Церковь святой софии в никее, где проходил седьмой вселенский собор, начала функционировать как мечеть

Предшественники

Святая София была возведена на холме, где в прежние времена возвышались иные храмы с идентичным названием. Первоначально императором Константином I была заложена каменная базилика с деревянной крышей. Однако позже здание сильно пострадало в результате народного восстания 404 года. Следующий император, Феодосий II реконструировал базилику. Но новые общественные волнения не пощадили восстановленную святыню и уничтожили ее. Чуть позже на этом месте началось возведение третьей Софии, которой удалось выстоять и пережить все последующие катаклизмы, в том числе завоевание города османами, землетрясения и пожары.

Город Стамбул: Айя-София — место, которое стоит посетить

У туристов, которые приехали сюда, часто возникает вопрос, что же из достопримечательностей посмотреть. Айя-София (Святая София) – это древний храм, наиболее интересный для посещения. Этот памятник древнего зодчества находится в историческом центре города, в районе под названием Султанахмет. Ранее это был центр Константинополя, недалеко располагался императорский дворец.

Мечеть Айя-София – одна из главных достопримечательностей города Стамбула (Турция). Как известно, раньше на территории страны была расположена Византийская империя, славящаяся высоким уровнем культуры. Айя-София переводится с греческого языка как «святая мудрость». Прежде это был православный патриарший собор, потом здание исполняло функции мечети (мусульманское религиозное строение), а ныне это – музей, статус которого храм получил в первой половине XX века, точнее, в 1935 году.

Здание Айя София считалось самым крупным христианским храмом более тысячи лет, вплоть до постройки Собора Святого Петра (Рим, Италия). Высота собора – 55,6 метров, а диаметр купола достигает 31 метра.

В Никее храм Святой Софии мусульмане превратили в мечеть

Христианский храм святой Софии в турецком городе ИзникеХрам святой Софии в турецком городе Изнике решением властей превращен в мечеть, сообщает со ссылкой на агентство KAI.

Решение турецких властей о превращении древнего собора в мечеть вызвало критику не только со стороны христиан, но и среди экспертов. Историк искусства из Университета Мармара Сельчук Мюлаим выразил опасение, что с учетом огромного значения храма для истории христианства переоборудование его в мечеть вызовет волну возмущения во всем мире. Впервые храм был использован как мечеть 6 ноября, когда местные мусульмане праздновали праздник Ид аль-Адха (Курбан-байрам).

Отметим, что ранее власти Турции приняли решение вновь превратить в мечеть собор Святой Софии (Айа-София) в Стамбуле. В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем.

Первоначально храм св. Софии в Никее, согласно преданию, был построен св. императором Юстинианом. Именно в том, древнем храме заседали Отцы Седьмого Вселенского Собора . Затем в 1065 г. большое землетрясение обрушило древнюю базилику, и она была существенно перестроена. До сих пор можно видеть старинные фрески того периода, которые украшают купол и стены храма св. Премудрости Божией. Когда в 1331 г. турки взяли Никею, то они превратили храм св. Софии в мечеть и произвели там некоторые переделки. В 1920 г. здание пострадало от пожара, и было заброшено. Однако сейчас храм св. Софии отреставрирован. Каждый имел возможность походить по плитам, которые освящены стопами Святых Отцов Седьмого Вселенского Собора и помолиться в храме, где молились светочи православной веры.

Сейчас табличка на здании храма с надписью «Музей Святой Софии» заменена на новую с надписью «Мечеть Святой Софии».

Справка

Изник сохранил основные черты римской планировки. Под прямым углом город пересекают две улицы — улица Ататюрка (Ататюрк Кадеши, Ataturk Caddesi), идущая с севера на юг, и Килиджаслан Кадеши (Kilicaslan Caddesi) — с запада на восток. На пересечении этих улиц находятся руины храма Святой Софии, от которых, двигаясь по улице Килиджаслан, можно спуститься к озеру Изник. Церковь Святой Софии датируется VI веком, она была разрушена во время землетрясения 1065 года. Сохранились лишь мозаика на полу и стенные росписи. На руинах первой базилики была построена вторая, превращенная турками в мечеть, которая в XVI веке была уничтожена пожаром. Из строений римского периода частично сохранилась городская стена. В IV веке Никея (ныне Изник) становится важным центром христианства, здесь проходили первый и седьмой Вселенские соборы, был выработан Никейский символ веры. В византийскую эпоху город активно развивался, в это время были построены акведук и церковь Святой Софии. Никею завоевывали турки-сельджуки и крестоносцы, некоторое время она была столицей независимой Никейской империи, которой правил Михаил Палеолог, в 1381 году город перешел к первому султану Османской империи Орхану. Чтобы найти место проведения Первого Вселенского Собора требуется выйти на набережную озера Изник и идти на юг в сторону городской стены. Гуляя по набережной можно представлять, что некогда здесь на прибрежье высились монументальные дворцовые палаты, личные императорские покои, сады и фонтаны, многоэтажные переходы, армейские казармы, помещения чиновников. Здесь, в тех местах, которые сейчас скрывает побережье озера Изник, проводил свою повседневную жизнь св. император Константин, тут бывала его св. мать Елена, тут росли его дети.Когда набережная упрется в серию руин – это и будет искомые остатки места Первого Вселенского Собора, бывшей Зал Сената Никейского императорского Дворца. Стоя рядом с этими камнями, есть о чем помолиться и есть о чем подумать. Ведь мы стоим у истоков современного христианства. То, что когда-то произошло в этом месте до сих пор отражается в жизни каждого православного человека, по утрам читающего Никео-Цареградский Символ Веры.

Смена веры

В середине XV века Константинополь пал под натиском все разраставшейся Османской империи. С приходом к власти султана Мехмеда II для города началась эра новой религии, которая длится и по сей день. По легенде, завоеватель был настолько поражен Софийским собором, что у него не хватило духа уничтожить его. Было принято решение переделать христианский храм в мечеть. К нему были пристроены четыре минарета, а на роскошные мозаики и иконы нанесли толстый слой побелки, после чего их завесили верблюжьими кожами, на которых золотой вязью были написаны изречения из Корана. Крест, венчавший купол храма, был заменен на полумесяц

Так собор Святой Софии Премудрости Божией превратился в мечеть Айя-София, ставшей после Каабы второй по важности святыней ислама

Четыре минарета были пристроены не в одно время, что заметно по их внешнему виду. Первый минарет был деревянным, затем последующие правители возвели еще три. В XVI веке к мечети пристроили несколько новых зданий: библиотеку, медресе (начальную школу), прекрасный шадырван (фонтан для омовений), служебные помещения, дом имамов и, наконец, усыпальницу правителей Оттоманской династий.

Султаны очень заботились о сохранности мечети, она периодически реконструировалась и укреплялась. В XIX веке для этого были вызваны ведущие итальянские реставраторы, которые спасли святыню от полного разрушения.

Внешний облик собора

Айя-София в Стамбуле заметна издалека, однако снаружи храм выглядит достаточно аскетично и сливается с мечетями поблизости. В первую очередь в этом сооружении поражает его монументальность, массивность. Площадь здания составляет более 5000 квадратных метров, высота – 51 метр. Все это мощное великолепие венчает внушительный купол диаметром 31 метр.

В храм можно войти с девяти ворот (священное у мусульман число). С противоположной стороны от главного входа в музей расположены гробницы османских султанов. Их можно посмотреть бесплатно. Здесь также находится интересный мавзолей Мехмеда III, в народе именуемого борцом за справедливость.

Внутреннее убранство

Парадный вход – одно из примечательных мест храма. Более тысячелетия назад отсюда выходили императоры. Проем украшает интересная мозаика. На ней изображены Богоматерь с младенцем на руках и два правителя — императоры Константин и Юстиниан. Основатель города держит в руках план Константинополя, а основатель собора – план храма.

Вся роскошь Айя-Софии спрятана внутри. Поражают размеры бывшей мечети. Мощные и толстые колонны, поддерживающие свод, кажутся изящными и утонченными. Их высота — около 25 метров. Все они выглядят по-разному, так как были привезены из разных древних святынь Ливана и Эфеса. В самом куполе проделано множество небольших окошек, которые наполняют здание светом. Создается ощущение, будто сооружение парит в воздухе. Своды храма украшены изречениями из Корана, которые соседствуют с фресками и лепниной, в том числе с изображением Матери Божьей.

Стены собора выложены золотыми мозаиками. На них отображена удивительная история византийского искусства. Поначалу соборы украшались орнаментальной мозаикой. Затем декор усложнялся, обретал определенные формы и сюжет. При помощи мозаики начали изображать почитаемых святых, а впоследствии и библейские сюжеты. К сожалению, они сохранились не полностью. Однако и по фрагментам можно наблюдать эволюцию византийской иконописи, когда мастера от плоских изображений переходили к объемным и глубоким. В музее Айя-София можно обозреть большое собрание икон и иных предметов, относящихся к христианству.

К прочтению  В помощь пострадавшим в краснодарском крае русская церковь собрала более 3,7 млн. рублей

Пол выложен белым мрамором, что зрительно еще больше увеличивает пространство. На нем можно найти омфалион – цветную вставку в мраморном полу, обозначающую место традиционной коронации императоров, которое находится от алтаря справа, ровно под центром купола.

Очень много предметов декора свидетельствуют о мусульманском периоде храма. Интересно, что минбар (то есть кафедра), с которого мулла проводил богослужение, был построен не на месте бывшего алтаря, а юго-восточнее. Заветы ислама требуют, чтобы молящиеся были обращены лицом к Мекке. По этой причине мусульмане молились не посередине храма, а чуть в стороне. Сегодня на стенах рядом с христианскими святыми можно увидеть панно с витиеватой каллиграфией османского периода.

Достопримечательности мечети

Итак, мечеть Айя-София в Стамбуле – одна из самых главных достопримечательностей. Рассмотрим основные реликвии этого интереснейшего музея.

• Покрытая медью «плачущая колонна», по поверью, исполняет желания тех, кто положит руку в отверстие и ощутит влагу.

• «Холодное окно» — еще одно чудо природы, из него даже в самый жаркий и душный день веет холодный ветерок.

• Древние фрески с изображением Иисуса Христа и Богоматери, сохранившиеся под плотными слоями штукатурки, представляют собой величественное зрелище.

• В верхней галерее храма на перилах можно увидеть граффити. Многие из них сделаны много сотен лет назад и охраняются государством (для этого покрыты прозрачным пластиком). Это надписи — скандинавские руны — предположительно были нацарапаны на парапете собора воинами в Средние века.

• Мозаики собора представляют собой интересный образец монументального искусства Византии.

• Портрет императора Александра был сделан при его жизни, открыли достопримечательность в 1958 году в ходе работ по реставрации мозаичного покрытия.

В соборе имеются также мусульманские святыни, к которым ежегодно съезжаются тысячи паломников. Среди них можно выделить:

• Минбар (место, откуда имам проповедует).

• Ложу Султана (выстроена при реставрации братьями Фоссати).

• Михраб.

Словно вышедшая из восточной сказки, турецкая Святая Мудрость соединяет в себе, казалось бы, противоположные понятия: православие и восточный ислам, две религии, столь различные, но и в чем-то очень похожие друг на друга. Снаружи храм кажется простым нагромождением архитектурных форм разных эпох и назначений, но внутри вас поразит величественность купола и его высота, а также многое другое.

Это единственное здание, сохранившееся с шестого века нашей эры до современности почти в неизменном виде, теперь заслуженно стало музеем, устав отдавать религиозный долг разным конфессиям.

От христианского храма до мечети — одно нашествие турок

Православный собор Святой Софии был возведен в Константинополе в 537 году в соответствии с распоряжением императора Юстиниана, решившего увековечить славу города. В 1453 году Константинополь был захвачен османами, которые, долго не раздумывая, обратили собор в мечеть. В этом качестве здание прослужило до 1930 года, после чего его закрыли на реконструкцию. Это было время, когда Турция в результате реформ Мустафы Кемаля Ататюрка превращалась в светское государство и училась мириться с присутствием на ее территории других религий, и потому Ататюрк во избежание трений с христианами, но и не желая при этом выглядеть слабохарактерным в глазах своих сограждан, распорядился в 1935 году придать Святой Софии нейтральный статус музея.

Маловероятно все-таки, что Эрдоган решится на самом деле издать какой-нибудь указ, превращающий христианский собор-музей в действующую мечеть. Он и сам, хотя в интервью агентству Anadolu 18 марта и произнес резкую фразу «Мы не позволим врагам превратить Стамбул в Константинополь», вряд ли рискнет заявить в открытую, что христиане — враги турецкого народа. Появление на свет приведенного выше высказывания — не более, чем душевный порыв главы османского государства, возмущенного терактом в новозеландском Крайстчерче 15 марта, где злоумышленником были убиты несколько десятков мусульман. Турецкий президент пытается позиционировать себя в качестве мирового мусульманского лидера, но ссориться с христианами, в особенности с православными, от которых Анкара будет получать газ, ему невыгодно.

Кроме того, Эрдоган за несколько дней до заявления о возможном изменении статуса Святой Софии, говорил, что это нереально, поскольку может вызвать негативную реакцию во многих государствах Европы и мира, правительства которых могут ответить преобразованием старинных мечетей в христианские храмы. Благо исторический опыт (см. выше) имеется.

К прочтению  Как распознать «православную» секту?

Владимир Добрынин, Мадрид

От мечети до церкви — одно желание короля

Арагонский король Хайме I больше всех святых почитал Богородицу. Любовь его к матери Иисуса Христа была столь велика, что каждую свою победу над маврами этот герой Реконкисты посвящал Деве Марии. Празднование виктории после очередной успешной битвы всегда начиналось с молебна во славу Пречистой и в храме ее имени.

Как известно, к моменту начала освободительно-объединительной миссии Хайме (1208−1276), оставшегося в испанской истории под прозвищем «Конкистадор» (Conquistador), то есть «Завоеватель», Испания уже пять сотен лет находилась во владении арабов, исповедовавших ислам. Откуда ж на пути следования Конкистадора из Арагона через Каталонию и до южных границ сегодняшней автономии Валенсия взялись католические храмы вообще и носящие имя Девы Марии в частности? Ответ прост и, может быть, кому-то он покажется неожиданным.

Войска Хайме всегда сопровождали священники. Без их благословения ни пехота, ни конница на врага не бросались. Старший из служителей божьих всегда был у короля под рукой. Именно этому церковнослужителю и давал Завоеватель «одно маленькое, но очень ответственное поручение». Прежде чем воздавать почести Богородице и благодарить ее за помощь в сражении капеллан входил в мечеть только что отобранного у мусульман города. Разбрызгивая по сторонам святую воду и крестя стены здания, католический священник «легким движением руки» превращал мечеть в христианскую церковь. После чего в ней служили мессу.

Мусульман в те времена любили все меньше, беспощадно выталкивая с насиженных мест вначале в другие регионы полуострова, а позднее и вовсе на историческую родину в Северную Африку. Поначалу желающим остаться предоставлялась такая возможность, но при одном условии: принять христианство. Сменивших вероисповедание называли «морискос». Термин происходил от moro, то есть «мавр», но, как считают некоторые испанские специалисты, он не был лишен пренебрежительной интонации из-за своей созвучности с «марискос» (mariscos), означающим морепродукты — креветки, ракушки, мидии и прочую «нерыбную» обитающую в воде живность.

После того, как эпоха арабского владычества была официально признана завершенной (1492 год — падение Кордовского халифата), даже смена веры не спасала от изгнания — испанские короли вообще не хотели видеть на своей земле мавров и депортировали их, набивая до отказа корабли. Понятно, что в такой ситуации вернуть отжатые храмы для мусульман было делом невозможным.

Но это совсем не означало, что передовую методику Хайме Конкистадора мусульмане не могли взять на вооружение.

«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»?

Католической ветви христианства, по большому счету, вообще нет дела до Софийского собора — храм-то православный, вот пусть православные сами свои проблемы и решают.

Поэтому ноту протеста Анкаре высказали только в Греции. Пресса этой страны отметила, что «идет целенаправленная атака на христианские святыни и христианскую церковь в целом» и напомнила, что «в 2015 году Эрдоган уже обнародовал разрешение (или призыв) читать в Софийском соборе суры Корана в период празднования священного для мусульман месяца Рамадан». В 2016-м, получив «добро» от руководителя государства, религиозные власти эти чтения во время Рамадана провели. А в 2018-м Коран в соборе читал и лично Эрдоган. Надо сказать, что инициатива в возглавляемой им стране понравилась не всем: в 2018 же году приватная организация «Управление по историческим памятникам и окружающей среде» обратилась в судебные инстанции Турции с протестом на инициативу президента страны о превращении собора из музея в мечеть. В итоге Конституционный суд признал изменение статуса недопустимым. И вот Эрдоган вновь возвращается к своему предложению.

Что же все-таки стоит за идеей турецкого президента — это чистой воды самореклама или планомерное наступление на чуждую ему и большинству турецкого населения религию? И не противоречит ли превращение христианских церквей в мечети канонам ислама? А вдруг простое переименование здания не сможет выветрить из него дух «неверных», ранее молившихся в нем?

Ислам, являющийся сегодня одной из ведущих в смысле количества последователей религий мира, возник относительно недавно. Как утверждают мусульманские богословы, в 610 году в пещеру Хира (Саудовская Аравия), где жил в уединении бывший караванщик и торговец Мухаммед, провозгласивший себя пророком божьим, явился архангел Джабраил и продиктовал тому первые аяты Корана. От этого момента история ислама и ведется.

Мировоззрение свое арабы-мусульмане распространяли нельзя сказать чтобы мирно — к началу VII века они, действуя огнем и мечом, захватили почти весь Ближний Восток и Северную Африку, а в 711 году вторглись и в Европу — через Испанию, которая под их властью находилась впоследствии около 800 лет. Естественно, что мечетей за это время понастроено на территории Пиренейского полуострова было немало.

А во время Реконкисты, то есть войны испанцев против мавров за освобождение своих территорий от чужестранцев, и началось самое интересное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: