Мощи святителя феофана

Святитель феофан затворник | храм живоначальной троицы при бывшем приюте бахрушиных

Церковная современность и история

В какую эпоху жил владыка Феофан? Церковь была государственной, но критика в адрес Православной Церкви звучала в полный голос с самых разных сторон. Во владычней библиотеке собраны книги по христианской апологетике и сравнительному богословию, по истории религий, конечно, по догматике и нравственному богословию. Всех вместе до 300 названий. Среди них и творения протоиерея Иоанна Кронштадтского.

Около 100 названий по церковной истории. Начиная с древней церковной истории Сократа, с деяний Вселенских и поместных Соборов и до современных курсов по истории христианства. Много. Без хорошего знания истории мы обречены повторять ошибки прошлого, мы обречены находиться в плену своих фантазий о самых великих и влиятельных событиях былого.

Плюс к этому до 40 названий книг по истории западно-христианских исповеданий, в основном протестантских. Тоже актуально в послепетровскую эпоху.

Богослужебных книг насчитывается до 80 названий. Среди славянских церковных служб имеется много греческих. Сразу видно, владыка службу Божию любил. Вот я это пишу и себя спрашиваю, а сколько у меня дома литургических книг?

Помимо этого есть книги по пастырскому богословию, церковному праву, сектоведению, книги проповедей. На этом с церковными публикациями остановимся.

Очки и письмо святителя. Фото Геннадий Дорофеев

Светская литература

Прежде всего, отметим книги по русской истории. До 50 названий, включая классическую историю С. М. Соловьева. По всеобщей истории 24 названия

Обратим внимание на пропорцию. Книг по истории отечества значительно больше, это естественно для любого думающего человека из любой значительной страны

Философия, психология, логика и педагогика, вместе взятые, дают нам еще до 80 названий. О чем пишу не без приятности. Сейчас труды по логике читают, пожалуй, лишь только студенты философских специальностей. Между тем, логика учит человека последовательно мыслить. По-моему это нужно не только будущим философам?

Предусмотрен в библиотеке святителя и литературный отдел, около 40 названий. В нем Пушкин, Шекспир, Гёте, Грибоедов, исследования по истории литературы. Читая самого святителя, любой отметит особый, присущий только ему язык. Яркий, живой. Много встречается «авторских словечек», весьма удачных неологизмов. Талант у него был несомненный, и еще к таланту была добросовестная работа над словом.

Продолжим путь по библиотеке и найдем еще 30 сочинений по медицине, чуть больше по естествознанию. Среди них и Дарвин, Фогт. Не проходил святитель мимо влиятельных идей его времени, мимо того, что будоражило умы.

Книги по языкознанию соседствуют со словарями и грамматиками многих языков. Наше перечисление близится к концу. Остались энциклопедии, художественные издания по религиозной тематике. И богатая периодика, до 120 названий, в основном богословские, христианские журналы, но есть и светские естественно-исторические. Как без периодики? Владыка Феофан «держал руку на пульсе».

Вся эта обширная библиотека внушает мне еще большее уважение к нашему великому святителю, которого я и без того люблю.

Библиотека. Это набор инструментов, которым святитель Феофан умело пользовался во славу Божию. В эпоху интернета нам трудно представить, сколько трудов стоило собрать подобную библиотеку. И еще освоить те книги из собрания, которые того стоят. В наши дни поиск и получение нужной литературы сильно упростился. А вот отобрать нужное, самое надежное, ухватить «саму соль», проанализировать, – с этим проще не стало. По моим личным наблюдениям…

  1. Колосов Н. Нравственный облик преосвященного Феофана Затворника, его келлия и кончина // Святитель Феофан Затворник. Рукописи из кельи. М, 2008. С. 15

Вознесение и обожение

– Куда же вознесся Господь Иисус Христос?

– На небо, к Богу.

– Подождите, Христос ведь и Сам – Бог?

– Да.

– Значит, Он всегда присутствует на небе?

– Правильно. Как Бог Он всегда на небе, но Он же не только Бог.

– Не только, Он еще и Человек, Богочеловек…

– Христос вознесся именно как Человек – «туда, где» всегда пребывал как Бог.

– И что это означает?

– Что человеческая природа Христа получила в Вознесении несказанную славу, которую имеет только Божественная природа.

– О славе Христос молился перед Пасхой…

– И это прямо относится к нашей теме. Христос в Гефсимании говорит Богу Отцу: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:4–5). Извечно Сын Божий имел небесную Божественную славу, и Он после Пасхи ее получает уже как Сын Человеческий.

– В Евангелии Христос молится о небесной славе, и наш Символ веры тоже исповедует Христа «восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущаго со славою…» Между Вознесением и Вторым славным Пришествием Христа есть «промежуточный» момент. Что он означает? Что такое седение одесную Отца?

– Здесь опять в полный голос звучит язык библейских символов. Восшествием на небеса, Вознесением, Христос достигает небесной славной высоты. А Его седение означает постоянное, нескончаемое пребывание на высоте. Седение одесную, то есть по правую руку – символ, понятный нам и по нашей сегодняшней жизни. Одесную Бога Отца – это самое почетное, славное место рядом с Богом. Можно было бы сказать, что это место «на равных», хотя…

– Хотя что?

– Надо быть аккуратнее, когда мы рассуждаем о богословских вопросах. Есть одна богословская книга, ее написал архимандрит Киприан (Керн). С немецкой пунктуальностью он приводит и анализирует множество святоотеческих изречений о Боге и человеке. Среди них есть весьма необычная цитата из святителя Григория Паламы. В цитате так говорится о Христе: «Слава Его Божества при первом пришествии была скрыта под телом, которое Он от нас и ради нас воспринял; а теперь она скрывается на небе у Отца с богопричастною плотию… при втором пришествии, Он откроет Свою славу» .

Итак, Божественная слава Христа скрывается на небе у Отца с богопричастною плотию… Отец Киприан настаивает, что греческое слово «омофеос» следует «переводить на русский только как «богопричастный», но никак не «равнобожественный»… Если бы это слово в самом деле толковать как «равнобожественный», то естеству человеческому, или плоти Спасителя, было бы придано единосущное Богу значение» . Для язычников уравнять природу человека и Божества, смешать две природы воедино, – вполне допустимо. Для христиан – нет.

– А что же допустимо для нас?

– Допустимо признавать, что в Вознесении человеческая природа Христа стала богопричастной, в высшей степени – причастной Божественным энергиям. То есть произошло полное обожение человеческой природы. Обсуждать, что такое обожение, исходя из богословских понятий о сущности и энергии, мы сейчас не будем. Это отдельная большая тема. Пока просто назовем: Вознесение Господне – это небесная высота обожения, которую достигла человеческая природа Господа Иисуса Христа. Вот кратко богословский смысл Вознесения.

То, что произошло со Спасителем, имеет отношение и к нам. Его человеческая природа сродна нам, мы же все люди. Вознесшийся Христос и верным Своим ученикам дает взойти к высотам небесной славы, каждому в свою меру.

Посреди храма в день праздника полагается икона Вознесения – это икона обожения.

1. Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 426.

2. Там же. С. 426, 427.

Круг чтения большого радиуса

Подборка книг в келье велась на разных языках. Помимо родного русского и, конечно, церковно-славянского, святитель читал книги на древнегреческом, латыни, французском, немецком и новогреческом языках.

О чем читал? – Много о Священном Писании, более 300 изданий. Святоотеческие толкования, современные святителю библейские комментарии, исторические исследования. Конечно, Библия для православного человека – основа основ. Святитель читал греческую Библию по фототипическому изданию знаменитого древнего Синайского кодекса. Он охотно читал о Библии. Даже составил многотомный свод комментариев на апостольские послания. Хорошо бы на эти Феофановы труды хотя одним глазом посмотреть тем радикальным протестантам, которые любят рассуждать о невнимании православных к Библии.

В Феофановой келье обнаружились почти все русские издания святоотеческих творений и тексты Отцов на языке оригинала: монументальная серия греческой патрологии Миня, и латинская серия тоже. Всего около 100 названий.

Келья святителя Феофана. Фото: svtheofan.ru

Божественная Литургия в Никольском храме в день памяти свт. Феофана, Затворника Вышенского.

29 июня 2015 года, в день перенесения мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского, клирик Никольского храма г.Касимова иерей Леонид Трибис, совершил Божественную Литургию в Никольском храме г.Касимова.

По заамвонной молитве состоялось славление праздника с чтением молитвы перед иконой святителя Феофана, Затворника Вышенского. У креста иерей Леонид Трибис, произнес краткое слово о святителе Феофане. По окончании богослужения, был отслужен молебен о здравии.

***

Перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского

(29 июня 2002)

Святые мощи Феофана Затворника были тайно обретены на территории Шацкой психбольницы, расположенной в зданиях разоренной безбожниками Вышенской пустыни в 1973 году и сразу же перевезены в Троице-Сергиеву Лавру, где находились в подклете Успенского собора до 1988 года. После канонизации свт. Феофана в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви честные

мощи его были перенесены в храм прп. Сергия Радонежского, в деревню Эммануиловка, недалеко от Вышенского монастыря.

В июне 2002 года, 29 числа, состоялось перенесение мощей святителя Феофана Затворника в Свято-Успенский Вышенский женский монастырь. Во время атеистических гонений Вышенский монастырь был закрыт, мощи святого с 1988 года находились в храме, соседней деревни Эммануиловки. Это было долгожданное событие, но у Господа – всему свое время. Весть о готовящемся перенесении мощей пришла столь неожиданно, что воспринималась как чудо, которое в скором времени должно совершиться. Наступило 29 июня. Ожидали прибытия Святейшего Патриарха. Если о первом визите его на Шацкую землю в 1991 году Быкова Гора помнила только приветствие Святейшего Патриарха с вертолета беленьким платочком, то теперь радостно и гостеприимно первая его встречала. Матушка игумения Нонна с хлебом и солью, настоятельница Подворья матушка Варвара с цветами и все сестры, а также нарочито по этому поводу прибывшая родственница самого святителя Феофана, праправнучатая племянница его, Ирина Владимировна Сильвестрова (Данилова), с приятным волнением ожидали прибытия гостей. Святейшего Патриарха сопровождали Митрополит Рязанский и Касимовский Симон и светские власти. «Милости просим к нам, Ваше Святейшество!» – тепло приветствовала Патриарха матушка настоятельница и пригласила его и высоких гостей на праздничный обед. После обеда Святейший Патриарх с гостями в сопровождении матушки игумении и духовенства осматривали Казанский собор, где на месте захоронения святителя Феофана они вознесли свои молитвы. На паперти Казанского Собора были установлены била, от ударов в которые воздушное пространство наполнялось далеко разливающимися равномерными мелодичными чудными нежными звуками по красоте своей подобными горячей расплавленной платине, если представить ее блестящими струями льющуюся.

Затем Святейший Патриарх, а вместе с ним и все присутствующие, духовенство и матушка игумения с сестрами направились ко святым вратам обители для встречи Крестного хода, начавшегося в Эммануиловке после молебна перед мощами святителя Феофана. Еще до молебна здесь наблюдалось большое стечение паломников. Желающих помолиться в этот день оказалось невероятно много: по некоторым подсчетам – до десяти тысяч.

Собрались паломники из многих уголков нашей родины: Москвы и Рязани, Моршанска и Тамбова, Липецка и Воронежа, Мурома и Нижнего Новгорода, Алма-Аты и Сибири, а также Грузии и Украины, но самым удивительным было видеть здесь монахов с Афона и слышать их проникновенное молитвенное греческое пение. И, наверное, неслучайно: у святителя Феофана с Афоном была своя связь – русский на Афоне Пантелеимонов монастырь издавал еще при жизни святителя его книги. Святитель отсылал им свои рукописи.  

Русь-фронт – информационный православный вестник, сайт храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!Debug:

Social Like

Труды

  • Краткое учение о Богопочитании, 1845
  • Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения, 1847
  • Письма о христианской жизни, 1858-1860
  • Слова С. Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана, 1859
  • Сборник слов «Внутренняя жизнь», 1860
  • Сборник Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской, 1860
  • Слова во святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели, 1864
  • Сборник проповедей «Небесный покров над нами», 1865
  • Сборник слов Феофана Затворника посвященных Богоугодной жизни вообще, 1859-1866
  • Сборник слов на разные случаи, 1866
  • Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам, 1866
  • Душа и ангел – не тело, а дух. Полемическое исследование, 1867
  • Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни», изд. в 1868
  • Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него, 1859-1869
  • Путь ко спасению. Краткий очерк об аскетике. Начертание христианского нравоучения,1868-1869
  • Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, 1870
  • Мысли на каждый день года. По церковным чтениям из Слова Божия, 1871
  • Письма о духовной жизни, изд. в 1872
  • Истолкование Псалма Давида 118-го, 1874
  • Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, 1878
  • Начертание христианского нравоучения, изд. в 1880
  • Сборник «Святые Отцы о молитве и трезвении» (Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу), изд. в 1881
  • Толкования Посланий апостола Павла, 1873 — 1882
  • Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни, изд. в 1883
  • Толкование на книгу св. Ермы, 1884
  • Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов в указанием оснований, почему именно такой, а не другой избран порядок последования евангельских событий одних за другими, изд. в 1885
  • Два слова о святом таинстве крещения, изд. в 1886
  • Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, изд. в 1892
  • Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк. 16, 1–13) и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова (Мк. 10, 29–30), изд. в 1893
  • Наставление о преуспеянии в христианской жизни, изд. в 1896

Переводы:

  • Добротолюбие, изд. в 1877
  • Слова преподобного Симеона Нового Богослова: вып. 1–2, изд. в 1882
  • Прп.Никодим Святогорец. Невидимая брань, изд. в 1886
  • Митерикон: Собр. наставлений аввы Исаия всечестной инокине Феодоре, изд. в 1891
  • Прп.Симеон Новый Богослов. Слово 68. О трех образах внимания и молитвы, изд. в 1893
  • Каллист Патриарх и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы, изд. в 1900

Небо и земля

Люди того времени крепко стояли ногами на земле. Земля – наш общий дом, место жизни для всех нас. Это и мы со всей очевидностью сознаем, но в то далекое время у людей было еще понятие об аде, которое из сознания большинства наших современников вытравлено.

Апостолы знали, что в преисподней, под землей, влачат существование души отошедших от нас отцов и матерей, братьев и сестер. А над землей распростерто огромное небо. Оно может считаться частью огромной вселенной. Правда, на небе люди не живут, но птицы, например, летают. И у них это ловчее получается, чем у нас ходить и бегать.

А где ангелы небесные живут, не на небе ли? И вот мы подбираемся к главному, – небо может еще восприниматься как высокий предел вселенной. И даже как нечто запредельное – как «место, где» Бог живет.

Небо и Бог… Посмотрите, в Евангелии на равных правах существуют выражения Царство Божие и Царство небесное. Откроем первые строки Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). У евангелиста Матфея смиренным людям обещано Царство небесное. Еще раз перечитаем ту же Нагорную проповедь, по другому Евангелию: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лук. 6:20). Здесь Царство небесное названо Божиим.

У слова «небо» есть много значений, обнаруживается несколько смысловых слоев. И эта «небесная многозначность» проступает в русском слове «небеса» («небо» во множественном числе) и в древнееврейском слове «шамаим» («небо» в двойственном числе).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: