Православная церковь в годы великой отечественной войны

«спасение целого народа»: как красная армия освободила украину от нацистов — рт на русском

После оккупации

Сразу после оккупации Киева немцы объявили о принудительной регистрации жителей. Она должна была пройти меньше, чем за неделю, за пять дней. Сразу начались проблемы с продовольствием и светом. Население Киева, оказавшееся в оккупации, могло выживать только благодаря рынкам, располагавшимся на Евбазе, на Львовской площади, на Лукьяновке и на Подоле.

Магазины обслуживали только немцев. Цены были очень высокими, а качество продуктов ужасным.

В городе был введен комендантский час. С 18 часов вечера до 5 часов утра запрещено было выходить на улицу. Однако, в Киеве продолжали работать Театр оперетты, кукольный и оперный театры, консерватория, Украинская хоровая капелла

В 1943 году в Киеве даже состоялись две художественные выставки, на которых выставляли свои работы 216 художников. Картины покупали преимущественно немцы. Проводились и спортивные мероприятия.

“22 июня ровно в 4 часа Киев бомбили…” Как отреагировала Церковь?

Страшным бедствием обрушилась на нашу землю война 1941 года. Митрополит Сергий (Страгородский), возглавлявший Русскую Православную Церковь после Патриарха Тихона (Беллавин), писал в своем Воззвании к пастырям и верующим в первый же день войны: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа… Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий народный подвиг… благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины…»

Обращаясь к советским солдатам и офицерам, воспитанным в духе преданности другому – социалистическому Отечеству, другим его символам – партии, комсомолу, идеалам коммунизма, архипастырь призывает их брать пример с православных прадедов, доблестно отражавших вражеское нашествие на Русь, равняться на тех, кто ратными подвигами и геройской смелостью доказал к ней святую, жертвенную любовь. Характерно, что воинство он называет православным, жертвовать собой в бою призывает за Родину и веру.

Передача танковой колонны «Димитрий Донской» частям Красной Армии

Что об Отечественной войне говорит Писание?

Но само Священное Писание говорило о том, что «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить…» (Ин. 10:10). А вероломный и жестокий враг не знал ни жалости, ни пощады – более 20 миллионов павших на поле брани, замученных в фашистских концлагерях, руины и пожарища на месте цветущих городов и сел. Были варварски разрушены древние псковские, новгородские, киевские, харьковские, гродненские, минские храмы; до основания разбомблены древние наши города и уникальные памятники русской церковной и гражданской истории.«Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, без правды, с жадностью грабительства и порабощения, на нем лежит весь позор и проклятие неба за кровь и за бедствия своих и чужих», — так писал в своем обращении к верующим 26 июня 1941 г. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, разделивший со своей паствой все невзгоды и лишения  двухлетней блокады Ленинграда.

Полезные унтерменши

Впрочем, сами оккупанты в служебных документах давали УАПЦ «унтерменшей» довольно откровенную и циничную характеристику. Показателен в этом отношении подготовленный неизвестным гитлеровским чиновником в конце 1941 г. «Доклад по истории создания Украинской автокефальной церкви и с рекомендациями немецкому командованию о ее запрещении и поддержке Украинской Автономной Церкви». Автор оценивает УАПЦ как «один из очагов крайнего украинского национализма», «чисто политическую организацию, в которой собираются резкие украинские националисты, стремлением которых является превращение украинской церкви в орудие для их политических целей». Шла речь о курировании УАПЦ («служебной церкви на Украине») созданным оккупантами городским управлением. Прямо сообщалось, что автокефалия «не признана украинским народом», поскольку она «не правомочна» в каноническом отношении («народ называет украинских священников и епископов – самосвяты»), и «находилась под покровительством большевиков», которые ее «поставили против православия, чтобы уничтожить последнее»(14).

Полиция безопасности и СД в Киеве составила довольно нелицеприятные справки (июнь 1943 г.) на предводителей автокефалов. Администратор Киевской автокефалии «безвреден». Епископ Белоцерковский Игорь (Губа), «маскируясь церковью, проводит свою политическую деятельность», «наружный вид больше похож на казака, чем на священника». О Мстиславе (Скрипнике) отмечалось: «единственная положительная сторона его личности состоит в том, что он враждебен к большевизму», «одна из хитрейших личностей украинского национального движения, который… хотел законспирировать свою деятельность через церковь»(15).

В Киеве областное Управление НКГБ (УНКГБ) ликвидировало «Администрацию УАПЦ», распространявшую свое влияние и на Полтавщину и использовавшую для маскировки при поиске неофитов название «Соборно-Апостольская Церковь». Поскольку часть клира УАПЦ активно сотрудничала с подпольем ОУН и УПА, на землях Западной Украины контрразведывательные мероприятия по УАПЦ тесно связывались с антиповстанческими. В Волынской области УНКГБ «вскрыло» созданные УАПЦ совместно с ОУН «администрацию и благочиния УАПЦ».

В дальнейшем директива НКГБ УССР предписывала усилить агентурную разработку УАПЦ с одновременным проникновением в националистическое подполье, выявить актив УАПЦ, агентуру немецких спецслужб среди него. Признавалось, что сеть осведомителей среди автокефалов слаба, и тут еще предстоит основательно «потрудиться»(16).

Значение УССР

УССР была провозглашена большевиками 10 марта 1919 года на III Всеукраинском съезде советов. При её создании земли исторической Малороссии были объединены с территорией Одесской и Донецко-Криворожской советских республик, ранее подчинявшихся петроградскому Совнаркому. В планах у большевиков было присоединить к УССР и земли Западной Украины, входившие до 1918 года в состав Австро-Венгрии. Однако в ходе войны 1919—1921 годов между Советами и Польшей Галичина и Волынь были аннексированы Варшавой. 30 декабря 1922 года Украинская ССР подписала Договор об образовании Советского Союза.

«В составе СССР Украина бурно развивалась, на её территории возводились важнейшие индустриальные объекты, а чернозёмы играли огромную роль в советском сельском хозяйстве», — рассказал в интервью RT военный историк Юрий Кнутов.

К прочтению  Церковь и современное искусство

Тем временем под властью Польши проходил процесс полонизации Западной Украины. На её земли переселялись колонисты из числа этнических поляков, количество украинских образовательных и культурных учреждений сокращалось. Этим пользовались находившиеся в эмиграции в Европе радикальные политики, воевавшие в годы Гражданской войны на стороне Симона Петлюры.

Также по теме


Другая Варшава: о чём свидетельствуют рассекреченные документы об освобождении Польши Красной армией

МИД России назвал инициативу президента Польши Анджея Дуды, подписавшего закон о запрете пропаганды коммунизма, «возмутительной…

Созданные ими Украинская войсковая организация и Организация Украинских Националистов (ОУН) вербовали на западноукраинских землях молодёжь для участия в террористических акциях, направленных против поляков. Ещё в конце 1920-х годов радикалы установили контакт с немецкой разведкой. Сотрудничество между официальным Берлином и украинскими националистами стало особенно плотным после прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера.

1 сентября 1939 года Третий рейх напал на Польшу. 17 сентября, когда большая часть польских войск была разгромлена, а государственная администрация перестала функционировать, на территорию Западной Украины вошла Красная армия. В результате нескольких раундов переговоров между Берлином и Москвой Германия формально согласилась считать Западную Украину советской территорией. По словам историков, Гитлер пошёл на такой шаг, поскольку рассчитывал вскоре захватить эти земли вместе со всей Украиной.

Летом 1940 года советское правительство путём дипломатического давления вынудило Румынию освободить территорию аннексированной ею Бессарабии. Её земли были поделены на Молдавскую ССР и Измаильскую область, вошедшую в состав Советской Украины.

«По мере подготовки нападения на СССР конкретные планы появлялись у Гитлера на Украину. Она должна была стать продовольственной базой рейха и поставщиком сырья для германского военно-промышленного комплекса», — отметил в беседе с RT сотрудник научно-методического отдела Музея Победы Борис Соколов.

Разный подход к документированию

Доктор исторических наук Александр Окороков пишет, что «паспортизация» немецкими удостоверениями личности, выдававшимися жителям оккупированных территорий, к 1943 году была серьезным и масштабным процессом: к этому времени почти 50% населения СССР проживало на территориях, занятых гитлеровцами (порядка двух тысяч кв. км). «Аусвайсы» представляли собой паспорта, полицейские удостоверения и пропуска.

Автор книги «Диверсанты Сталина. Спецназ НКВД в тылу врага», Алексей Попов, исследовал тему выдачи «аусвайсов» на оккупированной территории во время Великой Отечественной войны, поскольку для советских разведчиков обладание подобными удостоверениями личности являлось необходимой составляющей их работы в тылу врага.

Прифронтовая полоса во время войны делилась гитлеровским командованием на специальные запретные зоны, куда доступ гражданского населения был ограничен. На данных территориях повсеместно вывешивались информационные щиты с предупреждениями на русском и немецком языках о недопустимости нахождения мирных жителей в запретной зоне без сопровождения немецкого военнослужащего. Каждый взрослый житель такой зоны должен был иметь временное удостоверение или пропуск, действующий 10—15 дней.

Паспортный режим на различных территориях СССР, занятых гитлеровцами, поддерживался неодинаково. На Западном фронте (Подмосковье, Смоленская и Калининская области) удостоверения личности (документы на право проживания) выдавались новыми властями по предъявлению советских паспортов, где были данные о регистрации. Городские управы вручали местным жителям такие удостоверения, при этом советские паспорта не изымались. Без прописки в советском паспорте новые немецкие «аусвайсы» не выдавали, и в документе указывался только один населенный пункт для проживания, иначе бумага считалась недействительной.

В оккупированных городах: Калинине, Клину и Калуге в качестве удостоверений личности действовали советские паспорта или профсоюзные билеты. Но каждый житель занятого немцами города должен был зарегистрироваться в городской управе. Как пишет Алексей Попов, «аусвайс» в отдельных случаях могли выдать и без предъявления паспорта (военного билета), но при этом гражданин обязан был объяснить причину отсутствия советских документов.

На Украине паспортный режим был жестче, нежели на остальных оккупированных территориях СССР – там каждый житель населенного пункта  был обязан получить «аусвайс», где проставлялась немецкая печать, а также оттискивались отпечатки пальцев владельца документа. В украинских деревнях и селах к «аусвайсу» добавлялась справка от старосты, подтверждающая факт проживания в конкретном населенном пункте.

Освобождение Украины

В январе 1943 года советские войска оттеснили гитлеровцев с части Донбасса. А летом того же года в ходе Битвы на Курской дуге началось освобождение территории УССР от нацистских оккупантов. В сентябре Красная армия полностью очистила от гитлеровцев Донбасс и начала вытеснять фашистов за Днепр.

  • Форсирование реки Днепр советскими солдатами на подручных средствах

Немцам не помогло даже то, что вдоль Днепра они выстроили мощную систему укреплений, которая, по мнению германского командования, должна была задержать красноармейцев на долгие месяцы и создать условия для подготовки немецкого контрнаступления.

В октябре были освобождены Мелитополь, Запорожье, Днепропетровск и Днепродзержинск. 6 ноября после ожесточённых боёв и благодаря скрытной переброске войск с одного плацдарма на другой советские войска изгнали оккупантов из Киева.

В начале 1944 года Красная армия разбила гитлеровские войска, пытавшиеся удержать Центральную Украину, а феврале отвоевала Луцк и Ровно.

В марте 1944 года советские войска перешли в наступление по всей линии проходящего через Украину фронта — на полосе длиной 1,1 тыс. км. Были освобождены Винница, Жмеринка, Каменец-Подольский, Черновцы, Херсон и Николаев. 10 апреля красноармейцы взяли штурмом Одессу.

  • Надпись на хате в Киевской области: «Освободители Украины, вперёд, к заветным берегам Днепра!»

В ходе Львовско-Сандомирской операции Красная армия изгнала гитлеровцев со значительной части Западной Украины и в некоторых местах перешла довоенную западную границу УССР.

К осени советские войска были измотаны длительным наступлением, их коммуникации растянулись, им был нужен отдых.

«Однако к советскому руководству обратились представители словацкого сопротивления с просьбой поддержать восстание, которое готовили представители партизанского движения и действовавшего в армии подполья. И Советский Союз, как это неоднократно случалось в нашей истории, решил любой ценой выполнить свой союзнический долг», — рассказал RT академик Академии военных наук, полковник запаса Андрей Кошкин.

К прочтению  Человек в храме: традиции и обряды

Также по теме


«Нацисты утратили моральный дух»: как освобождение Одессы повлияло на ход Великой Отечественной войны

75 лет назад Красная армия освободила от гитлеровских войск Одессу. Два с половиной года город был оккупирован и считался…

Наступление через хорошо укреплённые нацистами горные перевалы оказалось чрезвычайно сложным, а гитлеровцы достаточно быстро смогли выбить словацких повстанцев из удерживаемых ими населённых пунктов, принудив их снова уйти в подполье. Поэтому задачу по поддержке восстания в Словакии советские войска выполнить не смогли.

Тем не менее, хоть и с тяжёлыми боями, они преодолели Карпаты и вышли в Закарпатье, которое с 1938—1939 годов было оккупировано союзной Германии Венгрией. 27 октября 1944 года Красная армия выбила немецко-венгерские войска из Ужгорода, а 28 октября — из Чопа. Впоследствии эти города вошли в состав УССР. С тех пор 28 октября считается днём полного освобождения Украины от фашистов.

В ходе освобождения УССР советские войска провели на территории республики 15 наступательных операций: 11 стратегических и четыре фронтовые. По оценкам историков, в боях за Украину погибло около 3 млн советских воинов.

«Нужно отметить, что в момент вступления Красной армии на территорию УССР её костяк составляли представители русского народа, которые без всяких сомнений отдавали свои жизни за жизнь и свободу украинцев. Это было спасение целого народа, который подлежал уничтожению согласно гитлеровскому плану «Ост». Впрочем, нельзя забывать и о вкладе в победу над нацизмом самого украинского народа — многие выходцы с Украины погибли и при обороне СССР в 1941 году, и при освобождении Европы», — подчеркнул Юрий Кнутов.

  • Русские солдаты отмечают границу СССР, март 1944 года

По словам Андрея Кошкина, у украинцев есть повод гордиться местом своего народа в борьбе с нацизмом.

«Если не брать отдельных отщепенцев вроде полицаев и боевиков УПА*, украинский народ достойно сражался с гитлеровцами, неся серьёзные потери. Пытаться забыть об этом, переписывать историю и славить преступников-коллаборационистов, как сегодня делают некоторые киевские политики, — это форменное безумие. Тем более что именно Красную армию Украина сегодня должна благодарить и за свою современную территорию. Ведь то же Закарпатье вошло в состав УССР именно в результате победы Красной армии в Великой Отечественной войне», — подытожил Андрей Кошкин.

* «Украинская повстанческая армия» (УПА) — украинская организация, признанная экстремистской и запрещённая на территории России (решение Верховного суда РФ от 17.11.2014).

Религиозная зафронтовая разведка

В октябре 1941 г. в рядах НКВД УССР  восстановили одного из лучших знатоков религиозных проблем, ранее репрессированного Сергея Карина-Даниленко (в 1920-х – начале 1930-х гг. он активно насаждал церковные расколы и нестроения методами агентурной работы, возглавлял антирелигиозное подразделение Секретно-политического отдела ГПУ УССР).

Ведущим органом сбора сведений о положении на оккупированной территории, включая и ситуацию в религиозной сфере, выступало 4-е Управление (зафронтовая разведывательно-диверсионная работа) НКВД-НКГБ УССР. Утвержденное НКВД СССР приказом от 1 июня 1942 г. № 001124  «Положение  о работе  4-х отделов НКВД-УНКВД республик, краев и областей» возлагало на них функцию «организации и руководства агентурно-разведывательной и диверсионной деятельностью в тылу противника», сбора военно-политической информации о положении на оккупированной территории. Предусматривалось передавать добытые сведения о положении в религиозной сфере в секретно-политические отделы НКВД.

Среди основных разведывательных задач 4-х подразделений (имевших отношение к мониторингу конфессиональной ситуации) устанавливались:

– создание нелегальных резидентур в населенных пунктах на оккупированной территории и обеспечение надежной связи с ними;– восстановление взаимодействия с наиболее ценной и проверенной агентурой на оккупированной территории;– внедрение негласных помощников в разведывательные, контрразведывательные, полицейские, административные органы противника, «антисоветские формирования», создаваемые оккупантами из местных жителей(1).

Сергей Карин-Даниленко

В соответствии с утвержденным наркомом госбезопасности Украины Сергеем Савченко 16 октября 1943 г. положением, сбор информации по религиозным вопросам относился к компетенции  первого отдела 4-го управления (руководство оперативными группами в тылу противника)(2).

Значительный контингент агентуры, «освещавшей» религиозную сферу, был оставлен при отступлении на территории, которая вошла в состав СССР в 1939–1940 гг. По состоянию на сентябрь 1942 г. в агентурном аппарате по различным религиозным конфессиям числилось: по УНКВД по Дрогобычской области – 21 человек, Ровенской – 45, Станиславской – 35 человек. Во Львове среди оперативных источников были лица, близкие к Предстоятелю Украинской Греко-Католической Церкви митрополиту Андрею Шептицкому, включая ряд священников, личного врача и служку(3).

Оперативная работа органов НКВД-НКГБ на захваченных землях Украины по линии «церковников и сектантов» (как она именовалось в служебных документах) преследовала такие цели:

– приобретение оперативных источников для выявления среди православного духовенства раскольнических течений (насаждаемых противником), поиск среди служителей и актива других конфессий (как правило, протестантских деноминаций) лиц, которые стали на путь активного сотрудничества с оккупантами;– сбор документально подтверждаемых данных о развитии ситуации в религиозной среде Украины, деятельности иерархов и священников РПЦ, течениях и настроениях в церковной среде, состоянии других религиозных общин;– изучение через оперативные источники политики оккупационной администрации по отношению к религиозным институциям, прежде всего – об инспирировании немецкими и румынскими спецслужбами автокефальных и автономистских течений православия в Украине.

Нарком госбезопасности Украины Сергей Савченко

Конфессиональной ситуации на занятых врагом землях Украины НКВД посвящал отдельные информационные материалы по крайней мере с середины 1942 года. Так,  7 июля 1942 г. вр.и.о. наркома внутренних дел УССР С. Савченко подписал подготовленную 4-м Управлением разведсводку № 30/65 «О церковной политике немецких фашистов на оккупированной территории Украины»(4). В основу подобных материалов ложились донесения агентуры и опрос лиц, перешедших линию фронта, данные партизан и военной контрразведки, изучение антисоветской прессы и других печатных источников, перехваты радиопередач. При определенной поверхностности и фрагментарности охвата и анализа проблемы документ отразил некоторые тенденции в развитии религиозной ситуации и использования ее оккупантами в корыстных целях.

В свете агентурных данных

Гитлеровцы, отмечалось в сводке, развернули активное «церковное движение как одно из средств влияния на население». При этом в Западной Украине ставка сделана ими на Греко-Католическую Церковь и ее Предстоятеля А. Шептицкого. Высказывалось предположение о том, что владыка Андрей договорился с немцами и выступил с письмом (газета «Краковские вести» назвала его «сенсационным») с призывом к украинцам различных конфессий к консолидации. Как считали составители сводки, при этом глава УГКЦ действовал вразрез с политикой Ватикана, занявшего нейтральную позицию и протестующего против гонений на Католическую Церковь.

В центральных и восточных регионах предпочтение отдавалось объединению духовенства и верующих вокруг Автокефальной Церкви во главе со «старым агентом» немцев Поликарпом (Сикорским), взявшем титул «администратора украинской православной церкви на Украине» – «подобран фашистами на эмигрантской свалке для своих нужд в качестве церковных дел мастера». Отмечалась негативная роль митрополита Дионисия (Валединского) в инициировании карьеры Поликарпа в середине 1930-х гг. и роль последнего в «украинизации» православия на Волыни, раздувании разногласий между «украинизаторами» и «славянистами». Документально установлено, отмечали чекисты, что Поликарп был агентом польских спецслужб, а затем стал сотрудничать с немецкой разведкой и ОУН.

Сводка уделила достаточное место автокефальному движению. Немцы учли былую популярность УАПЦ и стали насаждать автокефалию даже среди «канонически правильно высвяченного епископата, подбирая из его среды нужную для своих целей агентуру». Сообщалось, что тот же Поликарп заверил оккупационную администрацию в своей полной лояльности: «будущее украинского народа тесно связано с победой немецкого государства», и автокефалы намерены «возносить молитву о здравии фюрера и за окончательную победу немецких вооруженных сил». Поскольку «война… Германии против большевистских изуверов – есть война за освобождение всех угнетенных большевизмом народов».

Высказывалось мнение о том, что посредством УАПЦ немцы стремятся «оторвать ее от Московской патриархии и исключить всякое влияние на нее со стороны патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия Московского», все шаги  Поликарпа направлены на то, чтобы «церковь благословляла все злодеяния на захваченной территории».

Подчеркивалась роль иерархов РПЦ в противостоянии изменнической политики верхушки УАПЦ – Патриархия и Экзарх Украины митрополит Николай (Ярушевич) заклеймили Сикорского «как узурпатора церковной власти и фашистского пособника, вносящего раскол в русскую православную церковь», вынесли ему «церковно-судебное определение» и запретили в служении. Саму УАПЦ разведчики оценивали как единственную опору оккупантов в «проведении церковной политики фашистов на оккупированной территории», отметив резко отрицательное отношение к автокефалам со стороны «попов и епископов старой, дореволюционной синодальной школы и кадров тихоновцев».

Митрополит Николай (Ярушевич)

Анализировались и материалы печати

Внимание разведки привлекла статья, посвященная УАПЦ, в харьковской пронемецкой газете «Нова Україна» от 12 февраля 1942 г. В ней говорилось о заявлениях Поликарпа о преданности оккупационной власти, высказывалась благодарность немецкому командованию за освобождение от «еврейско-большевистского владычества Москвы»

Важным считался перехват радиопередачи из Бухареста (13 мая 1942 г.), подтвердившей агитацию автокефалов за выезд местного населения на работы на военно-промышленные предприятия Германии, за добровольную запись в ряды германских вооруженных формирований.

Приводились данные о методах «религиозной политики» оккупантов, которые старались создать «строгую организационную систему»: учреждают «отделы культов»  при городских управах, которым подчиняются епархиальные советы и епископат, разрешают и контролируют открытие епархиальных советов, архиерейские хиротонии (приводился пример «митрополита» Феофила Булдовского – «управляющего Харьковской епархией» с резиденцией в Покровском монастыре, превращенном коммунистической властью в «антирелигиозный музей»(5). 

«Ausweis»: кому он выдавался

«Ausweis» – самое известное обозначение документа, удостоверявшего личность гражданина СССР и выдававшееся гитлеровцами на оккупированной ими территории Советского Союза. В переводе с немецкого «ausweis» собственно и означает «удостоверение».

Писатель Олег Смыслов в книге «Плен. Жизнь и смерть в немецких лагерях» приводит воспоминания родного брата знаменитого советского поэта Сергея Михалкова, Михаила, который в 1941 году под Киевом попал в плен и, по его словам, до конца войны, прикинувшись этническим украинским немцем («фольксдойче»), работал в Венгрии и других зарубежных странах. Михаил Михалков описывал процедуру выдачи аусвайсов на Украине местным жителям, заключенным в концентрационные лагеря. Украинцы, отпускаемые домой, востребовались потом оккупационным режимом на сборе урожая.

Зачем православные собирали пожертвования в войну?

По призыву митрополита Сергия с самого начала войны православные верующие собирали пожертвования на нужды обороны. Только в одной Москве в первый год войны в приходах собрали в помощь фронту более 3 млн. рублей. В храмах осажденного измотанного Ленинграда было собрано 5,5 млн. рублей. Горьковская церковная община передала в фонд обороны более 4-х млн. рублей. И таких примеров множество.Эти денежные средства, собранные Русской Православной Церковью, были вложены в создание летной эскадрильи им. Александра Невского и танковой колонны им. Дмитрия Донского. Помимо этого сборы шли на содержание госпиталей, помощь инвалидам войны и детским домам. Повсеместно возносили в храмах горячие молитвы за победу над фашизмом, за своих детей и отцов на фронтах, сражающихся за Отечество. Потери, понесенные населением страны в Отечественной войне 1941-1945 годов, колоссальны.

обращение митрополита Сергия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: