Православие в испании: есть ли у нас будущее?

Христианство в испании

История. Христианство в Испании I тысячелетия[править]

В то время как в королевстве вестготов, владевшем большей частью Испании, официальной религией была арианская ветвь христианства, в Византийской Испании государственной религией было православие[источник не указан 1994 дня]. В 589 году по инициативе короля Реккареда третий толедский собор принял никейское вероисповедание[источник не указан 1994 дня]. Несмотря на мятежи, организованные арианскими епископами, православное вероисповедание утвердилось на территории вестготского королевства[источник не указан 1994 дня]. После раскола христианской церкви в XI веке Испания стала частью католической Европы.

Религия и современная Испания

Испанцы свято чтят традиции своих предков, и со времен Гражданской войны 1936 года государственной религией Испании является римско-католическая, причем до 95% граждан страны объявляют себя католиками.

Конституция 1978 года упразднила этот параграф, и Испания стала светским государством, обладающим свободой вероисповедания.

Причем государство заключило со всеми конфессиями общественный договор: католическая церковь получает ежегодные дотации от правительства, но при этом имеет право собирать пожертвования и любой гражданин страны имеет право перечислять до 0,5 % подоходного налога или на социальные отчисления, или на нужды церкви.

В ХХ1 веке наблюдается тенденция неуклонного роста пожертвований на эти нужды, а  также государство освобождает все конфессии от уплаты налогов на принадлежащую ей недвижимость, используемую для отправления культовых обрядов.

И хотя преподавание Закона Божьего в испанских школах не является обязательным, до 30% детей школьного возраста обучаются в частных католических учебных заведениях.

Религиозные праздники отмечаются очень широко, причем, они имеют вид массовых гуляний с песнями и карнавальными шествиями. В гуляньях принимают участие практически все жители населенных пунктов.

Со всего света сюда приезжают туристы  для того, чтобы почувствовать дух настоящей испанской культуры. Среди особо интересных и почитаемых праздников можно упомянуть: День Волхвов, День поминовения усопших, Страстная неделя, в течение которой проходят во всех городах Испании крестные ходы и Пасха, а также праздники всех святых – покровителей местных жителей.

Овьедо

Жители Астурии очень гордятся тем, что они – настоящие испанцы, а не полумавры Кордобы и Гранады. Когда арабы-мусульмане завоевали Иберийский полуостров, многие святыни были перевезены в нынешний Овьедо – столицу «свободной Испании». Самая значимая из этих святынь – судáрь (плат), который лежал на лице Спасителя после погребения. О нем упоминает евангелист Иоанн: «Приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20:6-7).

Судáрь в соборе Сан-Сальвадор в Овьедо. Фото: rtpa.es

Учеными доказана тождественность судáря Туринской плащанице, однако следует отметить, что в отличие от плащаницы, история которой крайне запутана, судáрь пребывает в одном месте с середины IX века. Кроме него, в соборе Овьедо находятся мощи мученицы Евлалии Меридской, священномученика Евлогия Кордобского и многие другие святыни.

В Овьедо и его окрестностях немало дороманских храмов IX века, расположенных в очень живописных местах – увидев храм Санта Кристина де Лена, нельзя не вспомнить храм Покрова на Нерли. Несмотря на близость Галисии, пейзаж здесь совсем другой – более драматичный, гористый. В горах «Пикос де Еуропа» – совсем как в Альпах. «Paraiso natural» – так называют Астурию ее жители.

Современное состояние

Численность православных в стране начала увеличиваться с начал 1990-х годов, когда в Испанию устремился поток трудовых мигрантов из Восточной Европы. Среди них преобладают румыны (до 1 млн чел.), также болгары, русские, украинцы, молдаване и др. Численность православных в стране составляет около 1,5 млн человек. К настоящему времени в стране установились различные исторические патриархаты, под опекой которых действуют стабильные приходы разного этнического происхождения, со своими органами управления.

Константинопольский патриархат

В 2003 году греческие православные приходы на территории Испании и Португалии были выделены из состава митрополии Франции и объединены в Испанскую и Португальскую митрополию, насчитывающую в тот момент 7 приходов на территории Испании. Кафедральным собором епархии является Андреевский собор в Мадриде, построенный в 1973 году благодаря усилиям настоятеля греческого прихода протоиерея Димитрия Циампарлиса. Большинство паствы константинопольских приходов в настоящее время составляют этнические болгары и украинцы.

С 2007 года Испанскую и Португальскую митрополию возглавляет митрополит Поликарп (Ставропулос).

Московский Патриархат

В 1761 году в Мадриде был основан приход в честь святой равноапостольной Марии Магдалины, который просуществовал до 1882 года.

После Великой Отечественной войны в испанской столице действовала домовая церковь в честь прп. Серафима Саровского при доме российской императорской семьи.

Испанско-Португальская епархия

До 2018 года территория Испании входила в Корсунскую епархию. В 2018 году была учреждена Испанско-Португальская епархия.

В 2001 году был образован приход Московского Патриархата в честь Рождества Христова, арендующий помещения бывшей мебельной мастерской.

Вопрос о строительстве постоянного храма обсуждался давно, но перелом в его решении произошёл в марте 2009 года, после визита в Испанию Президента России Д. А. Медведева. 1 марта 2009 года супруга главы государства С. В. Медведева посетила русский приход, а в продолжение визита мэр Мадрида Альберто Руис-Гальярдон пообещал решить вопрос о выделении участка земли для строительства храма Русской православной церкви.

5 октября 2011 года получено официальное разрешение на строительство храма Русской Православной Церкви в испанской столице.

6 декабря 2011 года епископ Егорьевский Марк (Головков) и епископ Корсунский Нестор (Сиротенко) в присутствии С. В. Медведевой и княгини Марии Владимировны освятили закладной камень в основание храма Рождества Христова в Мадриде.

Западно-Европейская епархия РПЦЗ

Другие

Буддистский монастырь в Арагоне

Заметную религиозную общину в Испании составляют буддисты (47 тыс.). Большинство из них — выходцы из стран Юго-Восточной Азии. Первые индуисты (45 тыс.) переселились в Испанию из Африки, в дальнейшем к ним присоединились выходцы из Индии и некоторых других стран Юго-восточной Азии. Среди испанцев имеются и сторонники неоиндуизма — последователи Международного общества сознания Кришны, Сатья Саи Бабы, Сахаджа-йоги, Трансцендентальной медитации, Ананда марги и др.

Согласно Всемирной христианской базе данных в 2005 году община бахаи насчитывала в стране 13 тыс. человек; первый проповедник бахаи поселился в стране в 1947 году.

Индуистский храм в Бенальмадене, открытый в 2001 году

Преимущественно в портовых городах страны имеется небольшое число сикхов (1,4 тыс.). Среди живущих в Испании китайцев имеется небольшое число сторонников китайской народной религии. Небольшая часть выходцев из Бразилии практикуют ритуалы афро-бразильской религии макумба.

Помимо названных в Испании действуют более 100 других малочисленных религиозных групп и сект. Из этого числа 54 организации классифицируются как «сатанистские»; большинство из них действуют в Мадриде и Барселоне.

Другими религиозными организациями являются группы западной эзотерической традиции, такие как Гностическая церковь Жюля Дюанеля, другие «гностические церкви», Орден восточных тамплиеров, Орден иллюминатов и др. Самой крупной организацией подобного толка является Новый Акрополь (1 тыс. сторонников); численность адептов других групп оценивается в несколько сотен человек каждая. Также в Испании имеются оккультные, эзотерические и синкретические движения группы Нью Эйдж (Теософское общество, движения раэлитов, сайентологов, мунитов и др.), однако общее число их сторонников относительно невелико.

К прочтению  Грузинская православная церковь. часть i

Испания: основная религия

Есть такие места в Испании, где нет православных храмов. Русский священник приезжает сюда лишь несколько раз в году, а богослужения совершают в древних испанских храмах. Например, в Астурии есть храм Святой мученицы Кристины. Он был построен в 9 веке, еще до разделения церкви на западную и восточную – католическую и православную. Как и древние времена, здесь нет ни электричества, ни отопления. С недавних пор этот храм стали посещать паломники из РФ. У прихожан русского храма есть добрая традиция паломничества по святыням Испании. Они бывают не только в известных местах, но и открывают для себя новые маршруты.

Сантьяго де Компостела и путь Святого Иакова

Сантьяго де Компостела – столица Галисии. Это область, расположенная на северо-западе страны. Те, кто знает Испанию по пляжам Средиземноморья, будут удивлены, приехав сюда. Зеленые поля, березы, океанские волны – и совсем другие люди. Галисийцы – потомки древних кельтских племен, эти люди помнят о своем прошлом. Зайдите в бар Casa das Crechas, где любят собираться местные националисты, или просто послушайте галисийскую волынку на площади Обрадойро у собора – и вы поймете, куда вы попали.

По преданию, здесь в начале IX века были обретены мощи святого апостола Иакова Зеведеева. В Испании верят, что именно он принес сюда весть о Христе. Однако многие современные ученые относятся к этому скептически. Неясно, как Иаков мог попасть в Испанию до своей мученической кончины, описанной в Деяниях апостольских (Деян. 12:2), как его мощи оказались в Испании, и почему древние испанские историки и хронисты молчат о его проповеди. Тем не менее, предание об апостоле глубоко укоренено в испанской культуре.

Путь Сантьяго (Святого Иакова). Фото: _The Real McCoy/flickr.com

Camino de Santiago – путь, соединяющий разные европейские города в единую сеть дорог и маршрутов, в Средние века создал единое европейское пространство – задолго до Евросоюза. В последние десятилетия паломнический маршрут возродился, каждый год по нему проходит всё больше паломников. Русские путешественники уже создали свою группу в фейсбуке. Кроме того, небольшое количество православных людей живет в Сантьяго и соседних городах. Для них мы регулярно совершаем богослужения в кафедральном соборе.

Санто Торибио де Лиебана

В монастыре Санто Торибио де Лиебана, в горах Кантабрии, хранится самая большая часть Креста Господня за пределами Ватикана. По преданию, она была перенесена в монастырь вместе с мощами святителя Торибия в VIII веке. Ежедневно крест выносят из специальной часовни для поклонения паломникам. Школьники скептически усмехаются, те, кто постарше – подходят с благоговением. Уже на протяжении многих лет, в течение которых мы приезжаем в монастырь, крест выносит один и тот же монах – спокойный и благорасположенный ко всем, кто принимает благословение от креста, не всегда осознавая серьезность момента. Вокруг монастыря – живописные горы Кантабрии, а чуть выше – пещера, где в VI веке жил святой Торибий, его основатель.

Фото: orthodoxspain/flickr.com

Христианство

Основная статья: Христианство в Испании

См. также: Католицизм в Испании, Протестантизм в Испании и Православие в Испании

Храм Испанской евангелической церкви в Мадриде

Христианство проникло на территорию современной Испании на стыке I и II веков. В эпоху Великого переселения народов Пиренейский полуостров был захвачен вестготами, которые пытались навязать арианство населявшим Испанию потомкам иберо-римлян, однако эти попытки не увенчались успехом.

В VIII веке Пиренейский полуостров был завоёван арабами; большая часть Испании на много веков оказалась под мусульманским правлением. Последовавшая Реконкиста упрочила господство Католической церкви на полуострове.

В настоящий момент до 75 % населения страны являются католиками. Большинство из них придерживаются латинского обряда. В стране также действует Украинская грекокатолическая церковь и ряд весьма малочисленных групп неримских католиков.

Первые протестантские общины в Испании возникли ещё в XVI веке, однако были уничтожены испанской инквизицией. Протестанты (плимутские братья, реформаты, методисты, баптисты) начали проповедь в Испании в сер. XIX века. В 1920-х годах к ним присоединились пятидесятники. В последние два десятилетия XX века пятидесятники имели впечатляющий рост и к началу XXI века представляли более половины испанских протестантов.

Русская православная церковь в Барселоне

В настоящее время численность протестантов в Испании оценивается в 460—567 тыс. верующих. Пятидесятники (312 тыс.) представлены в первую очередь Евангельской церковью «Филадельфия» и испанскими Ассамблеями Бога. Англикане насчитывают в Испании 76 тыс. прихожан. Более 10 тыс. верующих имеют плимутские братья, баптисты, адвентисты и межденоминационная Испанская евангелическая церковь. Среди украинской диаспоры открыты 7 приходов Церкви христиан веры евангельской Украины.

За последние 25 лет в связи с массовой трудовой миграцией из стран Восточной Европы в Испании заметно возросло число православных (900 тыс.). Большинство из них принадлежат к Константинопольской, Русской, Румынской или Сербской православным церквам.

Ещё 210 тыс. испанцев являются последователями различных псевдохристианских религиозных организаций; в первую очередь это Свидетели Иеговы и мормоны.

Вестготские храмы в Кастилье-Леоне

В 23 км от Саморы находится уникальный храм Сан Педро де ла Наве. Его должны были затопить во время строительства плотины, но трудами историка и археолога Мануэля Гомес-Морено перенесли в 1930-1932 гг. Капители храма украшает каменная резьба, изображающая жертвоприношение Авраама, Даниила в львином рву и другие фигуры. Храм традиционно датируется VII веком, хотя была предложена и более поздняя датировка (IX-XI вв.). В храме замечательный настоятель о. Луис Сантамария, который шутит, говоря о себе, что он самый молодой священник в самом древнем храме епархии.

Капитель храма Сан Педро де ла Наве. Фото: orthodoxspain/flickr.com

В городе Вэнта де Баньос располагается другой уникальный храм – Сан Хуан де лос Баньос. Храм был построен в 661 году. Его строительство начали по приказу короля Рецесвинта, который получил исцеление от источника близ церкви. Не забудьте привезти с собой бутылку для воды!

История христианства

Долгое время Испания испытывала сильное влияние со стороны мусульманских стран Востока.

Христианство на территорию этой страны проникло на границе 1 и 2 века н.э. во время Великого переселения народов. Но во времена арабских завоеваний (7-8 века) христианство оказалось под запретом и только Реконкиста (отвоевание завоеванных мусульманами земель со стороны крестоносцев) уничтожила влияние восточной культуры.

После разделения христианства на две ветви в 1054 году в Испании, как и во многих европейских странах, установилась католическая (всемирная) религия. С 1400 года по 1500 при правлении короля Фердинанда и королевы Изабеллы испанцам было приказано принять католическую веру, иначе их могли или казнить, или заточить в крепость пожизненно, в некоторых случаях за неповиновение изгоняли из страны. Поэтому почти 97% испанцев стали католиками.

Именно здесь в 15 веке появилась инквизиция – церковный суд над еретиками, ведьмами и колдунами, который при помощи аутодофе (казни без пролития крови) уничтожил сотни тысяч протестантов.

К прочтению  Благополучная церковь

Сегодня в Испании 75% населения католики, причем истово выполняющие все требования религии.

Одним из важнейших требований религии является паломничество – поклонение святым местам, которых в стране великое множество. Почти каждый город, городок или населенный пункт имеют своих святых, которые им покровительствуют и праздники, им посвященные, превращаются в народные гуляния с танцами, песнями и карнавальными шествиями.

Святые места Испании

Иногда нас спрашивают – чем православная жизнь за рубежом отличается от жизни в России? Мне кажется, есть одно различие, важное, если не для всех, то для многих людей. Вот живешь ты в Москве, к примеру, или в Питере, и стало тебе кисло

Ты можешь сесть и поехать, к примеру, в Донской монастырь, или на Смоленку. Глядишь, и отпустит немного, а то и совсем. А приехал человек в Мадрид – куда ему идти? Где батарейки заряжать?

Так я думал поначалу 12 лет назад, когда мы начинали служить в месте, где до нас звонили по телефону домой латиноамериканские и марокканские эмигранты, и продавали персики да помидоры. Тяжело начинать самому, пробивать головой лед, думал я! Постепенно мы узнавали о том, что мы не первые. Прояснялась забытая история нашего прихода, ведущая начало с середины XVIII века, мы открывали для себя замечательного священника – о. Констатина Кустодиева, который служил в Мадриде в 1860-е годы, листали страницы истории неразделенной Церкви в Испании.

В Англии все православные люди знают о первомученике Албании, древних кельтских святых, совершают паломничества в Уолсингем и другие святые места. А Испания – чистый лист. Мы начали осваивать «православную географию» Иберийского полуострова. Многие места мы посещали не один раз – и с семьей, и с приходом.

Сан Мийян де ла Когойа

Икона работы Евгения Малягина

Монастырь был основан преподобным Эмилианом Куккулатом (474–574). Его житие было написано Браулионом, епископом Сарагосы (Цезаравгусты), около 640 г. Эмилиан был рукоположен в священники и направлен на приход после 40 лет уединения. Едва ли это было признанием его заслуг; в вестготской Церкви настороженно относились к монахам-отшельникам и стремились взять их под контроль. Приходское служение его было недолгим, благодаря жалобщикам и завистникам Эмилиан вернулся к монашеской жизни, и еще при жизни прославился чудотворениями.

В библиотеке монастыря сохранились кодексы с самыми древними надписаниями по-кастильски; в Испании монастырь называют колыбелью испанского языка. Верхняя часть монастыря («Сусо») представляет собой пещерный комплекс, построенный с VI по XI век. Впоследствии, когда монастырь стал расширяться, ниже в XI веке было начато строительство нового монастырского комплекса («Юсо»), где ныне пребывают мощи святого. Ковчег, выполненный в XI веке, украшают миниатюры из слоновой кости.

Некоторые из них оказались в разных музеях мира – в том числе и в Государственном Эрмитаже. Неподалеку от монастыря – пещера, где святой подвизался в уединении. Лично для меня это одно из любимых мест в Испании. Попробуйте посетить эти места осенью, проехав через виноградники Риохи, не поленитесь одолеть подъем к пещере святого, и он непременно станет вашим другом.

Арабские завоевания и ислам

В результате арабских завоеваний Испании оказалась под сильным влиянием духовной культуры Востока. Это отразилось во всех сферах: образовании, искусстве, науке и религии. С 771 года в стране стал распространяться ислам, кроме того завоеватели были весьма лояльны к гражданам, согласившимся принять новую религию.

Во время Реконкисты арабы были вытеснены с Пиренейского полуострова, и ислам потерял свое влияние.

В конце 19 века в Испанию массово стали мигрировать марокканские рабочие, являвшиеся мусульманами. Когда поток беженцев резко увеличился за счет рабочих из Северной и Восточной Африки, число мусульман стало увеличиваться.

На сегодняшний день в стране существуют автономные города, в которых доля мусульман составляет 40%.

Общее число исповедующих ислам 1 млн.200 тысяч, хотя лидеры мусульманских партий говорят о 2-х миллионах приверженцев.

Примечания

  1. Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor.  (англ.). 2014 Report on International Religious Freedom. U.S. State Department. Дата обращения 27 февраля 2016.
  2.  (англ.). The Pew Research Center’s Religion and Public Life Project (12-19-2011). Дата обращения 25 декабря 2014.
  3. Javier Martinez-Torron. Spain // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton, Martin Baumann. — Oxford, England: ABC CLIO, 2010. — С. 2686. — 3200 с. — ISBN 1-57607-223-1.
  4. ↑  (англ.). The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2011). Дата обращения 13 мая 2013.
  5. Jason Mandryk. Spain // Operation World: The Definitive Prayer Guide to Every Nation. — InterVarsity Press, 2010. — P. 764-769. — 978 p. — (Operation World Set). — ISBN 0-8308-5724-9.
  6.  (укр.) (недоступная ссылка). Церква християн віри євангельської України. Дата обращения 7 марта 2016.
  7.  (англ.) (недоступная ссылка). Pew Research Center (January 2011). Дата обращения 7 марта 2014.
  8.  (исп.). El País (12 de septiembre de 2005). Дата обращения 28 февраля 2016.
  9.  (англ.). The Association of Religion Data Archives. Дата обращения 7 марта 2014.
  10. Clifton L. Holland.  (англ.). Latin American Socio-Religious Studies Program / Programa Latinoamericano de Estudios Sociorreligiosos (PROLADES) (2003). Дата обращения 28 февраля 2016.
  11. Carlos Longarela.  (исп.). Latin American Socio-Religious Studies Program / Programa Latinoamericano de Estudios Sociorreligiosos (PROLADES) (2000). Дата обращения 28 февраля 2016.
  12.  (англ.) (pdf) (недоступная ссылка). Pew Research Center (December 2012). Дата обращения 2 июля 2015.
  13. Centro de Investigaciones Sociológicas. . CIS (Junio 2015). Дата обращения 28 февраля 2016.

Толедо

Мученица Леокадия. Икона письма Евгения Малягина, переданная в дар кафедральному собору Толедо от верующих Русской Православной Церкви.

Большая часть туристов, приезжающих в Мадрид, старается попасть в Толедо – древнюю испанскую столицу, расположенную в часе езды от нынешней. Мало кто знает, что римский город Толетум стал местом страдания мученицы Леокадии, умершей в темнице в начале IV века.

Известно, что на месте погребения мученицы в 618 г. королем Сисебутом был построен храм, в котором проходили IV, V, VI и XVII Толедские соборы. Здесь были погребены толедские епископы Евгений, Ильдефонсо и Юлиан. Житие Ильдефонсо Толедского подробно описывает обретение мощей святой в VII в. Во время арабского завоевания храм был разрушен, но и поныне место погребения мученицы сохраняется в храме Cristo de la Vega. Также в Толедо находится храм святой Леокадии, построенный, по преданию, на месте дома святой.

В VIII в. мощи святой были перенесены в Овьедо. И ныне паломники к судáрю Спасителя, который находится в особой часовне Cámara Santa в кафедральном соборе, могут спуститься на нижний уровень часовни и оказаться в крипте св. Леокадии, где лежали ее мощи. В XI в. в эпоху Альфонсо VI мощи св. Леокадии оказались во фламандском аббатстве Сен-Гиле, откуда возвратились в Толедо 26 апреля 1587 г. В настоящий момент они хранятся в соборе Толедо в особой часовне «El Ochavo», доступ в которую для туристов, как правило, закрыт. Мощевик с частью главы святой хранится в православном храме св. равноап. Марии Магдалины в Мадриде.

Католицизм[править | править код]

Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела

Основная статья: Католицизм в Испании

По данным исследовательского центра в 2010 году католики составляли 75,2 % населения Испании. Большинство из них придерживаются латинского обряда. Высшей духовной юрисдикцией в Испанской церкви обладает Примас Испании, кафедрой которому служит Архиепархия Толедо. Территория Испании разбита на 55 католических епархий, объединённых в 14 митрополий. По всей стране действует 23 тыс. католических приходов.

К прочтению  Православию в китае далеко до церковной полноты

В связи с увеличивающимся число работающих в стране украинцев, служение в Испании начала Украинская грекокатолическая церковь. В настоящий момент церковь насчитывает 40 приходов в стране.

В Испании также имеются весьма малочисленные общины неримских католиков. Это Священническое братство святого Пия X (католики-традиционалисты), Апостольская Галликанская церковь (одна епархия на Канарских островах, старокатолики) и др. Испания также является родиной Пальмарской католической церкви, основанной Климентом Домингес-и-Гомесом, объявившим себя папой Григорием XVII.

Леон

Рака с мощами святителя Исидора

В Леоне непременно нужно попасть в Colegiata de los Reyes – увидеть романские фрески, в частности, те, что изображают персонифицированные месяцы, каждый со своим сезонным делом и занятием. Рядом находится базилика, где с 1063 г. в Леоне пребывают мощи святителя Исидора Севильского. Святитель Исидор – безусловно, самая крупная фигура испанской патристики. После кончины старшего брата Леандра Исидор стал его преемником на кафедре Гиспалиса (Севильи).

Святитель Исидор, как и его старший брат, вошел в историю как бескомпромиссный борец с арианством. Он председательствовал на II Севильском соборе в 619 г., осудившем ересь «акефалов», и на IV Толедском соборе в 633 году. Святитель скончался 4 апреля 636 г.; согласно мозарабскому «календарю Рецемунда», память святителя совершалась в этот же день.

Почитание святителя в эпоху неразделенной Церкви вышло далеко за пределы Испании; кроме двух мозарабских календарей X века, его имя встречается во французском «мартирологии Усуарда» середины IX века, литаниях Псалтири Карла Великого и нескольких других литургических текстах Франции и Германии IX-XI веков. Данте помещает Исидора в Эмпирей – на десятое небо.

Святитель Исидор – один из многих святых неразделенной Церкви, кому посвящена одна из глав «Синаксаря», составленного иеромонахом афонского монастыря Симонопетра Макарием и изданного Сретенским монастырем в 2011 г. Его имя также внесено в святцы Православной Церкви в Америке.

Религиозные празднества

Фото: Страстная неделя в Испании

Католицизм остался основной религией в Испании, многие традиции и события имеют неразрывную связь с религией. Конечно, крестины и венчание — это самые важные события, которые тесно связаны с церковью. Но и многие праздники в стране носят религиозный характер. Практически на каждый день приходится день какого-либо святого. Испанцы с огромной радостью собираются отметить именины своих родственников, отмечая их почти как свой собственный день рождения.

Особенности тех или иных праздников, связанных с религией, в каждом районе стране свои, но все они сопровождаются обилием вина и еды, а зачастую и устраиваются процессии. Однако Semanta Santa (страстная неделя) для всех испанцев проходит одинаково. Грешники, облачённые в высокие колпаки, красного цвета и прорезями для глаз принимают участие в уличных шествиях. Во время праздника они показывают сцены распятия Христа и истязают себя. Таким образом, испанцы скорбят по сыну Господнему и пытаются покаяться в своих грехах, очищая душу.

Но, конечно, самый почитаемый религиозный праздник в стране это Рождество. Главным символом, которого является не ёлка, а belen, в дословном переводе обозначающий ясли. По своей сути, это макет рождения младенца Христа.

Даже всем известный День дурака, отмечаемый обычно 1 апреля, у испанцев носит религиозный подтекст. День, когда принято подшучивать над близкими и друзьями выпадает в Испании на двадцать восьмое декабря. Называется он Днём невинных, святых младенцев.

Барселона

Барселона – это не только архитектура Гауди и сюжет песни, спетой Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье. В кафедральном соборе красивейшего города Испании пребывают мощи святой мученицы Евлалии Барселонской – покровительницы этого места, пострадавшей, по преданию, в начале IV века. Мощи святой были обретены чудесным образом 23 октября 877 г. епископом Фродоином в Барселоне в том месте, где сейчас находится храм Санта Мария дель Мар.

Рака с мощами мученицы Евлалии Барселонской

Так как ее почитание началось через несколько веков после кончины мученицы Евлалии из Мериды и страдания почти в деталях повторяются, большая часть ученых считает, что Евлалии Барселонской вообще не существовало, а ее почитание – отражение почитания мученицы из Мериды. Каталонцы считают эту теорию «имперской» и защищают свою святую. В святцы нашей Церкви ее имя вошло трудами святителя Димитрия Ростовского. Ее память празднуется на Западе 12 февраля, а по календарю Русской Православной Церкви – 22 августа/4 сентября.

Ислам

Мечеть в Педро-Абаде, построенная ахмадитами в 1982 году, стала первой мечетью страны, после Реконкисты

Основная статья: Ислам в Испании

Ислам в Испании начал распространяться с 711 года, после вторжения на Пиренейский полуостров арабов. Расцвет мусульманства пришелся на годы Кордовского халифата, однако в ходе Реконкисты мусульмане были вытеснены с полуострова.

Последователи Мухаммеда вновь стали массово переселяться в Испанию в конце XIX века. Это были преимущественно рабочие из Марокко. Численность мусульман стала заметно увеличиваться со второй половины XX века, когда к мигрантам из Марокко присоединились беженцы из других стран Северной Африки. В настоящий момент число испанских мусульман превысило 1 млн (2,3 % населения). При этом, исламские лидеры страны говорят о 2 млн верующих. Особая ситуация складывается в автономных городах Сеута и Мелилья; в частности в последнем доля мусульман превысила 40 %. Ожидается, что в ближайшие десятилетия Сеута и Мелилья станут первыми преимущественно мусульманскими городами со времён окончания Реконкисты.

Преобладающий направлением в исламе является суннизм, преимущественно маликитского мазхаба. В Испании также имеются последователи движения ахмадие.

Ранняя история христианства[править | править код]

Мученичество Леокритии Кордовской, одной из Кордовских святых

Христианство присутствует в Испании с первых веков своего существования. В послании к Римлянам апостол Павел пишет «я отправлюсь через ваши места в Испанию» (Рим. ). Из апостольских посланий не ясно, сумел ли Павел реализовать свой план, однако апокрифы III века и раннехристианские писатели пишут о посещении Испании апостолом Павлом. Также весьма древнее происхождение имеет предание о посещении Испании апостолом Иаковом. По сообщениям Иринея Лионского и Тертуллиана в Испании II века существовали сложившиеся христианские общины.

В эпоху Великого переселения народов Пиренейский полуостров был захвачен вестготами, которые к тому времени уже приняли христианство в форме арианства. Попытки вестготов навязать арианство населявшим Испанию потомкам иберо-римлян, которые исповедовали христианство в ортодоксальной, никейской форме, не увенчались успехом.

В VIII веке Пиренейский полуостров был завоёван арабами, которых испанцы называли маврами, большая часть Испании на много веков оказалась под мусульманским правлением. Часть испанских христиан приняла ислам, часть (мосарабы), во многом переняв арабскую культуру и образ жизни, сохранила христианскую веру. Отношение мусульманских правителей к христианам в разное время менялось от относительной терпимости до полного неприятия. Множество христиан было замучено мусульманами, наиболее известны Кордовские мученики. Последовавшая Реконкиста упрочила господство католической церкви на Пиренейском полуострове.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: