Рождество пресвятой богородицы в 2020 году: когда и как правильно отмечать

Народные приметы

Существует примета, что если сильно испачкать руки, поступит выгодное денежное предложение. Чтобы примета действительно осуществилась, следует стать ногами на метлу и простоять на ней несколько минут.

В праздничные гуляния физическая работа откладывается на потом.

После застолья крошки не сметаются на пол, а отдаются домашним животным вместе с несъеденным хлебом.

В праздник Рождества Богородицы желают счастья, не завидуют и не ругаются. Даже мыслить о ком-то плохо – грех.

Благочестивые не шьют, не берут в руки нож и ножницы.

Приметы на праздник:

  • Деревья сбросили листья, или начался листопад – впереди лютая зима.
  • На улице солнышко – осень мягкая.
  • Утренний туман быстротечный – впереди непостоянная погода.
  • Идёт дождь – все последующие 40 дней будет такая же погода, а зима холодная.
  • Утреннее солнышко быстро просушит росу – впереди зима не снежная.

Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всякий праздник Матери Божией — это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но радость и о том, что земля — наша простая, родная, обычная земля — может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная.

Когда мы от Бога получаем милость — ликует наше сердце; но иногда делается тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех нас ответиласовершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это — ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.

И вот, будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма — не только на одно мгновение: будем её хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал бы человеком.

И теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба, Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас пребывать Божией Матерью, Которая дала Ему плоть Свою любовью, верой, святостью, благоговением.

Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни тёмные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк пути спасения, всем прощая — а Она имеет, чтопростить: ведь люди Сына Ее убили — и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит.

С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Господней, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости. И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней.

Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь. Аминь.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино — духовный центр московского района Отрадное. Адрес: Алтуфьевское шоссе, дом 4.

Владыкино — одно из самых древних подмосковных сел. Первым владельцем села был благоверный князь Даниил Московский, сын святого Александра Невского и прямой потомок равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. В 1322 году село пожаловали в вотчину тысяцкому Протасию Вельяминову, прибывшему на службу к московскому князю. От его имени село и получило свое первое название — Вельяминово.Спустя три столетия, в 1619-ом, царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но вскоре село переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при нем здесь строится деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая).После 1653 года Святейший Патриарх Никон делает село своей вотчиной и дает ему новое название — Владыкино. Во Владыкино строят патриарший путевой дворец и еще один храм — в честь Иверской иконы Божией Матери.Первый каменный храм во Владыкино был построен в 1770 году. Колокольня была возведена графом К. Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское. К средине XIX века каменный храм сильно обветшал. В 1854-ом на месте старого построили новый, на этот раз трехпрестольный, храм с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.

В советские годы храм не закрывался, даже во времена самых жестоких гонений на Церковь. Во время Великой Отечественной войны в него не попал ни один снаряд, хотя немцы стояли совсем близко. В 70-е годы были попытки снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожане смогли отстоять его.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Елизавета Киктенко

Кондак Рождества Богородицы

Глас 4:Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.Перевод:

К прочтению  Архиепископ иларион (алфеев) совершил визит в китай

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.Величание Рождества БогородицыВеличаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.Перевод:

Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва третья на Рождество Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь во-площенному Слову.

Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помышления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.

Все это совершено и совершается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она — наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь.

Что делать в Рождество Пресвятой Богородицы?

Существует предание, что рождённого ребёнка 21 сентября, будет оберегать Богородица от всех жизненных трудностей и бед.

В день Рождества следует особенно трепетно относиться ко всем женщинам, помня, что Божественная частица присутствует в каждой из них.

К прочтению  4 марта. преподобный досифей, ученик прп. аввы дорофея

Предки считали, что в канун торжества все женщины и молодые девушки должны вставать ещё затемно, чтобы умыться чистой водой. Вода поможет старшим сохранить свою красоту до преклонных лет, а молодым выйти замуж до конца года.

В этот день ходят к молодожёнам в гости и слушают рассказы об их семейной жизни. Хозяйка печёт пирожок, и если он понравится гостям, они дарят семье подарочки.

Молодые также ходят в гости, одеваясь в парадные наряды. Девушка повязывает поясок с вышитыми буквами «Р» и «Б», который защитит её от дурного глаза. Если вдруг поясок развязывался, значит, кто-то ей завидует и желает несчастья.

В простонародном календаре 21 сентября – это торжество урожая. Это последний день, в который собирают весь урожай, кроме капусты, моркови и некоторых видов яблок. Улики убираются на зимовку. С 20 по 25 сентября лук убирается на зимовку, иначе испортится. Успеть – значит следующий год будет обеспеченным и удачливым. Из заготовленных запасов готовятся блюда на ужин.

В праздник Рождество Пресвятой Богородицы проводятся смотрины. Родители жениха выбирают потенциальных невест, заходя к ним с приветствием, оценивают их гостеприимство, ведение быта.

В простонародных обычаях, Рождество Пресвятой Богородицы считали концом старого и началом нового жизненного этапа, зажигая в жилище новую лучину. Ранее в каждом доме всегда горели свечи, которыми растапливали плиту. Обычай можно воплотить в наше время. Просто зажечь в доме свечку, которая будет привлекать счастье и достаток.

Если женщина жертвует еду и денежку просящим, в её доме будут детки. Если поскупится на дары, может остаться бездетной.

В Рождество церковь не разрешает пить алкоголь и есть мясные блюда. Нарушив обет, можно заболеть на весь следующий год.

Иконы и композиции богородицы.

История праздника

Поверье гласит, что Рождество Богородицы содеялось в Иерусалиме, но православная Церковь придерживается другой версии, что отец и мать Девы Марии проживали в Назарете, и 21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы сотворилось там.

Когда родилась Пресвятая Богородица?

Христианская Церковь торжествует Рождество Богородицы по новому стилю – 21 сентября. По старому она родилась 8 сентября. В нынешнее время дата празднования не изменена. Традиционно его чтут шесть дней, с 20 по 25 число. Рождество Богородицы начинают торжествовать за день до дня её рождения и ещё четыре дня после, читая молитвы, написанные по поводу великого события.

Рождество Богородицы начинают праздновать за день до ее рождения и 4 дня после.

В Рождество Богородицы одеяние священнослужителей и церковные облачения – голубые. В молитвах восславляется Богородица, которая величественностью превысила всех земных жён, потому что именно она подарила миру сына Божьего. Решив неплодие Иоакима и Анны, Господь поможет найти выход душевного неплодия. Благодаря появлению Девы Марии ад обесславился, и заново открылись ворота Царства Небесного. Люди уверовали и смогли стать прикосновенными Божией благодати.

В значимый великий день службы в церквях наполнены упоением, ведь благочестивые Иоаким и Анна больше не бездетны, и наступил период вызволения мира людского словом и делом Богородицы.

Рождение Богородицы

Среди холмов в северной стороне от Иерусалима, рядом с Эздрелонской низиной, возвышался Назарет. Город являлся маленький, неприметный, и не обладал исторической ценностью. Евреи высказывались о нём нелицеприятно, произнося: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

В Назарете пребывала религиозная православная семья Иоакима и Анны, избранная Богом стать прародителями Иисуса Христа. Глава семьи был рода Царя Давида, а Анна потомок пресвитерского народа. У Анны была племянница Елизавета, которая подарила жизнь Иоанну Крестителю, и в дальнейшем стала двоюродной сестрой Богородицы Марии.

Весть ангела

В очередной день Иоаким решил посетить Храм, священник запретил ему нести благодеяние Богу со словами: «Ты не создал потомства Израилю». Эти слова опечалили его, он ушёл в пустыню, чтобы помолиться там. Анна, вернувшись домой, также принялась молиться. Именно в этот тяжёлый для них период, перед ними явился ангел и провозвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире».

Услышав желанную весть, они оба поспешили к Золотым воротам Иерусалима, где и встретились. После Анна зачала и ждала появления ребёнка. В Протоевангелие Иакова сказано: «Прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила».

О предстоящем рождении Девы Марии ее родителей оповестил Ангел.

Спустя положенные девять месяцев она родила девочку – безупречную и благодатную. Её считали наивысшим созданием, началом долгожданного периода, заступницей Божией. В день её рождения радовались все, даже земля и небо. В Рождество Пресвятой Богородицы Иоаким не поскупился на подаяния.

Первосвященник, священники и люди благословили его за то, что он вознаграждён Божиим Благословением. В обители Иоакима и Анны было устроено великое празднество, на котором все торжествовали и прославляли Бога. Великомученики дали клятву, что их ребёнок посвятит свою жизнь Богу, и уступили дочь Храму Иерусалима. В нём Мария прожила до своего совершеннолетия.

Что такое Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение — Богородичный праздник.Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).

К прочтению  Святая равноапостольная нина, просветительница грузии

Как отмечают праздник Рождество Божьей Матери?

История торжества берёт начинание в шестом веке, тогда христиане стали отмечать рождение Божией Материи. 21 сентября все верующие люди одеваются в торжественные одеяния, посещают храмы и принимают участие в богослужении. Уверовавшие воспевают дату, в которую Господь вселил в людей веру в пришествие Спасителя.

На Рождество Богородицы принято печь специальный хлеб с символами “Р” и “Б”.

В этот день люди пекут небольшие хлебушки, которые украшают сдобными буквами «Р» и «Б», что в расшифровке Рождество Богородицы. Этими хлебцами угощали родных, близких, клали их возле икон, где они лежали до великого Рождества Иисуса Христа. Существует народное суеверие, что хлебцы обладают исцеляющей силой, поэтому ими угощали тех мирян, которые болеют.

Главное в Рождество Богородицы посетить церковь и помолиться Деве Марии. В период празднования Небесные ворота открыты, и все молитвы и просьбы обязательно будут услышаны. Также на Рождество можно покаяться и попросить о прощении.

Ели возникло непонимание с родителями, 21 сентября – хороший день для примирения с ними. Обязательно следует помолиться за их здоровье.

Икона Рождества Богородицы

Самые древние изображения событий Рождества Божией Матери мы встречаем к X-XI веках. Это иконы и фрески. Например, роспись грузинского храма VII века в Атени. Весь этот храм посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).

Есть и другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год).

Традиционно на ранних иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну — мать Девы Марии. Роженица полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с дарами, акушерка и служанки, которые омывают Богородицу в купели.

С каждым веком этот иконописный сюжет обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали изображать стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птиц. Сейчас икону Рождества Богородицы часто делают житийной, то есть дополняют основной сюжет отдельными композициями (клеймами) — сюжетами из истории события. Плач Иоакима в пустыне, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и так далее.

До наших дней дошла роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которую в 1502 году выполнил великий иконописец Дионисий. Это фреска над главным входом, которая изображает святую Анну на ложе; купель; приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках; Иоакима и Анну с Девой Марией на руках.

Народные традици Рождества Богородицы

У восточных славян церковные традиции празднования Рождества Пресвятой Богородицы тесно переплелись с народными.

На Руси Рождество Божией Матери называли «Малой Пречистою», по аналогии с «Большой Пречистою» — праздникои Успения Богродицы. А еще —  Аспосов день, в который встречали «матушку-осенину», то есть осень. Вообще, времена года были для наших предков основным источником обычаев, обрядов и творчества: песен, пословиц, поговорок.

В Аспосов день ходили друг к другу в гости, чествовали молодоженов, накрывали богато стол. В эту пору крестьяне убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук. Это был конец летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Земледельцы благодарили Богородицу — Небесную покровительницу земледелия, Подательницу урожая, Спорительницу хлебов — за собранный урожай и просили Ее помощи на год будущий.

Молитва первая на Рождество Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В соборе в честь Рождества Богородицы были погребены святые Петр и Феврония Муромские

Собор Рождества Богородицы, Муром

Этот собор стоял в Муроме, на вершине Воеводской горы над Окой. Краеведы считают, что он был построен в камне ещё в начале XIII века, в связи с утверждением в рязанско-муромских землях традиции почитания Богородицы князем Юрием Всеволодовичем Владимирским. До революции 1917 года в его Петропавловском приделе (устроенном в правой апсиде) почивали мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии. После революции собор был разграблен, часть древнейших икон и утвари передана в местный краеведческий музей, равно как святые мощи. В 1924 г. собор был закрыт, а затем разрушен. В настоящее время на месте соборного комплекса — городской парк им. В. И. Ленина («Окский»).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: