Почему египтяне приняли православие?

Православие в египте

История

Египетские монахи (1898—1914)

Шенуда III — египетский патриарх (1971—2012)

Св. Мина с Христом. Одна из древнейших египетских икон (VI в., Лувр)

Современное население Египта состоит главным образом из двух народов: коренных египтян и арабов. Египтяне (традиционно именуемые коптами, от араб. قبط /кубт/ — египтянин) составляют на сегодняшний день, по разным данным, от 5 % (арабские источники) до 22 % (коптские источники) населения Египта и исповедуют исключительно христианство, в то время как арабы исповедуют ислам.

Нейтральные источники оценивают численность египтян в 18 миллионов человек, из которых 14 миллионов живут в Египте (15 % населения Египта), остальные 4 миллиона — в диаспоре.

Христианство в Египте начало распространять в I веке, основателем христианской церкви в стране считается Апостол Марк. В —400 годах христианство стало государственной религией страны. В 451 году была сформирована национальная египетская церковь.

В 618 году Египет был захвачен Сасанидской империей. Многочисленные монофизиты, жившие в Египте и репрессированные после Халкидонского собора 451 года, не имели никакого желания оказывать помощь имперским войскам, поэтому они охотно поддержали шахиншаха Персии Хосрова II. При этом, однако, они не стали оказывать сопротивления византийцам после разгрома персов, так как многим из них не нравилась персидская оккупация, которая продлилась до 628 года, когда по условиям мира между империями Египет был возвращен Византии. Но уже в 639 году арабское войско Амра ибн аль-Аса вторглось в Египет и разорило страну. В 645 году арабы окончательно захватили Египет. Начиналась насильственная исламизация страны. Многие египятяне были убиты, многие обращены в ислам и арабизированы. Страна была активно заселена арабами с Аравийского полуострова.

С момента захвата арабами Египта в VII веке и до наших дней число арабов в Египте становилось все больше, а число самих египтян уменьшалось. В XIV веке численность арабов в Египте уже была сравнима с численностью коренных египтян. К XIX веку население Египта уже на 60 % состояло из арабов-мусульман и только на 40 % из египтян-христиан. К концу XX века число арабов в Египте достигло уже 80 %, а число коптов сократилось до 20 %. На сегодняшний день, коренные египтяне составляют лишь 15% населения Египта против 85 % арабов.

Александрийская православная церковь

Сейчас оно представлено в основном приходами Александрийского Патриархата, возглавляемой Папой Патриархом Александрийским и всей Африки, с 2004 г. им является Феодор II (Хорефтакис). На территории Египта Александрийский Патриархат имеет Александрийскую архиепископию, возглавляемую Патриархом (резиденции в Александрии и Каире), и следующие 5 митрополий:

  • Мемфисская (Гелиополь-Каир),
  • Леонтопольская (Исмаилия),
  • Пелусийская (Порт-Саид),
  • Гермопольская (Танта)
  • Птолемаидская (Миния).

Численность постоянно проживающих в стране православных незначительна — около 10 тыс. человек.[источник не указан 2632 дня]

На территории Египта действует 30 приходов и 3 монастыря: св. Саввы Освященного в Александрии, свт. Николая в Каире и вмч. Георгия в Старом Каире.

Кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Александрии — главный храм православной Церкви в Александрии. В настоящее время здесь расположена также резиденция Александрийского Патриарха.

Коптские обряды и праздники

Нынешние копты считают себя прямыми потомками жителей Древнего Египта, и, несмотря на то что их национальный язык давно вышел из употребления, они используют его во время богослужений. Известно, что благодаря знанию коптского языка известному французскому египтологу Луи Шампольону удалось расшифровать иероглифы.

В вопросах, касающихся религиозных праздников и обрядов, копты во многом схожи с последователями иных православных церквей. В течение года они отмечают 7 больших и столько же малых Господних праздников. Кроме того, коптский календарь содержит в себе 32 праздника, посвящённых Деве Марии, пользующейся у них особым почитанием. С особой торжественностью отмечаются Рождество Богородицы, Введение во храм и, разумеется, Успение.

Богослужения, совершаемые в коптских храмах, имеют свою специфику, поскольку сохранили в себе многие элементы, заимствованные из раннехристианских времён. Согласно установившейся традиции, они совершаются 7 раз в течение суток, на коптском и арабском языках. Такое двуязычие объясняется тем, что коптский язык, давно вышедший из употребления, непонятен большинству прихожан.

Две концепции природы Сына Божьего

На IV Вселенском соборе, состоявшемся в 451 году в Халкидоне (район современного Стамбула), произошло событие, повлиявшее на жизнь всех последующих христиан Египта. Патриарх Александрийский Диоскор, а также ряд его последователей встали на сторону приверженцев учения, известного как монофизитство. Оно строится на утверждении о том, что Иисусу Христу присуща лишь божественная природа, в которой нет места человеческому естеству.

В свою очередь, их оппоненты диофизиты исповедовали иной догмат, принятый ныне большинством христиан мира. Он сводится к тому, что природа Иисуса Христа одновременно божественная и человеческая, причём обе они соединены в Нём не слитно и не раздельно. То есть они признают Иисуса Христа одновременно истинным Богом и истинным человеком, в котором сочетаются все особенности простых людей, кроме их склонности ко греху.

Интерьер и экстерьер коптской церкви

Сама постройка, где располагается церковь, находится в старом районе города. Территория храма обнесена довольно высокой стеной из желтого песчаника. Однако никаким заборам не удастся спрятать храм прямоугольной формы, на куполе которого установлен христианский крест, хорошо видимый со всех сторон света. Войти в церковь можно через массивные деревянные двери в центре.

К прочтению  О таинстве евхаристии (причащения)

Одно из главных богатств церкви – иконостас, на котором в три ряда расположены древние иконы, частично привезенные из католических церквей Европы. Нижний ряд икон – огромные изображения святых в полный рост. Второй ряд отведен под лики, а третий представляет собой полотно с изображением одной из библейских сцен. Венчает величественную конструкцию крест, заключенный в арку с мозаичными украшениями.

Интересно, что на иконостасе – да и в других частях церкви – установлены большие экраны, которые позволяют наблюдать за службой во время праздников, когда в церковном помещении особенно много верующих. На этом современные удобства не заканчиваются: во время службы стоять пастве не обязательно — в храме установлены ряды скамей, а в жаркие дни включаются вентиляторы, специально расставленные в храме.

Доступ туристов в храм открыт как по праздникам, так и в обычные дни. При этом, церковная братия придерживается достаточно вольных традиций посещения. Например, женщина, пришедшая в коптскую церковь не в юбке и с непокрытой головой будет встречена также, как и любой другой верующий. Однако сами религиозные жители Египта стараются не злоупотреблять отсутствием «дресс-кода&lraquo; и выказывать уважение к своей религии соответствующей формой одежды.

Церковная структура, принятая у египетских христиан

В наши дни Коптская церковь включает в себя 26 епархий, делящихся, в свою очередь, на 400 общин, находящихся как на территории самого Египта, так и в странах его диаспоры, таких как Америка, Канада, Австралия и ряде других. В них богослужения проводятся на английском языке.

Предстоятель церкви носит титул Святейшего папы, Патриарха Александрии. Его избрание совершается общим собранием архиереев, в котором принимают участие также и простые миряне ─ по 12 депутатов от каждой епархии. Весьма характерно, что в качестве претендентов на столь высокий пост могут рассматриваться кандидатуры не только епископов, как это делается, например, у нас в России, но и рядовых монахов.

Ещё одна отличительная черта этих выборов состоит в том, что их победитель определяется жребием. В этом участники собрания усматривают изъявление Божьей воли и со смирением её принимают. Патриарх Коптской церкви, избранный в результате жеребьёвки, впредь не может быть смещён со своей должности и занимает её пожизненно, руководя церковью. Только он один вправе рукополагать новых епископов.

Свет христианства, воссиявший в Египте

Согласно Священному преданию, основателем Коптской церкви в Египте является святой Марк ─ один из 70 учеников и апостолов Иисуса Христа. После воскрешения и последующего вознесения Учителя он отправился сеять по миру слово Божье. Апостолу Марку мы обязаны одним из четырёх принятых в христианстве Евангелий. Впервые появившись на берегах Нила в 47 году, он развернул широкую проповедническую деятельность, в результате которой многие египтяне, порвав с язычеством, обратились к истинной вере. Он же впоследствии стал первым епископом новообразованной им Коптской церкви.

Отдав более 20 лет божественному служению и став основателем многих христианских общин как в самом Египте, так и в ряде других африканских стран, на закате дней своих святой проповедник и евангелист стяжал венец мученичества. Схваченный язычниками и влекомый ими на неправедное судилище, апостол Марк скончался, выразив готовность предать дух Богу, которому посвятил всю свою жизнь.

Литература

  • Хосроев А. Л. Александрийское христианство. М., 1991.
  • Bagnall R. S. Egypt in Late Antiquity. Princeton, 1993.
  • Bagnall R. S., Frier B. W. The Demography of the Roman Egypt. Camb., 1994.
  • Burrell A. Cathedral on the Nile: A History of All Saints Cathedral. Cairo, 1984.
  • Christians in Egypt: Church under Siege / Ed. J. Eibner. Zürich, 1993.
  • Griggs C. W. Early Egyptian Christianity from its Origins to 451 CE. Leiden etc., 1990.
  • Makari P. E. Conflict and Cooperation among Christians and Muslims in Egypt: Communal Relations, Toleration, and Civil Society: Diss. N. Y., 2003.
  • Meinardus O. F. A. Christian Egypt: Ancient and Modern. Cairo, 1977.
  • Meinardus O. F. A. Christian Egypt: Faith and Life. Cairo, 1970.
  • Saram B. D. Nile Harvest. Bournemouth, 1992.
  • Trombley F. R. Hellenic Religion and Christianization c. 370—529. Leiden, 1994. 2 vol.

Переезд в Россию

Восемь месяцев назад Сайд познакомился в Facebook с 42-летней жительницей Ульяновска Ольгой Фалько. На тот момент он уже скрывался у друзей из христианской общины в Александрии. Сначала они просто разговаривали о восточном христианстве и египетском православии, а впоследствии возникла симпатия и мужчина предложил Ольге выйти за него замуж. Находиться в Египте Сайду было небезопасно и, чтобы вызволить возлюбленного, Ольга взяла кредит.

«Между нами возникла именно духовная близость. Думаю, нас друг другу Бог послал. Поэтому я согласилась помочь ему переехать и впоследствии стать его женой», — вспоминает Ольга. 

К прочтению  Три монашеских обета: каноническое и богословское содержание

Летом 2019 года Абдельразек сбежал в Россию, в Ульяновск, где крестился в православном храме. Однако в ЗАГСе регистрировать союз отказались, поскольку Сайд всё ещё женат — его супруга пока не спешит оформить развод.

Абдельразек с момента приезда в Россию не работает, так как до сих пор не получил статус беженца. Его даже не смогли устроить на должность алтарника в храм. Всю семью обеспечивает Ольга, однако сейчас она в декрете, и теперь у них копятся долги.

«Мы постоянно подаём в миграционную службу нотариально заверенные письма с угрозами. Они видят, что ему на родине грозит смерть, но всё равно отказывают. Я не представляю, что будет, если его депортируют. Как мы будем жить. В ближайшие дни полиция должна дать нам окончательный ответ», — подытожила Ольга.

* «Братья-мусульмане» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.

Прочие особенности коптских церквей

Ещё одним отличием египетских храмов являются ряды скамеек, расположенные во внутреннем помещении, так как во время богослужений прихожанам разрешается сидеть. Кроме того, крест, расположенный на куполе, имеет объёмную форму, позволяющую ориентировать его сразу по четырём сторонам света. На фото, представленном ниже, это хорошо видно.

Поскольку египетские христиане живут в окружении мусульман, среди которых нередко встречаются крайне радикальные исламисты, то для защиты от возможных провокаций с их стороны храмы ограждаются высокими и прочными стенами. Однако для всех, кто приходит с добрыми намерениями, их двери бывают открыты, независимо от того, прихожанин это или заезжий турист, принадлежащий к иной религиозной конфессии.

В последние десятилетия в стране наблюдается тенденция к возрождению монашества. В одном лишь оазисе Вади-эн-Натрун, расположенном в ста километрах от Каира, Коптской церкви принадлежат 12 мужских и 6 женских обителей. Одной из характерных их особенностей являются сохранившиеся доныне монахи-отшельники, по благословению настоятелей удаляющиеся в безлюдные районы пустыни и живущие там в собственноручно вырытых пещерах, совершая при этом непрестанные аскетические подвиги.

Фрески и иконы в египетских православных храмах

Внутреннее оформление коптских церквей, как правило, не отличается нарочитой пышностью, и даже фрески встречаются нечасто. Обычно их создатели ограничиваются тем, что гладко оштукатуренные стены окрашивают в белый цвет. Иконостас же представляет собой конструкцию, состоящую из деревянных резных панелей, лишь в верхней части которой помещается ряд икон.

Весьма своеобразен и художественный стиль, в котором выполнены фигуры святых. Как правило, они лишены объёмности, непропорциональны по своему строению и почти не детализированы. В целом, эти изображения чем-то напоминают детские рисунки.

Новая вера

Сайд Абдельразек из Египта заинтересовался христианством два года назад. На его улице жил пожилой мужчина, который постоянно читал Священное Писание.

«Я приходил к нему в магазин и задавал вопросы: «Почему вы верите, что Христос — это Бог? Как можно было его распять? Как Бог мог умереть?» — и другие. Он разъяснял мне все основы христианской веры, — рассказывает Сайд RT. — Потом я самостоятельно начал изучать христианскую литературу, в особенности Старый и Новый Заветы. А впоследствии, прочитав Евангелие, решил сменить веру».

Абдельразек был единственным кормильцем в семье. Он управлял магазином, который достался ему от отца, и на эти деньги кормил сестёр, мать, жену и ребёнка. Когда он поделился с близкими своими взглядами и рассказал о смене веры, его выбор они не приняли.

Жена забрала ребёнка и ушла из семьи. Мать и вовсе обратилась к местным властям, чтобы они убедили сына вернуться к прежнему вероисповеданию. Также в ситуацию вмешались родственники жены и начали угрожать ему расправой. По словам Абдельразека, некоторые из них состоят в радикальных организациях. Согласно переведённым сообщениям от них (есть в распоряжении RT), родственники пишут: «Каждый хочет тебя убить. Это будет твой конец. Твоя кровь будет потрачена впустую». 

«Если я вернусь в Египет, то, несомненно, буду убит. Если меня не убьют сотрудники спецслужб, то это сделают радикальные мусульмане. Что касается угроз в мой адрес в Египте, то они поступали от известных шейхов, которые исповедуют экстремистские террористические идеи. Эти шейхи — из «Братьев-мусульман»*. Их много, не сосчитать. Они в курсе дела. Я не хочу называть имена. Но их очень много. Угрозы продолжаются до сих пор», — говорит Сайд.

Храм, ставший наследием британских магнатов

В столице Египта, кроме собора Святого Марка, о котором речь шла выше, находится древний храм апостолов Петра и Павла, чудом уцелевший после ряда религиозных конфликтов, потрясавших страну на протяжении веков. Кроме того, множество христианских церквей можно увидеть и в других городах страны. Наиболее известной из них является храм в городе Хургаде, построенный в начале XX века англичанами, занимавшимися в этом районе добычей нефти.

Первоначально он предназначался исключительно для персонала британской нефтедобывающей кампании, и в нём проводились богослужения в соответствии с традициями англиканской церкви. Но после того как месторождения истощились и зарубежные магнаты потеряли к Хургаде интерес, храм был передан в распоряжение коптов. Его фото открывает статью.

К прочтению  Архимандрит тихон (шевкунов): о поиске духовника, внутреннем раздвоении и дружбе между мужчиной и женщиной (+ видео)

Религия Египта и туризм

В отличие от районов, где проживает местное население, в туристических городах границы между египетским и европейским менталитетами стёрты. Иностранцы могут посещать религиозные достопримечательности Египта, церкви, храмы, мечети как на курортах Хургады и Шарм-эль-Шейха, так и в крупных городах — Каире и Александрии. Нормами поведения в Египте считаются проявление уважения к представителям других религиозных групп и национальностей; одежда, закрывающая плечи и ноги ниже колен для женщин, торс и ноги полностью для мужчин. В Египте эти правила соблюдаются в равной мере как христианами, так и мусульманами. В исламе женщины покрывают ещё и голову.

Раскол среди христианских церквей

Это догматическое разногласие послужило причиной раскола между христианами, в результате которого образовалось несколько автокефальных церквей, названных нехалкидонскими за отказ принять постановление IV Вселенского собора, осудившего монофизитов. К их числу относится и Христианская церковь Египта, именуемая коптской по названию этнорелигиозной группы населения, члены которой составляют большинство её последователей.

Происхождение слова «копты» относится к VII веку, когда арабы, захватившие Египет, обозначали им местных жителей. Со временем оно распространилось за пределами государства, и многие чужестранцы стали называть так египтян. Тогда же вошёл в употребление распространённый ныне термин ─ Коптская церковь.

Особенности коптских религиозных традиций

При большой обрядовой и литургической схожести с иными православными церквами мира Коптская церковь имеет ряд особенностей, присущих только ей одной. Это относится в первую очередь к обрезанию, заимствованному некогда из иудаизма, и практиковавшемуся в раннехристианских общинах.

Однако, сохранив эту отвергнутую во всем христианском мире традицию, копты пошли ещё дальше, введя на определённом этапе своей истории практику женского обрезания. В настоящее время этот варварский обычай запрещён в Египте, и руководство церкви от него всячески дистанцируется. Но традиция не умирает, и женское обрезание хоть и негласно, но продолжает повсеместно совершаться.

Сегодняшний день христианской церкви Египта

В настоящее время основное количество коптов проживает на территории Египта и составляет 8 млн человек. Кроме того, ещё около 2 млн человек проживают за границей в различных странах мира. В силу особенностей своего вероучения Коптская церковь поддерживает наиболее тесные связи с другими церквями монофизитского толка, такими как сирийская, эфиопская, армянская, эритрейская и маланкарская. Осуществляются также контакты и представителями иных конфессий.

В 2014 году предстоятель Коптской церкви Шенуд III посетил Россию и был принят патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Эта встреча явилась знаком сближения двух ветвей православия и попыткой установления между ними конструктивного диалога. Глава египетских христиан в рамках своего визита посетил ряд московских храмов и монастырей. В память о днях, проведённых в российской столице, он получил в дар от патриарха Кирилла пастырский посох с надписью, гласящей, что у коптских христиан есть братья, в которых они всегда могут найти опору.

Поскольку основная религия Египта ─ ислам, который исповедуют 95% населения, копты на протяжении всей истории своей церкви не знали лёгких времён. Вот и в наши дни нередко в сообщениях мировых СМИ появляется информация о различных провокациях, а подчас и открытых террористических актах, совершаемых в отношении христианского населения страны. Однако, несмотря ни на какие трудности, Коптская церковь продолжает неуклонно развиваться, бережно сохраняя традиции прошлых веков и укрепляя веру в сердцах своих последователей.

Правда о Католической Церкви † Απολογία.ru

  • Главная
  • Религиозные учения и секты
  • Христианство
  • Православие
  • Православие в Египте

ПРАВОСЛАВИЕ В ЕГИПТЕ

Христианство получило распространение в Евгипте уже в I веке. По преданию, первым египетским епископом стал св. Евангелист Марк. Александрия Египетская вскоре стала крупнейшим христианским центром в Африке. Возникший впоследствии Александрийский Патриархат распространил свое влияние не только на Египет, но и на всю Северную Африку.

В эпоху христологических споров V века в Египетской Церкви произошел раскол. Высшая иерархия и большая часть духовенства и верующих не признали постановлений Халкидонского Собора 451 г. Таким образом появилась автономная монофизитская церковь, получившая название Коптской Церкви.

Те египетские христиане, кто принял учение Халкидонского Собора, сформировали Александрийскую Православную Церковь, состоящую в церковном общении с другими поместными Православными Церквами.

После раскола 1054 г. Александрийский Патриарх, находившийся к тому времени в полной зависимости от Константинополя, разорвал отношения с Католической Церковью.

Разделы:

1. Александрийский Патриархат

Справочник составлен на основе исследований сотрудников
информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные
в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать
с мнением редакции сайта.

Поиск

У нас ищут:
в статьяхpastor aeternusмифы об индульгенцияхвлияние католицизма

в справочникепальмарианская церковьмормоны россияконфуцианство священная книгарелигиозный нигилизм

в галерееФра Беато Анджеликофильмы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: