Церковь отмечает третье обретение честной главы святого пророка, предтечи и крестителя господня иоанна

Гибель святого

Прежде чем перейти к знакомству непосредственно с событиями, ставшими причиной учреждения озвученного христианского праздника, следует немного узнать о том, что было раньше. Третьему обретению честной главы святого пророка Иоанна Предтечи предшествовало первое и второе обретение, которые стали возможными из-за насильственной смерти избранника Господня через усекновение главы.

Начнем с гибели святого. Ближайший предшественник Сына Божия, предрекший приход на Землю Спасителя человечества и крестивший Иисуса Христа в Иорданских водах, умер по воле некой Саломеи. Эта девушка являлась дочерью Иродиады, супруги царя Ирода Антипы, которую тот отнял у брата своего Филиппа — тетрарха Галилеи. У Ирода Антипы был день рождения. На этом празднике Саломея танцевала в угоду царю и его гостям. В благодарность Ирод Антипа пообещал исполнить любую просьбу плясуньи. Саломея из ненависти к святому Иоанну, потому как тот часто корил правителя за нечестное заключение брака с Иродиадой, пожелала стать обладательницей головы подвижника. Священное Писание гласит, что, услышав это, «царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей».



Заключенного к тому времени в тюрьму Иоанна Крестителя, поводом чему послужили осуществляемые им беспрестанные обличения Ирода Антипы, был послан оруженосец, и совершивший усекновение честной главы пророка. Водрузив страшный подарок на блюдо, палач, посетив царский праздник, преподнес его Саломее. Та же вручила голову святого своей матери Иродиаде. Уста уже мертвого Иоанна, по преданию, произнесли еще раз фразу, которую Антипа не раз слышал от живого праведника: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Царица в знак мести исколола острой иглой язык подвижника и предала священную главу земле в нечистом месте. Но святыня пролежала так недолго: одна благочестивая женщина по имени Иоанна, бывшая женой Иродова домоправителя Хузы, извлекла ее, поместила в глиняный сосуд и похоронила на Елеонской горе. Тело же Иоанна Предтечи забрали его ученики, погребли в Севастии и сообщили о гибели святого Спасителю. Усекновение честной главы святого отмечается христианами 29 августа (11 сентября). В народе эта дата именуется «Головосеком» и «Иваном-постом».

Третье обретение главы

Интересующее нас событие произошло около 850 года. В Константинополе начались волнения, связанные с ссылкой святителя Иоанна Златоуста. В это неспокойное время глава крестителя Господня оказалась в Емессе. Затем приблизительно в 810-820 гг. ее перенесли в Команы, причиной чему послужили набеги сарацин. После святыню предали земле в период гонений на почитателей икон. По окончании гонений патриарх Игнатий узрел в видении, случившемся во время ночной молитвы, место нахождения честной главы пророка Иоанна. Представитель духовенства сообщил о знамении императору. Тот направил в Команы делегацию, обнаружившую христианскую реликвию. Спустя время последняя вернулась в Константинополь, где ее положили в придворной церкви.



Сегодня святыня находится в студийском Предтеченском монастыре. Часть реликвии хранится на греческом Афоне.

Третье обретение главы Иоанна Предотечи. Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 4

Ћко бжcтвеное сокр0вище сокровeно в8 земли2, хъ tкрhлъ eсть нaмъ главY твою2 прbрче и3 птче. вси ќбо сошeд8шесz в8 тоS о3брётеніе, пёсньми бGоглaсными сп7са воспоeмъ, спасaющаго нaсъ tтлS, мlтвами твои1ми. 

Яко божественно сокровище сокровеное в земли, Христос открыл есть главу твою нам пророче и Предотече. Вси убо сошедшеся в тоя обретение, песньми богогласными Спаса воспоем, спасающего наш живот молитвами твоими.

Кондак, глас 2

К прочтению  Святой алексий, человек божий

Пррbче б9іи, и3 птче бlгодaти. главY твою2 ћко дaръ свzщeннэйшіи, t землS и3зъо3брётшеи, и3сцэлeніz всегдA пріeмлемъ. и4бо пaки ћкоже прeжде, в8 ми1рэ проповёдуеши покаsніе.

Пророче Божии, Предотече благодати, главу твою яко дар освящен на земли обретшии, исцеления всегда приемлем. Ибо паки яко же первее, в мире проповедует покаяние.

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Иконы

В Православной Церкви известны иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи еще ранневизантийской эпохи. В средневизантийский период широкое распространение получил иконописный сюжет, в котором Иоанн Предтеча склонился, а воин заносит над ним меч, действо происходит на фоне пустыни. Также святую главу изображали отделенной от тела, из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

Русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками, при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде, в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде.

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. XVII в. Россия

С усекновением главы Иоанна Предтечи символически связаны еще два иконописных сюжета: на иконах сошествия Христа во ад святой Пророк и Предтеча изображается возвещающим ветхозаветным праведникам пришествие Спасителя и скорое избавление из адской тьмы. Другой образ — так называемый «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», который был особенно распространен в России в XVI—XVII веках.

Иоанн Предотеча Ангел пустыни. XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

На иконе Иоанн Предтеча изображается как отшельник, проповедник покаяния, предшественник монашества, у него два больших крыла, которые символически означают пост и молитву, возносящие к Богу. На хартии (свитке, который он держит в руках) обычно написано: «Се Агнец, вземляи грехи мира» или «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное».

Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Икона из серии так называемых «таблеток» Софии Новгородской. Конец XV — начало XVI века. Государственный Русский музей

Распространены также иконы святого Иоанна Предтечи с клеймами — сценами из его жития.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием

Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Память 25 мая

После восстановления иконопочитания на константинопольском соборе 843 года честную главу возвратили в византийскую столицу около года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение главы св. Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Крестителя, хранящаяся в Амьене (Франция)

Студийская частица

После года часть честной главы Предтечи обреталась в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в году видел паломник Антоний.

На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей св. Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся св. Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове св. Иоанна.

В году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе.

В этот собор была перенесена и главная его святыня: лицевая часть честной главы святого Иоанна.

После революции года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.

Реликварий честной главы св. Иоанна Предтечи оставался в соборе до ноября года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а честную главу приказали отправить на кладбище. Но воля высокого начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув (Louis-Alexandre Lescouve) тайно вернулся в сокровищницу и забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну (Lejeune). В году глава св. Иоанна была возвращена в собор.

К прочтению  Крещение господне (святое богоявление) на украине

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в Средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  1. Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  2. С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает “кости Средних веков”.
  3. Лицевая часть, называемая головой св. Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем “кости Средних веков”. С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости Мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 1000 и 2500 лет.
  4. Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25-40 годами).
  5. Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому “средиземноморским” (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

Второе обретение главы Иоанна Крестителя

В период правления императора Константина Великого (272-337 гг.) в Иерусалиме главу Иоанна Предотечи нашли два монаха-паломника, которые пришли в город поклониться Гробу Господню. Одному из них явился Иоанн Креститель и указал местонахождения его главы.

Икона Второе обретение главы Иоанна Предотечи

Монахи-паломники взяли честную главу с собой, положив ее в мешок из верблюжей шерсти. По дороге они встретили гончара из сирийского города Емессы и по своей лености отдали ему главу Иоанна. Как сообщает церковное предание, Иоанн явился гончару и велел принять у монахов святыню и сохранить ее. Он в течение своей жизни бережно хранил главу Иоанна Предотечи, ежедневно возжигая светильники и вознося молитвы. Перед смертью гончар по повелению Иоанна Крестителя поместил главу в водоносный сосуд, запечатал и передал своей сестре. Он сказал сестре, чтобы она бережно хранила святыню, а перед смертью передала ее благочестивому христианину. Позднее глава Иоанна Крестителя оказалась у священника-арианина, который, используя исцеления, которые исходили от нее, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его коварство раскрылось, он спрятал главу Иоанна Крестителя в пещере неподалеку от города Емессы. Спустя некоторое время над пещерой появился монастырь, и в 452 году архимандриту обители явился святой Иоанн Предотеча и указал место сокрытия своей главы. Честная глава была найдена и перенесена в Константинополь.  

Вам это будет интересно

Обретение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской — праздник 25 июня…

К прочтению  Рекомендации роспотребнадзора для органов, организаций и специалистов

Троицкая родительская суббота — праздник 6 июня 2020 года

День преподобного Моисея Оптинского — 29 июня

Кириллов день — 22 июня

День памяти святого князя Феодора Ярославича Новгородского — 18 июня…

Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву (1606) — 16 июня…

День святого Варлаама Хутынского — 19 июня 2020 года

День преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой — 5 июня

День памяти равноапостольных царя Константина и матери его, царицы Елены — 3 июня…

Великорецкий крестный ход — 3 июня

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Богослужение

На Усекновение главы Иоанна Предтечи совершается праздничная служба — Всенощное бдение. Стихеры празднику были написаны гимнографами преподобным Иоанном Дамаскиным (VII—VIII вв.) и патриархом Германом (VIII в.). На великой вечерни читаются три паремии — отрывки из книг пророка Исаии (Ис. 40, 1–3, 9; 41, 17–18; 45,8; 48,20–21; 54,1), пророка Малахии (Мал.3,1–3, 5–7, 12, 18, 17; 4, 4–6), царя Соломона (Прем. 4,7, 16–17, 19–20; 5,1–7), в которых содержатся пророчества об Иоанне Предтече. На Утрени читают два канона, написанных в VIII веке. Первый канон составил преподобный Иоанн Дамаскин, второй — святитель Андрей Критский. Апостольское и Евангельское чтения на Литургии посвящены событиям усекновения главы Иоанна Предтечи: 33 зачало Деяний святых апостолов (Деян. 13, 25-32) и 24 зачало Евангелия от Марка (Мр. 6,14-30).

Несмотря на то, что произошло скорбное событие, Церковь Христова его радостно празднует, восхваляя светильника Вселенной и победоносного страдальца, о чем и поем в стихерах на малой вечерни: «На блю́де принести́ твою́ главу́, И́род беззако́нныи, скве́рней Иродиа́де, отсе́к со дерзнове́нием, повелева́ет, всеблаже́нне. О́ чю́до стра́шно и пресла́вно слы́шание. Но Христо́ва Це́ркви, ра́достно пра́зднует твое́ страд́ание».

Праздновать верным честную память Пророка и Предтечи повелевает и канон Андрея Критского: «Пусты́ни кра́сное овча́, Заха́риин пло́д, и Елисав́етино без наде́жи прозябе́ние, предповелева́ет ве́рным торжествова́ти, честну́ю его́ па́мять».

Фрагмент иконы Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи — это день, в который мы, соблюдая строгий пост, празднуем победу Пророка и Проповедника Христова над скверным беззаконием.

Библиотека Русской верыКанон усекновению главы Иоанна Предотечи →

Читать онлайн

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Па́мять пра́веднику с похвала́ми, тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне Предоте́че. Яви́л бо ся еси́ вои́стину Проро́к честне́йши, я́ко и в бы́стринах крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́данного. Те́мже за и́стину пострада́в, ра́дуяся благовести́л еси́ во а́де су́щым, Бо́га я́вльшагося пло́тию, взе́млющаго грехи́ ми́ра, и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Русский текст:

Память праведника почитается похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предотече, явился ты поистине из пророков честнейший, ибо удостоился в быстром течении крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав, с радостью благовествовал и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, вземлющего грехи мира, и подающего нам великую милость.

Кондак. Церковно-славянский текст:

Предоте́чи сла́вное усекнове́ние, смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ствено, да и су́щым во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие. Да рыда́ет у́бо Ироди́я, беззако́нно уби́йство испроси́вши. Не зако́н бо Бо́жии, ниже́ живы́и ве́к возлюби́, но ле́сть вре́менную.

Русский текст:

Предотечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы и пребывавшим во аде проповедать пришествие Спасителя. Да рыдает же Иродиада, беззаконное убийство испросившая. Не закон бо Божий возлюбила, не вечную жизнь, но лесть временную.

Величание празднику:

Велича́ем тя Крести́телю Спа́сов Иоа́нне, и почита́ем вси честны́я ти главы́ усекнове́ние.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: