18 сентября церковь чтит память пророка захарии и праведной елисаветы, родителей иоанна предтечи

Рождение сына

И вот настал день появления на свет Божий младенца Иоанна. Спустя восемь суток в доме Елисаветы и Захарии собралось множество народу: согласно еврейской традиции, над мальчиком нужно было произвести торжественный обряд обрезания. После, как правило, малыш получал имя, притом нарекали его в честь одного из старших родственников. Только в этот раз все было по-другому: Елисавета на вопрос гостей о том, как назовут они с супругом своего сына, ответила: «Иоанн». Для пущей убедительности присутствующие задали подобный вопрос и Захарии. Тот, все еще не имея возможности говорить, написал на поданой ему восковой дощечке фразу: «Иоанн будет имя ему». Как только праведник закончил писать, к нему вернулся дар речи.



Захария восславил Бога и вознес Творцу благодарность за оказанную милость. Интересно также и то, что счастливый отец по внушению Святого Духа стал пророчествовать в отношении собственного сына. Вот что сказал он: «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира».

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Свяще́нства оде́ждею обложе́н прему́дре,/ по зако́ну Бо́жию всесожже́ния прия́тна священноле́пно приноси́л еси́, Заха́рие,/ и бы́л еси́ свети́льник и зри́тель та́йных,/ зна́мения в тебе́ благода́ти нося́ я́вственно всему́дре./ И мече́м убие́н бы́в в хра́ме Бо́жии, Христо́в проро́че,// с Предте́чею моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

Проро́к дне́сь и свяще́нник Вы́шняго,/ Заха́рия предложи́, Предте́чев роди́тель,/ трапе́зу своея́ па́мяти,/ ве́рныя пита́я,/ питие́ бо пра́вды все́м раствори́в,/ сего́ ра́ди скончава́ется,// я́ко боже́ственный таи́нник Бо́жия благода́ти.

Преподобномученик Афанасий Брестский

Получив прекрасное образование, Афанасий владел древними и новыми языками, знал писания святых отцов, сочинения западных философов и богословов. В молодые годы некоторое время был учителем. С 1627 года подвизался в Кутеинском монастыре, который традиционно хранил стойкую приверженность Православию. Между тем иезуитские миссионеры шли на любые меры ради обращения в свою веру народов Белоруссии. В 1648 году преследования были настолько суровыми и кровавыми, что малороссы взбунтовались. Тогда польские власти арестовали вождей восстания и всех видных деятелей Православной Церкви. Тюремщики и католические церковные власти, подвергнув Афанасия телесным и душевным мучениям, застрелили его. От мощей преподобномученика, положенных в монастыре Рождества Богородицы, впоследствии произошло множество чудес.

Моисей Святогорец о цели и деле христианина

Церковь — это не то, что мы воображаем, что представляем себе, что соответствует нашим пожеланиям. Церковь — это материнские объятия, которые хотят спасти всех, кто захочет спастись. Это не институт, не идеология, не группа, не система, не партия. Церковь не судит, не карает, не ищет сторонников, не изменяется, не разделяет, не утомляется, не отдыхает, не беспокоится об убедительных доводах, никого никогда не стремится поработить и разгромить. Мы, христиане, сегодня должны стать людьми чистого духовного опыта, чтобы сама наша жизнь говорила громче всех наших слов, не требовать с дерзостью чуда, не торопиться в молитве, прислушиваться к другому человеку, кем бы он ни был, сотрудничать с Богом. Миссия Церкви — спасение мира; Таинства Церкви освящают человека, который, очистившись, озаряется и достигает обожения. Такова православная теология, антропология, экклезиология и аскетика нашей Церкви. Да не будем искать других путей, когда един путь спасения, обожения и совершенства.

Вам это будет интересно

День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — праздник 30 сентября…

Перенесение мощей Симеона Верхотурского — праздник 25 сентября…

Преподобный Силуан Афонский — праздник 24 сентября

Святые Иоаким и Анна — праздник 22 сентября

День памяти преподобного Макария Оптинского — праздник 20 сентября…

День Архангела Михаила (Михайлов день) — праздник 19 сентября, архистратиг Михаил…

Освященное время Церкви — праздник 14 сентября: церковное новолетие и миротворный круг…

Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского (1724) — праздник 12 сентября…

Обретение мощей Иова Почаевского — праздник 10 сентября

День преподобного Пимена Великого — праздник 9 сентября…

Священное Писание

2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13

3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.

4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.

5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то́, чем должны быть.

6 О нас же, надеюсь, узна́ете, что мы то́, чем быть должны.

7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.

8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.

9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.

10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.

11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,— и Бог любви и мира будет с вами.

12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.

13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.

Мк., 18 зач., IV, 35-41

35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.

36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.

37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. 38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.

40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 13, 3-13; Мк. 4, 35-41

Ученики плывут по морю; поднимается буря и поставляет их в опасное положение, а Господь спит. Взывают к Нему: «Господи, спаси!», и Он одним словом укрощает бурю. Другое фактическое представление порядка Божественного промышления. И каждый человек, и народы, и Церковь — плывут по морю жизни сами, силами, в них вложенными, естественными и сверхестественными, по порядкам, Богом заведенным. Господь почивает, хотя и пребывает среди движущихся событий; Сам же действовать начинает тогда, когда угрожает неминуемая беда, могущая уклонить направление событий, в противность Божественным Его планам. Он всюду есть, все хранит, все согревает веянием любви Своей, но действовать предоставляет Своим тварям, силами Им данными, по законам и порядкам, Им повсюду заведенным и хранимым. Он не лично вседействующ, хотя все от Него и без Него ничего не бывает. Всегда готов Он и Сам воздействовать, когда это нужно по Его безпредельной премудрости и правде. Молитва — приемник Божиих действий. Но самая лучшая молитва: «Господи! Тебе все ведомо, сотвори со мною, как изволишь!»

Убиение благоверного князя Глеба

Благоверный князь Глеб был убит, как и его старший брат Борис, князем Святополком Окаянным в 1015 году. После убийства святого Бориса Святополк послал ко Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося князя Владимира. Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Недалеко от Смоленска убийцы настигли Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его. По приказу убийц «повар Глеба, по имени Торчин, взял нож и, схватив блаженного, заклал его, как агнца непорочного и невинного, месяца сентября в 5-й день, в понедельник». Тело князя погребли в пустынном месте недалеко от Смоленска. В 1019–1020 годах могилу святого разыскал его брат Ярослав. Тело князя Глеба, нетронутое тлением, перенесли в Вышгород Киевский и погребли рядом с мощами святого князя Бориса.

Молитвословия

Тропарь преподобномученика Афанасия Брестского

глас 2

Блажен еси, отче наш Афанасие,/ яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру,/ со умилением присно поя неседальное Пречистей,/ заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/ пострадав за свидетельство истины даже до смерти./ Мы же, чтуще святыню твою,/ со дерзновением взываем ти:/ отче наш, преподобномучениче Афанасие,/ похвало и украшение наше.

Кондак преподобномученика Афанасия Брестского

глас 4

Монашескаго жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, Афанасие, и яко солнце пресветлое людям православным возсиял еси. Темже и Христос даром чудес обогати тя; да чтуще пресветлую память твою, зовем ти: поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне.

Тропарь благоверного князя Глеба

глас 4

Мученик Твой, Господи,/ спасшеся веры ради,/ княже Глебе,/ труждающимся быстрый помощник/ и ненадежным надежа./ Ты бо болезни врачуеши притекающим к тебе с верою./ Темже и мы верою молимся/ от бед избави нас,/ чтущим любовию память твою.

Кондак благоверного князя Глеба

глас 2

Днесь земля ублажается, напившися крови твоея,/ и храм освящается, приимши тело твое,/ великомучениче княже Глебе./ Желанием болезни твоея за грези предлагаема/ и удесы благоухания освящающи,/ подающи всему миру велию милость.

Тропарь пророка Захарии

глас 4

Священства одеждею обложен, премудре,/ по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие,/ и был еси светильник и зритель тайных,/ знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре,/ и, мечем убиен быв в храме Божии,/ Христов пророче, с Предтечею моли// спастися душам нашим.

Кондак пророка Захарии

глас 3

Пророк днесь и священник Вышняго,/ Захария предложи, Предтечев родитель,/ трапезу своея памяти,/ верныя питая, питие бо правды всем растворив,/ сего ради скончавается,// яко божественный таинник Божия благодати.

Кондак праведной Елисаветы

глас 4

Яко луна полна,/ Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси,/ и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето./ Достойными убо Тя песньми ублажающе,/ Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.

Бегство и гибель



Коварный правитель послал в дом Захарии убийц, однако воины не нашли младенца. И это понятно, ведь как только началось инициированное Иродом избиение младенцев в Вифлееме, до родителей Иоанна быстро дошел слух о происходящем. Не долго думая, Елисавета взяла полуторагодовалого сына своего и бежала с ребенком в горы. Скрываясь там, бедная женщина истово молилась Богу о защите своей кровинки. Тут она увидела приближающихся воинов, и возопила в отчаянии, стоя возле каменной горы: «Го¬ра Бо¬жия, при¬и¬ми мать с сы¬ном!». Случилось чудо – гора расступилась и скрыла Елисавету с Иоанном от глаз убийц Иродовых. Воины еще немного поискали беглецов, но никого не нашли и вернулись к господину своему «не солоно хлебавши».

Ирод же был непреклонен и решил подойти к решению проблемы с другого конца. Он послал воинов к Захарии в Иерусалим с приказом отдать ему сына Иоанна. Священник же отвечал пришедшим так: «Я служу ныне Господу Богу Израилеву, и не знаю, где теперь находится сын мой». Он говорил истинную правду. Но Ирода такой ответ не удовлетворил, поэтому он снова послал к Захарии гонцов своих, которым приказал убить священника, ежели тот не исполнит приказ царя. В итоге праведник погиб от рук нечестивцев близ алтаря.

Тем временем Елисавета все скрывалась с сыном в горах. Они находились там под надежной зашитой Господа. В расступившейся горе возникла пещера, в которой мать с сыном укрывались. А рядом выросла финиковая пальма с плодами – ими они питались. Прожили так беглецы сорок дней. Затем Елисавета умерла в упомянутой выше пещере, и отрок Иоанн остался один, правда, хранимый Ангелом до дня начала проповеднической деятельности.

Пророку Захарии и праведной жене его Елисавете верующие адресуют молитвенные просьбы о разрешении такой проблемы, как бесплодие. Помогают они также незамужним девушкам и женщинам обрести свою вторую половинку.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: День пророка Захарии и праведной Елисаветы,
18 сентября

Использованные материалы

  • Житие в календаре на портале Православие.RU:

  • Служба Свята́го проро́ка Заха́рии, отца́ честна́го Иоа́нна Предте́чи» / Минея-сентябрь, Изд. Московской Патриархии, с. 140, 143:
    • — тропарь
    • — кондак

  «Εὕρεσις Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Ζαχαρίου Πατρὸς Ἰωάννου Προδρόμου», сайт ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .

  «Память перенесения мощей святого апостола Иакова, брата Господня, и святых Симеона и Захарии» / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. II. — С. 417.

  «Память святых пророка Захариии праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи» / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. I. — С. 94-95.

  9, 17 // PG 67, 1628.

  «Обретение мощей пророка Захарии, отца Иоанна Предтечи» / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. III. — С. 635.

  BHL 4099.

  Garitte, Calendrier, p. 227, 232, 400. Ссылка по «Память перенесения мощей святого апостола Иакова, брата Господня и святых Симеона и Захарии» / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. II. — С. 417.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В тяжелых жизненных обстоятельствах, видя торжество несправедливости и беззакония, мы говорим: «Ну где же Бог?» Мы не видим Божиего присутствия в жизни, нам кажется, что мир — это неуправляемая стихия, что какие-то темные силы управляют человеческой совестью, и в результате начинаем сомневаться в том, что Бог способен нам помочь. Возникает недоверие к Богу — не столько рациональное, умственное, сколько на бытовом уровне

Каждодневные заботы поглощают все наше внимание, и, не исключая Божиего присутствия, мы живем так, будто Бога нет, повторяя тем самым грех прародителей. Это и есть недоверие к Богу

Так почему же мы думаем, что нас минует то же самое наказание — изгнание из рая? Ведь это отказ Бога слышать нас в ответ на наше неверие и предательство, подобно тому как Господь отказался общаться с первыми людьми в ответ на их предательство. Человек оказывается во власти темных сил и стихий мира сего, и мы знаем, как страшно складываются в таком случае судьбы людей.

Чудесная весть

Супруги, упомянутые выше, принадлежали роду Ааронову. Пророк Захария являлся сыном некоего Варахии и служил священником в храме города Иерусалима. Жена его, праведная Елисавета, приходилась сестрой матери Пречистой Девы Марии – святой Анне. Жили благочестивые супруги душа в душу. Одно лишь обстоятельство омрачало эту идиллию: у Захарии и Елисваеты не было детей. Оба страдали бесплодием, а сей недуг в ветхозаветные времена считался великим грехом.

Долго молились супруги Господу о даровании им ребенка. И молитвы их, в конце концов, были услышаны. Как-то раз во время совершения Захарией в храме богослужения, в Святилище явился ему Ангел Божий и сообщил, что вскоре престарелая супруга родит ему сына по имени Иоанн, добавив: «и будет велик пред Господом», «и предъидет пред Ним в духе и силе Илии». Сказал он также и то, что ребенок сей будет «предтечей Божественного Мессии» — подготовит человечество к пришествию Христа и станет великим проповедником праведной жизни народу израильскому. Захария не посмел поверить услышанному, потому как к тому времени уже совершенно отчаялся когда-либо иметь детей. За это через Ангела, коим, кстати, являлся Архангел Гавриил, Бог покарал праведника временной немотой. Последняя, по словам небесного вестника, должна была разрешиться, как только родится ребенка. Захария вышел к народу, но не мог сказать ни слова – он действительно потерял дар речи.



Предсказание вестника Божия исполнилось в точности. Елисавета в самом деле оказалась беременна, но никому не говорила о своем положении, потому как боялась насмешек – все-таки она находилась в летах. Только Захария знал о скором появлении в семье наследника. Длилось сие пять месяцев. Однажды в гости к праведным супругам пришла Дева Мария – племянница Елисаветы. Она сама тогда носила под сердцем сына и знала о секрете благочестивой четы от Архангела Гавриила, сообщившего и ей тоже в свое время радостную весть. Дева Мария поспешила рассказать о своей осведомленности родственнице. Лишь после случившегося праведная Елисавета перестала скрывать от людей факт собственной беременности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: