Церковь празднует собор 70-ти святых апостолов

Молитвословия

Тропарь апостолов

глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов

глас 2

Христовых учеников лик седмьдесят/ Божественно, вернии, в песнех восхвалим,/ теми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную,// и пребывают светильницы Божественныя веры.

Тропарь преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго

глас 8

Постническое житие облобызав/ и многими труды от младых ногтей себе обложив,/ на степень диаконства произведен быв, всечестне, / в коем служил еси в церкви Божия Матере непорочне, / Ейже молися, / во еже спастися душам нашим.

Кондак преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго

глас 2

Велие имел еси воистинну воздержание, славне, / и многое показал еси лощение, о Ахило, / зане едва единою в седмицы,/ и се едину малу просфору снедаше/ и бденным стоянием к Нему выну дручашеся,/ тем тя, яко постника и преподобным сообщника/ чтуще, ублажаем.

Тропарь святителя Евстафия, архиепископа Сербского

глас 4

Избран от Бога, возлюблен от людей, / архиереов Божественная красото, / отче Евстафие, Ангелов сослужителю, / таин же Божественных проповедатель был еси,/ темже моли Христа Бога со всеми святыми / избавится от всяких зол / молитвами твоими, блаженне, / и спастися нам, / чтущим любовию святую память твою.

Кондак святителя Евстафия, архиепископа Сербского

глас 6. Подобен: Еже о нас:

Свыше благодать прием от Бога, / во святительское подобие облеклся еси/ и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней. / Темже память твою чтуще,/ прославляем Бога, прославльшаго тя.

Тропарь апостола Фаддея

глас 2

Днесь Едес град веселится,/ прием тобою Крещения баню,/ и Авгарь, страстей пременен, твою память славит./ С нимиже поем и мы:/ веселия духовнаго исполни живот наш/ и страсти исцели,/ Фаддее апостоле, молитвами твоими.

Кондак преподобнаго Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского

глас 3. Подобен: Дева днесь:

Яко Ангел во плоти на земли показася, / пощением насажден бысть, отче преподобне Феоктисте,/ наставник иноком многим быв,/ сего ради вопием ти: / моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Святой Симеон

Святой Симеон по прозванию Нигер; о нем упоминает в Деяниях святой апостол Лука, говоря: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер» (Деян.13:1). О том же, что и он принадлежал к лику апостольскому, свидетельствует святой Епифаний, поставляя его между апостолами, ибо он так перечисляет их имена: «Марка, Луку, Иуста, Варнаву, Апеллия, Руфа, Нигра (т. е. Симеона Нигра) и прочих семьдесят два226. Таким образом, святой Епифаний удостоверяет нас, что лик сих меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц, и что святые Симеон Нигер – был один из этого числа апостолов. Кроме того, святой Иоанн Дамаскин227, в Октоихе пятого гласа в среду на вечерне, после двенадцати апостолов упоминает и собор семидесяти двух апостолов.

Благодатными молитвами всех сих апостолов да сподобимся и мы быть причастниками небесного блаженства и лицезреть Высшего Апостола и Архиерея исповедания нашего Иисуса Христа, восхваляя его с Богом Отцом и Святым Духом, во веки веков, аминь.

Собор 70-ти апостолов

Перед последней проповедью в Галилее Господь избрал 70 апостолов, чтобы они по двое пошли в галилейские города и приготовили их к приходу Христа. Миссия 70-ти, в отличие от служения 12-ти апостолов, была временной; 70 апостолов — это апостолы («вестники») в самом общем смысле. 70 учеников, посланных Христом, и 70 апостолов, соборную память которых празднует Церковь, — это не одни и те же люди. В «Житиях святых» святитель Димитрий Ростовский говорит, что «близ вольного страдания Господня умалишася зело ученицы Его, и едва кто от Седмидесяти остался при Нем». Лик 70-ти был восполнен в течение I века: в него вошли и те, кто мог не видеть Христа и был обращён трудами апостолов; так, в лике 70-ти апостолов есть ученики апостола Павла — Лука, Тимофей, Тит, Сила и другие.

Священное Писание

Деян., 42 зач., XIX, 1-8

1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, 2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

7 Всех их было человек около двенадцати.

8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

Мк., 1 зач., I, 1-8

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, 2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

7 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; 8я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Евсевий

Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, в первой книге своей истории, в двенадцатой главе пишет следующее: «им каждого (из двенадцати) апостола Христова довольно известно всякому из свидетельства евангельских, а перечня семидесяти апостолов вполне точного, нет нигде. Если же внимательнее всмотреться в дело, то можно найти их более семидесяти, придерживаясь только одного свидетельства святого апостола Павла, который в первом послании к Коринфянам говорит: «Что явился (Христос по воскресений Своем) Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» (1Кор.15:5–6). Из таковых многих трудившихся в деле благовествования о Христе, в первенствующей Церкви, просветивших верою разные страны подобно святым апостолам, и достойных поэтому имени апостольского, о некоторых упомянем здесь особливо.

К прочтению  Паломничество за границу

Из истории праздника

Основанием праздника послужило евангельское событие, когда Иисус Христос, помимо двенадцати апостолов, избрал «и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти…» (Лк. 10, 1-2). Это произошло в третью, последнюю, Пасху Спасителя.

Однако в полной мере соотносить список семидесяти учеников, которых тогда избрал Христос, и Собор семидесяти апостолов нельзя. Часть из тех людей отпали от великой миссии, возложенной на них Господом. Некоторые апостолы, которые сегодня почитаются в числе Собора, обрели веру и стали проповедовать уже после Вознесения Христова. Но упомянутое евангельское событие служит основанием праздника, поскольку 70 апостолов стали преемниками той великой миссии, которую первоначально возложил Христос на своих учеников. Празднование Собора было установлено Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в их почитании.

Святой Марк

Святой Марк, он же и Иоанн, о котором как спутнике Павла и Варнавы, много раз упоминают Деяния Апостольские, как например, в следующем месте: «А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком» (Деян.12 и др.), был епископом в городе Библосе, в Финикии217. Святой Марк творил многие чудеса и имел такую благодатную силу, что от одной его тени исцелялись болящие218.

Святой Зина, по прозванию Законник т. е. учитель закона Моисеева, о котором святой апостол Павел упоминает в послании к Титу, говоря: «Зину законника позаботься отправить ко мне» (Тит.3:13), был епископом в Диосполе.

Святой Аристарх, о котором упоминается в Деяниях Апостольских (Деян.19:29) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (Кол.4:10) и к Филимону (Филим.1:23), был епископом в городе Апамеи219.

Святой Пуд, о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею, говоря: «Приветствует тебя и Пуд» (2Тим.4:21), был членом римского сената. Он был человек благочестивый, принимал в своем доме святых апостолов Петра и Павла и многих верующих. Впоследствии дом его был обращен в церковь, которая называлась «Пастырскою» и в которой, по преданию, священнодействовал святой апостол Петр.

Святой Трофим, о котором дважды упоминают Деяния Апостольские (Деян. 20:4, 21:29) и святой апостол Павел в том же послании к Тимофею, говоря: «Трофима же я оставил больного в Милите» (2Тим.4:20), вместе с апостолами Пудом и Аристархом сопутствовал во всех гонениях апостолу Павлу и, наконец, когда святой апостол Павел в Риме при Нероне был усечен мечом вместе со своими двумя сотоварищами также был обезглавлен220.

Святой Марк, племянник апостола Варнавы, был епископом в Аполлониаде Вифинской221. О нем упоминает святой апостол Павел в послании к Колоссянам вместе с выше упомянутым апостолом Аристархом: «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы» (Кол.4:10).

Святой Артема, о котором говорит святой апостол Павел в послании к Титу: «Когда пришлю к тебе Артему» (Тит.3:12), был епископом в Листрахе222.

Святой Акила, о котором упоминается в Деяниях Апостольских (Деян.18:1–3) и в посланиях апостола Павла (Рим.16:3–4 и др.), был епископом в Гераклее, слово же Божье проповедовал в Азии и Ахаии и за проповедь свою приял мученический венец223.

Святой Фортунат, о котором упоминает святой апостол Павел в первом послании к Коринфянам (1Кор.16:17–18), неустанно трудился, проповедуя имя Христово; и после многих трудов воспринял блаженную кончину.

Святой Ахаик, о котором вместе с Фортунатом упоминает в том же послании к Коринфянам святой апостол Павел, говоря: «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили» (1Кор.16:17–18).

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Тим. 4, 5-8; Мк. 1, 1-8

Перед явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения, был послан Св. Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: «покайтесь — и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15). Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю, и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера таким образом рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и не живодейственна.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В Послании апостола Павла к Титу звучит мысль о том, что человек спасается не своими — возможно, праведными — делами, но только милостью Божией (Тит. 3, 4–7). Эти замечательные слова можно распространить не только на дело спасения, но и вообще на всякое дело, которое совершает человек. Чем больше у человека возможностей, чем выше он стоит на лестнице власти, чем больше у него материальных средств, тем больше искушений думать, что все происходящее, в том числе при его участии, есть результат его таланта, его сил, его знаний, его богатства. Но если человек что-то совершает, то либо с помощью Божией, либо потому, что Бог попускает ему совершить те или иные дела. А без воли Божией ничего не происходит.

Св. Иосиф.Никодим. Гамалиил

Святой Иосиф, происходивший из Аримафеи229 и бывший тайным учеником Иисуса Христа, а потом испросивший пречистое его тело у Пилата (Лк.23:50–52; Мф. 27:67; Мк. 15:42; Иоан. 19:38), также был изгнан завистливыми иудеями из пределов иудейских и проповедовал Христа в Англии, где и преставился. Жителями Англии он почитается как апостол их страны230.

К прочтению  Начало индикта. церковное новолетие

Святой Никодим, приходивший к Иисусу ночью послушать его учения (Иоан.3:1–2) и давший благой совет иудеям не осуждать его, прежде чем услышать его Самого и рассмотрят его дело (Иоан.7:50–51), а потом предавший вместе с Иосифом тело Иисусово погребению и намастивший его ароматами (Иоан.19:39), – также пострадал от иудеев за веру во Христа и Апостольскую проповедь, и был изгнан из Иудеи231.

Святой Гамалиил был учителем святого апостола Павла. Он подал благоразумный совет синедриону относительно проповеди святых апостолов, сказав: «Если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян.6:34–40). После мученической кончины архидиакона Стефана, он взял его тело и похоронил у себя в селе недалеко от Иерусалима. Также он скрывал изгнанного за проповедь Христову святого Никодима, которого и похоронил после кончины его, близ гроба святого первомученика Стефана, где потом был погребен и сам232.

Евнух царицы Эфиопии Кандакии, крещенный святым апостолом Филиппом на дороге (Деян.8:26–39) и обративший эту царицу к Христу, был первым проповедником о Христе в Эфиопии233, где и скончался мученическою смертью.

Святой Закхей, который принял с радостью в доме своем Господа и услышал от Него: «ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19:1–10). По вознесении Господнем Закхей последовал за святым апостолом Петром им был поставлен епископом Кесарии Палестинской234, где и проповедовал о Христе235.

Святой Корнилий сотник, крещенный святым апостолом Петром (Деян.10), которым был потом поставлен епископом, проповедовал Христа в городе Скепсии236, где и скончался с миром237.

Святой Логгин сотник, который стоял на страже при Кресте Господнем и исповедал, что Иисус есть воистину Божий Сын (Мф.27:54). После погребения Господа Логгин опять стоял на страже у гроба Господня и был очевидцем Воскресения Христова, о чем и свидетельствовал пред всеми. Впоследствии он проповедовал о Христе в Каппадокии, где и пострадал мученически238.

Святитель Евстафий I, архиепископ Сербский

Святитель Евстафий был родом из области Будимльской в Сербии. Юноша принял постриг в монастыре Архангела Михаила в Зетской области (Черногория) и проводил суровую иноческую жизнь.
Известно, что он отдавал нищим даже свое монастырское пропитание и одежду. Совершив паломничество в Иерусалим, он поселился на Святом Афоне в сербском монастыре Хиландар. Преподобный Евстафий приобрел известность как строгий аскет и добрый учитель и был возведен в сан игумена монастыря. Через несколько лет его рукоположили во епископа Зетской епархии. Тогда святитель и вернулся на родину. Богатый духовный опыт и иноческая жизнь снискали ему любовь соотечественников, и святитель Евстафий был избран на престол архиепископов сербских, преемников святого Саввы. Семь лет святитель Евстафий управлял Сербской Церковью и мирно скончался около 1285 года. Тело его было погребено в монастыре Жидоча, а при его раке совершались многочисленные исцеления. Позже нетленные мощи святого были перенесены в Пеши.

Святой Лазарь

Святой Лазарь, бывший мертвым в течение четырех дней и воскрешенный Господом. Во время гонения на церковь Иерусалимскую, после убиения святого первомученика Стефана, он был изгнан из пределов Иудеи (Деян.8:1) и пущен в море на лодке, без весел вместе со святым учеником Господним Максимином и со святым Келидонием, который родился слепым, но был исцелен Господом. По Божественному произволению, лодка приплыла к острову Кипру и святой Лазарь начал проповедовать в городе Кидонии о Христе. Впоследствии он был в этом город рукоположен апостолом Варнавой в сан епископа, и там же на острове Кипре он почил в мире. Святое тело его спустя много лет было обретено на том острове в мраморном ковчеге, на котором была надпись: «Четверодневный Лазарь, друг Христов»228.

Апостольское служение

Сила апостольского слова и деяний дошла до наших дней. Благовестники положили немало трудов и даже отдали жизни за просвещение народов. Всем известно, что в наших краях побывал апостол Андрей. Но вот не все знают, что много проповедовал на русском юге апостол от семидесяти — Климент. Он был епископом Римской Церкви, рукоположенным апостолом Петром. За то, что Климент отказался принести жертву языческим богам, его сослали в каменоломни, располагавшиеся на краю империи, а именно в Херсонес. Святой просвещал территории современного Крыма светом живой веры, многие язычники после его проповедей принимали святое крещение. За это апостольское служение Климент принял мученический венец — разгневанный император Траян приказал утопить святого в море. 

Благодаря проповедникам, поставленным во епископы, по большей части, святыми Петром и Павлом, и входящими в состав чествуемого сегодня Собора, зазвучали слова благовестия в разных уголках земного шара от Африки и Индии до территорий современных европейских государств.  

К числу семидесяти апостолов принадлежат и евангелисты Марк и Лука. Они оба были последователями Самого Христа, и свидетелями Его земной жизни. Церковное предание гласит, что в ночь Крестных страданий Христа Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ, но убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51-52). Евангелист Лука был из числа как раз тех семидесяти учеников, которых Сам Господь «как агнцев среди волков» (Лк. 10, 3) отправил благовествовать приблизившееся Царствие Божие.

Для чего нужна святая вода?

Святая вода — это святыня, это Божие благословение человеку. Относится к ней нужно с почтением. Как правило, святую воду пьют натощак, при этом читают молитву. В особых случаях святую воду пьют и не на голодный желудок. Например, при болезнях, каких-то искушениях и так далее. Святая вода не действует «автоматически» или «магически». Необходимо, чтобы человек сам стремился жить духовной жизнью, старался идти навстречу Богу. Святая вода — это не оберег, не средство «борьбы с порчей». Это святыня, это Божие благословение. Категорически невозможно использовать святую воду в каких-то «оккультных целях»: для «снятия порчи», «сглаза», «негативной энергетики» и т.д. Недопустимо носить святую воду всякого рода «целителям» и «знахарям», которые якобы помогают людям.

К прочтению  Архиепископ иларион (алфеев) совершил визит в китай

Жизненный путь и мученический венец

Большинство из апостолов окончили свой жизненный путь мученически. Их избивали, побивали камнями, топили, жгли, усекали мечом, но вера Христова, несмотря на все это, более распространялась и крепла в сердцах людей. Это большая противоречивая загадка с человеческой точки зрения…

Трое апостолов: Пуд, Аристарх и Трофим, приняли мученическую кончину при императоре Нероне одновременно с первоверховным апостолом Павлом, который, кстати, не входит ни в число 12-ти, ни в число 70-ти апостолов, но остается ярчайшим светильником Церкви. Святые Родион и Олимп скончались вместе с апостолом Петром, ближайшим учеником Христовым. Дионисий Ареопагит, восприняв святое благовестие, был рукоположен во епископы в городе Афины. Как свидетельствует житие святого, когда Дионисия обезглавили, он взял свою голову и прошествовал с ней до храма. Там пал мертвый. Он также входит в Собор семидесяти апостолов за горячее исповедание веры и богословские труды. 

Мученических венцов от Господа удостоились большинство апостолов от семидесяти. Однако были и те, о кончине некоторых не имеется точных свидетельств и те, кто мирно окончил свой жизненный путь. Из числа последних святой Крисп, епископ Эгинский. Апостол Сила, упоминаемый в Деяниях. Также мирно, в возрасте 94 лет скончался апостол Тит, которому Павел написал несколько посланий, наставляя его в сложном епископском служении. И некоторые другие.

Рубрикатор: Агиография / Агиография Православной Церкви / Святые Поместных Православных Церквей / Святые Русской Православной Церкви / Соборы святых Русской Православной Церкви / Собор 70-ти апостолов (4 января)

Собор 70-ти апостолов (4 января)

АГАВ ап. от 70, сщмч. (пам. 4 янв. в Соборе 70 апостолов и 8 апр.)

АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)

АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

АНДРОНИК ап. от 70-ти (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. — в Соборе ап. от 70)

АПЕЛЛИЙ ап. от 70-ти (пам. 31 окт., 4 янв.)

АПОЛЛОС апостол от 70-ти (пам. 30 марта,10 сен., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)

АПОСТОЛЫ ближайшие ученики Иисуса Христа

АРИСТАРХ апостол от 70-ти

АРИСТОВУЛ (I в. по Р. Х.), апостол от 70-ти (пам. 16 марта, 31 окт., 4 янв. — в Соборе 70 апостолов)

АРТЕМА апостол от 70-ти

АРХИПП св. ап. от 70-ти (пам.19 фев., 22 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)

АСИНКРИТ ап. от 70-ти (пам. 8 апр., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)

АХАИК ап. от 70-ти, (пам. 4 янв.)

ВАРНАВА († ок. 57), ап. от 70 ( пам. 11 июня и в Соборе 70 апостолов)

ГАИЙ ап. от 70, еп. Эфесский, ученик апостола Павла (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ сщмч. (пам. 3 окт., 4 янв. — в Соборе 70 апостолов, пам. зап. 9 окт.)

ЕВВУЛ апостол от 70 (пам. греч. 28 февр.)

ЕВОД ап. от 70, сщмч. (пам. 7 сент. и 4 янв. — в Соборе 70 апостолов, греч.- 28 апр.)

ЕПАФРАС ап. от 70, ученик ап. Павла (пам. 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. зап. 19 июля)

ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта)

ЕПЕНЕТ ап. от 70 (пам. 30 июля и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)

ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля)

ЕРМА ап. от 70 (пам. 8 марта, 5 нояб.)

ЕРМИЙ еп. Далматский, ап. от 70 (пам. 8 апр. и 31 мая, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)

ЗИНА ап. от 70 (пам. 27 сент., 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов)

ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая)

ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня)

ИРОДИОН ап. от 70 (пам. 8 апр., 10 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 28 марта), ученик ап. Павла

ИУСТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 окт. и 4 янв. (в Соборе 70 апостолов); пам. визант. 21, 22, 30 июня, 21 июля, 20 окт.; пам. зап. 20 июля)

КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.)

КВАРТ (I в.), ап. от 70 (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70, пам. визант. 10 нояб., 3 авг. и 30 июня; пам. зап. 3 нояб.)

КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня — в Соборе 70 апостолов)

КИФА (I в.), ап. от 70 (пам. 30 марта, 8 дек.; пам. визант. 30 июня — в Соборе всех апостолов)

КЛЕОПА (I в.), ап. от 70 (пам. 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 29 окт. и 30 июня — в Соборе всех апостолов)

КЛИМЕНТ (I в.), ап. от 70 (пам. 22 апр., 10 сент., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 сент. и 30 июня — в Соборе всех апостолов)

КРИСП (I в.), ап. от 70 (пам. 4 янв.- в Соборе апостолов от 70)

ЛУЦИЙ (I в.), ап. от 70 (пам. 10 сент. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 июня)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: