Церковь празднует память пророка даниила и святых трех отроков анании, азарии и мисаила

Священное Писание

Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19

5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; 6 а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.

7 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, 8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.

10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; 11посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.

17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?

18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?

19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.

Мк., 42 зач., IX, 42 — X, 1

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает.

45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает.

47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48 где червь их не умирает и огонь не угасает.

49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.

50 Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Глава 10

1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Толкование Даниилом царского видения



Второй год царствования Навуходоносора был отмечен тем, что правителю вавилонян снились странные сны, не поддающиеся расшифровке. Как-то раз царь увидел и вовсе необычный сон, однако содержание его тотчас же «выветрилось» из памяти венценосной особы после пробуждения. Многие мудрецы из созванных Навуходоносором пытались проникнуть в эту тайну, но никому из них не удалось выяснить, применив свои таланты и способности, что же именно привиделось правителю Вавилона в ту ночь. Такое положение вещей привело царя в бешенство. Он повелел казнить всех имевшихся в царстве чародеев и гадателей. Преследованию подверглись и Даниил с тремя отроками, хотя никто из них не был в курсе дела. Приближенный правителя Ариох, коему Навуходоносор непосредственно поручил миссию уничтожения вавилонских мудрецов, на вопрос еврейского юноши о том, что происходит, рассказал историю с загадочным сном правителя. Тогда Даниил заверил его в возможности разрешения сей проблемы и просил передать царю о скором получении тем толкования ночного видения.

Вернувшись к себе, юноша поделился информацией с друзьями Ананией, Азарией и Мисаилом. Никому из них не хотелось умирать, а потому стали отроки молить Бога об открытии тайны странного царского сна пророку Даниилу. Прошло совсем немного времени, и мудрому юноше было видение, в котором содержались смысл явившегося Навуходоносору откровения и его расшифровка. Возблагодарив Господа за оказанную милость, Даниил отправился к Ариоху. Юноша сообщил слуге царя, что хочет видеть Навуходоносора, поскольку может открыть венценосной особе тайну его странного ночного видения, и отметил ненадобность уничтожения вавилонских мудрецов.



Царь принял молодого пророка и услышал следующее: оказывается, правителю Вавилонскому в ту злополучную ночь привиделся блестящий, устрашающего вида истукан с золотой головой, наполовину железными, наполовину глиняными ногами, серебряными грудью и руками, медными животом и бедрами. Вдруг откуда ни возьмись полетел камень в этого истукана, и конечности его разбил в прах. После весь он превратился в пыль, которую подхватил ветер и унес в неизвестном направлении. А камень стал горою и заполнил собой все видимое пространство. Расшифровал же пророк Даниил сие видение следующим образом: после царства Навуходоносора будет другое, а еще третье, которое возьмет власть над всей землей. Четвертое же царство окажется очень крепким, но разделенным, а потому и уязвимым. Однако части эти станут одним, как смешались в один прах во сне правителя разбитые глина и железо.

Услышав все это, правитель Вавилона низко поклонился Даниилу и вознес ему благодарность, а затем принес богатые дары.

Пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил

Выходец из царского рода пророк Даниил и его друзья Анания, Мисаил и Азария в отрочестве вместе с другими иудеями были уведены в вавилонский плен при завоевании Навуходоносором Иерусалима. Как знатных юношей, их стали готовить к придворной службе. Они освоили язык и знания Вавилона, но сохранили веру отцов. Однажды друзей Даниила, отказавшихся поклониться золотому идолу, бросили в раскаленную печь, но Ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Сам Даниил был брошен в яму со львами, но звери не тронули его. Даниил занимал высокие посты при трех царях, включая Кира Персидского, завоевавшего Вавилон и освободившего еврейский народ. Пророк предсказал падение Вавилона, а в более далеком будущем — явление Спасителя, Распятие и разрушение Иерусалима. Сам Христос не раз напоминал о его пророчествах.

К прочтению  В москве пройдет xv церковно-общественная выставка-форум «православная русь

Золотой истукан

Прошло немного времени, и царь Навуходоносор приказал своим людям возвести на поле золотого истукана непомерных размеров. Когда повеление сие было выполнено, правитель вавилонский распорядился созвать на открытие скульптуры всех государственных деятелей, и придворных, и народ, дабы те поклонились истукану из чистого золота, как только заслышат сигнал – звуки многочисленных музыкальных инструментов. Тех же, кто ослушается царского желания, ждала мучительная смерть через сжигание в печи.



И стеклись люди к месту, где поставлен был истукан. И пали ниц подданные царя вавилонского перед этой громадиной. Не явились только Мисаил, Азария и Анания – три еврейских отрока, о чем немедленно доложили Навуходоносору. Тот разъярился и отдал распоряжение привести к себе непокорных юношей. Когда отроки иудейские оказались пред лицом правителя Вавилона, тот сообщил им о своей воле и о том, что ждет их в случае отказа повиноваться приказу. Слуги Господни не испугались угроз царя и сначала даже не захотели отвечать на речи венценосной особы. Но потом сообщили примерно следующее: есть у нас один Бог, ему и служим, а поклоняться твоим богам, царь, не станем.

Молитвословия

Тропарь пророка Даниила и трех отроков Анании Азарии и Мисаила

глас 2

Велия веры исправления:/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святии трие отроцы радовахуся,/ и пророк Даниил/ львом пастырь, яко овцам, являшеся./ Тех молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.

Кондак трех отроков Анании Азарии и Мисаила

глас 6

Рукописаннаго образа не почетше,/ но неописанным существом защитившеся, треблаженнии,/ в подвизе огня прославистеся;/ среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте:/ ускори, о Щедрый!/ и потщися, яко милостив, в помощь нашу,/ яко можеши хотяй.

Кондак пророка Даниила

глас 3

Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище,/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ львы укротил еси, ввержен в ров.// Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.

Вера трех отроков

История о трех юношах в Вавилоне особенно любима православными христианами, и эта любовь отразилась в церковных службах. Память этих трех еврейских отроков и пророка Даниила отмечается не только перед Рождеством Христовым, но о них Церковь поет и вспоминает и в два воскресенья перед Рождеством, посвященных памяти всех ветхозаветных праведников, подготовивших пришествие Христа. Кроме того, рассказ о них читается целиком, вместе с их молитвой перед вхождением в огонь и их песней, которую пели они в печи раскаленной, в канун Господней Пасхи, Распятия и Воскресения. И на каждой всенощной накануне дня Господня в течение всего церковного года об этих юношах поется в 7-й и 8-й песне воскресных канонов утрени и предписывается петь ту песнь, которую пели они в печи. Рассказ об этих юношах очень важен для нас по многим причинам, главная из которых — их нерушимая вера в единого истинного Бога, Господа Израиля, и их свидетельство о том, какой должна быть истинная вера. Сколь отличной была их вера от той, какую многие сегодня считают достаточной! Сегодня многие, даже среди христиан, считают, что по-настоящему верить в Бога значит предъявлять Ему требования, быть уверенными в том, что Он будет содействовать благосостоянию Его народа, и рассчитывать на Его помощь в любых мирских делах. Они говорят, что те, кто не выражает свою веру именно таким способом, на деле слабы в вере, сомневаются в божественных обещаниях Господа. Но такое отношение к вере в Бога не имеет ничего общего с верой трех святых отроков. Трое юношей, представ перед злым царем вавилонским, не требовали от Бога, чтобы Он спас их от огня. Они, конечно, верили, что Он может их спасти, но они не настаивали на том, чтобы Он это сделал! Наоборот. Они свидетельствовали о том, что их Бог делает то, что Он хочет, и не их дело, что Он сделает или не сделает. Они доверяли своему Богу во всем. Если Он пожелает их спасти, они с радостью примут спасение. Но если воля Его в том, чтобы они погибли, они и это примут! Ибо они верили в то, что Бог, что бы Он ни делал, всегда есть и будет Богом, Которому они могут крепко довериться в надежде на победный конец. И что бы ни делал Бог, они ни при каких обстоятельствах не стали бы поклоняться золотому истукану, поставленному Навуходоносором. Одним словом, по свидетельству трех юношей, истинная вера и настоящее доверие Богу исключают любые требования и сделки. Истинная вера всегда готова, как наиболее ярко показал Христос, принять все, что пожелает и пошлет Отец Небесный, и она знает, что верные Его никогда не будут посрамлены. Только такая вера могла превратить огонь в росу и спасти от смерти.Из книги «Зимняя Пасха» протопресвитер Фома Хопко

К прочтению  Зеленский призвал отказаться от кофе и хамона ради борьбы с контрабандой

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены. Вы можете поделиться этой статьей в сети:

1

2 266

Жизнь в плену

Даниил, Мисаил, Азария и Анания попали в плен, будучи еще совсем детьми. Все они принадлежали к знатным еврейским родам. Навуходоносор знал об этом и не собирался посягать на статус плененных им аристократов-иудеев. Он отдал своим приближенным распоряжения, согласно которым отроки должны были вести роскошную и богатую жизнь при дворе. Кроме того, по приказу вавилонского царя следовало продолжить образование юношей. Главным образом, делался упор на обучение святых халдейской мудрости.

Однако Даниил, Азария. Мисаил и Анания, являясь строгими приверженцами иудейской веры, не пожелали воспользоваться выпавшей им чудесной возможностью существовать в плену безбедно и беззаботно. Их образ жизни отличался строгостью, вплоть до аскетизма. В частности, рацион питания благочестивых юношей составляли обычная вода и овощи. Начальник евнухов дал святым отрокам другие имена: отныне Анания назывался Седрахом, Азария – Авденаго, Даниила величали Валтасаром, а Мисаила – Мисахом. Бог, видя смирение отроков и их искреннюю любовь к себе, наградил кротких пленников небесными дарами. Каждого из юношей он наделил мудростью, а пророка Даниила – еще и даром прозорливости вкупе с умением толковать ночные видения. Последний, кстати, поразил своими знаниями самого царя Навуходоносора, потому как превзошел в этом самых выдающихся халдейских мудрецов. За свои способности Даниил оказался в числе приближенных правителя Вавилона.

Ана́ния Вавилонский, отрок

За 600 лет до Р. X. Иеру­са­лим был за­во­е­ван ца­рем ва­ви­лон­ским; храм, воз­двиг­ну­тый Со­ло­мо­ном, был раз­ру­шен, а мно­же­ство на­ро­да из­ра­иль­ско­го от­ве­де­но в плен. Сре­ди плен­ни­ков на­хо­ди­лись знат­ные юно­ши Да­ни­ил, Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил. Царь Ва­ви­ло­на На­ву­хо­до­но­сор рас­по­ря­дил­ся обу­чить их хал­дей­ской пре­муд­ро­сти, вос­пи­тать в рос­ко­ши, при сво­ем дво­ре. Но они, хра­ня за­по­ве­ди сво­ей ве­ры, от­ка­зы­ва­лись от из­ли­шеств и ве­ли стро­гий об­раз жиз­ни; пи­та­лись они толь­ко ово­ща­ми и во­дой. Гос­подь да­ро­вал им муд­рость, а свя­то­му Да­ни­и­лу – дар про­зор­ли­во­сти и ис­тол­ко­ва­ния снов. Свя­той про­рок Да­ни­ил, свя­то хра­ня ве­ру в Еди­но­го Бо­га и упо­вая на Его все­силь­ную по­мощь, муд­ро­стью сво­ей пре­взо­шел всех хал­дей­ских звез­до­че­тов и волх­вов и был при­бли­жен к ца­рю На­ву­хо­до­но­со­ру. Од­на­жды На­ву­хо­до­но­сор уви­дел стран­ный сон, по­ра­зив­ший его, но, проснув­шись, он за­был ви­ден­ное. Ва­ви­лон­ские муд­ре­цы ока­за­лись бес­силь­ны узнать, что при­сни­лось ца­рю. То­гда свя­той про­рок Да­ни­ил про­сла­вил пе­ред все­ми си­лу ис­тин­но­го Бо­га, от­крыв­ше­го ему не толь­ко со­дер­жа­ние сна, но и его про­ро­че­ское зна­че­ние. По­сле это­го Да­ни­ил был воз­ве­ден ца­рем в сан на­чаль­ни­ка Ва­ви­ло­на. Вско­ре царь На­ву­хо­до­но­сор по­ве­лел воз­двиг­нуть свое изо­бра­же­ние – огром­ную ста­тую, ко­то­рой над­ле­жа­ло воз­да­вать бо­же­ские по­че­сти. За от­каз сде­лать это три от­ро­ка – Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил – бы­ли вверг­ну­ты в пы­ла­ю­щую печь. Пла­мя под­ни­ма­лось над пе­чью на 49 лок­тей, опа­ляя сто­я­щих ря­дом хал­де­ев, а свя­тые от­ро­ки хо­ди­ли по­сре­ди пла­ме­ни, воз­но­ся мо­лит­ву Гос­по­ду и вос­пе­вая Его (Дан.3:26-90). Ан­гел Гос­по­день, явив­шись, охла­дил пла­мя, и от­ро­ки оста­лись невре­ди­мы. Царь, уви­дев это, по­ве­лел им вый­ти и об­ра­тил­ся к Бо­гу ис­тин­но­му. При ца­ре Вал­та­са­ре свя­той Да­ни­ил ис­тол­ко­вал та­ин­ствен­ную над­пись («Мене, Та­кел, Фа­рес»), по­явив­шу­ю­ся на стене двор­ца во вре­мя пи­ра, пред­ве­щав­шую па­де­ние Ва­ви­лон­ско­го цар­ства. При пер­сид­ском ца­ре Да­рии свя­той Да­ни­ил по на­ве­там сво­их вра­гов был бро­шен в ров с го­лод­ны­ми льва­ми, но они не тро­ну­ли его, и он остал­ся невре­дим. Царь Да­рий воз­ра­до­вал­ся о Да­ни­и­ле и по­ве­лел во всем сво­ем цар­стве по­кло­нять­ся Бо­гу Да­ни­и­ло­ву, «по­то­му что Он есть Бог Жи­вый и Прис­но­су­щий, и цар­ство Его несо­кру­ши­мо, и вла­ды­че­ство Его бес­ко­неч­но». Свя­той про­рок Да­ни­ил глу­бо­ко скор­бел о сво­ем на­ро­де, пре­тер­пе­ва­ю­щем спра­вед­ли­вую ка­ру за мно­же­ство гре­хов и без­за­ко­ний, за пре­ступ­ле­ние за­по­ве­дей Бо­жи­их – тяж­кий плен ва­ви­лон­ский и ра­зо­ре­ние Иеру­са­ли­ма: «При­к­ло­ни, Бо­же мой, ухо Твое и услы­ши, от­крой очи Твои и воз­зри на опу­сто­ше­ния на­ши и на го­род, на ко­то­ром на­ре­че­но Имя Твое; ибо мы по­вер­га­ем мо­ле­ния на­ши пред То­бою, упо­вая не на пра­вед­ность на­шу, но на Твое ве­ли­кое ми­ло­сер­дие» (Дан.9:18). Свя­то­му про­ро­ку, пра­вед­ной жиз­нью и мо­лит­вой ис­ку­пав­ше­му без­за­ко­ния сво­е­го на­ро­да, бы­ла от­кры­та судь­ба на­ро­да Из­ра­и­ля и судь­бы все­го ми­ра.

При ис­тол­ко­ва­нии сна ца­ря На­ву­хо­до­но­со­ра про­рок Да­ни­ил воз­ве­стил о сме­ня­ю­щих друг дру­га цар­ствах и ве­ли­чии по­след­не­го Цар­ства – Цар­ства Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста (Дан.2:44). Про­ро­че­ское ви­де­ние о се­ми­де­ся­ти сед­ми­нах (Дан.9:24-27) по­ве­да­ло ми­ру зна­ме­ния Пер­во­го и Вто­ро­го при­ше­ствий Гос­по­да Иису­са Хри­ста и свя­зан­ных с ни­ми со­бы­тий (Дан.12:1-12). Свя­той Да­ни­ил хо­да­тай­ство­вал за свой на­род пе­ред пре­ем­ни­ком Да­рия – ца­рем Ки­ром, ко­то­рый весь­ма его це­нил, и объ­явил плен­ни­кам сво­бо­ду. Сам же Да­ни­ил и дру­зья его Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил до­жи­ли до глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­ча­лись в пле­ну. Со­глас­но же сви­де­тель­ству свя­ти­те­ля Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го, свя­тые Ана­ния, Аза­рия и Ми­са­ил бы­ли обез­глав­ле­ны по по­ве­ле­нию пер­сид­ско­го ца­ря Кам­би­за.

К прочтению  Василисса никомидийская: описание, история, фото

См. так­же: «Жи­тие свя­то­го про­ро­ка Да­ни­и­ла и с ним свя­тых трех от­ро­ков Ана­нии, Аза­рии и Ми­са­и­ла» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Из жития святых Даниила, Анании, Азарии и Мисаила

За 600 лет до Р.X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским.
Храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского
отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания,
Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской
премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей
веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только
овощами и водой.

Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар
прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в
Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех
халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды
Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл
виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю.
Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога,
открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение.

При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил
возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства – Царства
Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). После этого Даниил был возведен
царем в сан начальника Вавилона.

Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое
изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За
отказ сделать это три отрока – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в
пылающую печь.

Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих
рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу
и воспевая Его (Дан. 3, 26-90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и
отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к
Богу истинному.

При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную
надпись («Мене, Такел, Фарес»), появившуюся на стене дворца во время пира,
предвещавшую падение Вавилонского царства.

При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих
врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он
остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем
царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и
Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно».

Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником
Дария – царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу.

Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе,
претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за
преступление заповедей Божиих – тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима:
«Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения
наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши
пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (Дан.
9, 18).

Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему
беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего
мира. Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24-27) поведало миру
знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий
(Дан. 12, 1-12).

Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену.

Народные приметы

На Руси в этот день девушки пытались получить от святого Даниила хоть каплю его прозорливости. Для этого на трех лавровых листах писали имена трех его друзей — Анания, Азария и Мисаила — и клали под подушку. Ночью непременно должен был привидеться суженый.

Наши предки говорили, что «Данила декабрь торопит», приближает Рождество и Новый год. «В Данилов день святым духом и ладаном запахло», — мерещилось самым нетерпеливым

В этот день особое внимание уделяли огню. «Хозяйка печь топила, чтобы на два дня тепла хватило», — замечали люди

Ночью же разводили огромные костры, приговаривая при этом: «Разгони, огонь, темноту, постращай стужу». Обращали внимание на приметы погоды. Считалось, что если на Данила на деревьях появится иней, то Святки будут теплыми. Если же началась метель — это говорило о том, что летом пчелы будут хорошо роиться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: