Церковные соборы

Ход собора

На соборе был заслушан «Наказ Собору», приняты Обращение к воинам русской армии, Послание чадам Русской православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим, а также Послание к мировой Конференции (Генуэзской). Ряд заявлений Собора носил чисто политический характер, в частности призыв к восстановлению на российском престоле «законного православного царя из дома Романовых» и прямой призыв к мировым державам оказать помощь для вооружённого свержения режима в РСФСР.

Собор образовал Высшее русское церковное управление за границей (ВРЦУ) под председательством митрополита Антония, которому было усвоено звание заместителя патриарха. ВРЦУ состояло из архиерейского Синода и Высшего Церковного Совета и претендовало на возглавление церковной жизни всего русского зарубежья.

Митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал, что перед голосованием соборного «Послания чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим» велись «долгие и жаркие дебаты в продолжении двух-трёх заседаний». Сам владыка Евлогий уговаривал наиболее влиятельных монархистов — членов Собора: «Поберегите Церковь, патриарха. Заявление несвоевременно… А как мы отягчим его положение! Патриарху и так уже тяжело». Однако при голосовании 2/3 участников Собора высказались за предложенное обращение к русскому народу, 1/3 — против. 34 члена Собора, в том числе митрополит Евлогий, остались при особом мнении и подали мотивированное заявление, в котором отмечалось, что «постановка вопроса о монархии с упоминанием при том и династии носит политический характер и, как таковая, обсуждению церковного собрания не подлежит, посему мы в решении этого вопроса и голосовании не считаем возможным принять участие».

Резолюция косвенно затрагивала и патриарха и органы ВЦУ в Москве, поскольку в положении о Карловацком Соборе прямо указывалось, что это церковное собрание во всех отношениях признает над собой полную власть Святейшего Патриарха Московского. Кроме того, все постановления Собора начинались словами: «По благословению Святейшего Патриарха Тихона», хотя на деле ни один из документов этого собрания не был послан на утверждение патриарху.

Некоторые заявления Собора отражали настроенность его участников сопротивляться большевистской безбожной агрессии. В частности, в Послании Генуэзской конференции, отправленном по завершении Собора, содержался призыв не допускать на эту конференцию представителей советского государства. Решения и участники получившего в советской печати наименование Карловицкого Собора были подвергнуты в советской России осуждению.

К прочтению  Как устроена русская православная церковь

Что такое Поместный Собор в Церкви

Это также официальное собрание, но уже архипастырей (допустимо, опять же, участие клира, мирских представителей и монашествующих) для решения задач:

  • Толкования вероучения
  • Канонического, пастырского, богослужебного плана
  • Канонизаций
  • Избрания Патриарха
  • Определения отношений с государством

Данное соборное объединение имеет прямое отношение к управлению и власти в Церкви и  связывается с:

  • Архиерейскими Соборами
  • Синодом

По своей периодичности такие собрания не имеют строгой регламентации, к ним прибегают в ситуациях принятия соответствующего решения:

  • собрания архиереев
  • Патриарха
  • Синода

Работа Поместного соборного органа также базируется и определяется, например, в РПЦ – Уставом от 2000 г.

икона ‘Сбор новомучеников Поместного собора 1918’

Интересно, что при синодальном управлении в нашей стране (это периоды от Петра I до Февраля 1917) Поместных собраний церковных иерархов не проводилось. Разрешение на первый такой созыв после трехсотлетнего перерыва дало Временное правительство – и собор продолжался почти год.

Следующими датами Поместных встреч стали года- 1945/71/88/90.

Примечательно, что именно Поместный Собор как собрание, обладающее верховной компетенцией управления, располагает возможностями высших решений в планах власти:

  • Законодательном
  • Судебном

Данный орган — единственный, на чьих собраниях могут быть рассмотрены отступления (нарушения) догматического или канонического порядка в работе самого Патриарха.

Что такое Вселенский Собор

Уровень Вселенского собора подразумевает участие в нем уже всех высоких Поместных  представителей. Ими могут быть лица епископского ранга, священнического чина и т.д.

Собрания вселенского статуса собирались исключительно для обсуждения вопросов, относящихся к категориям:

  • Богопочитания
  • Богопознания

икона ‘Св.Отцы Семи Вселенских соборов’

В христианской истории к таким соборам принято относит 7 собраний первого тысячелетия (от 325 года до 787 года).

Принцип работы этих собраний – христианская соборность. Их постановления, решения определялись не демократическими правилами большинства, а:

  • принципом согласия с Преданием и Писанием,
  • промыслом Божьим
  • содействием Св.Духа

Собор Вселенский признается высшим властным органом, а его догматические постулаты имеют характер непогрешимой истины. Это становится возможным именно ввиду указанных выше принципов, а также того, что:

  • представители данных собраний являют собой всю полноту Церкви – то есть представленность всех общин
  • епископы здесь – это наследники и преемники Апостольского Собора

Интересно, что прямых и непосредственных условий, регламента (канонического или догматического) по определениям полномочий и состава представительства на Вселенском Соборе — нет. Равно как отсутствует строгая норма и по условиям его обязательного созыва. В Православии считается, что работа данного властного органа всей Церкви не может быть регламентирована людьми, поскольку напрямую относится к ведению Св.Духа.

Меж тем, исторические события созывов этих соборов демонстрируют следующее:

  • Все они были собраны по воле императоров
  • Поместное представительство на них было разным, в большинстве своем – это был римский епископат

Однако значение данных вселенских собраний Церкви  — велико. В их догматических определениях было раскрыто целостное учение.

Последний Седьмой Собор констатировал победу Церкви над еретиками и иконоборцами, в честь чего было провозглашено Торжество Православия, определенное как общецерковный праздник.

Однако в современном христианстве, например в римо-католической его части, в число Вселенских Соборов, помимо названных семи, включают еще 13 собраний, которые происходили после разделения Церкви в ее Западном крыле. В то время как у протестантских общин присутствует практика полного непризнания Вселенских Соборов вообще.

Что такое Архиерейский Собор

Церковный собор этого уровня — это официальное собрание высшей власти любого поместного объединения. Так, в РПЦ собрания архиерейского управления «регламентируются» соответствующим Уставов, который был принят в 2000 г. на одном из таких собраний.

Канонические же основы по структуре и взаимоотношениям в управлении поместными церквами заложены в Апостольских правилах (или Постановлениях), в частности в 34 его пункте.

(Таковые Ап. Правила – это большей частью дисциплинарные постановления имеющие:

  • как запретительное,
  • так и предписывающее значение,

и распространяющиеся на клир, но содержащие и отдельные наставления для мирян).

Эмблема Архиерейского собора 2017

Созывать такие архиерейские собрания может лишь глава той или иной поместной общины, он же и обязан председательствовать на этих соборах.

Из истории известны эпизоды, когда в соборах этого уровня принимали участие как миряне, так и низший клир (диаконский и пресвитерский), однако какими-либо канонически определенными полномочиями они при этом не располагали.

Например, в РПЦ эпохальным стал Собор, собранный в 1917-1918 гг., на котором указанные слои общин принимали участие. Это собрание представителей Церкви в России решало вопросы церковно-устроительного плана, т.е. обустройства внутренней жизни общин в новых для ее истории условиях.

В целом же, периодичность созывов собора архиереев определена как:

  • По срокам – 1 в 4 года (не реже)
  • По событиям – перед каждым Поместным собранием, а также в связи с исключительными обстоятельствами.

История собора как церковного собрания

Уже с апостольских времен всякая община осознавала себя и других как независимое и практически самостоятельное сообщество единоверцев. Меж тем, в правилах таких общин было и поддерживание связей с остальными такими же сообществами. С уходом апостолов все эти церкви, основанные ими, такие связи не прерывают, а даже усиливают их.

Когда произошло разрушение прежнего иерусалимского центра объединения, союз христианских церквей стал ориентироваться на новый центр – Рим, чья община тогда обладала особым положением.

На локальных уровнях также становится преобладающей тенденция к более тесному сплочению небольших общинных образований. В силу этого наблюдалось сложение целых христианских округов. Эти объединения историки относят к естественным движениям, когда небольшие или слабые сообщества тяготеют к более крупным. Последние общины, как правило, находились в крупных локациях проживания – городах.

Значение таких сообществ в больших центрах поддерживалось также авторитетом самих апостолов, которые их основали. В то время как мелкие общины явились их «последышами». Так по абсолютно объяснимым причинам стали формироваться определенные территориальные группы, состоящие из местного центра и объединенных с ним общин. Следует отметить, при этом положении «главная» среди общин не обладала большей властью, она воспринималась лишь связующим звеном, хотя ее авторитет был большим. Но этот авторитет такая община получала не властью, а лишь духовной силой.

Все свои внутренние «вопросы» каждая община могла решать и решала своими силами. Однако с ростом еретических тенденций всем христианским объединениям надлежало соединить усилия. Небольшие местные церкви не обладали соответствующей «компетенцией» в вопросах вероучения, чтобы самостоятельно противостоять еретическим «нападкам», тогда следовало их обращение к более сильному духовному центру за разъяснениями и помощью.

Эти тенденции также способствовали движению объединения местных церковных коллективов вокруг определенного более авторитетного христианского центра.

Все это лишь неполные причины, поясняющие процессы образования местных и крупных собраний общин в истории. Однако именно вопросы веры и борьбы с еретическими движениями можно считать в них определяющими.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: