Отцы-афониты: встанем на соборную святорусскую молитву! (видео)

Правила чтения

Следует помнить о том, что у христианина нет земного отечества, так как по слову Евангелия во Христе нет «ни еллина, ни иудея». Поэтому никогда не стоит ставить любовь к отечеству выше любви к Богу и человеку. И тем не менее, Церковь сама молится за Россию и благословляет всем своим чадам молиться индивидуально за неё. И в этом нет противоречия евангельским словам, потому что:

  • Церковь есть небесная и земная;
  • земная имеет свои границы в пределах, которых расположены храмы, подвизались святые;
  • многие места этой земной Церкви освящены постоянным пребыванием святынь, явлением Богородицы и святых.

Важно молиться не только о себе и близких, но и о своей родине

Все это и побуждает христиан молиться о защите своих святынь, расположенных на определенной территории от внешних и внутренних врагов, а также от моровых поветрий, и всяких других опасностей. Кроме того, молитва о России это и прошение о том, чтобы всякий человек, проживающий в ней, обрел Бога и пришел к спасению. Как и любая молитва, она совершается по определенным правилам:

  • православная молитва о России необязательна для человека, чтение ее личный молитвенный подвиг;
  • читается она коленопреклоненно;
  • после прочтения делается три поклона.

Молитву можно читать не постоянно, а в определенный промежуток времени (например, в течение года или одного месяца). Или же можно вставить такое молитвословие в свое ежедневное правило, читать такую молитву по каким-то дням недели.

Как Церковь «вмешивалась в политику»

События октября 1993 имели весьма трагический для России исход, но в религиозном аспекте они значимы еще и потому, что в октябре 1993 Церковь в России предприняла самую масштабную попытку вмешаться в политику. В конце сентября патриарх Алексий был в США, однако новости из Москвы заставили его сократить намеченные сроки поездки.

В аэропорту Сан-Франциско Алексий II заявил: «Воздерживаться от любых действий, которые в этот критический момент могут привести к кровопролитию и толкнуть к гражданской войне». Эти же слова он повторил 28 сентября, когда вернулся в Москву. Патриарх Алексий встретился с Ю. Лужковым, с депутатами, председателем Конституционного суда В. Зорькиным, был в Кремле у Б. Ельцина…

Противоборствующие стороны согласились вступить в переговоры при посредничестве Русской Православной Церкви… В последний раз делегации встретились в Свято-Даниловом монастыре 3 октября в 16.00, разговор откровенно не клеился, а вскоре пришли новости о событиях на улицах Москвы, и переговоры было решено прервать до 20.00. К означенному времени представители противоборствующих сторон в Свято-Данилов монастырь не прибыли.

1993. Принесение Владимирской иконы на молебен. Фото: РИА Новости

3 октября патриарх Алексий II молился «О спасении державы Российския и утолении в ней раздоров и нестроений» перед чудотворным Владимирским образом Пресвятой Богородицы, доставленным из Третьяковской галереи. Затем, после крестного хода, Патриарх заявил, что тот, кто первым прольет кровь, будет предан анафеме.

Однако…

Трагические события октября 1993 года стали некой вехой в архипастырском служении патриарха Алексия. Он участвовал в напряженных переговорах, но примирить враждующие стороны так и не смог. Это был сильный удар, у него стало плохо с сердцем, и он, думаю, признал реальное положение РПЦ в системе общественно-политических отношений новой России.

Патриарх Алексий в 1993 году во время Конституционного кризиса. Фото: Дмитрий Донской / РИА «Новости»

Чем помогает

Церковь всегда молится за власти, а значит и за ту территорию, на которой осуществляется её миссия. Во время литургии, на Великой ектении диакон провозглашает молитву «О Богохранимой стране нашей» и так ежедневно. Но есть специальные молитвы, составленные нашими святыми. Одна из самых сильных и прочувственных принадлежит святителю Тихону Московскому, который в дни смуты, охватившей страну после 1917 г., просил о следующем:

  • он как Первосвятитель признает, что смута это результат отступления русского народа от заповедей Божиих;
  • просит уврачевать возникшую болезнь Своим милосердием;
  • обращается к поддержке и помощи таких святых, как прп. Сергий Радонежский, святитель Алексий Московский, т. е. тем которые всегда ратовали за Русскую землю и молились за нее.

Заканчивается молитва призывом к Богу вразумить и успокоить всех. Дать мир и благоденствие России.

Есть простая молитва к Господу за Россию, в которой сосредоточено несколько важных мыслей:

  • прошение о прощении грехов;
  • вразумление и наставление на путь истинный врагов;
  • призвание мира и тишины на родную землю.
К прочтению  Священномученики дионисий ареопагит, епископ афинский, пресвитер рустик и диакон елевферий

И немаловажный лейтмотив всей молитвы состоит в том, чтобы обратить тех, кто отпал от Бога на путь истины и желание спасения им.

Актуальна в настоящее время и молитва о спасении России, обращенная к святым, а именно к Новомученикам и Исповедникам:

  • в ней прославляется подвиг их;
  • признается то, что кровью своей они освятили землю русскую и теперь могут вполне ходатайствовать перед Богом о защите ее.


Икона собора Новомучеников и Исповедников российских

И также в молитве присутствует покаянный мотив, так как это, прежде всего и должно быть в ней, потому что без покаяния невозможно ничего попросить у Бога, так как только кающихся и смиренных слышит Он.

Также можно молиться Богородице. Но это совсем короткая молитва, которую стоит заучить и повторять каждый день.

Молитва к Богородице о России

Как это было на самом деле

Вечером в воскресенье, 3 октября, я услышал по «Эхо Москвы», что Верховный совет «перешел в наступление». Сел уже в свои «жигули» и поехал, подумал, доеду, куда пустят. Проезжаю Пресню, Баррикадную, американское посольство – так и не встретил ни одного солдата, а еще вчера тут и муха не могла свободно проскочить. Почему?

Поставил машину около гостиницы «Мир» – ни одного милиционера. Люди гуляют, песни поют, режут колючую проволоку на сувениры. Никакой охраны, мэрия (СЭВ) уже сгорела. «Эхо Москвы» передало, что начался штурм Останкино и что телевещание прервано. Долетел по пустой Москве до телецентра мигом, остановился за автобусами и пошел смотреть, как воюют. Толпы нет, не было видно в темноте (было уже часов девять) и солдат. Только по улице Королева носился четырехосный бронетранспортер и стрелял, пули свистели довольно близко, десятки людей вжались в асфальт, мимо пронесли раненого. Жуть!

Фото: www.bellabs.ru

Бронетранспортер со страшным ревом разворачивается всеми своими восьмью колесами прямо на месте, но его заносит метров на 20. Подумал, что сейчас солдатик ударит по автобусам, а те сомнут мою машину. Ну ладно, пульки посвистели, в войнушку поиграл, сажусь в машину. Ко мне подбегает мужик и просит до метро довезти. Поехали. «Ты за кого, за белых или за красных?» – спросил он меня. Я в ответ: «Слушай, давай не будем, всю жизнь буду радоваться, что мужика с поля боя вывез…» Несмотря на кошмар происходящего, чувство юмора сохранил.

Но работа есть работа – в редакцию. К утру пришли войска, начался штурм Белого дома. Я взял монтировку из машины, сломали дверь на крышу, ребята с телевиками начали снимать, как горит Верховный совет. Благо с 1905 года здание парламента было как на ладони. Приходят охранники: «Валите, вас примут за снайперов, убьют». Все здание было заблокировано войсками, уйти было сложно, конечно, всех, кто захотел, мы отправили домой, правда, почему-то пришлось долго спорить с военными.

Казалось, все уже кончилось, и мы сели пить водку, вдруг слышим какой-то стук, словно град по крыше. Оказалось, стреляют. Потом говорили, что кто-то из защитников Белого дома пытался прорвать оцепление как раз близ здания издательства. Вбегаю в комнату главного редактора, выглядываю в окно, что выходит на Звенигородское шоссе: автобусы армейские или с милиционерами стоят вдоль трассы, и солдаты из-за них поливают наше здание свинцом.

Ночевали в редакции – спали на столах и стульях, хотя спали мало. Ночью позвонили с радио «Свобода», и я сорок минут рассказывал о том, что творится в Москве, вышел на связь с «Эхо Москвы» и с ТАССом, сообщил, что здание Издательства «Московской правды», где располагается наша редакция, оказалось в зоне боевых действий, рассказал про стрельбу. По телику в новостях передали мое сообщение, родные были в панике.

В шесть часов утра (какой тут сон!) небольшой компанией вышли из редакции. Тишина. У того места, где сейчас стоит Макдональдс на площади улицы 1905 года, валяются гильзы, и чем ближе было к Белому дому, тем их становилось все больше, порой ступить было некуда. Недалеко от станции метро «Краснопресненская» увидел на земле четыре трупа, на Рочдельской еще один, и кругом гильзы. Белый дом был уже в оцеплении, но не сильном, работали пожарные…

Фото: www.bellabs.ru

Конечно, и тогда я четко знал, на чьей я стороне. Тут нет сомнений. Но…

Через несколько дней я привез своих детей на Краснопресненскую набережную, чтобы показать сгоревшее здание парламента, объяснил, что произошло. Но сегодня они об этом не помнят.

***

Потом, когда писал об этих событиях, всегда вставлял рассказ своего приятеля иеромонаха Никона (Белавенца), который в те дни находился среди защитников Белого дома, по сути дела, мы оказались по разные стороны баррикад, были сторонниками враждующих сил.

Как была написана молитва

Святейший Патриарх Кирилл рассказал о новом молебном чине в день памяти св. Георгия Победоносца»:

«Я благословил, чтобы начиная с этого года в День Победы во всех храмах Русской Церкви торжественно совершался молебен в память об избавлении страны нашей от страшного, смертельного врага, от опасности, которой не знало Отечество наше за всю историю. Работая над текстом молитвы, которая будет прочитываться в наших храмах, я положил в ее основу молитву свт. Московского Филарета (Дроздова). Святитель составил эту молитву в связи с победой над Наполеоном, но вообще полагал полезным читать ее всякий раз, когда страна наша праздновала победу в войнах.

Конечно, не везде молитва святителя Филарета буквально соответствовала нашей Победе и нашему времени, поэтому кое-что пришлось редактировать. Но, работая над этим текстом, я проникся смыслом молитвы, написанной святителем. Казалось бы, православная Россия и нашествие Наполеона — как должно было все это преломляться в сознании тогдашних людей? Как некая напасть? Как дьявольское искушение? Как происки врага? Как хитросплетения политики? Но в сознании свт. Филарета и всей Церкви, которая потом его словами молилась, эта напасть воспринималась как наказание за грех.

Год назад я сказал в этом храме, что и Великая Отечественная война была наказанием за наш грех, а потом был удивлен реакцией светской прессы, которая удивилась и даже обиделась. Не надо обижаться — грешить не надо. Ни один грех не проходит мимо Бога. Все, что мы совершаем в своей личной, общественной, государственной жизни, — все это заносится в Божественную книгу жизни. Господь по милости Своей, не желая наших вечных мук, проводит нас через эти временные испытания, и мы должны воспринимать их как дар Божественной справедливости и дар Божественной любви — не роптать, но призывать имя Божие, в покаянии и вере склоняя пред Богом свои главы.

А что же в ответ? В ответ Господь совершает чудеса, как Он совершил чудо избавления Москвы, как Он совершил чудо спасения страны нашей и всей Европы. И знамением этого чуда явилось окончание военных действий в день праздника святого великомученика и Победоносца Георгия по нашему церковному юлианскому календарю. Это тоже было знаком того, что особая роль была у страны и народа нашего в той великой священной Победе.

Святым угодникам

  • А
  • Адриану и Наталии
  • Александру Невскому
  • Александру Римскому
  • Александру Свирскому
  • Алексию Московскому
  • Амвросию Оптинскому
  • Анастасии Узорешительнице
  • Андрею Первозванному
  • Антипе Пергамскому
  • Антонию, Евстафию и Иоанну Виленским
  • Артемию Великомученику
  • Артемию Веркольскому
  • Б
  • Борису и Глебу
  • В
  • Валентине Минской
  • Варваре Великомученице
  • Василию Блаженному
  • Василию Новому
  • Вере Надежде Любови и матери их Софии
  • Власию Севастийскому
  • Вонифатию Римскому
  • Всеволоду Мстиславичу
  • Г
  • Георгию Победоносцу
  • Гурию, Самону и Авиву
  • Д
  • Давиду Гареджийскому
  • Давиду царю
  • Даниилу Московскому
  • Димитрию Солунскому
  • Димитрию Угличскому (Московскому)
  • Диомиду Никейскому
  • Е
  • Екатерине Великомученице
  • Елене Равноапостольной
  • Евфросинии (Евдокии) Московской
  • З
  • Захарию и Елисавете
  • И
  • Иакову Железноборовскому
  • Игнатию Брянчанинову
  • Илье пророку
  • Иоакиму и Анне
  • Иоанну Богослову
  • Иоанну Воину
  • Иоанну Златоусту
  • Иоанну Кронштадтскому
  • Иоанну Милостивому
  • Иоанну Новому (Сочавскому)
  • Иоанну Предтече (Крестителю)
  • Иоанну Рыльскому
  • Иову Многострадальному
  • Иосифу Обручнику
  • Ипатию Печерскому
  • Ирине Великомученице
  • Иулиану Кеноманийскому
  • К
  • Киприану и Устине
  • Кириллу и Марии Радонежским
  • Киру и Иоанну
  • Косме и Дамиану
  • Ксении Петербургской Блаженной
  • Л
  • Лаврентию Римскому
  • Лонгину Сотнику
  • Луке Апостолу
  • Луке (Войно-Яснецкому)
  • Луке Крымскому
  • М
  • Макарию Желтоводскому
  • Марону Сирийскому
  • Марте (Марфе)
  • Матроне Московской
  • Мелании Римляныни
  • Мине Александрийскому
  • Митрофану Воронежскому
  • Моисею Мурину
  • Н
  • Нектарию Эгинскому
  • Никите Великомученику
  • Никите Новгородскому
  • Николаю Сербскому
  • Николаю Чудотворцу
  • О
  • Ольге Равноапостольной
  • П
  • Павлу апостолу
  • Паисию Величковскому
  • Пантелеймону целителю
  • Параскеве Пятнице
  • Петру апостолу
  • Петру и Февронии
  • Р
  • Равноапостольному князю Владимиру
  • С
  • Савве Освященному
  • Савве Сторожевскому
  • Серафиму Саровскому
  • Сергию Радонежскому
  • Силуану Афонскому
  • Симеону Богоприимцу
  • Симеону Верхотурскому
  • Симеону Мироточивому
  • Симону Кананиту (Зилоту)
  • Спиридону Тримифунтскому
  • Стилиану Пафлагонскому
  • Т
  • Тамаре Грузинской
  • Тарасию Константинопольскому
  • Татьяне Римской
  • Тихону Задонскому (Воронежскому)
  • Трифону мученику
  • Ф
  • Феодору Студиту
  • Феодору Тирону
  • Феодосию Кавказскому
  • Ферапонту Монзенскому
  • Филарету Московскому
  • Флору и Лавру
  • Х
  • Христофору Псеглавцу
  • Я
  • Ярославу Мудрому
К прочтению  Глава белорусской православной церкви: "смертная казнь - это грех убийства"

Из интервью иеромонаха Никона (Белавенца):

Иеромонах Никон

23 сентября я решил отправиться в Белый дом.

Однако мне не хотелось действовать самочинно, поэтому я решил запросить мнение Священноначалия. Святейший Патриарх и митрополит Кирилл находились в США, поэтому я позвонил священнику Всеволоду Чаплину и попросил его связаться с владыкой митрополитом, чтобы узнать, нет ли у него возражений против моего нахождения в здании Верховного Совета. Возражений не было, и я остался там до самого трагического утра 4 октября.

Я пошел туда как священник, надеялся, что мое слово способно удержать от каких-то опрометчивых шагов. В течение двух недель я обходил баррикады, успокаивал людей, чтобы они не поддавались на провокации, а потому на митингах не выступал

Важно, чтобы священник всегда оставался священником, а не политиком. Был соблазн, предлагали выступить с балкона

Я от этого отказался.

Хорошо помню, с какой радостью был встречен приезд в осажденный парламент митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия вечером 2 октября. От владыки исходило какое-то особое спокойствие и умиротворение, которого всем так не хватало в те трагические дни. Мне удалось обменяться с ним несколькими словами. «Служи здесь. Тут ты нужнее», — благословил он.

До конца своих дней буду помнить Божественную литургию в Белом доме, которую мы 3 октября совершали с протоиереем Алексеем Злобиным и архидиаконом Романом (Тамбергом) из Свято-Данилова монастыря. Когда совершалась литургия, я исповедовал несколько сот человек. Многие исповедовались впервые. Это большой опыт для меня. Когда человек не знает, останется он жив или нет, он совершенно по-другому исповедуется. И найти какие-то слова, чтобы его и укрепить, и, в то же время, чтобы вразумить, чтобы не поддавался не самым лучшим чувствам, — это не так легко.

Десятичасовое ожидание смерти жутко измотало меня, все же когда альфовцы вывели нас на улицу, я решил ехать в ОВЦС, не будучи до конца уверенным, примут меня там или нет. И вот около шести вечера с мрачным видом я вошел в приемную Председателя ОВЦС. «Как о вас доложить?» – спросила испуганная секретарша. «Иеромонах Никон из Белого дома», – ответил я не очень дружелюбно. Через минуту дверь распахнулась, и я вошел в кабинет, где помимо митрополита Кирилла находился и митрополит Ювеналий. Я еще не успел открыть и рта, как владыка Кирилл заключил меня в свои объятия. «Как хорошо, что ты остался жив! Ты вел себя, как настоящий священник», – этих слов владыки я не забуду никогда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: