Почему вместе с ростом влиятельности рпц из нее уходят верующие? интервью

Принцип учредительства

Закон «О свободе совести и религиозных
объединениях» вводит принцип учредительства для:

А. Возникновения религиозной организации
(ФЗ-125, ст.8.3; ст.9.1), 

Б. Утверждения устава и подачи
документов на регистрацию (ФЗ-125, ст.10.1; ст.11.5;
ст.12.1). 

В. Ликвидации религиозной организации
(ст.14.1).

Признавая, что «Приход учреждается
гражданами» (УП, ст.2.2), УП упразднил понятие и функции
«учредителей» из текста, а учредителей вывел из
Приходского собрания (УП, 7.2), передав функции
учредителей епископу, который:

А. Утверждает Устав, состав и протоколы
Приходского собрания (УП, 5.1)

Б. Изменяет состав прихода и вправе его
ликвидировать (УП, 7.3; 12.3).

Вопреки закону, УП произвёл фактическую
замену учредителей прихода с группы граждан на
централизованную организацию РПЦ МП в лице епископа,
который приобретает права, предоставленные законом
учредителям с вытекающими последствиями для прав и
обязанностей членов Приходского собрания. УП нарушает
нормы закона ФЗ – 125 и ущемляет права граждан.

«Прихожане»

Важным противоречием приходской жизни
РПЦ МП является антиканоническое ограничение числа
членов Приходского собрания 10 лицами. Тем самым, УП
разделил верующих и расколол приход — сотни верующих не
признаны членами Прихода, необоснованно лишены
канонического статуса и прав.

Приходской Устав 1917 гласит: «Право
участия в Приходском собрании с решающим голосом имеют
все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие
25-летнего возраста и занесённые в приходскую книгу» (Гл.
4, ст. 44). 

Устав 10.10.2009 г. ограничивает
Приходское собрание десятью членами: «В состав
Приходского собрания входят штатные священнослужители
Прихода… а также совершеннолетние граждане. Общее
количество членов Приходского собрания не может быть
менее десяти» (ст.7,1).

При этом, ранее по церковной традиции
все прихожане заносились в Приходскую книгу и
участвовали в Приходском собрании. Вписываясь в
Приходскую книгу, христианин получал статус «прихожанина»,
упразднённый Уставом. 

К прочтению  Вопрос священнику

Сейчас приходы РПЦ не фиксируют прихожан.
Устав предлагает гражданам приносить пожертвования и
содержать храм, не признавая их членами прихода. Смысл «Приходского
собрания» искажён: он означает не общину, а «орган
управления». 

Этот лукавый минимум во всех приходах
РПЦ МП по сути ограничивает максимум Приходского
собрания и создаёт раскол прихода: десяток членов
Приходского собрания противостоит сотням и тысячам
бесправных прихожан, лишённых статуса и голоса. Таким
образом, часть прихожан лишь имитирует общину, составив
фиксированное «объединение граждан РФ» из 10 человек.
Получается, что только они, создавшие неканонические
образование, допущены к самоуправлению и называются «Приходским
собранием».

Более того, члены собрания принимаются и
увольняются по личному заявлению или решением епископа
(УП, 7,3). Если раньше сохранялась добровольность, что
сейчас состав объединения определяет воля постороннего
лица. 

Каждый христианин обязан принадлежать
конкретному Приходу. Исключение верующих из членов
Прихода является актом извержения из Церкви. Пребывание
в храме, участие в молитвах и таинствах противоречит
неканоническому положению членов Церкви, необоснованно
лишённых статуса и голоса в Приходе. Устав Прихода РПЦ
МП формирует бесправие всей массы верующих граждан РФ.

Часть I. Канонические нарушения

В основе христианского богословия лежит
догматический документ, принятый двумя Вселенскими
Соборами в 325 и 381 г. Этот документ называют Символом
Веры. Он излагает важнейшие догматы христианской веры.

Среди догматов Символа Веры имеется
догмат о Церкви. Его определяют четыре неизменных
признака: единая, святая, соборная и апостольская Церковь.

Упразднив один из признаков, мы
разрушаем догмат. Нельзя упразднить соборность «в доме
Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и
утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Без соборности
религиозная организация не будет «Церковью, которая есть
Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём», и потеряет
«богатство славного наследия Его для святых»
(Еф.1:18-23).

К прочтению  Православие и мир

Как невозможно устранить соборность из
Символа Веры, так невозможно выбросить принцип
соборности из уклада церковной жизни и взамен соборности
выстроить дисциплинарную вертикаль авторитарной власти.
Церковная жизнь не сводится к административным функциям
архиерея. Управление, построенное на принципе
иерархической диктатуры, не будет церковным. Поэтому
христианская совесть с тревогой воспринимает изменения,
вносимые церковной властью в уставы, меняющие
традиционное устройство церковной жизни в угоду
архиерейскому комфорту. Апостол указывает, «каким должен
быть епископ, и как должно поступать в доме Божием» (1
Тим.3:2-15), чтобы церковный Приход не превратился в
политическую или коммерческую организацию, прикрытую
именем Иисуса Христа.

Епархиальный епископ

УП 2009 года лишил Приходское собрание
статуса «высшего органа управления прихода» и
постановил: «Епархиальный архиерей является высшим
органом управления Прихода» (ст.5.1). Власть архиерея не
оспаривается. Различается епархиальная и приходская
власть. Архиерей непосредственно возглавляет епархию, а
приходом управляет опосредованно, через «поставленного
им настоятеля» (Устав РПЦ 11,1). Церковь не признаёт
«прямую» власть архиерея в качестве «непосредственной»
власти в приходе. 

По определению Устава РПЦ, «епархии —
местные церкви, возглавляемые архиереем» (Устав РПЦ,
10.1). Приход признаётся самостоятельным хозяйствующим
субъектом под управлением Приходского Собрания и
настоятеля. Назначение епископа «высшим органом
управления Прихода» нарушает Предание. Непосредственным
начальником для прихода является настоятель: «чтобы
епископ всем распоряжался по своей власти, и требующим
подавал через пресвитеров и диаконов со страхом Божиим»
(Ап. 41). 

Прежде пирамида приходской власти росла
снизу вверх: «Высшим органом управления прихода является
Приходское собрание, возглавляемое настоятелем» (УП 1988
г., ст.22- 23).

УП 2009 перевернул пирамиду власти
сверху вниз: «Епархиальный архиерей является высшим
органом управления Прихода» (УП, ст. 4,1; ст.5,1).
Архиерей назначен главой, собственником и распорядителем
хозяйства и финансов, владельцем имущества. Полнота его
прав не уравновешена обязанностями и ответственностью.
Харизматический дар управления формализован в
бюрократический. «Распоряжение» и «благословение»
отождествились.

К прочтению  Святой алексий, человек божий

Архиерей не входит в причт и Приходское
собрание, не приобрёл канонический статус в приходе.
«Высший орган управления приходом» остаётся за пределами
прихода, не является его членом, не исполняет
обязанности, не отчитывается и не отвечает за свои
поступки. А перед кем? Такая практика запрещена
Вселенскими канонами: «Да не будет позволено поставлять
епископа, в какое-либо село или в малый город, для коего
достаточно одного пресвитера» (Сард.6 и Лаод.57). 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: