Проповедь на праздник собора архистратига миха́ила и прочих небесных сил безплотных

21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Опубликовано 19.11.2018 07:23

Седмица 26-я по Пятидесятнице.  День постный (Пища с растительным маслом)

Святые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом невечерним. Почитание святых Ангелов в Церкви Божией столь же древнее, как и сама Церковь. Оно не прекращается, начиная с первых времен бытия мира.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до первого Вселенского Собора.

Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Cерафимы, Херуфимы и Престолы. Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. В следующую иерархию входят также три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Ангел – значит вестник, посланник. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они просвещают низших.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто, как Бог») — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами. Обращаясь к остальным Ангельским Силам, он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига Михаила.

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения

Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.

Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил — в поднятой правой руке — обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный».

Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил — в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил — на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил — держит в руке весы

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, глас 4

Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил 

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, глас 2

Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи

Величание

Величаем вас,/ Архангели, и Ангели/ и вся Воинства,/ Херувими и Серафими,// славящии Господа.

Падение денницы

Весь ангельский мир был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, так же, как и люди, имеют ум и ум их много более совершенен, чем человеческий. Ангелы — вечны.

Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех.

Это и произошло с одним из самых могущественных, красивых, талантливых и приближенных к Богу верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты», обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордился (Иез.28:17) и пожелал быть равным Богу (Ис.14:13-14). Он восстал против Бога и в безумии своем задумал низвергнуть вечный Престол и самому воцариться на место Бога. 

    

Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей, превратившись в демонов. 

Тогда предводитель Сил Небесных Архистратиг Михаил собрал вокруг себя легионы Ангелов, оставшихся верными Богу и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями в преисподюю. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу.

С тех пор в руках архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога.

Историческая справка

Праздник Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных последователи Иисусова учения стали отмечать на старте IV-го столетия н.э. Это религиозное торжество было учреждено и внесено в христианский календарь участниками одного из Соборов – Лаодикийского. В рамках указанного религиозного мероприятия поклонение людей ангельским силам как создателям земного и небесного миров, а также царям Вселенной подверглось резкой критики и осуждению. По сути, духовенство расценило его как разновидность ереси. В результате появился интересующий нас праздник, призванный расставить все по местам в упомянутом выше вопросе. Отныне православные христиане должны были почитать небесные силы и воспринимать их в качестве главных помощников Бога, но не равных Творцу.

Для празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных не зря выбрали именно ноябрь месяц. Тому есть, по крайней мере, два вразумительных объяснения. Во-первых, последний осенний месяц являлся девятым месяцем в году, ведь в древности каждый 365-дневный цикл начинал свой отсчет с марта. А во-вторых, число 9 указывало на количество ангельских чинов в небесном мире. По старому летоисчислению, главенствующему в описываемую эпоху, праздник выпадал, согласно распоряжению участников Лаодикийского Собора, на 8 ноября. Это – прямая указка на грядущий День Страшного Суда, когда Собор всех Сил Небесных состоится в реальности, согласно текстам священных книг, в том числе Апокалипсиса. Ангелы и начальствующие над ними силы будут в «день осмый» сопровождать Спасителя, который во второй раз придет на Землю, дабы сразится воочию со злом, творимым дьяволом.



Икона-покровитель и Михаил

Согласно православной христианской традиции, каждый ангел является чьим-то покровителем. Каждая икона может помогать тем, кто молится Богу и надеется на чудо.

Этот образ стал считаться покровителем начальников, главнокомандующих, а также военных. Икону брали с собой во время боя, ставили у себя в комнатах те, кто хотел добиться повышения.

Наибольшей популярностью пользуется икона из Новгорода. Она было написана в конце пятнадцатого века и считается сделанной по канону. Тем не менее, в каждой церкви есть своя икона, прославляющая Собор Архистратига Михаила и его Небесную Армию – защитников людей, вестников Божьей воли.

В Москве возвышается храм-усыпальница на главной площади, в Кремле. Этот храм посвящен святому. Там празднуют Собор Архистратига Михаила. Проповедь в это время читается торжественная.

На иконах святого обычно изображают стоящим над поверженным дьяволом, держащим в одной руке финиковую ветвь в знак победы и мира, а в другой — копье или меч. На его оружии, как правило, нарисован крест красного цвета.

Финиковая ветка также символизирует и дерево, которое росло в Раю. Он подарил ее Деве Марии в знак своей любви и верной службы.

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Чудо Архистратига Михаила в Хонех произошло в IV веке. Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила. Около того храма тек источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу, исцелилась немая дочь одного из местных жителей. В благодарность небесному заступнику мужчина возвел здесь храм. К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.

К прочтению  Новостная служба "православие и мир"

В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет пономарил благочестивый Архипп. Однажды язычники задумали уничтожить храм и убить пономаря. Для этого они соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп горячо молился Архангелу Михаилу, и Архистратиг явился ему, жезлом открыл в горе расселину и увел в нее воды бушующего потока. Храм остался невредимым. Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина». Отсюда — название «чудо Архангела Михаила в Хонех».

Архистратиг Михаил

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян.

Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (). По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения ().

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителям в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян… внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей мы возбрани поити на Великии Новгород»».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. ХIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Ангельская иерархическая лестница

Существует классификация ангельских чинов. Она описана во многих священных текстах, имеющих весьма почтенный возраст. Исходя из них, следует говорить о трехступенчатой ангельской иерархии: Высшей, Средней и Низшей. На каждой ступени располагаются три чина.

К Высшей Ангельской иерархии относятся, прежде всего, шестокрылые Серафимы. Иначе их называют Огненными или Пламенеющими. В сердцах их ангельских действительно горит безграничная любовь к Творцу, которую Серафимы стремятся всеми силами разбудить в душах человеческих. Данные чины находятся ближе всех к Господу Богу.

Вторыми после Серафимов являются Херувимы, что значит «Просвещение». Функция данных ангельских чинов заключается, собственно, в ниспослании верующему человеку мудрости для познания Бога.

Последние на данной ступени иерархической ангельской лестницы – Престолы. Они выполняют роль судей Господних и являются Богоносными.

Перейдем к Средней Ангельской иерархии. Ее представителями являются в первую очередь Господства. Из названия данного ангельского чина понятно, что относящиеся к нему небесные создания начальствуют над всеми нижеследующими бесплотными силами. Кроме того, в их обязанность входит наставлять на путь истинный наместников Бога на Земле. Главное, чем учат своих подопечных Господства, — это борьба с соблазнами, плотскими желаниями, владение собой.



Следующий ангельский чин Средней Небесной иерархии нарекли Силами. Последние являются исполнителями Господней воли. Именно через них праведники и подвижники получают дар исцеления болезней, дар прозорливости и прочие сверхъестественные способности, обусловленные снисхождением Святого Духа. Силы дают людям терпение, смелость, мужество, нужный душевный настрой.

Замыкают список представителей Средних ангельских чинов Власти. Им Богом дарована сила защищать верующих от нападений бесовских и искушений, помогать в борьбе с негативными мыслями, укрощать сатану.

Какие ангельские чины входят в Низшую Ангельскую иерархию? Это Начала, Архангелы и Ангелы. Первые являются силами, господствующими над более низшими ангелами. Они контролируют выполнение небесными созданиями воли Божьей в отношении земных людей, учат властителей мудро управлять человечеством для пользы своих подчиненных.

Призвание Архангелов – возвещать о воле Божьей православным христианам, о грядущих событиях, пророчествовать, поддерживать и возрождать в людях веру в Господа.

Последние на низшей ступени ангельской иерархии – Ангелы. В их компетентности находится наставление православных в вере, способствование развитию ими в себе добродетелей. Главная же роль – это роль хранителей человеческих: хранителей от нечаянной и внезапной смерти, опасности и т.д.



Ангельские чины

  • Серафимы – святые с шестью крыльями. Они несут в себе пламенную и бескорыстную любовь к Богу.
  • Херувимы – с четырьмя крыльями, дарящие познание, мудрость и ум.
  • Престолы — вестники, которые несут на себе Бога. Он, словно на престоле, восседает во время свершения суда.
  • Господства – ангелы, которые должны помогать советами и наставлениями монархам и тем, кто находится у власти.

  • Силы – отвечают за чудеса, которые случаются с теми, кто угоден Богу.
  • Власти – служат для укрощения дьявольской силы.
  • Архонты – управляют всей Вселенной и стихиями.
  • Архангелы – учителя, которые защищают людей, давая им нужные для этого знания. Их возвышает Собор Архистратига Михаила.
  • Ангелы – последние в списке. Чаще всего контактируют с людьми. Появляются на земле для того, чтобы подталкивать человека к правильному деянию.

В Откровениях упоминаются семь херувимов, каждый из которых, как указание на гонца, держит по трубе.

Ангелы-хранители

Сатана со своими слугами ополчается на верных Богу людей, стараясь оттеснить от Бога и духовно погубить всякого из великого Божия наследия — рода человеческого. И для помощи в этой лютой борьбе ко всякому из нас приставлен добрый Ангел Хранитель.

У каждого христианина есть Ангел-Хранитель, с которым он соединяется во время Таинства Святого Крещения, и который невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни. Задача Ангела-Хранителя — способствовать спасению подопечного. Они охраняют наши души и тела, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, наконец, после смерти и отводят души окончивших земную жизнь в вечность. Ангелы-Хранители являются нашими ближайшими духовными наставниками и покровителями.

Людям Ангелы являлись в реальной жизни в образе людей, в снах и видениях воспринимались силой очищенного от страстей сознания в «созерцании истинном».

Мы, грешные люди, не видим их, как видят их святые. В жизнеописаниях святых рассказывается, что многие из них видали Ангелов, плачущих у входа в те дома, где охраняемые ими люди предавались бешенству страстей. Если вспомнить, как в это время скорбные Ангелы со слезами молятся Богу о помиловании тех людей, за которых Христос лил свою кровь и которые своими делами вновь распинают Христа, если мы подумаем о том, какими опасностями мы со всех сторон окружены, мы поймем, как нужны нам тогда такие чудные Хранители.

Согласно учению Православной Церкви, личного имени конкретного ангела-хранителя человек знать не может, так как ангел дан человеку Богом и невидим для человека. Поэтому для каждого ангела-хранителя не назначается отдельного дня общественного его воспоминания, а установлены особые дни чествования всех небесных сил, когда вспоминаются все ангельские силы. Таким общим днем памяти всех ангелов является 8 (по юлианскому стилю)/21 (по григорианскому) ноября — Собор Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных

Следует обратить внимание, что именины, или день ангела, несмотря на свое название, не являются днем празднования ангела-хранителя, а является днем памяти святого, чье имя носит (крещеный) человек. Церковь призывает обращаться к покровительству и защите ангелов частно, в домашних молитваx

Кроме личных Ангелов-хранителей (приставленных к каждому человеку) есть Ангелы-покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.

Отцы Церкви говорят об Ангелах как о соработниках людей

В истории и во многовековом опыте Святой Церкви явления их занимают очень важное место

Ангелы

В христианской религии ангелы являются лишь вестниками воли Божьей. Они могут только доносить ее до людей, являясь им в разных видах или подталкивая их к нужному и правильному решению.

Согласно Новому Завету, у святых на небе есть определенная иерархия в девять станов. За неповиновение воле старшего они могут быть сосланы или сложить свои крылья, ставши падшими.

Ангелы призваны защищать Бога и в случае потребности могут стать армией для защиты. В честь каждого из них есть свои праздники Русской Православной Церкви.

Практически в каждой мировой религии существуют ангелы. В исламе, к примеру, это одни из центральных действующих лиц.

Предводителем же армии Бога в христианстве считается Архистратиг Михаил.

Архангелы

  • Архангел Михаил стал вождем войска на небесах, готовым защищать Божье царство во время конца света. Церковь считает, что он, некогда победивший Сатану, готовится еще к одной битве. А нечистой силе пришлось заставить всех иконописцев в мире не изображать тот страшный бой, в котором она проиграла Михаилу и лежала у его ног. В честь архангела Михаила отмечают 21 ноября православный праздник.
  • Архангел Гавриил, чье имя означает «Божий муж», призван носить радостные новости. Он охраняет избранный народ. Гавриилу посвящены разные дни праздников православных. Так, его чествуют и 26 марта, и 13 июля, как было принято еще при старом календарном стиле.
  • Варахиил — он же «благословение от Бога». Этот архангел не встречается в Библии, его можно найти лишь в преданиях. Варахиил одаривает праведных людей за их веру в Бога. Часто изображен с белыми розами на груди, которые он дарит людям за их доброту.
  • Салафиил – «молится Богу». Этого архангела не упоминают в Библии, только в неканонических писаниях. Салафиил должен вразумлять и наставлять людей с помощью молитв. Даже на иконах он изображен в молитвенной позе. Праздники православной церкви не включают точно указанного дня этого архангела.
  • Иегудиил – «Божья похвала». Имя архангела существует в древних преданиях. На изображениях Иегудиила он держит в руке венок из золота как дар от Бога для тех людей, которые своим примерным поведением искупили первородных грех и стали святыми.
  • Рафаил – этот архангел призван помогать Богу. Люди должны следовать примеру святого и тоже пытаться помогать своими действиями Владыке.
  • Уриил – имя архангела переводится как «Божий огонь». По традиции православной церкви, именно этот святой встал у ворот в Рай, после того как из него были изгнаны за свои грехи первые люди. Этот архангел просвещает невежд, дарует им знания.
  • Архангел Иеремиил – «Божья высота». Он должен посылаться Всевышним к тем людям, которые утратили надежду или же начали вести недостойную жизнь. Святой должен направлять на высокий путь, который приведет их к Благодати.

9 ангельских чинов

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию. Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства () владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы () исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (; ) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами. В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала () начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы () благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы () наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Ангельская иерархия

Количество Ангелов неисчислимо, их значительно больше, чем всех людей и все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных. 

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую.

Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

К прочтению  10 февраля.церковь чтит память преподобного ефрема сирина

Серафимы («Пламенеющие», «Огненные») (Ис. 6:2-3) — шестокрылые ангелы, которые находятся ближе всех Пресвятой Троице. Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

Херувимы («заступники», «умы, «распространители познания»(Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11) — четырёхкрылые и четырёхликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

Престолы (Кол.1:16, Иез 1:15-21; 10:1-17) — Богоносные по благодати ангелы. Они служат правосудию Божию. На них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

Среднюю ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет.3:22; Рим 8:38; Еф. 1:21) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет.3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Рим 8:38; Еф. 1:21; Кол.1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол.4:16) — учители небесные, учат людей, как поступать в жизни, благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») (Откр. 12:7) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

Борьба за человеческие души

На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. Духам злобы нечего делать там, где люди исполняют и без того то, что этим духам так желательно: изменяют Богу. Такие люди сами добровольно производят их работу. Их цель иная. Их цель — оттеснить от Бога людей, которые к Нему тяготеют душой, людей, которые знают сладость духовной жизни, людей, которые могут жизнью своею прославлять Бога и увлекать к Богу иные души. Сокрушить праведника, тонким искушением довести его до соблазна, растлить душу, довести ее до отчаяния — вот какою целью задается враг. Великие древние отцы египетских пустынь, наш преподобный Сергий и его последователь, великий старец Серафим Саровский — все они терпели лютые нападения. Демон являлся им во всевозможных видах. Им казалось, что келья их рушится, они слышали страшный хохот, рев и вой: «Уходи отсюда». Старца Серафима сатана подымал на высоту и сбрасывал его вниз. 

Там, где готов вспыхнуть живой очаг веры, пламенеющий костер благодати, там демон употребляет все усилия, чтобы этот костер погасить. У бесов (как и Ангелов) различные способности: одни «специализируются» на жадности, другие нагоняют блудные страсти, третьи — гнев, четвертые — тщеславие, и т. д.

В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысл Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе.

Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.

Однажды к Оптинскому старцу Амвросию пришел священник, который сомневался в личном существовании духов, но не решился высказать старцу своего сомнения. По прозорливости своей отец Амвросий без слов увидал эти его сомнения и решил на деле убедить священника в том, чего он не мог принять без доказательств. Отец Амвросий на несколько минут закрыл свои глаза, и тогда священник увидал, что весь воздух кельи до тесноты наполнен страшными призраками. Он весь задрожал и похолодел.

Сомнению не было места. Отец Амвросий ему тогда сказал: 

— Видел?

— Видел, батюшка, — отвечал священник.

И все было сказано.

https://youtube.com/watch?v=wlu4c1kjsFs

Православный календарь:

Интересные факты об Архангеле Михаиле

Считается, что именно Архангел Михаил являлся и помогал Жанне д’Арк. Архистратиг поручил Жанне осуществить ее миссию — короновать Карла VII в Реймсе. По легенде, при освобождении Орлеана от англичан Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя появился в небе и сражался на стороне французов.

По преданию балканских христиан, Архангел Михаил научил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Именно поэтому на местных иконах Флора и Лавра часто изображают с конями, поводья которых держит в руках Архистратиг.

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил. Копты переняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай.

Ангельский мир

Современная наука ведет поиски разумных существ в далёких галактиках, между тем как иной мир намного ближе к человеку. Явления духовных существ в нашем материальном мире известны давно, но, как правило, далёкий от Церкви человек либо полностью отвергает возможность влияния духовного мира на нашу жизнь, либо представляет себе это влияние в искажённом виде.

Параллельно миру физическому существует духовный мир. Это духовные существа, обладающие независимой волей, разумом и возможностями, не сравнимыми с возможностями человека. 

Ангелы для многих людей уже давно перешли в мир мифов и фантазий. Сегодня изображения их с пухлыми детскими личиками и маленькими крылышками украшают витрины магазинов в рождественские праздники. В сознании людей сформировался не соответствующий действительности образ Ангела — «купидона». Однако Ангелы — реальные небесные существа, играющие важную роль как в нашей жизни, так и в мировой истории.

   

Ещё до сотворения видимого мира и человека Бог сотворил невидимый мир и ангелов. С точки зрения человеческого восприятия, Ангелы являются невидимыми, безтелесными существами, но на самом деле они имеют «огнеподобное» тело — более тонкое, чем известная нам материя. Они безсмертны, неизменны, имеют тот вид, в котором были изначально сотворены Богом (периода младенчества у них не было). Природа Ангелов духовна, они не имеют пола и не нуждаются в материальной пище и отдыхе. Они передвигаются с огромной скоростью, и, хотя не вездесущи, а ограничены пространством (находясь на небе, не могут одновременно находиться и на земле), их ограниченность не имеет никакого отношения к земным человеческим ограничениям: стены, двери, замки не могут им препятствовать. Способности и сила Ангелов очень велики и значительно превышают человеческие: они намного больше людей знают о Боге, Его воле, Его созданиях, духовном мире, самих людях и других земных тварях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: