Святитель лука (войно-ясенецкий): практические советы святого врача

Мужество

В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп. Он продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и его молитвы творили чудеса.

Святитель скончался в Симферополе рано утром 11 июня 1961 года, в воскресенье, в день Всех святых, в землях Руси просиявших.

Власти сделали все, чтобы похороны не стали «церковной пропагандой»: подготовили к публикации большую антирелигиозную статью; запретили пешую процессию от собора до кладбища, сами подогнали автобусы для провожающих владыку и велели ехать по окраине города. Но случилось непредвиденное. Никто из прихожан не сел в приготовленные автобусы. На дышащего злобой и угрозами уполномоченного по делам религии никто не обращал внимания. Когда катафалк с гробом двинулся прямо на верующих, регент собора, Анна, крикнула: «Люди, не бойтесь! Он нас не задавит, они не пойдут на это — хватайтесь за борт!» Люди тесным кольцом обступили машину, и она смогла тронуться только с очень небольшой скоростью, так что получилась длинная пешая процессия. Перед поворотом на окраинные улицы женщины легли на дорогу, так что машине пришлось ехать через центр. Центральная улица наполнилась народом, движение прекратилось, пешая процессия продолжалась три часа, люди всю дорогу пели «Святый Боже». На все угрозы и уговоры функционеров отвечали: «Мы хороним нашего архиепископа»…

Похороны архиепископа Луки. Симферополь, 1961 год.

Его мощи были обретены 22 ноября 1995 года. В 2000 году Архиерейский собор причислил архиепископа Луку к лику святых…

Материал взят с сайта http://foma.in.ua

«Валентина Феликсовича больше нет…»

В 1921 году, в разгар Гражданской войны, Войно-Ясенецкий появился в больничном коридоре… в рясе и с наперсным крестом на груди. Оперировал в тот день и в последующем, конечно, без рясы, а как обычно, в медицинском халате. Ассистенту, который обратился к нему по имени-отчеству, ответил спокойно, что Валентина Феликсовича больше нет, есть священник отец Валентин. «Надеть рясу в то время, когда люди боялись упоминать в анкете дедушку-священника, когда на стенах домов висели плакаты: «Поп, помещик и белый генерал — злейшие враги Советской власти», — мог либо безумец, либо человек безгранично смелый. Безумным Войно-Ясенецкий не был…» — вспоминает бывшая медсестра, работавшая с отцом Валентином.

Лекции студентам он читал также в священническом облачении, в облачении же являлся на межобластное совещание врачей… Перед каждой операцией молился, благословлял больных. Его коллега вспоминает: «Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: «Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?» Последовал ответ: «Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины».

Однажды в ответ на приказ властей убрать из операционной икону главврач Войно-Ясенецкий ушел из больницы, сказав, что вернется только тогда, когда икону повесят на место. Конечно, ему отказали. Но вскоре после этого в больницу привезли больную жену партийного начальника, нуждавшуюся в срочной операции. Та заявила, что будет оперироваться только у Войно-Ясенецкого. Местным начальникам пришлось пойти на уступки: вернулся епископ Лука, а на следующий после операции день вернулась и изъятая икона.

«Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»

В апреле 2000 года архиепископа Луку реабилитируют, а в августе того
же года прославляют в сонме новомучеников и исповедников Российских. Как
святой он почитается и другими Поместными Церквями, в частности,
Греческой Православной Церковью. Не менее 20 храмов и часовен во имя
святителя Луки построено на территории России и Украины, более 30-ти — в
Греции.

Архимандрит Нектарий (Антонополус). Фото Ирины Ахундовой

В повсеместном почитании святителя Луки греками огромная заслуга
принадлежит архимандриту Нектарию (Антонополусу), игумену монастыря
Преображения Господня Сагмата, создавшему музей в часовне святителя
Луки, написавшему книги о нем, организовавшему две международные
конференции в Афинах, посвященные святителю Луке.

31 мая 2012 года о. Нектарий выступит с докладом на IV
научно-практической конференции «Духовное и врачебное наследие Святителя
Луки — профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого», которая пройдет в филиале № 3
Главного военного клинического госпиталя им. академика Н.Н. Бурденко МО
РФ (в г. Железнодорожный Московской области).

А 11 июня архимандрит Нектарий по традиции приедет в Симферополь на торжества, посвященные архипастырю-врачу.

Именно у мощей святителя Луки в Свято-Троицком соборе произошла
первая встреча греческого монаха с детьми из Сибири и Крыма, которых с
2002 года он приглашал на отдых в Грецию в рамках благотворительной
программы «Мост любви».

Возвести этот мост между нашими странами ему помог святитель Лука. К
сожалению, из-за кризиса в Греции программа второй год не действует, и
отец Нектарий продолжает молиться святителю Луке о помощи.

Если мы не хотим, чтобы «Мост любви» рухнул, вспомним завет святителя
Луки: «Главное в жизни — делать добро. Если не можешь делать для людей
добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».

Любой состоятельный человек или любая благотворительная организация
может поддержать программу отца Нектария или стать спонсором
художественного фильма «Алмазный крест», который в настоящее время
снимается по одноименной повести Юрия Чибрякова. Как это часто бывает в
России, средств на окончание съемок не хватает.

«О, всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, моли Бога о нас!»

Ирина Ахундова

Фото автора и из открытых источников в интернете

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Раненые салютовали мне… ногами»

«Вредный Лука!»

Как человек, святитель Лука был строг и требователен. Он нередко запрещал в служении неподобающе ведущих себя священников, лишал некоторых сана, строго запрещал крестить детей с неверующими восприемниками (крестными), не терпел формального отношения к служению и подхалимства перед властями. «Вредный Лука!» — воскликнул как‑то уполномоченный, узнав, что тот лишил сана очередного священника за двоеженство.

Но архиепископ умел и признавать свои ошибки… Сослуживший ему в Тамбове протодиакон отец Василий рассказывал такую историю: в храме был пожилой прихожанин, кассир Иван Михайлович Фомин, он читал на клиросе часы. Читал плохо, неверно произносил слова. Архиепископу Луке (тогда возглавлявшему Тамбовскую кафедру) приходилось постоянно его поправлять. В один из дней, после службы, когда владыка Лука в пятый или шестой раз объяснял упрямому чтецу, как произносятся некоторые церковнославянские выражения, произошла неприятность: эмоционально размахивая богослужебной книгой, Войно-Ясенецкий задел Фомина, а тот объявил, что архиерей ударил его, и демонстративно перестал посещать храм… Через короткое время глава Тамбовской епархии, надев крест и панагию (знак архиерейского достоинства), через весь город отправился к старику просить прощения. Но обиженный чтец… не принял архиепископа! Спустя время владыка Лука пришел снова. Но Фомин не принял его и во второй раз! «Простил» он Луку лишь за несколько дней до отъезда архиепископа из Тамбова.

Архиепископ Лука после службы, в ограде собора Святой Троицы в сопровождении прихожан. Фото 1953 г.

Клопы, голодовка и пытки

В тюрьмах и ссылках владыка Лука не терял присутствия духа и находил в себе силы для юмора. Он рассказывал о заключении в Енисейской тюрьме, во время первой ссылки: «Ночью я подвергся такому нападению клопов, которого нельзя было и представить себе. Я быстро заснул, но вскоре проснулся, зажег электрическую лампочку и увидел, что вся подушка и постель, и стены камеры покрыты почти сплошным слоем клопов. Я зажег свечу и начал поджигать клопов, которые стали падать на пол со стен и постели. Эффект этого поджигания был поразительным. Через час поджигания в камере не осталось ни одного клопа. Они, по‑видимому, как‑то сказали друг другу: «Спасайтесь, братцы! Здесь поджигают!» В последующие дни я больше не видел клопов, они все ушли в другие камеры».

К прочтению  Древняя британская церковь

Конечно, не на одном чувстве юмора держался епископ Лука. «В самое трудное время, — писал владыка, — я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня».

Однако было время, когда он и роптал на Бога: слишком долго не кончалась тяжелая северная ссылка… А во время третьего ареста, в июле 1937 года, епископ доходил почти до отчаяния от мучений. К нему применили жесточайшую пытку — 13‑дневный «допрос конвейером». Во время этого допроса сменяются следователи, арестанта же днем и ночью держат практически без сна и отдыха. Епископа Луку били сапогами, сажали в карцер, содержали в ужасающих условиях…

Трижды он объявлял голодовку, пытаясь таким образом протестовать против беззаконий властей, против нелепых и оскорбительных обвинений. Однажды он даже предпринял попытку перерезать себе крупную артерию — не с целью самоубийства, а чтобы попасть в тюремную больницу и получить хоть какую‑то передышку. Изможденный, он падал в обморок прямо в коридоре, терял ориентацию во времени и пространстве…

Страшный сон

В 1927 году епископ Лука совершил ошибку, о которой впоследствии очень сильно жалел. Он просил об увольнении на покой и, пренебрегая пастырскими обязанностями, стал заниматься почти исключительно медициной — он мечтал основать клинику гнойной хирургии. Епископ даже стал носить гражданскую одежду и в Министерстве здравоохранения получил должность консультанта при андижанской больнице…

С этих пор жизнь его разладилась. Он переезжал с места на место, операции бывали неудачными, епископ Лука признавался: он чувствует, что его оставила Божья благодать…

Однажды ему приснился невероятный сон: «Мне снилось, что я в маленькой пустой церкви, в которой ярко освещен только алтарь. В церкви неподалеку от алтаря у стены стоит рака какого‑то преподобного, закрытая тяжелой деревянной крышкой. В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и позади престола стоят студенты и врачи и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором… Я с ужасом проснулся…»

Впоследствии епископ Лука совмещал церковное служение с работой в больницах. В конце жизни он был назначен в Крымскую епархию и делал все, чтобы в тяжелейшую хрущевскую эпоху не угасла церковная жизнь.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Ссылка на Ледовитый океан

Самая жестокая и далекая ссылка епископа Луки — «На Ледовитый океан!», как выразился в приступе гнева местный начальник. Владыку конвоировал молодой милиционер, который признался ему, что чувствует себя Малютой Скуратовым, везущим митрополита Филиппа в Отроч монастырь. Милиционер не повез ссыльного на самый океан, а доставил в местечко Плахино, за 200 километров от Полярного круга. В глухом поселке стояло три избы, в одной из них и поселили владыку. Он вспоминал: «Вместо вторых рам были снаружи приморожены плоские льдины. Щели в окнах не были ничем заклеены, а в наружном углу местами виден сквозь большую щель дневной свет. На полу в углу лежала куча снега. Вторая такая же куча, никогда не таявшая, лежала внутри избы у порога входной двери. Весь день и ночь я топил железную печку. Когда сидел тепло одетым за столом, то выше пояса было тепло, а ниже — холодно»…

Однажды в этом гиблом месте епископу Луке пришлось крестить двух детей совершенно необычным образом: «В станке кроме трех изб, было два человеческих жилья, одно из которых я принял за стог сена, а другое — за кучу навоза. Вот в этом последнем мне и пришлось крестить. У меня не было ничего: ни облачения, ни требника, и за неимением последнего я сам сочинил молитвы, а из полотенца сделал подобие епитрахили. Убогое человеческое жилье было так низко, что я мог стоять только согнувшись. Купелью служила деревянная кадка, а все время совершения Таинства мне мешал теленок, вертевшийся возле купели»…

«Раненые салютовали мне… ногами»

Приезжавший инспектор всех эвакогоспиталей профессор Н.Н. Приоров
отмечал, что нигде он не видел таких блестящих результатов лечения
инфекционных ранений суставов, как у владыки Луки. Его отметили грамотой
и благодарностью Военного совета Сибирского военного округа. «Почет мне
большой, — писал он в то время, — когда вхожу в большие собрания
служащих или командиров, все встают».

«Раненые офицеры и солдаты очень любили меня, — писал профессор, у
которого остались светлые и радостные воспоминания о тех военных годах. —
Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые.
Некоторые из них… неизменно салютовали мне высоко поднятыми ногами».

В ссылке. Село Б.Мурта, Красноярского края, 1941г.

В Красноярском крае святитель-хирург находился в ссылке дважды — в
начале 1920-х годов и на рубеже 1930-1940 годов. Из Красноярска владыка
писал сыну: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Как
уроженка Красноярска я с гордостью узнала из книги В.А. Лисичкина
«Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)», что именно в моем
родном городе епископ Лука стал архиепископом Красноярским и постоянным
членом Священного Синода.

5 марта 1943 года он пишет сыну очень светлое письмо: «Господь послал
мне несказанную радость. После 16-ти лет мучительной тоски по церкви и
молчания отверз Господь снова уста мои. Открылась маленькая церковь в
Николаевке, предместье Красноярска, а я назначен архиепископом
Красноярским…». «Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего
престола митрополите Сергии приравнял мое лечение раненых к доблестному
архиерейскому служению и возвел меня в сан архиепископа». Думаю, это
уникальный случай в истории РПЦ.

Когда он покидал красноярскую кафедру, моей маме было 5 лет, но
бабушка, работавшая в Красноярске почтальоном, не могла не слышать о
владыке-хирурге, сосланном в Красноярский край (в село Большая Мурта). Я
родилась в Красноярске уже после смерти святителя Луки. Уезжая после
окончания школы из родного города, я понятия не имела ни о Боге, ни о
том, был ли на тот момент открыт хотя бы один храм. Помню лишь
возвышающуюся над городом часовенку, которую можно видеть на
десятирублевых банкнотах.

Рада, что 15 ноября 2002 года мои земляки установили в центре
Красноярска бронзовый памятник, изображающий архиепископа Луку с
молитвенно сложенными руками. Это третий по счету памятник после Тамбова
и Симферополя. Но к нему могут прийти лишь красноярцы или гости города.
А вот к другому «Святителю Луке» — «поезду здоровья» с вагоном-храмом
за врачебной и духовной помощью приходят жители Красноярского края и
Хакасии.

Как же ждут люди эту поликлинику на колесах, гордо носящую имя одного
из самых выдающихся деятелей русской медицины и Русской Православной
Церкви! Церкви, представителей которой советская власть десятилетиями
уничтожала, расстреливая, ссылая в лагеря, сажая в тюрьмы. Но далеко не
всех обитателей сталинских лагерей эта же власть потом награждала
высочайшими государственными наградами.

11 лет тюрем и ссылок

В 1923 году Луку (Войно-Ясенецкого) арестовали по нелепому стандартному подозрению в «контрреволюционной деятельности» — неделю спустя после того, как он был тайно рукоположен в епископы. Это стало началом 11 лет тюрем и ссылок. Владыке дали проститься с детьми, посадили в поезд… но тот минут двадцать не трогался с места. Оказывается, поезд не мог двинуться, потому что толпа народа легла на рельсы, желая удержать епископа в Ташкенте…

К прочтению  Сопротивление и вера вчера в москве открылась выставка «русская церковь и советская власть

В тюрьмах епископ Лука делился теплой одеждой со «шпаной» и получал в ответ доброе отношение даже воров и бандитов. Хотя иной раз уголовники его грабили и оскорбляли…

Епископ Лука. Ташкент, тюрьма НКВД. 1939 г.

А однажды во время следования по этапу, на ночлеге, профессору пришлось произвести операцию молодому крестьянину. «После тяжелого остеомиелита, никем не леченного, у него торчала из зияющей раны в дельтовидной области вся верхняя треть и головка плечевой кости. Нечем было перевязать его, и рубаха, и постель его всегда были залиты гноем. Я попросил найти слесарные щипцы и ими без всякого затруднения вытащил огромный секвестр (омертвевший участок кости. — Прим. авт.)».

Статьи на Православие.Ru

Спустя пару-тройку дней мне назначают сдать в очередной раз анализ. И вдруг результат… Инфекции нет!

Ему хотели ампутировать ноги по колено. Переводили из госпиталя в госпиталь. В Тамбове он узнал о враче «из бывших», который… служит в городском соборе.

Горячая и усердная молитва к Богу через взывание о помощи к святителю способна учащенное биение сердца перевоплотить в подлинное чудо.

«Во время болезни человек проходит путь, который может полностью очистить его душу», ‒ убежден видный нейрохирург, профессор Андрей Басков.

Верующие просят о помощи святителя Луку, прикладываются к частице его святых мощей или к чудотворной иконе — и получают исцеления.

Пальцы пришлось ампутировать: железная дверь полностью размозжила их. Мальчик помолился: «Святой Лука, я не знаю, что ты там будешь делать, но я хочу играть на фортепиано!» И святитель помог.

Заболела моя маленькая дочь пяти лет. Началась рвота, которая все не прекращалась. Решили сделать МРТ и обнаружили под черепом, за левым ухом, опухоль.

Он проснулся ночью от того, что почувствовал: вся подушка пропитана кровью. Машинально приложил руку к затылку: кровь была из опухоли, но самой опухоли не было… А на ее месте был как бы хирургический разрез длиною примерно три сантиметра!

У ребёнка Вали вдруг начал расти живот. Выдвигались предположения: водянка, рахит и даже… ложная беременность.

Что увидели в жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого) создатели фильма о нем, дав картине такое название – «Излечить страх».

Он всегда шел на обострение – никаких компромиссов, поэтому с ним было всегда очень тяжело, люди пишут об этом. И, в то же время, совершенно очевидно, что его душа была преисполнена любви. (MP3 файл. Продолжительность 16:35 мин. Размер 12 Mb)

11 июня, в день кончины, почитается память священноисповедника архиепископа Крымского и Симферопольского Луки, фактически нашего современника, почившего в 1961 году.

Главное то, что люди, приходящие к святителю Луке, потом начинают исповедоваться, причащаться, понимают, что болезнь – это один маленький эпизод в их жизни, хотя порой непростой эпизод.

В день памяти святителя Луки о его чудесной помощи рассказывают ваши письма, наши дорогие читатели!

В докладе «Этическое наследие Святителя Луки. Клятва В.Ф. Войно-Ясенецкого» я касаюсь тех этических принципов, которые Святитель Лука, с одной стороны, выработал как теоретик православной этики, а с другой стороны, выстрадал как практикующий хирург.

«Надо идти пешком к святителю Луке», – объявил я сыну, хотя уже не мог наступать на пятку – такую адскую боль вызывал каждый шаг.

Я руку его запомнила, такую большую, тёплую. И так мне его за эту руку держать уютно, что вот так бы и прижалась щекой. С самого начала я ему как-то доверилась. А он меня сразу стал называть Юлочкой, и называл так уже всё время.

Святитель Лука учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений. В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.

«Письма советского Баламута» – так можно назвать эту книгу, куда вошли секретные донесения уполномоченных в Совет по делам религий. Их пристальный недоброжелательный взгляд был направлен на деятельность святителя Луки (Войно-Ясенецкого), Крымского архиепископа, выдающегося хирурга, лауреата Сталинской премии. Выход сборника документов «Разработку Луки продолжаем…» приурочен к 50-летию со дня кончины святителя.

«Слепых делает зрячими…»

Операциям на глазах Валентин Феликсович стал учиться сразу после выпускных экзаменов, зная, что в деревне с ее грязью и нищетой свирепствует болезнь-ослепительница — трахома. Приема в больнице ему казалось недостаточно, и он стал приводить больных к себе домой. Они лежали в комнатах, как в палатах, Войно-Ясенецкий лечил их, а его мать — кормила.

Однажды после операции у него прозрел молодой нищий, потерявший зрение еще в раннем детстве. Месяца через два он собрал слепых со всей округи, и вся эта длинная вереница пришла к «святому хирургу», ведя друг друга за палки.

 В другой раз епископ Лука прооперировал целую семью, в которой слепыми от рождения были отец, мать и пятеро их детей. Из семи человек после операции шестеро стали зрячими. Прозревший мальчик лет девяти впервые вышел на улицу и увидел мир, представлявшийся ему совсем по‑иному. К нему подвели лошадь: «Видишь? Чей конь?» Мальчик смотрел и не мог ответить. Но привычным движением ощупав коня, закричал радостно: «Это наш, наш Мишка!»

Гениальный хирург обладал невероятной работоспособностью. С приходом Войно-Ясенецкого в больницу Переславля-Залесского число проводимых операций возросло в несколько раз! Спустя время, в 70‑х годах врач этой больницы с гордостью докладывал: делаем полторы тысячи операций в год — силами 10–11 хирургов. Внушительно. Если не сравнивать с 1913 годом, когда один Войно-Ясенецкий делал в год тысячу операций…

Хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий (слева) проводит операцию в земской больнице. 

Святитель Лука Войно-Ясенецкий: “В служении Богу вся моя радость”

«Я подлинно и глубоко отрекся от мира и от врачебной славы, которая, конечно, могла бы быть очень велика, что теперь для меня ничего не стоит. А в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако врачебной и научной работы я не намерен оставлять», – писал Валентин Феликсович сыну Михаилу. И еще: «О, если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его…»

В 1923 году знаменитый хирург принял тайный монашеский постриг и был возведен в сан епископа. Он добровольно и открыто избрал крестный путь мученичества, страданий и подвига, путь «агнца среди волков», о котором ни разу не пожалел.

Его скитания по тюрьмам и ссылкам начались после первой же архиерейской службы в кафедральном соборе Ташкента, откуда «черный ворон» увез его в тюрьму.

Однажды возглавлявший ЧК Петерс спросил профессора: «Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?» «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?», – ответил врач. «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?»

К прочтению  Церковь не будет существовать изолированно от народа, заявил патриарх кирилл

«Бога я действительно не видел… Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. Значит ли это, что их нет?».

Под хохот всего зала «Дело врачей» с треском провалилось.

Владыку Луку не сломили ни многочисленные аресты, ни годы тюрем и сталинских лагерей, ни 13-дневный допрос «конвейером», когда ему не давали спать, ни клевета и изгнания. Сколько людей сломалось в подобных условиях! А он ничего не подписал и не отрекся от сана священника. Идти по столь тернистому пути, по его признанию, ему помогало почти реальное ощущение, что его поддерживает и укрепляет “Сам Иисус Христос”.

По биографии Святителя Луки Войно-Ясенецкого можно изучать историю и географию России. Он пережил революцию, Русско-японскую войну, Гражданскую войну, две мировые войны, Великую Отечественную войну, гонения на Церковь, годы лагерей и ссылок.

Вот лишь некоторые места, где ему довелось жить: Керчь, Кишинев, Киев, Чита, Симбирская, Курская, Саратовская, Владимирская, Орловская, Черниговская губернии, Москва, Переславль-Залесский, Туркестан, Ташкент, Андижан, Самарканд, Педжикент, Архангельск, Красноярск, Енисейск, Большая Мурта, Туруханск, Плахино, Тамбов, Тобольск, Тюмень, Крым…

В разные годы владыка был епископом Ташкентским и Туркестанским (25.01.1925 – сентябрь 1927), епископом Елецким, викарием Орловской епархии (5.10.1927 – 11.11.1927), архиепископом Красноярским и Енисейским (27.12.1942 – 7.02.1944), архиепископом Тамбовским и Мичуринским (7.02.1944 – 5.04.1946), архиепископом Симферопольским и Крымским (5.04.1946 – 11.06.1961).

В Тамбовской епархии владыка Лука в течение двух лет одновременно служил в церкви и работал хирургом в 150 госпиталях. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.

В 1946 году владыка назначается архиепископом Симферопольским и Крымским

Здесь он завершает работу над богословским трудом «Дух, душа и тело», в котором внимание уделяется также учению Священного писания о сердце как органе богопознания. Когда в 1958 году архиепископ Лука полностью ослеп, он писал своей дочери: «От операции я отказался и покорно принял волю Божию быть мне слепым до самой смерти

Свою архиерейскую службу буду продолжать до конца».

11 июня 1961 года, в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, 84-летний архиепископ Лука отошел ко Господу. Три дня неиссякаемым потоком люди шли попрощаться с любимым архипастырем. Многие больные у могилы святителя Луки получили исцеления.

«Мясник! Зарежет больного!»

Епископа Луку ссылали на Север трижды. Но и там он продолжал работать по своей медицинской специальности.

Однажды, только прибыв по этапу в город Енисейск, будущий архиепископ пошел прямо в больницу. Представился заведующему больницей, назвав свое монашеское и мирское (Валентин Феликсович) имя, должность, просил разрешения оперировать. Заведующий сперва даже принял его за сумасшедшего и, чтобы отделаться, схитрил: «У меня плохой инструмент — нечем делать». Однако хитрость не удалась: посмотрев инструментарий, профессор Войно-Ясенецкий, конечно, дал ему реальную — довольно высокую — оценку.

На ближайшие дни была назначена сложная операция… Едва начав ее, первым широким и стремительным движением Лука рассек скальпелем брюшную стенку больного. «Мясник! Зарежет больного», — промелькнуло в голове у заведующего, ассистировавшего хирургу. Лука заметил его волнение и сказал: «Не беспокойтесь, коллега, положитесь на меня». Операция прошла превосходно.

Позже заведующий признался, что испугался в тот раз, но впоследствии поверил в приемы нового хирурга. «Это не мои приемы, — возразил Лука, — а приемы хирургии. У меня же просто хорошо натренированные пальцы. Если мне дадут книгу и попросят прорезать скальпелем строго определенное количество страниц, я прорежу именно столько и ни одним листком больше». Ему тут же была принесена стопка папиросной бумаги. Епископ Лука ощупал ее плотность, остроту скальпеля и резанул. Пересчитали листочки — порезано было ровно пять, как и просили…

Художник в анатомии и хирургии

Впервые я узнала о святителе Луке во время паломнической поездки по
Крыму, будучи уже взрослым человеком. Позже прочитала, что святитель
Лука, по молитвам к которому до сих пор получают исцеления люди, больные
самыми разными болезнями, в том числе онкологическими, родился 27
апреля (9 мая по новому стилю) 1877 года в Керчи в многодетной семье
аптекаря Феликса Станиславовича, происходившего из древнего русского
дворянского рода. При крещении младенца нарекли Валентином (что значит
«сильный, крепкий») в честь священномученика Валентина Интерамского,
получившего от Господа дар врачевания и ставшего затем священником.
Подобно своему небесному покровителю он стал и врачом, и
священнослужителем.

Архиепископ Тамбовский Лука, Тамбов, 1944 г.

А Лукой будущий святитель был назван при монашеском постриге в честь святого апостола Луки — врача и художника-иконописца.

Этот удивительный человек за свою 84-летнюю жизнь спас огромное
количество безнадежных больных, причем многих из них он помнил в лицо и
по фамилии. Такой «человеческой хирургии» владыка учил и своих учеников.
«Для хирурга не должно быть «случая», — говорил он, — а только живой
страдающий человек». Ради этого страдающего человека Валентин Феликсович
и пожертвовал своей юношеской мечтой — стать художником.

После окончания в Киеве гимназии и художественного училища во время
вступительных экзаменов в Петербургскую Академию художеств он вдруг
решил, что не вправе заниматься тем, что ему нравится, «но обязан
заниматься тем, что полезно для страдающих людей», т.е. медициной, т.к.
именно в медицинской помощи нуждалась российская глубинка.

Впрочем, он все же стал художником — «художником в анатомии и
хирургии», как сам себя называл. Преодолев отвращение к естественным
наукам, Валентин с блеском окончил медицинский факультет и получил
диплом с отличием. Но карьере ученого предпочел должность простого
земского лекаря — «мужицкого» врача. Иногда, не имея под рукой
инструментов, он использовал перочинный нож, гусиное перо, слесарные
щипцы, а вместо ниток — женский волос.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий овдовел в 1919 году, потеряв
любимую жену и мать четверых детей. В феврале 1921 года, в страшное
время репрессий, когда тысячи мирян и священников, отвергнувших
обновленчество, сидели в тюрьмах, ссылках и лагерях, хирург Валентин
Феликсович стал священником. Теперь он оперировал и читал студентам
лекции в рясе и с крестом на груди. Перед операцией молился Божией
Матери, благословлял больного и ставил на его теле йодовый крест. Когда
из операционной однажды вынесли икону, хирург не приступил к операциям
до тех пор, пока у высокого начальства не заболела жена и икону вернули
на место. Он всегда открыто говорил о своей вере: «Куда меня ни пошлют —
везде Бог». «Считаю своей главной обязанностью везде и всюду
проповедовать о Христе», — этому принципу он остался верен до конца
своих дней.

В своей автобиографии святитель-хирург писал: «Ничто не могло
сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в
котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им:
Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы
выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9; 37-38). У меня буквально дрогнуло
сердце… «О Господи! Неужели у тебя мало делателей?!» Позже, через много
лет, когда Господь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен,
что этот евангельский текст был первым призывом Божиим на служение Ему».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: