Ищите женщину… в церкви

Трудились ли женщины в первоапостольской церкви?

Валентин Миронюк, пастор церкви христиан веры евангельской «Силоам», (Воркута, Россия): 

Могут ли замужние или разведенные женщины служить в церкви? Как я понимаю больше всего вопросов из-за следующих слов апостола Павла: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон, говорит» (1Кор.14:34).

Давайте определимся, здесь речь идет о собрании верующих, или о теле Христа? Что касается того, как должна вести себя женщина в собрании, говорил закон, поэтому Павел и утверждает: «как и закон, говорит». Но Церковь как Тело Христа, больше не под законом, верно? Помня об этом позвольте вас спросить: Является ли Христос Главой Церкви? Да. Является ли муж главой жены? Да. Является ли Христос Главой женщины? Не знаю…. Но если Христос не является ее Главой, тогда она не в Церкви? Нет, она в Церкви. Но если она в Церкви и является членом Тела Христова, тогда Христос ее Глава, а не мужчина. Женщина является членом Тела Христова настолько же, насколько и мужчина. Христос — Глава для женщины в такой же степени, как для мужчины. Каждая женщина может прийти ко Христу прямо, без посредничества или разрешения мужчины. У нее нет подчиненного положения в Теле Христовом. Как мужчина, так и женщина от сотворения получили право владычествовать на земле (Быт.1:28).

Замужество ничего не изменило, Адам и Ева на тот момент уже были мужем и женой. Посмотрите, животные и звери одинаково испытывают инстинктивный страх как перед женщиной, так и перед мужчиной. При сотворении мира не было ни малейшего признака неравенства между ними. Женщины не подчинены мужчинам, в Господе они не имеют подчиненного места.

Библия говорит: «…нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).

Слова Бога о том, что мужчина будет господствовать над женщиной, были проклятием. В Эдеме не было господства, а была гармония. Было взаимное подчинение друг другу.

Новый Завет говорит: «…повинуйтесь друг другу…». В качестве эксперимента, попробуйте спросить у мужчин: как исполнить эти слова в браке и в церкви? Они вам ответят: а где здесь написано про церковь? Апостол Павел в 1-ом послании Коринфянам16:16, говорит: «будьте и вы почтительны (англ. — «покорными») КО ВСЯКОМУ содействующему и трудящемуся».

Трудились ли женщины в церкви? Конечно посмотрите на эти стихи: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим.16:1,2). Греческое слово «diakonos», переводится в других местах Нового Завета как «диакон». Заметьте, что Апостол Павел писал как женщинам, так и мужчинам: «помогите ей». Другими словами, посодействуйте этой женщине.

«Приветствуйте Мариамь которая много трудилась для нас», «Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе» (Рим.16:12). Из греческого мы знаем, что все эти три человека —женщины. И если Павел сказал о Трифене и Трифосе: «трудящихся о Господе», и о Персиде: «которая много потрудилась в Господе», то это значит, что они были в каком-то служении.

«Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лук.2:36-38).

«Господь даст слово: провозвестниц великое множество». Еврейское слово, переведенное на английский, как «возвещавших», — женского рода и не просто женского рода, но слово, которое обозначало женщин. Вот так это звучит в переводе с оригинального еврейского на английский язык: «Господь дал (радостные) известия: они оглашаются великим множеством женщин-посланниц» (Пс.67:12).

Иисус сказал женщине: «иди и скажи…», и с тех пор все это время женщины проповедуют. Друзья, вы знаете, что женщина призывается Богом равно как и мужчина? Написано: «кто во Христе, – тот новое творение» (2 Кор.5:17). А что такое «новое творение»? Это значит, что по вере во Христа Иисуса – сыны и дочери Божьи, облеклись во Христа. Во Христе Иисусе мы все – новое творение (Гал.3:26-28). «Великая благочестия тайна – Бог явился во плоти», и какая разница, в женской плоти или в мужской? Если Христос в нас, то мы носители Бога, Его откровений, Его природы. Нет природы мужчины и женщины, но есть природа Христа.

Что говорит Библия о покрытии головы

Что же говорит Библия о покрытии головы и о том, почему женщина должна одевать в церкви платок?

В 1-м послании Апостола Павла Коринфской церкви, в 11 главе говорится, что женщине неприлично молиться с непокрытой головою. Более того, жена должна иметь на своей голове знак власти мужа.

Далее Апостол говорит интересные вещи, так, например: если женщина не хочет покрывать голову, то пусть стрижется, а если ей стыдно быть подстриженной и обритой, то пусть покрывается.

К прочтению  Молитва за упокой души родителей

Также есть упоминание о том, что волосы даны женщине вместо покрывала. И они являются для нее честью, в то время как для мужчины длинные волосы — позор (с чем сейчас не согласятся многие представители сильного пола).

Тем не менее, для современной женщины странно считать позором модную стрижку или даже бритье. Так же, как и странно заменять покрывало распущенными волосами.

В чем же здесь суть? Без детального анализа текста и погружения в традиции Коринфа, куда было отправлено письмо Апостола, здесь явно не разобраться.

Почему в Коринфе женщины покрывали голову в церкви

Оказывается, есть простое объяснение, почему некоторые женщины в Коринфе покрывали голову в храме. А ведь отсюда скорее всего на самом деле и произошла традиция надевать платок на голову в церкви.

Дело в том что во времена Первоапостольской церкви в Коринфе был большой храм богини Артемиды, содержащий жриц любви, с которыми любой мужчина мог вступить в интимную связь за деньги. Отличительной чертой эти «жриц любви» была обритая голова.

Поэтому непрофессиональные же проститутки того времени, чтобы показать род своих занятий, выстригали себе волосы на висках. Соответственно, если ваши виски были подстрижены или вы были побриты наголо, становилось понятно, кто вы. Это было своеобразным знаком женщин легкого поведения.

Что же нужно было сделать новообращенным христианкам с темным прошлым? Когда они заходили в церковь, все видели, что их волосы короткие или бритые – и этим они не только навлекали позор на себя, но еще и бросали тень на всю церковь.

Зная то, с чем приходится сталкиваться общине в Коринфе, Павел написал: «Женщины, отращивайте волосы, не стригитесь, а если с волосами беда — покрывайте головы, чтобы никто не подумал, будто вы порочные женщины».

Оказывается, весь вопрос библейского отрывка заключается в особенностях территории, которой предназначалось послание. Хотя, безусловно, подобная ситуация могла наблюдаться и в других местностях. Главное, что становиться понятна сама идея возникновения традиции, чтобы женщина покрывала голову в церкви.

«Стараешься никого не обидеть»

– Самое тяжелое – работать с людьми. По-разному люди реагируют, каждый хочет внимания, будто он один. И когда к кассе стоит большая очередь, с одним разговариваешь, другие ждут, и стараешься всем угодить, никого не обидеть. Но это очень изнуряет – бывают такие дни тяжелые, что потом полдня отлеживаешься. Пришлось еще один выходной попросить у батюшки, – рассказывает Ирина. – Когда огромное количество людей пройдет за выходной день или в большой праздник – усталость чувствуется неимоверная. Уже просто перестаешь соображать, но стараешься всегда улыбаться. Особенно бабулькам, потому что они – самые настоящие дети. Им отказать невозможно, и к ним нужен такой подход, будто каждая бабулька – единственный человек на свете.

– Самое сложное – общение с людьми, – говорит Надежда. – Люди приходят разные, и к каждому нужно найти подход, не обидеть случайно. Задача — и объяснить, и обслужить, и показать. Временами бывает тяжело, потому что люди не понимают. Но разъяснишь, и – слава Богу!

По словам Надежды, иногда приходят люди в церковь и просто поскандалить, спровоцировать на конфликт:

– Особенно в последнее время много стали приходить, чтобы на тему политики поспорить. Но я сдерживаюсь и не говорю на такие темы. Временами хочу что-то объяснить, но понимаю, что это бессмысленно.

Имеет ли женщина тот же Дух Святой?

Александр Штеингардт, пророческий служитель, один из инициаторов и организатор мероприятия «Пророческий опыт», (Эссен, Германия):

Я уже как-то писал, что проблема эмансипации и феминизма могла быть вызвана именно тем, что церковь пренебрегла женщинами. И враг использовал это.

Имеет ли женщина тот же Дух Святой? Способна ли женщина исследовать Писание и учить? Способна ли женщина управлять и опекать? Конечно ДА! Тем более нести пасторскую ответственность.

Вопрос не в том, как мы относимся к женщинам. А призывает ли Бог их на служение. И если мы встречаем женщин пророков, то чем таким пасторство отличается от пророческого служения, что туда нельзя допускать женщин?

«Чтобы человек не заблудился»

Бывает, по словам Ирины, что приходят в храм и люди пьяные. Могут они плакать и рыдать, рваться поцеловать иконы:

– Обычно пьяные, которые приходят в храм, хотят исповедоваться – причем, срочно, немедленно. Мы утешаем, и часто они начинают рассказывать свою жизнь, а мы выслушиваем и снова утешаем. Пьяных не исповедуют, но это решает священник.

Бывали случаи, что придет человек чуть выпивший и говорит, что если сейчас не исповедуется, то что-то с собой сделает. Тогда мы срочно зовем священника, и он уже с ним беседует.

Ирина отмечает, что и трезвые люди часто приходят в храм и плачут, рассказывают свою беду. Она и другие женщины на свечном ящике и выслушивают, и сочувствуют, и советуют, и пытаются поучаствовать в ситуации:

К прочтению  Церковь участвует в организации горячей линии для пострадавших от домашнего насилия в белоруссии

– Болящие приходят в церковь как к последнему кораблю, заходят и говорят: «У вас тут так тихо и хорошо, что отсюда невозможно уйти!». Постоянно такие слова слышим. Отдыхают тут люди. Они не понимают, что такое благодать Божья, но чувствуют ее.

Ирина рассказывает, что почти каждый, кому поставили онкодиагноз, спрашивает, почему он заболел.

– Говорю болящим всегда примерно такие слова, что Господь с человеком говорит сначала шепотом любви, но если тот не слышит – голосом совести, и лишь тогда посылает скорби или болезни. И они соглашаются, говорят да, «як тривога, то до Бога».

И Ирина, и Надежда признали, как иногда чувствуют, что что-то недосказали человеку, и это очень важное. И потом совесть мучает:

Бог верит в каждого, кто посвятил себя Ему

Нона Паулаускене, пастор церкви «Новое Поколение», (Нортгамптон, Англия):

Если читать Библию религиозно, смотреть Слово Божье «по букве», то реально можно убить каждого человека, судьбу без значимости женщина это или мужчина. Наш Бог не религиозный и Он выбирает, благословляет, помазывает на служения. Всегда надо смотреть каждый отдельный случай. Яркий пример знаменитая, помазанная, служитель Божий, женщина, — Кэтрин Кульман. Только после расставания с мужем у неё начался другой уровень отношения с Богом, сильное служение, чудеса. Кажется, что небо спустилось на землю, и Бог использовал этот сосуд, одинокую женщину. Есть примеры, близки к нашему времени, когда мужчины пасторы оставляют семью, церковь, а жена продолжает служить. Знаю конкретную ситуацию. Я не за развод, но вижу, что изначально сделанные ошибки при выборе партнёра, могут в дальнейшей жизни привести к разрыву отношений, влиять на служение, и в конечном этапе — развод. Но жизнь с Богом — это сила, благодать, радость, мир. Он верит в каждого, кто посвятил себя Ему.

Родион Самойлович, раввин мессианской общины, (Запорожье, Украина)

«За другого человека жизнь не проживешь»

– И если человек в храме что-то делает не так, мы стараемся как-то намеком, ненавязчиво сказать об этом, чтобы не задеть и не обидеть, – говорит Ирина. – За другого человека жизнь не проживешь, и поэтому мы можем только рассказать, как нужно сделать – исповедоваться, причаститься, посоветоваться со священником. Сказать то сказали, и он вроде загорелся, а потом всяко может быть – человек выбор делает. Главное — много информации не давать, а то он сразу – к выходу ближе.

Часто, по словам Ирины, приходят в церковь люди с различными суевериями. Например, просят обереги:

– Мы объясняем, что оберег – это язычество, у нас в церкви оберегов нет. У нас есть самое главное – крестик. Тогда просят ладанку. А мы объясняем, что иконка – это хорошо, но крестик – главное. И просим, чтобы он купил крестик. Если человек упирается и не хочет, значит, не время еще ему. Главное – не быть навязчивым.

Ирина рассказала, что в храме раньше были бабушки-прихожанки, которые любили подсказать, куда и как стать, и что сделать. Настоятель храма взял их инициативность под строгий контроль. И если, например, заходит в храм женщина в брюках или с непокрытой головой, а одна из таких бабушек норовит ей сделать замечание, бабушку тут же просят умерить пыл – есть работники храма, которые все видят и знают, как реагировать.   

– В притворе всегда есть юбочки-платочки, и мы предлагаем надеть, но никогда не настаиваем, – говорит Ирина. – С человеком, в первую очередь, разговариваем, а потом уже предлагаем, а не так – сразу в лоб. Если не время говорить, подходим с юбочкой и платочком, улыбаемся и просим надеть. Если это воспринимается агрессивно, мы оставляем ситуацию, как она есть. Теперь уже батюшка, если посчитает нужным, может отреагировать.

«Попробуйте быть всем матерью – и маленькому, и большому, и старому»

Ирина рассказывает, что в церковь на честь святителя Луки пришли всей семьей – и мама, и брат, и другие родственники:

– Здесь еще лес был, а мы молебен читали, просили Господа, чтобы нам дали землю под храм. А как стали деревья выкорчевывать и  котлован рыть, то уже и работала при будущем храме – мы тут и ночевали, и жили.

Но, вспоминает Ира, не сразу она решилась на работу в церкви – отец настоятель три раза предлагал, а она все колебалась:

– На заводе, где я была контролером ОТК произошло сокращение, и я временно пошла работать на другой завод –  в цех разлива воды. Сначала работа там не ладилась, а потом так пошла, что в один день мы заработали, как никогда.  Обрадовалась, думаю, все – остаюсь. И только подумала – поскользнулась на мокром, упала и сильно порезала себе руки и ноги. Сразу же ушла оттуда и на следующий день, после перевязки, с забинтованными руками пришла к месту строительства храма – и осталась. Вот так по Божьей воле все и случилось.

К прочтению  Поместные православные церкви

Ирина вспоминает, что сначала ей было трудно справляться со многими разными людьми. Приходили и болящие, проклинающие все и вся – и болезнь свою, и саму жизнь. Вот тогда настоятель храма ей и посоветовал: «Ирина, попробуйте быть всем матерью – и маленькому, и большому, и старому. Относитесь ко всем как мама».

– Где-то читала, что Господь так любит каждую человеческую душу, что готов отдать за нее вселенную. Вот такая сильнейшая любовь, что кажется и уму непостижимой, – говорит Ирина. – И когда заходит человек в храм, нужно смотреть не на то, как он одет и что говорит, а видеть в нем образ Божий. А какое у него состояние души, и что с ним произошло – это уже Промысел Божий и Он его ведет. Не наше дело в это вмешиваться, для этого есть священник.

«Зачем на исповедь?! Он безгрешный!»

– Из больницы в храм почти все приходят через слезы, – говорит Надежда Кеба. – Начинаешь разговаривать, расспрашивать, стараешься помочь. Объясняю, показываю, а по серьезным вопросам направляю к батюшке, чтобы люди шли к нему на исповедь. Часто родственники больного говорят: «Зачем на исповедь?! Он безгрешный!». А потом исповедуются, причащаются.  

Надежда Кеба

– Заходит человек в храм, и его сразу видно. Православный, который подкованный, сразу к иконам прикладывается, свечи берет и ставит, записки подает, требы заказывает. А тот, который не то что не православный, а, может, первый раз порог храма переступил – испуган, не в ту среду попал и не знает, куда ему идти и что делать, – рассказывает Ирина Тодчук. – Идешь с ним и проводишь целую экскурсию: рассказываешь, какая икона где находится, что нужно поклониться, перекреститься и свечку поставить.  И так целый день. И такое чувство, что ходишь как за малыми детьми. И эти люди  точно как дети, и сердиться на них нельзя. Человек первый раз пришел в храм, а Промысел Божий ведь через людей происходит! И не нам судить. Заходят нищие, болящие и страждущие. Заходят просто свечку поставить, не зная, почему они пришли. Но в этом тоже Промысел Божий: они зашли, что-то спросили, завязался разговор. Оказывается, они никогда не исповедовались и не причащались, а мы даем им молитвослов, рассказываем, как подготовиться к исповеди. И выясняется, что этот человек жаждет исповедоваться, но просто стеснялся, не знал, как зайти и сказать об этом.

Ирина Тодчук

«За что мне такое счастье?!»

О своем пути к Богу и возможности трудиться в храме Надя и Ира говорят – Божья воля.

Обе женщины пришли к вере, будучи взрослыми людьми, и не понаслышке знают, что такое поиск истины и главного смысла жизни.

Надежда рассказывает, что в молодости с детьми и к сектантам приходила, да Господь отвел от пагубного пути. Храм святителя Луки Крымского нашла сердцем сразу, когда он еще ютился в коридоре райбольницы – там и с мужем повенчалась, и на службы приходить стала. Говорит, это мама покойная на сороковой день привела ее в эту церковь. Но прошло еще много лет, прежде чем Надя получила возможность трудиться в храме.

– В церкви нужен был работник, и я пришла, попросилась. А перед этим исповедовалась, каялась в грехах, и батюшка мне сказал: «Надя, надо что-то менять»,  – рассказывает Надежда. – И когда через день отец настоятель позвонил и сказал приходить, я сразу же уволилась из кафе и на следующий день вышла на работу в храм.

Храм во имя свт. Луки Крымского

По словам Нади, она тогда почти ничего не знала для работы в храме – ни икон, ни много другого. Поэтому учила всё – книги брала, у всех, что могла, спрашивала. Говорит, было очень тяжело, но она была счастлива:

– Мне Бог помогал. Заходят люди и все спрашивают. А я про себя думаю: «Господи, помоги! Господи, помоги!». И раз – на ум приходит, что сказать этому человеку. Сейчас намного легче – всё, конечно, я не знаю, но самое нужное уже понимаю и сама могу объяснить.  А тогда было очень трудно. Но и тогда, и сейчас, когда остаюсь одна в храме, смотрю на иконы и думаю: «За что мне такое счастье?!»

Надежда рассказывает, что и за пять лет работы в храме у нее нет полной уверенности в своих знаниях и абсолютной правоте. Она все время обращается к Господу за помощью, за вразумлением. И она хорошо понимает людей, впервые переступающих порог храма – их неуверенность, непонимание элементарного и даже нарочитый апломб:

– Мне хочется им помочь, объяснить, услужить как-то. И всегда прошу прийти к батюшке пообщаться, на исповедь. И очень многие вот так приходят.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: