Собор новомучеников и исповедников церкви русской

Протоиерей Александр Ильяшенко,

председатель редакционного совета портала «Православие и мир», настоятель храма Всемилостивого Спаса в г. Москве.

Подвиг новомучеников сегодня недостаточно известен и недостаточно воспринят сознанием большого числа наших соотечественников: тех кто ходит в храмы и тех, кто не ходит.  Недавно я причащал внучку священноисповедника, и  она рассказала, что ее родители в Церковь не ходили: давление на детей исповедников было особенно тяжелым, и  многие отходили от храма. Я знаю несколько таких случаев.

Для того, чтобы больше людей об этом подвиге узнали, сделано очень много, но этого недостаточно для того, чтобы широкое сознание во всей глубине восприняло подвиг новомучеников. Необходима большая историческая работа, которая бы подробно описала ту эпоху. Недавно я прочитал «Подстрочник» Лилианны Лунгиной – не раз я останавливался, чтобы сделать пометки и выписки. Вот таких книг не хватает , в таких произведениях воссоздается эпоха. Покойный Н.Е.Емельянов каждый день фиксировал, кто из новых мучеников пострадал в данный день. Нужны хорошие книги и серьезные исследования, благодаря которым люди смогут познакомиться с эпохой и жизнеописаниями новомучеников и исповедников Российских.

Старцы нашего времени

Вот фамилии, имена, адреса и саны старцев, которые живут сейчас, в наше время, в 2019 году:

  • Герман – имеет высший монашеский чин – архимандрит (служит в ставропигиальном монастыре для мужчин под названием «Оптина Пустынь»);
  • Власий – священнослужитель, трудящийся на благо Боровского монастыря, что в Калужской области;
  • Илий – отец, проповедующий в Оптиной Пустыни;
  • Паисий – батюшка, работающий во Введенском храме (расположен в Дмитровской области, деревне Очево);

Паисий – батюшка, работающий во Введенском храме

  • Пётр – архимандрит (проповедает в Покровском монастыре, в Нижегородской области, в деревне Лукино);
  • Амвросий – архимандрит (монастырь под названием «Введенский», который находится в городе Иваново);
  • Валериан (сан – протоиерей) – служит в Покровском храме, ПГТ Акулово, район – Одинцовский);
  • Дионисий – архимандрит – работает в храме Святого Мирликийского Николая в Москве;

Дионисий – архимандрит

  • Иероним – священнослужитель – проповедует в Чувашии (монастырь – Успенский);
  • Илларион – отец – работает в Ключевской Пустыни, которая находится в Мордовии;
  • Иоанн – схиархимандрит – работает на благо Иоанновского монастыря, что в Саранске;

Иоанн – схиархимандрит

  • Николай – священнослужитель – служит в Башкирии, в Покрово-Эннатском монастыре;
  • Адриан – священник в Псково-Печерском монастыре;
  • Батюшка Иоанн Миронов – Санкт- Петербург, храм Неупиваемая Чаша.

Все эти старцы выбраны самим Господом и наделены особой силой.

Смерть пионерки – узурпация образа святости

Юлия Иванова предложила добавить к дискуссии вопрос об отношении к мученикам за идею:

– Как быть, если речь идет не об условно плохих, а об условно хороших людях, которые были готовы к смерти, страданиям, но сознательно показывали, что это будет смерть за других людей, за идею, но принципиально не смерть за Христа. Смерть пионерки, условно говоря. Это узурпация образа святости со стороны гуманистической идеологии.

Как быть с их святостью? Как быть с людьми, которые не могли быть крещены, в силу отдаленности местности, и как быть с людьми, которые имели такую возможность, но тем не менее отрицали свои страдания как страдания за Христа.

Отвечая на вопрос Юлии Ивановой, ведущий Круглого стола Александр Марков заметил, что историческое различие и сходство гражданского мученичества и мученичества церковного является важнейшей проблемой. И показал, что в истории уже были попытки ее решения:

Священник Михаил Прокопенко,

сотрудник Отдела внешних церковный связей, клирик храма Святой Троицы в Хорошево.

Как на всякий вопрос, заданный в общем, на этот вопрос можно ответить и утвердительно, и… не совсем утвердительно.

Несомненно, святых новомучеников и исповедников в нашем народе почитают. Их имена возглашаются с особым усердием диаконом на «Спаси, Боже…», при этом все присутствующие в храме истово крестятся и кланяются. Почти в любой церкви можно встретить икону Собора новомучеников или иконописные изображения наиболее почитаемых из них. Многие заказывают молебны новомученикам и исповедникам нашей Церкви, по крайней мере, я сужу по нашему довольно многолюдному приходу.

Думаю, в каком-то смысле самое важное свидетельство реальности почитания памяти святых новомучеников заключается в том, что именами действительно почитаемых святых люди, особенно живущие активной церковной жизнью, охотно называют своих чад. Среди подходящих и приносимых к Чаше детей до 10 лет многие носят имена Николай, Тихон, Алексий; очень многие девочки носят имя Елизавета, Александра или имена великих княжон

И в нашей семье есть Елизавета – образ святой преподобномученицы обладает удивительной притягательной силой; наверное, даже в те поистине героические и одновременно трагические годы немного было у нас людей, обладающих такой внутренней цельностью и преданностью Божией правде, как святая Елизавета Феодоровна.

Иными словами, в нашей Церкви любят и почитают святых новомучеников и исповедников. Это очевидный факт.

С другой стороны, это почитание еще продолжает складываться. Думаю, многие заметили одну особенность почитания святых новомучеников и исповедников: наиболее ревностно почитаются те из них, кого хорошо знают, не в последнюю очередь благодаря наличию зримых и осязаемых свидетельств об их жизни, подвиге и кончине. В Москве, например, православные очень любят и почитают святителя Тихона, потому что его мощи почивают в Донском монастыре; почитают и преподобномученицу Елизавету – всем хорошо известно место ее трудов на Большой Ордынке. Совершаемые несколько раз в году торжественные богослужения на месте массовых убийств в Бутове собирают тысячи людей, а Бутовская голгофа давно стала местом паломничества. Почитают также священноисповедника Илариона Верейского – в Москве есть его мощи и, кроме того, довольно популярны его богословские труды… Думается, что и почитание менее известных новомучеников будет расти, если и далее будут собираться и распространяться известия об их жизни, деяниях и кончине, если будут издаваться их труды, если будут обустраиваться, где это возможно, музеи и памятные места, связанные с именами пострадавших за Христа в годы безбожных гонений. Это наш долг перед ними.

Человеческая память – а религиозное почитание святых в значительной степени есть именно память – всегда нуждается в видимых знаках, видимых и доступных «якорях» и ориентирах; она нуждается в преумножении и бережном хранении, в том числе в хранении от попыток какой бы то ни было политизации. Тогда эта память будет подлинно общенародной святыней. Чем больше будет таких «якорей», тем более будет укореняться в нашем народе почитание святых наших сродников, почти современных нам, засвидетельствовавших свою верность Христу перенесением страданий и пролитием крови даже до смерти.

Опасность лже-старцев

Советская власть старалась полностью уничтожить духовенство. Это привело к уменьшению числа духовно опытных священников. Однако осталась потребность христиан иметь прозорливых опытных духовников. 

На этой почве стали появляться лжестарцы. И сейчас, к сожалению, можно встретить подобных священнослужителей (зачастую из нового поколения). Они сознательно или непреднамеренно, но пытаются подчинить своей власти духовно малоопытных людей.

Решением Синода Русской Православной Церкви от 1998 года осуждена практика ложного духовничества. Признаны недопустимыми принуждения верующих (вразрез их воле) к некоторым действиям. Например, принятию монашества, вступлению в брак, несению какого-либо послушания, принесению пожертвований, отказ от воинской службы или от получения медицинской помощи.

К прочтению  Священник-модернист алексий уминский выступил с атеистическими заявлениями

Отличить лжестарца не так просто. Признаками обращения к таким старцам являются чувство подавленности и уныния. Часто это связано с тем, что лжестарцы требуют от приходящих к ним людей полного и беспрекословного послушания. У лжестарцев можно наблюдать тщеславие, самолюбование, желание власти над другими, корысть.

Протоиерей Владимир Воробьев советовал при поиске прозорливого старца проявлять «духовную» осторожность:

Православные старцы

В Русской Православной Церкви к наиболее известным старцам можно отнести преподобного Серафима Саровского (1754-1833). За советом к нему приходило большое количество людей (как монахи, так и миряне). Но благодать старчества обретается не сразу. Перед этим, как и у других старцев, был период затворничества (уединенной жизни).

Преподобный Серафим Саровский принял подвиг столпничества: на протяжении 1000 дней и ночей он коленопреклонно молился на камне. Усиленная молитва и покаянные размышления о своей жизни способствовали достижению смирения и духовному соединению с Господом, от Которого он получил дар прозорливости.

«Классический» вид старчества, когда прослеживается неразрывная духовная связь “учитель-ученик”, в России стал наблюдаться в конце 18 века. Особо знамениты были старцы, жившие в монастырях Глинской (Сумская область, Украина), Оптиной пустыни (Калужская область, Россия). А в Псково-Печерском монастыре (Псковская область, Россия) старчество не прекращалось даже в советское время. В богоборческие времена старцы нередко жили вне монастырских стен. 

О «большой семье» святогорских старцев можно узнать из книги иеромонаха Пантелеимона Королева «Новый афонский патерик». В ней подробно описано, что такое старчество, кто такие современные православные старцы, их поучения.

Полигон Южное Бутово или братская могила святых

С уверенностью можно сказать, что во всем мире не найдется более страшного, но и более священного места, чем Южное Бутово под Москвой. Именно здесь, на существовавшем тогда полигоне, происходили массовые расстрелы репрессированных и осужденных. Конечно, многие будущие святые погибли и в других местах — в ссылках, лагерях, на принудительных работах. Но Южное Бутово навсегда вошло в историю христианства как место захоронения рекордного числа прославленных святых.

К началу революции Бутово представляло собой большое поместье, на котором располагался один из крупнейших в России конных заводов. Тут выращивали элитных лошадей, само поместье и его хозяева были очень богаты.

В 1934 году вся большая территория поместья отходит во владение НКВД и используется как база по обеспечению продовольствием сотрудников ведомства. Тут создается огромный совхоз, в центре которого отводится спецзона для исполнения смертных приговоров тем, кого осудила новая власть.

Невозможно описать весь тот ужас, который принесла новая власть тем, кто попал под определение «антисоветский элемент». По сути, таковым мог оказаться совершенно любой, даже случайный человек

Достаточно было где-то неосторожно выразиться, поссориться с соседями, которые отомстили доносом, или даже минимально высказать несогласие с воцарившимся строем

Важно! На сегодняшний день после изучения архивных данных и исследования закрытых материалов достоверно известно, что во время советских репрессий на полигоне Бутово было расстреляно около 21 000 человек. На основании расстрельных списков было установлено около 1000 имен церковных деятелей, расстрелянных в 1937-1939 годы. В этом списке есть и архиереи, и священники, и служители храмов, и монахи, и простые прихожане

На основании расстрельных списков было установлено около 1000 имен церковных деятелей, расстрелянных в 1937-1939 годы. В этом списке есть и архиереи, и священники, и служители храмов, и монахи, и простые прихожане.

Открытие мест массовых захоронений начинается в 1990-х годах. До этого времени не было достоверных данных о том, сколько там захоронено людей, по каким статьям они были осуждены, где именно находятся захоронения. По мере поднятия секретных до этого времени уголовных дел, начала проясняться настоящая картина произошедшего. И она была ужасающа.


Деревянный храм Новомучеников. Бутовский полигон

Тогда же, по благословению самого Патриарха, на полигоне Бутово был установлен поклонный крест, а немногим позже — и храм, освященный в память о святых новомучениках и исповедниках Российских.

Сегодня Южное Бутово — большой мемориальный и музейный комплекс. Тут проходят постоянные экскурсии и лекции, где можно узнать об истории этих мест, о том, кто тут был расстрелян и похоронен. Бутово несет в себе огромную ценность как историческую, так и духовную. И нельзя допустить, чтобы память о людях, окончивших свою жизнь тут, когда-либо угасла.

Старчество в современной России

Есть ли в России старцы нашего времени?

В Русской Православной Церкви в настоящее время авторитет старчества имеют несколько человек. Попасть к ним «обычным» верующим нелегко. Даже если и узнать место их жительства, приехать и ожидать своей очереди, этого мало. Чтобы ныне живущие старцы приняли у себя человека, верующий должен обладать твердой верой, сильным желанием и горячо об этом молиться Богу. И при всем этом не всегда встреча может произойти с первой попытки. Бывает, что прозорливые старцы нашего времени сами вызывают к себе людей.

Среди православных имеется практика в случае возникновения потребности в решении серьезного вопроса, ездить с паломнической поездкой к могиле почивших известных старцев. Это вполне адекватный выход в связи со сложностью получить наставление от ныне живущего старца.

Но можно воспользоваться советом митрополита Саратовского и Вольского Лонгина:

Кто такие старцы

В жизни каждого человека случаются такие моменты, когда необходимо принять какое-то определенное решение (сделать выбор). И христиане не исключение. Например, вступать в брак или уходить в монастырь, менять ли место жительство, соглашаться на новую работу или нет. Для верующего становится важным, чтобы принятое решение было согласовано с Божьей волей. Зачастую сделать выбор сложно, не всегда помогает совет приходского священника. Поэтому в этом случае нужный совет могут дать старцы нашего времени.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Но кто такие старцы? 

В Православии авторитет старцев основан на авторитете святости. Христианин считается приближенным к святости, когда действием Святого Духа очищается его душа от греха. При этом человек бережно относится к этому Божьему дару, соблюдая Заповеди Господни. Тогда «духоносный» христианин учит других людей «не от своего ума», а по вдохновению Святого Духа. Старчество — это исключительное явление.

Само слово «старец» не является степенью священнослужителей. Это значит, что старцем может быть не только монах, священник или епископ, но и мирянин. Также не нужно ставить знак равенства между «старцем» и «стариком». Это не указание на преклонный возраст, а свидетельство особой благодати от Бога.

Старцы это не только мужчины, но и женщины. Например, старицы Пелагея Ивановна Дивеевская (1809-1884), которая в 2004 году была канонизирована (прославлена) в лике блаженных.

Старцы нашего времени живущие сейчас 2020 в России

Архимандрит Чудотворец Герман

Отец Герман Чудотворец нашего времени живущий сейчас в Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Батюшка Германа характеризуют как очень доброго и сердечного человека, не отказывающего в просьбах никому. Он давно занимается отчиткой, которая помогает грешнику избавиться от бесов. Информация на православном сайте здесь.

 Отец Власий

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Калужская область. Прозорливый Отец Власий Старец нашего времени  оказывает помощь всем, кто не может найти выход из сложной ситуации, безнадежно больным, погрязшим в грехах. Многие, после визита к нему, смогли в корне изменить свою жизнь, наполнив ее светом и верой.

Информация на православном сайте здесь.

 Отец Илий

Чудотворец Отец Илий находиться в Переделкино в Московской области в монастыре Оптина Пустынь и ведет прием не смотря на свой возраст и самочувствие. Все желающие могут попасть на прием. Старцы нашего времени информация  здесь.

Отец Паисий

Батюшка Паисий Старец нашего времени живущий сейчас в Введенском храме Дмитровской области в с. Очево. В это тихое святое место приезжают те люди, проблемы которых могут быть решены только настоянием и благословением батюшки. Информация  здесь

К прочтению  Церковь празднует память иконы божией матери «державная»

Священник Петр

Священник Петр Чудотворец нашего времени живущий сейчас в Покровском женском монастыре, с. Лукино, Нижегородская область. В это тихое место приезжают люди, мятущаяся душа которых жаждет покоя и благости. Петр Прозорливый для каждого найдет теплое слово и мудрый совет. Информация  здесь

Архимандрит Чудотворец Амвросий

Отец Амвросий Чудотворец нашего времени живущий сейчас в Свято-Введенский женский монастырь, г.Иваново. Наш современник – известный в России проповедник и писатель, находит время для каждого страждущего, исцеляя его силой молитвы и исповеди. Информация  здесь

Протоиерей Валериан Кречетов

Покровская церковь, с. Акулово, Одинцовский район. Многие его духовные чада считают священнослужителя почти святым, возможно потому, что он в свое время сделал каждого из них немного светлее, добрее и счастливее. #Батюшка всегда открыт для общения. Информация на православном сайте здесь

Поездка к прозорливому старцу из Москвы

При желании попасть на прием, Вы можете воспользоваться благотворительной поездкой, благодаря которой Вы встретитесь со старцем в его обители и побываете в святых местах. В среднем в год 14-15 поездок за счет благотворителей и меценатов. Информация здесь.

Но если Вам надо попасть на прием и Вы не можете или не хотите ждать благотворительной поездки то за небольшую сумму мы отвезем Вас туда и поможем с размещением. Информация здесь Паломническая поездка.

с комфортом.

Протоиерей Александр Стрижак,

настоятель Лазаревского храма с.Благовещенье Сергиево-Посадского района.

Сегодня есть почитание свт. Тихона, священномученика Илариона (Троицкого), преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары. Остальные же святые почитаются в своих епархиях, на местах и очень слабо. То есть можно говорить о том, что пока почитание собора новомучеников и исповедников Российских не сложилось. Чтобы оно сложилось, нужно время. К сожалению, канонизация была не следствием почитания, а «стимулятором» его. На мой взгляд, это не вполне верно, но теперь это данность, которую не изменить.

Есть мнение, что особыми усилиями по распространению житий этих святых среди верующих и написанием им служб можно достичь усиления их почитания. Но народ все равно будет стремиться к свт. Николаю и прп. Сергию, почитание которых утверждено не столько рассказами о их подвиге, сколько реальной благодатной помощью этих святых людям. И это нисколько не умаляет святости новомучеников.  Даже среди общецерковных святых, особенно среди мучеников, есть многие, почитание которых ограничивается упоминанием в святцах, не думаю, что нам стоит ожидать чего-то большего по отношению к новомученикам.

Мученик – не замученный, а свидетель

Иеромонах Иоанн (Гуайта), продолжая дискуссию о критериях святости, предложил прежде всего договориться о смысле, который мы вкладываем в слова святость и мученичество:

– Апостол Павел называет святыми всех христиан, но когда мы говорим о мучениках в сугубо богословском смысле, то мученик – это тот человек, который положил жизнь за исповедание Христа. За то, что он христианин и открыто говорил об этом, его и убили.

Нас обманывает русское слово «мученик» – тот, кого замучили. Но если взять греческое слово, то martiros – это свидетель. То есть мученик – это человек, который был убит за то, что он христианин.

И поэтому, если мы используем слова в чисто техническом смысле, получается, что тот, кто был убит не за веру, а по политическим причинам (как царь Николай II или князья Борис и Глеб) – это страстотерпец. А тот, кто пострадал за веру, но не замучен до смерти, – это исповедник. Если внести такую ясность, несколько вопросов сразу снимается.

Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка

Память 17 декабря (4 декабря ст.ст.).

Кира Ивановна Оболенская была потомственной дворянкой, принадлежала к древней фамилии Оболенских, которая вела свою родословную от легендарного князя Рюрика. Она училась в Смольном институте благородных девиц, работала учительницей в школе для бедных. При советской власти как представительница «классово чуждых элементов» была переведена на должность библиотекаря. Принимала активное участие в жизни Александро-Невского братства в Петрограде.

В 1930–34 годах была в заключении в концлагерях за контрреволюционные взгляды (Белбалтлаг, Свирьлаг). По выходе из заключения проживала на 101-м километре от Ленинграла, в г. Боровичи. В 1937 году была арестована вместе с духовенством Боровичей и расстреляна по ложному обвинению в создании «контрреволюционной организации».

На момент расстрела мученице Кире было 48 лет.

Марина Андреевна Журинская,

главный редактор журнала «Альфа и Омега», первого печатного издания, начавшего публиковать жизнеописания за веру пострадавших.

К сожалению, можно сказать, почитание новомучеников пока не сложилось. Ежегодные службы в Бутове, возглавляемые Святейшим Патриархом собирают десятки архиереев, сотни священников, тысячи молящихся, а что вне этого? Много ли сегодня людей, которые молятся новомученикам, служат им молебны? Мало… Зачем нужны новомученики современному христианину? Они учат мужеству, верности, вере, а основная масса людей приходит в храм за здоровьем, чтобы дома все было хорошо. Например, нужна квартира, а зачем небесный венец? В повседневной жизни мы об этом не задумываемся.

А между тем  цель христианина – это пребывание со Христом, ответ любовью на Его любовь. И желать для себя нужно прежде всего приближения к Богу. Тогда почитание новомучеников станет на свое место, потому что мало кто в истории христианства приблизился к Нему так, как они.

Значение новомучеников для Церкви Христовой

Часто можно услышать фразу, что наша Церковь стоит на крови мучеников. Эта формулировка имеет как символическое значение — в том смысле, что огромное количество людей пролили свою кровь ради веры Христовой, так и практическое. В каждом храме при обустройстве престола в алтаре в него в обязательном порядке вкладывается частичка мощей православного мученика.

ХХ век обеспечил все мировые православные церкви таким количеством святых мучеников, которого хватит на все времена. Русская православная церковь и так часто давала частички для престолов другим братским церквям. Но в ХХ веке количество новопрославленных святых стало поистине огромным.

Тем не менее особого всенародного почитания подвига новомучеников в православной среде не наблюдается. Несмотря на временную близость, многие не понимают в чем заключается такая уж особенность их подвига. В годы советской власти погибло очень много и нецерковных людей — расстреливали не только за веру, но и за многие другие идеи и течения, ставящие под сомнение новую власть.

Можно встретить рассуждения в духе — «Ну, расстреляли священника, который отказался прекратить службу в храме и свои проповеди. Почему он сразу стал святым? Чем он принципиально отличается от какого-то крестьянина, расстрелянного во время раскулачивания? А сколько полегло интеллигенции, цвета нации?».


Икона новомучеников и исповедников российских, за Христа пострадавших

Действительно, нельзя думать, что в годы репрессий страдали только за Христову веру. Эти страшные и кровавые годы унесли огромное количество жизней как верующих, так и неверующих людей. Но те, кто не отрекся перед смертью от Господа и был готов исповедовать Его до самого конца — приобрели себе огромную духовную награду. Именно этим их подвиг и ценен. Люди могли как угодно прожить свою жизнь, кто-то из них познал Христа незадолго до смерти. Но глубокая вера и готовность перенести любые страдания, но не отречься от Господа, даровали им спасение.

Чем этот пример полезен для нас, сегодняшних? Тем, что мы должны помнить о Боге постоянно. Современный человек, который живет в формально свободном мире, на самом деле даже не осознает, насколько он попадает в плен грехам и страстям. И те ценности, за который столетие назад люди отдавали свои жизни, многие из нас сегодня даже не осознают.

Память новомучеников и исповедников очень поучительна для нас историями этих людей. Порой невозможно даже читать, через что пришлось пройти этим будущим святым ради своей веры. Каких только зверств не придумывалось ради того, чтобы сломить человека, заставить его отречься от Христа. Но те, кто с Божьей помощью сумел выстоять в этой брани — навеки удостоился Божьей славы. Поэтому недопустимо сегодня не почитать память новомучеников и исповедников, считая подвиг их смерти чем-то малозначительным.

К прочтению  Василисса никомидийская: описание, история, фото

Важно! Память этих святых празднуется ежегодно в первое воскресенье, наступающее после 7 февраля

Признаки настоящих старцев

Для старца характерно обладание особыми знаниями (прозорливостью). Эта способность позволяет увидеть души приходящих к нему людей. Таково особое духовное зрение, открывающее живущие в человеке страсти и добродетели. Старцам открыта Божья воля о человеке, поэтому они могут давать советы на пользу приходящим к ним христианам.

Но не стоит относиться к старцам как к гадалкам, чтобы узнать будущее. К ним следует обращаться только для решения судьбоносных вопросов. Это решения, способные оказать существенное влияние на ход земной жизни христианина. Однако сказанное старцами зачастую не имеет четко выраженной формы и категорического тона. В основном все преподносится в виде совета или указания.

Старцы нашего времени никого не принуждают, всегда остается важным добровольное согласие и желание самих людей. Полная власть над человеком есть только у Создателя. Хотя все равно у человека остается его свободная воля, которая ничем не ограничивается. Тем более ее не имеют право «насиловать» другие люди, пусть и святые. Как говорил преподобный Паисий Святогорец (1924-1994):

После общения со старцами у человека должно остаться чувство радости и душевного спокойствия. Действия (советы) старцев всегда бескорыстны.

Елена Викторовна Тростникова,

автор и составитель популярных книг о вере и Церкви для детей и взрослых: «Апостол и Евангелист Иоанн Богослов», «Молитвы для самых маленьких», «Книга пророка Ионы», «Ноев ковчег», «Как научиться понимать молитвы», «Первые шаги в православном храме», «Преподобный Сергий Радонежский» и других.

Все — или почти все — горькие упреки в том, что мы мало почитаем новомучеников, конечно же, справедливы.

И все-таки, все-таки… не могу я сказать, что у нас «не сложилось почитание новомучеников». Наверное, потому, что признание «сложилось — не сложилось» требует какого-то обобщенного, мощного масштаба или хотя бы понимания, в каких формах оно должно «правильно» сложиться. А мерить я могу только меркою собственной, ближнего и чуть более дальнего окружения, прежде всего — своего прихода, где в проповедях наш отец настоятель часто обличает нас всех в том, что мы мало новомучеников чтим. Но, пока позволяло здоровье настоятеля, у нас в Троицком-Голенищеве было две «ночи мучеников» в году — настоящих всенощных бдения, посвященных новомученикам и исповедникам Российским, которые длились до утра и завершались общим причащением. Одна ночь — в общее празднование Новомучеников и исповедников, в районе 7 февраля, другая — местное празднование, в первую среду Петрова поста… Каждая эта ночная служба незабываема, ими строилась жизнь.

Что почитания новомучеников и исповедников очень много — пусть оно и «не сложилось» — видно из того, что после массовой канонизации в 2000 году (а какое это было невообразимое, глубочайшее народное торжество, вспомнит всякий, кто был тогда в многотысячной громаде у храма Христа Спасителя или даже, как я, лишь слышал рассказы друзей и соприхожан) всё продолжается причисление к их сонму все новых и новых святых. А ведь здесь никто не входит в этот сонм формально, «для галочки», за каждым, каждым именем — реальное почитание тех, кто поднимал труды собирания документов, прорывался в архивы, обивал пороги, — уже только одно это сделать можно только любовью. Сама канонизация – вещь отнюдь не простая — свидетельство любви, почитания и… и чуда, потому что «механически», бюрократически, без ответа самого святого на любовь и почитание она просто не могла бы произойти. И разве эта любовь и это почитание завершается актом канонизации? Ведь только начинается и ширится!

А еще за каждым именем — десяток неведомых или непрославленных имен, и этот массив Церковь своим организмом, своим соборным телом чувствует. Мне кажется, это как дыхание церковного организма, того тела, клеточкой которого я являюсь.

Вот такая я оптимистка, хотя мучениколюбие во мне — очень малое, недостаточное. Но оно есть, и в нем моя надежда. Святые — и особенно мученики, и особенно наши, родные мученики недавних лет, претерпевшие такие скорби — умеют любить нас несравненно больше, чем мы умеем любить и чтить их. И связь, живая, сильная — есть. Это благоговение к мученикам я знаю по многим и многим людям, эту помощь, таинственную и крепкую, тоже знаю. Сейчас, когда наша родина в огне, когда пришла большая народная беда — многие в сердце своем, на молитве келейной просят у этих «Иерусалима Небесного граждан» помощи. Почитание «складывается» из многого, в том числе и из внезапных воплей души к тем, чье страдание вдруг коснулось и нас…

Ну а что мало кто день изо дня читает жития новомучеников и исповедников, мало кто регулярно поет им акафисты и читает дивные службы (я очень люблю и первую, «зарубежную», и «нашу», российскую), — так, простите, мы и Евангелие читаем мало, и… да что о нас говорить! И, конечно, великое чудо канонизации Новомучеников и Исповедников не могло нас изменить разом и существенно. Но впереди каждого из нас — собственный путь наверх, а на пути этом целое воинство друзей Божиих и наших, готовых ответить подать нам руку и ответить любовью на малое движение души.

Мне кажется, что «среднестатистически» каждый воцерковленный прихожанин реально, сердечно почитает хотя бы одного-двух новомучеников — кто из «первого ряда», а кто и менее известных. Просто помнит, просто знает какие-то поразившие эпизоды из жития или страдания, порой обращается в молитве, с любовью целует икону, если она встретится… радуется, если встретится икона. А есть немало людей, у которых такое простое, может быть, личное отношение — к десяткам новомучеников и исповедников. Конечно, хотелось бы большего, но разве и это мало значит?

Подготовили Анна Данилова, Ольга Иженякова

Кто такие новомученики

Как становится ясно уже из самого названия, новомученики — это люди, которые приняли мученическую кончину за веру не так давно. В истории нашей церкви новомученики появились в середине ХХ века, причем в огромном количестве. Особенно много людей были замучены за веру во Христа в 37-39 годы ХХ века.


Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Почему почитание их памяти так близко для каждого православного человека? Потому что они были самыми обыкновенными людьми, как каждый из нас. Конечно, среди них были и священники, и монахи, но было множество обычных людей, которые под страхом смерти не отказались от своей веры.

Мы все очень любим и почитаем великих наших святых, отцов Церкви. Но мы понимаем, что понести их подвиг нам будет не по силам, поскольку у нас нет соответствующих дарований. Если мы, по примеру Серафима Саровского, решим провести в непрестанной молитве сто дней и сто ночей, да еще и стоя на голом камне, то лучшее, что нам грозит — это психиатрический стационар. Подвиги великих святых — это делание избранных людей, которых единицы.

А вот подвиг новомучеников — это подвиг людей обыкновенных. Некоторые из них при своей жизни не всегда могли соответствовать всем канонам и нормам православной веры. Эти люди прославились в лике святых не за свою святую жизнь, а за свою святую смерть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: