Поклонение честным веригам апостола петра

Ветер, водивший апостолов

Дух, Пневма (как звучит это слово по-гречески) и есть – ветер, или, если говорить о Духе Святом, водившем апостолов – Ветер, с прописной буквы. У Гиппократа есть такой трактат – «О ветрах», но иногда его переводят и «О духе». Ветер и дух – синонимы для человека, говорящего по-гречески.

Веселый ветер из той самой песенки сына капитана Гранта – тоже практически главный герой замечательного романа Жюля Верна, вдохновлявшей множество поколений мальчишек и девчонок (не будем забывать о смелых и романтичных девчонках, которые с восторгом читают о приключениях на суше и море, о путешественниках и пиратах!).

Веселый ветер ведет героев книги на поиски смелого капитана, которого все считают умершим, погибнувшим, сгинувшим без возврата – и который на самом деле жив. Ветер веет, где хочет и дает свободу. Карты не всегда правы, карты могут обманывать – и остров Мария Терезия может на самом деле называться остров Табор, остров Фавор, остров, названный в честь горы Преображения Христова.

И на острове Табор ждет и не теряет надежды встретить своих любящих детей и своих смелых, не теряющих надежды и таких разных друзей, мореплаватель и герой, мужественный и добрый человек, капитан Грант.

Апостол Петр повторяет судьбу своего Учителя

В Деяниях Апостолов веет настоящий Ветер Божий, Дух Святой. Им наполнена вся жизнь действующих лиц. Это Дух Господней свободы, и Его веянием пронизана вся эта книга, которую когда-то называли «Деяния Церкви». У ранних христиан слова «Церковь» и «Дух» были практически синонимами.

…Апостол Петр в Деяниях словно повторяет судьбу своего Учителя – и не страшится ее повторить. Он смело проповедует, он говорит о том, что его соотечественники распяли Праведника, того самого Мессию, которого они ждали, что они пропустили величайшее событие, словно прошедшее мимо них и не просто незамеченное ими, а поруганное и униженное ими.

Но он не мечет громы и молнии – он говорит подавленным своим поступком людям, что Бог во Христе примет их покаяние, что Иисус Христос – не зол и не злопамятен, что, будучи совсем недавно распят с их попущения или, быть может, молчаливого одобрения, Он победил смерть.  Теперь Он – в Боге, Он – свободен свободой Бога, Он – выше всех, как Бог, и Он волен дарить Свою радость, свободу и милость каждому приходящему к Нему.

К прочтению  Сегодня православная церковь празднует память святого серафима саровского

Он может помиловать каждого во Израиле – Он милостив. Он не помнит зла. У Него остается одно, самое горячее человеческое желание – чтобы все спаслись, чтобы все пришли к Нему. И Петр призывает всех прийти к Иисусу, который явно и явственно после Воскресения стал Мессией Израиля.

Но это вызывает гнев знатоков Закона. Петр арестован, избит, брошен в темницу, его скоро казнят. Казалось, он повторяет путь Иисуса. Но нет – Ангел Господень приходит к нему, выводит из темницы, вопреки всякой безысходности, вопреки всякому отчаянию любящих его людей. Он повторяет путь Иисуса – но путь, ведущий в Воскресение. В жизни Петра является заря Воскресения, словно молния, освещающая темную ночь земной тяготы и безнадежности. Вопреки всему.

Местонахождение вериг

«Праздник цепей» — именно так нарекли римляне торжества, устраиваемые в честь поклонения волшебным веригам святого апостола Петра, исцеляющим вот уже много столетий болезни телесные и душевные. Храм, где в настоящее время покоятся святые цепи подвижника, называется по-итальянски Сан-Пьетро-ин-Винколи (в переводе означает «Святой Петр в оковах»). Его нетрудно отыскать туристу: церковь располагается на холме Эксквилил, как уже упоминалось, на одноименной с храмом площади, к северу от знаменитого Колизея.

Честные вериги апостола Петра находятся в специальном, абсолютно прозрачном ковчеге. Ларец этот в свою очередь стоит внутри главного престола, лицевой стороной обращенного к пастве и расположенного в центре храма на возвышении. Непосредственно под престолом оборудован нижний предел. Престол же последнего примыкает к стойке главного престола. Подводя итог, можно сказать, что ковчег, в котором хранятся честные вериги святого апостола Петра, расположены в пространстве между престолом нижнего предела и верхней доской главного престола. Сюда может зайти каждый желающий поклониться святым цепям подвижника – ему просто придется спуститься в нижний предел.

Спуск этот начинается из центральной части храма. Честные вериги апостола Петра видны прихожанину, когда бронзовые дверцы передней боковой стороны верхнего предела растворены.

Непосредственно приложиться к реликвии в любое удобное для прихожан время возможности, увы, нет – ее можно лишь увидеть. Прикоснуться же к святыне разрешено исключительно в период с 1 по 8 августа нового стиля: вериги апостола водружают на главный престол и, таким образом, открывают доступ к ним пастве.



В церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи хранится помимо честных вериг апостола Петра еще немало святынь. Среди них – фрагменты креста, на котором был распят ученик Иисуса. Части вериг святого Петра находятся также в Германии, городе Трире, точнее – в ризнице местного кафедрального храма, возраст которого насчитывает без малого 9 веков.

К прочтению  Календарь православных праздников и постов в 2020 году

Сведения о празднике

Итак, уже во II в. н.э. в Риме отмечали религиозную дату 29 января, посвященную чествованию святых вериг апостола Петра. Сначала хвалебные богослужения совершались в память Мамертинской цепи, изначально находившейся в Столице Мира. Но в V веке начали чествовать сразу две вериги, так как именно в этот период в империю прибыла Иерусалимская святыня.

В народе издавна существовали свои ассоциации с праздником 29 января. День поклонения честным веригам апостола Петра совпадал с важным сельскохозяйственным сроком. 16 января по старому стилю крестьяне производили плановый осмотр запасов зерна и кормов для скота. При этом замечали, что обнаруживается в результате – недостаток или излишек. Если имел место быть первый, скорбели, так как сие означало грядущий неурожайный год. Ну, а если второй, радовались – впереди ожидался богатый, плодотворный период. Верующие люди в день поклонения честным веригам подвижника непременно шли в церковь и заказывали святому Петру молебны с целью обеспечения в будущем урожая.

Кроме того, русские крестьяне называли День поклонения святым цепям апостола «Полукорма». С данным назначением религиозного праздника 29 января также было связано множество примет.

Например, в этот день прослушивали амбары. Прикладывали ухо к зерну и замечали: если слышался гул – это к ненастному лету, тишина – к солнечному и спокойному. На жито клали сделанный из сломанной пополам лучины крест – «ставили» защиту от нечистой силы.

Интересные обычаи, связанные с праздником поклонения веригам апостола Петра, существовали и у сербов. Дата 16 января соотносилась у данного народа с «волчьим днем» и носила название «Верижаци». Сербы в этот день не пользовались инструментами и не выполняли работ, подразумевавших осуществление таких процессов, как ткачество, резка, прокалывание, шитье. Предметы, так или иначе походившие на волчьи клыки, народ прятал подальше. Делалось это с целью оградить себя и жилище свое от нападения грозных хищников.

У малороссов (уроженцев Украины) тоже были свои приметы. Так, они верили, что 16 января является по своей сути «перевалом зимы», ведь с данного момента лед на реках начинал истончаться и, как следствие, ломаться, обнажая воду. Существовала даже поговорка: «На Петра вериги, трутся криги». Слово «криги» как раз-таки означало «льдины».

К прочтению  Церковь празднует память священномученика аркадия, епископа бежецкого

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: 29 января,
Вериги апостола Петра

Иисус Христос абсолютно свободен

Воскресение Иисуса Христа прорывается в наш мир. Воскресший Иисус Христос, Сын Божий, Он, над Кем не властна больше смерть – «она Им «более не обладает» (Рим. 6:9), более не имеет над Ним власти, Он вне пределов господства смерти  — Он Самый, Бог Живой являет Себя в силе Своего Победительного Восстания в каждом маленьком и большом чуде. Воскресение – это то, что происходит вопреки всякой безнадежности, как говорил арх. Ианнуарий (Ивлиев).

«Иисус Христос абсолютно свободен», — часто говорил о. Ианнуарий в своих лекциях. – «Он может быть со мной и с тобой. А может быть – с тобой, со мной и с ним – одновременно. Может быть со мной в Москве, и с ним в Токио, и с ней в Америке. Может быть в настоящем, в прошедшем и будущем. Для Него после Воскресения нет никаких ограничений».

Петр, как и мы, обычный человек, он не Сын Божий. Но он последовал за Христом, он призван Христом стать Его апостолом – и он становится на этот тяжелый путь, на путь насмешек и бесчестия, но и на путь радостной вести, которую он несет, вместе с другими апостолами, всем народам без деления их на чистых и нечистых.

«Надо верить твердо, что Иисус Христос воистину воскрес, — говорил величайший святой и чудотворец двадцатого века, святитель Иоанн Сан-Францисский, — и тогда Господь всегда поможет».

Христос Бог в силах явить Свое Воскресение, Свою Божественную свободу среди всего зла и несвободы мира.

«Есть, безусловно, очень важная связь между понятием свободы и понятием воскресения. Если мы будем говорить конкретно о воскресении Иисуса Христа, или эсхатологическом воскресении каждого человека по нашей вере, то мы скажем, что воскресение есть состояние полного обожения, Богоподобия, а это есть вхождение в состояние Божественной свободы. Иисус Христос воскресший – Он свободен, Он уже не ограничен пространством, временем, какими-то физическими характеристиками. И Он не ограничен никакой смертью. Он вырвался из несвободы этого мира в иное Царство, которое Он и возвестил с самого начала: там, где Он – там Царство Божие, там Царство свободы (архим. Ианнуарий (Ивлиев)).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: