Не допустить визита папы римского в россию

Удивительная арифметика

По данным глобального опроса, проведенного недавно в 65 странах ассоциацией независимых исследовательских агентств Gallup International/WIN, 59% жителей Земли считают, что религия положительно влияет на общество.

Вполне предсказуемо на первом месте в этом плане оказались исламские государства, за ними следуют Экваториальная Африка и Латинская Америка, где сегодня живет большинство практикующих католиков.

Наибольшими скептиками оказались граждане Западной Европы, которую в России последнее время сделалось модно критиковать за «отход от христианских ценностей». Число воинствующих атеистов превысило количество сторонников религии всего в девяти государствах, шесть из которых входят в Евросоюз, в том числе католические Франция, Испания и Бельгия.

Философ и культуролог Александр Никонов отмечает малоприятную для духовенства и верующих закономерность: чем страна богаче, свободнее, привлекательнее для жизни, чем больший вклад вносит в развитие науки и технологий, тем слабее в ней религиозность. Единственным исключением, в силу некоторых исторических особенностей, являются Соединенные Штаты.

Что касается России, положительно оценивают влияние религии на общество 49% ее граждан. 28% придерживаются противоположной точки зрения, остальные затруднились с ответом, либо уверены, что религия ни на что не влияет.

При этом, по данным опросов, к православным относят себя 70-75% населения России, однако соблюдают Великий пост менее 15%, регулярно ходят в церковь, молятся, исповедуются и причащаются всего четыре процента — примерно столько же, сколько в СССР.

Явление, которое на Западе называют «воскресным христианством», а Никонов «религией-лайт», характерно не только для России. Но и о своей вере в Высшее Начало в метафизическом смысле заявляют не более 60% граждан, причем сюда входят приверженцы других религий и те, чье мировоззрение представляет собой причудливую смесь из деизма, веры в судьбу и переселение душ.

Выходит, количество верующих во Христа, не говоря о воцерковленности, примерно на треть меньше числа тех, кто убежден в благотворности религии, и наполовину — относящих себя к православным.

После принятия закона «Об оскорблении чувств верующих» его поддержали 55% опрошенных. Богу не молимся, в церковь не ходим, но за неуважение к религии считаем необходимым наказывать.

Как такое может быть?

Над схваткой?

А насколько хочет «отождествляться» церковь?

Патриархия — структура закрытая. Но, по мнению наблюдателей, в ее руководстве, наряду с современными «иосифлянами», имеются и «нестяжатели»: те, кто полагает, что надо держаться в стороне от политических баталий и иметь обо всем независимое суждение вместо того, чтобы поддерживать светскую власть в любых ее начинаниях и благословлять оружие.

Чрезмерная близость к «царству» 100 лет назад оказала «священству» крайне худую службу, а оно — институт древний, с хорошей исторической памятью, мыслящий категориями вечности. Перефразируя известные слова Сталина о гитлерах и немецком народе, можно сказать, что политики и их сиюминутные дела приходят и уходят, а вера и церковь остаются.

Взаимные симпатии Кремля и РПЦ не вызывают сомнений. Однако после дела Pussy Riot, ставшего апогеем ее вовлеченности в политику, наблюдатели стали отмечать некоторые признаки стремления иерархов «равноудалиться» от злобы дня, текущих действий государства и эскапад «православной общественности», вообще, меньше мелькать в медийном поле.

Вопреки обычаю, патриарх Кирилл отсутствовал на выступлении президента перед Федеральным Собранием, когда Владимир Путин объявлял о присоединении Крыма.

РПЦ занимает весьма сбалансированную и осторожную позицию касательно ситуации на Украине. По другим вопросам, разделяющим общество, предпочитает хранить молчание.

«Православные верующие есть по разные стороны, поэтому церковь должна не вмешиваться в политические баталии и быть осторожной в своих высказываниях, чтобы не разделять людей и духовно окормлять тех и других», — заявил Русской службе Би-би-си известный православный публицист, бывший пресс-секретарь патриарха Владимир Вигилянский. После призыва патриарха в феврале 2012 года

К прочтению  Программа паломнического отдела ташкентской и узбекистанской епархии

После призыва патриарха в феврале 2012 года

не ходить на демонстрации и дела Pussy Riot церковь совершенно нежелательным для нее образом стала предметом критики и высмеивания.

«Если РПЦ и дальше собирается действовать столь же агрессивно, вполне возможно возникновение антиклерикального движения под лозунгом «Попы уже достали!» или даже какой-нибудь атеистической партии», — предупреждал в своем блоге писатель Борис Акунин.

О чем и как говорили

Для наблюдателей в таких встречах важны не только слова, но и язык жестов. Несмотря на то, что нынешняя встреча Путина и Франциска — уже третья, в начале ее оба держались достаточно официально и сдержанно, не проронив ни слова и сохраняя личное пространство друг друга. Все изменилось после часового общения. Оно закончилось обменом подарками, которые оказались вполне символичными. Путин преподнес Франциску большую икону святых апостолов Петра и Павла со словами: «Вы (католики) только что отметили их праздник — 29 июня, а мы (православные) отмечаем его 12 июля». Он также подарил понтифику диск с новым, еще не представленным широкой публике фильмом «Грех» Андрея Кончаловского о Микеланджело (гений Возрождения много работал в Ватикане, расписав знаменитую Сикстинскую капеллу и спроектировав нынешний собор Святого Петра). Президент, передавая подарок, сказал, что делает это от имени знаменитого режиссера, который просил, если будет возможность, посмотреть кино.

Кто кому уступил?

Муссолини, как любой диктатор, стремился, прежде всего, сплотить нацию. Причем, в отличие от Гитлера и Сталина, на базе не какой-то новой идеологии, а консервативных ценностей.

Содержание Латеранских соглашений недвусмысленно указывает, что на уступки в основном пошло государство.

Святой Престол лишь признал реалии, сложившиеся давно, и отказался от притязаний, потерявших практический смысл.

Взамен католицизм приобрел официальный статус государственной религии, финансовую поддержку правительства и право на особую роль в системе образования.

Более того: папы получили отдельное суверенное государство, пусть самое маленькое в мире, занимающее лишь несколько кварталов, которые нетрудно обойти пешком.

Авторы соглашения исходили из идеи вселенского характера католической церкви: папа принадлежит всему миру, и ему не подобает быть гражданином Италии.

«Цареславие»

В Византии продолжала существовать империя, более древняя, чем церковь, которая получила от государства официальный статус, защиту и поддержку. Наместником Бога на земле считался базилевс, а патриарх был, выражаясь лапидарно, его заместителем по воспитательной работе.

Русская православная церковь эту традицию восприняла и усилила. Соратник Богдана Хмельницкого Иван Богун, будучи сам православным, заметил, что «московиты любят своего царя больше, чем Бога».

Как писал Белинский Гоголю, «русское духовенство никогда не было ничем, кроме как слугою и рабом светской власти».

Редкие конфликты заканчивались всегда одинаково.

Дмитрий Донской попросил у Сергия Радонежского благословения на Куликовскую битву, когда это было ему выгодно, но проигнорировал его мнение при назначении преемника московского митрополита Алексия.

Великий князь Василий II выступил полновластным арбитром в богословском споре о Флорентийской унии, а Василий III — о «нестяжательстве».

Митрополит Филипп Колычев, которого историки называют первым русским правозащитником, попытался возражать Ивану Грозному, и был брошен в темницу. «Уважение к сану» выразилось лишь в том, что узника удавил не рядовой палач, а лично Малюта Скуратов.

Патриарх Никон принялся теоретически обосновывать примат «священства» над «царством», и отправился в отдаленный монастырь рядовым монахом.

К прочтению  Защита окружающей среды в современном мире

Петр I упразднил патриаршество и превратил церковь в казенный департамент во главе со светским чиновником — обер-прокурором Святейшего Синода. Объяснение было откровенным: народ привык видеть в патриархе как бы второго государя.

На банкете в честь Полтавской победы архиерей Феофан Прокопович приветствовал Петра словами: «Се Жених грядет во полунощи!», которые по православному канону относятся только к Христу.

Священников официально обязали нарушать тайну исповеди, если мирянин признается в антиправительственных настроениях.

При Екатерине II митрополит Ростовский Арсений за критику решения о секуляризации церковных земель был арестован, расстрижен и посажен в крепость под именем «мужика Андрея Враля».

После того как Александр I поцеловал благословляющую руку архимандрита Фотия, как и положено мирянину, тот долго умилялся неслыханной скромности благочестивого монарха. С Николаем I подобный номер не прошел: когда Фотий протянул ему руку для поцелуя, император велел обер-прокурору «вызвать его, чтобы научить приличию».

С 1943 по 1990 год Патриарх Русской православной церкви входил в номенклатуру политбюро ЦК КПСС.

Применительно к средневековой Европе историки говорят о «папоцезаризме», применительно к России о «цареславии».

Зеркальная ситуация

Латеранский договор действует и поныне — за двумя исключениями.

В 1969 году парламент Италии, вопреки его 34-й статье, разрешил разводы. Этому предшествовали участившиеся случаи убийств на почве ревности — коллизия изображена в оскароносном фильме 1961 года «Развод по-итальянски» с участием Марчелло Мастроянни.

Дополнения 1984 года касались денежных нюансов: церковь теперь не получает субсидий от правительства, но граждане продолжают платить на ее содержание специальный налог otto per mille («восемь тысячных»).

В четырех странах ЕС — Италии, Британии, Дании и Исландии — соответственно, католическая, англиканская и лютеранская церкви признаны государственными. Упоминание об особой роли православной церкви содержится в конституции Греции.

При этом церкви там не участвуют в политике, не поддерживают на выборах те или иные партии, не диктуют светские законы и правила поведения для всех, включая неверующих.

Напротив, в России церковь официально отделена от государства, но о ее возрастающей идеологической роли и сращивании с действующей властью говорят повсеместно.

Некоторые депутаты и общественные деятели призывают

изменить законодательство о семье в соответствии с религиозными канонами, запретить аборты и криминализировать гомосексуализм.

В июне 2013 года Госдума приняла закон «Об оскорблении чувств верующих», по мнению критиков, позволяющий при расширительном толковании подвести под статью и пушкинскую «Сказку о попе и работнике его Балде», и публичное выражение мнения, что бога нет.

В ходе процесса над Pussy Riot обвинение в светском суде обосновывало свою позицию постановлениями Трулльского собора 691-692 годов: «Личин на ся не налагати и плясания не творити» и «желаем, чтобы приходящие в церковь не употребляли бесчинных воплей».

Православные радикалы при молчаливом одобрении или, как минимум, попустительстве властей пытаются срывать

не нравящиеся им концерты, театральные постановки и художественные выставки.

Совпадение дат

Достаточно символичным местные наблюдатели посчитали тот факт, что Путин, воспринимаемый многими в западном мире как главный антагонист США, приехал к Папе в день американского национального праздника — Дня независимости. Позиции Ватикана по многим международным проблемам на данный момент кажутся гораздо ближе к российским, чем к американским. Это касается и отношения к событиям в Венесуэле, и к украинскому кризису, и к войне в Сирии. По этим вопросам Ватикан придерживается очень осторожных оценок. К тому же здесь ценят усилия России по защите прав христиан на Ближнем Востоке, а также сохранению традиционных христианских ценностей.

К прочтению  Православная церковь на оккупированных советских территориях

Главная интрига

Нынешняя встреча — первая после исторического общения Франциска с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на Кубе в феврале 2016 года. Накануне приезда Путина и в итальянских, и в российских СМИ продолжали гадать, не передаст ли российский президент приглашение Папе посетить Россию. Для осуществления поездки Ватикану формально необходимо приглашение руководства той или страны и местного католического епископата. Однако негласно необходимо учитывать и позиции местной церкви. Сам Франциск неоднократно изъявлял желание приехать в Россию. Наша страна всегда была заветной целью для римских понтификов. Но о визите Иоанна Павла II не могло быть даже и речи, хотя формальное приглашение от Бориса Ельцина, возможно, и было.

Сейчас процесс сближения РПЦ и Римско-католической церкви гораздо более очевиден, особенно в культурно-гуманитарной области, однако от РПЦ пока не исходит сигнала о готовности принять главу всех католиков. Не готова, как следуют результаты опросов, и паства. После почти тысячелетнего раскола (с 1054 года) в менталитете многих православных прочно укрепился несколько враждебный образ Папы Римского. По словам иерархов РПЦ, «условия пока не созданы», а в Ватикане всегда отмечают, что церковь движется вперед небольшими шагами. Надо сказать, такое незримое препятствие для поездки Папы существует не только в России, но и в Сербии, где тоже пока не бывал ни один понтифик.

«Папоцезаризм»

И католическая, и православная церковь много столетий алкали земной власти и активнейшим образом занимались политикой.

Цена этого в обоих случаях оказалась высокой.

Главная задача церкви — стараться быть моральным авторитетом для всех. Политика неотделима от насилия, интриг, обмана, двойных стандартов и прочих нехристианских вещей. Никакой властью все довольны не бывают.

Но происходило это по-разному. И многовековая непримиримая вражда между двумя апостольскими церквями вызывалась не только расхождениями по поводу непорочного зачатия Девы Марии или того, исходит ли Святой Дух только от Бога-Отца, либо также и от Сына.

На развалинах Римской империи церковь являлась единственным носителем исторической преемственности, политического опыта, культуры, да и простой грамотности. Духовенству приходилось заниматься всем: государственным строительством, экономикой, просвещением и вообще упорядочиванием хаоса.

Папы давали новоиспеченным королям варваров легитимность и образованных советников, встали в результате вровень с монархами, а стремились быть выше.

Борьба шла с переменным успехом.

В 998 году папа Григорий V отлучил от церкви второго короля Франции из династии Капетингов, Робера Благочестивого (вроде бы противоречащее интердикту прозвище связано с тем, что король склонил голову и развелся с неподходящей, по мнению церковников, супругой). В 1077 году папа Григорий VII заставил императора Генриха IV «идти в Каноссу». Зато в 1309 году потомок Робера Благочестивого Филипп Красивый заставил папу Климента V перенести резиденцию во французский Авиньон и на 69 лет сделал понтификов марионетками парижского двора.

В середине XIII века Святой Престол пригрозил отлучением королю Англии за попытку отобрать часть земельных владений ордена тамплиеров, а менее чем через 100 лет поддержал короля Франции, который вообще

разогнал орден, присвоил все его имущество и сжег на кострах десятки рыцарей.

Видя такое, современники не могли не задумываться о том, что именем Господа прикрываются не самые лучшие люди, преследующие конъюнктурные земные интересы.

Вероятно, приходила им в голову и другая мысль: раз папа и король, барон и епископ постоянно пререкаются друг с другом, значит, те и другие могут быть неправы, а наше дело — жить собственным умом.

Из таких размышлений выросла европейская Реформация.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: