Когда греция приняла христианство

Греческая церковь: виды церкви, история образования, греческое православие

Византия в Греции – Эллада в Византии

Доказательством такой органической связи между «идеей Греции» «идеей православной Византии» и «идеи Запада» в греческом обществе стало одно еще только готовящееся событие мировой культурной жизни. Газета «Та Неа» опубликовала репортаж о планируемой на 2013 г. выставке византийского искусства из греческих собраний (т.е. преимущественно из земель Греции, входивших в Византийскую Империю) в Национальной Галерее Вашингтона, изобразив ее как еще один прорыв греческого духа на всемирную сцену. Репортер газеты начинает с того, что в Византии античное наследие оставалось живо в самых своих фундаментальных проявлениях: в Греции Византийской эпохи все видели стены древних Афин, сохранялись юридические и медицинские школы античности, и даже знаменитое византийское ювелирное искусство продолжало самые изощренные достижения античного искусства и античной науки.

Организаторы выставки, пишет газета, отдают предпочтение поздней Византии, с её неповторимым стилем и зрелым отношением к интеллектуальному наследию прошлого. Состав экспонатов, которые предоставляет музей Бенаки и другие греческие собрания, будет обновлён в сравнении с традиционно принятым: будет показано всепроникающее влияние античного быта на повседневную жизнь византийцев, и значение христианских ориентиров для сохранения всего самого лучшего, созданного в античности. «Мы объясним, – признаются устроители выставки, – что Парфенон не был заброшенными руинами, но действовал как одна из самых знаменитых церквей тогдашних Афин. Что Коринф никогда не знал никаких «темных веков», но был процветающим городом. Что Византия – это не только иконы, но и значительные произведения пластического искусства».

Во многом, заметим, такое отношение к памятникам древности опирается на принятое вот уже более двух веков среди образованных греков представление о «двух игах»: римском и турецком – в таком случае античная Греция и Византия оказываются двумя периодами расцвета, которые даже неловко сравнивать. «Наша экспозиция, – говорит один из устроителей, – покажет неразрывную связь греко-римской и византийской культуры – наша культура оказалась наиболее приспособленной к тому, чтобы выжить в обновленных формах, несмотря на все внешне- и внутриполитические смуты». В основу экспозиции поэтому будет положен не столько временной, сколько географический принцип: посетители смогут узнать, что происходило на севере Греции, что на Крите, а что на Родосе в одно и то же время. Перечисление предметов повседневности в газетной статье заканчивается упоминанием «мастерских, рукописей и законов» – с точки зрения многих современных греков именно единство торговли было важным фактором греческого единства, которое приняло свою окончательную форму благодаря книжному обмену, то есть общей образованности, и писаным законам. Не случайно в статье буквально говорится не о «внешнеполитических смутах» (как мы перевели), а о «географических смутах»: могут меняться границы, рушиться царства, и происходить катастрофы вселенского масштаба, но церковный корабль «добрых купцов Царствия Небесного», сооруженный в период расцвета греко-римской античности, не отклонится от своего курса.

Богослужебные традиции

В Греции особо празднично и торжественно, как парады, проходят крестные ходы. Особенно на Пасху — главный христианский праздник. Процессия прихожан с зажженными свечами, с песнопениями … направляется по улицам к главной площади, на которой устраивают сожжение чучела Иуды и небо освещают многочисленные разноцветные фейерверки, а ночь наполняется многоголосием радостных поздравлений.

Православные праздники в Греции отмечают по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианским. Теперь все календарные церковные праздники греки отмечают в унисон с католиками, у которых тоже принят григорианский стиль календаря. Исключение составляют те праздники, которые не привязаны к календарю и исчисляются специально — Пасха, Троица, День Святого Духа — они совпадают с праздниками установленными Русской Православной Церковью, которая так и осталась верна юлианскому стилю летоисчисления.

Служба в греческом храме проходит менее торжественно, но благодаря особой атмосфере, создаваемой в том числе и проникновенным распевом, ощущение благоговейной сопричастности не покидает до окончания богослужения.

В греческих храмах можно услышать знаменитый византийский распев — стиль церковного пения дошедший до нас от христиан первых веков. Это монофония (т.е одноголосие), построенная по совершенно другим законам гармонии, чем известная нам музыка. Поют, в основном, мужские голоса.

Когда совершается Малый Вход священнослужитель останавливается в центре солеи с Евангелием, и все прихожане подходят по очереди чтобы приложиться. Чтение Евангелия в храмах Греции происходит лицом к пастве. После литургии священник сам раздает всем прихожанам освященный хлеб.

У греков таинство исповеди не является обязательным перед причастием. Исповедуются греки тогда, когда почувствуют в этом необходимость. Частота исповеди у прихожан колеблется около 3 раз в год. Очередей на исповедь поэтому в храмах не видно. Исповедовать имеет право не каждый священник, а только иеромонахи, получившие благословение.

Особенности богослужебных облачений

Одеяние епископа

Наперсный крест не часто можно увидеть на священнике в Греции. Крест надевают только для службы с архиереем, или те священники, которые его ношение заслужили, как награду. У греческих священников богослужебная одежда фелонь (риза) не имеет шейного возвышения и сшита из тонкой ткани. Головной убор греческих священнослужителей — камилавка (кαμιλαύκα в переводе с греческого «верблюд») представляет из себя цилиндр с небольшими скругленными полями вверху и является обязательным элементом одежды священника. Камилавка бывает только черного цвета. Другой же головной убор — скуфия (σκούφια — по-гречески «шапка») — круглая мягкая черная шапочка теперь в Греции почти не используется, уступив место камилавке.

Роль религии в современном обществе

Как правило, религия практически в каждом государстве является стержнем, на который пытается опираться общество, власть. И Греция — не исключение. Религия выступает в качестве определенного типа сознания. Сознание формируется через понимание ее обществом. В разных странах, даже если религия одинаковая, обряды, молитвы и посты воспринимаются по-разному.

По большому счету религия занимает одно из ведущих мест в жизни каждого человека, поэтому недооценивать ее нельзя. Односложную оценку дать в этом вопросе невозможно. Говоря об истории появления религии, стоит сказать, что она запомнилась нашим предкам не только положительными моментами. Христианство в Греции тоже не стало исключением. Многие в стране называют эту религию патологией, которая вмешивается в болезненные процессы общества, влияет на деятельность человека.

Храмы Греции

Элладская Церковь в России

В России функционируют несколько храмов, посетителями которых являются этнические греки.

  1. Храм Всех Святых на Кулишках, расположенный на Славянской площади в Москве. Он является не только культовой постройкой, но и центром московской греческой общины в российской столице.
  2. Благовещенский греческий собор в Ростове-на-Дону. Современное здание было возведено в 2015 г. при участии греческой общественной организации «Танаис». Некоторые элементы внешней и внутренней отделки, мозаичные изображения и кресты были изготовлены в монастырях Афона и континентальной Греции.
  3. Церковь Святого Георгия в Феодосии — часть несохранившегося монастыря XIV в. В настоящее время является музейной экспозицией.
  4. Церковь во имя иконы Иверской Божьей Матери в Феодосии, первое упоминание о котором относится к первой половине XIV в. В настоящее время в храме проводятся ежедневные богослужения.

Элладская Православная Церковь — наследница древних византийских традиций. Сегодня на неё оказывают большое течение западные веяния, которые смягчают внешние проявления христианства, но не затрагивают глубокого смысла православной Веры.

https://youtube.com/watch?v=z0lHTMjESxI

Греческая православная церковь

Иерархия элладской православной церкви

Церковная иерархия также закрепляется в главном государственном документе Греции. В соответствии с ним главным органом управления церковными институтами осуществляет Священный Собор, который состоит из глав всех греческих епархий, пребывающих в сане митрополитов.


Иероним ІІ — архиепископ Афинский и Всея Эллады

Они назначаются правительством государства. Собрание архиереев выбирает главу, получающего титул архиепископа Афинского и Всея Эллады. Выбранного священнослужителя в течение 5 дней должен утвердить глава государства, после чего назначается торжественная интронизация.

На постоянной основе церковными делами управляет Священный Синод, состоящий из архиепископа Афинского и 12 митрополитов. Они занимают пост на сменной основе.

К прочтению  Отец софроний отстранен от приюта, прозванного его именем

Современная Элладская Церковь состоит из 81 епархии. При этом считается, что 30 из них находятся под юрисдикцией Вселенского патриарха. Следует отметить, что территории островов Крит, Додеканес и Афон, в политическом плане принадлежащие Греции, находятся под прямым управлением Константинопольского владыки.

Интересно! Деление на исконные и новые земли находит отражение в составе Священного Синода. 6 из 12 митрополитов представляют епархии, относящиеся к константинопольской юрисдикции.

История термина

Исторически, термин «греческое православие» используется также для описания всех православных церквей, поскольку прилагательное «греческий» в «греческом православии» можно отнести к греческому наследию Византийской империи. В течение восьми веков христианской истории большинство крупных интеллектуальных, культурных и социальных событий христианской церкви состоялись в рамках империи или в сфере её влияния, поэтому большая часть литургии, традиций и практики Константинопольской Церкви были приняты всеми народами, что обеспечило основные закономерности современного православия. Тем не менее, от апелляции к «греческому» отказались славянские и другие национальные православные церкви уже с X века нашей эры в связи с решением первого по чести из предстоятелей единой православной церкви того времени римского папы Адриана II о равноправии в кафолической церкви латыни, древнееврейского, койне и славянского языков и национальным пробуждением своих народов. Румынская церковь до середины XIX века использовала славянский язык, но грузинская — древнегрузинский, армяне-халкидониты — древнеармянский грабар, хотя древнегрузинский и древнеармянский к латыни, койне, древнееврейскому, церковнославянскому во всей Православной церкви приравнены не были.

Греческие святые места


Знатоки Древней Греции приезжают в страну, чтобы увидеть музейные экспозиции и известный Парфенон, туристы выбирают пляжи, чтобы отдохнуть от суеты и понежиться на солнце.

Паломники стремятся соприкоснуться с теми местами, откуда Православие пришло на русскую землю, найти уединение и совершить молитвенное прошение.

Греческие служители церкви лояльно относятся ко всем прихожанам: и к тем, кто укрепляется в вере, и к тем, кто делает первые шаги. Они всегда дружелюбны и приветливы.

В храмах действуют более лояльные правила: разрешается сидеть, для этого установлены специальные стулья, а женщинам дозволяется появляться в брюках и без платка на голове.

При этом слишком вольный наряд сочтут за неуважение. Внешнее греки не ставят в приоритет, для них главное внутренняя сила веры и молитвы.

Солнечная страна пропитана духом Христианства и богато украшена древними храмами и обителями:

    • Метеоры в Фессалийской равнине представляют собой потрясающее зрелище.

      На каменных столпах, вырастающих из земли, устроены монастыри. На этом месте на крутых уступах скал, в недоступных пещерах селились иноки.

      Их стали называть висящими между небом и землей. В 14 веке образовался монастырь на вершине каменной глыбы, за пять столетий их число превысило 20. На сегодня действующими остались шесть: два женских и четыре мужских.

      Сначала насельники поднимались и спускались по веревочным лестницам, путь был опасным и очень тяжелым, затем стали использовать сети, только к середине 20 века были вырублены ступени в скалах.

    • Остров Родос славится своими Святынями. Женщин, желающих стать мамами, привлекает монастырь с образом Божией Матери Цамбики.
    • Остров Корфу хранит мощи Святителя Спиридона Тримифунского. К нему обращаются за помощью в разрешении жилищных вопросов. Раз в шесть месяцев Святителя переодевают, а частицы изношенной одежды раздают верующим.
    • На острове Эвиа покоятся мощи Иоанна Русского.
    • Пещера, где апостол Иоанн Богослов создал Книгу Откровений посещаема паломниками на о. Патмос.
    • В греческой столице немало интересных мест, но одно особо знаменательно, христианская проповедь апостола Павла впервые в Греции, в Афинах зазвучала с горы Ареопаг.
    • Апостол продолжил проповедовать в Коринфе, где своим величием выделяется обитель Дафни.
  • История города Патры связана с жизнью апостола Андрея Первозванного.

    Его честная глава хранится в Соборе, освященном в честь этого Святого.

  • В Салоники паломники едут поклониться мощам Дмитрия Солунского, покровителя воинского дела, чьё житие было первым переведено с греческого на церковно-славянский язык.

Греческая Православная церковь считается крупнейшей в мире, она хранит традиции со времен апостолов, дружелюбно встречая всех желающих прикоснуться к источнику веры.

Старец Паисий, духовно наставлявший многих греков говорил, что жить с Богом, значит жить в раю.

Этот принцип может объяснить жизнелюбие и радушие многих жителей райской страны, пропитанной горячим солнцем, морским воздухом и молитвенным возношением «Кириа Елейсон» ( «Господи помилуй!»), звучащим непрерывно на протяжении веков.

Крест и колоннада: самовыражение или часть церковной истории?

Но счастливое воцерковление или просто обретение античности в греческом мире византийского периода оказывается не столь однозначным, если мы обращаемся к художественным опытам ХХ в. Здесь продолжаются споры, последним поводом к которым стал выход альбома, посвященного храму святой Фотинии в Мантинее (1969 г., освящен в 1978 г.), неподалеку от Триполи на Пелопоннесе, в непосредственной близости к археологическим зонам. Газета «И Катимерини» пишет о том, что это творение «греческого Гауди» Костаса Папафеодору получило в свое время высокую оценку самых выдающихся греческих художников, так, ведущий греческий станковый живописец Яннис Царухис назвал такое архитектурное решение «подлинным прорывом и решительным исповеданием веры», противостоящим тривиальным обычаям и заёмному рационализму в архитектуре. Но этот храм, стоящий в пастушеской Аркадии, часто вызывает недоумения: не есть ли такое соединение античного портика с византийским стилем слишком нарочитое смешение античной этики доблести с христианским мирным духом?

Корреспондент газеты отвечает на этот вопрос, ссылаясь на слова самого мастера – он ставил целью не сплести в один узел античность и Византию, но создать традицию, которая как будто не прерывалась ни бедствиями, ни иноземными нашествиями, ни Римским и Османским игом. Именно так, по мнению журналиста «И Катимерини», должны были бы выглядеть христианские храмы, если бы не те разрушения древнего наследия, которые производили варвары – от римских разграблений до взрыва турецкого порохового склада на Акрополе в 1687 г. Многие критики также хвалили проект за использование «живых» материалов: камня, плинфы и дерева: по их мнению, архитектор не стремился к погоне за эффектом, но напротив, отсылает зрителя к скромным и незаметным обителям святых, горным монастырям времён турецкого владычества.

Но проблема в том, что этот храм не является чистым созданием воображения, стремящегося охватить все перипетии греческой истории, чтобы отречься от былых неудач. В строительстве храма были использованы археологические находки, извлеченные из земли колонны, а его конструкция напоминает не столько о прихотливом модерне, сколько о тех идеях всеобщего примирения и согласия, которые господствовали в 1960-е гг. во всем мире, подавленном безысходностью холодной войны. Весь облик храма должен был напоминать о мирной пастушеской жизни Аркадии, в центре которой он и построен, и тем самым незримо вносить свой вклад в борьбу за мир. Цели христиан и цели людей доброй воли в 1960-е гг., во времена Вьетнамской войны, могли совпадать – но уже в 1970-е гг., на новом витке гражданских войн и преступлений против человечности в развивающихся странах, говорить о всеобщем мире оказалось невозможно

Но может быть сейчас, когда христиане в мире вновь подвергаются насилию, как показывают последние египетские события, политики должны вновь вспомнить о важности всеобщего мира?

Греческую прессу специально для «Православие и мир» читал Александр Марков.

Отношения между государством церковью и народом

В Греции церковь не только духовный институт, но и авторитетная государственная и общественная организация. Важные религиозные праздники в стране имеют статус государственных, отмечаются грандиозно, с оркестрами, маршами, крестными ходами. Главным православным праздником, конечно же, является Светлое Христово Воскресение. Пасху в Греции отмечают в течение нескольких дней собираясь большими семьями за общим столом с традиционным пасхальным ягненком. Таинство крещения, как правило, предваряет запись в свидетельстве о рождении, а брак без венчания не признается юридически.

Священники в Греции находятся на обеспечении у государства, получая зарплаты. Кроме своих прямых духовных обязанностей, каждый служитель церкви имеет и общественную нагрузку. Это могут быть как занятия с подрастающим поколением, так и благотворительная деятельность. В маленьких деревенских храмах после воскресной службы могут устраивать совместные с паствой посиделки с греческим кофе. Общение священнослужителей и прихожан тесное и доверительное — клирики пользуются глубоким уважением у греков.

Примечания

  1. Demetrios J. Constantelos Understanding the Greek Orthodox Church, Holy Cross Orthodox Press 3rd edition (March 28, 2005)
  2. L. Rushton Doves and magpies: village women in the Greek Orthodox Church Women’s religious experience, Croom Helm, 1983
  3. Paul Yuzyk The Ukrainian Greek Orthodox Church of Canada, 1918—1951, University of Ottawa Press, 1981
  4. Demetrios J. Constantelos The Greek Orthodox Church: faith, history, and practice, Seabury Press, 1967.
  5. Daniel B. Wallace: Zondervan, 1997.
  6. Robert H. Stein: Westminster John Knox Press, 1994.
  7. The Greek Orthodox Archdiocese of America should not be confused with the Orthodox Church in America, whose autocephaly — granted by the Russian Orthodox Church — is not recognized by the Ecumenical Patriarchate of Constantinople and many other churches of the Eastern Orthodox Communion.
  8. Presveia (U.S.). Grapheio Typou kai Plerophorion, Published by Foto Olympic, 1995
  9. Assembly of Captive European Nations 1956, ACEN (Organization), 1956
  10. The National encyclopedia, Volume 1, Henry Suzzallo, William Waite Beardsley P.F. Collier & Son Co. 1932
  11. Edwin Pears, The destruction of the Greek Empire and the story of the capture of Constantinople by the Turks, Haskell House, 1968
  12. Millar, Fergus. A Greek Roman Empire : power and belief under Theodosius II (408-450). — University of California Press, 2006. — P. 279 pages. — ISBN 0520247035.
  13. Tanner, Norman P. The Councils of the Church. — ISBN 0824519043.
  14. The Byzantine legacy in the Orthodox Church by John Meyendorff — 1982
  15. Hugh Wybrew, The Orthodox liturgy: the development of the eucharistic liturgy in the Byzantine rite — 1990
  16. The Christian Churches of the East, Vol. II: Churches Not in Communion with Rome by Donald Attwater — 1962
  17. Meyendorff, J. Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. — 1987.
  18. Hussey, Joan M. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. — 1990.
  19. Vlasto, A. P. Entry of Slavs Christendom. — 1970.
  20. Andreĭ Lazarov Pantev, Bŭlgarska istorii︠a︡ v evropeĭski kontekst. — 2000.

Пост в греческой церкви

Во время постов в Греции, как и у нас, церковь призывает к покаянию и воздержанию, которое относится не только к гастрономической сфере жизни христианина. Великий Пост в Греции стараются соблюдать даже те христиане, которые не воздерживались во время других постов в течение года, а во время Страстной Седмицы постятся практически все православные христиане и стараются, по возможности, посещать храм.

Страстная Седмица по-гречески — Μεγάλη Εβδομάδα , в дословном переводе означает «Великая неделя». Также именуются «Великими» и все ее дни:

  • Μεγάλη Δευτέρα — Великий Понедельник
  • Μεγάλη Τρίτη — Великий Вторник
  • Μεγάλη Τετάρτη — Великая Среда
  • Μεγάλη Πέμπτη — Великий Четверг
  • Μεγάλη Παρασκευή — Великая Пятница
  • Μεγάλο Σάββατο — Великая Суббота

Во время Страстной Седмицы православные греки не только строго постятся, но и заранее готовятся к празднику Воскресения Христова. Как правило, почти вся гастрономическая часть подготовки ложится на хрупкие плечи хозяек:

  • Великий Понедельник — пекут λαγανά — постную лепешку лагана
  • Великий Вторник — пекут πασχαλινά κουλουράκια — пасхальное печенье
  • Великая Среда — в церкви благословляют яйца для окрашивания и закваску для пасхальной выпечки
  • Великий Четверг — пекут пасхальные пироги и красят яйца
  • Великая Пятница — строгий пост, готовят и едят только φακές — чечевицу с уксусом или суп с кунжутом
  • Великая Суббота — готовят μαγειρίτσα — суп магирица

Греческим мужчинам достается не менее серьезная часть подготовки к традиционной пасхальной трапезе ягненка на вертеле.

Что едят греки в пост

Все продукты животного происхождения (например, мясо, яйца, молочные продукты), их производные (например, сыр) и изделия, содержащие их, исключены из постного рациона. Разрешены морепродукты и иногда рыбная икра, а в праздничные дни — рыба (например, в Благовещение). Кроме того, разрешены основные продукты традиционной греческой кухни: оливки, бобовые, злаки и их производные (например, хлеб), фрукты свежие и сушеные, сезонные овощи, зелень, орехи, семена (например, кунжут) и продукты из них (например, тахини), мед, ароматические травы.

В связи с тысячелетней православной традицией, недостатка греческая кухня в постных блюдах не испытывает. Достаточное количество постных рецептов позволяет разнообразить ежедневное меню и дает возможность греческим хозяйкам кормить свои семьи не только полезно, но и вкусно.

В дни самых строгих постных дней, таких как Страстная Пятница, православная традиция подразумевает воздержание от любой приготовленной пищи (т.е. пища должна быть простой и сухой) — оливковое масло также исключается! Допускается употребление сухарей, овощей, фруктов, пасты тахини, орехов и не приготовленных продуктов (например, бобовых, замоченных в воде в течение многих часов).

Польза поста для организма

Гастрономический пост — это своеобразная и очень полезная разгрузка для человеческого организма. Питание становится менее обильным и более сбалансированным. Воздержание от определенных продуктов в течение заранее определенного периода несколько раз в год, оказывает благотворное влияние на организм человека, что уже признают многие мировые диетологи.

Пост у греков является неотъемлемой частью того, что называется «греческой традиционной диетой», и в настоящее время, несомненно, является самой полезной моделью питания во всем мире. Типичный для православной церкви периодический однодневный и многодневный строгий пост, в общей сложности составляет 180-200 дней в году. Каждый календарный год православные христиане, за исключением беременных женщин, кормящих грудью мам, пожилых людей и тяжелых пациентов, должны поститься.

По сравнению с другими периодами, во время многодневного воздержания, такого как Великий Пост, потребление круп, орехов, бобовых, масла, кунжутной пасты (тахини) и морепродуктов увеличивается, что благотворно сказывается на человеческом организме. Как правило, общее потребление и, следовательно, ежедневное получение калорий, уменьшается, но углеводы, включая клетчатку, повышают качество и усвоение жира: больше мононенасыщенных и полиненасыщенных жиров, меньше насыщенных и трансжиров, в то время, как большинство микроэлементов, таких как витамины, усваивается в достаточном количестве.

Регулярное воздержание постепенно укрепляет иммунную систему и естественные механизмы детоксикации организма, помогает снизить уровень холестерина в крови и повышенное кровяное давление, улучшает пищеварение и состояние кожи, оказывает противовоспалительное, макробиотическое, кардиозащитное, и антивозрастное действие.

Россия и Греческая церковь: история взаимоотношений

Русская и Элладская Церковь тесно связаны друг с другом. Их взаимоотношения прошли несколько этапов.

  1. На начальном этапе Греческая Церковь играла для русских земель роль проводника в христианский мир. Она способствовала формированию государства на территории восточных славян. Первые руководители Русской Церкви имели греческое происхождение.
  2. Ситуация изменилась после завоевания Византии османами. Россия к этому времени укрепила свои позиции и стала оказывать покровительство греческим священнослужителям. В XVII-XVIII вв. чаще отказывалась материальная поддержка. К концу XVIII столетия Россия оказывает активную военную помощь национальному освободительному движению в балканских странах.
  3. Сегодня на отношения единоверцев оказывает сильное влияние мировая политическая ситуация. Раскол начался в 2017 г., после раскола разрыва отношений между РПЦ и Константинопольской патриархией, которая оказывает сильное влияние на Элладскую церковь. В связи с этим русским священникам запрещено проводить совместные службы с греческим духовенством.
К прочтению  Рождество пресвятой богородицы в 2020 году: когда и как правильно отмечать

Религиозное образование в школе

Столь важной встрече церковного руководства с правительством страны предшествовали совещания, которые должны были донести позицию Церкви до широких политических кругов. 30 апреля епископы и профессора богословских школ Греции обсуждали в здании Синода, как сохранить религиозное образование в школе

По сообщению газеты «Та неа» Синод Элладской Церкви собирается обратиться к министру образования Греции Анне Диамандопуло с запросом, вероятно письменным, в связи с планируемой реформой образования в старших классах школы (в «Лицее»: так в Греции называются три последних, выпускных класса школы). Реформа требует сократить обязательные часы на преподавание религиозных дисциплин: эти уроки не имеют «преимущественного значения» для аттестации. Например, во 2 классе Лицея (11 классе 12-летнего школьного образования) на религиозное образование был оставлен только час в неделю, что по замечанию участников совещания в Синоде противоречит указаниям самого министерства о том, что желательно проводить уроки по каждому предмету как можно чаще, ради лучшего усвоения учениками материала. Резкий протест участников совещания вызвало предложение министерства о переводе религиозного образования в положение факультатива в выпускном классе.

По мнению выступавших в Синоде в этот день, «уроки религии лучше всего отвечают фундаментальным образовательным, педагогическим и гуманистическим нуждам современного учащегося и гражданина». Как и во всей христианской Европе, в Греции, в отличие от России, не стали создавать «светской этики» как альтернативы школьному религиозному образованию. Прежде всего, само понятие о секулярной этике связано с проблемами передового края науки – биоэтики, теории сознания, политико-экономическими теориями, проблемой новых реальностей (виртуальной, информационной и других). Школьное образование отвечает требованиям «элементарной», а не «передовой» науки, и достижения науки и технологии переходят в школьную программу в странах Евросоюза не через введение новых школьных предметов, а скорее через раскрытие потенциала старых – например, через введение экологической проблематики в географию. Поэтому вряд ли светская этика имеет сколь-либо серьёзные перспективы в греческой школе в ближайшие годы, особенно с учётом того, что и в школьном гуманитарном знании рассмотрение Греции как части европейского мира требует исследования христианских корней Европы не в меньшей степени, чем рассмотрение Греции как части православного мира. Европеизация Греции исторически работала на преподавание религии в школе, а не против него.

Повседневность

В России простых верующих зачастую не покидает ощущение, что священнослужители — это словно отдельная каста, отгороженная от прихожанина невидимой стеной. В Греции священник и прихожанин гораздо ближе друг другу.

В повседневной жизни греки с глубоким уважением относятся к священному сану: уступают место в общественном транспорте, даже если клирик молод годами, могут прямо на улице, в магазине, в трамвае попросить у него благословение. В России подобное не принято.

В Греции строже, чем в России, требования к священнослужителю. Так, рукоположение человека, который вступал в добрачные отношения, был разведен или состоит во втором браке, исключено.

Как и в любой средиземноморской стране, в Греции свято соблюдают сиесту – послеполуденный отдых. С 13:00 и до 17:00 часов, особенно в жаркие месяцы, жизнь в городах и деревнях затихает. Это относится и к церквям. В этот время не только стучаться в двери, но даже звонить неприлично. В пять или шесть вечера обычно начинается вечерня, на которой прихожанам всегда будут рады.

В отличие от России в Греции Церковь имеет государственный статус и тесно сотрудничает с различными общественными структурами. Там по-прежнему сохраняются традиции церковных судов, давно утерянные в России.

Антропоморфизм

Раскрывая особенности религии Древней Греции, необходимо отметить, что антропоморфизм является одной из главных среди них. Под божеством понимался Абсолют. Древние греки считали, что Космос является абсолютным божеством. Антропоморфизм выражался в наделении высших существ человеческими качествами. Боги, как считали древние греки, — это идеи, воплощенные в Космосе. Это не что иное, как законы природы, управляющие им. В их богах отражаются все недостатки и достоинства человеческой жизни и природы. Высшие существа имеют человеческий облик. Не только внешне они похожи на людей, но и своим поведением. У богов есть мужья и жены, они вступают в отношения друг с другом, подобные человеческим. Они могут мстить, ревновать, влюбляться, иметь детей. Таким образом, боги обладают всеми теми достоинствами и недостатками, которые характерны для смертных. Эта черта определила то, какой характер цивилизации имела Древняя Греция. Религия способствовала тому, что главной чертой ее стал гуманизм.

Религия в Греции

Удивительная страна — Греция, религия в ней православная. Официальное ее название — элладская. Она является одной из крупнейших религий и занимает третье место после Русского и Румынского православия.

Когда Греция приняла христианство сложно сказать. Православие в Греции появилось в первом веке, когда на греческую землю прибыл апостол Павел. Он появился в Неаполе и на протяжении своего пути проводил проповеди с местными жителями. В день прибытия апостола на данную землю, богатейшая женщина Лидия, крестилась сама и также привела всех, кто проживал в ее доме. Это была первая женщина религиозность, которой стала показательным примером для окружающих. После этого тут были основаны христианские общины.

Кроме Павла, вера в Греции, преподносилась еще и апостолом Лукой.

Во II веке христианские общины стали появляется в крупных городах и к началу века они были уже практически в каждом городе.

Учитывая, что на тот момент Греция подчинялась Римской империи, жителям страны приходилось во многом зависеть от римского императора и римской церкви.

После того, как страна в V веке вошла в состав Византии, она все больше стала тяготеть к Константинополю. И в VII веке греческое православие вошло в состав Константинопольской епархии.

Гора Афон

В вероисповедании Греции предполагается еще и поклонение святыням. Так, например, есть святая гора Афон, которая до сих пор выступает в качестве паломнического центра. Сюда едут со всего мира христиане, желающие проверить свою веру.

Во время Османского периода, именно церковь сыграла важную роль в сохранении веры христиан, а также греческого языка, исповедания. Были и такие города, в которых османы запрещали обучать веры, но благодаря стараниям монахов создавались тайные школы, где учили детей вере. В то время занятия для детей проводились по ночам, чтобы никто не знал о том, что идет непосредственное изучение религиозных моментов.

В начале XIX века, часть страны была освобождена от давления Османской империи и создали независимое государство. Теперь архаическая направленность была сформирована в качестве Элладской православной церкви. И именно в этот момент она перестала напрямую зависеть от Константинополя.

После этого, большинство людей, стало стремиться на главное место поклонения — Гору Афон. Верующие говорят о том, что тут все пропитано духом святости и древности. Здесь ни на минуту не прекращают гореть свечи, человек сюда стремиться вновь и вновь, чтобы утвердиться в своей вере и знаниях. Современная эра — это расцвет христианской религии.

Обратите внимание! На Афоне есть святое правило. Оно заключается в том, что женщинам запрещено заходить на территорию мужского монастыря, а мужчинам женского

Сейчас Гора — это автономное самоуправление, где нет главных. Тут сосуществуют 20 обителей и все они православные.

Место православия в Греции в жизни общества и государства

Современная Греция неразрывно связана с религией. Независимо от того, говорит человек на английском, русском или греческом языке, он должен обязательно соблюдать все принципы христианской церкви и следовать всему, что написано в писание. Если нет, то лучше не стоит приезжать сюда и пытаться внушать свои правила. Население страны четко соблюдает все каноны, прописанные в Святом писании, независимо от национальности.

Религия и политика в Греции

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: