Часть i. богослужения суточного круга

Клуб проповедников в Киеве

Мирянин, желающий учиться проповедовать (конечно же, мы говорим только о мужчинах), приносит в клуб написанную проповедь. Темой может быть приближающийся праздник, выбранное апостольское чтение (на Евангелие, как правило, говорит священник), житие какого-либо святого, или же иная тема церковной жизни. Текст обсуждается участниками клуба, под председательством настоятеля. Устраняются возможные ошибки, вносятся коррективы. На следующее заседание клуба проповедник  приносит исправленный вариант, который вновь рассматривается присутствующими. Если проповедь не вызывает возражений, в следующий раз она уже произносится наизусть, в том же клубе. Если мирянин свободно излагает текст, не стесняясь аудитории, настоятель выпускает его на амвон в назначенный день, благословив одеть стихарь. Обычно это делается в будний день, или же в субботу, когда на службу собирается немного прихожан.

Таким образом, за несколько лет существования клуба были прекрасно подготовлены для проповеди тогдашние пономари, а теперь уже приходские священники. Сейчас в храме проповедуют прихожане, учащиеся в Киевской семинарии. Методика дает свои плоды.

Хотелось бы заметить, что церковная проповедь вообще является мощным рычагом катехизации. Приведем пример из истории все тех же храмов. За время настоятельства прот. Андрея Ткачева (с 2006 по 2014 гг.) на приходе не было специальной катехизаторской школы. Но при этом как был, так и остается высокий уровень церковной образованности прихожан. Почему? Потому, что за каждой службой о.Андрей говорил по две-три полноценные проповеди, всегда объясняя какие-то особенности православного вероучения. Постоянное напоминание основ веры в проповедях совершило свою работу: за редкими исключениями, все прихожане знают, во что веруют, даже если не проходили специального катехизаторского курса.

Конечно, такая интенсивность проповедования не каждому священнику под силу, по причине занятости. Бывает также, что батюшка, имея ряд других дарований, по природе своей не силен в слове. Но тут как раз и может прийти на помощь обученный мирянин, поддержанный и благословленный священником. Учтем, что мирянин часто имеет гораздо больше времени и возможности для подготовки проповеди, чем священник, в силу все той же вечной занятости пастыря. Подумаем также, насколько такая методика, в случае ее распространения, повысила бы уровень церковного образования, и сколько молодых людей зажглись бы священным желанием послужить Христу в проповеди. Поймем и то, как много протестантов вернулось бы в Православие, имея возможность «переквалифицироваться» и говорить о Христе уже православно. 

Подумаем

А подумав и решившись, осторожно попробуем приступить и к конкретным действиям. 

О катехизации — древняя Церковь

Древняя Церковь смотрела на катехизацию именно как на совместную работу духовенства и мирян. В Новом Завете мы видим не только благовествующих апостолов, но и проповедующих мирян, игравших важную роль в церковной жизни апостольского века. Это и красноречивый Аполлос, который, по преданию, хоть и стал впоследствии епископом, но в поле зрения автора книги Деяний попадает как проповедующий мирянин, горящий Духом (см. Деян. 18: 24 — 19: 1). Это и Акила с Прискиллой, верные сподвижники апостола Павла (см. Деян. 18: 2, 3, 26). С первого века в Церкви действовал институт диаконисс, в обязанность которых входило наставлять в вере желающих креститься женщин. Обратив взгляд во второй век церковной истории, нельзя не сказать о мученике Иустине Философе, организовавшем в Риме катехизическую школу, а также о первом учителе Александрийской огласительной школы Пантене. В третьем веке на великое поприще христианского учительства выходит знаменитый Ориген, который, несмотря на свои ошибки, тем не менее сделал очень много для проповеди христианства в мире языческой образованности.

Список миссионерствующих, проповедующих мирян можно приводить из любого века церковной истории. А сколько еще и неизвестных нам тружеников, не имевших духовного сана, но посвятивших всю свою жизнь распространению Евангелия! И сегодня, слава Богу, Церковь также благословляет на этот священный труд всех тех верных, которые имеют желание, призвание и соответствующие знания.

Зачем нужен новый факультет

— Почему факультет образуется на основе Московской регентско-певческой семинарии?

Протоиерей Геннадий Нефедов

Протоиерей Геннадий: На протяжении многих лет здесь создавалась база, которая позволяет сегодня ответить на все запросы, которые связаны с созиданием современной церковной жизни, с богослужебной деятельностью, с церковным служением.

Год за годом мы воспитывали студентов и обучали их богослужебному делу. И получили хорошие результаты! Основы традиций такого обучения берут начало в истории Богоявленского монастыря, при котором в свое время тоже была школа — там занимались и дети, и взрослые.

Когда мы пришли сюда — в возвращенный Церкви храм — то стали восстанавливать его, а вместе с тем и приходскую жизнь. Мы познакомились с колоссальным опытом монастырского образования и положили его в основу всех наших учебных и воспитательных программ. Они оказались очень действенными, поскольку обучение совершается в тесной связи с богослужением, с воспитанием.

Помню, в самом начале, когда у нас была только воскресная школа, я спросил одну девочку: «Ты зачем сюда пришла?». «У вас здесь строго преподают.», — ответила она. На мое — «Что же в этом хорошего?», девочка произнесла — «А нам нравится, когда все серьезно». Даже дети тянулись к традициям, к церковной дисциплине.

Вот именно потому, что обучение у нас всегда было связанно с хорошими церковными традициями, я думаю, Святейший Патриарх и усмотрел возможность преобразования нашего учебного заведения в факультет активно создаваемого сегодня университета. Ведь без грамотного церковного воспитания, культуры, без духовной наполненности и любая церковная деятельность утрачивает свою значимость.

— Будет ли такое — сугубо традиционное — образование востребовано в современной жизни?

Протоиерей Геннадий: Безусловно, мы должны понять все нюансы современной жизни. Но, понимая их, мы считаем, что не Церковь подстраивается под человека. Наоборот, человек соизмеряет свою жизнь с вечными истинами и нормами христианской нравственности. Когда человек хочет быть христианином, членом Христовой Церкви, он проникается Евангельскими заповедями, изучает традиции, культуру церковной жизни. Это означает, что наш студент учится видеть красоту и богатство учения Спасителя во всем строе учебного процесса, а в итоге и в своей собственной жизни. Жизни, которая должна, так или иначе, подтягиваться, приближаться к тому, о чем говорит Христос.

К прочтению  На иеронима оказывают давление со стороны правительства греции для признания пцу

Да, часто бывает, что у каждого из нас своя «правда», своя «истина», свои пожелания. Мы хотим, чтобы все было под нас, как у нас. А в Церкви все иначе. На первом месте Бог, Его заповеди, Его дух жизни. И вот этот дух мы, так или иначе, пусть не без труда, но должны усваивать. Иначе ничего хорошего у нас не получится.

— Зачем создается новый факультет? В чем его ноу-хау?

Игумен Петр (Еремеев)

Игумен Петр: Перед факультетом стоит задача подготовки, повышения квалификации работников приходов и благочиний Москвы, а в дальнейшем и епархиальных управлений, которые занимаются организацией приходской деятельности.

Наши выпускники будут заниматься социальной работой во всех её проявлениях: работать с незащищёнными слоями населения, с молодежью, оказывать психологические консультации.

Равным образом это подготовка, повышение квалификации, дополнительная специализация, переподготовка катехизаторов и миссионеров. И, конечно, мы сохраним программы регентско-певческой направленности.

Со временем мы хотели бы охватить все направления церковной работы, которую осуществляют в Церкви миряне. В наступающем учебном году факультет будет реализовывать программы дополнительного образования: краткосрочные образовательные курсы, переподготовку и повышение квалификации церковных работников. Надеемся, в дальнейшем также будут открыты бакалавриат, магистратура и аспирантура по соответствующим направлениям.

— Такое образование действительно необходимо сегодня?

Протоиерей Геннадий: Сегодня много деятельных мирян, которые, получив необходимое богословское образование и дополнительную специализацию в церковном служении, могут быть очень полезны на приходах.

Необходимый объем богословских дисциплин мы уже сегодня можем обеспечить силами педагогического коллектива реорганизуемой семинарии, а знания и опыт по направлениям служения надеемся давать в сотрудничестве с профильными Синодальными отделами и комитетами.

Мирянин на амвоне: за и против

Однако, сказанное относится к служению катехизатора. А может ли мирянин проповедовать с церковного амвона? До III века Церковь давала, скорее, положительный ответ на этот вопрос. В древнехристианском памятнике «Апостольские постановления» об этом говорится так: «Учитель, хотя бы и из народа, если он искусен в слове Божием и чист по поведению, пусть учит; ибо «все будут научены Богом» (кн. 8,32)». Однако мнение «Апостольских постановлений» не было единственным взглядом на эту тему.

В этом отношении очень показательна скандальная история рукоположения Оригена. «Во время погромов Каракаллы в 216 году Ориген вынужден был покинуть Александрию и некоторое время провести в Палестине. Тамошние епископы обратились к нему, в то время еще мирянину, с просьбой прочесть проповеди их пастве… По понятной человеческой слабости “папа” Деметрий, глава Александрийской Церкви, проникся завистью к Оригену и стал писать о нем пасквили в другие епархии, осуждая его, в частности, за то, что он, будучи мирянином, позволил себе проповедовать в присутствии епископов. По мнению Деметрия, подобная дерзость была в церковной практике чем-то неслыханным. В Палестине, очевидно, главы Поместных Церквей придерживались иного мнения» (Диакон Павел Гаврилюк. История катехизации в древней Церкви, ч.3).

К прочтению  Самоотверженные девочки. школьниц, спасших поклонный крест, наградят представители епархии

Как мы знаем, впоследствии Ориген был рукоположен его друзьями-епископами именно для получения права беспрепятственно проповедовать на богослужении. Но нас здесь интересует другое. Начиная с этого времени, церковный взгляд на проповедь мирян с амвона начинает меняться. «После… случая с Оригеном учительство мирянина в церкви исключается из практики. Таким образом, в III веке древнее обыкновение допускать до проповедования слова Божия всех способных без различия — иерархическое ли то лицо или нет — приходит в забвение, устраняется… Клир, стремясь отчуждить себя от прочего общества и создать из себя корпорацию с высшими преимуществами, присваивает исключительное право учительства в церковных собраниях. Это было в III веке новостью, которой не знали ни век апостольский, не эпоха послеапостольская… Правда, миряне и после этого могли быть учителями в катехизаторских школах, а также миссионерами, но это далеко не то, что право раскрывать смысл христианской религии с церковной кафедры» (А.П.Лебедев. Духовенство древней вселенской Церкви. Отдел 3).

Итак, начиная с III века, в церковном сознании постепенно утверждается запрет на проповедь мирянина за богослужением. Окончательную точку в этом деле ставит Трулльский собор VII века. «Не следует мирянину, — говорится в 64-м правиле этого собора, — держать речь или учить всенародно и таким образом брать на себя учительное достоинство, но (следует) повиноваться преданному от Господа чину, отверзать слух по отношению к приявшим благодать учительского слова и от них поучаться божественному».

Проповедники-миряне в нашей Церкви

Однако в Церкви, как известно, действует принцип акривии и икономии. Любое правило рождает исключения из правила. В нашей Церкви довольно часто были и есть случаи, когда по благословению правящего архиерея образованным мирянам дозволялось произносить проповедь с амвона. Например, однажды митрополит Московский поручил объяснение катехизиса на Литургии юноше-студенту Левшину (впоследствии митрополит Московский Платон); его преемник — студенту Дроздову (впоследствии св. митрополит Филарет). В русских духовных академиях и семинариях издавна был обычай поручать ученикам старших классов, посвящённым в стихарь, произносить проповеди в академических и семинарских церквях.

В Киеве до революции существовала традиция проповедей  профессоров Киевской академии из мирян на великопостных «пассиях». В первой половине XIX века в киевских храмах блестяще проповедовал Яков Космич Амфитеатров, магистр КДА, преподаватель русской словесности и гомилетики. В ХХ веке в Москве проповедовал с амвона академик С. Аверинцев. В Киеве сегодня говорят проповеди за богослужением проф. КДА В.М. Чернышев, известный катехизатор А.М.Берлянд, а также проповедники храмов в честь свт. Луки Крымского и прп. Агапита Печерского.

При упомянутых храмах уже несколько лет действует специальный клуб проповедников, основанный прежним настоятелем протоиереем Андреем Ткачевым. Цель клуба состоит в подготовке мирян к проповеди слова Божьего в храме. Стоит подробно остановиться на методике работы клуба, разработанной отцом Андреем и изложенной в его книге «Проповедь о проповеди».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: