Церковь покрова на нерли

Состояние церкви на сегодняшний день

Храм на Нерли в наше время делят Русская православная церковь и Владимиро-Суздальский музей-заповедник. По отношению к последней, сооружение входит в состав Богородице-Рождественского монастыря.

К сожалению, первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году)

Внешне церковь сохранилась хорошо. Силами монахов и сотрудников музея стены регулярно подштукатуриваются и подкрашиваются. Внутреннее убранство оформлено несколькими иконами и подсвечниками. Стены оставлены пустыми.

Примите к сведению: молельня открыта ежедневно, но службы проходят только по воскресеньям и в дни христианских праздников. При монастырском подворье живут 3 монаха, которые проводят все религиозные обряды.

Примечания

  1.  (Проверено 18 декабря 2018)
  2. , с. 70.
  3. Доброхотов В. И. Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями. — М., 1852. — С. 70—71.
  4. , с. 279, 298.
  5. , с. 264.
  6. Артлебен А. Н. Древности Суздальско-Владимирской области, сохранившиеся в памятниках зодчества в пределах Владимирской губернии. — Вып. 1. — Владимир, 1880. — С. 50—52.
  7. Толстой И. И., Кондаков Н. П. Русские древности в памятниках искусства. — Вып. 6. — СПб., 1899. — С. 14.
  8. , с. 262.
  9. Бережков Д. Н. О храмах Владимиро-Суздальского княжества (XII—XIII вв.) — Владимир на Клязьме: Типо-литография Губ. правления, 1903. — 146 с. — С. 13, 19, 99—100.
  10. , с. 70, 72.
  11. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — Рязань, 2001. — С. 467.

История

Церковь была освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Однако источники, говорящие об установлении этого праздника на Руси в середине XII века по почину Андрея Боголюбского, отсутствуют, а в домонгольских летописях о церкви говорится как о посвящённой не какому-то конкретному празднику, а Богородице. Следовательно, этот праздник мог быть установлен и позднее (первые упоминания о нём относятся к XIII веку), и в этом случае церковь первоначально могла иметь какое-либо иное посвящение.

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами петрографических анализов белого камня, использованного для строительства церкви.

Первоначально церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, в 1764 году он был упразднён. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) добился разрешения разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

К прочтению  Религия для поколения z

Сергей Заграевский. Реконструкция первоначального вида церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли

Церковь Покрова на Нерли — храм-мемориал

Житие Андрея Боголюбского сообщает, что храм был построен в 1165 году в честь победы князя над булгарами в 1164 году. Также Житие отмечает, что церковь Покрова Богородицы на Нерли является храмом-мемориалом в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Но Изяслав скончался от ран, полученных в военном походе, осенью 1165 года, и в течение одной зимы церковь вряд ли могла быть возведена.

Историк С. В. Заграевский, изучив древнерусские летописи, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом. По легенде, белый камень для постройки церкви Андрей Боголюбский привёз из побеждённой Волжской Булгарии. Это был первый на Руси храм, посвящённый новому празднику — Покрову Богородицы, установленному в Русской Церкви Андреем Боголюбским в середине XII века.

Летописи и даты

Прежде всего, неизвестен точный год строительства знаменитой церкви. Традиционная датировка её 1165 или 1165–1167 годами опирается на очень поздний источник — «Житие Андрея Боголюбского» XVIII века, где сказано: «Cего же лета сын его первый Изяслав Андреевич ко Господу отъиде… Cей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне, яко человек объят быв, и скорбяше…более в богоугодные дела поощряшеся; ибо Боголюбския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме, в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Покрова, на устье реки Нерли… оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Откуда автор этого памятника так точно узнал обстоятельства постройки храма спустя шесть веков — непонятно.

Другую датировку предлагает единственный сохранивший память о строительстве храма летописный источник — Владимирский летописец XVI века, где под 1158 годом сказано: «Cии же князь Ондреи Боголюбовныи град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь». Однако и четыреста лет спустя достоверно судить о строительстве храма в Древней Руси было тяжеловато.

К прочтению  Поместные православные церкви

Таким образом, единственное, что можно утверждать с большей или меньшей степенью вероятности — какой бы ни была точная дата закладки храма, столь сложное сооружение едва ли было построено за один сезон.

Описание

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Согласно другому преданию князь Андрей Боголюбский построил этот в возвышенной печали храм в память о своем старшем сыне Изяславе, погибшем в походе на Волжскую Болгарию. Конструктивно храм Покрова на Нерли очень прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Церковь невелика и удивительно гармонична. Полуцилиндры апсиды, такие грузные, так сильно выступающие в постройках Юрия Долгорукого, здесь словно утоплены в тело храма, и восточная (алтарная) часть не перевешивает западную. Сложно профилированные пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции изящного храма. Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид. Выше аркатурно-колончатого пояса стены украшены рельефами. Вертикальное устремление постепенно и незаметно переходит в полукруглые очертания закомар. Полукружиям закомар вторят завершения изящно вытянутых окон. И, наконец, церковь венчает полукружие главы, которая раньше была шлемовидной, а сейчас напоминает луковицу. В 1954 — 1955 гг. при археологических изысканиях были обнаружены фундаменты неизвестного назначения. Скорее всего, это — основание несохранившейся арочной галереи, которая огибала церковь с трех сторон на расстоянии двух с половиной метров от стен. Внутреннее убранство — фрески не сохранились, были сбиты при «поновлении» храма в 1877 году. Место для церкви – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму – указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом спасен от гибели. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене. Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника более лирического. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. Храм внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Адрес: Владимирская область, село Боголюбово

Алиса Городцова

18 октября 2011

Резьба

Изысканная работа резцов по камню украшает фасад здания. Она изображает библейского царя Давида, который с псалтырем в руках (повторяется трижды), восседает на троне в окружении фантастических животных: голубей и орлов, львов и грифонов. Кроме того, строгие девичьи маски опоясывают фасады.

Пока символика резьбы не расшифрована. Исследователи предполагают, что львы олицетворяют символы силы и власти. Изображение хищного зверя, поднявшегося на задние лапы, вероятно, пардуса, до сих пор можно увидеть на гербе города Владимира. По поводу женских ликов ученые сходятся во мнении, что это может быть образ Софии, которая символизирует самоотречение и мудрость.

Каменная резьба является сложной и затратной работой. Ученые пришли к выводу, что с учетом технологий того времени, если бы над созданием украшений из камня для храма работал один человек, ему потребовалось бы как минимум три тысячи дней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: