Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи

Воспитание должно быть направлено на формирование «чувства патриотизма и гражданственности» говорится в поправках к закону об образовании, которые внес президент России Владимир Путин.

Документ опубликован на сайте нижней палаты парламента.

Сейчас в законе об образовании воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности ребенка, создание условий для его самоопределения и социализации «на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил». Глава государства предложил определение дополнить и закрепить в законе то, что воспитание должно быть направлено на формировании у учащихся «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям», к природе и окружающей среде.

В пояснительной записке к законопроекту сказано что воспитание учащихся станет частью образовательной программы. Школы и другие образовательные учреждения должны будут сами разработать и утвердить эти программы. План воспитательной работы должен содержать конкретный перечень событий и мероприятий этой направленности. Однако никаких примеров подобной деятельности не приводится.

Разработка программы возлагается не только на плечи педагогов, но и на советы родителей и советы обучающихся.

Владимир Путин указал, что смысл внесенных и поправок в «укреплении и акцентировании воспитательной составляющей отечественной образовательной системы». По словам президента, система образования «не только учит, но и воспитывает, во многом формирует личность».

В тексте законопроекта присутствует ссылка на еще пока не принятую Конституцию. Ее заметил журналист «Эха Москвы».

В пояснительной записке сказано о том, что дети – важнейший приоритет государственной политики «в соответствии со статьей 67.1 Конституции Российской Федерации, вводимой Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года». При этом фактически пока такой статьи не существует – она еще не принята. Она входит разве что в число планируемых к добавлению в рамках нового пакета поправок в Конституцию.

Напомним, что разработкой проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» по поручению президента занимались сразу три министерства – Минпросвещения, Минобрнауки и Минкультуры. Разработка проводилась в рамках нацпроекта «Образование», рассчитанного на шесть лет и состоящего из десяти федеральных проектов. На реализацию предполагалось выделить 723,3 млрд руб.

Узнать себя и познать Бога

Наличие в учебной программе православной тематики не означает, что воспитанники «Патриота» должны быть непременно воцерковленными людьми.

— Мы за руку в церковь никого не водим, не требуем от ребят обязательного знания молитв, — говорит Вадим Федюков. — Но тем не менее общение со священниками, со сверстниками, живущими полноценной церковной жизнью, дает свои плоды: в детях просыпается живой интерес к вере.

По словам отца Владимира Сухих, в «Патриоте» религия никому не навязывается, а о добром, настоящем, глубоком, стараются говорить на языке культуры и общечеловеческой нравственности. Поэтому и возможна ситуация, когда в православном клубе занимаются мусульмане, конечно, при условии уважения к тому, что они здесь слышат.

К прочтению  Церковь празднует успение божией матери

— Христианство — это свобода и уважение к личности человека. Поэтому мы стараемся входить во внутренний мир человека ровно настолько, насколько он сам этого хочет, — говорит отец Владимир. — Мы пытаемся передать благую весть о Боге, и объяснить, что главное препятствие в познании Бога — это грехи, нечистота сердца. А мир, в котором мы живем, к сожалению, совсем не способствует сохранению сердечной чистоты молодых людей. Поэтому каждое движение наших воспитанников к христианским ценностям дорогого стоит.

Однажды парень, который, как мне казалось, не проявлял никакого интереса к Закону Божьему, по собственной инициативе перед уроком прочитал наизусть «Отче наш». Это меня одновременно удивило и обрадовало. Смею предположить, что он читает молитву не только перед нашими занятиями.

По словам Вадима Федюкова, за эти три года ему довелось быть свидетелем не одного такого «чуда».

— Мы расспрашиваем родителей о том, как меняются их дети, когда они начинают заниматься в «Патриоте». И так выясняется, что мальчишки из совершенно не религиозных семей по собственному желанию начинают читать утренние и вечерние молитвы и все в своей жизни делать с Богом. Есть примеры, когда воспитанник «Патриота» первым в семье приходил в Церковь, а за ним начинали воцерковляться родители.

Почему не все люди являются патриотами

В настоящее время многие люди играют в патриотизм и не являются таковыми на самом деле. Связано это, перво-наперво, с модой, которой социум придерживается. Патриот не может иметь несколько гражданств, поскольку человек становится перед сложным выбором, какую Родину ему следует защищать в случае такой необходимости и за чьи интересы бороться в проблемных ситуациях?

Подрастающее поколение из-за пробелов в нравственном воспитании нередко не понимает, что такое патриотизм. Хотя задачи образовательного процесса всегда включают духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Общество людей постоянно проходит трансформацию, вместе с ним меняются моральные нормы. И то, что когда-то считалось неприемлемым, теперь может означать норму и не вызывать осуждения. В формировании моральных принципов большое влияние играет культура, духовные учения, личные убеждения, религия, воспитание.

Воспитание патриотизма

Патриотизм, это такое чувство, которое искренне, истекает от сердца, искусственно наиграть его сложно. Многие люди относят себя к патриотам своей Родины, поскольку болеют за страну в спорте, испытывают гордость за известных соотечественников и действительно любят свою Отчизну.

Воспитание патриотизма начинается с детского возраста. Школа, являясь социальным институтом, системно, глубоко и последовательно ставит перед собой задачу воспитать каждую личность патриотом, поскольку детская психика наиболее восприимчива к духовно-нравственному воспитанию.

К прочтению  Православная церковь в годы великой отечественной войны

Воспитание в школе нацелено на достижение определённого патриотического идеала. Современный идеал патриота – это компетентный, высоконравственный, творческий человек, понимающий ответственность за настоящее и будущее Родины, укоренившийся в духовных, а также культурных традициях своего народа.

Главное в жизни не только знать моральные нормы (принцип гуманизма, милосердия, справедливости, толерантности, миролюбия, альтруизма), но и опираться на них в повседневной жизни. Применение нравственных норм даёт право называть человека высокоморальным.

Воспитать патриота можно посредством развития определённых моральных принципов. Установлено, что каждой личности присуще придерживаться собственных внутренних убеждений, которые называют моральными принципами.

А принцип патриотизма заключается в любви к Родине, заботе о ней, бережном отношении к природе, готовности защитить Отчизну от врага, уважении к истории и трепетном отношении к национальному достоянию, гордости к государственным достижениям.

Общество тогда получит патриотов для своей Родины, когда будет решать масштабные национальные задачи и создаст систему нравственных ориентиров. Такие ориентиры появятся там, где уважают родной язык, самобытную культуру и народные ценности, где хранят память о предках и о каждой странице своей отечественной истории. Там, где базовые национальные ценности, хранящиеся в культурных, а также семейных традициях, переходят от поколения к поколению.

Важнейшей целью духовно-нравственного воспитания является то, чтобы социально обязательные требования социума педагоги преобразовали во внутренние стимулы личности каждого школьника, таких как совесть, долг, достоинство, честь.

Психологами установлено, что для детей младшего школьного возраста характерна обострённая восприимчивость и уверенность в истинности того, чему их учат и что им говорят. В школьном возрасте они понимают необходимость нравственных норм. Если малыш не приучится трудиться, беречь природу, любить близких, уважать старших, не поверит в свои способности, то в дальнейшем привить эти навыки будет сложнее. Поэтому система патриотического воспитания должна закладываться в школьном возрасте. Патриотическому воспитанию маленьких граждан надлежит стать объединяющей силой, которая вырастит поколение истинных патриотов. Дети, став взрослыми, смогут возродить величие Родины, приумножат её силу и достаток, сделают гораздо лучшей жизнь своих граждан.

Патриотическое воспитание младших школьников решает такие задачи как:

– изучение исторического прошлого своего края, Родины, города, школы;

– развитие нравственных ценностей, гуманизма, милосердия;

– почитание национальных традиций народа, семьи, воспитание культуры общения, заботливого отношения к духовным богатствам своего края;

– вырабатывание чувства любви к Отечеству, готовность преданно служить Родине.

Патриотизм должен стимулировать школьников к созидательному чувству, а не разрушительному. Если учитель любит свою страну, её историю, традиции, то он должен это демонстрировать на личном примере, например, научить детей не бросать мусор, где попало, пребывая на природе. Во время государственных праздников искренне радоваться, восхвалять Отчизну, а при возникновении трагических происшествий скорбить вместе со страной, проявляя сочувствие, оказывая помощь людям, выражая силу и единство всего народа.

Таким образом, патриотизм простыми словами – это безусловная любовь и преданность своему народу и желание считать себя гражданином своего государства.

Первая ласточка

Размышляя о том, почему при всем том, что опыт «Патриота» признается положительным, это движение пока не носит массового характера, отец Нектарий заметил:

— В этом деле все зависит от наличия неравнодушных людей. Есть такой человек — есть работа. Нет человека — нет ничего. В регионе много состоятельных людей, для которых расходы на организацию патриотического клуба не составили хоть сколько-нибудь значимой нагрузки. Но по всей видимости количество состоятельных людей и количество патриотов — величины далеко не равновеликие.
И все же сдвиги есть. В минувшем году в поселке Целинный Ершовского района был образован военно-патриотический клуб «Декабрист». Учредителями его выступили три жителя поселка и ВПК «Патриот», чья модель и легла в основу нового объединения.

Сегодня в клубе занимается 20-30 подростков. Уроки истории проводит учитель местной школы, с Законом Божьим ребят знакомят настоятель и священники поселкового храма. Нашлись среди односельчан тренеры по дзюдо, самбо и боксу. Уроки строевой подготовки дает один из учредителей клуба — глава администрации района Владимир Андрющенко. А рукопашный бой, огневую и высотную подготовку ведет офицер спецназа ФСКН Иван Тихонов, которому ради этих занятий каждое воскресенье приходится преодолевать 300 км.

Хотя клуб очень молод, уже есть результаты – на выездных соревнованиях ребята занимали призовые места. По признанию жителей поселка, «Декабрист» — лучшее, что случилось в этой местности за последние 20 лет.

— Наша главная цель — распространить опыт «Патриота» на весь регион, — говорит игумен Нектарий. — Поэтому мы очень благодарны директору ЗАО «Декабрист» Владимиру Гришанову, усилиями которого одноименный клуб и был создан. Он предоставил помещение, материальные ресурсы и в нем мы увидели человека крайне заинтересованного в том, чтобы клуб состоялся.

Воспитанники саратовского «Патриота» живут в разных районах города. Кто-то ездит на тренировки из Комсомольского поселка, кто-то из Юбилейного и даже из Усть-Курдюма. Родители сетуют, что на дорогу тратится очень много времени и мечтают о том, чтобы отделения «Патриота» открылись не только в Ленинском, но и во всех районах города. Сколько бы тогда мальчишек увели бы с улицы, сколько ребят не пропали бы в виртуальной реальности! В свою очередь Игумен Нектарий отмечает, что «Патриот» готов поделиться наработками, помочь с организацией, поиском тренеров и преподавателей. Дело за малым — нашлись бы неравнодушные люди, готовые выделить финансирование и помещение. Хочется верить, что такие люди у нас не перевелись.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: