После пандемии рпц угрожает двойной кризис

Почему выгорают священники?

Дар языков давно угас, но любопытно другое: остальные служения, перечисленные апостолом, в наше время почти полностью взяли на себя священники и епископы, и мучаются, бедные, от непосильной ноши!

Кто наследник апостолов? — Батюшка!

Кто пророк и чудотворец? — Батюшка!

Кто учитель, богослов и миссионер? — Батюшка!

А еще: батюшка-строитель, батюшка-психолог, батюшка-политик, лучший журналист, математик и музыкант!

И как они со всем справляются? Как не надорвутся?

— Так ведь надрываются и горят, выгорают, обугливаются!

Смотрю программу на православном канале. Молодой, но очень обаятельный батюшка отвечает на вопросы в прямом эфире. Видно, как ему тяжко и просто не хватает не только богословской компетентности, но и обычного житейского опыта. Но его любят и постоянно зовут на эфир. Народу нравится.

«Иду причащаться, как на расстрел». Что общего у священника и автомата по продаже газировки

Но если бы он выступал без рясы и креста, если бы вдруг оказалось, что этот молодой человек вовсе и не священник, слушались бы его речи с прежним энтузиазмом? Сомневаюсь. А сейчас слушают. И умиляются. Хотя священник порой несет откровенную чепуху. Среди моих знакомых немало светских богословов и просто грамотных христиан, которые ответили бы на эти вопросы с большим успехом, но их просто не стали бы слушать, ведь на них нет рясы и креста.

— Выходит, статус священника и его знаки примиряют человека с любой глупостью, какую бы батюшка ни сказал?

— Именно так.

— Значит, наше церковное сознание — не евангельское, не христианское, а скорее магическое?

Помните проницательного Розанова? — «Священник — муха, на которую поставили Монблан!» Если батюшка начнет всерьез принимать все предъявляемые ему ожидания, надолго его не хватит, поэтому у некоторых отцов включается режим тихого цинизма, но настоящий цинизм как раз в том, что большинство этих требований незаконны.

Рукоположение не делает вас автоматически лучшим педагогом и знатоком Писания. Я знал немало прекрасных батюшек, которых нельзя было пускать к детям, потому что они просто не имели никаких педагогических талантов. И в этом нет никакой трагедии, и это никак не унижает священный сан. Просто у каждого в Церкви — свое служение, свой дар, и понимать границы своего служения, пределы своей одаренности — нормально, как и уважать служение брата и сестры, не имеющих клерикальных степеней, но в деле миссии или богословия справляющихся лучше любого митрополита.

— Кто лучше разбирается в богословии: архиерей или профессор в пиджаке?

— Для обыденного сознания ответ очевиден, но люди эпохи Возрождения редки даже среди митрополитов. Накоплено столько знаний и сведений, что современная жизнь просто приговаривает нас к разделению труда, и не факт, что богослов в священном сане окажется лучшим специалистом и знатоком, чем скромная труженица университета.

Богословие есть церковное служение. Это очень важная идея, чтобы ее бросить без внятного проговаривания и продумывания.

Самое интересное

  • Я надеюсь на революцию в РПЦ — просмотров: 121 386
  • Олег Курзаков: О причинах моего ухода из клира Красноярской епархии и сложении священного сана — просмотров: 78 321
  • «Дали бы мне палку! Ух, я б вам…!»: феномен Андрея Ткачева — просмотров: 57 173
  • Мария Кикоть: Мне искренне жаль игуменью Николаю — она тоже жертва системы — просмотров: 53 846
  • Протоиерей Андрей Ткачев назвал иерархов РПЦ бандитами и ряжеными, а саму РПЦ — расколом — просмотров: 49 021
  • И в голове один вопрос: «А судьи кто?» — просмотров: 48 340
  • Протоиерей Вячеслав Баскаков: Я прошу прощения у всех, кого ввел в поношение через меня Святой Церкви — просмотров: 40 877
  • Ответ анонимного священника брезгливому батюшке — просмотров: 40 182
  • Опасный вопрос: кому пора на пенсию? — просмотров: 32 759
  • Инвалиды духовной войны — просмотров: 30 546

Первый секретарь

Кто такие аколуф, остиарий, сакелларий, скевофилакс, сакеллий и протосинкелл? Знают единицы! Это старинные названия церковных служений. В некоторых поместных Церквях они сохранились, в других трансформировались или вовсе исчезли. И это нормально. Потому что жизнь и условия жизни Церкви меняются, исчезают за ненадобностью старые служения, появляются новые, и им не обязательно придумывать устрашающие греческие или латинские названия, потому что Русская Церковь — не приживальщик мирового Православия, а полноценная Церковь, в которой живет и действует Дух Святой.

Например, есть у нас в церкви такое особое служение со стыдливым названием «секретарь епархии» — второй, после епископа, человек в пределах церковной области. Служение крайне сложное и нервное. На эту должность назначается священник, облеченный особым доверием епископа, и не всегда это старый и опытный батюшка, с этой должностью могут хорошо управляться и молодые. Но как выделить и обозначить служение этого человека? Как подчеркнуть его статус? И вот молодому секретарю срочно выдают кресты и митры, чтобы поставить его вперед, а это раздражает старших, сеет вражду и непонимание.

— Почему бы канонически не закрепить положение секретаря епархии?

— Но ведь в «Книге правил» нет такого слова!

— Так напишите свою русскую «Книгу правил», которая бы описывала и обосновывала реальную церковную ситуацию. «Книга правил» существует не только для того, чтобы вызывать недоумение, но и регулировать жизнь Церкви, и главное слово здесь — «жизнь», а живое всегда в движении!

Откройте послания апостола Павла и посмотрите, как отличается современный перечень церковных служений от апостольского. Выпишу в столбик, чтобы было понятно, как выглядела церковная иерархия в те времена:

Апостол Павел – рупор Святого Духа

«Иных Бог поставил в Церкви,

во-первых, Апостолами,

во-вторых, пророками,

в-третьих, учителями;

далее, иным дал силы чудодейственные,

также дары исцелений,

вспоможения,

управления,

разные языки» (1Кор. 12:28).

Это апостольская версия. В других посланиях он говорит еще и об особом служении «высших апостолов», а также «евангелистов» и «пастырей».

Отличается эта структура от современной? Безусловно! Какая иерархия служений лучше, православнее — апостольская или нынешняя? Так вопрос ставить нельзя, потому что у каждого века свои задачи. Но это значит, что творческие изменения в живом церковном теле не только возможны, но и законны, и естественны.

Богослов под микроскопом

Во время учебы в семинарии я впервые услышал унизительное слово «пиджачник». Так называли преподавателей духовных школ, не имеющих священного сана. Почему-то считалось, что настоящий богослов может быть только в сане священника. И, между прочим, за этим скрывается вполне здоровая интуиция: богословие есть церковное служение!

Но поскольку мы мыслим церковность непременно клерикальной, не допуская никаких других церковных служений, кроме богослужебных, рождается то досадное недоразумение, что лучший богослов непременно с крестом и бородой.

Богословов подозревают. Над ними смеются. Им не доверяют. Для некоторых ревнителей веры богословие тождественно нечестию. Богослов — почти всегда модернист и обновленец. И это так и есть! Потому что богословская школа в Русской Церкви появилась довольно поздно, это явление новое и молодое, так что даже вкус к школьности, как и уважение к богословам-ученым, не успели еще достаточно привиться нашему обществу. Богословие — новшество для русского православия, вот почему богослов есть явление молодое, «зеленое», подозрительное.

Но чаще всего богословов просто не замечают, не ценят их труд. Все мы читаем Евангелие в синодальном переводе. А кто были те люди, которые перевели Писание на русский язык? Как их звали? У многих верующих на полках стоит собрание сочинений Златоуста. А кто перевел эти тексты на понятный язык? Кто снабдил комментариями?

— А откуда мы знаем, что этим безымянным людям вообще можно доверять? И зачем нам знать их имена? В конце концов, кто важнее: старец или какой-то там ученый?

Кто важнее: старец или богослов? Регент или архиерей? Певчий или архимандрит?

Это старинный спор, который начался еще во времена апостола Павла:

«Если нога скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не рука», то неужели она потому не принадлежит к телу?

И если ухо скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не глаз», то неужели оно потому не принадлежит к телу?

Если все тело глаз, то где слух?

Если все тело слух, то где обоняние?..

Богословие XXI века: что дальше?

Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.

А если бы все были один член, то где было бы тело?

Но теперь членов много, а тело одно.

Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны».

Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (1Кор. 12: 15-22).

Конечно, христианам понятно, что апостол здесь говорит не об анатомии, а о церковном теле, потому что «все мы одним Духом крестились в одно тело» (1Кор. 12:13). Но здесь в роли различных частей тела выступают не просто отдельные личности, а церковные служения, которые не охватываются полностью и без остатка нашей привычной клерикальной версией.

Если тело Церкви — это только епископы и батюшки, тогда справедливы претензии ноги в метафоре апостола: «я не принадлежу телу, потому что я не рука»

Всякое церковное служение важно и почтенно, но эти служения мы должны мыслить шире

Преподаватель воскресной школы — это церковное служение? — Безусловно!

Миссионер и катехизатор, пусть и без священного сана, служит? — Конечно!

Ученый-богослов — церковное служение? — Непременно!

Певчие, чтецы, регенты, алтарники — церковное служение? — Обязательно!

Церковные журналисты, волонтеры, активисты социальных проектов — церковное служение? — Одно из древних! Кстати, благотворительность — это и есть, по апостолу, «служение вспоможения», которое он ставит ступенью выше «служения управления», то есть епископского служения!

Однако эти и другие церковные служения не имеют веса для иерархии и не отражены в какой-либо определенной клерикальной ступени. Видимо, это и не нужно в наше время. А вот то, что нужно, так это всецерковная «перемена ума» относительно почетности и нужности этих служений.

Можно было бы сказать, что хороший церковный журналист в наше время куда ценнее десяти митрополитов, и тут есть своя правда. Но это будет как раз то, о чем горевал апостол Павел: «глаз говорит руке: ты мне не нужна»

На самом деле мы все друг другу нужны, а потому так важно найти церковное и евангельское равновесие служений, потому что — жалко людей! Многие из тех, кто несет церковные, но не клерикальные служения, не чувствуют свою нужность, растеряны и нуждаются в церковной поддержке

Во исполнение сталинских обещаний

Государство делало практические шаги по реализации договоренностей «кремлевского конкордата». 9 сентября Меркулов представил Сталину и Молотову проект постановления СНК СССР об образовании Совета по делам Русской православной церкви (см. док. N 6). 14 сентября 1943 г. постановление об образовании нового органа, который был отнесен к непосредственному ведению Совнаркома, было утверждено (см. док. N 7), а его председатель Карпов с согласия Молотова сохранил за собой и должность начальника отдела в структуре НКГБ, что помогало ему разрешать множество проблем10. Аппарат совета был временно размещен неподалеку от Патриархии11.

И в те последующие после «весеннего сентября» восемь месяцев, что суждено было Патриарху Сергию возглавлять Русскую церковь12, началось действительное возрождение православия в Советском Союзе. На этом пути Православной церкви предстояло преодолеть множество трудностей и найти выход из, казалось бы, патовых ситуаций. Но главное — удалось в полной мере реализовать все то, о чем договорились Сталин и православные иерархи в ночном кремлевском разговоре.

В публикации использованы документы РГАСПИ (Ф. 82, 558), ГА РФ (Ф. Р-5446) и АП РФ (Ф. 3), к которым для полноты картины добавлены избранные материалы опубликованных источников.

Публикацию подготовили главный специалист РГАСПИ, доктор исторических наук Михаил Одинцов и заместитель начальника отдела РГАСПИ, кандидат исторических наук Анна Кочетова. 

N 7. Постановление СНК СССР N 993 «Об организации Совета по делам Русской православной церкви»

14 сентября 1943 г.

Совет народных комиссаров ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Организовать при Совете народных комиссаров Союза ССР Совет по делам Русской православной церкви, возложив на него задачу осуществления связи между правительством СССР и патриархом Московским и все Руси по вопросам Русской православной церкви, требующим разрешения правительства СССР.

2. Председателем Совета по делам Русской православной церкви назначить тов. КАРПОВА Георгия Григорьевича.

3. Обязать тов. КАРПОВА в декадный срок представить на утверждение Совнаркома СССР проект «Положения о Совете по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР» и штаты Совета.

Председатель Совета

народных комиссаров Союза ССРИ. Сталин

Управляющий делами Совета

народных комиссаров СССРЯ. Чадаев

ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 218. Л. 179.

Подлинник, машинописный текст.

Подписи-автографы.

Как советская власть боролась с любимым храмом российского студенчества

1. См. подробнее о политике Сталина в отношении религии, церкви и верующих в годы войны: Одинцов М.И., Кочетова А.С. Конфессиональная политика в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 2014.2. О событиях этого судьбоносного дня — лично для себя, и для всей системы государственно-церковных отношений — Карпов оставил подробную записку. В течение многих десятилетий она находилась в секретных архивах, и содержащаяся в ней информация стала доступной для исследователей лишь в конце 1980х гг., а полностью записка была опубликована в 1992 г. См.: Одинцов М.И. Другого раза не было (о встрече И. В. Сталина с руководством Русской православной церкви) // Наука и религия. 1989. N 2; Одинцов М.И. О встрече И.В. Сталина с руководителями Русской православной церкви 4 сентября 1943 г. // Атеистические чтения. М., 1990. N 19; Одинцов М.И. И. Сталин: «Церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства» // Диспут. 1992. N 3.3. Журнал Московской патриархии. 1943. N 1. С. 7-8.4. Журнал Московской патриархии. 1943. N 2. С. 3-5.5. Журнал Московской патриархии. 1943. N 1. С. 3.6. См.: Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сб. документов / сост. О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. М., 2009. С. 207-230.7. Цит. по: Волокитина Т.В. Москва и православные автокефалии Болгарии, Румынии и Югославии (К проблеме восприятия советской модели государственно-церковных отношений в 40е годы XX в.) // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958. (Дискуссионные аспекты). М., 2003. С. 106.8. Пребывание делегации Англиканской церкви в Москве // Журнал Московской патриархии. 1943. N 2; Лондон — Москва: межцерковный диалог. Обмен делегациями Англиканской и Русской православной церквей. 1943-1945 гг. / публ. М.И. Одинцова // Исторический архив. 1995. N 1.9. Британский союзник. 1943. 31 октября. С. 8.10. Совмещение двух должностей, мыслимое первоначально как кратковременное, затянулось до марта 1955 г., вплоть до увольнения Г.Г. Карпова из органов уже в звании генерала КГБ.11. Первоначально аппарат Совета располагался в двухэтажном особняке по ул. Кропоткинской, 20 (ныне Пречистенка). Чуть позже, в 1944 г. — по адресу: пер. Н.А. Островского, 10 (ныне — Пречистенский пер.).12. Патриарх Сергий скончался 15 мая 1944 г. Согласно его завещанию пост патриаршего местоблюстителя занял митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). См. о нем: Одинцов М.И. Патриарх Победы. Жизнь и церковное служение патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). М., 2015.

Грех богословия

Например, ученый-богослов — одно из самых грустных явлений современной Русской Церкви. Речь идет не об абстрактных товарищах в толстых очках, а о конкретных людях, которые обычно успевают на двух-трех работах, чтобы прокормить семью, о людях довольно часто нищих и униженных. А ведь их труд настолько важен, что в нормальной ситуации богословы считаются церковной элитой, и я имею в виду именно ученых, христиан, вовлеченных не в мистические практики, а в сферу научной деятельности. Мне неоднократно приходилось слышать от наших богословов, что они чувствуют, что здесь никому не нужны, и утешать их очень сложно, поскольку слишком много фактов, подтверждающих эти ощущения.

Вокруг богословия в нашем церковном обществе так много манипуляций, что требуются невероятные усилия, чтобы разобраться, что к чему. Есть даже русская традиция смеяться над богословами, и церковные ораторы очень любят цитировать известный отрывок из письма святителя Игнатия Брянчанинова:

«Сбывается слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земле! Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия (право — смех, да и только); эти степени даются людям… Случись с этим «богословом» какая напасть — и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия».

— Блестящее наблюдение, не правда ли? И в чем же манипуляция?

— А в том, что эта оценка будет справедлива, даже если заменить слово «богослов» на, скажем, «архиерей» или «священник».

«Христианская мысль словно в скорлупе». Зачем нам богословие, когда падают цены на нефть

Хотя святитель Игнатий был прав в другом: он писал о богословах, окончивших духовные академии в XIX веке, когда Русская Церковь была частью государственного идеологического механизма, который обслуживался в том числе и «государственными» богословами.

И это не только порок Русской Церкви. Это наследие «Константиновской эпохи», времени, когда Церковь привыкла к государственной опеке так сильно, что потеряла способность мыслить себя вне имперского организма, утратила способность видеть и преследовать свои собственные церковные интересы. Когда вы слышите, как церковные чиновники всеми силами сражаются за признание государством богословских научных степеней, знайте, что это эхо «Константиновской эпохи», мы по привычке снова хотим взвалить на государство сугубо церковные задачи. Но как требовать от государства признания наших богословов, когда мы их сами терпим с трудом?

В семинарии нам постоянно повторяли фразу Евагрия Понтийского о том, что настоящий богослов — это тот, кто чисто молится. Это благородный принцип, но в определенном контексте он просто перечеркивает ценность любого научного труда, унижает труд богослова-исследователя, делает его ненужным, малоценным. И если мы так и останемся на этой позиции, не удивлюсь, если в перечне грехов со временем появится «грех богословия», потому что в обыденном церковном сознании интерес к богословию принято расценивать как игру тщеславия, как путь гордыни.

Когда я поступал в духовную академию, первое, что спросил меня епископ, было: «Зачем тебе академия? В архиереи собрался?» То есть богословское образование воспринимается не более чем довесок к карьере: вот, у меня есть митра, крест с украшениями, надо бы еще кандидатскую степень получить. По этому поводу принято слегка подсмеиваться, потому что мелкое тщеславие — не самый тяжкий грех. Люди, с которыми я спорил о ценности богословия, совершенно искренне не понимали, о чем я вообще говорю: если не карьерный интерес тебя заставляет сидеть над книжками, тогда — страшно подумать что!

Звания иереев

из белого духовенстваИерей

Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

из черного духовенства

Иеромонах

Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах или настоятель монастыря.

Игумен (греч. ведущий)

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах.  При оставлении должностинастоятеля звание игумена сохраняется. Награждённымсаном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

 

В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.

Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств.

Участие диакона в богослужениях не обязательно.

Богословие против благочестия

Любимое развлечение ревнителей веры — противопоставлять богословие благочестию. Один старый архимандрит отговаривал меня учиться в академии, предупреждая, что чем больше я читаю богословских книжек, тем более неверующим становлюсь:

— В академии на последнем курсе, говорят, они вообще в Бога не верят!

Однако спор о богословии и благочестии — это очень старый спор, и христиане в нем не первопроходцы. Следы этого противостояния можно найти даже у древних греков. Они тоже боялись, что философия убивает благочестие, но уже в те далекие времена было сделано удивительное открытие: подлинное богословие и есть основание самого крепкого благочестия:

«Наука о природе, устраняя боязнь, вместо устрашающего болезненного суеверия дает человеку спокойное благочестие и надежды» (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Перикл VI).

Спокойное благочестие и лихорадочное благочестие — существенная разница!

Богословие — это длина мысли, это навык правильно задавать вопросы и последовательно длить свою мысль как можно дальше, до самого предела. Как пробуждается эта длинная мысль, можно наблюдать воочию, благодаря, например, коронавирусу, с которым мы провели «в обнимку» Великий пост 2020 года.

Жили весело и беспечно, но тут пришла эпидемия, и вспыхнули вопросы.

Отрекаюсь ли я от веры тем, что не хожу сейчас в храм?

Коронавирус и причастие. Почему очищение лжицы ради каждого стало проблемой

Может ли вирус передаваться через Причастие или святые иконы?

Останешься ли православным, если причащаться без лжицы?

Можно ли сокращать богослужение ради соблюдения санитарных норм?

Имеет ли смысл литургия без мирян?

Всегда ли надо ли слушать церковную власть?

Должна ли церковная власть во всем подчиняться светской?

Как выжить приходу, если доходы полностью зависят от богослужебной и требной активности?

Так ли необходимо общее соборование, в чем его настоящий смысл?

Что будет, если Благодатный огонь не сойдет?

Насколько важно строго следовать церковному календарю?

Эти и другие вопросы еще долго будут обсуждаться в православной среде, и это прекрасно. Даже если мы не найдем быстрых ответов, по крайней мере, у нас будет возможность научиться красиво и изящно спорить, не превращая своих оппонентов непременно в личных врагов или врагов Церкви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: