Начало индикта. церковное новолетие

История возникновения праздника

Согласно официальному византийскому исчислению, Константинопольское начало индиктов с 1 сентября приходится на 312 год. Первое упоминание о индиктах найдено в истории царствования Юстиниана Первого, царствовавшего в середине шестого столетия.

Император предложил наложить дань на 15 лет, и indictio означало размер подати. Начало финансового года приходилось не на январь, а на сентябрь, при этом переоценка величины дани производилась по прошествии 15 лет.

Период в 532 года, когда солнечные и лунные круги начинаются вместе, и полнолуние приходится именно на пятницу, день распятия Христа, назван индиктионом.

Согласно Типикону 14 сентября наречено Новолетием или малым Божьим праздником, началом индикта, когда проводится праздничная служба.

Если по индикту новолетие, повторяется каждые 12 месяцев, то Великий индиктион или Миротворный круг, как его называют на Руси, повторяется через 532 года, когда даты неподвижных и подвижных церковных праздников приходятся на те же дни, что пол тысячелетия тому назад.

Легко вычислить, что Пасха, которая будет отмечаться в 2020 году 19 апреля, в 1488 г. также отмечалась 19 апреля. Если сотворение мира считать в 5508 г. от Христова Рождества согласно византийского счета, то сейчас мы живем в 15 Великом индиктионе, берущем свое начало в 1941 г.

По шкале Миротворного круга легко определить даты празднования церковных праздников как в прошлом, так и в будущем.


Праздник церковного новолетия установлен на Первом Вселенском Соборе в 325 году

До 15 века Русь отмечала начало нового летоисчисления 1 марта. Церковно-государственным праздником на Руси 14 сентября по новому стилю стало в 1492 году, при этом основной акцент в богослужениях делался на слова Иисуса (Луки 4:18) о том, что Он пришел «проповедовать лето Господне».

В день празднования 7000 лет от Сотворения мира 1 сентября по старому стилю на Руси гражданское и церковное новолетие слилось в единый день, который праздновали более 200 лет.

По особому чину летопроводства 1 сентября Евангелие читалось самим Патриархом. Типикон предписывал, после проведения утрени совершать выход на городскую площадь, где читается ектения и поют три антифона.

После этого архиереем произносилось троекратное благословение народа. После прокимена и Апостола снова следовало благословение прихожан, звучало Евангелие, литийные чтения и дважды пелся тропарь.

Церковная процессия возвращалась в храм для слушания Божественной Литургии. Интересно, что чин церковного богослужения московского, новгородского и киевского отличался небольшими деталями.

Согласно московскому и новгородскому чину во время праздника совершалось водоосвящение крестом и омытием икон после пения тропаря.

По Киевскому чину не указывалось о походе на площадь, погружении креста и омовении икон. Вместо чтения паремий и Апостола читалось Евангелие, после чтения литии совершался крестный ход, во время которого перед каждой храмовой стеной читалась ектения, а перед западной стеной — молитва.


С началом нового богослужебного года Церковь свидетельствует миру о Христе

Начало Нового лета было настоящим праздником для нищих и малоимущих. В 17 столетии царем Алексеем Михайловичем был положен обычай творить в этот день милосердные дела, одаривая пищей и одеждой каждого нуждающегося, посещая при этом тюрьмы и приюты.

  • Чин летопроизводства был прекращен при царя Петре Первом, который издал указ, предписывающий отмечать начало летоисчисления с 1 января.
  • 1699 г. стал последним годом празднования Новолетия 1 сентября, во время празднования которого царь Петр поздравил народ, и получил благословение от Владыки.
  • С 1700 г. массовое празднование индикта не совершается, однако этот день остался временем начало учебного процесса не только в церковно-приходских школах, но и в общеобразовательных учебных заведениях.
  • 14 сентября 2020 приходится на понедельник, и в этот день во всех храмах пройдут праздничные церковные службы.

Церковный календарь и богослужебный круг

14 сентября (1 сентября по старому стилю), в день новолетия, начинается годовой круг церковных праздников. Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов. Три круга богослужения — суточный, недельный и годовой — составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.

Начало инди́кта. Старообрядческая икона, конец XIX в.

Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Их жизнь является для нас примером служения Богу и выполнения Его заповедей.

Из богослужебной книги знаменного пения. Новолетие

Поскольку церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября по новому стилю). Поэтому первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы(15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.

Современные богослужения в день Новолетия

Ежегодный индикт начинается чтением отрывка из книги Исаии (Ис. 61:1-2)

Именно эти пророческие стихи читал Иисус в синагоге Назарета (Луки 4:16-22), подтверждая Своим явление исполнение пророчества древнееврейского пророка.

На праздничном богослужении делается акцент на том, что Иисус пришел даровать свободу от греха и зависимостей, что является целью праведной жизни в наступающем церковном году.

Евангелист Матфей (Матв.6:33) передает слова Иисуса о том, что каждый день индикта или церковного года христиане должны искать Царствия Божьего, веря, что все остальное будет даровано Богом.


14 сентября в церквях проводится богослужение, в котором есть благодарственный молебен

Как и много лет назад византийцы увидели в этом послании повеление отмечать приход нового лета, так и поныне христиане благодарят Бога за святой праздник, о котором говорит и Менология Василия Второго, жившего в 10 веке.

Важно! В звучащих песнопениях воздаются благодарения Спасителю за Его пролитую кровь во имя спасения грешного мира. В этот день звучит посвящение следующего индикта Богу, обещание служить Творцу и Святой Троице в чистоте сердца, наступая на свои греховные желания

Христиане просят Господа на богослужении:

  • направить все их деяния в наступающих 12 месяцах на благо, добро;
  • благословить на добродетели;
  • научить уклоняться от зла;
  • даровать начавшийся индикт окончить благоугодно.

Во время индикта по церковному календарю отмечаются двенадцать православных праздников. Первый отмечается 21 сентября — Рождество Божьей Матери, последний 28 августа — ее Успение, завершает годичный церковный индикт.

Рождение Марии даровало миру рождение Иисуса, рождение надежды и спасения положило начало начал.

Православное новолетие: традиции и обряды

В этот день празднуется не только церковное новолетие, но и почитается память Симеона Столпника и 40 мучениц, которые пострадали вместе со своими учителями при императоре Ликинии в г. Андрианополе.

Святого Симеона в народе называли Семен-летопроводец. С этого дня заканчивалось лето, и наступала осень. В одних местах завершали сев озимых, в других только начинали. Крестьяне обрабатывали лен и коноплю. В южных областях земледельцы отправлялись на бахчи и снимали с гряд арбузы и дыни. В отдельных местностях активно капали картофель.

С этого периода начинались осенне-зимние посиделки – работы в избах при огне. Существовал обычай добывания нового огня. Обряд символизировал наступление нового витка жизни и переход в новое состояние людей и природы. Накануне Семенова дня в избах гасили огонь. Утром зажигали новый, «живой огонь», добытый путем трения.

Часто в этот день устраивали новоселье. С Семёна до Гурьева дня отсчитывались свадебные недели, открывалась пора сватовства. К девушкам, достигшим возраста невест, внимательно приглядывались. Женщины (родственницы холостых парней) заглядывали в избы, где проводились посиделки, наблюдали за тем, как работают будущие невесты, опрятно ли они одеты, как они общаются между собой.

В Древней Руси Семенов день имел юридическое значение. Он предназначался для взноса податей государству и для явки в суд к судебному свидетельству и по делам тяжбы. С этого дня обычно начинались и заканчивались все условия и договоры, заключаемые жителями сел между собой и с торговыми людьми.

В новолетие торжественно «подстригали» подрастающих мальчиков и «сажали их на коня». Этот обряд знаменовал окончание поры младенчества.

Сознательный шаг

Смысловые характеристики праздника изложены в «Четьи-Минеях» святого Димитрия Ростовского, в «Слове в первый день индикта, или нового года». Святитель считает, что сентябрь, седьмой месяц после марта, по аналогии с седьмым днем творения – это символическое завершение творческого божественного цикла. Он останавливается на том, что именно с сентября велся счет юбилейным годам, которые были временем всепрощения и очищения от грехов, то есть тем самым «летом благоприятным», о котором говорит Спаситель в своей первой проповеди в назаретской синагоге.

К прочтению  О матроне

Димитрий Ростовский резюмирует: «в этот день Сам Законодатель, снисшедший с небес и носящий в себе Духа Отца, явил Себя миру и начертал закон Божий не перстом, но Своим Божественным языком и пресладкими устами, и не на каменных скрижалях». Индикт оказывается не просто началом мироздания, не только днем «перетасовки» социальных обязательств, обид и долгов, но символическим началом новых отношений с Богом.

Первый том «Четий-Миней» вышел в 1689 г., и один экземпляр был послан царям Петру и Иоанну, на что монаршие особы отреагировал благосклонно, подарив святителю роскошные лисьи меха. Великий агиграфический сборник начинался как раз со «Слова в первый день индикта, или нового года», а значит, будущий император не мог его не прочитать, не мог не знать и о ключевых идеях праздника. И все же праздник был отменен.

Несмотря на то, какой почет оказывается монарху в ходе богослужения, какая роль ему отводится, царская власть в логике данного обряда является производной от церковной. Светский владыка чуть-чуть, в деталях, но уступает духовному, всегда оказывается ведомым. Петр Великий после знакомства со своим кумиром королем Великобритании Вильгельмом III Оранским окончательно решился на религиозную реформу по англиканскому образцу, где главой Церкви является монарх. И конечно, для него, носителя таких взглядов, даже равенство с патриархом было кощунственно – не говоря о каком-то (даже символическом) смирении перед ним.

В 1721 г. в России было ликвидировано патриаршество, а начало этому процессу было положено еще в конце XVII в. – с ликвидации обрядов, в которых особую роль играли царь и патриарх. Но дело, конечно, не только в том, что изменилась система управления Церковью, а в том, что ради этой трансформации царь Петр был готов идти против самых основ веры, ставя под сомнение само богословие литургического календаря.

История праздника

История праздника связана с правителями Римской империи. Для сбора налогов императоры установили определённый период в несколько лет: индикт (лат. indiction от лат. indico — назначать цену, оценивать), в конце которого объявляли и собирали подать за это время с населения. В зависимости от урожаев за эти годы и иных причин подать была различная. Император Октавиан Август для сбора подати и начала нового индикта назначил определенное число, день своего рождения — 23 сентября, этого числа придерживались и последующие императоры. Индикт мог быть различным в зависимости от воли императора, от 5 до 15 лет. В 314 году период индикта был регламентирован — 15 лет. Через каждые 15 лет совершался сбор налогов с населения. Около 462 года начало индикта было перенесено на 1 сентября. С 1 сентября начинался новый индикт. Годы в индикте стали называть: первый год индикта, второй год индикта, и т. д. Затем этимология изменилась и стали употреблять выражения: первый индикт, второй индикт…. по отношению к каждому году. В 537 году император Юстиниан I издал 47-ю новеллу и ввел единообразие в летоисчислении; согласно документу, новый год должен указываться во всех официальных документах империи и начинаться 1 сентября, до этого, как указано в новелле, каждый город имел свою точку отсчета для летоисчисления. То есть этой новеллой Юстиниан на государственном уровне узаконил новый год — 1 сентября в империи. В дальнейшем значение слова «индикт» у греков претерпело изменение: «индикт» стал синонимом слова «год» или «лето». «Новый индикт» — это «новое лето» или «новолетие» на славянском, по-русски «новый год». В Восточной христианской церкви Юстиниановское новолетие — 1 сентября — было принято в церковный календарь, оно превратилось в церковный праздник. В этот день стали совершать молитвы, в которых Церковь просила у Бога благословение на наступивший новый год.

Новолетие; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Алтарь

Начиная с VI века богослужение Новолетия (вечерня, утреня, литургия) постепенно обогатилось песнопениями (стихирами, тропарями, кондаками, канонами) и своими уставными особенными чтениями (паремиями, апостольским и евангельским чтениями), которые, согласно Типикону, являются неотъемлемой частью этого праздника в Православной церкви до настоящего времени.

После Крещения Руси, с конца X века, этот праздник стал православным праздником на Руси. Если годовое гражданское летоисчисление на Руси (в летописях и в иных государственных документах) велось, следуя римскому календарю с 1 марта, то православный календарь начинался с 1 сентября, праздничным богослужением. В 7000 году от сотворения мира (1492 год от Рождества Христова) на Руси гражданский календарь стал также начинаться с 1 сентября.

О праздновании Новолетия в Москве в 1582 году легат и иезуит Антонио Поссевино писал:

Летоисчисление московиты ведут от самого сотворения мира. Нынешний год, от рождества Христова 1582, они считают 7091 от сотворения мира. Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим весельем и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь, и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и детям его многая лета!» Все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни.

Начиная с 1700 года (7208 год от сотворения мира) царь Пётр I в России ввёл новый гражданский календарь, согласно которому год начинался с 1 января и годы отсчитываются от Рождества Христова. По этой причине торжественный молебен с участием патриарха и царя после утрени и литургии уже служить перестали. Однако церковное Новолетие не исчезло, богослужебные тексты вечерни, утрени и литургии, в которых Церковь просит в этот день у Бога благословение на начавшийся новый год, остались неизменными; и в Православной церкви все годы, включая Советский период (уже с новым календарём), именно в этот день православные христиане Русской православной церкви просят Христа Бога благословить новое лето.
25 декабря 2019 года на собрании староверов России во главе с Александр Довгань,было принято решение внести в Гос думу законопроект который закрепит Новолетье,какофициальный государственный праздник.

Православное новолетие: история возникновения

По библейскому исчислению новолетие начинается с 1 марта. Царь Петр I ввел дату наступления нового года 1 января, а церковное новолетие исчисляется с 1/14 сентября. Пришло это к нам из Византии вместе с принятием крещения Руси в 988 году.

В этот день Церковь вспоминает, как Иисус прочел в синагоге города Назарет пророчество Исаии о наступлении лета благоприятного. В этом чтении Спасителя византийцы видели указание на отмечание дня нового года. По преданию, это событие связано с днем 1 сентября. Считается, что с этого времени Господь даровал христианам этот святой праздник.

Согласно церковно-богослужебной книге Типикон, чин летопроводства имеет такой порядок: после утрени епископ с процессией под пение «большого» Трисвятого выходит на городскую площадь. После того, как процессия достигнет площади, диакон возвещает ектению, и поются три антифона. Затем епископ произносит возглас, трижды благословляет народ и садится на седалище. Потом следуют прокимен и Апостол; по Апостоле епископ, трижды благословив народ, начинает читать Евангелия. Далее произносятся литийные прошения, по окончании которых и главопреклонной молитвы певцы поют тропарь 2 гласа и процессия возвращается в храм для проведения Божественной литургии.

К прочтению  Рпц будет бороться за деньги федеральной программы для мигрантов

О молитве на новолетие

Братия и сестры!

В канун встречи нового года примите от нас искрение и от всего сердца пожелания — веры, добра, любви, счастья вам, вашим семьям, друзьям и близким. Будьте верны Христу дорогие, с наступающим вас! В предновогодней суете и самой встрече новолетия помятуйте о том,что скоро нам с вами предстоит встреча с рождающемся Христом. Так будем продолжать свой путь-с чистым сердцем-к Рождеству.В первый день Нового Года следует обратится к Богу с молитвой, чтобы Господь благословил нас на этот предстоящий год душевным и телесным здоровьем, благополучием, мирными и радостными днями и Своей Небесной благодатью, которая была бы нам путеводной звездой, чтобы мы не сбивались с пути — благословлённого и освященного Спасителем и множеством святых последователей Его!

Смысл Нового года в том, что нужно поблагодарить Бога за прошедший год и взять благословение на год начинающийся. Помолиться, поблагодарить за прожитое и испросить благословение на начинающееся Новолетие – это священная обязанность всякого верующего человека.

Благослови Господи провести нам сей год грядущий и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими…

Это можно делать и 14 января, в Старый новый год, и 1 сентября, это можно делать много раз в году, даже каждую неделю, меряя свою жизнь малыми Пасхами – воскресными днями. Это лишний способ оценить прошедшее и приготовится к будущему.

У каждого человека есть ещё свой «Новый год» – это День Рождения, когда мы прибавляем один год к возрасту, заканчивается одно и начинается другое. Это такие необходимые рубежи жизни, на которых мы должны сами стать новыми, потому что никакое новое счастье не ожидает человека, если он сам не стремиться к новизне, к Новому Завету.

В Новый год есть также о чём поговорить, и на приходах, и на других собраниях, особенно, если настроиться на серьезный разговор.

Таким поводом для встречи прихожан нашего прихода является 1-января. В этот день Русская православная церковь чтит память-Преподобного Святого Илии Муромца Печерского.

Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

Приглашаем вас на молебен,который будет отслужен 1-января 2017 года в с.Алферьево у источника названого в честь его Святого имени в 11 часов 30 минут.

Где можем поздравить с новолетием друг друга, умыться святой водичкой и взять с собой.

Молитва на Новый Год:

Благослови нам провести год сей и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал, и спасительною жертвою святoго Тела и пречистой Крови освятил.

Отечество наше возвыси, сохрани и прослави; долгоденствие, здравие, изобилие плодов земных и благорастворение воздухoв даруй нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царствия Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими. Аминь.

Молитва перед началом всякого дела:

Кондак Пресвятой Богородице

Краткая молитва святым:

Пожелаем друг другу помощи Божией в предстоящем году и не забудем молиться друг за друга!

Что такое новолетие

В Ветхом завете (Левит 23), сам Бог повелевает людям после тяжелых работ на полях, житейской суеты оставить все хлопоты и служить Единому Богу.


Церковное новолетие — годичный круг священных воспоминаний

Согласно библейной истории именно в начале сентября:

  • Вседержитель даровал человечеству 10 заповедей, доставленные пророком Моисеем.
  • В это время ковчег Ноя был помещен на гору Арарат, при этом морские воды освободили сушу.
  • Согласно Святому Писанию, в начале нового года Соломон освятил ново возведенный храм Господень в Иерусалиме.

Этот перечень можно продолжать еще очень долго, убеждаясь в важности данной даты

Молебен на благословение новолетия

В нашем храме 31 декабря 2018 г. в понедельник в 19-00 будет отслужен молебен на благословение грядущего гражданского нового года. Православные христиане собираются в храмах 31 декабря, в канун Нового года, для того, чтобы молитвой встретить наступающий год и поручить свою жизнь и жизнь своих близких Милосердному Господу в надежде, что Отец наш Небесный приклонит милость ко всем Своим чадам и дарует им мирное и благое новолетие. Традиционное молебное пение на гражданское новолетие ежегодно совершается в храме. Чин молебного пения, совершаемый в православных храмах в этот день, заимствован из чина молебна, положенного на начало индикта — церковного нового года (новолетия), который Русская Православная церковь отмечает 14 сентября ( 1 сентября по старому стилю). В основе новогоднего молебна – молитвенное призывание помощи Божией и благословения на весь грядущий год и благодарение Господа за все Его милости и щедроты, дарованные нам в прошедшем году.

30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на заседании Отдела О богослужении, проповедничестве и храме, были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334—335):

«Привнесение службы “начала инди́кта, си́речь новаго лета” в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном…».

Контакты:

Священник Илья Пиэсис +7 929 546 83 90 Подготовка ко Крещению +7 926 378 90 25 Заказать экскурсию, посетить храм +7 926 143 32 51 +7 916 957 13 23

контакты:

Священник Илья Пиэсис +7 929 546 83 90 Подготовка ко Крещению +7 926 378 90 25 Заказать экскурсию, посетить храм +7 926 143 32 51 +7 916 957 13 23

Традиции празднования прихода нового индикта

Священники православной церкви советуют 14 сентября начать с благодарственных молитв Творцу и святым. В этот же день вспоминают о святом Симеоне Столпнике и сорока мучениках.


Икона святых сорока Севастийских мучеников

Народные традиции гласят, что 14 сентября:

  • следует привести школьников на богослужение и получить благословение на учебный год;
  • можно начинать сватанья;
  • заводить новые знакомства.

В былые времена в день новолетия ничего не делали, относились к нему, как к большому церковному празднику, ныне для многих это обычные будни.

Старожилы советуют к началу индикта отдать все долги, завершить сделки и провести весь день в мире и согласии, забыв о ссорах и распрях, чтобы не перенести все проблемы и в будущий год.

Что в церковном календаре означает слово индикт

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 4, 16-22

Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос — принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным. Это верно совершается во всех искренно верующих и действующих по вере. Мыслями не наполнишь душу этою приятностью; надо действовать и приятность вселится сама собою. Внешнего покоя может не быть никакого, а один внутренний, но он неотъемлем от Христа. Впрочем, всегда бывает так, что коль скоро водворится внутренний покой, внешние беспокойства не имеют тяготы и горькости. Стало быть и с этой стороны есть лето приятно; только снаружи оно кажется холодною зимою.

К прочтению  Об исповеди и покаянии

Царь – икона Христа

В некоторых исследованиях приводится информация, что Петр I присутствовал на последнем в истории чине летопроводства 1 сентября 1699 года. Это, однако, не так: сохранилось письмо Петра Алексеевича своему сподвижнику А.А. Виниусу, отправленное 3 сентября из Таганрога. Легко проверить и тот факт, что императора не было в Москве на 1 сентября и в предыдущие годы.

Чем же был не мил Петру Алексеевичу этот чин? Видимо, своей драматургией, о которой мы можем судить, например, по описанию шотландца Патрика Гордона, много лет проведшего на службе у русских царей. В своем дневнике за 3 сентября 1667 г. он пишет:

А вот еще одно свидетельство и, кажется, единственное, в котором участником торжества выступает сам Петр Алексеевич, правда, в тандеме с братом Иоанном:

В одной из стихир праздника пелось:

Роль царя в обряде настолько значительна, что ему воздаются почести, равные святым иконам и священнослужителям (каждый из которых также является в своем роде иконой Христа, Богородицы и святых). В рамках обряда земной царь предстает зримым воплощением того попечения, которое имеет Небесный Царь о своем народе и обо всем мире, в чем бы это попечение ни выражалось.

Так, например, в русской традиции в этот день царь творил свой личный суд, приглашая на него даже самых отъявленных изменников, самых злостных должников и многих прощая, подражая Христу, исполняющим «Лето благоприятное».

Реформатор во всем

Действительно, царь реформировал не только административное устройство Русской Церкви, но и строй ее литургической жизни. Сохранялось только то, что не противоречило главной идее: подчиненности религии государственным интересам. Ликвидировалось все, что, с точки зрения Петра, царскую власть принижало.

Например, Петр не внес никаких корректив в обряд помазания царя на царство, которое происходило с использованием молитвы «Печать и дар Духа Святаго», – той же, что произносится при миропопомазании (в Византии использовалась другая молитва – «Свят, Свят, Свят»). Петр II, также как и последующие самодержцы (даром, что они носили «западнический» титул «император»), – короновались именно в таком литургическом обрамлении.

Не изменил Петр и практику причащения монарха, сообразно которой он приобщался Святых Тайн в алтаре вместе со священослужителями. С другой стороны, с 1697 года в Москве не совершается «шествие на осляти» в Вербное воскресенье, ритуал, который так описывается в решениях Московского собора 1678 г.:

«Не папская ли то гордость, чтобы Богом венчанного царя учинить своим конюшим», – с такой мотивировкой будущий император ликвидировал трогательный обряд. По тем же соображениям он реформировал и новогодние торжества.

Шествие на осляти Алексея Михайловича. В.Г. Шварц. 1865 г.

Актуальная аналитика

Святейший Патриарх Кирилл издал распоряжение о сокращении отчислений в Московскую Патриархию
14.05.2020
Ввиду финансовых затруднений, обусловленных сложившейся ситуацией, Святейший Патриарх благословил сократить отчисления епархий, приходов г. Москвы и ставропигиальных обителей в Московскую Патриархию за 2020 год на 25% по сравнению с 2019 годом.

Послание Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц
03.05.2020
Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, духовенству и верующим Русской Православной Церкви.

Богослужебное почитание

Новолетие. Константинополь. 985 г. Миниатюра Минология Василия II. Ватиканская библиотека. Рим.

Православная церковь

В Русской православной церкви Новолетие относится к числу средних праздников.
Полное название праздника в богослужебных книгах Православной церкви: Начало́ индикта́, е́же есть но́ваго ле́та (др.-греч. Ἀρχὴ τῆς Ἰνδίκτου, ἤτοι τοῦ νέου Ἔτους), другое древнее славянское название праздника, известное по иконографии Летапреложе́ние. В этот же день совершается память Симеона Столпника и матери его Марфы; и память дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их, поэтому богослужение является соединением трёх служб. Накануне праздника вечером служится великая вечерня, на которой читается паремия: книга пророка Исайи (Ис. ), по причине того, что в этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос, согласно Евангелию от Луки, вошел в синагогу в городе Назарете и прочитал это место перед молящимися. Слова из данного пророчества: «нарещи́ лѣ́то Госпóдне прiя́тно», по мнению Церкви относятся к Новолетию. Стихиры праздника были написаны разными гимнографами: Иоанном монахом, Германом, Андреем Пирским; в VIII веке Иоанн Дамаскин написал канон этого праздника. На литургии перед указанным выше 13-м зачалом Евангелия от Луки (Лк. ) читается апостольское чтение (258-е зачало) с назиданием об усердной молитвы за всех представителей государственной власти (какими бы они ни были):

Ча́до Тимофе́е, молю́ пре́жде всех твори́ти моли́твы, моле́ния, проше́ния, благодаре́ния за вся челове́ки: за царя́ и за вся, и́же во вла́сти суть: да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́. Сие́ бо добро́ и прия́тно пред Спаси́телем на́шим Бо́гом, И́же всем челове́ком хо́щет спасти́ся и в ра́зум И́стины приити́. Еди́н бо есть Бог, и еди́н хода́тай Бо́га и челове́ков, челове́к Христо́с Иису́с: Да́вый Себе́ избавле́ние за всех, Ему́же честь и сла́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь. (1Тим. )
Тропарь, кондак на Новолетие.
На греческом На церковнославянском(транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 2 (Ἦχος β) Ὁ πάσης δημιουργὸς τῆς κτίσεως, ὁ καιροὺς καὶ χρόνους ἐν τῇ ἰδίᾳ ἐξουσίᾳ θέμενος, εὐλόγησον τὸν στέφανον τοῦ ἐνιαυτοῦ τῆς χρηστότητός σου Κύριε, φυλάττων ἐν εἰρήνῃ τοὺς Βασιλεῖς καὶ τὴν πόλιν σου, πρεσβείαις τῆς Θεοτόκου, καὶ σῶσον ἡμᾶς. Всея́ тва́ри Соде́телю, времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый, благослови́ ве́нец ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди, сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Тво́й моли́твами Богоро́дицы и спаси́ ны. Всех творений Создатель, время и годы во Своей власти положивый, благослови (новый) год благостью Твоею, Господи, сохраняя в мире люди и город Твой молитвами Богородицы и спаси нас.
Кондак праздника, глас 2 (Ἦχος β) Τὰ ἄνω ζητῶν, τοῖς κάτω συναπτόμενος, καὶ ἅρμα πυρός, τὸν στῦλον ἐργασάμενος, δι᾿ αὐτοῦ συνόμιλος, τῶν Αγγέλων γέγονας Ὅσιε, σὺν αὐτοῖς Χριστῷ τῶ Θεῷ, πρεσβεύων ἀπαύστως ὑπὲρ πάντων ἡμῶν. В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́, всех ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю, И́же дни и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый, благослови́ ны́не вене́ц ле́та, соблю́ди и сохрани́ в ми́ре гра́д и лю́ди Твоя́, Многомилости́ве На Небесах живущий Царь, Христе, всего видимого и невидимого Творец и Создатель, дни и ночи, времена и годы сотворивший, благослови ныне начинающийся год, сбереги и сохрани в мире землю нашу и людей Твоих, Многомилостивый.

В иконографии «Новолетие» — это изображение Иисуса Христа, находящегося в синагоге Назарета среди людей и читающего книгу пророка Исайи.

Выражение, взятое из службы Новолетию, «венец лета» — это «годовой круг» или «год».

В народной традиции праздник Новолетия получил своё самобытное название: «день Семёна Летопроводца», то есть день Семёна (просторечье от имени Симеона Столпника), сопровождающего новый год (лето).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: