Молчать нельзя! екатеринбургский архиерей запретил в служении, снял крест и будет судить схиигумена сергия (романова). алексей добычин

***

В истории «судебной системы» РПЦ было не так много громких дел. В феврале прошлого года суд Чистопольской епархии (в Татарстане) постановил лишить сана отца и сына Головиных. Отец — протоиерей Владимир — популярный видеопроповедник, канал которого в YouTube набирает сотни тысяч просмотров. Причина репрессий неочевидна: через свой канал о. Владимир организовал «молитву по соглашению», когда православные в разных уголках мира договаривались в одно и то же время молиться об одном и том же предмете. Епархия заподозрила, что это «бизнес-схема», а заодно припомнила протоиерею какую-то скабрезную шутку. Сына его — протоиерея Анастасия — лишили сана просто за поддержку отца и «несанкционированные» поездки.

Самым громким кейсом было дело известного богослова о. Павла Адельгейма, сидевшего в советские времена за веру и принявшего мученическую смерть у себя дома в Пскове в 2013 г. Его невзлюбил Псковский митрополит (уже бывший) Евсевий (Саввин) за то, что священник «посмел» покритиковать его в книге «Догмат о Церкви». Епархиальный суд наказал его «нестрого» — сана не лишил, а «отправил в заштат», оторвав от любимой общины и лишив средств к существованию.

Очень интересным обещает быть дело протодиакона Андрея Кураева, которое патриарх 29 апреля направил в Московский епархиальный суд. О. Андрей копил материалы для такого разбирательства по крайней мере с 2013 года, когда он вступил в прямую конфронтацию с Кириллом. До этого он успел побыть его фаворитом, организовать успешное пиар-сопровождение патриарших выборов 2009-го и получить за это сан протодиакона. Судить его — рискованное занятие для патриарха, тут силы явно неравны.

Наконец тот же Кирилл передал в Высший церковный суд дела трех епископов, подозреваемых в принадлежности к «голубому лобби», — Флавиана (Митрофанова) Череповецкого, Игнатия (Тарасова) Костамукшского и Игнатия (Бузина) Армавирского. Конечно, не сексуальная ориентация побудила патриарха совершить такой шаг. Флавиана подозревают в причастности к изготовлению и сбыту наркотиков, а двух Игнатиев — в совращении подчиненных и публикации откровенных фото. Сама по себе тема различия сексуальной ориентации — новый вызов, который современная социально-правовая реальность ставит перед православным богословием. В отличие от ряда протестантских конфессий, католическая и православная доктрины трактуют гомосексуальность как девиацию, а связанное с ней сексуальное поведение — как грех или (для клириков) каноническое преступление. Но явление это так распространено, что вопрос о том, чтобы судить кого-то «за ориентацию», в РПЦ даже не стоит. Нервную реакцию патриарха вызвала чисто криминальная составляющая жизни епископов, а главное — что их грехи получили огласку в прессе и соцсетях.

Посткоронавирусный сезон в жизни РПЦ обещает быть интересным. Патриарх открывает сразу три «ящика Пандоры», которые прежде были окружены строжайшими табу. Фактически он идет ва-банк, подвергая свое положение серьезному риску.

Александр Солдатов,»НОВАЯ ГАЗЕТА», 28-29 мая 2020 г.

Опубликовано: 28.05.2020 в 18:31

Рубрики: Главные новости, Лента новостей, Мониторинг СМИ

Как в епархиях должны исследовать жалобы на священнослужителей: документ

17 апреля 2019 Ахилла

Просмотры:
705

К нам в редакцию попал документ из Управления делами Московской Патриархии за подписью тогдашнего управделами — митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия (Судакова). Хоть документ практически трехлетней давности (от 26 мая 2016 года), но любопытного содержания. Наши читатели, а особенно клирики, могут оценить сами, работает ли на местах этот документ и как именно работает, и написать нам об этом.

***

Всем епархиальным преосвященным Русской Православной Церкви

С целью оптимизации взаимодействия епархий и Управления делами Московской Патриархии по работе с обращениями граждан и организаций обращаю Ваше внимание на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, излагаемых в запросах Московской Патриархии и, по возможности, содействия в исправлении ситуации. Целью реагирования на обращения граждан и организаций должна быть обратная связь, посредством которой происходило бы укрепление авторитета священноначалия и единение верующего народа и духовенства

Целью реагирования на обращения граждан и организаций должна быть обратная связь, посредством которой происходило бы укрепление авторитета священноначалия и единение верующего народа и духовенства.

Правящим архиереям надлежит придерживаться рекомендаций Московской Патриархии, содержащихся в направляемых запросах, а также максимально объективно расследовать возникающие проблемы.

В ответах должны содержаться пояснения, комментарии или опровержения на все вопросы со стороны граждан и организаций. Невысокая оценка епархиальным управлением личностных качеств авторов обращений и, наоборот, уважение к фигуранту жалобы не должны быть причиной поверхностного рассмотрения дела.

Анонимность обращения, неверный адрес, оценка личности инициатора письма не могут влиять на ход расследования, которое должно проводиться максимально объективно и тщательно с использованием различных источников.

В ответе на запрос Управления делами следует указать, является ли разбираемый инцидент первым или нечто подобное имело место ранее. В последнем случае указать, какие меры были приняты.

Случаи нарушения священнослужителями законов, общественной морали и асоциального поведения должны расследоваться дисциплинарной комиссией епархии. Члены комиссии могут назначаться епархиальным архиереем в зависимости от конкретного случая и не должны быть связаны родственными или иными узами с фигурантом жалобы для достижения необходимой объективности суждений и выносимого решения.

В случае установления вины клирика следует применять соответствующие меры дисциплинарного, канонического и финансового взыскания, в том числе временное запрещение, отстранение от занимаемой должности, иные взыскания. Следует отметить, что перевод клирика на иное место служения зачастую не достигает поставленной цели по вразумлению и исправлению священнослужителя. Сведения о предпринятых мерах (копии указов) необходимо также прилагать к ответу.

В случае выявления очевидной клеветы и предоставления заведомо ложных сведений о клирике со стороны мирян правящему архиерею следует налагать на них канонические прещения.

В приложении к ответу желательно поместить:

  • рапорт и/или протокол дисциплинарной комиссии (если таковой имеется);
  • рапорт благочинного о причинах возникновения конфликтной ситуации и предпринятых им мерах по ее разрешению;
  • объяснительная фигуранта жалобы;
  • характеристика на фигуранта жалобы;
  • в случае перевода клириков — соответствующие указы епархиального архиерея с указанием причин.

В случае наличия претензий к ценовой практике прихода:

  • информация о рекомендуемых пожертвованиях за требы и поминовения;
  • в случае подозрений в хищениях церковных средств — указания о недвижимости, находящейся в собственности фигуранта, о количестве автомобилей, о наличии частного бизнеса, оформленного на фигуранта или членов его семьи.

Ответное письмо следует направлять в Управление делами Московской Патриархии в указанный в запросе срок. В случае задержки следует направить объяснение, чем таковая вызвана.

Для иллюстрации использована картина Васи Ложкина

  • За что и кого наказывают в РПЦ?
  • Ректор МДА считает, что собратья и архиерей должны помочь священнику избежать выгорания
  • Кто не платит взносы и критикует руководство РФ и РПЦ — под запрет
  • Хабаровский митрополит: Церковный суд — это братская помощь человеку
  • Глава Учкома РПЦ считает, что опасно увольнять с церковных должностей человека со «взглядиками»

Обсудить статью на

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Дело протоиерея Александра Владимировича Тимченко

Именно об этом деле выше игумен Савва (Тутунов) высказался как о потребовавшем «наибольшего внимания судей».

Дело протоиерея Александра Владимировича Тимченко рассматривалось Общецерковным судом в порядке надзорного производства. Т.е. оно не было передано епархиальным архиереем в Общецерковный суд для окончательного разрешения и по нему не была заявлена апелляция. По поручению Патриарха Московского и всея Руси, Общецерковный суд сам, в порядке надзора, запросил у архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона уже вступившее в силу решение епархиального суда и материалы по делу протоиерея Александра Тимченко.

Суд Ростовской-на-Дону епархии обвинял протоиерея Александра Тимченко, бывшего настоятеля прихода в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, в том, что он нарушил 27-е правило святых Апостолов, в котором говорится: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашать желая, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал «. Было собрана масса дополнительных материалов по данному делу, включая показания непосредственных свидетелей событий. В ходе проведенного следствия выяснилось, что при рассмотрении дела епархиальным судом были нарушены следующие пункты 13-й статьи Положения о церковном суде:

4. Церковный суд проверяет достоверность доказательств путем установления их источников и способов получения. Церковный суд всесторонне исследует и оценивает доказательства.

5. Церковный суд не вправе отдавать предпочтение одним доказательствам перед другими и должен оценивать все доказательства по делу в их совокупности. Не допускается использовать в качестве доказательств объяснения сторон и показания свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности.

Как оказалось в результате следствия, отец Александр Тимченко был не виновен в нарушении 27-го Апостольского правила. В результате Общецерковный суд принял следующее решение:

1. Признать, что в ходе исследования дела по обвинению протоиерея А.В

Тимченко в церковном правонарушении епархиальный церковный суд Ростовской-на-Дону епархии уклонился от процедуры, предусмотренной пунктами 4 и 5 статьи 13 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви, поскольку не принял во внимание показания свидетелей, готовых подтвердить невиновность обвиняемого лица, а также оставил без внимания некоторые документы, свидетельствующие о том же.
В связи с этим отменить решение епархиального церковного суда Ростовской-на-Дону епархии от 01.07.2009 г., касающееся протоиерея А.В. Тимченко, и прекратить производство по делу.
2

Признать косвенную ответственность протоиерея А.В. Тимченко за публикацию в сети Интернет статей, содержащих оскорбительное описание действий архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона в рассмотрении судебного дела протоиерея А.В. Тимченко. Поставить указанное на вид протоиерею А.В. Тимченко.
3. Поручить архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию в течении месяца после вступления в силу данных решений провести встречу архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона и протоиерея А.В. Тимченко для разрешения служебной ситуации последнего и, при необходимости, проведения примирительной процедуры в целях урегулирования возможных разногласий.

Второй пункт судебного решения касался статей в средствах массовой информации, которые распространяли люди, сочувствовавшие отцу Александру и столкнувшиеся ходом рассмотрения его дела в епархиальном суде. Хотя Общецерковный суд вынес свое решение и по данной стороне дела, это не повлияло на основное решение. Протоиерей Александр Тимченко был оправдан. Одному из членов Общецерковного суда, архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию, было поручено провести встречу протоиерея Александра Тимченко с его правящим архиереем — архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном, для решения служебной ситуации отца Александра, а также для примирения сторон конфликта.

Что грозит мятежному схиигумену?

Набор санкций, которые может наложить епархиальный суд на о. Сергия Романова, относительно невелик.

По определению Священного Синода, подсудимого, признанного виновным, могут освободить от должности, уволить за штат, временно или пожизненно запретить в служении, лишить сана и наконец отлучить от Церкви.

Добавим, что ранее схиигумен Сергий Романов и так нигде официально не числился. Его только называли духовником среднеуральского женского монастыря «Спорительница хлебов». С сегодняшнего дня о. Сергий запрещен также в служении. Ему отныне запрещено проводить любые обряды, включая сеансы массового экзорцизма, которыми был известен священнослужитель. Епархиальный суд может либо подтвердить действующий запрет, либо добавить наказания. В том случае, если схиигумена лишат сана, он останется обычным монахом.

 «Я — паломник»: скандальный отец Сергий нашел способ обойти запрет епархии на проповедь 

Но следует отметить, что за одно и то же правонарушение церковный суд не может наказать дважды.

Однако митрополит Кирилл вправе принять отдельные решения, которые нельзя будет считать наказанием — в частности, перевод на удаленные и недоступные для людей территории. К примеру, закрытый скит.

Если подсудимого епархиальный суд признает виновным, тот имеет право обжаловать это решение или в апелляционной инстанции на уровне епархии, или дойти до Общецерковного суда при Московском патриархате.

Напомним, в Свердловской области схиигумен Сергий Романов имеет неоднозначную репутацию. Одни верующие воспринимают его как целителя и «старца», который предвидит будущее. Другие, из числа православной интеллигенции, относят его к лидерам христианских фундаменталистов. В своих проповедях схиигумен призывает верующих отказываться от ИНН и паспортов. Также он регулярно предупреждает о грядущем конце света. За советами в духовной жизни к нему обращались российские випы, в том числе депутат Госдумы Наталья Поклонская.

25 апреля 2020 года на YouTube появился видеоролик с проповедью о. Сергия, в которой он сравнил ситуацию вокруг РПЦ с «гнетом жидомасонства» и гонениями на церковь в период советской власти. Верующих Сергий призвал выходить на улицы, не боясь сотрудников полиции и Росгвардии. Проповеди схиигумена вызвали недовольство в Московском патриархате РПЦ. После запрета на публичную деятельность о. Сергий продолжал выступать с подобными заявлениями.

 Паломники монастыря на Урале просят патриарха реабилитировать «духовника Поклонской» 

Как будут судить?

Согласно каноническому праву, судить о. Сергия будет судебная коллегия, состоящая из пяти священнослужителей. Председателем заседания может выступить сам митрополит, однако вряд ли он лично будет судить схиигумена. На текущий момент председателем церковного суда Екатеринбургской епархии является митрофорный протоиерей Николай Малета.

 Екатеринбургская епархия снимет крест с бывшего духовника ПоклонскойСам процесс будет проходить в закрытом режиме. В целом же схема проведения церковного суда похожа на светскую систему. Разница в том, что клирику-подсудимому не предоставят адвоката. В остальном процедуры идентичны.

В частности, епархиальный суд должен провести тщательное судебное следствие для сбора доказательств вины подсудимого. Для этого опрашиваются свидетели, изучаются документы, а также аудио- и видеозаписи. При необходимости суд может заказать экспертизу.

К слову, видеоматериалов по делу о. Сергия Романова у епархиального суда, по всей видимости, будет достаточно.

Нормы церковного права предусматривают также возможность отправки епархиальных аппаратчиков на место, где было совершено нарушение, для сбора доказательств.

В качестве свидетелей могут быть привлечены только воцерковленные люди, находящиеся в общении с РПЦ. То есть протестанты или католики, к примеру, не могут выступить свидетелями на епархиальном суде. Показания должны дать не менее двух человек.

В чем главная проблема Кураева?

Церковный историк, основатель «Православного корпуса веры» Борис Якеменко в своем Телеграмме позитивно прокомментировал отстранение Кураева от священнослужения, напомнив многие заявления отца Андрея, которые шли в разрез с официальной позицией Патриарха и Патриархии. Приведем выдержки из статьи, где автор отвечает на заданный самому себе вопрос.

«В чем главная проблема Кураева? Во всепожирающем, неуемном честолюбии, неоцененности и желании забраться как можно выше. Хорошо известно, что Кураев никогда не любил возражений и не терпел конкуренции на своем поле «церковного интеллектуала» и миссионера. Любые попытки не согласиться с ним он немедленно расценивал как обскурантизм, косность и тяжелое наследие советского или патриархийного режима. Желание же быть популярным и всегда говорить что-нибудь оригинальное, не укладывающееся, идущее в разрез, в конце концов стало самоцелью, стало вредить объективности, приводить сначала к ошибкам, а затем и откровенной лжи, как например, в случае с рассмотрением осады Троице-Сергиевой лавры поляками в XVII в, когда Кураеву в дни празднования 400-летия со дня победы России над поляками, непременно хотелось поставить подвиг монахов под сомнение.

Было очень много лжи и передергиваний по поводу кощунства в храме Христа Спасителя (Кураев в конце концов совершенно запутался, за кого он и что он хочет и объявил плясавших в храме «мученицами»), поскольку хотелось быть оригинальным и либеральным. Были подыгрывания болотным, за что его своим признали Гельман, Навальный, Кредо ру и пр. Были провокационные намеки на рукотворность Благодатного Огня и разоблачения огня Олимпийского. Красной нитью сквозь все это проходило «отмиссионерить» и «катехизнуть» и в итоге сексуальная тема в его выступлениях стала настоящей манией (видимо автор имеет в виду скандальные разоблачения гомосексуального лобби в лоне РПЦ — прим. редакции). Одновременно прекратился выпуск серьезных книг, место которых заняли бульварные фельетоны на тему «кто, когда, где и с кем».

Кураев посвятил нападкам на Патриарха много лет, эти же годы все вокруг задавали вопросы – почему Патриарх молчит? Патриарх терпел, когда оскорбления касались его. Но когда Кураев оскорбил память отца Александра, Патриарх принял решение, которого очень давно ждали многие. Это лишний раз доказывает, что это не месть. И тем более не запрещение в священнослужении со стороны Патриарха – Кураев давно сам запретил себя в священнослужении. Патриарху Кириллу оставалось лишь констатировать это», — подводит итог Якеменко.

Что вменяют схиигумену?

Из текста указа митрополита Кирилла, опубликованного Екатеринбургской епархией, следует, что о. Сергию Романову, по всей видимости, могут вменить нарушение Апостольского правила.

«Поскольку учительная власть в святой церкви принадлежит епископам, которую те делегируют пресвитерам, но равно могут и отказать пресвитеру в данном праве, как об этом свидетельствуется в толковании Вальсамона на 58-е Апостольское правило (АП): «Пресвитеры учат с дозволения епископа, а не самовольно», являясь вашим правящим архиереем, от которого вы черпаете право священнодействовать и проповедовать — отныне прекращаю делегировать вам право учить, проповедовать и назидать в рамках публичной проповеди и частных духовных советов», — говорилось в тексте указа, подписанного еще в конце апреля 2020 года.

Проще говоря, о. Сергию Романову вменяют непослушание правящему архиерею. С точки зрения канонического права в традиции РПЦ МП это тяжкое преступление, ведь 58-е АП закладывают в сознание священника с момента посвящения в сан.

Напомним, что 27 апреля 2020 года руководство Екатеринбургской епархии запретило схиигумену любые публичные выступления.

«Я нахожусь вне монастыря и вне скита. Являюсь заштатным священником. Запрета правящего архиерея не нарушаю. Иногда приезжаю в монастырь как паломник. Говорю об этом, чтобы это беседа не послужила провокацией в отношения скита и монастырёв», — объяснялся схиигумен Сергий Романов в своем недавнем видеообращении.

Что такое Общецерковный суд?

В действующем сейчас Уставе Русской Православной Церкви так говорится о церковной судебной системе:

Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами посредством церковного судопроизводства. Никакие другие церковные органы и лица не вправе принимать на себя осуществление функций церковного суда» ( статья 1 главы VII Устава РПЦ ).

Сегодня в нашей Церкви существует трехступенчатая судебная система.

«Суд в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами трех инстанций:

а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий;

б) общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви;

в) высшим судом — судом Архиерейского Собора, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви.» (статья 4 главы VII Устава РПЦ).

В этой системе Общецерковный Суд по сути занимает основополагающую роль, поскольку он рассматривает как дела первой, так и второй инстанции.

Самое интересное

  • Я надеюсь на революцию в РПЦ — просмотров: 121 386
  • Олег Курзаков: О причинах моего ухода из клира Красноярской епархии и сложении священного сана — просмотров: 78 321
  • «Дали бы мне палку! Ух, я б вам…!»: феномен Андрея Ткачева — просмотров: 57 173
  • Мария Кикоть: Мне искренне жаль игуменью Николаю — она тоже жертва системы — просмотров: 53 846
  • Протоиерей Андрей Ткачев назвал иерархов РПЦ бандитами и ряжеными, а саму РПЦ — расколом — просмотров: 49 021
  • И в голове один вопрос: «А судьи кто?» — просмотров: 48 340
  • Протоиерей Вячеслав Баскаков: Я прошу прощения у всех, кого ввел в поношение через меня Святой Церкви — просмотров: 40 877
  • Ответ анонимного священника брезгливому батюшке — просмотров: 40 182
  • Опасный вопрос: кому пора на пенсию? — просмотров: 32 759
  • Инвалиды духовной войны — просмотров: 30 546

Реакция Кураева

Протодиакон Андрей Кураев в комментарии радиостанции «Говорит Москва» заявил, что знает об этом решении, но оно его не беспокоит.

«Да, уже узнал. Сейчас карантин всё равно, суды работать не могут. Я сейчас везу замечательного плюшевого медвежонка своим внучкам, и это для меня гораздо более актуальнее и важнее».

Затем в комментарии для РБК протодиакон заявил, что еще не задумывался о своем отношении к запрету в служении, так как он скорбит из-за смерти наставника.

«Пока никак не отношусь , потому что сегодня другое, гораздо более значимое событие произошло: скончался протоиерей Георгий Бреев», — сказал Кураев. Протодиакон уточнил, что именно настоятель храма в Крылатском 35 лет назад дал ему рекомендацию в семинарию.

«Сегодня я еще раз осиротел, мои мысли только об этом», — добавил Кураев.

Что будет дальше?

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что это решение патриарха было лишь делом времени. «Это было ожидаемо, вопрос был в том, что явится поводом для этого. Несмотря на то что и раньше Андрей Кураев давал достаточно поводов для запрета в служении, он когда-то был достаточно близок к патриарху, участвовал в его предвыборной кампании, за что и получил высший диаконский сан. И поэтому, даже несмотря на то, что многие требовали его запрета, такое решение не принималось именно в память о былых заслугах. Сейчас же в Московском патриархате сочли, что он нарушил этические принципы и наконец приняли решение о его запрете».

По мнению Макаркина, важнее будет не сам запрет в служении, что «достаточно нередкое явление в церкви», а дальнейшее решение церковного суда, на котором Андрей Кураев может лишиться и сана. 

Напомним, что ранее Андрей Кураев уже подвергался дисциплинарным взысканиям со стороны Патриарха Кирилла. В частности на него налагалась епитимия с отправлением замаливать свои грехи в московский Новоспасский монастырь.

В чем причина?

Причиной вынесения такого решения в указе названо то, что Кураев «публично оскорблял память» умершего недавно после заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина.

В своем блоге, в сообщении от 21 апреля, посвященном смерти Агейкина, Кураев назвал покойного «тупым карьеристом, сделавшим карьеру в сфере вип-сервиса». Он также заявил, что Агейкин стал первым за полвека настоятелем Елоховского собора, кто вместе с этой должностью не получил титул протопресвитера. «Это ровным счетом ничего не говорит о нем, но лишь о мелких реформах патриарха Кирилла», — добавил Кураев

«Я обращал внимание семинаристов, что эпидемия освободит много мест», — отметил он

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: