Миссионерство и миссионеры

Известные миссионеры

Проповедническая деятельность всегда была сопряжена с большим риском. Во-первых, приходилось проходить тысячи километров пешком, что нередко заканчивалось серьезными травмами и болезнями. Во-вторых, большинство язычников агрессивно воспринимало новое учение, иногда даже доходило до того, что они убивали посланцев.

И тем не менее с позиции церкви миссионер – это святой человек. Поэтому многие христиане по доброй воле шли на подобный риск. Некоторые из них даже заслужили особое место в истории, так как смогли сделать невозможное.

Например, одним из самых известных миссионеров считается Поликарп. В начале первого века он пронес свет христианства по большинству азиатских стран. При этом он неоднократно оказывался на волоске от смерти, но ни разу не отступил назад.

Не менее известной является шотландка Мэри Слессор. В конце XIX века она первой отправилась в Нигерию, дабы обучить местных жителей Святому писанию. Позже она основала там бесплатную школу, которая помогала бедным детям получить столь необходимые знания.

Об основной проблематике V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров

Основную проблематику V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров озвучил Святейший Патриарх Кирилл на пленарном заседании, и она была связана тем, что миссионерская работа должна быть усилена, и мы должны видеть реальные плоды этой работы. Мы должны перейти от слов к совершенно конкретным и понятным действиям и результатам этих действий. Мы должны в ближайшем времени увидеть то, к чему мы стремимся.Миссионерство и миссионеры
Поэтому основными темами обсуждения в докладах и на секциях были тема приходской и церковной миссии и вопрос об организации действия миссионерских станов в отдаленных епархиях. Эти два документа – Документ о деятельности приходской церковной миссии и Документ о деятельности миссионерских станов должны стать ключевыми базовыми документами в миссионерской работе на ближайшее время.В скорой перспективе мы должны поговорить о результатах этой деятельности. Что было конкретно сделано, что удалось предпринять, какие именно действия, какой у них был результат. Поэтому направленность была сугубо конкретной и даже практической.

Миссионерские «завоевания»

Особенно популярно миссионерство у представителей католической церкви. Кто такой миссионер, католики знали еще в далеком пятнадцатом веке, когда началось массовое образование португальских и испанских колоний.

Миссионер — это в те времена один из колонизаторов. Вместе с военными миссии от церквей прибывали в «захваченные» земли, дабы посеять там зерно веры.

Узаконивание католического миссионерства произошло в 1622 году, когда была создана Конгрегация, пропагандирующая веру. В завоеванных странах, колониях создавались отдельные миссионерские общины. В семнадцатом веке, когда на путь колонизации вступила Великобритания, протестантская церковь начала тоже посылать миссионеров в колонии.

Что касается миссионерства среди мусульманской религии, то чаще всего в роли главных исполнителей миссии служили купцы и торговцы.

О миссионерской деятельности в регионах

Каждая епархия должна иметь епархиальный миссионерский отдел, который должен заниматься организацией миссионерской работы в конкретных условиях той или иной епархии, с учетом всех особенностей: культурных, экономических, социальных и пр. Отдел должен вырабатывать стратегию своей деятельности. Именно для реализации этой деятельности принимается широкомасштабная задача, о которой также говорил Патриарх Кирилл – это единая карта миссионерского поля.

Такая карта должна существовать в на каждом приходе, в каждой епархии, а также нужна общецерковная база данных всего того, что у нас происходит в этой сфере. Чтобы мы знали реальное положение вещей: какие существуют сектантские образования, раскольнические, псевдоправославные… Чтобы каждый приход знал то поле, на котором ему необходимо потрудиться: какие люди проживают, какие есть учебные заведения, к каким людям предстоит обратиться со словом о Христе. Такая карта, начиная с приходского уровня и заканчивая общецерковным должна скоро появиться. Когда мы будем видеть, что мы имеем, работа будет облегчена. С другой стороны, намного легче не станет, потому что станет очевидным, сколько работы еще предстоит.

Первые миссионеры

Библия уверяет нас в том, что первыми миссионерами стали апостолы Иисуса Христа. Именно они создали то учение, что впоследствии превратилось в целую религию – христианство. Самым известным из них является апостол Петр. По преданиям, он принес благую весть в Самарию, Кесарию, Вавилон и Рим.

Практически везде, где он появлялся, стали возникать христианские общины. Некоторые даже приписывают ему создание первой римской церкви. Но историки опровергают это утверждение, так как в существующих летописях об этом ничего не говорится. Также ученые уверены в том, что именно Петр является автором евангелия от Марка.

Миссионерство и миссионеры

Миссионерский монастырь

Проблема воспитания миссионеров — апостолов, посланников Христовых — была, есть и будет важнейшей задачей нашей Церкви. Известен воспитательный проект преподобного Макария (Глухарева), который был почти полностью принят и реализован, но не им, а его последователем, и сегодня известен как «Проект святителя Филарета Московского». Как я уже сказал, он был реализован почти полностью, но кроме одного момента.

В него входил пункт, согласно которому для образования и, что более важно, воспитания достойных миссионеров (да и не только миссионеров, но и достойных священников и дьяконов) необходимо создавать специальные миссионерские монастыри по образу Оптиной и Глинской пустыни. В них бы образованные монахи вместе с духовно опытными наставниками образовывали и воспитывали юное поколение и духовенства, и миссионеров

Этот проект так и не был реализован, в Русской Церкви до сих пор так и не смогли организовать подготовку полноценных миссионеров.

В этом отличие наших миссионеров от тех, которые действуют в европейских католических и протестантских церквях, где организована именно преемственность обучения. Я не говорю, что мы должны копировать систему обучения иезуитских школ. Ни в коем случае! Речь идет о том, что такой опыт существует, и нам надо знакомиться с этим опытом создания преемственных структур подготовки миссионеров.

Я считаю, что положение о подготовке миссионеров — очень важный документ, но это только первый шаг. Надеюсь, что последуют и следующие шаги, и в будущем в Русской Церкви будет организован миссионерский монастырь для подготовки настоящих пастырей и миссионеров — апостолов и дальнейшего духовного просвещения русского и других братских нам народов.

Миссионерство в России

Миссионерство в России было тесно связано с христианизацией славянских, а затем нерусских народностей, монастырской колонизацией, борьбой с расколом, атеизмом, развратом, революционной деятельностью и укрепляло российскую государственность. В XIV веке Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). В XVI веке усилилась миссионерская деятельность христианских монастырей среди местного населения Поволжья, в XVIII — 1-й половине XIX века среди народов Сибири и Кавказа. С 1867 года распространением христианства среди татарского населения занималось братство святителя Гурия в Казани. В 1870 году в Москве было основано Православное миссионерское общество, объединившее различные сибирские миссии. Ряд русских православных миссий был создан вне России. Общее руководство миссионерством в Российской империи осуществлял Синод, который разрабатывал уставы миссионерских организации, проводил всероссийские и местные съезды миссионеров.

После революции 1917 года и установлением советской власти в России было прекращено государственное финансирование религиозных объединений, и миссионерство постепенно сошло на нет.

С 1988 года Русская православная церковь получила возможность распространять своё учение. Открылось множество храмов, епархий, монастырей, духовных школ, где ведётся миссионерская и социальная деятельность. Издаются православные книги, газеты, журналы, фильмы и записи музыки, функционируют церковные радиостанции, телеканалы, интернет-сайты, организуются музеи, выставки, конференции, паломничества, крестные ходы, официальное участие в различных государственных и частных мероприятиях.

О том, каким должно быть современной миссионерское служение

Мое мнение заключается в том, что сам факт существования церковной общины на приходе – это место, куда люди приходят осуществить свои религиозные потребности: о чем-то помолиться, облегчить сове внутреннее состояние с какой-то личной нуждой. Это понятно и правильно, но приходская жизнь не должна этим исчерпываться. Если на этом приходе совершаются регулярно молитвенные богослужения, помимо частных нужд верующих людей, появится общность. Когда мы говорим «братья и сестры» надо, чтобы это не было формальностью и данью традиции, а действительно мы знали, как зовут тех людей, которые стоят рядом с нами и молятся о чем-то своем

К прочтению  Церковь чтит память преподобного Акакия Синайского

В то же время нам важно осознавать свое единство и свою причастность к очень важному – к делу спасения нашей души, которое мы совершаем в Церкви вместе. Когда это ощущение общего дела появится, когда появится реальная община единомышленников и единоверцев, это уже будет миссионерством

Потому что люди, которые еще не знают Христа, не знают Церковь, но о чем-то размышляют и наблюдают, зная о том, что есть такая сплоченность и общность людей, которые называют себя православными христианами, уже получат определенный миссионерский эффект. Людям всегда очень важен личный пример. Мы много говорим разных слов, но, когда мы видим пример другого, который осязаем, это всегда оказывается важнее слов. Этот живой пример живой деятельности общины уже будет иметь миссионерский эффект. Созидание таких общин на каждом приходе – это приоритет развития. Понятно, что мы этого не достигнем через 5-10 лет, но это то, к чему мы должны стремиться всю жизнь в масштабах всей Церкви.

Происхождение слова

Миссионер — это слово, которое происходит от древнегреческого «миссия»

В дословном переводе оно означает «важное поручение, или вручение посылки». Миссионеры являются деятелями (членами) религиозных организаций, которые ставят перед собой задачу обратить неверующих в определенную религию

Миссионерство и миссионеры

Миссия, по мнению церкви, является одной из главных задач любого верующего человека. Церковь Христова представляет миссию как одну из важнейших форм служения Господу. Многие историки утверждают, что первый миссионер – это Иисус, ходивший по миру и пытающийся научить неверующих, приоткрыть пред ними тайну бытия Господня, посвятить в таинство распространения в непросвещенном мире блага этой тайны.

В буддизме

Особенно буддийское миссионерство было распространено в период правления царя Ашоки, при котором буддийские монахи были посланы во все страны. В последующем, благодаря деятельности индийских царей, буддизм попал в Грецию, Рим, Тибет, Среднюю Азию, Китай (а оттуда, в Корею и Японию), Бирму (Мьянму), Лаос на Шри Ланку и в ряд других стран..

В XX веке, началось широкое распространение буддизма в западных странах, которое было вызвано эмиграцией из Китая, Японии и других буддийских стран.

В скором времени в странах Запада были основаны первые буддийские общества, открывавшие европейцам пути таких школ, как Дзэн и Тхеравада.

В настоящее время в Европе и США действует громадное количество центров, связанных с различными школами тибетского буддизма.

Миссионерство в средневековье

Миссионерство католической церкви активизировалось после образования испанских и португальских колониальных империй (XVXVI вв.). Миссионерство помогало колонизаторам захватывать и «осваивать» новые земли. Для руководства католического миссионерства папа Григорий XV в 1622 году учредил Конгрегацию пропаганды веры (с 1967 года — Конгрегация евангелизации народов). Позже в ряде стран были созданы католические миссионерские общества.

В XVIIXVIII вв. в связи со вступлением на путь колониальной политики Нидерландов и Великобритании миссионерскую деятельность стали развивать господствовавшие в этих государствах протестантские церкви.

В начале XIX в. возникли миссионерские организации в США. Миссионерство активизировалось в последней трети XIX века в период борьбы империалистических держав за раздел мира. Развернулась деятельность христианских миссионеров в Африке. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось (а в некоторых и находится) в руках религиозных миссий. Они распространяли свой контроль и на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации.

Миссии в Африке (в меньшей степени в Европе в период раннего Средневековья) известное место отводили школьному делу. Однако эта их деятельность распространялась на небольшой процент детей местного населения и обычно имела конечной целью подготовку людей для службы в колониальной администрации.

Функции мусульманских миссионеров нередко выполняли купцы-мусульмане, а с развитием суфизма — странствующие монахи — суфии.

Как готовить полноценных миссионеров

— Недавно вышло постановление Синода об образовании и трудоустройстве миссионеров, как этот документ поможет решить поставленные задачи?

— Проблема трудоустройства будет решаться по мере реализации указа Святейшего Патриарха Кирилла, в соответствии с которым каждый большой приход должен иметь штатного миссионера, штатного катехизатора, штатного сотрудника по работе с молодежью, и, более того, может быть, даже штатного сотрудника по социальной деятельности. Поэтому вопрос трудоустройства — это не наша компетенция, к нам нужно обращаться с другим вопросом: «Как готовить полноценных миссионеров».

— Расскажите подробнее, каковы основы обучения миссионеров?

— Миссионер — это тот, кто трудится над раскрытием образа Божия в себе и может помочь в раскрытии Божьего образа своему ближнему и дальнему. Миссионер — это соработник Богу.

Наш факультет уже третий десяток лет стремится наладить подготовку миссионеров. Мы даем университетское образование по ряду специальностей, которые необходимы делу миссии, например: религиоведение, культурология, православный туризм, социальная и молодежная работа. Мы даем знания о православном христианстве в объеме семинарии или чуть выше, но в университетской форме.

Наконец, мы даем практику, во время которой все эти знания проходят в сердце человека. То есть человек не просто выучит что то, а сердцем примет то, чему его учили, и тогда, пройдя через душу и опыт человека, знания взрастят настоящего образованного христианина — миссионера и апостола Христова. Воспитание сердца и души — это основа образования и воспитания православного проповедника, ведь только слово, сказанное из сердца, способно коснуться сердец людей.

— Получается ли в результате ваших усилий воспитать достойных миссионеров?

— Могу ответить на этот вопрос утвердительно: из наших стен часто выходят очень опытные миссионеры. Если человек становится посланником Церкви для тех, кто требует духовного просвещения, то это и является полноценным раскрытием личности миссионера, даже если он после окончания университета идет работать не профессиональным миссионером, а на какую-то еще специальность: преподавателя, журналиста, религиоведа, культуролога, эксперта в области религиозных отношений. Мы думаем, что наша работа приносит плоды по духовному просвещению, хотя, может быть, и меньше, чем хотелось бы.

Миссионерство и миссионеры

Развитие проповеднической деятельности

Многие ошибочно полагают, что пик развития миссионерства попал на средневековье. В действительности все было совершенно наоборот. Ведь частые крестовые походы привели к тому, что мавры и сарацины на дух не могли переносить христианских проповедников. Для них миссионер – это тот же захватчик, которого в лучшем случае не слушали, в худшем – отправляли на пику.

Поэтому в эпоху средневековья христианские монахи стремились отправиться далеко на восток. Через Шелковый путь они попадали в Китай. Здесь новое учение воспринималось не так агрессивно, но все равно очевидного прогресса не было. Причиной тому слишком большая разница в культуре, а также то, что китайский язык смогли освоить лишь самые одаренные.

А вот мусульманские миссионеры в это время только укрепляли свои позиции. Их главной целью стали кочевые народы, которые не имели тоталитарной религии. Подобная тактика привела к тому, что мусульманский мир начал одолевать христианский, несмотря на то, что у последнего была значительная фора во времени.

Миссионерство и миссионеры

Плоды миссии вчера и сегодня

В наше непростое время воспитание миссионера — это крайне трудное дело. Но эта проблема остро встала перед Церковью в России до коммунистического переворота 1917 г. Несмотря на то, что миссионерство очень активно действовало в XIX — начале ХХ века — именно православные миссионеры дали письменность многим десяткам народов России, называемых сегодня «малыми народами», а также открыли храмы и школы, дали священников, способствовали возникновению и становлению национальной интеллигенции у этих диких тогда народов, в частности, у якутов, алтайцев, татар, — существовал крайний недостаток в полноценных миссионерах. Миссионер — настоящий апостол — это непростое призвание. Это путь полного самоотречения, отдачи себя на служение Богу и людям.

К прочтению  Религии и конфессии - в чем разница

Великие миссионеры всегда занимались воспитанием своих преемников — миссионеров. Достаточно узнать о том, как это делал святитель Николай Японский — у него почти все миссионеры были японцами. Или взять преподобного Макария (Глухарева), Алтайского: основанная им алтайская миссия в результате преемства опыта проповеди Евангелия и церковной жизни сделала громадное дело, просветила многие народы. Или святитель Иннокентий Московский пишет, что во время путешествия в Америку, когда он проезжал на кораблике по Амуру, то останавливался у гольдов, и они просили его дать им просветителя, а он думает: «Ну, где же я им его возьму?! Неопытного дать нельзя, невозможно! Он только испортит все дело. А опытного у меня нет».

Вот это была огромная проблема — в XIX веке, в христианской империи во время рассвета церковной миссии в России — великому миссионеру негде найти достойных помощников, чтобы просветить целый народ, которым сам испытывает голод в духовном просвещении! К сожалению, были неудачные миссионеры: в Китайской миссии, в Урмийской миссии.

— Учебные заведения могут что-то сделать, чтобы миссионеры могли зарабатывать достойные деньги за труд, или, как вы сказали — проповедник должен быть человеком, который всего себя отдает служению и не должен думать о деньгах и о том, как прокормить семью?

— Действительно, у нас в Церкви практически нет структур, которые могут обеспечивать и содержать миссионеров, и работники на ниве Христовой должны как-то зарабатывать сами. Речь идет о другом — миссионер должен свидетельствовать о Христе по мере своего духовного роста, и этого никто не отменял. Так было и в Древней Церкви, и в средние века, это актуально и сегодня. Самое главное — чтобы миссионерский дух не ослабевал, а развивался, в том числе и в наших приходах, а тогда приходская жизнь также начнет развиваться, более того, наша Церковь будет все больше соответствовать своему идеалу — святой соборной апостольской Церкви.

— Вы говорите, что каждый христианин должен быть апостолом, и это правильно. Но это возможно, только если человек кроме служения Церкви занимается чем-то еще и может сам себя обеспечить. Но насколько вопрос оплаты важен в той ситуации, когда человек хочет посвятить всю свою жизни миссии и должен работать целый рабочий день, как профессионал, и при этом содержать семью?

— Этот вопрос тоже не ко мне.

— Где работают выпускники миссионерского факультета ПСТГУ?

— За эти годы мы выпустили более 1000 человек. Около 70 из них приняли сан, среди них есть епископы, священники, дьяконы, монахи и монахини, игумены и игуменьи.

Наши выпускники трудятся почти во всех православных школах, а также в общеобразовательных школах, они идут и в другие структуры, кто-то в министерства, кто-то в экономические структуры. У нас в России 10 000 воскресных школ, сколько там работает наших выпускников — я не знаю, сколько преподают в общеобразовательных школах основы православной культуры, сколько работают в паломнических службах — я тоже не знаю, но уверен, что все наши выпускники нашли достойную работу. Пусть они преподают не только религиозные предметы, но смеем надеяться, что своим присутствием, своим нравственным обликом они несут и миссионерское служение.

Конечно, есть среди выпускников и такие, которые, к сожалению, не справились со своей жизненной задачей, те, кто несерьезно отнеслись к этому призванию Божию — быть миссионером. Но, надеюсь, да это и известно, что таких сравнительно немного.

Чем занимаются миссионеры?

Джон Аллен (не имеющий отношения к погибшему Джону Аллену Чо) и его жена, сертифицированная медсестра-акушерка Лена, 15 лет работают в качестве христианских миссионеров в Папуа — Новой Гвинее.

Эта американская пара стремится пропагандировать христианские ценности и евангельскую модель трансформации личности.

«Мы не добиваемся того, чтобы люди верили в то же, во что верим мы, — рассказал Аллен в электронном письме Би-би-си. — Мы хотим, чтобы люди сами увидели в Библии, что у Бога есть план для всего человечества в целом и для каждого из нас в отдельности».

Десять лет назад пара открыла медицинскую клинику для жителей общины камеа в новогвинейской провинции Галф.

В их лечебном центре «Кунаи» работают пятеро местных сотрудников и три медсестры из США. Кроме лечения болезней и травм, они запустили несколько программ для будущих мам и новорожденных.

Аллен говорит, что они с женой в совершенстве овладели общепринятым в этих краях языком ток-писин, служащим основным средством общения между сотнями сильно различающихся между собой этнических групп Папуа — Новой Гвинеи. А сейчас они учат и язык камеа. До 2009 года у этого языка не существовало письменности, но сейчас супружеская чета пытается его записывать.

«Его очень сложно учить, потому что нам самим приходится документировать этот язык, — говорит Аллен. — Насколько мы знаем, ни один иностранец до сих пор этот язык не выучил».

«Но не все миссионерство сегодня выглядит так; это мы решили всем этим заняться», — объясняет он.

Эндрю Престон, профессор американской истории в Кембридже, говорит, что традиционно многие миссионеры первыми учили ранее неизвестные языки.

«Сегодня это не так распространено, — объясняет он Би-би-си. — Но 100 лет назад только миссионеры и владели этими языками, и не только малоизвестными африканскими и азиатскими языками, но даже китайским и японским».

Аллен признает, что ему постоянно приходится узнавать для себя что-то новое, он всецело поглощен этим процессом.

«Лучший способ узнать людей — это посидеть с ними в грязи, поесть с ними их еды, поспать у них в хижинах, разделить с ними радостные и тяжелые моменты, — говорит он. — Тогда ты начинаешь ценить свою новую семью и смотреть на их культуру их глазами».

Скотт и Дженнифер Эспозито работают внеконфессиональными миссионерами в Никарагуа. У них там своя ферма, спортивные программы и группы по изучению Библии, в которых они распространяют свою веру.

«Мы неустанно распространяем слово Божье», — рассказал Скотт в телефонном разговоре с Би-би-си. Супруги намеренно не считают число людей, которых они обратили в свою веру, но, по их примерным прикидкам, это от 800 до 1200 человек за последние шесть лет.

«Каждая душа имеет значение, — говорит Скотт. — Когда ты начинаешь их считать и ставить себе цель, например, 500 человек, ты становишься настолько одержим цифрами, что проходишь мимо того человека, который так важен, что на него пришлось бы потратить много времени».

Об основных вопросах съезда

Всех сотрудников Синодального миссионерского отдела очень взбодрило начало Съезда.   Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что нужно больше заботиться о привлечении сотрудников епархиальных отделов на Съезд, конечно, стали для нас призывом к действию. Хотя, конечно, разница между тем, чтобы послать приглашение сотруднику епархиального отдела на съезд и отправить этого сотрудника по воле правящего архиерея, — очевидна.

Съезд прошел очень успешно. Я участвовал во всех съездах, кроме того, который проходил в 1998 году. Нынешний стал одним из самых продуктивных

Для нас важно, что в очередной раз люди пообщались, — встретились делатели. Те, кто занимается миссионерским служением по своему призванию и велению духа

Тотальный контроль

В Соединенных Штатах Америки миссионерские сообщества начали появляться в конце девятнадцатого века. В большинстве случаев миссионерские организации владели большими участками ценных земель, недвижимостью. Они субсидировались правительственными и частными организациями. В руках религиозных миссий находилось большинство американских колоний в Африке и других странах.

Миссионерство и миссионеры

Организации миссионеров контролировали не только капиталовложения и политические моменты завоеванных стран, но и медицину, образование, культурные и общественные объединения, спорт. Школьное дело было особенно важным этапом любой миссии. Дети намного легче и быстрее взрослых впитывали учения и главные заповеди. Они быстрее забывали ту веру, которой придерживаются их родители, их народ, их племя.

К прочтению  Китай, православие в Китае

Миссионер — это представитель и христианской веры. На Руси миссионерство начало развиваться в конце девятнадцатого века. Первое миссионерское общество в столице было организовано в 1867 году. Изначально вера начала распространяться с народов Сибири, затем «волна» пошла на татарские народы. Несколько православных организаций было в то время создано далеко за пределами России.

Кто такие миссионеры?

Хотя другие религии тоже рассылали своих миссионеров по всему миру, самым известным и массовым стало движение христианских проповедников.

Миссионеры всех христианских конфессий цитируют отрывок из Евангелия от Матфея, где воскресший Иисус говорит своим последователям: «Итак, идите, научите все народы» (Мф. 28, 19-20).

Image caption

Христианские миссионеры столетиями работали по всему миру

Этот отрывок известен миссионерам как «Великое поручение» и считается одним из последних наказов, которые Иисус дал ученикам перед своим вознесением на небо.

Религиозные люди часто оказывались в авангарде усилий по колонизации. Распространение христианской веры рассматривалось как способ «цивилизовать» отсталые народы за пределами Европы и США.

Со временем миссионерство превратилось в форму физического, равно как и духовного развития.

«Каким бы сильным поводом для обсуждения миссионерства ни был Джон Чо, он — не типичный представитель евангельских христиан. Он скорее аномалия», — рассказал в интервью Би-би-си Дэвид Холлинджер, почетный профессор Калифорнийского университета в Беркли.

«Евангелисты продолжают заниматься прозелитизмом (попытками обратить в свою веру — ред.), но кроме того они сейчас строят больницы и школы. У некоторых есть очень мощные проекты их христианского служения», — говорит он.

По данным американского Центра изучения всемирного христианства, в 2018 году около 440 тысяч христианских миссионеров работали за пределами своих стран.

Эта цифра включает в себя католиков, протестантов, православных христиан и такие североамериканские организации, как Свидетели Иеговы и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, более известная как мормоны.

Мормонская церковь — одна из немногих, имеющих централизованную миссионерскую программу. Сегодня в ней принимает участие около 66 тысяч проповедников по всему миру, а за всю свою историю организация отрядила более миллиона миссионеров.

В 2017 году, по данным этой церкви, ее миссионеры крестили больше 230 тысяч новообращенных.

«Взрослый» институт

Миссионерство и миссионеры

Наталия Дьячкова

— Обычно, когда появляется новый институт, к нему относятся не слишком серьезно. Репутацию солидного учреждения он зарабатывает долгие годы. А Миссионерский институт будто родился уже взрослым: крепкие традиции, отработанная программа, тщательно подобранный преподавательский состав, доброе имя… Как и когда вы все это приобрели?

— Спасибо за добрые слова в наш адрес. Действительно, Миссионерский институт создан не на пустом месте: его предшественником были Миссионерские курсы при Ново-Тихвинском монастыре, которые десять лет готовили православных людей к миссионерскому служению.

Я могла бы назвать приход, в котором все певчие и все преподаватели воскресной школы — наши выпускники. За эти годы у нас учились и продолжают учиться жители не только Екатеринбурга, но и Первоуральска, Среднеуральска, Полевского и даже Миасса — а это Челябинская область.

Последние три года мы работали уже как Высшие миссионерские курсы. Высшие — потому что начали осваивать государственный стандарт «бакалавр теологии», увеличили срок обучения на курсах с трех до пяти лет, собрали коллектив высококвалифицированных специалистов: богословов, священников, университетских профессоров.

Миссионерство и миссионерыНекоторые спецкурсы читали известные ученые из Москвы и других городов, мы специально их приглашали. Одним словом, мы учили наших слушателей так, как учат на вечерних отделениях вузов: у нас были сессии с экзаменами и зачетами, наши слушатели писали курсовые и дипломные работы, действовал семинар дипломников, проходили научные конференции, методические семинары, заседал ученый совет факультета…

Вот только документ об образовании мы выдавать не могли. Мы были зарегистрированы именно как курсы при монастыре, цель которых — вести духовно-просветительскую работу среди населения. Но преобразовать курсы в институт мы мечтали давно, поэтому старались, так сказать, подготовить почву. И когда в июле этого года Рособрнадзор предоставил нам лицензию, у нас уже была полностью опробована модель вуза. Все эти три года наши слушатели даже на педпрактику ходили!

— Но почему было необходимо создать именно институт? Ведь Миссионерские курсы вполне успешно справлялись со своей задачей, давали студентам все необходимые знания?

Миссионерство и миссионеры

Наталия Дьячкова

— Да, это так. Но все же, было жаль наших слушателей. Согласитесь, обидно учиться пять лет, как в институте, защитить квалификационную работу — и не получить диплома о высшем образовании. Впрочем, даже не это главное. В нашей епархии практически в каждом храме есть церковноприходская школа, и сегодня там должны преподавать теологи с высшим образованием, а не просто благочестивые миряне.

Кроме того, в скором времени и в обычных средних школах нужны будут учителя для преподавания дисциплин с православным компонентом. Хорошо, если эти предметы также будут вести квалифицированные теологи. Я уж не говорю о других миссионерских задачах.

— У кого учится сам Миссионерский институт?

— В основном, у Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Мы ориентируемся на этот университет, перенимаем его опыт и связаны с ним самым тесным образом. Во-первых, ПСТГУ закончили в свое время многие наши преподаватели. Во-вторых, у нас есть личные контакты с учеными из этого университета. Дважды приезжал к нам заведующий кафедрой истории миссий, профессор, доктор физико-математических наук Андрей Борисович Ефимов, он участвовал в работе нашей конференции «Современная православная миссия», а также читал нашим слушателям спецкурс «Методы и приемы миссионерской деятельности». Частый наш гость — заведующий кафедрой гомилетики протоиерей Артемий Владимиров.

В октябре этого года к нам приедут для участия в конференции и чтения актовых лекций заведующий кафедрой философии профессор Владимир Николаевич Катасонов и доцент кафедры догматического богословия Сергей Анатольевич Чурсанов. Надеемся также, что в октябре к нам приедет проректор ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов. Отец Георгий — специалист по Льву Толстому, очень хочется послушать его лекции о Толстом с православной точки зрения.

Дважды был у нас директор НИИ Синергийной антропологии профессор Сергей Сергеевич Хоружий, известный ученый, специалист по исихазму. Его ученик, кандидат философских наук, член редакционной коллегии богословского журнала «Альфа и омега» отец Павел Сержантов также неоднократно приезжал к нам читать лекции.

Помогают нам и специалисты Учебно-методического объединения по теологии, которое создано на базе исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета.

Миссионерство на современном этапе

После 2-й мировой войны 1939-45 годов, в связи с крахом колониальной системы, подъёмом национально-освободительного движения, завоеванием независимости многими бывшими колониями, большое место в деятельности миссионеров заняла борьба против национально-освободительных движений. Миссионерство превратилось в проводника политики неоколониализма. К 1969 году в африканских миссиях насчитывалось около 16 тысяч членов мужских и 30 тысяч членов женских христианских орденов (большинство — не африканцы).

В целях приспособления к новым условиям церковь начала менять методы миссионерства: создавать церковную иерархию из местных жителей, в христианский культ включать религиозные обряды местных культов, проводить богослужение на местных языках, вводить в богослужение культовые танцы, музыку; в миссионерской пропаганде используются радио и телевидение. Учитывая силу национально-освободительного движения, миссионеры ради сохранения своих позиций, особенно в странах Африки, стали выступать против расизма. В 1971 году католический орден «белых отцов» отозвал из Мозамбика всех своих членов в знак протеста против преступлений португальских колониальных властей и сотрудничества церковной иерархии с колонизаторами. Вместе с ростом национально-освободительного движения усилилось антимиссионерское движение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: