Православие и мир

Церковь

Как формируется бюджет церкви

Денежными средствами распоряжается настоятель. Это глава юрлица — православной религиозной организации в определенной местности. Храмы регистрируются в установленном законодательством РФ порядке как некоммерческие организации. У них есть свои уставы и бухгалтерия.

Приходы существуют на пожертвования от прихожан и захожан. Люди покупают свечи, иконы, записки, и другие предметы, заказывают требы (священнодействия, совершаемые по просьбе, например, освящение, крещение, венчание). Приобретая крестик, человек по сути делает пожертвование на рекомендуемую сумму. Если рассматривать эту операцию юридически, то вернуть религиозный аксессуар нельзя, поскольку он получен бесплатно. Какую сумму устанавливать на те или иные товары, также решает настоятель.

Летом доход церкви ниже, чем в другие времена года. Люди разъезжаются по отпускам и больше занимаются личными делами. Наиболее прибыльное время — это церковные праздники, особенно Пасха, Рождество и Крещение. В крупных городах денег жертвуют больше. В деревнях бабушки могут приносить еду с собственного огорода, какие-то заготовки и вещи. Храмы областных столиц могут собирать доход около 1–2 млн. в месяц.  В Москве — еще больше. Иногда предприниматели жертвуют церкви строительные материалы, оплачивают коммунальные расходы или оказывают другую материальную и нематериальную помощь.

Помимо обычных пожертвований деньги также поступают на расчетный счет. Это обязательно фиксируется в бухгалтерских документах. Расходовать полученные средства можно только по целевому назначению. Направления для трат прописаны в Уставе.

«Чего это батюшка должен пешком ходить?»

– Как бы вы могли объяснить явление, когда человек жертвует на храм мало, но, видя, что священник ездит на дорогой машине, соблазняется и искренне считает, что это на его пожертвования батюшка делает такие покупки?

– Мое мнение, может быть, несколько нестандартно, но если бы церковный совет или те люди, которые занимаются финансами на приходе, раз в квартал или раз в полгода отчитывались перед церковной общиной за каждую потраченную копейку, то тогда столько бы вопросов отпало!

И такие храмы есть. На самом деле, это просто потрясающая практика! Перед всей общиной объявляется: «Столько-то ушло на зарплату священника, столько – на зарплату дьякона, это – на электричество. И так далее. Осталось 15 тысяч. Давайте решать, как мы поступим. – Давайте отложим. – Нет, давайте сделаем то-то…»

Вот тогда не возникает подобных вопросов – если люди знают, что распределение финансов у них на приходе честное. Тогда все вопросы они обсуждают между собой. «Клава, а что это вы там выделили батюшке 15 тысяч на покупку машины? – А что, он должен пешком ходить? У него нога больная… Вот мы и решили дать ему денег на машину».

Когда священник позволяет всеми этими вопросами заниматься прихожанам, они испытывают к нему большую благодарность – за то, что батюшка даёт им возможность проявлять ответственность, любовь и заботу о Доме Божьем.

И эта ответственность, благодарность монетизируется. Люди просто открывают свои сердца. Раньше кто-то мог жертвовать 20 гривен в месяц, а так будет жертвовать 100, потому что ему хочется поддержать свой приход, ведь он видит, куда идут эти деньги. Извините, что я перевожу все в плоскость бюджета. Безусловно, не ради этого мы служим, но я просто стараюсь идти в русле заданной вами темы.

– Как быть в ситуации с городскими приходами, где большой поток людей?

– Все равно городские приходы расположены в каких-то микрорайонах. Есть те, кто ходит в храм постоянно, это может быть 20-40 наиболее активных человек. Остальные, кто не так часто посещают службы, все равно будут информацию получать от них и ретранслировать дальше.

– Что бы вы могли посоветовать человеку, который хочет ходить в храм, но его реально смущают дорогие машины, на которых ездит духовенство?

– Ну, это и меня смущает…

Что посоветовать? Найти священника, который ездит на скромной машине. И не делать из мухи слона.

Из чего состоит доход священника

Рабочий день служителя часто не нормирован. На утреннюю службу необходимо прийти к 7–8 утра, заканчивается она примерно в 11 часов. Далее — работа с прихожанами и другие обязанности.

Доход священника формируется из оклада и денежных средств за проведенные требы. Размер пожертвований за богослужения на заказ устанавливает настоятель. Некоторые храмы выставляют список цен у входа, чтобы все могли с ним предварительно ознакомиться. В других случаях люди сами интересуются, сколько должны. Тогда священник может назвать размер пожертвования или сказать «Сколько можете подать». В таких случаях человек часто начинает переживать, что ошибется с оценкой, и дает большую сумму. Если говорить о границах, то одна треба может стоить от 500 до 30 000 рублей.

Зарплата священника за месяц может варьироваться от 20 000 до 200 000 рублей. Начинающие зарабатывают мало. Как правило, около 20 тысяч на требах и 15 — в качестве оклада. У настоятеля доход больше. В Москве 200 тыс. может быть не максимальной, а средней зарплатой служителя. В центральных храмах по городам настоятель может получать от 1 млн. руб.

На что храмы тратят деньги

Больше всего денег уходит на содержание штата. Примерно 40% прибыли распределяют на заработную плату и обязательные налоговые отчисления. Современные священнослужители устроены на работу по трудовому законодательству, имеют официально прописанную должность, СНИЛС и медстраховку. С документами и разъяснениями относительно оплаты труда и налогообложения можно ознакомиться на сайте РПЦ.

Для отлаженной работы составляется штатное расписание, где указывают всех сотрудников: настоятеля, священника, диаконов, свечниц, уборщиц, звонарей. Строго установленной границы окладов для служителей церкви нет. Могут быть рекомендованные нормы с опорой на ТК РФ. Минимальный оклад стараются делать не ниже установленного государством прожиточного минимума.

Второе по объему направление расходования средств — приобретение необходимых для храма товаров. Здесь вступают в силу правила рыночной экономики. Настоятель пытается совершать покупки по наиболее приятной цене. Стоимость литургических наборов, кадил и других предметов для богослужения достигает десятков и сотен тысяч рублей. Если приход имеет много денег, то он может потратиться на замену или изготовление нового иконостаса. Это стоит от 1,5 до 10 млн. рублей. Но даже богатые приходы редко делают такие покупки. В деревенских небольших церквях иконостас могут вообще распечатать на фотобумаге. Издалека будет непонятно, иконы это или репродукции.

К прочтению  Православный молитвослов

Как строится церковная иерархия

Чтобы стать священником, необходимо получить духовное образование в семинарии. Ранее при длительном служении в церкви и наличии сильного желания такой статус могли дать человеку со стороны. Сейчас правила изменились. Семинарии теперь официально отнесены к государственным высшим учебным заведениям. На деле же духовное образование очень не похоже на светское.

Выпускник семинарии редко может устроиться на стандартную работу. Перед ним стоит выбор: срочно вступить в брак и искать место в церкви, либо остаться холостым и постричься в монахи. Первый вариант более привычный. После женитьбы семинарист может рассчитывать на посвящение в духовный сан (путем прохождения рукоположения). Ему нужно написать прошение епископу для дальнейшего определения в священники. Второй путь реализуют реже, поскольку вести такой образ жизни достаточно сложно.

В церковную иерархию входят церковнослужители и священнослужители. Первые только помогают проводить службы. Вторые же проходят рукоположение и имеют право на совершение таинств, могут управлять приходом. Они делятся на диаконов, иереев и епископов. Сколько месяцев, лет или десятилетий семинарист потратит на то, чтобы стать священником, зависит только от его способностей и послушания.

В приходах назначают своего главу. Если в нем малое количество прихожан, то священник выполняет основную часть работы сам и с помощью матушки. Если же людей больше, то могут нанять свечниц, уборщиц, привратников (присматривают за храмом). Священник же будет приходить только на служения.

Уволить могут за проступки, повлекшие для церкви репутационный и публичный ущерб. Виновник для начала может перейти в приход в другом населенном пункте, после — в отпуск без компенсации. При серьезных нарушениях могут вовсе уволить.

Неправильно, когда финансами занимается священник

– Как известно, на сельском приходе в храм ходят преимущественно бабушки, извечные наши жены-мироносицы. И в городских приходах много всего делают именно женщины. В связи с этим часто звучат обвинения, что Церковь обирает старушек, живёт на последние копейки, которые те несут в храм. Можете сказать, какова реальная финансовая роль бабушек в церковной жизни, и где в селе священнику брать деньги, чтобы вести приходскую деятельность?

– Из опыта, который вижу я, сильны те приходы, в которых абсолютная власть не замыкается на священнике, где есть активный церковный совет. Только там именно с пожертвований, как вы говорите, бабушек собираются очень приличные суммы. При этом церковный совет сам решает, что делать: красить крышу, открыть воскресную школу или купить батюшке машину.

Другими словами, деньги появляются там, где люди берут на себя ответственность за храм. Чтобы у них появилось это желание, должна быть такая возможность, соответствующие инструменты. Потому что священнику в любом случае надо делегировать какие-то полномочия – управление приходом, распределение денег – тем людям, которых выдвигает община. Это самая правильная система.

Вообще церковным уставом запрещается, чтобы священник распоряжался финансами. Ответственность за материальную сторону жизни прихода несёт председатель церковного собрания. Но зачастую во многих храмах эта должность совмещается с должностью настоятеля, что с духовной точки зрения – не совсем верно.

Мы видим пример апостолов, которые принципиально дистанцировались от вопросов, связанных с деньгами. Они занимались молитвой и служением слова, а финансы и прочую матчасть передавали дьяконам.

В нашем случае это – церковный совет, председатель церковного собрания, заместитель председателя церковного собрания – он же староста. Также это могут быть прихожане, которых народ выдвигает курировать определенные направления приходской жизни.

На самом деле, на пожертвования бабушек приход может жить, этого может хватать. Потому что люди не приходят в храм как зрители или просто купить поставить свечку и уйти. Они понимают, что в жизни своего храма надо участвовать, и каждый старается жертвовать какую-то достойную сумму.

Другими словами, срабатывает ветхозаветный принцип десятины. Кстати, в Ветхом Завете это было 10% от заработанного, в Новом Завете мы читаем у апостолов уже о 100%. Но суть не в цифрах, а в том, чтобы люди не только пожертвования приносили, но и брали на себя ответственность за приход, за общину.

Каковы светские расходы священников

Вне работы священники могут вести вполне обычную светскую жизнь. Они тратят свой бюджет на аренду квартиры или ипотеку, на благоустройство дома, бензин, продукты питания и отдых. Часть средств также откладывается на крупные покупки. Часто большой статьей расходов бывает содержание детей, поскольку в таких семьях их может быть много.

Личное жилье они оплачивают самостоятельно. Редкие богатые храмы имеют служебные квартиры для своих работников. Такое встречается в качестве исключения.

На еду может уходить около 15–20 тысяч рублей. Зависит от региона. Как правило, расходы на пропитание небольшие, потому что часть продуктов можно взять в церкви. Люди приносят их за проведение обрядов поминовения. Часто есть в доступе крупы, хлеб, растительное мало, конфеты, кагор.

Много денег уходит на топливо и содержание автомобиля. Это связано с частыми выездами на требы. На них приходится брать с собой спецоблачение и предметы для проведения обрядов. В месяц на содержание авто может уйти около 20 тыс. руб.

Что касается одежды. Ряса и подрясник изнашиваются достаточно медленно, поэтому их покупают раз в 5–10 лет. Они стоят 15 и 10 тысяч рублей соответственно. Облачение священника и другие специфические аксессуары приобретаются за счет прихода.  

Многие священнослужители посещают спортзал. Это не просто забота о здоровье, а жизненная необходимость. Богослужения идут много часов, в течение которых нужно стоять практически без движений. Это требует физической силы и выносливости. Со временем начинает болеть поясница и появляются другие проблемы со здоровьем. Поэтому нужно следить за физическим состоянием.

По нормам ТК РФ служителям также положен полноценный отпуск 28 дней

Важно заранее условиться, чтобы даты не совпали с другим священником, который его заменит. Место и тип отдыха можно выбирать на свое усмотрение

К прочтению  Захарова призвала чешских политиков не забывать историю и ее уроки

По достижении пенсионного возраста необязательно уходить со своей должности. Не запрещается работать до глубокой старости. Уйти из церкви может вынудить состояние здоровья или другие серьезные жизненные обстоятельства.

Нужда и страдания всегда рядом

«АиФ»:
— У мусульман сумма благотворительности чётко оговорена — в
Курбан-байрам отдай бедным треть барана, а у нас какова «норма» добрых
дел?

П.: — Заповеди Ветхого Завета предельно конкретны, там очень
чётко всё прописано. То же самое и в исламе. Христианство же — это
религия, которая призывает человека к совершенству. Но прописать
правилами совершенство невозможно. Господь призывает всех верующих в
Него отдать Ему своё сердце. Это гораздо больше, чем любая сумма денег.
Отдать своё сердце Богу сразу очень трудно, человек идёт к этому
постепенно. Сначала отдаёт нуждающимся ненужные ему вещи, потом —
немного денег, потом что-то, в чём он и сам нуждается, потом поселяет у
себя в квартире бездомного, а потом, например, раздаёт всё и уходит в
монастырь

Поэтому общую норму Церковь не определяет, важно делать над
собой усилие. Некоторые православные дают и больше десятины

А у
некоторых зарплата маленькая, детей надо кормить — и человек может
позаботиться об одинокой престарелой соседке, прийти потрудиться в
больницу или детский дом. Главное — не забывать: нужда и страдание
всегда рядом. И в любой момент каждый из нас может сделать что-то
посильное, чтобы их стало меньше.

«АиФ»:
— Говорят, деньги не пахнут. Но насколько уместно использовать в
благотворительных целях деньги, полученные, например, от преступников?

П.: — На Церковь, по древним правилам, не положено принимать
«деньги блудницы», то есть любые нечестные деньги. Конечно, мы не
возьмём денег грешника, который не раскаивается, гордится своим грехом и
кичится своей жертвой, результатом этого греха. Если нам известно, что
деньги получены в результате преступления, то, конечно, брать их нельзя.
Был случай, когда к нам пришёл прокурор и хотел жертвовать десятину от
взяток, которые он получал. Мы отказались брать эти деньги. Но когда
кто-то переводит средства
на помощь нуждающимся — не всегда можно выяснить, кто и с какого дохода
пожертвовал. Поэтому мы принимаем анонимные пожертвования и молимся обо
всех людях, которые стараются, как могут, исполнить Христову заповедь о
любви.

Юлия Тутина

Ответ

Дмитрий,

По правду говоря, это достаточно распространенный вопрос, как в Церкви, так и вне ее. Мы попробуем ответить на него, обсудив два момента.

Гуманитарная помощь в Церкви

Давайте сначала поговорим о программе гуманитарной помощи в Церкви. Что касается помощи нуждающимся, в Церкви существует широко-масштабная система социального обеспечения. Она действует исключительно благодаря средствам, пожертвованным прихожанами. Деньги для поддержания таких инициатив на местном уровне поступают, в основном, из пожертвований от поста, которые члены Церкви по всему миру жертвуют раз в месяц. Для более глобальной программы есть и другие источники пожертвований вне самой Церкви. Так, деньги поступают от некоторых отдельных лиц, включая и тех, кто не принадлежит к Церкви. Также некоторые крупные организации оказывают поддержку, потому что хотят помочь сохранить программу соц-обеспечения Церкви, чтобы она работала как можно лучше.

Эта система социального обеспечения является основным источником поставок продовольствия, когда Церковь реагирует на чрезвычайные ситуации на национальном уровне и по всему миру. В таких случаях, ответом становятся финансовые и коммерческие активы, принадлежащие Церкви. Они используются, чтобы помочь деньгами, но также включают в себя и значительные пожертвования вещей и провианта от людей со всего мира.

Иными словами, когда Церковь может послужить бедным и нуждающимся, для этого всегда есть ресурсы. Эти ресурсы готовы для использования как можно скорее, независимо от размера нужды в них.

Личная ответственность

Но давайте посмотрим на это под немного другим углом. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней всегда учит личному принципу благотворительности. Иными словами, мы верим, что мы должны быть хорошими соседями. Мы получаем наставления утешать отягощенные сердца, заботиться о нуждающихся, прилагая усилия лично и семьями. Мы с радостью жертвуем для благотворительных организаций, приютов для бездомных, кризисных центров и так далее.

Так мы пытаемся предотвратить нужду в более широких и крупномасштабных усилиях, оказывая помощь каждый день, немного здесь и немного там.

Значение храмов

Давайте теперь поговорим о самих храмах.

Храм возвышался, как святое здание, освященное для славы и святости Господа. Так было тогда, так происходит и сегодня.

В Церкви есть обычные молитвенные дома для поклонения по воскресеньям и для других нужд общины. Как правило, это добротные здания, но они мало отличаются от большинства других  религиозных сооружений.

Храмы, которые мы строим сегодня — это специальные здания, посвященные для особых таинств ради возвышения человечества. Над входом в каждый храм находятся слова «Святость Господу». Храмы не доступны для широкой общественности подобно нашим молитвенным домам. Наоборот, даже члены Церкви должны жить согласно определенным стандартам послушания, чтобы иметь возможность войти в храм и участвовать в таинствах, выполняемых там.

Храм — это не то место, где мы собираемся каждую неделю. На самом деле, храмы закрыты по воскресеньям, чтобы добровольцы, которые обычно работают в них, могли бы участвовать в еженедельных собраниях в своих молитвенных домах. Посещение храма — это особое событие.  Некоторые члены Церкви получают возможность получить храмовые таинства лишь один раз в жизни. А другие могут делать это так часто, как пожелают. Это зависит от того, как далеко вы живете от ближайшего храма.

Из лучших материалов

В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней храм считается самым священным местом на земле. Они строятся с особым благоговением перед Богом. Поскольку эти здания являются настолько особенными и святыми, мы строим их из самых лучших материалов, какие только доступны, подобно Соломону, который получил заповедь построить такой храм в Ветхом Завете.

Мы хотим заверить вас, что не все храмы — грандиозные и крупно-габаритные. Многие из современных храмов по размеру больше напоминают молитвенные дома. Некоторые открыты  лишь в течение определенного времени. В этом отношении, мы экономим средства, избегая строительства слишком большого храма там, где он, скорее всего, не будет использоваться ежедневно. Но для любого храма материалы выбираются с особой тщательностью, чтобы показать, что мы всегда готовы отдать лучшее Богу.

К прочтению  60 вопросов, на которые "не могут" ответить христиане

Помощь не по инструкции

«АиФ»: — Владыка, Церковь сама по существу живёт на благотворительные взносы, зачем же ещё собирать деньги для других?

П.: — Есть разные формы помощи. Можно помочь самому, а можно
позвать на помощь других. У РПЦ нет своих денег для помощи во время
катастроф. Но, как показал сбор средств
пострадавшим от пожаров, Церкви очень многие доверяют — для погорельцев
наш отдел собрал больше 100 млн рублей. Кроме того, Церковь объявляет
сбор средств прежде всего внутри себя самой — призывает жертвовать своих
прихожан, священников, епископов. Церковь — это все её верные чада, и
подвигать их на доброе дело для неё естественно

Верующие люди стремятся
исполнить Христову заповедь о любви и не могут не обращать внимания на
страдания других — неважно, христиане это, мусульмане или неверующие

«АиФ»: — Кстати, о помощи на пожарах. Деньги РПЦ собрала большие, где гарантии, что всё дошло до погорельцев?

П.: — На совещании представителей епархий, пострадавших от
пожаров, было предложено несколько вариантов распределения средств.
Первое: раздать всем поровну. Но большинство думало иначе: надо находить
наиболее нуждающихся, которым почему-либо недостаточно помогло
государство, и адресно помогать именно им. Святейший Патриарх Кирилл
благословил это решение. Несколько месяцев у нас работала «горячая
линия», на которую поступали звонки
со всей страны от погорельцев. Над проверкой этих просьб работали
сотрудники отдела, добровольцы, священники из регионов. Они знакомились с
просителями, смотрели документы… Если кто-то нас критикует, то мы
готовы разбирать каждый конкретный случай. И если решение было
неправильным, признаём ошибку. Акций такого масштаба Русская
православная церковь не предпринимала никогда в своей истории: за
несколько месяцев помощь была оказана нескольким тысячам человек. И мы
действительно выявили людей, которым государство не смогло помочь. Были
ведь случаи: пожары квалифицировали не как лесные, а как травяные — и
нет компенсации! Или дом был не зарегистрирован как надо. Или дом цел, а
скотина сгорела вся: как докажешь? Тут к государственным комиссиям нет
претензий — они работали по инструкции. Но на то, я думаю, и жертвовали
люди деньги через Церковь: чтобы оказать помощь тем, кто больше всего в
ней нуждается.

У нас посчитан каждый рубль — можно зайти на сайт Диакония.ру и
проследить путь денег. Конечно, телефонов конкретных людей мы там не
вывешиваем. Но если у журналистов есть сомнения — пусть приходят к нам в
отдел: мы дадим координаты любого погорельца, которому помогали, —
можно будет удостовериться лично.

О главном качестве священника

– Насколько, на ваш взгляд, распространено такое явление, как зависимость священников от богатых людей, спонсоров?

– Сложно сказать, насколько распространено. Конечно, такое есть – когда пастырь начинает заискивать перед состоятельными людьми. Надо сказать, что такое поведение батюшки сразу отражается на жизни прихода: его любят богатые, но почему-то он перестает пользоваться элементарным уважением и доверием со стороны обычных прихожан. Появляется некая пропасть.

Необходимо понимать, что такое поведение – слабость. В священнике, как и в монахе, одно из главных качеств, – бессребренничество

Да, нужно содержать семью, кормиться самому, но спокойное отношение к деньгам – очень важно

Где священник не справляется с таким искушением, начинается беда. Храм становится источником содержания его семьи и обеспечения его прихотей, батюшка напрочь отказывается финансировать какую-то приходскую работу и, наконец, становится очень авторитарным, ведь приходится охранять всю эту зыбкую финансовую систему.

– Что делать людям, которые всей душой стремятся к Церкви, только начали воцерковляться и уже видели где-то позитивные примеры обустроенной приходской жизни, а их местный священник, в том храме, который рядом, вот такой, как вы описали?

– Священник ведь тоже не «сам себе голова». Над ним есть благочинный, епископ. Имеются средства, рычаги воздействия на пастыря и со стороны общины – это может быть просто «разговор по душам», может быть привлечение помощи благочинного, архиерея.

Но, как правило, так никто не делает. Обычно люди покидают храм и идут туда, где согревается их сердце. Даже если они живут в селе, ездят в другое место. А тот храм пустеет.

Ну или самый плохой вариант – люди уходят из Церкви, потому что для них это может быть непосильным соблазном.

– Как человеку бороться с этим соблазном?

– В любом случае, нельзя демонизировать. Даже если у священника есть слабость к деньгам, всё равно в нём остается что-то хорошее. И всегда найдутся люди, которым эта сторона, возможно, не так важна, но играют роль какие-то другие качества пастыря.

Помните классику жанра – историю со святителем Филаретом (Дроздовым)? Он отправил в запрет батюшку-пьяницу, и ему по ночам стали являться мертвецы, которые упрашивали: «Выведи его из запрета, выведи, выведи…»

И святитель уже так устал, не спал, бедный, что вызвал того батюшку. Тот пришел опять с перегаром. Святитель и спрашивает: «Какой твой подвиг?!» – «Владыка, какой подвиг? В грехах весь! Пью, алкаш!» – «Скажи, как ты молишься?» – «Вот когда человек остается без погребения, когда нахожу такого (сейчас бы его назвали бомжом), я за него молюсь и отпеваю. Бесплатно». И владыка вывел батюшку из запрета, потому что при всей своей слабости он совершал такой подвиг, которого не делал никто другой.

Так, наверное, у любого пастыря – как у каждого человека, есть своя слабость, своё, если говорить словами апостола Павла, «жало в плоть».

Другое дело, если люди хотят найти себе оправдание, чтобы не ходить в храм. В таком случае, они соблазнятся даже там, где и повода нет для соблазна. Как псалмопевец говорит: «Убояшася страха идеже не бе страх». То есть, вопрос ещё и в настрое человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: