Архив александр морозов

Образ православия

Тут я недавно в блоге у Ольшанского прочел что-то о Церкви … Ольшанский создает барочный образ православия – купола блестят, колокола звонят, губернатор поехал в коляске на водопой, пчелки жужжат, мило все так… Этот барочный образ Розанов прекрасно видел и точно оценивал: с одной стороны пчелки жужжат, колокола звонят, с в другой стороны, поп пьет или матушку бьет…

— Сейчас, на Ваш взгляд, барочный образ православия победил в современной православной церковной журналистике?

— Нет, я так не думаю.

Можно так сказать: в девяностые годы было два образа православия. Один образ был своего рода патриотически-барочный, такое полукоммунистическое православие, которое было замешено на несколько мрачном пафосе — русском оружии, князьях и тому подобное. Это было первое поколение воцерковленных партийных активистов, и оно немного мрачновато смотрело и воспринимало жизнь. Это образ «Русского Дома».

Второй образ был образом раннего миссионерского православия, политически заточенного. Но оно было заточено не в сторону патриархального барочного ретро, а в сторону того, что сегодня надо вторгаться, бороться, вести битву. Кирилл Фролов ходил каждый день в новый поход – одна война, другая…

В нулевые годы появилась – во многом благодаря усилиям Лейгоды и Чапнина – как лидеров своих редакций — такая «персоналистическая» православная журналистика..  Очень многие люди заговорили о себе в контексте веры.

Вчера я прочел интервью с доктором Лизой Глинкой и подумал, как же она хорошо говорит, как просто. Ей не нужно говорить какие-то специальные слова лояльности в отношении к Церкви. Она просто живет и руководствуется верой, и видно, что для нее это не только что обретенная и необжитая вера, а уже спокойный, зрелый опыт. Опыт со своим языком. Ты читаешь и видишь, что вера – обжита, но при этом она остается постоянно проблемной. А иначе это и быть не может.

Потому что «церковный триумфализм» — он если и уместен, то только на уровне «социальных коллективов», при военном воодушевлении дружин и засадных полков. А на уровне одной души, обращенной к Богу, вера – это всегда вопрос, а не ответ. Вопрошание, а не триумфалистское утверждение. Вера всегда проблематизирует жизненную ситуацию. И очень хорошо, что появляются разные люди, которые говорят о своем религиозном опыте.

Так что я не думаю, что барочность возобладала в православной журналистике.  Проблема, пожалуй, в другом. В том, что апологетика остается слабой, мало авторов. И мы все ждем, ждем, что какие-то новые поколения выйдут из Тихоновского института, из Лавры. С уже более глубокой культурной базой. А остается один о.Андрей Кураев. Слишком уже долго.

-Вы были организатором и руководителем Гильдии религиозной журналистики.

— Да, был такой, ныне забытый, и в общем-то, совершенно незначительный проект. Дело в том, что в тот момент создавался кремлевский проект «Медиа-союз» как альтернатива союзу журналистов. В силу того, что в то время я приятельствовал с Сашей Щипковым — религиозным диссидентом и внештатным корреспондентом какого-то западного агентства. Мы оба были авторами «НГ-религии», и участвовали в подготовке первой конференции «Медиа-союза». Тогда возникла идея создать секцию религиозной журналистики, и мы ее создали. Надо заметить, что за год она ничего не сделала. Единственным ее результатом было то, что тогда удалось быстро получить федеральные гранты. Но это было и благодаря тому, что был создан портал «Религия и СМИ» и тому, что мы все работали в «Медиа-союзе».

Думаю, что в 2004 году «Религия и СМИ» представляла большой интерес, там было много чего любопытного. И я, и Кырлежев по полгода там были обозревателями.

История издания[править | править код]

В 1991 году силами православного прихода храма Николая Мирликийского в Зеленограде Московской епархии Русской Православной Церкви началось издание приходской газеты «Вестник Никольской церкви».

В мае 1993 года «Вестник Никольской церкви» был преобразован в газету «Православная Москва». На тот момент это была единственная газета Русской Православной Церкви, широко представлявшая общецерковные темы. Главным редактором стал протоиерей Владимир Харитонов. Редакция разместилась при Храме в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще.

Иеромонах Симеон (Томачинский), создатель студенческой газеты «Татьянин День», отмечал, что издания «Православная Москва» и «Московский церковный вестник» в 1990-е годы «были изданиями закрытого типа с официальной информацией, не привлекавшей ни молодёжь, ни светских людей в целом».

В 1990-е годы Миссионерским фондом Русской православной церкви издавалось ежемесячное приложение к газете «Православная Москва» — бюллетень «Миссионерское обозрение».

В июне 2003 года в связи с 10-летием газеты Патриарх Алексий II направил поздравления творческому коллективу и читателям «Православной Москвы» направил, где отметил, что газету «узнали и полюбили не только в самых отдаленных регионах России, но и за границами нашей Родины, в бывших республиках Советского Союза и странах дальнего зарубежья. На страницах „Православной Москвы“ нашли отражение все значительные события церковной и общественной жизни, газета живо участвовала в обсуждении актуальных проблем современности». В связи с юбилеем газеты сотрудники редакции были награждены церковными орденами и медалями.

Александр Морозов в ноябре 2004 года отметил, что «газеты „Православная Москва“, „Радонеж“, а даже заметно улучшенный в последние годы „Церковный вестник“ — это скорее „листки“, которые залеживаются в церковных лавках. В других сетях распространения их нет, да и вряд ли они раскупались бы».

5 ноября 2008 года Патриарх Алексий II поздравил главного редактора протоиерея Владимира Харитонова и всех сотрудников редакции с 15-летием со дня выхода первого номера газеты.

22 января 2013 года Российский православный университет подписал соглашение о сотрудничестве с газетой «Православная Москва», в соответствии с которым в столичном периодическом издании при участии РПУ будет выходить тематический раздел «Православный университет».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: