанавливать их запрещалось. В период этих тяжких испытаний на Святые Места стала притязать Католическая Церковь. К концу XV в. католики разделили храм Воскресения с православными.

В г. Палестина оказалась в руках турок-османов и пребывала в составе Турецкой империи вплоть до конца Первой мировой войны, когда она попала под английский протекторат. Иерусалимский Патриархат в эти годы видел свою миссию в сохранении христианских святынь в Святой Земле и прежде всего храма Гроба Господня.

В это же время начинается новая многовековая борьба различных конфессий за бесценные святыни Востока. Этой борьбой и ознаменовался весь третий период истории Иерусалимской Православной Церкви. На Святых Местах пытались обосноваться католики, армяне, абиссинцы и копты. Католики начали вести миссию среди населения Палестины. До г. в Вифлееме не было ни одного католика. Стараниями францисканцев в г. в Вифлееме три человека приняли католичество и составили первую католическую общину Вифлеема, которой впоследствии было суждено стать центром и основой католицизма в Палестине.

В г. согласно мирному договору между Францией и Османской империей католикам даровалась полная свобода передвижения и совершения религиозных обрядов на территории Палестины. Латинские монахи сразу стали скупать палестинские земли и всячески добиваться святынь, находившихся во владении православных. После долгих судебных разбирательств в г. тремя указами султан положил конец спорам о Святых Местах. Греки получили преимущество перед армянами и католиками в храме Гроба Господня; латинянам под страхом смерти запрещалось притеснять греков в храме Гроба Господня; все незаконно захваченные католиками святыни Палестины должны были быть немедленно переданы Православной Церкви Иерусалима. В том же году храмы Гроба Господня и Вифлеемский с пещерой Рождества Христова, как и другие святыни, были возвращены православным.

Это не означало окончания борьбы за палестинские святыни, борьба продолжалась. Делать это было особенно трудно, ибо к этому времени Патриархат находился в великой нужде и неоплатных долгах. Часто на дела Иерусалимской Церкви пытались влиять через Константинопольского Патриарха, от которого в этот период очень сильно зависел Патриархат Иерусалимский. Не имея большой паствы и постоянных доходов, предстоятели Святоградской Церкви были вынуждены искать финансовой помощи у других православных Церквей и государств, в основном, у России.

К г. отношения православных греков Палестины и турецких властей начали быстро ухудшаться. Греков все чаще обвиняли в шпионаже в пользу России, открыто преследовали. Братство Святого Гроба Господня турецкие власти все больше воспринимали как политическую организацию, арестовывали и пытали ее членов. Восстановление сгоревшего храма Воскресения привело к непомерным расходам и новым огромным долгам. Святому Граду в это время помогал весь православный мир.

Желательно установить международный статус святых мест

Хочется надеяться, что вне зависимости от государственного и политического устроения жизни в Святой Земле, там всегда будет обеспечен доступ верующих разных религий к священным для них местам, а также будут обеспечены права исторических религиозных общин.

К прочтению  Церковь передала пострадавшим в крымске около 50 млн руб пожертвований

При этом надо заметить, что в свое время и наша Церковь, в лице Святейшего Патриарха Кирилла в бытность его Председателем Отдела внешних церковных связей, и многие другие религиозные общины мира говорили о том, что было бы крайне желательным установить некий особый международный статус святых мест. Об этом же недавно говорил министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров.

Пока эта идея не получила политического и правового оформления, но это не значит, что ее нужно сбрасывать со счетов. Думается, что при дальнейшем определении судьбы Святой Земли рассматривать стоит и эту идею.

Иерусалим — это город не для мусульман, а для всего мира

Тарик Альян, журналист РИА Новости, православный христианин, палестинец:

И в Палестине, и в городе Иерусалиме всегда присутствовала Русская Православная Церковь, и отношение к русским всегда было хорошее. Православные могли ходить в церковь и совершать религиозные действия так же, как в своей стране.

Иерусалим – это город не для палестинцев и не для мусульман – это город для всего мира. Иерусалим — это религиозный центр и для мусульман, и для христиан, и для евреев. Поэтому не надо бояться его возвращения палестинцам. Никто не будет мешать ни православным, ни католикам, ни даже евреям ходить в церковь или синагогу.

В Иерихоне, например, действует русская школа. В период же, когда город Хеврон был оккупирован Израилем, русские не могли нормально ходить в свою церковь.

Палестинцы всегда будут хорошо относиться к русским общинам и к Русской Церкви как в Иерусалиме, так и в разных городах Палестины — и в Иерихоне, и в секторе Газа, и других.

Кто вспомнит о русских землях в Иерусалиме?

Я думаю, что переход части Иерусалима к Палестинской автономии, если таковой, конечно, произойдет, не повлечет ни для Русской Церкви, ни для русских верующих каких-либо осложнений. На палестинских территориях мы имеем ряд владений, положение которых за последние примерно сто лет остается совершенно неизменным.

Другой, действительно болезненный и нерешенный вопрос относительно русских земель в Иерусалиме связан как раз с территорией, которая считается Израильской, в том числе была таковой до 1967 года и соответственно ей останется, даже если передел произойдет.

Суть же проблемы заключается в том, что огромные территории, принадлежащие Русской духовной миссии в Иерусалиме, были утрачены в результате не вполне законного договора, который Хрущев подписал с Израильским государством. Это произошло в период, когда восточная часть Иерусалима еще принадлежала королевству Иордании, и по городу проходила граница между Иорданией и Израильской республикой.

Русские владения в самом центре Иерусалима составляли тысячи и тысячи квадратных метров: Александровское подворье в старом городе, вне его стен – огромное Елизаветинское подворье, Троицкое подворье, Сергиевское подворье. Все вместе это называлось — Русский компаунд.

Израильское государство признало правопреемником этих владений Советский Союз, однако Хрущев продал эти огромные территории в 1964 году тому же Израилю за несколько тонн апельсинов, что получило в истории название «апельсиновая сделка». Как потом говорили, а может и на самом деле так было, эти апельсины чуть ли не сгнили где-то в Новороссийском порту.

К прочтению  Неделя 1-я великого поста. торжество православия

Впоследствии с большим трудом русские владения пытались вернуть, но без особенного успеха. В настоящий момент Палестинскому Обществу, расположенному в России, удалось выкупить только небольшое Сергиевское подворье за совершенно баснословные деньги — что-то около 95 миллионов долларов.

А вот русские строения, которые стоят на бывшей арабской территории Иерусалима – монастыри, владений в Гефсимании, на Елеонской горе – остались в целости и сохранности. То же касается и владений в Вифании, Иерихоне и Хевроне. Эти подворья было созданы в конце XIX и начале XX веков, и за все время «статус кво» на этих территориях сохранялся неизменным.

После раздела Иерусалима русские владения на бывших арабских территориях остались под управлением Русской Духовной Миссии Русской Зарубежной Церкви. А небольшая часть Троицкого подворья, расположенного на территории Израиля, осталась под управлением Духовной Миссии Московской Патриархии. Надо сказать, что опасение повторения того беззакония, которое произошло при Хрущеве, у представителей Русской Зарубежной Церкви сохраняется до сих пор, и не без некоторых оснований.

Арабы на русские владения никогда особенно не покушались, хотя частные случаи самозахвата, надо сказать, случались. Например, на горе Елеон на участке с гробницами пророков, с колоссальными пещерами, где велись раскопки, арабы построили несколько домов путем самозахвата. Но, во всяком случае, это не была какая-то агрессивная акция со стороны палестинской автономии или государства Иордании. Просто частный самозахват земель. Поэтому надо прямо сказать, что Русская Зарубежная Церковь, благодаря тому, что с арабами были всегда хорошие отношения, более уверенно себя чувствовала на территории Иордании, пока в 1967 году эти территории не отошли Израилю.

Исторически получилось так, что русские принесли для арабов много доброго. Особенно это касается Вифанской школы. Члены русской миссии и просто русские энтузиасты устроили школу и больницу для арабских детей в Вифании, где до сих пор в начальной школе учатся дети арабского происхождения, как христиане, так и мусульмане.

Поэтому в целом отношения с арабами сейчас более-менее мирные. Конечно, случаются и эксцессы, ислам, как правило, ведет себя там довольно агрессивно, и отдельные местные хулиганы могут что-то сотворить. Но в целом на протяжении столетий сложились отношения спокойного и мирного сосуществования. Хотя это не снимает противоречий между исламом и христианством в целом.

Из истории

Согласно резолюции ООН 1947 года, на территории Палестины должны были быть созданы арабское и еврейского государства, а города Иерусалим и Вифлеем должны были находиться под международным контролем и не принадлежать ни одному из них. Лига арабских государств и Высший арабский совет Палестины отказались принять план ООН по разделу Палестины, как нарушающий права арабского населения. 15 мая 1948 года 5 арабских государств напали на созданное днем раньше государство Израиль. План ООН не был осуществлен, а Иерусалим оказался разделенным между Израилем и Трансиорданией (Восточная часть города).

В июне 1967 в ходе Шестидневной войны войска Израиля заняли помимо прочих территорию Восточного Иерусалима. В 1980 году Израиль объявил город своей столицей. ООН не признала права Израиля на Иерусалим и потребовала вывести из города все дипломатические миссии, однако никаких действий не последовало.

К прочтению  Сопротивление и вера вчера в москве открылась выставка «русская церковь и советская власть

В мае 2011 года президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама призвал израильское и палестинское руководство вернуть страну к границам 1967 года. Фактически это означает раздел Иерусалима между Израилем и Палестиной.

Иерусалим является святым городом для христианского мира. На сегодняшний день не все христиане могут посетить его святыни, располагающиеся в большинстве своем как раз в восточной части города, — так, например, граждане ряда арабских стран (например, Сирии и Ливана) не могут въезжать на территорию Израиля. В первую очередь это касается жителей Палестины.

Иерусалим: вид на Храмовую гору и Старый город с Елеона

Большая часть палестинского населения — мусульмане. Какая судьба ждет святыни Иерусалима, не будет ли затруднено их посещение христианами, что ждет самих христиан в Палестине в случае создания палестинского государства?

В настоящее время

Русская Палестина позднее перешла в ведение СССР, но в связи с официальной советской поддержкой атеизма, Хрущёв решил продать её Израилю.

В 1964 году в результате так называемой Апельсиновой сделки большая часть принадлежавшей обществу недвижимости в Палестине была за $4,5 млн продана Израилю. Соглашение подписали премьер-министр Израиля Голда Меир и посол СССР в Израиле Бодров.

Среди не проданных Израилю объектов — здание Русской Духовной Миссии, Троицкий собор, Сергиевское подворье.

Пасхальные разговения во дворе Сергиевского подворья Императорского православного палестинского общества в Иерусалиме. Фото монаха Тимона. Конец XIX в. Ф.М. Тимон, Public Domain

В результате переговоров главы Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Степашина с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом в мае 2008 года руководство Палестинской национальной автономии передало ИППО участок земли в Вифлееме на котором усилиями Императорского Православного Палестинского Общества построен российский центр культуры и науки.

Флаг ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме. 13 января 2010 г. ИППО, Public Domain

Помимо земли в Вифлееме, Палестинское руководство приняло решение передать России такой же участок в городе Иерихон. На Елеоне ИППО планирует построить российский культурный центр. 9 июня России были переданы территории в Иерихоне: местность Москобия и участок, на котором расположена одна из святынь христианства — библейская смоковница, или древо Закхея.

Ведётся работа по приведению в порядок прав собственности на не проданные в в рамках «Апельсиновой сделки» объекты. По результатам переговоров в июне-июле 2008 года Израиль передал России здание Сергиевского подворья, находящееся в историческом центре Иерусалима. Данное решение было принято правительством Израиля 5 октября 2008.

Русские паломники перед Елизаветинским подворьем (справа на снимке), около Свято-Троицкого собора. неизвестен, Public Domain

Официально, подворье было передано Российской Федерации 28 декабря 2008 года. С февраля 2009 г. на Сергиевском подворье в Иерусалиме разместилось Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества — уполномоченный представитель в Израиле — П. В. Платонов, а также начались полномасштабные реставрационные работы.

В Израиле действует Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (РДМ), начальником РДМ с 13 июля 2015 года назначен архимандрит Александр (Елисов).

В настоящее время Россия — на третьем месте после Ватикана и греков по объему собственности в Святой Земле.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: