Православная церковь на оккупированных советских территориях

Помощь фронту

Священнослужители и православные люди не только героически воевали на поле боя и лечили раненых, но и оказывали Советской Армии материальную помощь. Батюшки собирали средства на нужды фронта и покупали необходимое оружие и технику. 7 марта 1944 года 516-му и 38-му танковым полкам было передано сорок танков Т-34. Торжественным вручением техники руководил митрополит Николай. Из подаренных танков была укомплектована колонна им. Дмитрия Донского. Сам Сталин объявил духовенству и православным людям благодарность от Красной Армии.

Объединившись с народом, православная наша церковь проводила божественные литургии в честь павших героев и молилась за спасение русских войнов. После службы в храмах устраивались совещания с христианами, и обсуждалось, кому и как могут помочь русская церковь и мирные жители. На собранные пожертвования священнослужители помогали детям-сиротам, оставшимся без родителей, и семьям, потерявшим кормильцев, отправляли на фронт посылки с необходимыми вещами.

Прихожане из Саратова смогли собрать средства, которых хватило на постройку шести самолетов марки «Александр Невский». Московская епархия за три первых года войны собрала и сдала на нужды фронта пожертвований на 12 миллионов рублей.

Литература

  • «ЖМП» 1934, № 18-19, с. 8.
  • «ЖМП» 1934, № 20-21, с. 3, 4.
  • «Правда о религии в России». МП, 1942, с. 62, 24.
  • «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».
  • Сборник церковных документов, с. 33-36.
  • «Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия», с. 27.
  • ФМП № 60, с. 24.
  • ФПС I № 279 с. 11.
  • ФПС II с. 7.
  • ФПС IV с. 7.
  • ФПС V № 170.
  • ФАМ 14.
  • W. Alexeev, Russian orthodox Bishopsin Soviet Union, 1941-1953 (New York) s. 65-69.
  • W. Alexeev (Th. Stavrou, The Great Revival. The Russian Church Under Geman Occupation 73-78.
  • W. Alexeev, Le drame de l’exarque Serge Voskresenskij et l’election du patriarche de Moscou, in Irenikon 1957, 181 -202.
  • W. Alexeev, L’Eglise orthodoxe russe sous l’occupation allemande (1941-1944) 243-276.
  • W. Alexeev, The Orthodox Churh Under German Occupation: An Unpublished Memorandum by the Exarch of the Baltic Area, Metropolit Sergii, in; Eastern Churches Review VI (1974) 131E.-161.
  • E. Treulieb, Metropolit Sergii von Riga und die «Orthodoxe Mission»in Pleskau, in: KiO 8(1965)55-66.
  • W. Kahle, Die Orthodoxie im baltischen Raum. Ein Uberblick, in: KiO 21/22 (1978) 97.
  • Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 31-35, 65. (История Церкви России в новое время. В 3-х томах Мюнхен / Зальцбург 1965-1968гг).
  • свящ. А. Ионов, Записки миссионера (Псковская миссия) в: «Правосл. Русь» 1982, 22 с. 9-11; 23, 7-10.

  • Лев Регельсон. Трагедия русской Церкви, Париж, 1977, с. 511, 512.)

  • A.E Levitin (Krasnov), Die Glut deiner Hande 121.
  • D. Pospielovsky, The Russian Church, 6, 147, 187f, 190, 377; Exarch 183, 227, 232.
  • N. Struve 49, 72, 77, 523.
  • Вестник русского христианского движения. 127 (1979) 246.
  • W. Fletcher, Studi in Survival. New York 1965, s. 101f.
  • W. Fletcher, The Russian Orthodox ground,Churh Under 81f, 154.
  • А. Андреев, Г. Героник, Крест на службе у свастики, в: NiR 1963, 11 43-48.
  • A. Чертков, Москва 1968, 161.Н. Китев, Исповедники и мученики 30-х годов, в Vest. russ. chr. dv. (Вестник русского христианского движения) 150 (1987) 235-248.
  • Быль и другая правда, в: NiR 1988, 5, 14-15.
  • F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, 166, 168.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 67, 170.
  • Die Orthodoxe Kirche in Russland. Dokumente ihrer Gtschichte (860-1980), hg. Von P. Hauptmann und G. Stricker (Gottingen 1988):R. Rossler, Die Russiche Orthodoxe Kirche in Sowjtstaat (seit 1917), hier: Dokument № 280. (Ортодоксальная Церковь в России. Документы ее истории (869-1980 гг.), под ред. П. Хауптмана и Г. Стрикера Русская ортодоксальная Церковь в Советском Государстве(после 1917 года), здесь документ № 280.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 6, с. 96-100.
  • Губонин М. Е., сост., _Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы

    и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях_, М., 1994, с. 991.

  • У Бога все живы: Воспоминания о Даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове), М.: Даниловский благовестник, 1996, с. 43.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие, СПб., 1999, с. 5.
  • Голиков А., свящ., Фомин С., Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955). Мартиролог православных священнослужителей Латвии, репрессированных в 1940-1952 гг., М., 1999, с. 8-32.
  • Киреев Александр, протодиак., Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах, М., 2002, с. 188.
  • Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР). -М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002. С. 519.
К прочтению  Читать онлайн "жития новомучеников и исповедников российских хх века" - rulit - страница 91

На чьей стороне быть: сложный выбор, или компромисс?

Надо сказать, что после нападения Германии на СССР положение Церкви резко изменилось: с одной стороны, местоблюститель-митрополит Сергий (Страгородский) сразу же занял патриотическую позицию; но, с другой стороны, оккупанты шли с фальшивым по существу, но с внешне эффектным лозунгом — освобождения христианской цивилизации от большевистского варварства. Известно, что Сталин был в панике, и только на десятый день нацистского нашествия обратился прерывающимся голосом к народам через репродуктор: «Дорогие соотечественники! Братья и сестры!..». Пришлось вспомнить и ему христианское обращение верующих друг ко другу.

День гитлеровского нападения пришелся на 22 июня, это день православного праздника Всех святых в земле Российской просиявших. И это – не случайно.  Это день новомучеников – многомиллионных жертв ленинско-сталинского террора. Любой верующий человек мог толковать это нападение как возмездие за избиение и муки праведников, за богоборчество, за последнюю «безбожную пятилетку», объявленную коммунистами.По всей стране горели костры из икон, религиозных книг и нот многих великих русских композиторов (Д.Бортнянского, М.Глинки, П.Чайковского), Библии и Евангелия. Союз воинствующих безбожников (СВБ) устраивал вакханалии и свистопляски антирелигиозного содержания. Это были настоящие антихристианские шабаши, непревзойденные по своему невежеству, кощунству, надругательству над святыми чувствами и традициями предков. Повсеместно закрывались храмы, ссылались в ГУЛАГ духовенство и православные исповедники; шло тотальное уничтожение духовных основ в стране. Все это продолжалось с маниакальной отчаянностью под руководством сначала «вождя мировой революции», а потом и его преемника – И.Сталина.

Поэтому для верующих людей это был известный компромисс. Или сплотиться для отпора нашествию в надежде, что после войны все изменится, что  это будет суровым уроком мучителям, что, возможно, война отрезвит власти и заставит их отказаться от богоборческой идеологии и политики в отношении Церкви. Или же признать войну как возможность свергнуть коммунистов, вступив в союз с противником. Это был выбор между двух зол – либо союз с врагом внутренним против врага внешнего, либо наоборот. И надо сказать, что это часто было неразрешимой трагедией русского народа по обе стороны фронта во время войны.

Зачем православные собирали пожертвования в войну?

По призыву митрополита Сергия с самого начала войны православные верующие собирали пожертвования на нужды обороны. Только в одной Москве в первый год войны в приходах собрали в помощь фронту более 3 млн. рублей. В храмах осажденного измотанного Ленинграда было собрано 5,5 млн. рублей. Горьковская церковная община передала в фонд обороны более 4-х млн. рублей. И таких примеров множество.Эти денежные средства, собранные Русской Православной Церковью, были вложены в создание летной эскадрильи им. Александра Невского и танковой колонны им. Дмитрия Донского. Помимо этого сборы шли на содержание госпиталей, помощь инвалидам войны и детским домам. Повсеместно возносили в храмах горячие молитвы за победу над фашизмом, за своих детей и отцов на фронтах, сражающихся за Отечество. Потери, понесенные населением страны в Отечественной войне 1941-1945 годов, колоссальны.

обращение митрополита Сергия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: