Иконы и изображения. общий список

Иконы в Церкви

В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории — Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.

Фото: http://www.tatarstan-mitropolia.ru

О наличии икон в первые века христианства говорит свт. Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т.е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и покланяюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах». Почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании VII Вселенского Собора, отвергшего ересь иконоборчества: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, неистинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».

Молитва перед иконой апостола Матфея

Если у вас возникли какие-то жизненные проблемы, и вы не знаете, как их развязать, например, ищите работу, то нужно пойти в храм и прочитать апостолу Матфею молитву на работу, он обязательно услышит просьбу и поможет вам. К мученику обращаются и в других жизненных ситуациях, главное, чтобы просьба была искренней и только на добро.

Слова молитвы

Иногда человек не имеет возможности посетить церковь, и ему кажется, что молитвы, прочитанные дома, не окажутся действенными и не будут услышаны. Это не так, ведь если ваши просьбы идут от чистого сердца, то Святой вас услышит и обязательно поможет.

Иконы Пресвятой Богородицы

Пресвятая Богородица — великая наша небесная заступница. Ни одна другая религия мира не имеет такой Небесной Покровительницы, какая есть у православных. “Честнейшая херувим и славнейшая серафим” — так поет тропарь о Богородице. Эти слова означают, что в Небесной иерархии Пречистая Дева стоит ближе ко Христу, чем ангельские силы.

Всеобщая любовь православных христиан к Божьей Матери вызвана огромным количеством чудес, подаваемых в ответ на искренние молитвы.

Выбирая икону, перед которой вы будете молится к Богородице, нужно помнить, что помощь исходит не именно от образа, а от самой Матери Божьей. Поэтому и “специализация” икон, каждая из которых помогает в тех или иных определенных нуждах, весьма условна — вы можете обращаться к Деве Марии с любой своей нуждой или печалью перед любым ее ликом. К примеру, имея дома образ “Неупиваемая Чаша”, перед которым принято просить избавления от пьянства, можно помолиться перед этой иконой и о здравии родных и близких.

  • Благовещение Пресвятой Богородицы
  • «Андрониковская»
  • «Ахтырская»
  • «Благодатное небо»  – прославляет Богородицу
  • «Боголюбская»
  • «Взыскание погибших» – дает помощь всем, кто погибает духовно и телесно
  • «Взыграние младенца»
  • «Вифлеемская»
  • «Влахернская»
  • «Владимирская»
  • «Валаамская»
  • «Воспитание»
  • «В скорбех и печалех Утешение»
  • «Всецарица»
  • «Всех скорбящих Радость» – помогает в унынии
  • «Геронтисса» – покровительница пожилых людей
  • «Грузинская»
  • «Державная»
  • Донская икона Божией Матери
  • «Достойно есть» («Милующая»)
  • «Древо Пресвятой Богородицы»
  • «Живоносный Источник»
  • «Жировицкая»
  • «Знамение»
  • «Иверская»
  • «Игоревская»
  • «Иерусалимская»
  • «Избавительница от бед»
  • Казанская икона Божией Матери
  • «Калужская»
  • «Кипрская»
  • «Касперовская»
  • «Ключ разумения»
  • «Козельщанская»
  • «Коневская»
  • «Корсунская»
  • «Леушинская»
  • «Млекопитательница» – помогает кормящим матерям и беременным
  • «Милостивая»

Большинство икон Пресвятой Богородицы известны и в народе, и в церковной среде, как чудотворные. Это значит, что по молитвам перед такими образами происходили явные чудеса, свидетелями которых становилось множество людей. Например, неоднократно описываются необъяснимые мгновенные исцеления, которые никак не могли бы произойти естественным физиологическим путем. Для православного христианина такие чудесам служат во укрепление веры и в память о том, что Матерь Божия — наша великая заступница и помощница, если мы искренне и всем сердцем. принимаем Христову веру.

  • «Неопалимая Купина» – защищает от пожаров
  • «Непроходимая Дверь» – защищает дом
  • «Нерушимая стена»
  • «Неувядаемый цвет»
  • «Неупиваемая чаша» – помогает в борьбе с пьянством
  • «Нечаянная Радость»
  • «Одигитрия-Смоленская»
  • «О Тебе радуется»
  • «Оранта»
  • «Отрада и утешение»
  • «Отчаянных единая надежда»
  • «Остробрамская»
  • «Пещанская»
  • «Пименовская»
  • «Победительная»
  • «Покрова Пресвятой Богородицы»
  • «Почаевская»
  • «Праворучица»
  • «Прибавление ума» – молятся о вразумлении
  • «Премудрость Божия София»
  • «Помощница в родах»
  • «Призри на смирение»
  • «Пряжевская»
  • «Путивльская»
  • «Радость всех ангелов»
  • Икона Рождества Пресвятой Богородицы
  • Акафист и молитва иконе Божией матери «Свенско-Печерская»
  • «Свенская» («Печерская»)
  • «Скорбящая о младенцах»
  • «Скоропослушница»
  • «Сладкое лобзание»
  • «Слово плоть бысть»
  • «Спорительница хлебов» – об урожае и достатке
  • «Споручница грешных»
  • «Старорусская»
  • «Страстная» – помогает в тяжких скорбях
  • «Табынская»
  • «Тихвинская»
  • «Толгская»
  • «Трех радостей»
  • «Трилетствующая»
  • «Троеручица»
  • «Умиление»
  • «Умягчение злых сердец» («Семистрельная») – молятся о прекращении вражды
  • «Урюпинская»
  • Икона Успения Пресвятой Богородицы
  • «Утоли моя печали» – в любых скорбях
  • Икона Феодоровской Божией Матери – перед ней молятся во время беременности
  • «Цареградская»
  • «Целительница»
  • «Четырехчастная»
  • «Ченстоховская»
  • «Черниговская Гефсиманская»
  • «Чимеевская»
  • «Экономисса» («Домостроительница»)
  • «Ярославская»

Пространство константинопольской церкви в Новгороде

Такое собрание важнейших реликвий Страстей привело некоторых моих западных коллег к любопытному заключению, что здесь, на обороте иконы, представлена не просто сцена Поклонения Кресту, но воссоздано пространство византийской императорской церкви Богоматери Фаросской в Константинополе, где хранились важнейшие реликвии Страстей Господних. 

Это была маленькая, драгоценно украшенная церковь в центре Большого дворца, рядом с императорскими покоями, где на протяжении нескольких столетий собирали важнейшие реликвии, связанные именно с Искупительной Жертвой и Страстями Христовыми. Заметим, что это имело глобальный религиозно-политический смысл. Обладание важнейшими реликвиями Страстей было самым ярким подтверждением духовной силы и символом власти над всем христианским миром. В этой связи интересно, что в Византии (именно в Византии, а не, скажем, в Сербии или Древней Руси) не было распространено паломничество в Иерусалим. 

К прочтению  Значение иконы божией матери «неувядаемый цвет»

Золотое свечение, пурпурная пряжа и предвидение Жертвы. Читаем иконы с академиком Алексеем Лидовым

Известны византийские тексты, которые говорят: зачем вам идти в Иерусалим, где ничего нет, идите в наш новый Иерусалим, в церковь Богоматери Фаросской, где вы можете приложиться к важнейшим реликвиям, которых нет в городе, захваченном мусульманами. 

Идея, что художник пытался воспроизвести именно пространство Фаросской церкви, не доказуема, хотя и может быть принята как остроумная гипотеза. При этом, несомненно, художник предпринимает попытку создать новую икону из собирания в ней всех важнейших святынь, связанных со Страстями Господними. И, вполне вероятно, образ Фаросской церкви как важнейшего христианского храма мог возникать в литургии новгородской церкви. Не исключено, что икона была написана для храма Спаса на Нередице, согласно летописи, расписанной в 1199 г. Потому мы можем, как я сделал в одной из своих работ, додумать ее литургическое бытование внутри пространства этого храма. Мы знаем, что эта икона использовалась в процессиях вокруг алтаря, по храму и вокруг храма, и также находилась в пространстве, где в подкупольной зоне размещалось два образа Спаса Нерукотворного, показанные напротив друг друга.

В целом ряде других византийских храмов эта традиция возникает в XI веке, когда под куполом, на внешних сторонах восточной и западной арки появляются изображения Мандилиона и Керамидиона. По моей гипотезе, такое расположение, скорее всего, связано с тем, что эти две реликвии именно таким образом были показаны в церкви Богоматери Фаросской. Расположение святынь в константинопольской церкви нам известно из уникального описания одного крестоносца, который участвовал в захвате Константинополя в 1204 году и написал, что эти реликвии висели в драгоценных ковчегах на цепях, как раз под восточной и западной подкупольными арками. Вероятно, что расположение таким же образом Мандилиона и Керамидиона уподобляло каждый храм византийскому Иерусалиму – церкви Богоматери Фаросской. 

Спас Нерукотворный на убрусе. Церковь Спаса на Нередице, Новгород, XII век

Если наша логика верна, то мы можем прочитать глубокий смысл этой двусторонней иконы, где как раз Спас Нерукотворный изображен на лицевой стороне – важнейшая святыня из церкви Богоматери Фаросской, которую дополняют святыни Страстей Христовых на обратной стороне. Когда с этой процессионной иконой в конце XII века внутри пространства храма ходили верующие, также это пространство включало в себя образы Мандилиона и Керамидиона на подкупольных арках, то получалась духовная связь с византийским Иерусалимом, образы актуализировались и приобретали особое литургическое звучание.

Спас Нерукотворный на чрепии. Церковь Спаса На Нередице XII век

Державная икона Божией Матери

Державная икона Божией Матери. Оригинал

Почитание образа, который изображен на иконе Божией Матери Державная, связано с новейшим периодом российской истории. Предание об иконе хорошо известно: жительница слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова несколько раз во сне видела белую церковь и слышала требование найти чёрную икону и сделать её красной. 2 (15 по н.ст.) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское была найдена большая почерневшая от времени икона Божией Матери: на коленях Ее восседает Младенец Христос, в руках Пречистой — царские регалии, скипетр и держава. В тот же день Государь Николай Александрович, император Российской империи, подписал отречение от престола за себя и своего сына цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича (впоследствии расстрелян большевиками).

Икону Божией Матери Державная немедленно стали почитать жители Коломенского и окрестностей. По сей день по мнению многих православных, после отречения монарха от престола Сама Богородица хранит символы царской власти, а вместе с ними и саму Россию. В составлении службы и акафиста образу принимал участие святой Патриарх Тихон.

Образ на иконе Божией Матери Державная относится к канону «Цареградских» икон, написан, судя по всему, в конце XVIII века. Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря — облачение Богородицы написано красным.

В советское время икона Божией Матери Державная хранилась в запасниках Исторического музея, в 1990 году была возвращена Церкви — сейчас оригинал образа находится в Казанской церкви в Коломенском. Но приложиться к чтимым спискам можно не только там.

Казанская церковь в Коломенском

В храме Вознесения Господня на Гороховом поле (улица Радио, дом 2), кроме многих других святынь, находится список иконы Божией Матери Державной. Здесь же пребывает образ святого страстотерпца царя Николая, обильно мироточивший в конце 90-х годов.

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково

В главном храме Успенского благочиния города Москвы, церкви Успения Божией Матери в Троице-Лыкове пребывают несколько чтимых образов Пресвятой Богородицы, а среди них и икона Божией Матери «Державная».

Сам Успенский храм, поврежденный в 30-х годах, восстановлен со второго раза — еще в 1935 году церковь была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. В 1970 году здание начали реставрировать, но финансирование было приостановлено, и к восстановлению храма вернулись только в начале 2000-х.

На московском подворье Соловецкого монастыря, в храме великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове, икона Божией Матери «Державная» почитается особо — ведь Соловки стали Русской Голгофой, путь на которую начался 2 (15) марта с отречения от престола Императора — падения традиционной российской государственности.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове

Храм-часовня Державной иконы Божией Матери

С 1995 года в Москве существует храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Именно с него началось восстановление главного собора страны — храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь. Перед находящимся в ней чтимым списком «Державной» два раза в неделю читается акафист: по средам в 17.00 и по воскресеньям — в 14.00.

В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.

Вы прочитали статью Державная икона Божией Матери.

О чем молиться апостолу Матфею

Мученик считается покровителем людей, которые заняты в сфере финансов, например это могут быть люди таких профессий: продавцы, предприниматели, бухгалтеры или банковские работники.

Если человек будет постоянно носить с собой иконку святого, то его дела в ближайшее время пойдут вверх. Также образ защитит от мошенников и крупных потерь. Люди, которые долго ищут работу, благодаря святому лику скоро ее найдут. Обращенная молитва апостолу Матфею помогает уладить конфликты с начальством и коллегами. Мученик помогает найти выход из трудной ситуации и не даст совершить ошибки, которые повлекут за собой серьезные последствия.

Икона — образ

Икона в переводе с греческого означает «образ». Образ того, к кому мы прибегаем с молитвой. Священные изображения имели место в истории еще во времена Ветхого Завета. По свидетельству Писания, Сам Бог повелел Моисею устроить ковчег завета и поставить его в важнейшей части первого ветхозаветного храма – «во Святом-святых» (Исх. 25, 10 17; 26, 33-34). Также Бог повелел Моисею сделать два золотых изваянных изображения херувимов и поставить их «во Святом-святых» по двум сторонам крышки, покрывавшей ковчег завета (Исх. 25, 18-22); повелел сделать и истканные изображения херувимов на церковной завесе, отделявшей «Святое-святых» от святилища (Исх. 26, 31-33), подобно тому, как ныне иконостас отделяет алтарь от самого храма; и сделать такие же изображения херувимов на тех попонах виссонных, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии и служили для нее вместо стен (Исх. 26, 1-37). Известно также, что Сам Бог повелел Моисею воздвигнуть медного змия в пустыне (Чис. 21, 8), и этот змий был образом нашего Спасителя, вознесшегося на крест (Иоан. 3, 14-15).   Построив иерусалимский храм, Соломон, по образу скинии, поставил в нем, в самой средине «Святое-святых», два изготовленных из кипариса и позолоченных изображения херувимов, которые одними крылами своими соприкасались друг с другом, другими достигали противоположных сторон храма (3 Цар. 6,23-28; 2 Пар. 3, 10-13); изваял и написал херувимов на всех стенах храма (3 Цар. 6, 29; 2 Пар. 3, 7), а также соткал такие же изображения херувимов на церковной завесе (2 Пар. 3, 14). И Бог не только не осудил за то Соломона, но еще выразил особенное Свое благоволение и к строителю храма, и к самому храму: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (Исх. 9, 3).

К прочтению  православные святыни израиля

Если икона обветшала

Довольно частым вопросом, задаваемым прихожанами, бывает о том, что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации. Конечно, икона всегда остается иконой, если даже она потеряла свой первоначальный вид. Ни в коем случае нельзя просто выбрасывать такие иконы. Их необходимо отнести в храм, где их сожгут в церковной печи. Если нет такой возможности, или в храме нет специальной печи, то икону можно сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое впоследствии не будет осквернено, к примеру, в саду под деревом. Таким образом можно поступить и с деревянными и с бумажными иконами.

Другим вопросом, который приходится часто слышать, является вопрос о том, что делать со старыми календарями с иконами, можно ли вырезать икону из календаря и поставить рядом с другими. Ответ однозначный: да. Но сначала необходимо наклеить такую икону на твердую основу и освятить в храме по чину освящения икон. А со старыми календарями, из которых невозможно вырезать икону, необходимо поступить так же, как и с ветхими иконами, не подлежащим восстановлению, т.е. сжечь.

Иконы святых

Святые — наши большие помощники и заступники перед Господом. Они прожили свою жизнь так, что сподобились наибольшего, что доступно человеку — вечной жизни с Богом. По своему дерзновению они могут помогать нам в наших бедах и напастях, если мы пытаемся вести христианскую жизнь и каяться в своих грехах. Иконы любимых святых можно размещать как в домашних иконостасах, так и молиться перед ними в храмах.

  • Икона преподобному Амвросию Оптинскому – об укреплении в вере
  • Икона святой Великомученице Анастасии Узорешительнице – помощница в родах и покровительница заключенных
  • Икона Александра Невского
  • Икона святой мученице царице Александре
  • Икона святого апостола Андрея Первозванного
  • Икона святого Александра Свирского – об укреплении в вере
  • Икона святых Бориса и Глеба
  • Икона святого Василия Великого – о новом жилье, начале своего дела
  • Икона святой Варвары
  • Икона святой Виктории Кордубской
  • Икона князя Владимира
  • Икона святой Галины
  • Икона Даниила Московского
  • Икона святого мученика Евгения Севастийского
  • Икона святой Екатерины
  • Икона святой Елены
  • Икона святого Илии Муромца
  • Икона святого мученика Иоанна Воина – покровитель военнослужащих
  • Икона святителя Иоанна Златоуста – помогает в обучении и даре слова
  • Икона святой мученицы Ирины
  • Икона святого Кирилла
  • Икона Блаженной Ксении Петербургской – о любых житейских нуждах
  • Икона святого Николая Чудотворца
  • Икона святого Луки Крымского – помощь в медицинском лечении
  • Икона святой Марины
  • Икона святой Марты
  • Икона святой Матроны Московской – помощь в любых житейских делах
  • Икона святой Людмилы
  • Икона святой Наталии
  • Икона святого Пантелеймона Целителя – в болезнях
  • Икона святого Предтечи Иоанна Крестителя Господня – об укреплении в вере
  • Икона Иоанну Кронштадскому
  • Икона Киприана и Иустинии
  • Икона святой великомученицы Ирины Македонской – о даре слова и помощи в проповедовании Христа
  • Икона святого Николая Угодника – в нужде и бедах
  • Икона святой Параскевы Пятницы
  • Икона Петра и Павла
  • Икона святых Петра и Февронии Муромских – о счастье в браке
  • Икона святого Романа Сладкопевца
  • Икона преподобного Серафима Саровского
  • Икона святого преподобного Сергия Радонежского – помогает в учебе и воспитании детей
  • Икона святого Симеона Верхотурского
  • Икона София, Вера, Надежда, Любовь
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца – помощь в семейных вопросах
  • Икона святого Стилиана Пафлагонского
  • Икона святой великомученицы Татьяны – покровительница студентов и учащихся
  • Икона святого Трифона
  • Икона святой Фотинии
  • Икона святой мученицы Юлии Карфагенской

Икона в православии

В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».

Так св. Василий Великий пишет:

«молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха».

А св. Нил Синайский (IV в.) советует:

«Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».

Почему для Церкви так важны были иконы, что люди за них отдавали свою жизнь, а порой не щадили и чужую? Это не всегда понятно современному человеку, который привык оценивать изобразительное искусство с эстетической точки зрения, а тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но для иконоборцев и иконопочитателей речь шла о чем-то большем, чем художественное творчество, речь шла об исповедании веры.

Икона — образ

Слово икона, греч. εἰκὼν — образ, св. отцы относили, прежде всего, к изображениям Спасителя, а также к Нему Самому. Так называет Христа и апостол Павел:

«Он (Христос) есть образ (εἰκὼν) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15).

И это выражает самую суть веры: Бог Слово, в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится видимым и доступным для человека. Иоанн Богослов свидетельствует:

«Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

Тайна Боговоплощения — сердцевина христианского откровения —  и есть основание для изображения Иисуса Христа, как, впрочем, и всего иконописания.

Владимирская икона Богородицы

Не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. В Оросе Седьмого Собора указано, что творцами иконы являются – отцы, художнику же надлежит исполнение. При этом Орос не ограничивает художников ни в материале (был бы прочным), ни в технике исполнения, ни в стиле, ни в месте расположения икон, единственным условием было то, чтобы изображение не противоречило вероучению Церкви. Для этого и был выработан особый язык, который мы называем каноном. В соборных правилах сказано:

«Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да через то, созерцая Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти и сим образом совершившегося искупления мира».

Икона показывает нам не только образ Бога, но и образ человека. А человек, согласно Св. Писанию, создан по образу Божию (Быт.1:27), а значит, предназначен сиять светом Божьей славы. Каждый из нас — икона, но эта икона нуждается в реставрации, расчистке, укреплении, снятии наносных слоев. И этим мы должны заниматься каждый день своей жизни, пока не будет просвечивать тот образ, что задумал Божественный художник. Глядя на святые иконы, на образы великих подвижников веры, на образы Божьей Матери и Спасителя, мы смотрим на свое будущее, каким оно может стать, если мы действительно облечемся во Христа. Икона — это образ будущего века.

К прочтению  На иеронима оказывают давление со стороны правительства греции для признания пцу

Недостаточно только смотреть на икону, прикладываться к ней, почитать ее, украшать и проч., важно услышать Весть, которую она несет. Икона — это послание к нам, проповедь, призыв

Икону называют окном в невидимый мир, но она и указатель на пути в этот мир. На иконах Богородица Одигитрия указывает на Христа, Которого держит на руках, молитвенные жесты святых устремлены к Господу, Спаситель воздевает  благословляющую десницу, — все это для нас знаки на пути в Царство Небесное.

Икона учит нас новому видению, показывает нам иное время, иное пространство, преображенную реальность: свет без тени, день без ночи, жизнь без смерти, любовь без ненависти. Новое небо и новую землю, где Бог все во всем.

«Икона — это воплощенная молитва, — говорит архим. Зинон. — Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».

Иконопись

Иногда люди, имеющие сугубо светское художественное образование, выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навыков в живописи и определенный опыт в этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе не ограничиваются требования, предъявляемые к иконописцу

Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, …, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки

Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.

В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к этим требованиям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.

Фото: http://www.sestry.ru

Подводя итог, хочется вспомнить о тех людях, благодаря которым сегодня им имеем возможность почитать эти священные образа и молиться перед ними. Это святые отцы VII Вселенского Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия».

КНИГА протоиерея Сергия Николаева о ДОМАШНЕМ ИКОНОСТАСЕ

Материальный мир, окружающий нас, мир предметов — ежедневных свидетелей нашей жизни — не безгласен. Жилище человека расскажет о хозяине, пожалуй, больше самого хозяина. И если православный человек на улице, в автобусе, в магазине ничем внешне не выделяется, то дом его все же имеет свои особенности. А потому не лишним будет поговорить об эстетике православного дома.

Приходской священник часто бывает в жилищах своих прихожан. Его призывают освятить квартиру, отслужить домашний молебен, зовут к больному совершить таинство елеосвящения (соборования)

Во время таких посещений я всегда обращаю внимание, какое место отведено домашним иконам, как они содержатся, есть ли перед ними лампадки или подсвечник. Есть ли в доме Евангелие, духовные книги

Радостно бывает встретить красиво оформленный, поддерживаемый в чистоте, живой святой угол с иконами, зажженную перед ними лампадку, чистую пелену под образами. Сколько любви в такой заботе! Да это и естественно. Самое дорогое для нас — Бог. Потому и дороги нам изображения Спасителя, Пречистой Его Матери, угодников Божиих — святые иконы.

Но жаль бывает хозяина или хозяйку дома, где сиротливо выглядывает с комода или серванта прислоненный к случайной вазочке покоробленный бумажный образок в пол-ладони, да еще покрытый пылью.

Иногда, особенно в тех семьях, где православная церковная традиция как-то прерывалась, верующие и вполне благочестивые хозяева не знают, как им лучше устроить новые для их дома святые иконы, лампады, подсвечники. Ведь икона — это святыня, но она и изделие, имеющее свою форму, вид, цену. Как “вписать” ее в сложившуюся привычную обстановку?

Полезная информация

Обращение к вебмастерам, использующим информацию с этого сайта.Аудиозаписи канонов — чтение канонов октоиха.Перед какой иконой Богородицы о чем молятся.Дни празднования Богородичных икон.Иконы к основным православным праздникам с текстами и аудиозаписями тропарей.Где посмотреть на старинные иконы — адреса храмов и монастырей Москвы.Видеоурок: как, имея низкокачественное изображение иконы из интернета, найти его более качественную копию всего за пару секунд.Видео урок по Adobe Photoshop. Удаление неуместных логотипов и подписей и исправление перспективы изображения.Почему не надо добавлять рекламные надписи на изображения икон.Статьи об иконописном творчестве.О лжеиконах, псевдоиконах и т.п. неканонических иконах Богородицы.Не любой сайт с христианской информацией является христианским!Cоветы тем, кто хочет купить иконы.Словарь малопонятных слов и выражений церковнославянского языка.Видео-креатив (хорошо оформленные молитвы и церковные песнопения).Сборник икон (офлайновый).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: