Священномученик климент, папа римский

Священное Писание

Еф., 224 зач., IV, 1-6

1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5 один Господь, одна вера, одно крещение, 6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Лк., 71 зач., XIII, 10-17

10 В одной из синагог учил Он в субботу.

11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы обретаем спасение силой благодати Божией — через искупительную жертву Христа Спасителя, через Его Воскресение, через Сошествие Святого Духа на апостолов. Движущей силой, преобразующей нас по Божественному замыслу, является благодать Божия, она нас спасает. Но если бы это происходило автоматически, без нашего участия, то спасение не могло бы иметь место, — ведь что означают события двухтысячелетней давности для современного человека, если он в них не верит, если они для него не существуют как реальность? Но если мы верим в Господа Воскресшего, если мы верим во все, что Он сказал, в Божественные письмена, которые Он оставил, если мы верим в то, что Его дело живет в Церкви и сила Духа Святого изливается в мир через Церковь, то мы должны ясно понять, что именно эта сила нас спасает. Никакие человеческие заслуги нас спасти не могут, но войти в это пространство спасения мы можем, только если у нас есть ключ от двери, — и этим ключом является наша вера. Не вера спасает, но она есть условие нашего спасения.

О приобретении благодати Божией

Лучше отказаться от восприятия Бога как сурового надзирателя, и воспринимать Его как Подателя благодати. При таком отношении к Богу получится изменить и отношение к следствиям своих греховных поступков: согрешил — в какой-то степени сам лишил себя благодатного покрова, благодатных даров; не был на службе в храме, не молился келейно — сам отказался от определенной благодатной поддержки; читал с благоговением Священное Писание, помог ближнему — привлёк благодать Божью.

К прочтению  Протоиерей алексий уминский

Аскетизм — только средство достижения христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или серфингист — силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделать его восприимчивым к спасительным действиям Бога. Мы не столько изменяем себя сами (самосовершенствуемся), сколько открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах и пр.

Все успехи в духовной жизни следует рассматривать не как личную победу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать, силу, для достижения их. Вся христианская духовная жизнь может оцениваться через благодать — её потерю или приобретение.

Молитвословия

Тропарь священномучеников Климента и Петра

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Тропарь священномученика Петра, архиепископа Александрийского

глас 8

От вышняго суда Христова предстательствова стаду,/ на пажитех благожизненных упасл еси всемудрыми твоими догматы,/ отгнав Ария, яко волка некроткаго,/ вшедшаго в них безбожными учении./ Темже и душу твою положил еси за них,/ пастырь нареклся еси, яко рече Господь,/ иерарше Петре блаженне,/ моли Христа Бога грехов оставление даровати/ чтущим любовию святую память твою.

Кондак священномучеников Климента и Петра

глас 4

Церкве недвижимии и Божественнии пиргове,/ благочестия Божественнии столпи/ воистинну крепцыи,/ Клименте с Петром всехвальнии,// вашими молитвами соблюдите вся.

Кондак священномученика Петра, архиепископа Александрийского

глас 3

Православными повелении Церковь просветил еси,/ за нюже и пострадав, Богоблаженне отче,/ Ария отступника отгнав,/ темже твою пречестную память совершающе,/ православно вопием:/ радуйся, Петре, каменю вере.

Тропарь священномученика Климента, папы Римского

глас 4

Иже от Бога чудодействы/ преславно удивляя вселенныя концы мира,/ священный страдальче,/ паче естества морю составы водам содеваеши разделение/ в честней памяти твоей/ всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь/ чудесным твоим мощем,/ и по всенародном хождении,/ море во едино течение чудодетельне твориши,/ Клименте предивный,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак священномученика Климента, папы Римского

глас 2

Божественнаго винограда священноодеянна/ всем лоза явися,/ каплющи сладость премудрости,/ молитвами твоими, всечестне,/ да тебе исткану, яко багряницу,/ песнь мысленную принесем,/ Клименте святе,/ спаси рабы твоя.

Молитва священномученику Клименту, папе Римскому

О всечестный учениче верховнаго апостола Петра, новый Петре веры Христовой, вторый Моисею, священномучениче Клименте, просвещенный учением великаго апостола, венчанный венцем мученичества! Испроси нам молитвами твоими благодать Святаго Духа сохраняти веру Христову и церковныя спасительныя обычаи, да расточится безбожие. Умоли, угодниче Божий, Милосердаго Творца, да излиется на нас благодать Святаго Духа, просвещающая наши души, да попалит Господь Бог страстей наших огнепальная стремления, да сохранит нас от всякия злобы, да спасет от напастей, бед и скорбей, и да пребудем верными христианами до конца жизни нашея, сохраняя в сердцах наших памятование печалей, болезней и трудов твоих, во славу Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский

Священномученик Петр возглавил Александрийскую Церковь во время жестоких преследований христиан. И сила проповеди святого Петра была столь велика, что горожане семьями принимали крещение. По приказу императора Максимиана святителя схватили и приговорили к смерти. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая своё возмущение. Желая избежать кровопролития, архиепископ передал властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы, чтобы его смогли тайно вывести на казнь. Ночью священномученик сам вышел к палачам. Его казнили на том же месте, где когда-то принял смерть святой апостол Марк. И голос с неба известил: «Петр — начало апостолов, Петр — конец александрийских мучеников».

Священномученик Климент, папа Римский

Римлянин из очень богатой, знатной семьи, священномученик Климент, в отличие от «золотой молодежи», не прельщался роскошью и удовольствиями — он рано задумался о смысле жизни и, услышав об учении Христа, отправился в Палестину. Приняв Крещение от апостола Петра, он стал его учеником и был рукоположен во епископа Римского. Благочестие святого позволило ему многих обратить ко Христу — от рабов до членов императорской семьи. Император сослал святого в Крым, на каменоломни вблизи Херсонеса. Но и там святой успешно продолжил проповедь, однажды явив чудо — открыв источник воды для узников. Тогда правитель Рима приказал утопить святого. Спустя почти тысячу лет в Херсонесе крестился князь Владимир. Он захватил с собой в Киев часть мощей мученика, которые стали первой христианской святыней, появившейся на Руси.

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

На пятый день после Введения во храм Пресвятой Богородицы происходит отдание этого праздника. Служба отдания напоминает службу первого дня праздника, но без той же торжественности: не положено всенощного бдения, нет Великого входа на вечерне, на утрене нет полиелея и чтения праздничного Евангелия. Особенностью отдания Введения во храм является соединение последования Введения с последованиями служб священномучеников Климента Римского (†101) и Петра Александрийского (†311). Отдания других двунадесятых праздников обычно не соединяются с богослужением, посвящённым святым дня. На утрени отдания читаются три канона: Введению, мученику Клименту и мученику Петру. На «хвалитех» к стихирам праздника присоединяются стихиры этих святым. На литургии положены чтения и песнопения как праздника, так и святых.

Епископское служение

Незадолго до своей мученической кончины, Пётр возвёл Климента на епископскую кафедру Рима. Так он стал третьим Римским архиереем после Лина и Анаклета.

Добродетели Климента встречали уважение как среди верующих, так и среди язычников. Это способствовало распространению веры и успеху Благовестия. Число верующих в Риме росло.

Успешная деятельность Климента Римского вызывала у языческих фанатиков лютую ненависть, чувство вражды. В какой-то момент некий Торкутиан, движимый злобой, инициировал против него возмущение и втянул в это дело градоначальника.

Градоначальник вызвал епископа для объяснений, а во время беседы напомнил ему о благородном происхождении и укорил в провоцировании беспорядков. В ответ Климент Римский попросил тишины и выступил с проповедью о Христе. Выслушав речь, градоначальник признался, что не нашёл в нём вины, но поскольку тот явился виновником народных волнений, постольку он вынужден доложить о случившемся императору Траяну.

К прочтению  Учение святых отцов и подвижников православной церкви о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях

Император ответил, что Клименту надлежит принести жертву богам. В противном случае он должен быть наказан и как негодный раб отправлен в ссылку в Херсонес. Когда Климента поставили перед выбором между предательством и страданием, он, не раздумывая, предпочел первому второе.

Ссылка

В ссылку совместно со святым Климентом добровольно отправилось несколько человек из его паствы и между ними два ближайших ученика: Фив и Корнелий.

Прибыв на место, Климент обнаружил среди ссыльных около двух тысяч Христиан. В основном все они были осуждены, как и он, за твёрдость убеждений. Как епископ он взял их под свое окормление.

Братиям приходилось трудиться в Инкерманских каменоломнях. Помимо физических перегрузок и унижений они испытывали трудности от жары, изнывали от недостачи питьевой воды. Тогда Римский епископ предложил обратиться к Богу в соборной молитве, чтобы Господь явил им источник. Во время молитвы пред святителем предстал Агнец. Святитель, приняв это видение за Божье знамение, ударил в то место, на которое было указано Агнцем, и из камня пробился поток свежей, прохладной воды

Это чудо привлекло внимание многих и способствовало массовому обращению язычников ко Христу

После добычи камня в местных скалах образовывались большие пустоты, напоминавшие пещеры. В одной из таких полостей Климент вырубил помещение для храма. В этом помещении братия стали устраивать богослужения (со временем на том месте образовался Православный монастырь).

Примеру епископа следовали и другие христиане. По некоторым свидетельствам, во время пребывания Климента Римского в Херсонесе, там было организовано более 70 церквей.

Конечно, эти древние храмы имели ограниченную площадь и вмещали небольшое количество людей, но и в этом усматривалось торжество Правды Божьей над злом. Климент Римский поставлял пресвитеров, и они помогали ему в распространении веры.

Весть о развернутой в Херсонесе ссыльным епископом миссионерстве дошла до ушей императора Траяна. И он не оставил её без внимания. В соответствии с его тайным распоряжением, святого Климента вывезли в море и утопили, привязав к шее тяжёлый морской якорь. Так он увенчался славой мученика. Это событие произошло в 101 году.

Чудесное развитие дальнейших событий

Смерть Климента лишила верующих архиерея, но его светлый образ продолжал жить в чутких сердцах. Ученики Климента, Корнелий и Фив, совместно с другими братиями предались молитве и стали упрашивать Бога явить им тело учителя.

По их искренней вере Господь совершил чудо: морские волны отступили и в одной из пещер, освободившейся от воды, были обнаружены нетленные мощи святого. Впоследствии за этой пещерой закрепилось название «Ангельская церковь».

С тех пор в течении нескольких лет, ежегодно, в день гибели Климента, море освобождало Ангельскую церковь от вод и люди, молясь при мощах, воздавали Богу хвалу.

Среди сочинений, приписываемых Клименту Римскому, достоверным признано одно: Послание к коринфянам. Другое произведение, Два окружных послания о девстве, или К девственникам и девственницам, хотя и считается плодом его творческой мысли, однако не единогласно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: