В россию прибыл ковчег с частицей мощей святителя иоанна шанхайского

Иоанн шанхайский - древо

Разлука

В 1949 году к власти в Китае пришли
коммунисты. «Они показывали нам фильмы о том, как хорошо
в СССР, чтобы мы ехали в Союз. Давали бесплатные билеты
на пароход, заманивали разными способами, да только в
Союзе тех, кто возвращался, тут же сажали в лагеря», —
рассказывает Лидия Ионина. Русские вновь были вынуждены
бежать. У кого была возможность — уехали в Австралию и в
Европу, кто-то вернулся в Союз, поддавшись на уговоры, а
примерно шесть тысяч человек, у которых не было ни
связей, ни денег, отправились в лагерь Международной
беженской организации на острове Тубабао на Филиппинах.
Пока решалась судьба — куда ехать дальше, — жили в
палатках. Этот филиппинский остров известен бушующими на
нем сезонными тайфунами и ураганами. Но за 27 месяцев,
пока русские там находились вместе с владыкой Иоанном,
тайфун случился только один раз, и то переменил свой
курс и обошел остров. Местные говорили, что, «пока ваш
святой человек каждую ночь обходит лагерь и
благословляет его со всех четырех сторон», нечего
беспокоиться. Пристанище на Филиппинах было временным —
нужно было искать другое место для поселения, и владыка
об этом хлопотал: встречался с министрами, летал в
Вашингтон в Белый дом — и добился изменения
американского закона (что немыслимо даже представить!),
так что вся его паства, находившаяся на Тубабао,
получила возможность перебраться в Калифорнию. После
того как люди покинули остров, страшный тайфун разрушил
лагерь до основания.

На острове
Тубабао на Филиппинах, где был организован лагерь
русских беженцев из Китая после прихода там к власти
коммунистов

Где хранятся мощи святых

Если вы еще только собираетесь отправиться в паломническое путешествие к месту хранения мощей того или иного святого, вот вам несколько географических подсказок.

Мощи Святой Матроны хранятся в Москве, в левом приделе Покровской церкви Покровского монастыря (улица Таганская, 58).

Мощи Святого Луки хранятся в городе Симферополе, в храме Святителя Луки на территории Свято-Троицкого монастыря.

Мощи Святого Георгия Победоносца хранятся в Италии, в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Также часть мощей святого Георгия находится в Париже, в храме Сент-Шапель. Десница святого Георгия Победоносца находится в Греции на горе Афон в монастыре Ксенофонта.

Мощи Святой Великомученицы Варвары хранятся в Киеве, в соборе Святого князя Владимира.

Мощи Преподобных Киево-Печерских отцов хранятся в Республике Крым, в Топловском женском монастыре святой преподобномученицы Параскевы.

Мощи Святого Валентина хранятся в Львовская области, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Мощи Святого Спиридона Тримифунтского хранятся в Греции, на острове Корфу, в соборе Святого Спиридона Тримифунтского.

Невзрачный, с дефектом речи, в помятой рясе — таким помнят святителя Иоанна его современники. Но за скромной внешностью чувствовалась непоколебимая вера в Бога, твёрдая воля и безмерная любовь к людям. Удивительный человек с непростой судьбой, которого ещё при жизни стали называть не иначе как святым.

Это интересно: Мощи святого Луки Крымского: познаем со всех сторон

Русский собор в Сан-Франциско

Приход сан-францисского православного
собора был основан еще в 1927 году, задолго до приезда «шанхайцев».
Через три года у местной епископальной общины выкупили
здание, переоборудовали его в православном стиле и
начали служить. «За последующие тридцать лет большинство
русских обжились в Сан-Франциско и переехали в более
привлекательные районы города, а дома вокруг собора
населили новые эмигранты, не православные, —
рассказывает протоиерей Петр Перекрестов, клирик собора.
— В районе стало небезопасно, и возникла необходимость в
строительстве храма на новом месте, хотя старый собор
действует и сейчас».

Новый русский собор в Сан-Франциско
находится в нескольких кварталах от океанского пляжа,
недалеко от знаменитого моста «Золотые ворота». Это
далеко не единственных храм в городе, но, пожалуй, самый
знаметный.

Иеромонах Джеймс (Коразза) служит в
Старом соборе, где на аналое хранится мантия владыки
Иоанна. Батюшка ездит с ней по больницам и, заворачивая
больных в святительскую одежду, служит молебны о
выздоровлении

«Если вы обратите внимание вот сюда, —
рассказывает отец Джеймс, подводя меня к дьяконским
дверям во время краткой экскурсии по собору, — вы
увидите, что здесь есть замок. Такие же есть на всех
дверях в алтаре

И что удивительно, все замки
расположены изнутри. Я не видел такого ни в одном храме!
Дело в том, что во время литургии здесь был Фавор!
Да-да! Когда владыка здесь молился, он приподнимался над
землей, и чтобы не смущать никого, он закрывал изнутри
наполнявшийся нетварным Светом алтарь».

При Новом соборе в Сан-Франциско есть
сестричество, основной деятельностью которого является
сбор средств на благоукрашение собора. По большим
праздникам сестры пекут пирожки, средства от продажи
которых идут на покупку церковной утвари и облачений

Возведение Нового собора начали в 1962
году, но в приходе возникли разногласия относительно
финансовой стороны дела, и строительство пришлось
приостановить. Для разрешения конфликтной ситуации на
Западно-Американскую кафедру и назначили владыку Иоанна,
ведь большинство прихожан были знакомы ему еще по
Шанхаю. Владыка оказался в центре событий — его самого
обвинили в присвоении денег и посадили на скамью
подсудимых. Хотя светский суд полностью оправдал
святителя, конфликт не сразу удалось уладить. Но через
три года, в 1965-м, строительство собора все-таки было
завершено. Когда владыку спросили, кто был виноват в
этой смуте, он ответил: «Дьявол». Святитель участвовал в
установке крестов на куполах Нового собора и успел
немного в нем послужить до того, как в 1966 году
скончался в городе Сиэтле, куда ездил сопровождать
Курскую коренную икону Божией Матери. Владыка умер во
время молитвы, стоя на коленях перед иконой.

Языковой барьер

Те, кто уехал в Америку десять, а то и
меньше лет назад, говорят уже на смеси двух языков, в то
время как потомки первых эмигрантов, родившиеся за
границей, говорят на чистом русском языке и часто лучше
многих современных москвичей. «С Богом, с детьми и с
домашними животными я говорю только на русском! —
рассказывает одна русская американка. — Хотя я родилась
в Америке, не могу представить, как бы я молилась на
английском языке, он еще недостаточно впитал в себя
православную культуру». «Сохранение русскости» требует
больших усилий, особенно трудно научить быть русскими
детей, ведь для них эта культура «родная» только в
четвертом поколении. «Когда я была молодой еще девушкой,
— рассказывает матушка Елена Перекрестова, — моя мама
возила меня на русский бал в другой город, чтобы я могла
общаться с русскими ребятами и в перспективе выйти замуж
за русского. Она работала на почте, и когда мы
возвращались с такого бала домой в два-три ночи, мама в
четыре уже уходила на работу. Вот на что она шла, ради
того чтобы я говорила на русском и общалась с русскими
детьми».

Сейчас при сан-францисском кафедральном
соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих
Радость» открыт православный лицей. Хотя детей там учат
на английском, чтобы они потом могли поступать в
американские университеты, но кроме обычных наук
преподают русскую историю, русский язык, литературу и
Закон Божий. «Сначала мы занимались со своими детьми
дома, отдавать их в обычную школу было страшно — чему их
там могли научить?! — рассказывает матушка Мария Котар,
администратор лицея. — А в 1994 году, когда дети
подросли, мы собрались с другими родителями и решили
объединить усилия». Первое время преподавали сами, потом
начали набирать учителей, которых к сегодняшнему дню в
школе на 70 учеников уже 20 человек.

Лицей назвали в честь святителя Иоанна
Шанхайского, так как его открытие совпало с
прославлением святителя. Школа находится в том же
здании, что и кафедральный собор, где покоятся мощи
владыки, поэтому у детей есть возможность каждый день
молиться у раки. «Несколько лет назад, — рассказывает
матушка Мария Котар, — я искала учителя русского языка,
через неделю уже должны были начаться занятия, а
преподавать русский некому. Прибежала к мощам владыки
Иоанна, встала на колени в пустом соборе — молюсь:
«Владыка, помоги!» Я только успела подняться от мощей,
как в храм вошла женщина и направилась ко мне. Подошла и
спрашивает: не нужен ли нам в школу учитель русского
языка? И такие истории на каждом шагу! Владыка очень нам
помогает, во всем».

Священником в рясе на улицах
Сан-Франциско никого не удивить. В городе много разного
рода необычных персонажей в «чудной» одежде — так что
жители давно привыкли и не глазеют на них, оборачивая
головы. Но кто понимает, что перед ними священник,
уступают место в очереди, здороваются, как принято у
католиков. Большинство американцев очень вежливы и
доброжелательны

Память

«Нельзя сказать, что владыка запомнился
всем как деятельный администратор, — рассказывает
протоиерей Петр Перекрестов, автор книги о владыке, —
хотя святитель Иоанн построил несколько храмов, открыл
приют, сестричество, занимался с молодежью и очень много
помогал своей пастве по всему миру, но главное, за что
его любят и почитают, — он был настоящим монахом». Он
постоянно молился, никогда не ложился спать, ежедневно
служил Божественную литургию (мало кто выдерживал такой
ритм, поэтому часто владыка служил один — сам читал и
пел всю службу), причащался каждый день, строго постился
— ел только один раз поздно вечером, а Великим и
Рождественским постом вкушал только просфоры. «Чтобы его
не хвалили — вот, дескать, не спит, служит ежедневно,
святой почти, — владыка юродствовал, — считает отец
Петр, — он часто опаздывал на час и больше, говорил
невнятно, ходил босиком и в мятой одежде».

Протоиерей Петр Перекрестов, клирик
Сан-Францисского собора (на фото слева), не был знаком
со святителем Иоанном лично, но много лет встречается со
всеми, кто его помнит (например, протоиерей Стефан
Павленко – на фото справа), записывает их воспоминания,
собирает архивные материалы. Уже отдана в печать новая
книга о святителе, на русском языке, которая скоро
появится и в Москве. На фото: в трапезной храма Всех
Святых в земле Российской просиявших, в калифорнийском
городе Бурлингеме, где служит отец Стефан Павленко

Но во всем, что касалось службы, владыка
был очень строг к себе и к остальным. Он никогда не
разговаривал в алтаре и после службы оставался в нем на
несколько часов, а как-то заметил: «Как трудно
оторваться от молитвы и перейти к земному!» Однажды от
постоянного стояния на ногах (а на каждой вечерне
вычитывалось по пять и более канонов, чтобы почтить
память всех святых) у владыки очень опухла нога.
Консилиум врачей, боясь гангрены, предписал немедленную
госпитализацию, от которой владыка категорически
отказался. Члены приходского совета, после долгих просьб
и угроз взять его силой, заставили владыку согласиться,
но к шести часам вечера он тайно сбежал из госпиталя
служить всенощную, через день «гангрена» прошла
бесследно.

После литургии, независимо от
обстоятельств, каждый день владыка Иоанн обходил
городские больницы, навещая православных христиан, равно
как и неправославных, если они искали встречи с ним. Он
имел особый дар причащать душевнобольных — как и его
родственник святитель Иоанн Тобольский. Иногда служил в
больницах литургию, причем на разных языках, в
зависимости от необходимости: греческом, французском,
голландском, арабском, китайском, английском или
церковнославянском. Кроме больниц владыка любил бывать
на кладбище и молиться об усопших.

Прихожанка собора Татьяна Фокина
рассказала, как несколько дней назад она приехала в
собор на всенощную, но не нашла места для парковки:
«Евангелие уже читают, а я все не могу поставить машину,
и я взмолилась громко: «Владыка, помоги!» Подъезжаю к
собору, и два местечка рядом свободны! Но каждый раз
перед тем, как попросить что-то у владыки, вспоминаешь,
а прочитал ли правило утром? А не проспал ли службу в
прошлое воскресенье? А честно ли постишься? Как тут
просить, когда что должен — не делаешь? Но он все равно
помогает! А я стараюсь быть внимательнее к себе».

Островитяне

Ошибиться с посадкой на самолет в США
невозможно — американцев видно издалека. У выхода к
трапу на груде рюкзаков расположилась группа студентов.
И молодые люди, и девушки одеты в голубые джинсы, белые
кроссовки и яркие толстовки с указанием, откуда они
приехали: Гарвард, Стэнфорд, Техас, Чикаго. Кроме
молодежи самолет ждут четыре инвалида в колясках,
которым все охотно помогают, и несколько пожилых
семейных пар в легких спортивных костюмах и мокасинах.
Все они — молодые, старые, больные и здоровые — широко
улыбаются белозубыми ртами и очень громко разговаривают
и смеются. Только один уставший клерк в черном офисном
костюме с ноутбуком затесался в эту шумную компанию, и
тот был в белых кедах, хотя туфли у него тоже были с
собой — в пакете.

Жители Старого Света часто воспринимают
Америку как большой, но оторванный от остального мира
остров, а американцев — как островитян: Америка думает
по-своему, интерпретируя происходящие в мире события на
свой лад. И у нее есть на то право, точнее, в Америке
просто все есть: своя нефть, свои семь чудес света, свои
Париж, Москва и Ново-Дивеево.

Православие в Америке имеет давнюю
историю: в 1784 году русские колонисты построили первый
храм на Аляске (кстати, через сто лет в 1898 году
Алеутскую и Аляскинскую кафедру возглавил свт. Тихон,
впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, которого в
Америке очень почитают). Русские поселения существовали
еще в четырех штатах: в Британской Колумбии, Вашингтоне,
Орегоне и Калифорнии. К 1808 году в этих колониях уже
проживало около 40 тысяч человек. Центром всех поселений
была церковь. «Однажды в Омске, — рассказывает одна
русская американка, — в церковной лавке меня спросили:
«А разве есть в Америке христиане?» — я ответила, что не
только христиане, но и православные есть, даже русские!
Тогда тетушка из лавки заохала, засуетилась, набрала мне
иконочек и просила передать православным братьям и
сестрам! Представляете, она и не могла подумать, что
здесь в Америке есть православные! Наверноt, думала, у
нас одни команчи».

Русская Калифорния

На таможне всех въезжающих в Америку
проверяют на продукты. Особенно строго с этим в
Калифорнии, американской «житнице» и кормилице. Штат,
кстати самый населенный в стране, снабжает
сельскохозяйственной продукцией всю Америку, а
знаменитая калифорнийская клубника, апельсины и вино
продаются по всему миру. Поэтому санитарные врачи
боятся, что вместе с заокеанскими деликатесами туристы
завезут в Америку каких-нибудь насекомых-паразитов,
которые съедят урожай раньше, чем его успеют собрать.

Первая волна русской эмиграции попала в
Америку после революции 1917 года и оказалась в
Калифорнии на апельсиновых или клубничных плантациях.
Те, у кого не было денег, поручителей или родственников,
могли попасть на пароход в Новый Свет, только подписав
контракт на работу наемником в сельскохозяйственной
отрасли. Работа была очень тяжелой. Когда срок договора
заканчивался, русские уходили с плантаций на более
привычную работу. Начали потихоньку обживаться,
расселяться по другим штатам, чтобы переждать тяжелые
времена и вернуться в Россию. Вторая волна эмиграции —
это люди, оказавшиеся за границей во время Второй
мировой войны, или та же первая волна, но только осевшая
до войны в Китае, а уже оттуда в конце 40-х годов
попавшая в Америку, и тоже, как они надеялись,
«временно». Третья волна — эмиграция из Союза 60-80-х
годов. Многие современные эмигранты, уехав из России,
возвращаться назад не планируют, традиции не хранят, а,
наоборот, все усилия прикладывают к тому, чтобы слиться
с коренными американцами, забыть родной язык. Однако и
те и другие, в конце концов, встречаются в русском
храме. Одни — всеми силами сохраняя в себе и воспитывая
в детях русскость, а остальные — тоскуя по
соотечественникам и задушевным беседам на кухне. «У нас
в Америке в храм к Богу людей приводит общее горе, —
рассказывает Ольга Очкурова, социальный работник в
Сан-Франциско, — ведь это горе, что человек по какой-то
причине оставил свою Родину».

Священником в рясе на улицах
Сан-Франциско никого не удивить. В городе много разного
рода необычных персонажей в «чудной» одежде – так что
жители давно привыкли и не глазеют на них, оборачивая
головы. Но кто понимает, что перед ними священник,
уступают место в очереди, здороваются, как принято у
католиков. Большинство американцев очень вежливы и
доброжелательны

Трудностей перевода нет

«Я мечтал стать адвокатом, потому что
очень любил спорить, — рассказал свою историю иеромонах
Джеймс (Коразза). — И однажды я зашел в комнату к моему
другу, где увидел у него икону трех святителей: Иоанна
Златоуста, Василия Великого и Иоанна Богослова. Я,
будучи лютеранином, тут же начал дискуссию. Но все наши
с Лютером доводы были разбиты мудростью трех святителей,
даже в интерпретации моего товарища-«конверта» (он
теперь игумен одного монастыря). Почему я служу в
Русской Церкви? Потому что именно в ней я нашел
бескомпромиссность апостольских времен. Хотя на самом
деле Православие ведь не русское, не греческое, не
сербское, Православие — оно Божие! Это истинная Церковь,
которую создал Господь. Оно универсально, но благодаря
русским, грекам, сербам — оно сохранилось для нас и
воплотилось в культуре».

В русском лицее при соборе преподает
Эдвард Мансагер. Когда он учился в школе, его лучший
друг перешел в Православие (потом он стал монахом). Друг
этот не говорил с Эдвардом о Боге, не читал ему Библию
или жития святых, просто друг изменился в лучшую
сторону. Тогда Эдвард тоже пришел в православный храм:
«Сначала я услышал прекрасное пение, потом увидел
росписи, потом почувствовал запах ладана и только после
этого предпринял попытку понять богослужение. Я жил
несколько месяцев в греческом монастыре, там я
покрестился. Православие сильно поменяло мои жизненные
планы, и когда я думал, что же делать дальше, мне
посоветовали приехать в Сан-Франциско помолиться у мощей
владыки. Так я здесь при нем и остался. «Русского»
действительно в приходе очень много, но мне это не
мешает. Если эта культура почему-то неинтересна — ничто
не мешает закрыть глаза и приходить в храм просто к
Богу».

Другой «конверт», Тихон Томпсон, певец и
чтец в соборе, пришел в Православие через русскую
историю — Тихон по образованию историк. Он ярый
монархист, а каждый свой день начинает с чтения новостей
на сайте «Православие.ru».

«»Конверты» занимают очень активную
позицию, — рассказывает протоиерей Петр Перекрестов, —
они больше миссионерствуют, каждый месяц отдают храму
положенную десятину, изучают богослужение на чужом
языке. Они полностью погружаются в жизнь по Евангелию —
так, как делали это у себя в протестантизме. Сейчас
именно через «конвертов» начинает развиваться социальная
деятельность Православной Церкви в Америке».

Практически все русские, с которыми мне
довелось здесь встречаться, побывали уже в России,
причем чаще всего в начале 90-х, то есть в самое
неприглядное время, но все они отзываются о России с
большой любовью: «Когда я приехал первый раз, я тут же
полюбил Россию, — рассказывает Михаил Бордоков. — Я
ходил по Санкт-Петербургу, и эти мостовые, набережные,
соборы — все что я учил в школе, все, о чем я читал в
книгах, все это вдруг ожило на моих глазах, как будто
попал ребенком в Диснейленд!» Хамство в магазинах и
билетных кассах, озабоченность и неприветливость
современных россиян проявились позже, но все это уже не
смогло уничтожить родившееся чувство. Отец Петр
Перекрестов рассказал, что он плакал неделю до первой
поездки в Россию, потому что не верил, что это возможно,
и две недели после нее: «Побывав там однажды, я теперь
очень скучаю по Москве и мечтал бы остаться жить и
служить в ней».

«Калифорнию называют золотой, потому что
она выцветает от солнца, а не потому, что здесь была
золотая лихорадка, – утверждает матушка Елена
Перекрестова. – Когда в октябре начинается сезон дождей
и появляется первая зеленая травка, мы понимаем, что
пришла зима. Живу здесь уже тридцать лет и все равно не
могу привыкнуть к этому климату. Я родилась и выросла в
Джорданвиле – там снег. Знаете, если долго смотреть на
черно-белую фотографию, цветная покажется лубочной,
ненастоящей, так и эта жирная калифорнийская сирень в
апреле – раздражает меня своей яркостью. Хочется снега
зимой, мягкого солнышка и едва распускающейся листвы
весной на Пасху, как в России».

Екатерина Степанова

Нескучный сад — 02.07.2012.

«Вы, русские, очень странные»: как в Сан-Франциско прославляли святого Иоанна Шанхайского

— «А что здесь происходит?», — спросила меня удивленная американка, когда мы шли по улицам Сан-Франциско и несли гроб с мощами святителя. Я начал ей подробно объяснять: «Тридцать лет назад умер наш архиерей …». Но она меня перебила с полным недоумением: «И вы его до сих пор хороните?!» Потом, не дав мне вставить слово, добавила: «Всё-таки вы, русские, очень странные люди». И исчезла в толпе. Это произошло за день до прославления, 1 июля.

В Сан-Франциско я прилетел днём 28-го июня и первым делом отправился в усыпальницу. Там непрерывно служились молебны у мощей владыки Иоанна. Как только заканчивалась служба, так сразу усыпальницу заполняли другие приехавшие богомольцы, и вновь служилась панихида. Интересно отметить: когда служится панихида на приходе, то родственники умерших печальны, и общее впечатление от этой службы печальное. Но там в усыпальнице богомольцами овладевало тихая благоговейная радость. Группами и по одиночке съезжались они со всех континентов: Австралии, Южной и Северной Америки, Европы, Азии. Были и паломники из России.

+3

В пятницу первого июля в два часа после полудня началось перенесение Святителя крестным ходом из усыпальницы в собор. Крестный ход совершали не вокруг храма, а вокруг квартала внутри, которого находился храм. При этом движение по улицам было закрыто, дежурила полиция на автомобилях и пешая. В США движение транспорта по улице закрывают очень редко и только в исключительных случаях

Принимая во внимание, что на торжества приехало очень много людей, власти пошли на уступку и разрешили перекрыть улицы и разрешить пройти по кварталу крестным ходом. К тому же, народу приехало намного больше, чем ожидалось

На улице был установлен огромный монитор, на котором показывали всё, что происходило внутри собора.

Крестный ход с мощами свт. Иоанна. Сан-Франциско, 1994

Начался крестный ход. Это выглядело так, словно прорвало плотину и огромный людской поток хлынул по улице. Раку с мощами несли духовенство. Время от времени сменяли друг друга. Мне тоже довелось принять участие в перенесении раки с мощами. Когда меня подменили, я отошёл ближе к тротуару и так имел возможность посмотреть вокруг

Крестный ход привлек внимание местных жителей: они стояли у окон в своих домах, на улице и с интересом наблюдали. Было видно, что крестный ход у многих пробуждал религиозное чувство, и они совершали крестное знамение по католическому обычаю

(В начале этого документального фильма — кадры с торжеств 1994 года в Сан-Франциско. – Редакция)

После перенесения мощей началось богослужение. Последний раз отслужили панихиду и пропели владыке Иоанну вечную память. На Утрени в конце полиелея наступил самый торжественный момент, когда сто певчих кафедрального собора, шестьдесят певчих Кирилло-Мефодиевского хора и весь сонм богомольцев впервые пропели величание — краткое песнопение, прославляющее святого. Было такое ощущение, будто душа покидала тело и витала под сводами собора, сливаясь со звуками пения.

Прославление свт. Иоанна Шанхайского. Сан-Франциско, 1994

Торжества подошли к концу. В последний день пребывания мне посчастливилось побывать в рабочем кабинете владыки Иоанна. Кабинет был небольшой, вещей мало, только самое необходимое. Стол, кресло и прочее было как при нём. Я присел на кресло. К моему удивлению, оно оказалось очень неудобным: низкое, из-за этого я сидел, напрягаясь, а когда откидывался на спинку кресла, то скатывался на пол. А ведь он на нём сидя и спал, и работал. И как тут не вспомнить русскую поговорку: «Не в свои сани не садись».

Владыка Иоанн в своем кабинете в Сан-Франциско

Наступила пора собираться в обратный путь. Полный горячих радостных впечатлений, я приехал в аэропорт, подошёл к стойке регистрации, подал девушке свой билет. Она проверила билет, потом глянула на меня и остудила: «Ваш самолёт уже улетел». Я было начал как-то возражать. Но она показала билет и доказала, что я опоздал. Для меня это был шок. Купить другой билет я не был в состоянии. Я обратился к святителю Иоанну: «Владыка, к тебе как к последней надежде прибегаю. Как ты увёл свою паству с острова Тубобао, так и меня уведи отсюда домой». Девушка обратилась к молодому человеку, который стоял с ней рядом, они о чём-то коротко поговорили. Потом девушка сделала отметки, постучала пальцами по клавиатуре и сказала: «Я вас зарегистрировала на самолёт, который вылетает через час. Скоро будет объявлена посадка. Пожалуйста, возьмите ваш посадочный талон».

Это интересно: Мощи святого преподобного Гавриила Ургебадзе

Святой аскет вселенского значения

Это слово об архиепископе Иоанне само собой вышло из уст одного из ближайших к нему священников, когда владыки не стало на земле.

Многие ли о нем знают на родине, в России? А в мире тысячи людей почитают его как великого праведника.

При жизни он молился обо всех, кто нуждался в помощи, по убеждению, что «перед Богом все люди равны», и сила его молитвы свидетельствовала об истине Православия. Владыка никогда не разделял экуменических взглядов, и вообще, был очень строг в отношении всего, что касалось канонических правил, однако с благодарностью за молитвенную помощь к нему в храм приходили люди разных исповеданий, было и немало случаев перехода в Православие.

Один католический священник, француз, исчерпав аргументы на проповеди, обращенной к молодежи, воскликнул однажды: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой – Saint Jean Pieds–Nus (Святой Иоанн Босой)!»

На фотографиях владыка Иоанн часто выглядел невзрачно, то есть совершенно по-монашески: сутулая фигурка, беспорядочно распущенные по плечам темные волосы с проседью. При жизни он к тому же прихрамывал и имел дефект речи, затруднявший общение. Но все это не имело ровно никакого значения для тех, кому пришлось опытно удостовериться в том, что в духовном отношении он был явлением совершенно исключительным – подвижником по образу святых первых веков христианства.

Храмы

В настоящее время на территории России только на Тверской земле имеется Храм в честь Святителя Иоанна Сан-Францисского и Шанхайского Чудотворца, просветителя Америки и Китая. Церковь была построена в 2012 году. (Россия, Тверская область, г. Тверь, поселок Литвинки).

На родине святого в деревне Адамовка Харьковской области на месте дома, где когда-то жила семья Максимовичей, воздвигнут скит в честь святителя Иоанна.

В Москве частицы мощей свт. Иоанна находятся в пятнадцати храмах. Например, в Покровском ставропигиальном женском монастыре ( ул. Таганская, д. 58), Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре (ул. Рождественка, д. 20) и других.

Наш современник святитель Иоанн Шанхайский не обладал яркой и запоминающейся внешностью: имел небольшой рост и дефект речи, хромал, невзрачно одевался. Однако насколько был богат епископ духовными дарованиями, если уже через 28 лет после преставления, что является невероятно коротким сроком, святой был канонизирован и явил множество чудес.

Как прикоснуться к святым мощам

Сейчас прикоснуться к святым мощам не представляется столь сложным, как раньше. Собирается множество паломнических туров не только по нашей стране, но и за ее пределы. Верующие отправляются в святые места помолиться, набраться сил, очиститься. Довольно часто организовывается вывоз святых мощей в другие города и страны, чтобы те христиане, которые не могут приехать в места постоянного пребывания мощей, могли прикоснуться к ним.

Как следует вести себя, ёсли вы собираетесь прикоснуться к святым мощам? Часто в храмах, куда их привозят, выстраиваются длинные очереди из желающих это сделать. Ведите себя в толпе смиренно, помогайте стоящим рядом, творите молитву до тех пор, пока не дойдет до вас черед. Считается, что даже если вы просто стоите в помещении, где находятся в данный момент святые мощи, вы уже получаете благодать, от них исходящую. Когда очередь дойдет до вас, приложитесь к мощам лбом или поцелуйте ковчежец или раку, в которой они находятся (это на ваше усмотрение), перекреститесь и уступите очередь следующему. Чтобы не задерживать людей, перед мощами разрешается перекреститься два раза, а третье крестное знамение совершить, уже отойдя от них.

Обретение мощей святого

Обретение мощей Иоанна Шанхайского произошло в 1993 году. Несколько дней к гробу святого приходили паломники и поклонялись ему ещё до прославления. Много чудес совершалось по молитвам к святому у его усыпальницы уже тогда.

Мощи святого Иоанна Шанхайского. Храм Богородицы Всех Скорбящих Радосте

Извлекать гроб из бетонного саркофага решили спустя более 25 лет после кончины владыки. Замок не поддался сразу. Один из священнослужителей предпринял попытку вскрыть усыпальницу ломом, но епископ Антоний, принимавший участие в чине, не позволил таким образом поступать с мощами. Владыка помолился и после этого с легкостью открыл крышку.

Тело святого сохранилось и не подверглось тлену. Мощи были повторно омыты и переоблачены. До 1994 года останки святителя Иоанна хранились в усыпальнице, а в день его смерти состоялась канонизация.

Для опыта Православной Церкви — это необычный случай. Прошло всего 28 лет от дня кончины до прославления в лике святых. Но это лишь подтверждает истинную святость Иоанна Шанхайского ещё при жизни.

Читайте о мощах других православных святых:

В чём помогает святой

Еще при жизни святитель Иоанн находился в постоянном поиске тех, кому нужна была его помощь. Поэтому святитель, в первую очередь, почитается как утешитель скорбящих. К нему обращаются в различных нуждах и бедах:

  • как духовному наставнику молодежи молятся о воспитании детей;
  • как духовного врача просят об исцелении душевном и физическом;
  • просят его помощи в поиске работы (особенно люди, живущие за рубежом);
  • считается, что его молитва побеждает смерть, поэтому ему особенно молятся о тяжелобольных.

25

декабря
2018 года

Священным Синодом Русской Православной Церкви был утверждён акафист Иоанну Шанхайскому. Его автор – иеромонах Серафим Платинский.

Существует огромное количество отзывов о помощи святого .
Вот некоторые из них:

«Мы с шестилетней дочерью Мариной приехали на лечение в центр имени Бакулево. У нее обнаружили недостаточность ритма сердца, сделали операцию, устранили ДМЖП. Восстановительный процесс шел без осложнений, но неожиданно, при очередном обследовании врач сказал, что состояние ухудшилось и нужно ставить кардиостимулятор. Я очень расстроилась, сразу спустилась в Храм святителя Луки, что при больнице, помолиться. Свечница дала книгу об Иоанне Шанхайском, сказала, что он скорый в помощи. В течение двух дней читала о святом Иоанне. Вскоре пришел врач и обнаружил, что сердечный ритм восстановился, отпала необходимость ставить кардиостимулятор. Сказал: «Это просто чудо! Поздравляю Вас, мамочка, ваш ребенок совершенно здоров и через два дня вы едете домой».

Р. Б. Яна, 22.04.2018г.

«Заболел внук, поднялась высокая температура. Я сразу же к Иоанну Чудотворцу, молиться, просить. Утром ребенок встал, а температура 36,6. 24 февраля в Храм преподобного Сергия Радонежского, что в Гольяново, привезли Чудотворный Образ Божией Матери мироточивой «Семистрельная». Я поехала приложиться. Был мороз и сильный ветер, а на голове легкая береточка. Думала, народу будет немного, а оказалось, что простояла 2,5 часа. Вернулась домой и почувствовала, что у меня болит ухо. Я сразу же к своему Владыченке. Разговариваю с ним, говорю ему, что мне болеть нельзя, надо идти на вечернюю службу, а на следующий день забирать внука с дачи. Поделилась с Батюшкой и стала молиться. В ухе что-то щелкнуло и оно перестало болеть. Болит желудок, прикладываю иконочку с изображением мощей Иоанна Чудотворца к больному месту, и все нормально. Благодарю тебя, наш родной и близкий Иоанн Чудотворец, по твоим молитвам Господь милует нас и исцеляет.»

Р.Б. Светлана, г. Москва, 2018 г.

В православном молитвослове можно найти  тропарь, кондак, акафист и молитвы святому.

Ежедневно в Сан-Франциско в соборе «Всех скорбящих радость» после Литургии открывается ковчег с мощами святителя Иоанна. Каждую субботу совершается молебен о здравии перед его честными останками. Более того, каждый желающий может заказать поминовение своих родных и близких, заполнив специальную электронную форму на сайте храма. В соборе и через сайт можно также приобрести маслице от лампады, постоянно горящей над мощами святого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: